суббота, 8 октября 2016 г.

Живет такой парень. Леониду Куравлеву - 80


Сегодня исполняется 80 лет Леониду Куравлеву – актеру безграничного обаяния, создавшему на экране множество ярких, прежде всего, комедийных образов. Однако, артист не стал заложником одного амплуа: в его багаже такие разноплановые роли, как Пашка Колокольников и Степан Воеводин в фильмах В. Шукшина "Живет такой парень" и "Ваш сын и брат", Шура Балаганов в экранизации "Золотого теленка" М. Швейцера и Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», семинарист Хома Брут в "Вие" К. Ершова и Робинзон Крузо – главный герой "Жизни и приключений Робинзона Крузо", связист, идущий в бункер Гитлера, в «Освобождении» и эсэсовец Айсман из "Семнадцати мгновений весны", вор «Копчёный» из детектива «Место встречи изменить нельзя» и полковник милиции в сериале «Улица разбитых фонарей». И это далеко не полный список. А роль сантехника Афанасия Борщова в комедии Г. Данелии "Афоня" стала визитной карточкой актера на долгие годы...

Леонид Вячеславович Куравлёв родился 8 октября 1936 года в Москве. Будущий артист рано потерял отца, Вячеслава Яковлевича Куравлёва, который трудился слесарем на авиазаводе. В 1941 году мать, парикмахера Валентину Дмитриевну Куравлёву (1916—1993), по ложному обвинению выслали на cевер в посёлок Зашеек Мурманской области, где они с Леонидом прожили несколько лет на берегу озера Имандра. Проживал будущий артист в бараке на улице Заводской.

Как удалось выяснить «Комсомолке», в государственном архиве в городе Кировске находятся две личные карточки гражданки Куравлевой Валентины Дмитриевны, родившейся 23 января 1916 года. Там содержатся сведения, что женщина с 5-классным образованием работала в парикмахерской артели «Рассвет» мастером 3 разряда с 16 февраля 1948 по 18 июля 1951 года. В лицевом счете Валентины Куравлевой по начислению заработной платы за 1948-1949 годы указано, что она имеет одного ребенка. Получается, что Леонид Куравлев прожил в Мурманской области почти 10 лет - до сознательного 15-летнего возраста.

Так как зарплаты матери едва хватало, чтобы сводить концы с концами, Куравлевы жили очень скромно... Леня ходил в школу недалеко от дома (они жили в Мейеровском переулке) и учился, мягко говоря, неважно. Особенно тяжело давались ему точные науки - математика, физика, химия. Ни о какой карьере артиста он тогда даже и не мечтал, хотя актерские задатки в тогда в Леониде Куравлеве несомненно были. Например, в десятом классе он, случайно попав в школьный спектакль «Любовь Яровая», так вдохновенно сыграл роль Шванди, что видевшие это преподаватели удивились: «И откуда в этом обычном мальчике такие способности?»

Впрочем, как признаётся сам Куравлёв, нелюбовь к точным наукам и повлияла на выбор профессии. Двоюродная сестра как-то шутя посоветовала ему после школы поступать во ВГИК — там уж точно не надо было сдавать ни одного из столь нелюбимых Леонидом предметов.

Правда, с первого раза Куравлёву поступить не удалось. В 1953 году его первая попытка окончилась провалом, и он устроился работать в московскую артель «Оптик», выпускающую линзы для кино- и фотоаппаратов. Почему именно туда? Просто фабрика находилась рядом с его домом...

"Сегодня увольнения не будет"
Следующая попытка состоялась в 1955 году. На этот раз Леонид успешно сдал экзамены и стал студентом актёрского отделения ВГИКа, где учился на курсе Бориса Владимировича Бибикова. Впрочем, отсутствие нелюбимых точных наук в творческом вузе совершенно не сказалось на успехах Леонида Куравлева во ВГИКе. За первые два года обучения он оказался среди студентов в аутсайдерах, Бибиков никаких актерских талантов в молодом человеке не видел и на втором курсе даже настаивал на его отчислении. Куравлеву буквально чудом удалось остаться в институте. Через некоторое время зажатость студента исчезла, Леонид обрел уверенность в себе и наконец удостоился похвалы сурового Бибикова. Успех Куравлеву принес отрывок из драмы Ибсена, сыгранный вместе со Светланой Дружининой. Им заинтересовались студенты режиссерского отделения Александр Гордон и Андрей Тарковский и пригласили принять участие в съемках их дипломного короткометражного фильма "Сегодня увольнения не будет" (1959).

в роли матроса Камушкина

В 1960 году он сыграл матроса Камушкина в историко-революционном фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин». Эта роль многое определила на целые годы - Куравлеву охотно стали предлагать роли парней, у которых за внешней простоватостью скрываются сильный характер, острый ум, богатый духовный мир. Предлагают их и сегодня. Однако свести амплуа Куравлева к Иванушке-дурачку, который, как известно, побеждает всех умников, - это было бы упрощением. В каждом из последовавших за "Мичманом Паниным" фильмов - "Водил поезда машинист", "Когда деревья были большими", "Любушка", "Третий тайм" и других - Куравлев ищет своего героя, добавляя все новые и новые черты к найденному в первой работе образу, создает не стереотип, а национальный характер.


Параллельно Куравлев снялся в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». В том же году Куравлёв оканчивает институт.

Водил поезда машинист (1961)
Леонид Куравлев и Жанна Прохоренко в фильме "Непридуманная история" (1963)
После ряда пусть и небольших, но очень полезных с точки зрения обучения мастерству ролей Леонид Вячеславович принимает участие в съёмках двух фильмов В.М. Шукшина: «Живет такой парень» (1964) и «Ваш сын и брат» (1965). Здесь актер раскрывается в двух совершенно разных ипостасях: лирической и трагической соответственно. И каждую из них Куравлёв сыграл на столько убедительно и гениально, что предложения сняться в том или ином фильме заставили актера надолго забыть об отдыхе и покое.

«Живет такой парень»
В фильме «Живет такой парень», пожалуй, самой солнечной и жизнерадостной картине Василия Шукшина, Леонид Куравлев сыграл главного героя - Пашу Колокольникова – милого и доброго парня, желающего помочь всем вокруг и побеждающего напасти своим юмором. Эта роль досталась Куравлеву нелегко. Перед пробами они с Шукшиным долго и плодовито репетировали. Шукшин подыгрывал Леониду за других партнеров, потрясающе всех показывал и пародировал, даже женщин. «Но вышло так, - рассказывает Куравлев, - что я "переиграл", и на пробах был совершенно никакой». Художественный совет киностудии имени Горького отнесся к молодому актеру с недоверием и порекомендовал Шукшину поискать другого артиста. Рекомендация худсовета равнялась, по сути, приказу. Но Василий Макарович проявил настойчивость и упрямство, и Куравлева оставили. Во время съемок картины Шукшин попросил Куравлева, чтобы его колоритный герой немного заикался. Актер так и сделал, сыграв очень правдоподобно. Интересно, что когда Василий Макарович затем сдавал свою картину в Госкино, то один из чиновников заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева - его заикание!»

«Ваш сын и брат»
В другой картине Шукшина - «Ваш сын и брат» - Куравлев сыграл роль Степана Воеводина. В какой то степени это был тот же Пашка Колокольников, но только в драматической версии. Его герой совершает побег из заключения за два месяца до окончания срока. Несколько часов он проводит в родном доме, пока не появляется милиционер…

Куравлев блестяще вписался в стилистику шукшинских фильмов, и не удивительно, что впоследствии Василий Макарович постоянно приглашал его в свои картины. Так, например, роль Ивана в фильме «Печки-лавочки» он написал специально для Куравлева. Однако сняться ни в этом фильме Шукшина, ни в других Куравлеву больше не довелось. От предложений Шукшина он отказывался: «Я уже тогда заботился о том, чтобы играть разные роли, не заштамповываться: боялся, что определенную обойму картин с моим участием отснимут, то, что, прежде всего, бросается в глаза, используют, а потом оставят в покое». «Шукшин на мои отказы не обижался, он был выше этого». Кстати, именно в честь режиссера и друга Куравлев назвал своего сына Василием.


В 1967 году на экраны кинотеатров СССР вышел первый советский фильм ужасов "Вий" с Леонидом Куравлевым в роли Хомы Брута и Натальей Варлей в роли панночки. Идея создания картины принадлежала выдающемуся кинорежиссеру Ивану Пырьеву. Однако режиссерами "Вия" стали студенты Высших режиссерских курсов Георгий Кропачев и Константин Ершов, поскольку у самого мэтра катастрофически не хватало времени. Успех был сногсшибательным. Творческий дуэт Куравлев-Варлей оказался невероятно удачным. Не привыкшие к подобному жанру советские зрители по достоинству оценили великолепную экранизацию знаменитой повести Гоголя. Популярность уже достаточно известных молодых актеров стремительно возросла. Сам актер очень ценит эту работу, поскольку, по его признанию, Николай Васильевич Гоголь является одним из его любимых писателей. Актеры рассказывают, как на съемках сцены, где Варлей в роли ведьмы летает в гробу, она выпала из него и полетела вниз с трехметровой высоты. Все могло бы закончиться плачевно, если бы не Куравлев, поймавший девушку...

"Пилите, Шура, они золотые"
Следующим этапом в творческой карьере Леонида Куравлева стала роль Шуры Балаганова в комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок» (1968) по нетленному произведению Ильфа и Петрова. Яркий, искрометный образ, созданный Куравлевым стал тем недосягаемым эталоном, по которому впоследствии мерили остальных исполнителей. Ни Евгений Дворжецкий в откровенно провальной ленте «Мечты идиота», ни Никита Татаренков в сериале «Золотой теленок» не смогли переиграть Куравлева.

Людмила Максакова и Леонид Куравлев в фильме "Неподсуден"
Среди других многочисленных работ тех лет стоит также отметить роль злодея и страшного клеветника Сорокина в психологической мелодраме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Неподсуден» (1969). Персонаж был ему интересен именно этой феноменальной подлостью. Впрочем таких откровенно отрицательных персонажей в фильмографии актера почти не наблюдается. «Но для меня очень важна, и я ее очень люблю, - признается Леонид Куравлев. - Анекдотично, но после этой картины я получил огромное количество писем. Их лейтмотив был следующий: мы вас увидели в картине "Живет такой парень" - обаятельного, открытого человека, с юмором и т.д. - и вдруг видим в роли предателя - ах, вот вы на самом деле какой есть! И для меня это было высокой оценкой: я был убедителен в этой роли как человек, способный на страшный поступок».

Если 60-е годы сделали Леонида Куравлева популярным киноактером, то 70-е превратили его в мега-звезду экрана. К началу 70-х ежегодно выходило по 3-4 картины с его участием. Причем играл Куравлев совершенно разные роли:


Робинзона Крузо в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972)


отставного солдата - "Двенадцать месяцев" (1972)


инопланетянина Игрека в новогодней комедии "Эта веселая планета" (1973)


фашистского офицера Айсмана в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973). В конце 60-х годов режиссер Татьяна Лиознова неожиданно предложила Леониду Куравлеву роль эсесовца Айсмана в телевизионном сериале «Семнадцать мгновений весны». Интересно отметить, первоначально режиссер пробовала Куравлева на роль... Гитлера, но из этой затеи ничего не вышло. И тогда на горизонте возник Айсман, который стал одноглазым по воле режиссера. Леониду Куравлёву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: «сразу появилась биография»...


князя Ветренского в комедийном мюзикле "Лев Гурыч Синичкин" (1974)


Лавра Мироновича в картине «Последняя жертва» (1975) по одноименной пьесе А.Н.Островского


камео в фильме-концерте "Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика" по мотивам популярных комедий Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975) и с музыкой Александра Зацепина, поставленном Юрием Сааковым на Центральном телевидении Гостелерадио СССР в 1977 году.

Среди них было немало и драматических, однако всесоюзную зрительскую любовь актеру принесли именно комедийные роли.



Одна из таких работ Куравлева - вор-домушник Жорж Милославский в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Надо отметить, что на эту роль претендовал также и выдающийся актер Андрей Миронов, но Гайдай отдал предпочтение Куравлеву. И не ошибся. Куравлев сыграл Милославского с необыкновенной легкостью, размашистостью, не затерявшись в уникальном и поистине звездном составе - Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Савелий Крамаров.

Забавный момент возник при съемке эпизода, когда Милославский звонит Шпаку и представляется женщиной. Куравлев никак не мог произнести фразу женским голосом. Выручила актриса Наталья Кустинская: на дубляже она произнесла эту фразу за него…


Кстати, некоторые маркетологи предполагают, что Милославский одним из первых с экранов советских телевизоров занялся продакт-плэйсментом.


У Леонида Гайдая Куравлев снимался впоследствии много, став, как говорится, "гайдаевским" актером. В 1975 году в комедийном киноальманахе «Не может быть» (в третьей, и кстати самой лучшей, его части) он сыграл жениха Володьку Завитушкина. Герой Куравлева как бы перекликался и с гоголевским Подколесиным, и с достоевским Пселдонимовым, и с чеховским Апломбовым.


В том же 1975 году на экраны страны вышла, пожалуй, самая знаменитая картина с участием Леонида Куравлева – комедия Георгия Данелии «Афоня». Актер сыграл совершенно нетипичного героя. Его Афоня Борщов, слесарь-сантехник по профессии, берет взятки, дебоширит, пьет (кстати, главный герой картины, хоть и имеет репутацию алкоголика, в кадре всего два раза употребляет горячительные напитки: первый раз – в кафе «Ассоль» делает глоток пива, второй раз – выпивает у себя дома немного вина), получает взыскания на собраниях ЖЭКа, скучает и не знает, как жить, чтобы не было скучно. Но именно таким его и полюбила однажды одна девушка…


Полюбили Афоню и зрители. Да и как можно было его не полюбить?! «Калымщик и пофигист, не умеющий толком и гвоздя забить, валяет ваньку и дурит честной народ с таким обаянием и артистизмом, что не откликнуться на этот взрыв жизнелюбия мог разве что угрюмый критик, всерьез озабоченный проблемой «дать народу положительного героя» (выдержка их энциклопедии кино Кирилла и Мефодия). В первый же год проката картина стала безоговорочным лидером, собрав 62,2 млн. зрителей.

Скульптура штукатура Коли и сантехника Афони
установлена в 2010 г. в Ярославле, где снимался этот фильм, возле пивной «Афоня»
Первоначально в роли сантехника Афанасия Георгий Данелия видел Владимира Высоцкого. Даже хотел начать фильм с того, что сантехник сидит и на гитаре играет. Высоцкий приходил на пробы. Но это была не его роль. Виртуозно сыгранная Леонидом Куравлевым роль Афони стала для актера на долгие годы визитной карточкой…


Спустя год на экраны страны вышла комедия Александра Серого «Ты - мне, я – тебе», где Леонид Куравлев исполнил сразу две противоположные роли – братьев-близнецов Сергея и Ивана Кашкиных. И хотя в прокате она заняла почетное третье место, но была, откровенно говоря, значительно слабее и «Ивана Васильевича» и «Афони».

"Мимино" (მიმინო)
дядя Тимура
Не мало Куравлевым было сыграно и маленьких, порой, совсем эпизодических ролей (эндокринолог Хачикян в «Мимино» (1977), дядя Тимура, Георгий Гараев, в фильме «Тимур и его команда» (1977) и др.). Однако каждое его появление на экране вызывало зрительский интерес. Причиной тому – та тщательность, с которой актер всегда подходил к роли.


В знаменитой картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» Куравлев появляется в небольшой роли вора по кличке Копченый, с которым Жеглов играет в бильярд. Буквально за несколько минут существования на экране актер мастерски создает вполне законченный и необычайно правдоподобный образ. К слову сказать, Куравлев действительно весьма неплохо умеет играть в бильярд, и на самом деле в той памятной сцене это он укладывает за Высоцкого шары в лузу…

В 1977 Куравлев получил звание народного артиста РСФСР.

отец Илья "Пока Безумствует Мечта" (1978)
Шла собака по роялю (1979)
Не мало интересных работ было создано на экране Леонидом Куравлевым и в 80-е годы.


В первую очередь стоит отметить его бесподобный дуэт с Софико Чиареули в комедийном детективе «Ищите женщину» (1982), поставленном режиссером Аллой Суриковой по мотивам пьесы Р.Тома.

Среди других заметных ролей тех лет:

Саня в лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров» (1980),

Меншиков в исторической картине «Демидовы» (1983),

Зотов в детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984),

Миша Дятлов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985),


Спартак Иванович Молодцов в комедии «Опасно для жизни!» (1985),

фон Борк в приключенческом фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается» (1986),

Король в сказке «На златом крыльце сидели»(1986)...

90-е годы – не лучшее время для отечественного кино. В эти трудные годы актерам приходилось буквально выживать. Картин выходило мало, да и те в подавляющем своем большинстве были весьма посредственными, а то и вовсе низкопробными. Не обошлось без таких работ и в биографии Леонида Куравлева.

«Агенты КГБ тоже влюбляются» (1991),

«В поисках золотого фаллоса» (1992),

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» (1992),

«Русский счет» (1994),

«Русское чудо» (1994),

«Ширли-Мырли» (1995) - вот неполный перечень картин, которые, скажем так, не добавили Леониду Куравлеву славы. Участвовал в телепередаче «Белый попугай».


В конце 1990-х годов совместно с Вахтангом Кикабидзе снялся в рекламе циркониевых браслетов (второй ролик, если кто в танке - пародия). В конце 1990-х годов вёл на ТВ программу «Мир книг с Леонидом Куравлёвым», в которой рассказывалось о книжных новинках.


На фоне этого сплошного безвкусия роль Леонида Куравлева в мелодраме Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С. Пушкина

Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества
и "Мастер и Маргарита" (1994) по мотивам произведения М.А. Булгакова являются просто отдушиной.

Удивительно, но за все эти годы у Леонида Куравлева практически совершенно не было простоев. Им было сыграно свыше 200 ролей – просто выдающийся показатель востребованности!

"Улицы разбитых фонарей-8" (2006-2007)
Европейский конвой
Турецкий гамбит
Скептически относясь к современному российскому кино, в "нулевые" Леонид Куравлев почти не снимался. Он предпочитает вспоминать о своих работах с выдающимися режиссерами и без колебаний отказывается от многих выгодных предложений. Впрочем, он вновь продолжает радовать нас своими работами. Правда, теперь режиссеры нередко видят Куравлева в роли различных военных и милицейских начальников. Так в популярной гангстерской саге «Бригада» он сыграл генерала, в том же звании он появился в драме «Европейский конвой», а в сериале «Сыщики» сыграл полковника уголовного розыска Лютикова. Стоит отметить также: детектив Джаника Файзиева по одноименной книге Бориса Акунина «Турецкий гамбит» (2005), телесериал по одноименному роману Юлии Латыниной «Охота на Изюбря» (2005), кинотрилогия Булата Мансурова «Сага древних булгар» (2005).


В октябре 2009 года на экраны вышел первый российский фильм-сказка студии Disney «Книга Мастеров», где Леонид Куравлев сыграл барина.

Леонид Куравлев с женой Ниной Васильевной
После смерти в 2012 году супруги Нины Васильевны ведёт затворнический образ жизни, практически не появляясь на публике.

С женой Ниной Васильевной Куравлёвой (1939-2012), преподавателем английского языка, они прожили в браке 53 года. Дочь - Екатерина Куравлёва (род. 6 марта 1962), актриса, не замужем, окончила Щукинское училище. Сын - Василий Куравлёв (род. 1978), окончил в 2000 году Московский автодорожный институт. Кандидат экономических наук. С 2004 года работает в РУДН. Внуки: Степан (2003), Фёдор (2007) и Григорий (2010).

В марте 2014 года Леонид Куравлёв подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Сегодня Леонид Куравлев - легенда советского кино, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, ордена "Знак почета", Народный и Заслуженный артист РСФСР. В 2006 году удостоен Высшей Российской Общественной награды - ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество».

Комментариев нет :

Отправить комментарий