пятница, 8 апреля 2016 г.

250 лет первой пожарной лестнице

марки Азербайджана, 2006
Рост городов ввысь заставил спасателей задуматься о том, как эвакуировать людей с верхних этажей. Запатентованное американцем Даниэлем Масерисем в 1766 году изобретение перевернуло представление о спасательно-эвакуационных мероприятиях. Речь идет о спасательной лестнице, которая внесла весомый вклад в спасение жизней людей.

1872 г.
8 апреля 1766 года в Америке была запатентована первая в мире пожарная лестница. Значение данного изобретения сложно переоценить, ведь оно не раз спасало жизни людей. Необходимость данного изобретения возникла в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей в случае пожара из самых верхних помещений было очень проблематично. Эта первая запатентованная лестница была высотой чуть менее 10 метров. Рекорд же высоты современной лестницы для использования в тушении пожаров был поставлен в 2000 году – один из пожарных автоподъемников марки F88HLA имеет высоту 88 метров.

механическая лестница Петра ДальгренПожарная лестница системы "lazy-tongs"
на сигаретной карточке
Над созданием спасательной лестницы трудились и в России. Так, в 1777 году в Императорскую академию наук и художеств в Санкт-Петербурге был подан на рассмотрение первый в мире проект механической лестницы. В ее конструкции был предусмотрен рычажной механизм, предназначенный для подъема площадки на высоту до 20 метров. То есть, примерно до шестого этажа. В 1778 году (по другим данным в 1779 году) за данный проект механической пожарной лестницы слесарь Пётр Дальгрен от Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге получил медаль.


Российские разработки

Первую серьезную модернизацию спасательная лестница пережила в 1809 году благодаря русскому механику-конструктору Кириллу Васильевичу Соболеву, который за изобретение трехколенного выдвижного механизма был представлен к медали «За полезное». Но уже спустя год англичанин Вильям (Василий Иванович) Гесте, работающий архитектором в Петербурге, презентовал пятиколенную выдвижную лестницу, предназначенную на подъем до 17 метров. В «Практическом наставлении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 году, записано: «…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…». Последующие изменения пожарной лестницы были вызваны необходимостью. Дело в том, что образцы, используемые во второй половине XIX века, отличались плохой маневренностью. Четырехколесные конструкции для конных повозок, выпускаемые Петербуржским пожарным депо, хоть и были надежны, но требовали модернизации. Так, к 1885 году механик Сергеев А.А. построил механическую лестницу, которая стала незаменимым помощником пожарных на ближайшие несколько десятилетий. Она же выступила прототипом для современных моделей пожарных лестниц.

Повозка с рукавами, лестницами и другим инвентарем, 1880 г
Аппарат химического тушения на конной тяге, 1899 г
Автомобиль первой помощи, 1903 г
Пожарный электромобиль, 1910 г
Прицеп к мотоциклу с рукавами и лестницей, 1910 г
Пожарные Вольной пожарной дружины
со специальной лестницей. Фото начала ХХ в.
Тренировка пожарных Старокиевского участка.
С открытки начала ХХ в.
"Большую популярность во Франции второй половины XIX века приобрел писатель Виктор Тиссо. Он словно сочетал в себе беллетриста и журналиста-международника. Его многочисленные книги в доступном изложении рассказывали французской публике о различных сторонах жизни жителей других стран. Сначала Тиссо ограничивался Европой, затем добрался Америки и Африки. В начале 1880-х ему пришлось посетить Российскую империю. Впечатления от этой поездки вошли в большую книгу «Россия и русские», добрую половину которой составлял раздел об Украине («Малороссия»). Более ста страниц писатель посвятил пребыванию в Киеве. Среди других разнообразных впечатлений о нашем городе Тиссо рассказал о том, как его пригласили на тренировку киевских пожарных частей. «Учения, – вспоминал француз, – должны были проходить у пожарного поста в местности Липки. Когда пробило одиннадцать, взвился красный флаг на башне... Большой шар, который перекрыл флаг, означал, что очаг пожара был в 4-м участке – именно там, где мы находились. Другие мачты повторили тот же сигнал, и мы увидели, как примчались солдаты и полицейские; потом звон колоколов сообщил о приближении насосов и бочек с водой в пожарных обозах, летящих потрясающим галопом. Все эти спасатели прибывали одновременно и быстро, появляясь из всех улиц в надлежащем порядке... Отделения различались по масти лошадей. Впечатляющими были пестрые лошади восьмого отделения. Пожарных из разных участков распознавали также по их флагам: голубой цвет на Подоле, ярко-оранжевый на Старом Киеве, красный в квартале Университета и тому подобное. Паровые насосы были быстро расставлены по местам, шланги развернуты; у пожарных, вооруженных баграми, были большие кожаные фартуки, которые доходили до ступней. К одному из домов приставили лестницу, и началась имитация спасательных работ, во время которых мы восхищались ловкостью и смелостью этих пожарных». Виктор Тиссо был в таком восторге от увиденного, что с уверенностью назвал киевских пожарных «самыми лучшими и самыми красивыми пожарными в мире»". (Михаил Кальницкий)

Magirus-Leiter von 1904
Новый век: лестница «Магирус»

В ХХ столетии перед пожарными стал вопрос не столько в маневренности спасательной лестницы, сколько в ее быстрой и своевременной транспортировке на место пожара. Дело в том, что города начали быстро расстраиваться не только в ширину, но и в ввысь. А кроме этого, на дорогах все чаще начали появляться автомобили. Использовать конные повозки стало нецелесообразно, что послужило толчком к созданию первой спасательной машины с выдвижной лестницей. Ею в 1920 году стал грузовик «Берлие», к которому приспособили шасси для транспортировки лестницы «Магирус».

Пожарная лестница Магируса на гужевой тяге
Данное московское изобретение показало отличные результаты, однако дефицит транспортных средств послужил препятствием для массового производства. И лишь спустя 12 лет, после заимствования опыта у немцев, Ленинградское пожарное бюро заказало на автомобильном заводе автомобиль с выдвижной лестницей и автонасосом. Эта новинка оправдала ожидаемый результат, что послужило полному отказу с 1934 года от конных повозок.


Кстати и сама пожарная лестница Магируса была очень оригинальной. Благодаря нескольким выдвижным секциям, она легко доставала до верхних этажей практически всех зданий того времени. "Ульмская лестница" получила золотую медаль на Всемирной выставке 1873 года в Вене.

Моторизованная поворотная пожарная лестница, 1908 год
старые фотографии московских пожарных первой трети ХХ века, Источники: коллекция Сизова Д.В., архив Величко

Пожарные лестницы. Плющиха. 1907 г.
Пожарная команда. Малый Трехсвятительский переулок, 1908 г.
Пожар в доме на Смоленском бульваре,
снимок сделан между 1907-1917 годами
Тренировка на каланче. Арбатский полицейский дом,
Столовый переулок, дом № 7. Здание не сохранилось.
Снимок сделан между 1907-1917 годами
Пожар в Малом театре 2 мая 1914 года
Пожарные и пожарная лестница. Сокольники.
Снимок сделан между 1917-1930 годами
Пожарная станция, снимок сделан между 1917-1930 годами
Учения пожарных, конец 1920-х гг.
Гараж 4 пожарной станции, снимок сделан между 1926-1930 годами
Пожарные Арбатской части.
Угол Столового и М. Ржевского переулков,
снимок сделан между 1927-1930 годами
Добровольная пожарная охрана в деревне
Большие Круговичи (Беларусь) возле пожарного депо. 1933 г
Лестницы на ЗИС-6

Несмотря на удачный опыт, «накатанный» способ транспортировки пожарных лестниц был несовершенен – требовалось вести постоянную работу над созданием разных конструкций. Но в данный период истории на заводах этим никто заниматься не мог, поэтому и был создан научно-исследовательский институт противопожарной обороны. В 1930-е годы в стране имелось достаточное количество лестниц типа «Магирус» и «Метц», которые характеризовались с положительной стороны. Единственным их недостатком были устаревшее автомобили, которые требовалось заменить. Перед механиками стала непростая задача: пересадить немецкую металлическую лестницу на советскую машину. Единственным автомобилем, подходящим по параметрам, оказался ЗИС-6. В ленинградских авторемонтных мастерских хорошо поработали над переработкой автомобиля, и результат затмил все ожидания. Многоколенные автолестницы К-30 были приспособлены не только для эвакуации людей, но и для тушения огня. Они отлично фиксировались в любом положении и закрепляли ствол с рукавом.

В предвоенные годы отечественной промышленности так и не удалось создать выдвижные лестницы, поэтому использовались немецкие «Метцы» и «Магирусы», установленные на ЗИС-6. Позже автомобили заменялись на АМ-23 и АМ-45, пока к середине 1960-х годов пожарные машины таких образцов вовсе не вывели из эксплуатации.

Пожарный автомобиль ПМЗ-8 1940-х гг.
АЛМ-45 (200) ЛБ
Год выпуска: 1955-1957гг
Проектирование 45-метровой выдвижной механической автолестницы началось в СССР в конце 30-х годов прошлого века. Однако завершить работы удалось только после окончания войны. Работы были поручены двум КБ – из Балашихи и Торжка. В 1954 году прошли государственные испытания двух образцов автолестниц. К производству была рекомендована лестница Новоторжокского машиностроительного завода. Она получила индекс АЛМ-45 (200) ЛБ. АЛМ-45 (200) ЛБ была создана на шасси МАЗ-200. Колесную базу увеличили более чем на метр – до 5770 мм. На шасси была установлена большая четырехдверная кабина собственной конструкции. Второй ряд сидений располагался в ней против хода автомобиля. Интересно, что эмблемы Минского автозавода в Торжке заменяли на собственные – буквы «НЗ». На платформе за кабиной устанавливалась поворотная съемная механическая лестница. Привод ее осуществлялся с помощью карданной передачи от КП автомобиля. Сама лестница состояла из шести колен плюс одно дополнительное. С ним, высота подъема достигала 47 метров, а максимальный вылет 14 м. Грузоподъемность лифта составляла 150 кг. В рабочем положении автолестница фиксировалась на четырех опорных шпинделях. Машина была оборудована пожарным насосом ПН-45. Он размещался в заднем свесе. Таким образом, АЛМ-45 применялась не только для спасения людей, но и непосредственно для пожаротушения. Вода могла подаваться насосом или в лафетный ствол, или в рукавную линию, которая не была связана с работой лестницы. Удивительно, но к моменту создания АЛМ-45 в СССР здания подходящей высоты (более 8 этажей) были редкостью. Поэтому более востребованной стала 32-метровая версия лестницы. Её устанавливали на том же шасси. Тем не менее, АЛМ-45 можно по праву считать значительным успехом советской конструкторской школы.

Пожарные лестницы применялись не только
для помощи во время тушения пожаров
"Наутро, когда мы пришли на густо запруженную площадь, все еще летний, яркий свет обволакивал плотную, почти неподвижную толпу, и фокус площади теперь составляло кровавое, красное пятно на бронзовой груди, замершей в момент максимального расширения в недостижимой для пешехода небесной высоте, притягивая взгляды поверх суетившихся у памятника милиционеров и серых персонажей в штатском. На краю одной из серебристых лестниц, тянувшихся к памятнику от двух красных пожарных машин, терялась на фоне серого подбрюшья монумента маленькая фигура пожарного, и на мгновение Маяковский с кровавым пятном на груди и серебристыми лестницами, тянувшимися к нему над толпой, напомнил мне конструктивистские композиции двадцатых годов, наведя затем на ощущение театра абсурда. Люди в толпе, окружившей памятник, стояли молча или негромко переговаривались, возможно и не зная о дважды прозвучавшем ночном колокольном звоне, странная это была картина, чуть сюрреальная, — молчащая толпа, политая солнечным светом, серый монумент с красным, засохшим пятном на груди, серебристые лестницы, протянувшиеся к монументу с красных пожарных машин, и дергавшиеся внизу милицейские фуражки, — водоворот молчания посреди требовательно шумящей Москвы…" (Игорь Гельбах)


Сегодня уже нигде не встретить автолестницы довоенного периода, поскольку их стремительно заменили современные автовышки и пожарные лестницы. Нынешние модели могут подниматься на высоту до 60 метров, а коленчатые автоподъемники помогают тушить пожары на высоте до 112 метров. Переносные ручные пожарные лестницы, в свою очередь, и сегодня не потеряли актуальности: они входят в комплектацию пожарных машин, только вместо деревянных лестниц сегодня используют металлические, изготовленные из специального сплава – они легкие, но более устойчивые.

Пожарный автомобиль на базе ЗИЛ-131. Винница, Украина
Пожарный автомобиль ГАЗ-51
Вообще лестницы в практике пожаротушения делятся на два вида: для огнеборцев (то есть для пожарных) и для погорельцев (то есть для тех, кого спасают). Профессиональные пожарные лестницы предназначены для поднятия огнеборцев на несколько этажей здания. Они бывают трёхколенные, лестницы-штурмовки и лестницы-палки, и являются складными, как и лестницы автоматические, которые крепятся на крыше спасательного автомобиля. Такие автолестницы предназначены для спасения людей из очага возгорания, которые находятся на высоких этажах, куда спасателей поднимают вместе с пожарными рукавами. Автолестница оснащена люлькой, которая может быть стационарно закреплена на стреле (лестнице) или быть съёмной. Управление осуществляется с основного пульта управления или с пульта, расположенного в люльке, а также с выносного на расстоянии до 5 метров. Есть у пожарных частей и подвесные лестницы со стальным крюком. С его помощью происходит подвешивание лестницы на подоконник вышележащего этажа; длина такой лестницы может составлять примерно 4 м.

"Пожарная лестница" АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО (1891-1956)

Стационарные лестницы пожарные укрепляют снаружи зданий. Расстояние между лестницами для зданий, имеющих большую длину, не должно превышать 200 м. Когда с помощью стационарных пожарных лестниц производят эвакуацию людей, предусматриваются ширина, уклоны маршей и устройство промежуточных площадок.


Можно с уверенностью сказать, что изобретение пожарной лестницы во многом не только облегчило работу профессиональных спасателей, но и помогло спасти много жизней.

Пожарная лестница в Озерске (РФ)

1 комментарий :

  1. Фото о пожарных Круговичей 1933 г. относится к периоду вхождения названной деревни в Польскую Республику.

    ОтветитьУдалить