суббота, 23 ноября 2013 г.

Знайка с душой Незнайки. 105 лет Николаю Носову


Николай Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.


Свои детские и юношеские годы Носов описал в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году. В этой повести писатель рассказал о маленьком посёлке Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын (ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра), тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

Носов вспоминал, что осознавать себя отчетливо начал к трем-четырем годам. Он видел себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и – главное – действовали на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».

Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. «В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), [и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку, после покупки которой Николай понял, что учиться музыке нелегко] потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов написал в автобиографии.

После того, как семья Носовых переехала в Киев, Николай стал учиться в гимназии, но через несколько лет началась гражданская война. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Будучи разносторонне одаренным мальчиком, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром и сочинительством наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". При этом, чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Носов с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т.п. Все, что делал Носов в те годы, он делал безоглядно, отдаваясь процессу целиком. После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз

Одновременно с учёбой, в 1924 году Николай пошел чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом мусорщиком на кирпичном в городе Буча. Он вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и одновременно самостоятельно учился по программе средней школы.

Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Начав заниматься фотографией, он тратил все деньги только на нее, экономя на всем остальном до того, что единственной его одеждой некоторое время оставалась спецовка, полученная на заводе. Это и повлияло на его выбор. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, он почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино, став режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны Носов снимал военно-патриотические фильмы.

Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена. Кстати, за создание учебных лент для Красной армии Носов был награжден в 1943 году боевым орденом Красной Звезды.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации рассказа «Затейники» в детском журнале «Мурзилка». В этом журнале печатались и другие рассказы Носова.


В 1945 году вышла первая тоненькая книжка, объединившая рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет сборник рассказов «Ступеньки». Сборник «Веселые рассказы», главными героями которого стала неразлучная пара друзей, являющихся полной противоположностью, но прекрасно дополняющих друг друга, вышел в 1947 году.

По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.


Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В 1949-50 публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».


Широкую известность детскому писателю принесла повесть "Витя Малеев в школе и дома", вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм "Два друга".

Но наибольшую популярность Носову принесли его повести о Незнайке, трилогия о котором - "Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), "Незнайка в Солнечном городе"(1958), "Незнайка на Луне" (1964-1965) - пользуется у юных читателей огромным успехом и по сей день. По этим сказочным произведениям поставлено несколько анимационных фильмов. Впрочем прототип Незнайки был известен еще до Николая Носова.

Началась эта история, когда русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод комиксов середины XIX века канадского писателя и художника Палмера Кокса о жизни так называемых малюток-эльфов «Приключения Мурзилки и лесных человечков». Впервые Николай Носов столкнулся с книжками Анны Хвольсон в начале 50-х годов. Писателю захотелось по-своему пересказать эти сказки. Так и родились в 1951 году Цветочный город ие ее жители: Незнайка и его друзья-коротышкт. Главного героя Носов наградил именем одного из персонажей Хвольсон — Незнайки и некоторыми чертами характера Мурзилки.

Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев. «Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я называл коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его» писал Н.Н. Носов Ю.С. Пухову.

Истории о коротышках Цветочного города впервые начали печататься в украинском детском журнале «Барвинок» в 1953 году, после знакомства Носова с редактором Богданом Чалым.

«Успели выпустить несколько номеров, как умер Сталин. Я помню, на обложке журнала был напечатан траурный портрет вождя. Удивительно, но уже в следующем номере появились главы веселой сказки про Незнайку. В 54-м роман вышел отдельной книжкой с иллюстрациями замечательного художника Алексея Лаптева». (Игорь Носов, внук писателя)


В итоге носовский цикл о коротышках составили две повести («Приключения Незнайки и его друзей» 1954 г., «Незнайка в Солнечном городе» 1958 г.), один роман («Незнайка на Луне», 1964 г.) и примыкающая к ним короткая сказка про Винтика, Шпунтика и пылесос (в ней Незнайка – второстепенный герой, прославившийся лишь знаменитой фразой о том, что «зачем перед сном раздеваться, если утром снова одеваться»).

Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал, наблюдая за своим маленьким сыном – Петей. Но сдается мне, что из-под личины Незнайки лукаво выглядывал и сам Николай Носов, любивший носить широкополые шляпы, всегда охочий до любых начинаний и склонный к фантазированию...


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. "Он получил Сталинскую премию, издавался в десятках стран мира, а жил в коммуналке. Много позже получил квартиру у Киевского вокзала. Окна выходили на железную дорогу, где круглые сутки дымили и громыхали поезда, шум которых сливался со звуком включенного телевизора, в доме постоянно дребезжали стекла. А рядом еще проходила наземная ветка метрополитена. Можете себе представить, в каких условиях дедушка писал своего Незнайку. Сосредоточиться было невозможно. Поэтому он работал в зависимости от загрузки на железнодорожных путях ­ днем или ночью. И в этой двухкомнатной квартире он обитал с женой, ее сестрой, моими родителями и после моего появления со мной. Только за восемь лет до смерти обрел нормальные условия для жизни и работы. В 1968 году они с бабушкой переехали в отдельную квартиру. Мне тогда исполнилось шесть лет." (И.П.Носов)

Некоторые говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми и в быту. Окружавших Носова людей удивляла его особенная деликатность и доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко противны ложь, лицемерие и притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями, сам покупал себе бумагу и печатал свои произведения. В жизни он казался невеселым и замкнутым человеком, при этом оставаясь редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

"В его квартире площадью 44 квадратных метра везде, как у Знайки, были книги: на столе и под столом, на кровати и под кроватью, на шкафу, в шкафу и под шкафом. Прежде чем что-­то написать, он сам все изучал: как устроены велосипед, лампочка, двигатель, инкубатор. Его настольной книгой были исследования Циолковского о космосе. Он хорошо знал литературу, очень любил Гоголя, разбирался в искусстве и сам рисовал, время от времени покупал фигурки из слоновой кости. Если что-­то у него вызывало сомнения, то стремился вникнуть и разобраться, потому без труда мог починить велосипед, сделать ремонт, провести электропроводку. А так как он любил животных, то в его квартирке жили рыбки и ящерицы. Так и в работе: он от начала до конца все делал сам. Тексты писал от руки, потом печатал на машинке, правил, перепечатывал. В качестве доказательств этого в доме сохранились архивы: в них неоднократно переписанные и переработанные личные произведения. Он постоянно их совершенствовал. И никогда не пользовался услугами машинисток." - вспоминает его внук Игорь Петрович Носов.

"- От деда у меня два главных впечатления. 1) Всегда был занят. 2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл. Обожал сына, моего отца, обожал меня. Не знаю, кого больше. Практически не пил. Курить бросил лет в сорок. Привлекал женщин: коммуникабельный, видный. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера: в металлической коробке лампа; лампа нагревает воздух; воздух по трубе поступает от балконной двери... и т.д. Тоже игра. Очень обязательный, жесткий. Жесткость не в том, что подавлял, а в том, что не терпел необязательности других. Очень умный. Волевой. Хитрый. Осторожный. На политические темы не говорил. Собирал материалы, готовясь написать о Ленине-ребенке. Но не написал. Коммунистом не был. Алексин жаловался, что Носов не ходит на собрания писательского кооператива. Дачу снимал в Вострякове, в Голицыне. Связан ли его юмор с характером окружавших в детстве украинцев? Трудно сказать. Любил Гоголя. Не терпел Достоевского, тот угнетал его своей мрачностью. О его родителях от него ничего не слыхал. Ни о жизни до революции, ни после. Это относилось к тому, о чем дед помалкивал. Почему, неясно. Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в «Лейпциг», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с ними играть. " (И.П.Носов)

В 1957 году по опросу авторитетного международного журнала «ЮНЕСКО», Носов неожиданно попал в первую тройку наиболее переводимых за рубежом русских писателей (после Горького и Пушкина). А в 1970 г. писатель получил премию имени Крупской за прославившего его Незнайку.

В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. По мотивам новелл был создан кинофильм.

Николай Носов с внуком
В 1969 году выходит сатирический сборник «Иронические юморески» — цикл статей писателя о литературе («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русском алфавите («А, Б, В…»), взаимоотношениях преподавателей и учеников («Второй раз в первый класс») и о некоторых социальных явлениях — мещанстве («Еще об одном, всем надоевшем вопросе»), пьянстве («Об употреблении спиртных напитков»), взаимоотношении отцов и детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

Очередным этапом в творчестве писателя стало создание автобиографических повестей. «Повесть о моем друге Игоре» (1971 г.) написана в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», так как каждый мальчишка и девчонка узнавали на ее страницах черты своего характера, встречались со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами. «Тайна на дне колодца» (1977 г.) – так называется художественно-мемуарная повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении.


Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года, и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. На могиле писателя запечатлен его любимый герой.

"Последние два года дед не выходил из дома, не гулял. Лечили желудок, а болело сердце. Я поехал на рыбалку с дядьями, наловили карасей, сделали уху. Привезли ему. Мы вместе ели. Он ел с аппетитом. Казалось, что выздоровел. А через два дня на дачу приехала сестра его жены Тамара. Сказала: умер дедушка. Ночью. Во сне. Я это услышал, было хорошее утро, так не вязалось. Мне было четырнадцать лет. Его архив хранится у отца, у меня. Неопубликованного мало. Книги выходят. Он продолжает нас подкармливать. Мы не жадничаем, не рвемся получать от издателей большие гонорары»." (И.П.Носов)


В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий