суббота, 18 января 2014 г.

18 января день Индрика-зверя

Морозов Виктор. Панно "Рогатый зверь"
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави».


В понимании офений, «Солнце (Вайло), ежедневно, поднимающееся из Воды и погружающееся в Воду (т.е. долги плеса чевылецкие)» есть Индрик-зверь. По-офеньски (или санскритски), инда – «вода (венда)». «Индрик-зверь» – это Существо, проявляющее себя в любое Время (в Прошлом, в Настоящем, в Будущем: поочерёдно, кряду, сряду… вечно, циклично).


Часто в произведениях устного народного творчества называется «родина» индрик-зверя - полная чудес Индей-земля - Индия:

А и где то бы, слышно, глупому жить,
Да глупому жить, неразумному?
А и где, слышно, есть Индей-земля,
Индей-земля, всё богатая?
Как и много там злата-серебра,
Да на больше того доброго земчуга.
Во Индей-земле степя дикие,
Степя дикие, леса тёмные.
Да во тех лесах живёт Индрик-зверь:
На нём шорсточка вся земчужная,
А и грива-хвост позлачёная,
А копытца у него всё булатные,
Из ноздрей у него огонь пышет,
Из ушей у него идёт дым столбом.
Он и бегает пить во Тарью-речку,
Он бежит, бежит - вся земля дрожит.


Греческие летописи также утверждают, что водится рогатый конь в Индии. Правда, считается, что до прихода на индийскую землю северных племён Славян-Ариев, местное темнокожее население не ведало ни Индру, ни Индрика.


В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра — муж Змеи Параскевы (Пераскеи). По нашим ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья). Индрик-Змей также царь Дасуни, тёмного царства в славянской мифологии.


В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун — это чистая «воинская правда», Волх — чародейство, жестокость и темный гнев, то Интра — это Свет и Тьма, борьба противоположностей.

В основе древнего Ведического мировоззрения Индра верхом на Единороге олицетворяет бога, власть которого распространяется от Земли до Неба. Но это же и есть весь явный Мир, Мир бога Перуна. Кстати, в древних Ведах Индра представлен Громовержцем, богом войны и победы. Следовательно, Индра и Перун – одно лицо. Индра - отец Волха от Матери Сырой Земли, им же и убит.

Печной изразец
В сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки. В засуху суеверные селяне с помощью особых обрядов призывали зверя подать воду в колодцы и водоёмы, напоить траву и деревья, сберечь урожай. По их представлениям, прогневавшись, Индрик-зверь учиняет землетрясения.

Изображенный на картине Индрик (Индра, Дракон)
издревле считался в Украине
символом мужской силы и плодовитости.
Перешит со старинного уманского рушника.
Герой отправляется в подземное царство по его следам. Он находит индрика, вступает с ним в бой и побеждает его. Индрик становится помощником героя.

Индра
Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу. К слову, Змееборец на гербе Москвы, по ранней версии, - Индра, а его конь – Единорог.

Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!


Исследователи установили несомненную связь нашего индрик-зверя с ведийским и индуистским божеством Индрой, от имени которого образованы и название страны - Индии, и священной реки - Инда, и народа - индийцев, и религии - индуизма. А на Русском Севере до сих пор сохранилось немало названий рек с древнейшим общеиндоевропейским корнем «инд». Ученые предполагают, что в эпоху древнеиндоевропейской этнокультурной общности Индра был единым верховным богом индоевропейцев. После распада индоевропейского конгломерата племен и ухода ариев с Севера на полуостров Индостан в памяти праславян, а впоследствии и русских сохранилась одна из многочисленных ипостасей Индры – «Царь зверей», «всем зверям мати».

Бог Индра верхом на короле слонов Эраване,
также известном как Айравата
В древнеиндийской мифологии Индра стал подобно славянскому Перуну богом-громовержцем, главой всех богов. Он появился на свет в золотых доспехах и вскоре стал непобедимым воином, приводящим в страх и богов, и демонов. Индра стал властелином небесного царства. Искусный мастер Тваштар сделал ему золотую колесницу и выковал волшебное оружие ваджру, по силе подобное небесному грому. Множество злых демонов сокрушил своей силой Индра, много раз он возглавлял войско богов, выступавшее против демонов-асур.

В Ригведе Индре посвящено около 250 специальных гимнов (значительно больше, чем какому-либо другому божеству), не считая многочисленных упоминаниях его в прочих гимнах. Верховное положение Индры в ведийском пантеоне явствует из его эпитета «царь вселенной».

Индре свойственны и черты оборотня, способного превращаться даже в муравья или в конский волос. Основные его подвиги связаны с победами над различными демоническими силами, прежде всего над змееподобным Вритрой (буквально «Затор», «Преграда»), сковывавшим течение рек. Поединок Индры с Вритрой истолковывался как победа организующей космической силы над силой хаоса, враждебной жизни.

Среди прочих злых сил, побежденных ведийским «царем богов» демоны засухи (например, Шушна) С течением времени Индра в индуистском пантеоне становится богом дождя и плодородия. А это живо напоминает оросительные функции славянского Индрик-зверя.

Виктор Корольков.
Индрик-зверь – страж земли Русской.
Его главный враг и соперник –
крылатый змей-Аспид.
Из буквицы алой, азов и глаголей
такие суровые выглянут лики,
что хватит ли нашей надломленной воли
славянской Руси удивиться великой?

Она в нас притихла неведомым зверем,
как Индрик, чей пар из ноздрей назревает,
и каждым мазком в нём былина таится
и силища стонет многовековая.

Язычество это ли, или капризы
немыслимой, вширь разгулявшейся муки,
но тянет от Индрика древней харизмой,
и тянутся к Индрику очи и руки.

Погладить такого? Ни в жисть не решуся!
Копыто, как молот, стучит по нагорью.
И молвят про Индрика старые гусли,
не ведая страха, не зная покоя.

ШелкОвою гривой обвит по колено,
и диким упрямством в нём очи пылают.
Спине не хватает лишь Марьи-Моревны,
чтоб Русь встрепенулась большая, былая...

Клубится в груди апокалипсис мощи
и просится встать преткновеньем для тех, кто
бессилья российского духа восхощет,
запрятав под спуды язычество текста.

Пусть синим теплом воссияют порталы
из мышц этих, кованых в силе и славе.
Глядит из души тишина золотая
в кудрявой, зелёной, певучей дубраве.

И зверь не возьмёт на свой рог дурачину,
кому так приспичило с Русью сквитаться,
он просто их бешенства первопричина –
заморского царства визгливых паяцев.

Он добрый, пока его холят и любят,
не трогая дум сокровенные веды.
Он только защита и знания, люди, –
и нам ли своей опасаться победы?

Оставьте его восходить на просторы
и беличьим скоком, и вороном вещим, –
и он возвратится в дубрав коридоры
не татем гонимым, а Стражником вечным.



2011 г. © Светлана Скорик

Индрик-зверь - в славянской мифологии чудесный зверь. Его мало кто видел, ведь известно, что всю жизнь он проводит под землей, умело прокладывая себе и подземным водам ходы, своим рогом (по некоторым сведеньям у него не один а два рога), а когда вылезет на белый свет, то сразу же каменеет. Поэтому Индрик показывается наружу лишь когда соберется умирать, наскучив долгим веком. Каменных Индриков многие видели на крутых обрывистых берегах северных рек.


Северяне его называют по своему Большая Земляная Мышь, хотя от мыши у него только хвостик и есть. Индрик производит подземные землетрясения когда сильно разыграется.


В русских легендах Индрик выступает как "всем зверям отец". Он может иметь и один, и два рога. Похожее описание встречается и в Голубиной книге.

В многочисленных вариантах «Духовного стиха о Голубиной книге» имя этого зверя является в разных формах: Индрок, Индрог, Индра, Кондык, Кондрык, Белояндрик (т.е. существо, обитающее в Беловодье, на Соловках в Белом море океана Мрака), Вындрик, Вайло, Инрог, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени могут быть сведены к двум: Индрик и Единорог. Первое название объясняется искажением либо имени енудра, онудра, то есть выдры (др.-греч. ἐνύδριος, ἔνυδρις), либо еньдропа (др.-греч. ὓδρωψ), морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога». Отмечалась связь между индриком и другими мифическими животными — от греческой гидры до индийской индры.

Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон.
(лат. Herpestes ichneumon)
Зверь Индрия или Индрик упоминается также в «Азбуковниках» и описывается как зверёк, похожий на пса, живущий в реке Ниле и убивающий крокодила. Здесь индрика путают и отождествляют с ихневмоном.


Отношение к ихневмону в Древнем Египте было двояким. С одной стороны, он почитался, как священное животное многих богов и богинь (Атума, Сета, Уто), бальзамировался и сопровождал почившего фараона в его загробных странствиях. Также считали, что ихневмон истребляет не только змей, но и… крокодилов. Причём последних убивает особо изощрённым способом — прыгает прямо в пасть и прогрызает крокодила изнутри насквозь. С другой стороны иероглиф «ихневмон» нередко использовался, как обозначение слабого человека, не способного прожить без посторонней помощи. Мангусты, действительно, не то, чтобы трусоваты, но очень осторожны. И нередко пользуются в жизни известной украинской пословицей: «Гуртом и батьку бить легче».


В русских азбуковниках имеется и такое описание: "зверь подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в розе имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря и от него возрастает червь; а от того бывает зверь индрик. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает".

Замена имени «Индрик» именем «Единорог» объясняется, с одной стороны, звуковым сходством обоих названий (Инрог и Индрик), с другой — одинаковым символическим значением обоих зверей. Смешение это замечается уже в «Физиологах».

В разных списках стиха о Голубиной книге находятся различные черты в изображении Индрика, но во всех он называется «всем зверям отец».

У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
И он ходит, зверь, по подземелью,
Куда хочет идет по подземелью,
Яко солнышко по поднебесью.
Он проходит все горы белокаменные,
Прочищает ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладези студеные,
Куда зверь пройдет, тута ключ кипит,
Когда этот зверь поворотится.
Воскипят ключи все подземельные;
Когда этот зверь возыграется,
Вся вселенная всколыбается.
Все зверья земные ему, зверю, поклонятся.
Никому обиды он не делает.

Или же он живет на Святой горе, ест и пьет из Синего моря, никому обиды не делает.


«Который зверь всем зверям отец?
Индрик-зверь – всем зверям отец.
А и ходит он под землёю,
А не держат его горы камены,
А и те-то реки его быстрые.

Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он супротивника,
А того ли люта льва зверя.

Сошлись они со львом во чистом поле,
Начали они, звери, дратися:
Охота им царями быть,
Над всеми зверями взять большину».

Или он ходит рогом по подземелью, аки солнце по поднебесью.

Дмитровский собор во Владимире
Рогу этого зверя приписывались чудодейственные и целительные свойства. Русские целители того времени были также убеждены, что рог Индрика оказывает помощь во всех болезнях, даёт владеющему им человеку уверенность в собственных силах, цветущее здоровье и долголетие, кроме этого – уничтожает силу всех ядов, так как своим рогом Индрик мог очищать землю, заражённую болезнью или отравленную ядом Змея. Уверенность в этом была так велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворцовых книг (1655 г.), соглашался за три таких рога заплатить 10 тысяч рублей «мягкой рухлядью» (соболями и другими мехами).



Индрик-зверь в одной из былин упоминается в роли зверя Скимена (Льва). Битва Индрика со Львом считается символом января, а ее глубинным смыслом — сражение закона времени (Коляда) с самостью (Индра). Примечательно, что ни в одном из сохранившихся лубков и росписей нет сюжета, в котором один из борцов одерживал бы победу над другим. В этом заключается один из законов мировой эволюции: имеющие равную силу годовой цикл (круг) и свободная воля (прямолинейный вектор), суммируясь, объединяясь, и создают движение по спирали, т.е. развитие, у которого нет конечной точки.

Индрик-Зверем также называли на Руси:
1. Мифическое существо, имеющее способность убивать взглядом или дыханием. Выглядит как петух, имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи, иногда крылья дракона, когти тигра, хвост ящерицы. Рождается из петушиного яйца, высиженного жабой. Его взгляд проникает сквозь стены и обращает все живое в камень. Его дыхание ядовито.
2. Наполовину птица, наполовину животное (имеет туловище льва). Перья у крыльев жестки как стрелы, когти и клюв железные. Олицетворение силы земной (льва) и небесной (орла). Владеет золотом и серебром. Эти жестокие птицы набрасываются на тех, кто покушается на их богатства и наказывают за жадность и корыстолюбие.
3. Райская птица с человеческим ликом. Солнечная птица, и вреда от нее нет.Несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину, делает его спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. Пение ее так прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете, но не умирает.
4. Вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайны.
5. БОГАТЫРЬ ПОЛКАН. Человек-конь-всадник, одетый в кольчугу, всегда со стрелой, помогающий человеку.
6. Тоже птица. Владычица ветров, ураганов. Прародительница всех птиц. Живет она на море-океане, от ее крика начинается страшная буря. И даже если поведет крылом, море волнуется, штормит. А если взлетит, тонут корабли, тонут целые города.
7. Хозяин водной стихии. У него крылья птицы, а голова и тело - змеи, ящера или крокодила.

Вариант к былине про Устиман-зверя:

Не галичья стая подымалася,
Не звериное собраньице собиралося,
Не галичья стая в перелет летит,
Не звериное собраньице в перебег бежит,
Наперед бежит собака, лютый Индрик-зверь.
У Индричка копыточки булатные,
Шерсточка на Индричке бумажная,
Наперед его щетинушки запрокинулись,
На спиночке два блюдечка серебряны,
На блюдечках два яблочка катаются,
Жемчуг-бунчук рассыпается.
Подбегает собака ко быстрой реке,
Ко той реченьке, ко быстру Днепру.
Засвистал-то он, загаркал по звериному,
Зашипел-то он, собака, по змеиному;
Оттого-то Непречка всколыхалася,
Оттого-то с дубьев вершины посломалися.

(Из очерка быта Уральских казаков, соч. И. И. Железнова).

Кем бы он ни был, Индрик-зверь покровитель людей, родившихся в январе. Тот, кто появился на свет под покровительством Единорога, имеет возможность быть максимально свободным в выражении собственной воли. Именно поэтому с целью не допустить нарушения равновесия в окружающем мире они обязаны проявлять большую осторожность. Любые вершины могут быть покорены людьми-Единорогами, если они будут почаще задумываться, не берут ли на себя чересчур много. Для них будет особенно полезным помнить старинную пословицу «Тише едешь — дальше будешь».


В литературе часто встречается утверждение, что на фольклорный образ индрика повлияли находки ископаемых останков мамонта.


Русский ученый Сергей Усов, профессор Московского университета, в конце прошлого века посвятил исследованию этого вопроса большую статью. Разобрав всевозможные варианты, он пришел к выводу, что слово «Индрик» и другие встречающиеся в русских легендах названия этого зверя происходят от ненецкого названия мамонта – «йенгора». От «йа» – земля и «гора» – вожак, предводитель, «Йенгора» – значит «подземный вожак», или, иначе, «зверь всем зверям зверь». «Йенгора, – пишет С. Усов, – так легко переделать в Инрога, перестановка букв, столь свойственная русскому, который из Teller сделал теллерку и тарелку, из Futerall – футляр, перестановка букв еще более привлекательная тем, что она осмысляет иностранное слово». Действительно, Инрог означает, что зверь владеет рогами, которыми он согласно легенде роет землю. Из Инрога произошли Индрог и Индрик.


А еще он дал название ископаемому индрикотерию (Indricotherium), кости которого впервые были обнаружены в 1910 году английским палеонтологом Купером Форстером в Пакистане, на территории провинции Белуджистан. Правда, ученый назвал животное белуджитерием.


Название же индрикотерий дал русский палеонтолог Борисяк, который нашёл останки ископаемого животного в 1915 году.

Индрикотерии (реконструкция)
Внешне индрикотерий скорее напоминал огромную лошадь, хотя и был гораздо крупнее африканского слона - около 10 м в длину при высоте в холке до 6 м. Между тем это животное относится к семейству гигантских носорогов, обитавших в лесостепях и саваннах Азии в примерно 35 млн. лет назад. Но никакого рога у него не было.

Как же установили, что этот зверь - носорог?

Основание для такой классификации - характерные для носорогов строение зубов и трехпалые ноги. Отсутствие рогов, стройное туловище - все это отличительные признаки древних кайнозойских носорогов. Cкелет идрикотерия является гордостью Палеонтологического музея в Москве.


Кстати, в он-лайн игре Эсцилон, тоже живут Индрики, правда, больше похожие на медведей. "Индрик – крупный хищник, с мощными лапами и длинными когтями, довольно агрессивный. У пещерных людей существует поверие, что если разбудить ярость Индрика, то его сила возрастет многократно, удары станут молниеносны и безумно сильны. Справиться с таким зверем в одиночку сможет лишь хорошо вооруженный и уже побывавший в сражениях воин. А самое страшное, что пройти мимо и не разбудить в Индрике ярость практически невозможно, поэтому будьте осторожны, гуляя по северным скалам, ведь именно там вы можете повстречаться с этим зверем. Молодые Индрики имеют коричневый или бурый окрас, который с возрастом выцветает и становится пепельно-белым."
Индрик-завоеватель
Вожак диких Индриков
Индрик
В он-лайн игре Троецарствие так же сть Индрики, похожие на коней.

Magic: The Gathering

В 2008 году в итальянской области Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент он жив и здоров, живёт в природоохранном центре Прато (CSN). Свободы ему, конечно, приуменьшили, но это не наши "зоопарки". «Это животное доказывает, что легендарный единорог действительно мог существовать. Вероятно, в древности люди видели оленей, косуль и других млекопитающих с подобной морфологической аномалией. Интересующиеся могут полюбоваться однорогой косулей в природном парке, но они должны запастись терпением. — Животное осознает свою особенность и редко показывается людям». (Жильберто Тосси, директор CSN, итальянской газете La Repubblica)

3 комментария:

  1. Большое спасибо! Подробно, понятно, обстоятельно и красиво оформлено! Отличный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. очень интересно рассказано, спасибо Вам! )

    ОтветитьУдалить