Мастер эпизода, неповторимый узнаваемый голос, один из самых популярных актёров советской киносказки. Каждая роль- маленький шедевр, и это всё Анатолий Львович Кубацкий.
Анатолий Кубацкий родился 1 ноября 1908 года в Москве. К театру его еще с юных лет пристрастил старший брат, который часто репетировал дома роли любительских спектаклей. Позже, учась в школе, Анатолий познакомился с Леонидом Варпаховским (в будущем – известный режиссер), Леонидом Пироговым, Марией Мироновой и начал участвовать в самодеятельности.
Свою же первую роль Анатолий сыграл в 1928 году, учась в Драматическом Театре-студии под руководством Юрия Завадского. Молодому актеру доверили роль молодого сельского парнишки Федьки в фильме «Простые сердца». Но затем профессиональные дороги ученика и учителя разошлись в результате неприятного инцидента… За последующие 25 лет на экране он появился лишь раз – в 1938 году он сыграл небольшую роль денщика Ермохина в картине «Детство Горького».
Кубацкий почти полностью переключается на театр, участвовую в антрепризных спектаклях, выходя на сцену с Николаем Радиным, Марией Блюменталь-Тамариной, Борисом Борисовым, Ростиславом Пляттом. В 1931—1942 годах — артист Всесоюзного радио. В 1942-1957 годах актер играет на сцене Московского Театра драмы под руководством Николая Михайловича Горчакова, который после войны стал называться театром Маяковского. В 1957—1959 — актёр Театра-студии киноактера, в 1959—1973 — к/ст им. М. Горького.
|
"Ревизор" (1952) |
|
"Случай в тайге" |
|
"Море студёное" (1954) |
|
"Убийство на улице Данте" (1956) |
|
"Дело было в Пенькове" (1957) |
|
"У тихой пристани" (1958) |
|
"Василий Суриков" (1959) |
Вновь в кино Анатолий Кубацкий вернулся в начале 50-х. В 1952 году он сыграл трактирного слугу в экранизации гоголевского «Ревизора», а годом спустя – Никиту Степановича в фильме режиссёров Победоносцева и Егорова «Случай в тайге». Эта работа в полном смысле слова «открыла» актера для советского кинематографа. Его стали регулярно приглашать на самые разные роли. В 50-е годы он сыграл деда Никифора в драме «Море студеное», старосту Куля в картине «Партизанская искра», Глечикова в мелодраме «Дело было в Пенькове», Исидора в драме «Убийство на улице Данте», Куприянова в комедии «У тихой пристани», Угрюмова в «Сороке-воровке» и много других интересных ролей. Всего в фильмографии актера более 40 киноролей.
|
"Новые похождения Кота в сапогах |
|
"Королевство кривых зеркал"
|
|
"Марья-искуссница"
|
|
"Огонь, вода и медные трубы"
|
|
"Вечера на хуторе близ Диканьки" |
|
"Морозко" |
|
"Варвара-краса, длинная коса" (1969) |
Но, прежде всего, своей внезапной популярности Анатолий Кубацкий обязан Александру Роу. Впервые великий киносказочник пригласил его в свою картину в 1958 году. Кубацкий блестяще исполнил роль короля Унылио в сказке «Новые похождения Кота в сапогах» и после этого стал любимым актером Александра Роу. В его сказках он создал целую галерею всевозможных царей, разбойников и просто чудаковатых стариков. Зрители и сегодня помнят его подводного царя Водокрута XIII в фильме-сказке «Марья-искусница», короля Йагупопа 77-го в фильме-сказке «Королевство кривых зеркал», атамана разбойников в фильме-сказке «Морозко», Одноглазого в фильме-сказке «Огонь, вода и... медные трубы», Афоню в фильме-сказке «Варвара краса, длинная коса»…
Сам Кабацкий, рассказывая о своей работе с Роу, признавался: «
Надо сказать, что Роу никогда мне ничего не подсказывал, как и что играть. Никаких замечаний. Он считал - раз он пригласил артиста, артист сделает своё дело. И всё. Он был больше ремесленником, нежели творцом. Так что у него я снимался много и всё больше по королевской линии - король Йагупоп, король Унылио, царь Водокрут. Или наоборот - замухрышки-мужички, как кум Панас из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Нужно сказать, что Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей, который обязан был принимать участие в его постановках: Милляр, Хвыля, Алтайская, Потёмкин, Павленко, Носова. И неважно, подходила роль актёру или не подходила. Он никого из нас не спрашивал и назначал на ту роль, на какую хотел. Сознательно я сыграл лишь короля Унылио в «Новых похождениях Кота в сапогах». Я на эту роль пробовался, я на неё шёл. Во всех остальных фильмах меня не спрашивали…»
|
"Щит и меч" (1968)
|
|
"Анна Каренина" (1967) |
|
"Приваловские миллионы" |
|
"Дуэнья" (1978) |
Снимался Анатолий Кубацкий и у других режиссеров. Наиболее известные его работы: Франц в приключенческой ленте Владимира Басова «Щит и меч», камердинер Капитоныч в экранизации великой «Анны Карениной», Бельмонтов в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и настоятель Пабло в комедии Михаила Григорьева «Дуэнья».
Много лет Анатолий Кубацкий работал на радио и в мультипликации. Самая знаменитая его роль - Гном в полнометражном фильме-сказке «Заколдованный мальчик» и Гаврило в «Коньке-горбунке»
В 65 лет вышел на пенсию и почти перестал сниматься в кино. В последний раз Кубацкий снимался в кино в 1993 г. в фильме "Грех". К сожалению, за свою многолетнюю работу в кино и театре он не был удостоен ни наградами, ни почетными званиями.
Последние десять лет Кубацкий жил в Доме ветеранов кино Союза кинематографистов России. Там он и скончался 29 декабря 2001 года на 94-м году жизни. Он очень сильно болел,почти никуда не выходил. У него был рак. Саркома мягких тканей руки. За все годы, что он жил в Доме ветеранов, никто из прежних знакомых к нему не приходил. А когда он умер, никто из актерской гильдии не пришёл. А. Кубацкого похоронили на Пятницком кладбище. Церемония прощания была более чем скромной. Проводить в последний путь Анатолия Львовича пришли лишь сын, невестка, внучка и медсестра, которая ухаживала за ним все последние годы...
Спасибо Анатолию Львовичу за его талант. Он был превосходным мастером слова. Он умел играть голосом. А голос действительно был сказочный! Ушло давным-давно детство. А сказочные образы, созданные Анатолием Кубацким, до сих пор изумляют и доставляют сказочное удовольствие! Светлая память великому сказочнику!
Использованные материалы:
Актеры советского и российского кино
Комментариев нет:
Отправить комментарий