вторник, 3 декабря 2013 г.

Великий и ужасный Оззи Осборн. к 65-летию


"Каждый день моей жизни был настоящим событием. Я рос в очень бедной семье, и если бы не музыка, закончил бы свои дни за решеткой. Я более 30 лет жил на диете из алкоголя и наркотиков. Я выжил в крушении самолета, пережил несколько передозировок, был обвинен в попытке убийства и едва не умер, свалившись с квадроцикла. Люди удивляются, почему я до сих пор живой. И знаете – мне просто нечего им ответить" (Оззи Осборн)

Оззи Осборн (настоящее имя Джон Майкл Осборн) родился 3 декабря 1948 года в Бирмингеме (Великобритания) и стал четвёртым ребёнком в семье из шести детей и первым мальчиком в семье пролетариев: отец мальчика, Джон Томас Осборн, работал в ночную смену в местной транспортной компании, а мать, Лилиан, - на фабрике электропроводки. Вырос юный Оззи в Астоне, живя со своей многочисленной семьей в доме №14 на Лодж Роуд, где и провел всё свое детство, играя, как и многие дети того времени, на развалинах разбомбленного Бирмингема, страдавшего не только от архитектурных руин, но и от постоянной нехватки еды.

«На шестерых детей у нас было только три спальни… Мои родители жили в гостиной, а мы всей кучей толклись в задней комнате, - рассказывал Джон, с детства и на всю жизнь прославившийся как Оззи. - У нас было ведро, стоявшее рядом с кроватями. Гребаное пластиковое ведро вместо ночного горшка. Мы никогда не видели чистых простыней, а пижамами нам служили пальто. Это чистая правда», - добавлял он. У другой семьи из Астона, Уордов, живших на Уиттон-Лодж-роуд, за полгода до этого, а точнее 5 мая 1948 года, родился сын Уильям. Билл как-то описал Астон как «место без удобств. Это ужасный, очень старый район города, который в войну начисто разбомбили. Пока я рос у нас было газовое освещение; весь район лежал в развалинах. И я повсюду видел жестокость, множество нападений, людей, внезапно падающих замертво при выходе из бара, и прочий мрак. Повсюду были бомжи, но при всей разрухе город был по-своему красив. Ничего другого я тогда и не видел в жизни».

Свое прозвище «Оззи» получил ещё в школьные годы. Так его прозвали одноклассники, исказив его фамилию. По другой информации прозвище "Оззи" пристало к нему, так как в детстве его любимой книгой была - "Волшебник страны Оз" (в свое время его очень успешно пересказал Александр Волков, назвав "Волшебником изумрудного города"), которую он часто цитировал. Школа никому из ребят не позволяла свободно вздохнуть, а труднее всего пришлось Оззи, который посещал школу имени короля Эдварда VI на Фредерик-роуд. Как он вспоминает, «я натуральный клоун. В школе, когда я видел вокруг себя грустные лица, я вытворял всякие безумства, вроде выпрыгиваний в дверные проемы или еще что-нибудь придумывал, чтобы отвлечь их, - вешался, да что угодно, потому что я ненавижу смотреть на грустные лица».

Это «вешался» - не шутка. Как объясняет Осборн, он пытался сделать это в 1962 году, в нежном возрасте - ему было всего четырнадцать: «Я как-то пытался повеситься. Думал, что мне удастся понять, каково это - быть повешенным. В Англии есть гребаные дома с террасами и такие штуки, которые там называются „проходы" - нечто вроде узких улочек или аллей, и у этих проходов есть высокие перила. Так вот, я подумал: «Я хочу повеситься» - ей-богу! Тогда я взял мамину бельевую веревку, сделал петлю, перекинул через перила в проходе и спрыгнул со стула, сжав руками другой конец веревки. Я думал, что если я начну умирать, то просто отпущу веревку и все обойдется!» Подобное поведение - своеобразная месть Оззи своему суровому отцу Джеку: «Отец вышел из дома, застукал меня и затем вышиб из меня все дерьмо. Я тогда подумал: «Черт! Надо было и вправду повеситься!»

Несмотря на побои, родители Оззи передали ему некие навыки, которым он смог позже найти хорошее применение. Как он вспоминает, «мой отец был гребаный самородок. От него мне досталась внешность, а от матери - голос… Он возвращался домой из клуба рабочих, из бара, куда ходил выпивать. Его собутыльники каждый вечер сбрасывали его рядом с домом с автобуса. Моя мама была певицей-любительницей, она участвовала во всяких конкурсах талантов». Несмотря на нелюбовь к школе, где одноклассники дразнили его «Оззи» и «Озоголовым», парень достаточно рано продемонстрировал свои артистические таланты в постановках оперетт Гилберта и Салливана, таких как «Девушка, любившая моряка», «Микадо» и «Пираты Пензанса».

Однако, как и многим другим пролетариям, Джону было предначертано закончить среднюю школу на Бирчфилд Роуд и предстать перед выбором, работать на фабрике или работать на фабрике. Иных перспектив не было, работа на фабрике - единственный вариант выжить в уничтоженном Бирмингеме. Однако в возрасте 15 лет Осборна исключили из школы ввиду тяжёлого материального положения в семье, и будущий рок-музыкант устроился работать помощником водопроводчика, проработав там меньше недели, т.к. его уволили за воровство яблок в обеденный перерыв. Но Оз не отчаивался и в скором времени нашел новую работу, которая хоть и не являлась столь же перспективной, как профессия водопроводчика, но тоже была неплохой на тот период, он стал помощником слесаря-инструментальщика на промышленном производстве автозапчастей, а производственные травмы стали для него нормой. Он вспоминает, что «в первый же день отрезал себе к чертям собачьим большой палец. Его пришили на место». Палец нашел себе место, но не Оззи. Вскоре он уволился. Увы, нашему герою не везло и с последующими вариантами, хотя стоит отметить его работу забойщиком на скотобойне при аббатстве, там таки Оззи продержался подольше и, думаю, что продолжал бы и дальше там работать, если бы не один нюанс... Как то в очередной раз, один из коллег по цеху решил приколоться над Оззи, но решил сделать это не в совсем удачный момент. Джону надоели все издевательства (которых ему хватало со школьной скамьи) и в конце концов наподдал палкой шутнику так, что того отвезли в больницу. Осборн снова был уволен... О различных ремеслах Оззи можно рассказывать бесконечно, кем он только не был: от сборщика и настройщика клаксонов и маляра до могильщика. «Если целый день находишься в обществе десяти парней, собирающих автомобильные гудки, домой приходишь как лунатик», - рассказывает Оззи.

Годы спустя Оззи вспоминает Астон с некоторой даже ностальгией: «Бирмингем никогда не был и не является богатым местом. Ужасно, что все в моей семье работали на фабриках, занимаясь тупым, механическим, очень изматывающим трудом. Отец, мать, сестры - все они работали на фабриках в Бирмингеме, а мой отец считал, что мне нужно освоить какое-нибудь ремесло, чтобы получить шанс на лучшую жизнь, подальше от фабрик, ну ты понимаешь. Поэтому, когда я бросил школу, я попытался стать водопроводчиком. Не вышло: это была работа не по мне. Тогда я попробовал стать каменщиком. Опять не получилось. Тогда - строителем. Та же история. Все, за что бы я ни взялся, мне не подходило. Я возненавидел все это, меня очень быстро стало воротить от ремесленного труда».

В 1965-м Оззи попытался пойти в армию, как и многие разочаровавшиеся молодые люди из Астона до него, в попытке избежать работы на фабрике. «Мне было семнадцать, и я был зол на весь мир, - рассказал Оззи журналистке Сильвии Симмонс. - Я хотел посмотреть мир и убить как можно больше людей, что, в общем, не сильно отличается от желаний современной молодежи, сбивающейся в рэперские банды. Как далеко я продвинулся? Может, на метр за входную дверь. Они мне просто сказали: „Проваливай! Нам нужны волки, а не овцы". Не удивительно: у меня были длинные волосы, на шее - побрякушка в виде крана на веревке, вместо пиджака пижамная рубашка, вдобавок у меня был отвисший зад, и я пару месяцев не мылся. Мой отец хотел, чтобы я стал ремесленником, ну а я подумал, что ремесло солдата должно его устроить».


Череду разрушающих личность подработок в 1966-м прервало тюремное заключение за кражу со взломом, с помощью которой Оззи предпринял слабую попытку уйти от своей монотонной жизни. К счастью, взломщик из него вышел никудышный - он проник в магазин одежды «Сара Кларк» в перчатках с обрезанными пальцами. Несмотря на то что его предложили отпустить под залог в 25 фунтов (примерно столько тогда платили за две недели работы на фабрике), Оззи, у которого не было ни пенни, решил сесть в тюрьму. В результате из положенного ему срока в три месяца в тюрьме Бирмингема «Уинстон Грин призон» он отсидел шесть недель. За первым заключением последовало второе - Оззи хватило идиотизма ударить полисмена по лицу. Он вышел из тюрьмы с твердым намерением больше никогда не попадаться - хотя и в тюрьме он нашел, чем себя развлечь, украсив свой левый кулак самодельной татуировкой «O-Z-Z-Y». Ситуация была хуже некуда. Молодой Осборн, лишившийся криминальных денег и какого-либо желания заниматься грабежом, видел будущее в рабском труде и нищете - как и все местные подростки. Как он сам позже подтверждал, его агрессивность только росла: «Там, откуда я пришел, был принцип: или ты, или тебя. Я как-то прошел сквозь витрину магазина, пытаясь отбиться сразу от троих. Я на хрен отшиб себе руку, сечешь? Пролежал двенадцать часов под капельницей, пока в меня вливали несколько пинт крови. Вышел, называется, из тюрьмы после кражи со взломом…»

Казалось бы, что такой человек должен быть обречен на верную погибель или в лучшем случае, закончить за решеткой. Но не тут то было, старина Оззи родился под счастливой звездой. Выйдя из тюрьмы, Оззи решил попробовать себя в качестве музыканта. Бум бита затронул Оззи, который, что характерно, украл «Love Me Do» (вышедший 13 октября 1962 года альбом Beatles), как только пластинка появилась в продаже. «Я тогда только крал пластинки, ни разу их не покупал… Мне кажется, это была «Love Me Do». Я был лучшим магазинным вором, которого ты когда-либо встречал! Куртка на сгибе руки, „Простите, сэр!" - бац! И был таков. Я рок-н-ролльный бунтарь!» Влияние ливерпульской четверки на Оззи было чрезвычайно сильным: как он позже рассказывал, «бросив школу, я собирался стать водопроводчиком. Но когда я услышал „Beatles", то решил стать одним из них». В порыве откровения Осборн сознался, что «The Beatles дали мне все. Особенно Пол Маккартни. Я его обожаю».


Группа «Music Machine» искала себе вокалиста — и Оззи стал им. Впоследствии, решив основать свою собственную группу, Осборн дал объявление «Ozzy Zigg Requires gig» в местную газету о поиске единомышленников. По объявлению пришёл Теренс Батлер, к тому времени полгода учившийся играть на электрогитаре. Чуть позже к ним присоединились Тони Айомми, учившийся в одной школе с Оззи, и Билл Уорд — по тому же самому объявлению. Билл Уорд вспоминает о первой своей встрече с Оззи: «Он разгуливал с ботинком на веревочке… да да, с ботинком. Я решил что он чокнутый (смеётся)». С приходом Айомми Батлер переквалифицировался в басиста.


Группа получила название «Earth».


Первой собственной композицией группы была песня «Black Sabbath», написанная под впечатлением от одноименного фильма ужасов 1963 года. Это был прогрессив-блюз, основанный на мотиве «Марс» из сюиты «Планеты» композитора Густава Холста. До этого группа играла кавер-версии песен других исполнителей.


С 1969 по 1970 годы группа играла в различных клубах, одновременно работая над собственным материалом. Однажды кто-то обратил внимание на собственную песню бирмингемской четвёрки, «Black Sabbath», зародив мысли о первой записи. Также молодые люди выяснили, что уже существует группа, названная «Earth». Поэтому они сменили свое название на «Black Sabbath» — по своей первой песне. В январе 1970 года группе удаётся записать свой первый альбом, занявший неплохие места в английском и американском хит-парадах.

Black Sabbath: Осборн (справа) и Тони Айомми, Австралия, 1973
Оззи Осборн во время турне в составе Black Sabbath, США, 1975.
(Photo by Richard Upper/Redferns)
В 1975 году группа решает сменить своего менеджера. Новым менеджером «Black Sabbath» становится Дон Арден — отец Шэрон Осборн, будущей супруги Оззи. В 1977 году Оззи уходит из Black Sabbath, его заменяет Дейв Уокер. Группа начинает запись альбома «Never Say Die», однако, Оззи возвращается в начале 1978 года. В это время Оззи переживал смерть отца, активно злоупотребляя алкоголем и наркотиками. По другим данным, пьянство Оззи началось задолго до этого, Айомми утверждал, что к тому моменту уже несколько лет не видел Оззи трезвым. Запись альбома протекала с большими трудностями, в частности, Оззи потребовал переписать все тексты, включая песню Junior’s Eyes, которую Оззи посвятил своему отцу. За альбомом последовал тур, после которого Оззи окончательно вышел из состава Black Sabbath.


У Айомми уже были наброски следующего альбома, «Heaven and Hell», кроме того он успел познакомиться с Ронни Джеймсом Дио, не так давно покинувшим Rainbow и не имевшим в то время собственного коллектива. Задачу по доведению до сведения Оззи того, что группа больше не желает работать с ним, выполнил Билл Уорд. Как Оззи, так и Тони Айомми в последующих интервью признавали, что это было именно увольнением. Впрочем, Осборн признался, что расставание с Black Sabbath стало для него облегчением.

После ухода из Black Sabbath Оззи проводил время в безделье, пока Шарон Арден, дочь менеджера его бывшей группы, не уговорила его основать новую группу. Осборн дал объявление в газету о поиске музыкантов. Одним из гитаристов, пришедших на прослушивание, был Рэндал Вильям (Рэнди) Роадс. Как рассказывал Роадс в одном из своих немногочисленных интервью, он не знал, с кем ему придётся работать. Придя в студию для прослушивания со своим усилителем и электрогитарой, он был проведён в пустую комнату. Там Рэнди подключил свою аппаратуру и начал «разогреваться». Неожиданно в комнате появился Оззи, вынесший вердикт «принят!» и проигнорировавший возражения гитариста о том, что он ещё и не начинал играть. По другой версии, Оззи был умилен тем, что Роадс играл по нотам.

Также к группе присоединились басист Боб Дейзли и ударник Ли Керслейк из Uriah Heep. В этом составе они выпустили первый альбом «Blizzard of Ozz» и отправились в концертный тур, первым выступлением в котором был концерт 12 сентября 1980 года в Глазго. Для выпуска своего сольного альбома Оззи Осборну требовался контракт со звукозаписывающей компанией. После многочисленных отказов Оззи в итоге сумел достичь соглашения со студией CBS, которая, тем не менее, не относилась к проекту с той степенью серьёзности, на которую рассчитывал Осборн, считая последнего ещё одним незначительным событием.


Для изменения впечатлений о себе в лучшую сторону Оззи, по совету Шарон, принес в офис компании двух голубей — с первоначальным намерением выпустить их на глазах у изумлённой публики и таким образом привлечь общественное внимание. Трюк сработал, правда, не совсем так, как было задумано. Выпустив первого голубя — так, как и предполагалось, — Осборн неожиданно откусил голову второму. Это действо было запечатлено фотографом студии, и в скором времени фотографии появились в большинстве газет. Это вряд ли повлияло (в положительную сторону) на руководство компании звукозаписи, однако породило вполне понятную заинтересованность в Осборне среди молодёжи. Неизвестно, было ли это действие спланировано именно так с самого начала: ни Шарон, ни сам Оззи не прояснили мотивов этого поступка. Единственный комментарий, который сделал певец по этому поводу, заключался в признании в том, что он был сильно пьян в тот момент. Впрочем, Осборн быстро освоился и стал шутить: "На вкус как душка Рональд Макдоналд". Это послужило началом того, что Оззи открыл себя безумцем рока. Ранее в "Black Sabbath" он выглядел в лучшем случае угрюмым глашатаем серьёзных металлюг, в худшем - клоуном. Теперь же для нового поколения тинейджеров он стал олицетворением угарного сатанинского рока в стиле 80-х, и фанаты стали приносить ему на концерты всяческую мерзость (в виде живых и неживых животных и их частей).

Оззи Осборн. Фотосессия для обложки альбома "Blizzard of Ozz", июнь 1980.
Именно после скандала с откусыванием голубиной головы первый сольный проект Осборна "Blizzard Of Ozz" (1980 год) вдруг начал подниматься в чартах на волне всеобщего негодования. Рэнди Роадс был назван «лучшим молодым талантом» в журнале Guitar Player. Стилистически альбом близок к «Technical Ecstasy» Black Sabbath, но с более жестким, «металлизированным» звучанием. Текст песни «Suicide Solution» позднее стал объектом критики из-за неоднозначного толкования слова «solution»: «решение» и «жидкость» (таким образом, название можно перевести по-разному: «Решение покончить с собой», «Самоубийственное решение» или «Самоубийственная жидкость»).

Get Adobe Flash player

В 1986 году Оззи был даже арестован на трапе самолета в аэропорту Лос-Анджелеса. Обвинения, представленные вокалисту, заключались в том, что некий 19-летний подросток застрелился, будучи вдохновлённым песней «Suicide Solution». Обвинение утверждало, что в самой песне содержатся особые шумы, воздействующие на подсознание и гипнотизирующие слушателя. Адвокатам Осборна удалось доказать, что никаких посторонних звуков на записи нет, а сам текст песни не может быть предметом иска, так как попадает под первую поправку к конституции США, гарантирующую свободу слова. К слову, надо отметить, что сам текст песни не призывает к самоубийству: с самоубийством в песне сравнивается излишнее пристрастие к алкоголю. По заявлению Оззи, он написал песню «Suicide Solution» под впечатлением от сообщения о смерти Бона Скотта, вокалиста группы AC/DC, захлебнувшегося рвотными массами в результате сильного алкогольного опьянения. Боб Дэйсли, претендовавший на авторство этой песни, заявил, что текст был написан из-за того, что сам Оззи имел в то время серьёзные проблемы, связанные со злоупотреблением спиртными напитками.

Оззи Осборн с сыном Луисом на фотосессии
для обложки альбома "Diary of a Madman", 1981.
(Photo by Fin Costello/Redferns)

Спустя год Оззи и его группа записали второй альбом, «The Diary of a Madman». К тому времени состав обновился — ритм-секция ушла в реорганизованный Uriah Heep, а на смену Керслейку и Дэйзли пришли соответственно Томми Олдридж и Руди Сарзо. По мнению самого Осборна, этот альбом получился лучше предыдущего. Стилистически он был более жестким, особенно, первая композиция — «Over the Mountain». Впрочем, сами музыканты оглядывались на чарты: конкуренты в лице Black Sabbath с альбомом «Mob Rules» добрались лишь до 29-й позиции, в то время как Diary of a Madman некоторое время пробыл в Top-15. Интересно, что авторство песен целиком принадлежит предыдущему составу группы.

Во время тура Оззи развлекался тем, что бросался сырым мясом в пришедшую на его концерты публику. Впрочем, это было частью контракта: в течение концерта Осборн должен был выбросить в зал порядка десяти килограммов телячьей печени и свиных потрохов. Порой эта часть шоу принимала неожиданные обороты: так, после одного из концертов кто-то позвонил в менеджмент группы и спросил, чем отстирывать сырую кровь. Впрочем, публика быстро подхватила идею. Скоро, в ответ на выходки Оззи на сцене, в него начали лететь дохлые кошки, лягушки, змеи и прочий материал, когда-то бывший живностью. Один раз кто-то бросил на сцену куклу (в натуральную величину). Оззи был шокирован, сначала приняв её за настоящего младенца.

Get Adobe Flash player
А 20 января, в Айове, произошло еще одно событие, еще более укрепившее славу Осборна. В ходе концерта кто-то бросил из зала на сцену живую летучую мышь. Оглушённое животное лежало на сцене тихо, слегка трепыхаясь. Оззи, ошибочно приняв летучую мышь за резиновую, решил подзадорить публику, укусив неожиданно прилетевший к нему подарок. В ответ летучая мышь укусила самого Осборна. В результате концерт окончился немедленным вывозом вокалиста в больницу с целью прививания от бешенства. В приёмную скорой помощи Оззи вошёл, лая, как собака. Когда американская медсестра спросила его, в чём дело, Оззи залаял на неё, объяснив, что он заболел бешенством. Когда начались противостолбнячные уколы, повторяемые каждые 4 дня, то пациенту уже стало не до шуток. Эта история попала в газеты и на концертах Осборна стало твориться невероятное: на сцену швыряли белых мышей, птиц со связанными ногами. Одного из зрителей поймали на том, что он пытался протащить в зал дохлую кошку. Другим все же удалось пронести дохлую собаку. Потом был случай со змеей и с огромной луизианской жабой, которую маленькие мучители убили, содрав с неё кожу. В городе Цинцинатти группа подростков раздобыла на местном мясокомбинате голову свежезабитого быка. Их, правда, вовремя остановили.

В марте 1982 года группа потеряла своего гитариста, Рэнди Роудса. Во время турне по США, автобус группы остановился для ремонта возле городка Лисбург во Флориде. Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на его самолёте. Во второй заход самолёт взял Рэнди Роудса и парикмахера группы, Рэйчел Янгблад. Сам водитель занимал место пилота. Бывшая супруга водителя находилась вместе с группой, рядом с автобусом. По её словам, тот неожиданно решил убить её, задавив самолетом. Как она утверждала, самолет сделал три очень низких круга над автобусом, задев его с четвёртой попытки. После столкновения самолет отбросило в стоящее рядом строение, где он и взорвался. Пилот и пассажиры самолёта скончались на месте. Произведённое впоследствии расследование показало, что пилот находился под воздействием наркотиков.

Шэрон Осборн, Ричард Брэнсон и Оззи Осборн
с дочерью Эйми после подписания контракта
с фирмой Virgin, 1983,
(Photo by Virginia Turbett/Redferns)
Рэнди Роудс и Оззи работали над идеей третьей пластинки группы «Bark at the Moon» (Вой на Луну). Оззи заявил, что несмотря на смерть товарища он будет продолжать работу. Для выполнения контрактных обязательств Осборн должен был выпустить концертный альбом. Имелся записанный материал с концертов с участием покойного Роадса, однако Оззи посчитал неэтичным выпуск этого диска сразу после смерти друга (альбом под названием «The Rhandy Roads Tribute» был выпущен в 1987 году). Но верный контрактным обязательствам, Оззи рекрутировал в состав группы гитариста Брэда Гиллиса и записал живой альбом Talk of the Devil (в американской версии — Speak of the Devil), целиком состоявший из материала Black Sabbath. Но избежать обвинений в неэтичности не удалось — Оззи был раскритикован Тони Айомми, который считал, что Оззи не являлся автором большинства представленных на альбоме песен, хотя его имя и указано в этом качестве на всех альбомах группы с 1970 по 1978.

Новым гитаристом стал Джейк И. Ли (Jake E. Lee). Джейк Ли, наполовину японец по происхождению, учился в детстве по классу фортепиано, но юношеское увлечение гитарой постепенно пересилило интерес к классической музыке. От классики y Джейка осталось серьёзное профессиональное отношение к инструменту, то есть ежедневные многочасовые занятия развили y него технику игры на гитаре.


Заглавная песня альбома «Bark at the Moon» рассказывает о живом существе (оборотне), которое вернулось, ища мести тем, кто презирал его и свёл в могилу. В клипе на эту песню Оззи играет безумного учёного, заключенного в сумасшедший дом. Из окна он видит оборотня, следящего за ним. Эта песня, как, впрочем, и другие, могла настроить слушателей на негативные мысли. Читаем: «Вспышка Рок-Насилия», Ассоциация Канадской Прессы: Галифакс, Канада, 26.9.84.: «… в соответствии с материалами Канадской Телеграфной Пресс-службы, влияние хэви-метал рок-музыки на молодого канадца Джеймса Джоллимора (James Jollimore) оказалось так сильно, что в канун Нового 83-го Года он вышел на улицу и заколол кого-то. Друг подсудимого засвидетельствовал, что Джоллимору, двадцатилетнему жителю Канады, которому было предъявлено обвинение в убийстве первой степени 44-летней женщины и двух её сыновей, понравилось закалывать людей, после того, как тот начал слушать музыку вроде „Bark at the Moon“ Оззи Осборна». «Джимми сказал на суде, что каждый раз, слушая эту песню, у него возникало странное чувство, и, когда он вновь услышал её в канун Нового Года, он вышел на улицу и заколол кого-то».

Стилистически альбом получился более мягким, приблизившись по звучанию к софт-металу. Настоящим рок-гимном стала песня «Rock’n’roll Rebel».

В 1986 году Оззи записывает альбом The Ultimate Sin. И отправляется в тур в поддержку обоих альбомов. Оззи позже говорил, что этот альбом самый бедный в плане музыкальных идей. Альбом получился и самым мягким, разбавленным синтезаторным звучанием. Текстовая концепция опиралась на идеи мира и отказа от насилия.

Шэрон Осборн и Оззи Осборн, 1987.
(Photo by Time & Life Pictures/Getty Images)

19 марта 1987 года вышел альбом «Randy Rhoad’s Tribute» содержавшей архивные записи отобранные Максом Норманом (продюсером трёх первых сольных альбомов Оззи). Туда вошли концертные записи материала с первых двух альбомов (в первую очередь, с первого альбома, практически полностью представленного в живом варианте), несколько песен Black Sabbath и фрагменты студийных записей песни Dee.

В записи следующего альбома «No Rest for the Wicked» Оззи привлекает к работе талантливого гитариста Зака Уайлда, ставшего очень важной частью группы на следующие несколько лет. Шэрон, жена Оззи, становится менеджером группы и помогает музыканту избавиться от алкогольной зависимости. В фильме «The Decline of Western Civilization: The Metal Years» Оззи предстает в роли трезвого домохозяина, заверяющего, что он больше не злоупотребляет алкоголем и женщинами («don’t bitch up with women»). Звук следующего альбома получился более крепким, хотя налет софт-метала чувствовался. Характерным стало отсутствие на альбоме баллад. Самыми интересными композициями стали «Breaking All the Rules» с «фирменным» переходом с минора на мажор и мрачная «Bloodbath in Paradise». В песне «Demon Alcohol» Оззи рассказывает о борьбе с алкогольной зависимостью. Для тура Оззи привлек давнего друга и коллегу по Black Sabbath Гизера Батлера (тот также появляется и в клипах). В 1989 году вышел концертный EP «Just Say Ozzy».


В марте 1989 года выходит сингл «Close My Eyes Forever», записанный вместе с Литой Форд, попадает в первую десятку США.


В 1991 году Оззи выпускает альбом «No More Tears», однако без обычного энтузиазма проводит концерты, объясняя это тем, что ему хочется больше времени проводить со своей семьей. Концертный тур в поддержку этого альбома прошел под лозунгом «No more tours», то есть «Больше никаких турне». Альбом получился очень достойным, музыкальными наградами были отмечены песня «Mama, I’m Coming Home» (посвященная жене Шэрон) и «I Don’t Want to Change the World». После этого Оззи объявляет о прекращении активной музыкальной деятельности. Впрочем, это не мешает ему в 1992 году на пару концертов воссоединиться с Black Sabbath (что стало поводом для ухода оттуда Ронни Дио, который не желал петь на разогреве у Оззи).

После длительного перерыва в 1994 году Оззи объявляет о будущем выходе нового альбома, записанного с участием Стива Вая. Он также объединяется с Therapy, чтобы спеть вокальную партию в песне «Iron Man» для сборника кавер-версий «Nativity in Black», посвящённого группе Black Sabbath.

В 1995 году Оззи при участии Рика Уэйкмана (ранее работавшего с Black Sabbath при записи альбома «Sabbath Bloody Sabbath») и Зака Уайлда записывает альбом «Ozzmosis», который можно считать самым удачным со времен первых двух альбомов. Оззи удачно перемешал жёсткие номера вроде «Perry Mason» с более мягкими («I See You on the Other Side»), а также совершенствовался в фирменных переходах («My Jekyll Doesn’t Hide»). Знаменательным событием стало также воссоединение с басистом Гизером Батлером. Тур-гитаристом стал ученик Рэнди Роадса по фамилии Холмс. В поддержку альбома прошел международный тур.

Оззи Осборн на концерте, 1996. (Photo by Mick Hutson/Redferns)
В 1997 году слухи о воссоединении Black Sabbath стали явью. Группа воссоединилась в оригинальном составе и устроила международный тур. Было записано 2 новых песни, но обещанный альбом так и не вышел. Постепенно Оззи и Тони вернулись к сольной деятельности. В 2000 году Оззи записывает песню «Who is Fooling Who» для сольного альбома Тони Айомми.


В 2001 году вышел альбом Оззи «Down to Earth» продемонстрировавший ещё большее утяжеление звука и великолепное качество материала, так что новый релиз, пожалуй, даже превзошел Ozzmosis. Не обошлось и без лирики — песню «Dreamer» охотно крутили даже попсовые радиостанции.


В 2005 году выходит альбом «Under Cover» с кавер-версиями песен, оказавших на Оззи влияние (среди них особое место заняли песни Леннона и Beatles). Также выходит бокс-сет из 4 дисков Prince of Darkness, включающий помимо сборника и каверов ещё и дуэты Оззи с различными музыкантами.

В 2007 году выходит новый альбом «Black Rain». Оззи не боится экспериментировать со звуком, однако в целом альбом уступает предшественнику. Сам Оззи признался, что это «мой первый альбом, который я записал, будучи трезвым».

Ozzy Osbourne at BlizzCon 2009
22 июня 2010 года состоялся релиз десятого по счету сольного альбома «Scream», о чём было сообщено на официальном сайте. Его выпуску предшествовала рекламная кампания, проведенная в музее мадам Тюссо в Нью-Йорке. Оззи неподвижно сидел на кушетке в одном из залов восковых фигур, а когда поклонники его творчества подходили к нему, чтобы сфотографироваться, Осборн резко вставал или просто пугал посетителей криком.

В октябре 2010 года Осборн записал кавер-версию песни Джона Леннона «How?» в честь 70-летнего юбилея экс-битла. Песня изначально вышла на втором сольном альбоме Леннона «Imagine» 1971 года. Все доходы с продажи композиции передаются правозащитной организации Международная амнистия.


Кроме музыкального творчества, Оззи Осборн известен как участник разных телешоу. Например, с 19 мая 2002 года по MTV в Англии и Ирландии начали показывать документальный телесериал «The Osbournes» про Оззи Осборна и его семью. По форме этот фильм представлял собой инсценированную и реальную съемку жизни персонажей «семейства Осборнов» заполненное бытовыми неприятностями и радостями. Имел место тщательно законспирированный сценарий (в последней серии последнего сезона видно как держат таблички со словами). Семейство Оззи предстало подобием семейства Симпсонов. По словам самого Оззи «один эфир разрушил миллионы фантазий», потому что «Крёстный Отец Металла» предстал мужем-подкаблучником и непутевым папашей, не способным совладать с отпрысками. Со временем больше внимания на себя стали обращать отвратительное физическое состояние Оззи, который передвигался по дому с «ловкостью», свойственной скорее старцу, а не мужчине своего возраста, Оззи демонстрировал полнейшую неадекватность к окружающему, в очередной раз пугая публику. Бормотание под нос, явная глухота, шаркающая походка, тремор рук и прочие симптомы тяжёлой болезни демонстрируемые в прямом эфире миллионам зрителей — зрелище малоприятное, но предприятие очень прибыльное. Заочно Оззи поставили кучу медицинских диагнозов — в основном варьирующиеся вокруг синдромов Альцгеймера, Паркинсона и склероза. Впоследствии ужасное состояние Осборна в период съёмки сериала было объяснено действием лекарств. Выведя Оззи из очередного запоя, врачи прописали Осборну множество таблеток психотропного действия, сделав это множество раз (антидепрессанты чередовались со стимуляторами, чтобы он не засыпал от антидепрессантов), количество ежедневно принимаемых актёром шоу таблеток достигло 40. Может показаться неправдоподобным, но резкое улучшение состояния певца в последующие годы (в частности на своих российских концертах 2007 года Оззи предстал совершенно вменяемым человеком в неплохой физической форме, ничем не напоминающим шаркающую развалину-2003), говорит о том, что «история с таблетками» скорее всего сущая правда. Сам же по себе сериал добавил Осборну популярности.


В автобиографии «Я — Оззи» Осборн откровенно пишет о своей многолетней борьбе с алкоголизмом. По словам певца он начал злоупотреблять спиртным примерно с восемнадцатилетнего возраста, а к сорока годам стал хроническим алкоголиком, выпивавшим в день по три-четыре бутылки крепкого спиртного (водки или коньяка). Он неоднократно пытался избавиться от своей зависимости, обращаясь во всевозможные реабилитационные центры (в том числе в Клинику Бетти Форд), состоял в Анонимных Алкоголиках, но периоды трезвости сменялись запоями. Во время лечения от алкоголизма он также пристрастился к лекарствам (викодин, валиум и др.). Осборн окончательно бросил пить и злоупотреблять лекарствами только в середине двухтысячных годов.

В июне 2010 года Оззи решает завещать свое тело науке, утверждая, что его организм является уникальным: «По всей видимости, я — настоящее медицинское чудо! Я пьянствовал в течение сорока лет и ничего со мной не случилось. Я напивался, вырубался, а затем снова приходил в себя. Я считаю, что я должен завещать свое тело лондонскому Музею естествознания». Компания Knome заверила, что составит его генетическую карту для того, чтобы выяснить, почему музыкант все ещё жив. По словам директора отдела исследований Knome Натана Пирсона, изучение людей с необычными медицинскими историями имеет огромный научный потенциал. Помимо прочего, ученые надеются, что в результате исследования будет прояснен механизм усвоения организмом наркотических средств. В конце октября были опубликованы данные генетических исследований. Согласно выводам ученых Оззи является потомком неандертальцев и древних римлян, погибших в результате извержения вулкана Везувия 24 августа 79 года. Также было установлено, что музыкант является дальним родственником российского императора Николая II и короля Великобритании Георга I. Кроме того, исследователи выяснили, что Осборн состоит в родстве с известным американским преступником XIX века Джесси Джеймсом. Исследователи узнали, что Осборн обладает большей выносливостью, чем среднестатистический человек, а возможности его организма справляться с последствиями употребления алкоголя и наркотиков превосходят средние показатели.


14 ноября 2013 в Лондоне, в Раундхаусе, на девятой ежегодной премии Classic Rock Roll Of Honour, BLACK SABBATH были награждены в номинации Living Legends (Живые легенды). Ozzy Osbourne прокомментировал: «Здорово быть живой легендой. Это лучше, чем быть мертвой». Кстати, это уже вторая награда для Ozzy, первую он получил в 2008 году, как сольный исполнитель. Chris Ingham, журнал Classic Rock: «Мы рады вручить BLACK SABBATH награду Living Legend. Это награда не только за их предыдущую карьеру, но и за замечательный альбом 2013 года, который в очередной раз показал нам, какая должна быть музыка». «Sabbath» нашла свое место в истории.

По всему миру продано более 75 миллионов записей Осборна, более 30 миллионов из них в США. Альбомы "Blizzard Of Ozz" и "No More Tears" получили статус квадро-платиновых. Самого же Осборна очень задевает, если хотя бы один человек из публики смотрит его выступление с равнодушным видом: "Порой я ставлю сам себя в дурацкое положение. Представь: я выхожу на сцену и выкладываюсь по полной программе. Зал забит под завязку - несколько десятков тысяч человек. И вдруг у левого края сцены замечаю небольшую группу зрителей - семь-восемь человек, - которые никак не реагируют на происходящее, а просто стоят, сложив руки на груди и позёвывая со скуки. Мать твою, говорю я себе, я просто обязан их расшевелить. Я начинаю петь, глядя в их сторону, выпендриваюсь изо всех сил - так, что пот льёт градом, а связки того и гляди порвутся. Ноль внимания, фунт презрения. В конце концов мне это надоедает, я подзываю своего ассистента Тони и говорю: "Убери этих парней из зала, иначе я сейчас сдохну. Верни им деньги за билеты". А он спокойно так мне отвечает: "Не волнуйся, они глухие". Я в шоке: "Что?! О Господи!". В зале было 90 тысяч человек, и из-за каких-то восьми парней, лишённых слуха, я испугался, что гоню халтуру. Вот тебе типичный Оззи". А перед теми ребятами Осборн даже извинился, потому что бегло изъясняется на языке глухонемых.

На вопрос о том, чем, по его мнению, должна запомниться группа, Тони Айомми ответил в своей обычной рассудитель­ной манере: «Очевидно, я хотел бы, чтобы помнили нашу музыку, - мы долгое время были на сцене, не сдавались, делая то, во что верили… Будет здорово, если нас не забудут, и думаю, что всякие штуки вроде Зала славы лишний раз под­тверждают - о нас помнят».

Оззи на этот же вопрос ответил так: «Ну, мне вполне до­статочно того факта, что о нас будут помнить. Боюсь накаркать, но, кажется, я догадываюсь, что напишут на моей могиле: „Чувак, который как-то раз в Де-Мойне, штат Айова, откусил голову летучей мыши… и на хрена ему это было надо…"».

Бонус. Дискография
Синглы Лейбл и год выпуска Место в чартах
Evil Woman Fontana , 1970 n/a
Paranoid Vertigo, 1970 4
Never Say Die Vertigo, 1978 21
Hard Road Vertigo, 1978 33
Neon Knights Vertigo, 1980 22
Die Young Vertigo, 1980 41
Mob Rules Vertigo, 1981 46
Turn Up The Night Vertigo, 1982 37
Headless Cross IRS, 1989 62
TV Crimes IRS, 1992 33
Альбомы
Black Sabbath Vertigo, 1970 8
Paranoid Vertigo, 1970 1
Master Of Reality Vertigo, 1971 5
Volume 4 Vertigo, 1972 8
Sabbath Bloody Sabbath Vertigo, 1973 4
Sabotage NEMS, 1975 7
We Sold Our Soul For Rock 'N' Roll NEMS, 1975 35
Technical Ecstasy Vertigo, 1976 13
Never Say Die! Vertigo, 1978 12
Heaven And Hell Vertigo, 1980 9
Live At Last NEMS, 1980 5
Mob Rules Mercury, 1981 12
Live Evil Vertigo, 1982 13
Born Again Vertigo, 1983 4
Seventh Star Vertigo, 1986 27
The Eternal Idol Vertigo, 1987 66
Headless Cross IRS, 1989 31
Tyr IRS, 1990 24
Dehumanizer IRS, 1992 28
Cross Purposes IRS, 1994 41
Cross Purposes Live IRS, 1994 n/a
Forbidden IRS, 1995 71
The Sabbath Stones IRS, 1996 n/a
Reunion Epic, 1998 41
The Best Of Black Sabbath Metal-Is, 2000 24
Past Lives Sanctuary, 2002 n/a
Black Box: Black Sabbath 1970-1978 (US) Rhino, 2004 n/a
Синглы Оззи Осборна
Crazy Train Jet, 1980 49
Mr Crowley Jet 1980 46
Bark At The Moon Epic, 1983 21
So Tired Epic, 1984 20
Shot In The Dark Epic, 1986 20
The Ultimate Sin/Lightning Strikes Epic, 1986 72
No More Tears Epic, 1991 32
Mama I'm Coming Home Epic, 1991 46
Perry Mason Epic, 1995 23
I Just Want You Epic, 1996 43
Dreamer Epic, 2002 18
Changes (with Kelly Osbourne) Sanctuary, 2003 1
Альбомы Оззи Осборна
Blizzard Of Ozz Jet, 1980 7
Diary Of A Madman Jet 1981 14
Talk Of The Devil Jet 1982 21
Bark At The Moon Epic, 1983 24
The Ultimate Sin Epic, 1986 8
Tribute Epic, 1987 13
No Rest For The Wicked Epic, 1988 23
Just Say Ozzy Epic, 1990 69
No More Tears Epic, 1991 17
Ozzmosis Epic, 1995 22
The Ozzman Cometh Epic, 1997 68
Down To Earth Epic, 2001 19
The Essential Ozzy Osbourne Epic, 2003 21
The Prince Of Darkness Sanctuary, 2005 n/a
Under Cover Sanctuary, 2005 n/a
Альбомы Тони Айомми
Iommi Divine, 2000 n/a
The 1996 DEP Sessions With

Glenn Hughes Mayan, 2004 n/a
Fused Sanctuary, 2005 n/a
Альбомы Гизера Батлера
Plastic Planet Raw Power, 1995 n/a
Black Science Sum, 1997 n/a
Ohmwork Mayan, 2005 n/a
Альбомы Билла Уорда
Ward One: Along The Way Chameleon, 1990 n/a
When The Bough Breaks Cleopatra, 1997 n/a
Синглы Келли Осборн
Papa Don't Preach Epic, 2002 3
Shut Up Epic, 2003 12
Come Dig Me Out Sanctuary, 2004 n/a
One Word Sanctuary, 2005 9
Альбомы Келли Осборн
Shut Up Epic, 2003 31
Changes Sanctuary, 2004 n/a
Sleeping In The Nothing Sanctuary, 2005 57
Альбомы фестиваля «Ozzfest»
Ozzfest Live Red Ant, 1997 n/a Ozzfest 2001:
The Second Millennium Sony, 2001 n/a
Ozzfest: Second Stage Live Virgin, 2001 n/a
Ozzfest 2002 Columbia, 2002 n/a

Комментариев нет:

Отправить комментарий