вторник, 5 ноября 2013 г.

Вивьен Ли: 100 лет со дня рождения


Вивьен Ли (5 ноября 1913 - 7 июля 1967) - английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» за роли американских красавиц: Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром» (1939) и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“» (1951)


Детство и карьера актрисы

Вивьен Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинг. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела неизвестное происхождение. Скорее всего она была ирландкой. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивьен остались в Утакамунд.


Вивьен Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение
«Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивьен Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году.


Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О'Салливан, с которой Вивьен делилась своим желанием стать «великой актрисой».


Вивьен Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне.

В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года.


Вивьен заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка - девочку, которую назвали Сюзанна.


Но Вивьен задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивьен Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Гиддон порекомендовал её Александру Корда как возможную киноактрису, но тот счёл, что в ней нет потенциала.


Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в которой журналист заметил, как «молниеносная перемена произошла на её лице».
Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие её среди других актрис. Джон Бенджаман описал её как «дух английского девичества». Когда пришло время премьерного показа, Корда понял свою ошибку и подписал с ней контракт, в котором она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли». Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую большую аудиторию и заставили корректировать свой голос, чтобы его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли


Встреча с Лоуренсом Оливье

Лоуренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением,
и между ними завязались дружеские отношения. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье поняли, что их дружба переросла в сильное влечение, а после съёмок - в роман.


Это была самая красивая кинематографическая пара. Они встретились, когда оба имели
семьи. Но, соединившись, в браке прожили только семнадцать лет.

В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам: «Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!».


Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку. А на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Вивьен. Они стали жить вместе, но ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.

Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О'Салливан в фильме «Янки в Оксфорде».


Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение.


Международный успех

Оливье развивал карьеру в кино, но, несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне.


Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон.

В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года.

Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда продюсер фильма Девид Селзник встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые он так долго искал. Майрон отвёл Вивьен на площадку, где снимали сцену пожара в Атланте.


Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого.


Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов. Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну - как я ненавижу сниматься в кино».



В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоуренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Оливье, который был в Нью-Йорке».


«Унесенные ветром» мгновенно принесли Вивьен Ли внимание и славу, но она сказала: «Я - не кинозвезда. Я - актриса. Быть кинозвездой - просто кинозвездой - это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство это надолго и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть».


Из десяти премий «Оскар», полученных фильмом «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли.


Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle»


Свадьба и совместные проекты

В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Вивьен. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом.

Уже взрослая дочь Сюзанна Холман с отцом


30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.

"Мост Ватерлоо", 1940
Вивьен Ли и Роберт Тейлор

Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. Но она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье.

В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн.

Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.


Ли и Оливье вместе сыграли в фильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоуренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен - Эммы Гамильтон. Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в СССР. Уинстон Черчилль организовал закрытый показ, на котором присутствовал Франклин Д. Рузвельт, и в конце показа обратился к пришедшим,
сказав: «Джентльмены, мне показалось, что этот фильм заинтересует вас, он показывает великие события, подобные тем, в которых вы только что принимали участие». Оливье и Ли стали любимцами Черчилля. До конца своей жизни он приглашал их на званые обеды, считал Вивьен примером для подражания.

Get Adobe Flash player


Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи, обвиняющую их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в
эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой.


Пара вернулась в Англию. В 1943 году у Ли началось турне по Северное Африке, она выступала вплоть до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка.

В 1944 ей поставили диагноз - туберкулёз в левом легком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь оставила её.


Весной она сыграла в фильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это же время выяснилось, что Вивьен ждёт ребенка. К несчастью, у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигла своего пика, когда Ли едва не набросилась на мужа, словесно и физически атакуя его до тех пор, пока, рыдая, не упала на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми - несколько дней гиперактивности, и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась.


Она уже достаточно окрепла и в 1946 году сыграла в успешной лондонской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth». Фильмы, в которых она исполнила роли в то время -


«Цезарь и Клеопатра» и


«Анна Каренина» не имели громкого успеха.

В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию.


Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода. К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра.


В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла дублерша. Вивьен справилась с тяжелым грузом ответственности, и даже Оливье заметил, как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».


Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли.


Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуализм и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.

Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая Желание», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля.


Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта. Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных
актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною».

Get Adobe Flash player

Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», а также премию «BAFTA» за лучшую женскую роль. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен «было всё, что я хотел, и больше, чем то, о чём я мечтал». Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию


В начале пятидесятых актриса была помещена в психиатрическую клинику. Шоковая терапия превратила ее в чужую для Оливье женщину – все, что он смог после этого сделать, это спрятаться в работе. Потом у Вивьен были еще один выкидыш и новые припадки. Снова клиники, снова шоковая терапия..


Развод оказался страшным ударом для Вивьен. Хотя в последние годы они практически и не жили вместе, но она по-прежнему любила мужа. Оливье было больно видеть Вивьен, оставшуюся жизнь он винил себя в случившихся с нею бедах. Но позже, конечно, снова женился и обзавелся детьми..

"Римская весна миссис Стоун"

В последние годы своей жизни Вивьен Ли много снималась, была номинирована на Оскар за свои фильмы, ездила на гастроли.


В 1967 году она была приглашена в турне по Америке и Канаде с пьесой Чехова «Иванов». Но в то время актриса была уже слишком больна. Она с трудом завершала каждое свое выступление.

Вивьен Ли умерла 7 июля 1967 года от новых приступов туберкулеза в возрасте 53 лет. Она была кремирована, а её прах развеян над озером близ небольшой деревни, в которой она жила в графстве Восточный Сассекс.


Всего она участвовала в двадцати фильмах и тридцати театральных постановках, среди которых были удачные, но Скарлетт из «Унесенных ветром» останется ее главной ролью. Один из молодых критиков как-то заметил, что реплика из фильма " Я не хочу думать об этом сегодня, подумаю об этом - завтра" стала правилом Вивьен Ли, которое она пронесла через всю жизнь.


Вивьен Ли

Тлен и плен холодных наваждений
от рук мужских прикосновений,
молчание симфоний Баха
и махинации мировых размахов,
подарки, что дороже миллионов,
от педантов и сеньоров,
кинокарьера, полная эстетики,
и критика, достойная патетики,
чудный лик царственной натуры,
шипение готовой партитуры,
судьба, что чашу с ядом принесла,
среди кирпичных стен росла,
любовь, сильнее всех законов
и доводов любых Зенонов -
нет никого, подобного с Земли,
одна лишь ты, богиня - Вивьен Ли

Анна Демарёва

Get Adobe Flash player

Из блога Татьяны S.


К 100-летию великой актрисы компания Coin Invest Trust для Островов Кука отчеканила новую серебряную монету серии «Легенды Голливуда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий