понедельник, 16 декабря 2013 г.

Свобода, рожденная чаем. Бостонскому чаепитию 240 лет.

В Северной Америки в середине XVII в. чай становится очень популярным напитком. Его распространению способствовали голландцы, а затем и Британская Ост-Индийская компания, которая являлась монополистом на поставку чая в Великобританию. После того как Британская Ост-Индийская компания вытесняет голландских торговцев чая во всей Новой Англии, начались недовольства колонистов, ровно 240 лет назад вылившиеся в «Бостонское чаепитие»

Еще в 1698 году Английский парламент дал Английской Ост-Индской компании право монополии на поставку чая в Великобританию. Когда чай стал популярен в британских колониях, Парламент добился ликвидации иностранной конкуренции через продвижение закона в 1721, который требовал от колонистов импорт чая только из Великобритании. Ост-Индская компания не экспортировала чай в колонии; по закону, от компании требовалась продажа чая на оптовых аукционах в Англии. Британские фирмы покупали этот чай и экспортировали его в колонии, где перепродавали его торговцам в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии и Чарльстоне. Однако из-за высоких налогов и пошлин населению стало выгоднее покупать контрабандный чай, который налогами не облагался.

До 1767 года Ост-Индская компания платила налог со стоимости чая (около 25 %), который импортировался в Великобританию. Парламент наложил дополнительный налог на чай, продаваемый в Британии. Эти высокие налоги, наряду с фактом, что чай, импортируемый в Голландию, не был обложен налогом Голландским государством, означали, что британцы и британские американцы могли покупать контрабандный голландский чай по гораздо меньшей цене. Самый большой рынок незаконного чая был в Англии — к 1760-ым Ост-Индская компания потеряла 400 000 фунтов за год из-за контрабандистов в Великобритании, но Голландский чай был также контрабандирован в Британскую Америку в значительном количестве.

В 1767, чтобы помочь Ост-Индской компании в борьбе с контрабандным голландским чаем, Парламент выдвинул страховой договор гарантии от убытков, который понизил налог на чай, потребляемый в Великобритании, и дал Ост-Индской компании компенсацию 25 % на чай, который был реэкспортирован в колонии. Чтобы помочь возместить эти потери государственного годового дохода, Парламент также выдвинул Тауншендский закон о доходах 1767 года, который взимал новые налоги в колониях, в том числе и на чай. Вместо того, чтобы разрешать проблему контрабанды, Тауншендская пошлина возобновила разногласия о правах Парламента на налогообложение колоний.

Спор между Великобританией и колониями возник в 1760-х, когда Парламент впервые стремился непосредственно обложить налогом колонии с целью повышения доходов. Некоторые колонисты, известные в колониях как Виги, возражали против новой налоговой программы, утверждая, что это было нарушением Британской конституции. Бритты и Британские Американцы согласились, что в соответствии с Конституцией, Британские субъекты не могут облагаться налогом без согласия их избранного представителя. В Великобритании это означало, что налоги могут взиматься только Парламентом. Колонисты, однако, не избирали членов в Парламент, и Американские Виги утверждали, что колонисты не могут облагаться налогом этой организацией. По словам Вигов, колонисты могли облагаться налогом своими собственными колониальными законодательными органами. Колониальные протесты привели к отмене Акта о гербовом сборе в 1765, а в 1766 году Декларативного закона, Парламент продолжил настаивать, что у него было право издать закон для колоний «на все случаи».

Когда взимались новые налоги Тауншендским законом о доходах 1767 года, колонисты Виги снова ответили протестами и бойкотами. Торговцы организовали соглашение о не импортировании и многие колонисты обещали воздержаться от использования британского чая, с альтернативной поддержкой активистами Новой Англии, такой как отечественный багульник. Контрабанда продолжилась быстрыми темпами, особенно в Нью-Йорке и Филадельфии, где контрабанда чая всегда была более распространённой, чем в Бостоне. Обложенный пошлиной британский чай продолжили импортировать в Бостон, особенно Ричард Кларк и сыновья Массачусетского губернатора Томаса Хатчинсона, до тех пор пока давление Массачусетских Вигов не вынудило их придерживаться соглашения о не импортировании.

Старинное изображение "Бостонской резни"
(гравюра Пола Ревира по рисунку Генри Пелэма)
"Бостонская резня" - столкновение между жителями Бостона и английскими солдатами в марте 1770 года. Предпосылкой для него послужило возмущение жителей Бостона законами, принятыми британским парламентом и устанавливающими правила налогообложения для колонистов. Для наведения порядка в Бостон ввели войска. Противостояние усиливалось и привело к столкновению между жителями Бостона и британскими солдатами.

В конце концов Парламент ответил на протесты, отменив Тауншендские налоги в 1770, кроме пошлины на чай, которую премьер министр Лорд Норт продолжал утверждать «правом на обложение налогом американцев». Эта частичная отмена налогов была достаточной, чтобы закончить октябрьское движение о не импортировании 1770 года. С 1771 по 1773 Британский чай был ещё раз импортирован в колонии в существенном количестве, за который торговцы заплатили Тауншендскую пошлину в размере по 3 пенса за фунт. Бостон был самым большим колониальным импортёром законного чая; контрабандисты все ещё имели преимущество на рынке в Нью-Йорке и Филадельфии.

Страховой договор о гарантии убытков 1767 года, который дал Ост-Индской компании возврат пошлин на чай, реэкспортированный в колонии, прекратил свое действие в 1772 году. Парламент продвинул новый закон в 1772, который сокращал расходы, эффективно оставляя 10 % пошлин на чай, импортированный в Британию. Закон также восстановил налоги на чай в пределах Британии, который был отменен в 1767, и оставил трёхпенсовую Тауншендскую пошлину в колониях. С помощью этой новой налоговой нагрузки, поднимающей цены на британский чай, продажи резко упали. Компания продолжила импорт чая в Великобританию, однако, накапливая огромные излишки продукта, который никто не купит. По этим и другим причинам к концу 1772 года Ост-Индская компания, один из самых важных коммерческих Британских институтов, была в серьёзном финансовом кризисе. Ликвидирование некоторых налогов было единственным очевидным решением кризиса. Ост-Индская компания изначально стремилась к отмене Тауншендской пошлины, но Правительство Норта не желало этого, потому что такое действие могло быть интерпретировано как отступление со стороны Парламента в том, что он имеет право облагать налогом колонии. Более важно то, что налоги, собираемые Тауншендскими пошлинами, были использованы для выплаты зарплат некоторым колониальным губернаторам и судьям. Фактически это было целью Тауншендских пошлин: ранее эти должностные лица оплачивались колониальными сборами, но теперь Парламент выплачивал им зарплаты, чтобы держать их в зависимости от Британского государства, чем позволять им быть подотчётными колонистам.

Другим возможным решением сокращения растущих холмов чая на складах Ост-Индской компании было дешево продать его в Европу. Эта возможность была рассмотрена, но было установлено, что чай просто будет доставляться контрабандой обратно в Великобританию, где будет продаваться дешевле других продуктов, обложенных налогом. Лучшим рынком для продажи избыточного чая Ост-Индской компании предположительно были Американские колонии, если бы можно было найти способ сделать его дешевле, чем голландский контрабандный чай. Решением Северного государства был чайный закон, который получил согласие короля Георга III 10 мая 1773 года. Этот закон восстановил полный возврат пошлин Ост-Индской компании за импорт чая в Великобританию и также разрешил компании впервые экспортировать чай в колонии за свой счет. Это позволило бы компании понизить цену, убрав посредника, который закупал чай на оптовых аукционах в Лондоне. Вместо продажи посреднику компания назначала колониального торговца, чтобы тот получал партию чайного груза; в свою очередь грузополучатели продают чай за комиссионные. В июле 1773 года были выбраны грузополучатели чая в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Чарльстоне.

Чайный закон сохранил трехпенсовую Тауншендскую пошлину на импортируемый чай в колонии. Некоторые члены Парламента хотели ликвидировать этот налог, утверждая, что не было нужды в провокации другого колониального разногласия. Бывший канцлер казначейства Уильям Даудсвелл предупредил Лорда Норта, что американцы не примут чай, если останется Тауншендская пошлина. Но Норт не хотел отказываться от доходов Тауншендских налогов, в первую очередь потому, что они использовались для выплаты зарплат колониальным чиновникам; сохранение права обложения налогом американцев было вторым интересом. По словам историка Бенджамина Лабари: «Упрямый Лорд Норт невольно забил гвоздь в крышку гроба старой Британской Империи».

По сути, даже с Тауншендской пошлиной чайный закон позволял бы Ост-Индской компании продавать чай дешевле, чем раньше, «перебивая» цены, предлагаемые контрабандистами. В 1772 году законно импортируемый сорт «Богея», самый распространенный вид чая, продавался приблизительно 3 шиллинга за фунт. После Чайного закона колониальные грузополучатели могли бы продавать его 2 шиллинга за фунт, цена чуть ниже, чем у контрабандистов - 2 шиллинга и 1 цент за фунт. Понимая, что выплата Тауншендских пошлин была политически «чувствительна», компания надеялась утаить налоги, приняв меры: выплачивать их в Лондоне, как только чай выгружали в колониях, или чтобы грузополучатели спокойно выплачивали пошлины после того, как чай продавался. Эта попытка утаить налог от колонистов была неудачной.

В сентября и октябре 1773 семь кораблей, перевозивших чай Ост-индской компании, были отправлены в колонии: четыре корабля направлялось в Бостон, и по одному в Нью-Йорк, Филадельфию и Чарльстон. На кораблях было более 2000 ящиков, содержащих около 600.000 фунтов чая. Американцы изучили детали Чайного закона, и пока корабли были на пути, оппозиция начала возрастать. Виги, иногда называющие себя «Сыны свободы» (англ. Sons of Liberty), начали кампанию, чтобы повысить осведомлённость и убедить или заставить грузополучателей уйти в отставку, поставщики печатей так же были заставлены уйти в отставку в 1765 во время кризиса Акта о гербовом сборе.


Протестное движение, которое завершилось Бостонским чаепитием, не было спором из-за высоких налогов. Цена на легально импортированный чай, на самом деле, была уменьшена Чайным законом 1773. Вместо этого протестующие были обеспокоены рядом других вопросов. Обычный спор «никакого налогообложения без представительства», наряду с вопросом о степени власти Парламента в колониях, остался значимым. Некоторые считали, что цель налоговой программы — сделать руководящих должностных лиц зависимыми от колониального влияния — опасным посягательством на колониальные права. Это было действительно так в Массачусетсе, единственной колонии, где Тауншендская программа была полностью реализована.

Колониальные торговцы, часть которых была контрабандистами, играли значительную роль в протестах, потому что Чайный закон сделал законно импортируемый чай дешевле, а это угрожало бизнес-интересам контрабандистов голландского чая. Законные импортёры чая, которые не были назначены Ост-Индской компанией грузополучателями, также оказались под угрозой финансового краха из-за Чайного закона. Другой серьёзной проблемой для торговцев было то, что Чайный закон давал Ост-Индской компании монополию на торговлю чаем, и они боялись, что созданная государством монополия в будущем может быть расширена и включить в себя другие товары.


К югу от Бостона протестующие удачно вынудили грузополучателей чая уйти в отставку. В Чарльстоне грузополучатели были заставлены уйти в отставку к началу декабря, а невостребованный чай был конфискован должностными лицами таможенных органов. В Филадельфии был массовый протест. Бенджамин Раш призвал своих соотечественников противостоять выгрузке чая, так как груз содержал в себе «семя рабства». К началу декабря грузополучатели в Филадельфии ушли в отставку и корабли вернулись в Англию с грузом, после чего последовало столкновение с капитаном корабля. Корабль с чаем, направлявшийся в Нью-Йорк, был задержан из-за плохой погоды; к тому времени, как он прибыл, грузополучатели ушли в отставку, и корабль вернулся с грузом в Англию.

В каждой колонии, кроме Массачусетса, протестующие могли заставить грузополучателей уйти в отставку или отправить корабль с чаем обратно в Англию. В Бостоне, однако, губернатор Хатчинсон был полон решимости стоять на своём. Он убедил грузополучателей чая, двое из которых были его сыновьями, не отступать.

Когда корабль «Дартмут» прибыл с чаем в Бостонский порт в конце ноября, лидер вигов Сэмюэл Адамс призвал собрать массовый митинг, который состоится 29 ноября 1773 в зале Фаньюил. Приехали тысячи людей, их было так много, что перенесли митинг в Олд Саус Митинг Хаус. Британский закон потребовал разгрузить «Дартмут» и заплатить пошлины через 20 дней или должностные лица таможенных органов могли конфисковать груз. Митинг принял резолюцию, представленную Адамсом и основанную на похожем наборе резолюций, ранее обнародованных в Филадельфии, призывающую капитана корабля «Дартмут» отправить корабль обратно без уплаты ввозной пошлины. Между тем, собрание назначило 25 человек для присмотра за судном и не позволить чаю, в том числе и ряду ящиков с Дэвисона, Ньюмана и Ко из Лондона, быть разгруженными.

Олд Саус Митинг Хаус
Губернатор Хатчинсон отказался дать разрешение «Дартмуту» уплыть без выплаты пошлины. Ещё два корабля с чаем: «Элеанор» и «Бивер», прибыли в Бостонский порт (был ещё один корабль, который направлялся в Бостонский порт — «Уильям», но он попал в шторм и был разрушен до того, как доплыл до места назначения). 16 декабря — в последний день срока «Дартмута» — около 7000 человек собралось вокруг Олд Саус Митинг Хаус. После получения сообщения, что губернатор Хатчинсон снова не позволил кораблям отплыть, Адамс заявил, что «этот митинг не может дальше ничего сделать, чтобы спасти эту страну». Согласно известной истории, заявление Адамса было условным знаком для начала «чаепития». Однако это утверждение не появлялось в печати до почти столетия с этого события, в биографии Адамса, написанной его внуком, который, вероятно, неправильно интерпретировал данные. По словам очевидцев, люди не покидали митинг ещё в течение 10-15 минут после предполагаемого сигнала Адамса, но на самом деле, Адамс пытался заставить людей не расходиться, так как митинг ещё не был завершён.


Пока Самюэл Адамс пытался восстановить порядок на митинге, люди высыпали из Олд Саус Митинг Хаус, чтобы подготовиться к действиям. В каком-то смысле это включало в себя переодевание в, возможно, заранее подготовленные костюмы индейцев племени Могавков В то время как маскировка их собственных лиц была необходима, из-за нелегальности их протестных акций, переодевание в воинов-могавков было очень специфичным и символичным выбором. Так же, как и использование гремучей змеи на флаге Гадсден и Белоголового орлана в качестве национального символа, это было особой предпосылкой к чему-то американскому, большему чем традиционный европейский символизм. Это показало, что «Сыны Свободы» отождествляются с Америкой, несмотря на свой официальный статус субъекта Великобритании.

Раскрашенная гравюра Купера (1789)
Тем вечером группа 30-130 человек, включая Пола Ревира, некоторые одетые воинами племени Могавков, погрузились на три судна и в течение 3 часов сбросили 342 ящика чая (около 45 тонн) в воду. Точное местоположение причала Гриффин, т.е. по сути места «чаепития», в течение долгого времени было неизвестно; проведенные исследования размещает его в конце улицы Хатчинсон (сегодня улица Перл).

«Бостонское чаепитие» вызвало острый политический кризис и стало одним из катализаторов Войны за независимость США. Многие колонисты были воодушевлены произошедшим, что подвигло их на такие действия, как сожжение судна «Пэгги Стюарт». Бенджамин Франклин заявил, что весь уничтоженный чай должен быть оплачен, все 70 000 фунтов. Роберт Муррей вместе с другими торговцами отправились к лорду Норту с предложением оплатить все расходы, но получили отказ.

На Хатчинсона давили из Лондона с требованием в кратчайшие сроки разыскать и наказать «Сынов свободы». Если бы он разрешил проблемы с колонистами так, как это сделали другие губернаторы, суда покинули бы гавань без разгрузки, но без порчи товара. Все политики Британии, сочувствовавшие колониям, подвергались нападкам, а указанный закон сплотил вокруг себя всех, настроенных против интересов колоний. Премьер-министр лорд Норт заявил: «Независимо от того, чем всё кончится, мы должны рискнуть, иначе всё и так окончено». Британское правительство полагало, что такое деяние не должно оставаться ненаказанным. Парламент отреагировал принудительным законом, который в числе других положений закрыл местное самоуправление в Массачусетсе и Бостонскую торговлю. Колонисты всех тринадцати колоний в свою очередь, ответили на этот закон дополнительными акциями протеста и созывом Первого Континентального конгресса, который ходатайствовал британскому монарху за отмену закона и согласовал колониальное сопротивление против них.

Лорд Норт заявил, что если колонисты не будут импортировать чай в течение 6 месяцев, налог будет отменён. В феврале 1775 года Британия издала Примирительное Решение, которое отменяет налоги для любой британской колонии, добросовестно защищающей Британскую Империю и содержащей её офицеров. В феврале 1775 года администрация штата Массачусетс объявляет о планах вооруженного сопротивления. Парламент объявляет штат мятежной провинцией. В апреле 1775 года постепенно возраставшее напряжение вылилось в открытую военную конфронтацию. Так, недалеко от Бостона, началась Американская революция

Многие колонисты в знак солидарности отказывались от употребления чая, заменяя его «ароматной настойкой» (из листа малины) и другими травяными напитками, а также кофе. Тем не менее массовый отказ от чая не был долгосрочным. Вскоре чай вернул свою популярность, и остался в истории США «глотком свободы».


«Бостонское чаепитие» осталось в истории как символ борьбы за независимость. Впрочем, по словам историка Альфреда Янга, термин «Бостонское чаепитие» появился в печати только после 1834 года. До этого времени оно называлось «уничтожением чая». По словам Янга, американские писатели в течение многих лет, вероятно, сопротивлялись празднованию уничтожения собственности, поэтому это событие обычно игнорировалось в истории Американской революции. Отношение к нему начало меняться с 1830-х годов, особенно с публикацией биографии Джорджа Роберта Твелвса Хьюиса, одного из немногих доживших участников чаепития.

Интересно, что отцы-основатели США не были против налогообложения чая. Налоговый законопроект был представлен на первом Конгрессе Соединенных Штатов даже до инаугурации Джорджа Вашингтона. Законопроект был принят и подписан в закон Вашингтоном 4 июля 1789 года, налог на чай был от 6 до 20 центов за фунт, и ставки в два раза больше, если судно под иностранным флагом. Александр Гамильтон прогнозировал, что доходы будут недостаточными, что приведет к введению Тарифа 1790 года , который ввел бы более высокие ставки. Налог на чай оставался в силе до 1872, во время которого получил 10 миллионов долларов в год или около 2 % от всех федеральных доходов.

Бостонское чаепитие часто упоминается в других политических протестах. Когда Мохандас Ганди привел к массовому сожжению Индийских регистрационных карточек в Южной Африке в 1908 году, Британская газета сравнила это событие с Бостонским чаепитием. Когда Ганди встретился с Британским наместником короля в 1930 после индийской кампании соляного протеста, Ганди взял немного соли, не подлежащей обложению таможенной пошлиной, из своего платка и сказал с улыбкой, что соль была «для того, чтобы напомнить нам о знаменитом Бостонском чаепитии».

В 1973 году к 200-летию этого события была выпущена монета,
наглядно рассказывающая о «Бостонском чаепитие».
Американские активисты различных политических точек зрения ссылались на чаепитие, как на символ протеста. В 1973 на 200-летнюю годовщину чаепития митинг в зал Фаньюил призвал к импичменту президента Ричарда Никсона и опротестовали нефтяные компании в продолжающемся нефтяном кризисе. После этого протестующие сели на копию корабля в Бостонском порту, повесили чучело Никсона и сбросили несколько пустых бочек из под нефти в залив. В 1998 два консервативных конгрессмена Соединенных Штатов положили федеральный налоговый кодекс в ящик с пометкой «чай» и сбросили в залив.

В 2006 году была основа либертарианская политическая партия под названием «Бостонское чаепитие». В 2007 денежная бомба чаепития Рон Пола, проведённая на 234-ую годовщину Бостонского чаепития, побила рекорд по однодневному сбору средств, набрав 6,04 миллионов долларов за 24 часа. Впоследствии, эти «чаепития» по сбору средств переросли в движение «чаепитие», которое доминировало в политике в следующие 2 года, что привело к победе республиканцев в 2010 году, которые были широко награждены местами в Палате представителей США.

В конце 2000 - январе 2001 года, накануне нового тысячелетия, журналист и музыкант Владимир Преображенский создал свой третий музыкальный проект (предыдущие – «Летучий Голландец», «Алхимическое кабаре им. Яна Потоцкого»), названный им "Бостонское чаепитие". Музыкальная группа, условно подпадающая под определение «интеллектуальный рок», в первую очередь ассоциируется со словами «декаданс» и «эстетизм», и продолжает ту нехарактерную для «русского рока» традицию, которую заложили группы «Пикник», ранняя «Агата Кристи», «Прощай, молодость!», «Оберманекен».



Самим же г-ном Преображенским эстетика этого проекта была определена как «экстремальный сентиментализм». По звучанию «Бостонское чаепитие» держится в фарватере арт-рока с элементами «новой волны», джаза; активно используются клавишные, однако неожиданные нотки вносят акустические инструменты: классическая гитара, скрипка, саксофон. Странные перформансы, полутеатральные действа и виртуальные мистификации «Бостонского чаепития» - своеобразные попытки ухода в новое пространство, новое изменение жизни и одновременно напряженный внутренний поиск. Не случайно культурными героями стали для «бостонцев»: Ж.К. Гюисманс, Г. Миллер, Ш.Бодлеру, Х.Кортасар, а любимыми фильмами – «Последнее танго в Париже» и «Господин оформитель». Дебютный макси-сингл «БЧ» «Ноктюрн», записанный в студии клуба «Форпост» и доработанный в Студии акустической архитектуры «Бардо» появился весной 2002-го и вызвал неоднозначную реакцию в прессе. Утонченные денди, эротоманы и антиглобалисты, последователи Че Гевары и О.Уайльда , «бостонцы» умеют удивлять, показывая совершенно не похожие друг на друга программы, нередко на стыке музыки и театра.

Комментариев нет :

Отправить комментарий