суббота, 14 мая 2016 г.

14 мая День велосипедиста в Нидерландах


В День велосипедиста (Landelijke Fietsdag), отмечаемый каждую вторую субботу мая (в 2011 14 числа), все население Нидерландов садится на велосипеды и отправляется в путь.

Немецкие солдаты капитулировавших сил вермахта
в Голландии возвращаются в Германию на велосипедах.
Примечательно, что им было сохранено их оружие.
Рассказывают, что во Вторую мировую войну немцы сильно обидели голландцев, посягнув на их велосипеды. Разные версии этой истории сильно расходятся в деталях. По одной версии немецкие патрули, устав гоняться за не подчиняющимися новому порядку голландскими велосипедистами, стали изымать велосипеды у всех горожан. Отобранные велосипеды якобы утилизировали, бросая в ближайший канал. После этого иногда на вопрос о глубине амстердамских каналов голландцы отвечают: «Три метра воды и метр велосипедов». По другой версии немцы просто прихватывали велосипеды с собой при отступлении — видимо, чтобы не отступать пешком. Как бы то ни было, голландцы пропажи велосипедов не забыли, и ныне на футбольных матчах Германия — Голландия частенько звучит бодрая речевка: «ik wil mijn fiets terug!» (верните мой велосипед!). То же самое молодой голландец, который по возрасту никак не мог владеть в то время велосипедом, может заявить и просто заезжему немецкому туристу.


Нидерланды (Голландия) — страна победившего велосипедизма. В Амстердаме автомобилем пользуются очень редко — это или любители каких-нибудь особенных моделей, или профессионалы, которым надо в течение дня перевозить грузы, или те, кто физически не может передвигаться на велосипеде. Хотя и последние не стесняются выехать на улицу на колясках особой конструкции или скутере, на котором, отметим, можно ездить по многочисленным велодорожкам.


Велосипеды распространены на территории Королевства Нидерланды практически повсеместно. Они необычайно многочисленны, чему, помимо благоприятных климатических условий, способствует развитая инфраструктура (сеть специальных велодорог, велосипедные светофоры и т.д.). Практически каждый житель Нидерландов имеет велосипед, некоторые – не один. Рядовой житель Голландии держит в своем доме несколько велосипедов. По статистике горожане осуществляют больше половины своих поездок на велосипеде, жители деревень — почти треть, а велосипедов в стране больше, чем жителей.


В общей своей массе голландские велосипеды достаточно непрезентабельного вида - ржавые развалюхи, со сломанными спицами. По видимому, так голландцы пытаются уберечь велосипеды от воровства, которое не редкость в Нидерландах, особенно в Амстердаме. Хотя иногда попадаются презабавные экземпляры велосипедов, некоторые дамочки украшают своих любимцев всевозможными лютиками-цветочками.



Порой кажется, что никто и ничто не способно заставить голландцев оставить своих двухколесных любимцев дома и воспользоваться общественным транспортом. Даже дождь или ветер, а также их сочетание (именуемое здесь штормом), которых в Нидерландах в избытке. Для передвижения во время непогоды голландцы пользуются дождевиками, самых разных цветов и фасонов.


На велосипеде у среднего нидерландца проходит добрая половина жизни, причем если ты в седле, то это еще не повод отказывать себе в небольших радостях. Не прекращая езды на велосипеде, голландцы могут есть, флиртовать, держать зонтик от дождя и т.д.


До 2009 года были очень популярны "пивные велосипеды". Выглядело это примерно так: пассажиры сидят вокруг бара, пьют пиво и крутят педали. Управляет баром на колесах сотрудник компании, дающей велосипеды на прокат. Их запретили, из-за того, что они создавали аварийные ситуации на дорогах и были причинами пробок.


Если нужно перевезти пианино или шкаф, то покупается или арендуется специальный грузовой велосипед — выносливое основательного вида устройство с приделанным впереди огромным контейнером или грузовой платформой.


Кроме того, в Голландии грузовые велосипеды позиционируются как велосипеды для семей с детьми, как альтернатива второму автомобилю: отвезти в детский сад, поехать в сверхмагазин за покупками и прочее.


В Нидерландах, часто ловишь себя на мысли, что дети учатся ходить и осваивать велосипед одновременно. Видимо, любовь к велосипеду, они впитывают вместе с молоком матери. В школах, дети с раннего возраста учат правила дорожного движения (правда не всегда их выполняют). В программу обучения обязательно включены и практические занятия.В большинстве своем, семьи в Нидерландах многодетны, а, как известно, спрос рождает предложение. Голландские велоcипеды оснащены различными приспособлениями, чтобы можно было одновременно перевезти целый мини-детский сад, а также любимых домашних питомцев.


Несмотря на крайне высокий уровень велосипедизации, страна, честно говоря, не блещет разнообразием моделей. Конечно, есть любители спортивной езды по бездорожью или шоссейных гоночных снарядов, но они составляют исключительное меньшинство. Король голландской дороги — «фитц» (fiets, в переводе — просто «велосипед»): крайне простой снаряд, зачастую с женской рамой, изогнутым рулем, защитой цепи и крыльями, достаточно тяжелый (что не так критично в силу рельефа). Велосипед оснащен задним ножным тормозом и передним ручным, а также хотя бы одним багажником, а лучше двумя, на один из которых часто ставится корзина. Скоростей на нем либо нет вовсе, либо всего три. В большинстве стран, в том числе и в России, такой тип называется городским велосипедом.

королева Вильгельмина, королева Юлиана и принц Бернхард
принц Виллем-Александр с семьёй
По-нидерландски велосипед называется fiets (созвучно английскому feat, что означает “ловкость”, “мастерство”), вероятно, по ассоциации с приводящей его в движение силой. На велосипедах ездят и высокопоставленные лица. Королева Юлиана, носившая прозвище "Велосипедистка-пацифистка", вплоть до самой старости перемещалась по городу исключительно на велосипеде и не считала зазорным "сгонять на велике" к ближайшему уличному рынку. Вообще надо сказать, что любой велосипедист чувствует себя на дороге королем, вынуждая машины жаться к обочинам или следовать за ним послушным эскортом.


В Нидерландах велосипедисты имеют преимущества на дорогах.Для велосипедистов выделены дорожки, с покрытием красного цвета и разметкой. Велодорожки есть не только в городах, они окаймляют практически все дороги, а также проложены в парках, лесах и даже в полях. На перекрестках движение регулируется специальными светофорами для велосипедистов, подъехав к которому, можно не слезая с велосипеда нажать на кнопочку, для переключения светофора. По закону, при столкновении велосипеда и автомобиля, виновным всегда будет водитель последнего. У голландцев есть шутка: даже передвигаясь ночью, без включенной фары, по улице с односторонним движением в обратном направлении – велосипедист все равно прав! 🙂 По-моему единственное исключение из этого правила – вождение велосипеда нетрезвым.

ВЕЛОСИПЕДНАЯ ПАРКОВКА В АМСТЕРДАМЕ
Спеша утром на работу, в другой город, или уезжая в деревню, к бабушке, голландцы часто доезжают до железнодорожного вокзала на велосипеде и оставляют его на специальных паркингах. Размеры этих стоянок поражают воображение, самая крупная стоянка велосипедов Европы “Fietsflat” построена в Амстердаме, возле Центрального вокзала. В ней оборудованы три этажа на 25000 "велосипедомест". Здесь же можно взять велосипед на прокат, для обзорной экскурсии по Амстердаму.

При строительстве жилых домов, автостоянок и станций техобслуживания архитектор так же всегда помнит о двухколесном чуде. Параллельно всем основным магистралям, за исключением разве что высокоскоростных, проложены трассы для велосипедов. На этих важных артериях города все всерьез: и дорожные знаки установлены, и светофоры.

В Нидерландах на велосипеды пересела даже полиция. Для приезжих открыты специальные пункты проката. Представьте себе: вечер, красные фонари, девицы в окнах, и вокруг все на велосипедах. Во многих городах и селах Нидерландов велосипедисту всегда открыта «зеленая улица». Молодые девушки и роскошные дамы, бритоголовые отцы семейств и длинноволосые рокеры — все колесят на тяжелых, старомодных велосипедах.


Криминальный мир, разумеется, так же никогда не упускал возможности поживиться за счет перепродажи краденых велосипедов. В Нидерландах велосипеды часто крадут. Часто — не то слово! Это уже практически превратилось в один из национальных видов спорта. Специальные полицейские отряды наблюдения не помогали. Кражи велосипедов настолько обычны для этой страны и настолько многочисленны, что полиция устраивает регулярные (раз в две недели) смотрины того, что ей все-таки удается найти. Находит полиция, конечно же, малую часть, но и эта малая часть весьма велика: задача пришедших на полицейские смотрины — доказать, что приметы велосипеда, описанного в протоколе, совпадают с чем-либо имеющимся в наличии. К пропаже велосипеда голландцы относятся философски. Когда в 1991 году выяснилось, что число похищенных велосипедов достигло почти миллиона, лучшие технические умы целиком посвятили себя проблеме защиты двухколесных братьев. На велостоянках установили видеокамеры. В соответствии с государственной программой обеспечения безопасности двухколесных средств транспорта правительство выделило 200 миллионов гульденов на строительство специальных “бункеров” с электронными турникетами, первые из них были внедрены в Эйндховене. Железнодорожная служба также приняла участие в игре, пообещав велосипедным фанатам светлое будущее: дорогие гоночные модели могут теперь ожидать путешествующих хозяев на привокзальных стоянках в отдельных камерах. Кроме хозяев, их забрать никто не может, для этого нужна особая магнитная карточка с идентификационным кодом. Можно было бы даже обсудить вопрос найма надежных и неподкупных роботов, которые станут торжественно выводить из стойла двурогих постояльцев...


Кстати, крайне не рекомендуется покупать ворованные велосипеды. В Амстердаме нередко джанки (наркоманы) продают с рук только что украденные байки по очень сходной цене, пытаясь заработать себе на дозу. Местное правосудие, крайне толерантное к мелким правонарушениям, сурово карает пойманных велосипедных воров и их подельников, которым вы таким образом станете.


В Нидерландах (а так же Испании, Италии, Канаде, США, Мексике) периодически устраивают традиционные для Европы Naked Bike Ride. Акции обычно направлены на популяризацию велосипеда, как "зеленого" вида транспорта. Участники так же протестуют против пробок на дорогах, призывают сократить потребление нефти. Несмотря на название, «степень раздетости» каждого может быть совершенно разной.

Памятник «Велосипедист под дождем» в Гааге
Велосипед может использоваться как персональный лимузин, грузовик, фургон для мебели или такси, а также для многих других целей, его назначение зависит только от прочности трубчатых металлоконструкций. Велосипед везет на себе ящики, детей, кошек и собак. Если семья большая, то можно установить спереди и сзади дополнительные сиденья для детей. Если семьи или домашних животных нет, то на заднее сиденье усаживаются друзья, приятели, их домашние животные как порознь, так и в сочетании. Не знаю, есть ли в Нидерландах гимн велосипеду, а вот памятники есть точно. Один из них, весом 413 кг, выполнен из бронзы и установлен в Гааге.

статуя королевы Беатрикс на велосипеде
в голландском городе Rheden.

Комментариев нет :

Отправить комментарий