вторник, 12 ноября 2013 г.

12 ноября День поиска истины (Гарики)

«Истина». 1903. Фердинанд Ходлер (1853–1918)

Я мыслю без надрыва и труда,
немалого достиг я в этом деле,
поскольку, если целишь в никуда,
никак не промахнёшься мимо цели.
• • •
Излишних сведений кирпич
меня не тянет в каждый спор,
но жажда истину постичь
меня сусанит до сих пор.

И.Губерман "Гарики"

Определения
В философии

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

В логике

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В науке

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач..

«Правда» в значении «истина»

В значении «истина» условно употребляется также слово «правда», хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривда, ложь и вымысел.

Несмотря на то, что понятие «правда» используется в значении «истина», оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Таким образом термин «правда» более проконстатирует действительность нежели реальность истинную.


История понятия

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.

В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом) и логические (не зависящие от опыта, априорные). Представители так называемого социально-психологического направления (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.

В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

(А.Блок. 24 апреля 1906, Озерки)

Я быстро убедился вживе
(И замолчал в глухой тоске),
Что нету истины ни в пиве,
Ни в водке и ни в коньяке.

Штормуя в алкогольном море
(Где утонуть весьма легко),
Искал я истину в кагоре,
Бордо, рейнвейне и клико.

Открытия казались близки,
Но ложным оказался след.
Нет истины в шотландском виски,
В ирландском виски – тоже нет.

Будь вы богаты или нищи,
Но безответен сей вопрос.
Взыскуя истины в винище,
Вы наживёте лишь цирроз.

Язык широк. Значенья узки.
Но коли в вас вселился бес –
Ищите истину в закуске,
И набирайте лишний вес!

© Copyright: Евгений Туганов, 2012
Свидетельство о публикации №112072207297



Религиозный смысл истины
Истина в индуизме

По убеждению сторонников индуизма, истина познается только через целостный опыт восприятия. Причем не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание "Я" внешнего "Я" внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности.

Истина в конфуцианстве

Одним из базовых понятий в конфуцианстве является дао:
道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.

Истина в даосизме

Из высказываний Лао-Цзы: «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».

Истина в буддизме

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы (исключение составляют буддисты восточно-азиатских школ, уделяющие внимание Сутре сердца, в которой отрицаются Четыре благородные истины). Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.

Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах. Профессор философии Д. Т. Судзуки выразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?».

Истина в иудаизме

В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару.
"А Господь Бог есть ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный." (Книга пророка Иеремии 10.10)

Истина в исламе

Во многом аналогичной позиции придерживались сторонники ислама, убежденные в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана, − это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведет к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина − это спасительный Закон.

Истина в христианстве

Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом смысле примечательно поведение Пилата, скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчеркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи − вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек − ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина − это спасительная Личность.

В христианстве истина − это Свобода во Христе, ибо Закон − есть удел лишь рабов и наёмников. Христианское понимание истины − есть освобождение от невежества через познания принесённые Благой Вестью Евангелия.


Общепринятые истины

"He подлежит сомнению, что всякая общая мысль, всякая общепризнанная условность — бессмыслица, ибо они — достояние большинства."
Шамфор, «Изречения»

"Общепринятые истины экономят умственные усилия социума, однако же меняются со временем. В результате приходится либо напрягать МНУ1, либо терпеть epic fail2 из-за несоответствия истины тому, что происходит IRL3. И то, и другое равно неудобно. Однако же в 95% случаев следование прописной истине помогает. PROFIT4! Однако в 95% и еще овер 9000 из этих, якобы оказавшихся полезными, случаев, в итоге все равно выкукливается epic fail. Еще и потому, что Старшему Брату выгодна вечная школота, а не свободные от шаблонов индивиды. PROFIT!
Общепринятые истины — набор законов, правил и стереотипов, навязываемых быдлу быдлом и регулирующих его поведение. Общепринятое мнение по определению является лишь мнением большинства населения, но при этом может быть диаметрально противоположно действительности, логике и здравому смыслу, или же быть их грубым упрощением. Однако, в результате умышленной и целенаправленной подмены понятий, многие называют общепринятые истины здравым смыслом. Для убедительности общепринятые истины могут смешать с чем-то таким же очевидным, как законы физики, выдавая получившийся коктейль за здравый смысл. Следует понимать, что в разных коллективах набор общепринятых истин может значительно отличаться. Нетрудно догадаться, к чему приводит любое столкновение хомячков5, свято считающих общепринятой истиной что-то, с теми, кто не согласен с Великой Истиной™. Иногда подобные столкновения настолько длительны и масштабны, что перерастают в холивар6. "

Lurkmore

---------------------------------
1. Межушный Нервный Узел (межушный ганглий, фимозг, мой наномозг) — принятое в сетевых дискуссиях пренебрежительное название головного мозга собеседника (или кого-нибудь еще, к чьему интеллекту требуется высказать пренебрежение), ведет происхождение от Кащенки.
2. В переводе с английского, to fail — претерпевать неудачу. Может быть охарактеризован известной фразой Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Превосходная степень выражения — эпик фэйл (легендарный (полный) провал — транс. англ. EPIC FAIL). Более русским всё же следует признать вариант «былинный отказ». А литературный перевод — «сокрушительный провал».
3. IRL (иногда используется транслитерация ИРЛ либо смешанное написание в RL) — аббревиатура от англ. «in real life», «в реальной жизни». К реальной жизни относится всё, что происходит с физическим телом субъекта.
4. ПРОФИТ (англ. PROFIT; от стар.-фр. prufit; лат. proesse; в прошедшем времени profuit — пригодился) — мем, используемый последним пунктом в любом списке. Само слово переводится как «выгода», гешефт. Происходит из сериала Саус Парк (серия 2x17 «Gnomes»), где слово PROFIT являлось последним пунктом бизнес-плана кальсонных гномов. В сам сериал сабж перекочевал из типовых шаблонов американских презентаций, которые именно таким образом и составлялись.
5. Хомячки (изначально лемминги, в честь одноименных грызунов, имеющих обыкновение перемещаться толпой и дружно падать с обрывов) — доверчивая и легко манипулируемая часть населения, которая, по мнению британских учёных5.1, является доминирующей, при этом каждый хомячок убеждён, что уж он-то поумнее остальных. Участвуют во всех флешмобах и «пиарах», подписывают онлайн-петиции, прыгают в комментах всех топовых постов, единодушно выражают своё сраное мнение по поводу различных событий, показушно рвут и мечут, и столь же непоказушно исходят на говно. Отличаются самой омерзительной предсказуемостью. Особенно любят отмечаться в постах, посвящённых каким-либо трагическим событиям, оставляя, как правило, комментарии типа «скорбим», «жалко», «нет слов», «куда катится мир?», «как страшно стало жить!», «………» и прочую банальщину. Большую часть хомячков составляет офисный планктон с активной гражданской позицией, которая активная, только пока ему нечем заняться на рабочем месте. Поэтому многие считают хомячков синонимом офисного быдла. Одной из характерных особенностей хомячков является установка на собственную уникальность и отличие от окружающих и перманентный butthurt5.2 от подсознательного понимания своей быдлячности. Что сильно облегчает, ибо они легко ведутся на тренинги личностного роста, Дианетику, Трансерфинг и прочие, требующие исключительного интеллекта и тонкой душевной организации индивидуума, аналогичные способы выкачивания лулзов или тупо денег из трудящихся масс.
5.1. Британские учёные — это научные работники из Великобритании. В интернетах, а иногда и IRL, «британские учёные» являются синонимом исследователей, работающих над совершенно безумными, идиотскими и не представляющими абсолютно никакой практической ценности псевдонаучными проектами.
5.2. Butthurt (рус. баттхёрт, буквально «жопная боль» или «попоболь») — особое, широко представленное в интернетах психоэмоциональное состояние, а также человек, в нём пребывающий. Наиболее близкий научный (психологический) термин для обозначения Butthurt’а — фрустрация или незавершённый (незаконченный) гештальт.
6. Холивар (от англ. holy war, священная война, алсо, религиозные войны) — общее название споров между людьми, являющимися приверженцами диаметрально противоположных мнений, которые они не желают менять. Такой спор принципиально бессмыслен, так как ни один из участников дискуссии не собирается выслушивать и обдумывать доводы своего оппонента, а стремится максимально красиво выглядеть в глазах зрителей.


С древнейших времён человечество кристаллизует свой коллективный разум в так называемых пословицах, поговорках, а равно и народных приметах. С приходом эпохи Просвещения к этому делу стали прикладываться уже и отдельные умы, причём масштаба, например, Вольтера. «Энциклопедия» Дидро была весьма впечатляющим проектом! Хотя до авторов Википедии Вольтеру и Дидро, конечно, далеко…

Но недолго прописывала свои истины победившая ПГМ (православие головного мозга — меметическая болезнь, поражающая ЦНС человека, злокачественная форма ФГМ) наука! Не прошло и ста лет, как некоторые интеллектуалы дочитали-таки до конца известное любому энциклопедисту изречение Гиппократа: «Ars longa, vita brevis (occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile)» («Жизнь коротка, искусство вечно, удачный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно»). И стали сначала просто подозревать, что в идее общепринятых истин есть что-то нехорошее, а затем и троллить всяких серьёзных людей. Тут, безусловно, надо отдать должное мистеру Джонатану Свифту, однако же, при всём уважении к автору «Путешествий Гулливера», это были лишь подступы к проблеме. Первым фундаментальным, до сих пор сохраняющим актуальность трудом по сабжу статьи стал «Лексикон прописных истин» Флобера. Увы, не закончен и никогда не будет закончен. Из современных исследователей заслуживает внимания Тибор Фишер, хотя он скорее теоретик, чем практик: "Существует категория людей, которых я, по аналогии с правдоискателями, называю «правилоискателями». Все они, не важно как и где, устанавливают свои правила. Не ешь это. Не ешь то. Не полагается носить больше шести серег одновременно. На первом свидании не целуются. Если A, B и C хотят продать свое пиво, всегда найдется D, который за них это пиво продаст. Надо же как-то сбалансировать законодательную, исполнительную и судебную власть. К черту удачу — им правила подавай. Правил становится тем больше, чем громче люди ими похваляются — как если бы от правил хоть в малой степени зависел их успех! Отсюда же притягательная сила таинственности: лучшие правила — под прилавком («Коллекционная вещь»)."
Общепринятые истины — оружие Капитана Очевидность

АФОРИЗМЫ

"Мы живем в эпоху, когда истину не любят и ее не ищут. Истина все более заменяется пользой и интересом, волей к могуществу. Нелюбовь к истине определяется не только нигилистическим или скептическим к ней отношением, но и подменой ее какой-либо верой и догматическим учением, во имя которого допускается ложь, которую считают не злом, а благом." Николай Бердяев

"Бесконечная любовь – единственная истина , все остальное – иллюзия." Дэвид Айк

"Истина странна – страннее выдумки." Джордж Байрон

"Нет религии выше истины." Е.П. Блаватская

"Есть два вида истины – тривиальная, которую отрицать нелепо, и глубокая, для которой обратное утверждение – тоже глубокая истина." Нильс Бор

"Существует две ошибки, которые может совершить человек на пути к истине: он не дошёл до конца или не начал свой путь." Будда

"Истина, ставшая достоянием толпы, очень скоро искажается до неузнаваемости." Жорж-Луи Бюффон

"Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением." Иван Васильевич Вернадский

"Следует отказываться от того, что представляется ложным и шатким, даже если нам нечем заменить его. Заблуждение остается заблуждением независимо от того, ставим ли мы его на место истины или нет." Вольтер

"Истинное знание – знание причин." Галлилео Галилей

"Для того, чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить презреннейшее создание — самого себя." Махатма Ганди

"Глупее всего заблуждается тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже признанную всеми." Иоганн Гёте

"Стоит людям раз усвоить себе неверное мнение, раз признать его за несомненную истину, – тогда их уже невозможно вразумить, как невозможно разборчиво писать на перепачканной бумаге." Томас Гоббс

"Ум и вкус человека представляют странное явление: прежде нежели достигнет истины, он столько даст объездов, столько наделает несообразностей, неправильностей, ложного, что после дивится сам своей недогадливости." Н.В. Гоголь

"Чтобы познать истину, надо хоть раз в жизни усомниться во всём настолько, насколько возможно." Рене Декарт

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить." Адольф Дистервег

"Человек мыслящий занимается обычно тем, что старается сообразовать свое представление о вещах с новыми фактами, которые его опровергают. В этом-то сдвиге, в этой-то изменчивости мыслей, в этой сознательной поправке и заключается истина, то есть урок, преподаваемый жизнью." Альбер Камю

"Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем." Конфуций

"Человек от природы лжив, а истна же – проста и нага; он жаждет прекрас и выдумок, поэтому истина не для чего… человек любит только то, что создал сам – небылицы и басни." Лабрюйер

"Когда открывается новая, поразительная истина, люди сперва говорят: “это неправда”, потом: “это противоречит религии” и наконец: “это старая истина”." Чарлз Лайель

"Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины." Михаил Лермонтов

"Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна." Владимир Ильич Ленин

"Нет ничего среднего между Истиной и ложью." Митрополит Ефесский Марк

"Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека." Карл Маркс

"Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположенное тому, что говорит лжец. Но противоположенность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов." Мишель де Монтень

"Человеческие истины – это неопровержимые человеческие заблуждения." Фридрих Ницше

"Истина и справедливость – точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее." Паскаль Блез

"Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истиного знания." Пифагор

"Человек, стремящийся к истине, должен преодолеть распространенные ошибочные мнения, которые отражают внешнюю видимость явлений жизни, и познать их глубинную истинную сущность. Человек сам из себя, из своей души трудно и мучительно рождает истинное знание, позволяющее ему делать правильный выбор, отличать подлинное благо от мнимого." Платон

"Истина питается критикой.
Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал." Г.В. Плеханов

"Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай." Ромен Роллан

"Видеть истину возможно лишь сердцем; сущность – это то, что невидимо для глаз." Антуан де Сент-Экзюпери

"Чем ближе люди к истине, тем они терпимее к чужим заблуждениям. И наоборот." Лев Толстой

"Истина всегда оказывается проще, чем можно было предположить." Ричард Фейнман

"Во всем я ищу красоту. Я бы с таким же правом мог бы сказать «истину », ибо для меня истина – это красота." Анатоль Франс

"Истина неоспорима. Зло может нападать на неё, невежество может высмеивать её, но, в конце концов, она есть такова, какова она есть." Уинстон Черчилль

"Истина ничуть не страдает от того, что кто-то ее не признает." Фридрих Шиллер

"Истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются, и, наконец, принимают как очевидное." Артур Шопенгауэр

"Какими жалкими становятся истины, когда высказываешь их вслух." Ремарк

"Хоть поговоришь-то о ней (об истине), и то облегчишь свою душу, а сделаешь если что, то счастлив безмерно." Сергей Есенин

«Истина где-то рядом», она же «Истина где-то там» (англ. the truth is out there, фаш. die Wahrheit ist irgendwo da draußen, букв. истина где-то есть) — заглавная фраза когда-то доставлявшего американского телесериала X-files (они же Документы-крестик, Ы-папки). Являлась универсальным ответом на все вопросы. Как правило, произносилась агентом Малдером, про...втыкавшим очередное дело, реже — Скалли.

Манипулирование общепринятым мнением помогло случиться таким прекрасным вещам как Вторая мировая война, СССР, Холодная война, Microsoft Windows, план Путина, etc.

Комментариев нет :

Отправить комментарий