суббота, 1 февраля 2014 г.

1 февраля 2014 Фестиваль фиалок в Тулузе


Тулузу образно называют «розовым» городом, благодаря тому, что в XV веке старый город был полностью выстроен из розового кирпича. Сами французы говорят, что Тулуза «розовая на рассвете, в полдень красная, а в сумерках – бледно-пурпурная». Неудивительно, что символом города стал нежный и изысканный цветок фиалки. Этот цветок красуется не только на многих гербах горожан, но и на вывесках магазинов и эмблемах бутиков. Во всех сувенирных лавочках можно купить засахаренные фиалки, которые здесь принято бросать в бокал с шампанским, отчего напиток становится необычного фиолетового оттенка. Поэтому неудивительно, что ежегодно в начале февраля в Тулузе проходит двухдневный Фестиваль фиалок (Toulouse Violet Festival).


Этот красивый цветок стал эмблемой города Тулузы с 1960 года, когда местные парфюмеры и кондитеры стали добавлять лепестки фиалок в свою продукцию. Благодаря славе тулузской фиалки, началось ее широкое промышленное применение в производстве духов, ликера и сладостей, которые быстро получили международное признание, а La Violette de Toulouse стала зарегистрированной торговой маркой, которую можно найти на различных продуктах. Фиалки, выращенные в Тулузе, отправлялись в Париж, Северную Европу (включая Россию) и даже Канаду. В те времена выращиванием фиалок на севере города занимались 600 фермеров. К сожалению, из-за зимних холодов цветы едва не погибли, став жертвой вирусов и грибков. Однако все изменилось, когда французы начали использовать для выращивания фиалок парники. С тех пор воздух на севере Тулузы неизменно наполнен необыкновенными цветочными ароматами.


В 1993 году для нахождения новых рынков сбыта продукции производители, выпускающие фиалковые духи, ликеры и фиалки-сладости основали ассоциацию "Терре dе Violettes" («Земля фиалки»). Ровно через 10 лет, в 2003 году, эта ассоциация стала инициатором создания в Тулузе ежегодного Фестиваля фиалок, целью которого была популяризация фиалки как одного из самых красивых в мире цветов, и который с тех пор стал необыкновенно популярен. Чуть раньше был создан Национальный Музей фиалки, в котором находится коллекция разных сортов фиалки.


В дни фестиваля в начале февраля Тулуза превращается в один большой фиолетовый цветок. Здесь собираются производители и селекционеры из разных стран: Италии, Франции, Венгрии, Швейцарии, Китая, Японии, США и Австралии — они делятся опытом в выращивании новых сортов фиалок.


Гостям представляют самые лучшие букеты из фиалок. На рынке, который работает в дни фестиваля, а также в местных кафе все желающие могут попробовать сладкие деликатесы в виде фиалок. Из интересных мероприятий — конкурс фиалок, цветочная и продуктовая ярмарки и даже самые настоящие цветочные аттракционы.

Особый интерес представляют экскурсии в городские теплицы, где собрана великолепная коллекция фиалок — 80 сортов из разных стран.


Впрочем, еще Средние века, вернее с 1323 года, в Тулузе устраивались ежегодные поэтические состязания, одной из высших наград служила золотая фиалка. Состязания эти отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их стала знаменитая красавица Клеманс Изор, ставившая фиалку выше всех цветов и даже пославшая этот цветок как эмблему своей вечной верности и постоянства своему томившемуся в плену у неверных рыцарю. И по сей день в некоторых областях Франции существует обычай вывешивать букетик из фиалок под окном девушки, жених который ушёл на войну или уехал на долгое время, как постоянное напоминание о любимом.

Фиалки 20 марта 1815 г.
Бумага, раскрашенная вручную.
Отпечатано Ж.Д.Э. Каню.
1815. Британский музей.
В Европе одной из первых в культуру была введена фиалка душистая, затем фиалка горная. Первое упоминание о душистой фиалке, выращиваемой в ботаническом саду шотландского города Эдинбурга, датируется 1683 годом. Фиалка двухцветковая была знакома ботаникам ещё в XVI веке, а через 2 века её начал культивировать знаменитый английский цветовод Ф.Миллер. В конце XVIII века русский ботаник П.С.Паллас, изучавший природу Алтая, впервые привёз в Петербург фиалку алтайскую. А в тоже время в Европе в культуре появилась первая американская фиалка клобучковая. В начале XIX века в европейских садах появилась всеми любимые анютины глазки - гибридная фиалка Виттрока, объединившая в себе красоту алтайской, трёхцветной и жёлтой фиалок.


А с 1811 года вводится термин «Фиалка Тулузская». Первый же кооператив по выращиванию растения создан здесь в 1901 году, второй в 1923 году. На протяжении 80 лет они полностью управляли рынком по производству фиалок. Отсюда и пошла слава об этом цветке.

В самую середину зимы, когда впереди самые лютые морозы и метели и очень мало цветущих растений, в городе рождается сказка из нежных цветков с их неповторимым ароматом. Столица фиалок приглашает участников и гостей со всего мира полюбоваться на поражающие воображение цветочные творения от огромных тематических композиций и до отдельных романтических букетов всех цветов радуги: от ярко-белого и желтого до тёмно-фиолетового и принять участие в различных тематических конференциях. Сотни участников (ученых, ботаников, производителей) из Франции, Италии, Швейцарии, Венгрии, Японии, Китая, Англии, Австралии и США собираются в феврале в Тулузе, чтобы поделиться своим опытом.


Фиалки привлекают к себе не только цветоводов, но и медиков, парфюмеров, пчеловодов, виноделов и даже кулинаров. Потому что, помимо чисто эстетических целей - насладиться красотой и ароматом цветов - гости фестиваля рассматривают и самые серьезные вопросы: применение цветка в традиционной восточной медицине, парфюмерной промышленности, кулинарии, воздействие запаха фиалки на человека и коммерческие аспекты производства и экспорта фиалок. Во время фестиваля проходит и огромная выставка-продажа специальной литературы, семян цветка, фиалкового вина и оригинальных ликеров.


Первым изготавливать засахаренные фиалки начал кондитер Вьоль, лавка которого была очень популярной в начале ХХ века. Его находку оценили буквально сразу же, и фиалковый десерт стал продаваться тоннами. Благо, фиалки на полях вокруг Тулузы из года в год давали прекрасный урожай, а рецепт был несложен: лепестки покрывались взбитым яичным белком, сахарной пудрой и пару дней высушивались в теплом месте. Из Франции мода на засахаренные фиалки пришла в Австрию, где к ним появилось особо романтическое отношение. Приглашение молодого человека в кафе «на фиалки» и сейчас расценивается австрийской девушкой как признание в любви. И это неудивительно – еще в средние века фиалка считалась цветком флирта и обольщения. Сегодня же ряд французских и венских кондитерских радует обывателей не только засахаренными фиалками, но и фиалковым суфле и джемом, а также мороженым из фиалки.


Главным событием фестиваля, завершающим праздник, считается цветоводов на самый оригинальный вид фиалки. Кроме того, проводятся выставки, работает ярмарка цветов и продуктов, проводятся аттракционы, так или иначе связанные с этими красивыми цветами. А специальное жюри оценит блюда, приготовленные с добавлением этого нежного цветка.


Похожие фестивали, "Fete de la violette" («Праздник фиалок») ежегодно в феврале-марте проходят и в других городах Франции. Это означает целый месяц концертов, театрализованных представлений, фольклорных и кулинарных шоу и, конечно, выставки цветов. Кульминационные дни праздников отмечены дефиле карнавальных колесниц, украшенных фиалками и цветочными баталиями.


Любовь к этому растению, с чудным, ни с чем не сравнимым по своей нежности запахом и приятным сочетанием изящной лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев, выраженная в проведении такого фестиваля, передалась от древних галлов, считающих ее символом чистоты, девственности и скромности. Ею украшали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты. Кроткая, застенчивая, скромная - вот самые распространенные эпитеты фиалки. От галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали эмблемой вечной верности и постоянства.


Предание гласит, что когда «праотец человечества» Адам был изгнан из рая, шел он, пригорюнившись, по бренной Земле и плакал. А куда падали слезинки, там из земли вырастали очаровательные цветы — фиалки. Согласно другой легенде, это были слезы благодарности Адама, когда, в бытность его на острове Цейлон, архангел Гавриил принес ему радостную весть о прощении ему Господом его грехов. Рой Маккалистер в своей книге «Все о растениях в легендах и мифах» приводит историческую справку о том, что в христианской культуре цветы анютины глазки связывают со Святой Тройцей, в народе виолу даже прозывают «троецветка». Скорее всего, название такое дано цветку за сочетание в нем трех цветов и за то, что буйное цветение фиалок как раз наступает на Тройцу. В травнике, опубликованном в XVI веке, виола была названа «травой Святой Троицы», но священнослужители были возмущены таким сравнением величия Бога с «низменным цветком».


По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами смертное ложе молодых девушек. В то же время греки верили, что фиалки олицетворяют оживающую природу, являются символом весны. Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, и бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную цветущую фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. И наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя, прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю... где и прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне. Правда, по другой легенде говорится, что они впервые выросли на том месте, где Орфей положил на мшистом берегу свою лютню. Мать же Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом.

сорт "ЕК-Афродита"
Связана фиалка и с еще одной богиней - Афродитой, которую часто называют "фиалковенчанной". Есть легенда по которой фиалки выросли из тела, убитой Афродитой женщины. Афродита спросила у своего сына Приапа, кто более красив: она или эта женщина. Тот выбрал женщину. Афродита стала избивать свою конкурентку до жутких синяков, в конце концов, та умерла. И из ее тела выросли цветы.Еще одна "кровавая" легенда о происхождения фиалок, говорит о том, что они возникли из крови Аякса. Связывают фиалки и с пастухом Аттисом, возлюбленным фригийской богини Кибелы, который в порыве безумия оскопил себя, из этой крови и выросли фиалки. Этими цветами украшали сосну на праздниках посвященных аттису и Кибеле.

Ян Брейгель Младший
Одиссей и Калипсо на острове Огигия.
Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы. Греки любили украшать фиалками свою одежду и жилища, а также статуи богов. Каждую весну венки из фиалок надевали на головы детям, прожившим три года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни,- и они становились маленькими гражданами. На цветах фиалок настаивали вино. Этот "весенний напиток", по мнению греков, отличался целебным свойством. Фиалка была так же и девизом Афин, которые Пиндар воспевал как увенчанный фиалками город, а скульпторы и живописцы изображали город в виде женщины с венком фиалок на голове. Гомер, желая изобразить как можно ярче всю прелесть грота нимфы Калипсо, говорит, что он был изубран столь чудными фиалками, что даже вечно спешащий и ни пред чем не останавливающийся Меркурий, и тот не мог не замедлить своего шага. В день весеннего праздника всех достигших трёхлетнего возраста детей греки увенчивали венками из фиалок, желая тем, как говорит Пасхалий, показать, что беззащитные для них годы прошли и что они вступают теперь в жизнь в качестве маленьких граждан.

острова Кука. 2009. 5 долларов
Древние римляне соперничали с греками в любви к фиалке, называя её цветком Юпитера. Без фиалок у них не обходилось почти ни одно радостное событие, ни одно религиозное празднество, а потому окрестности Рима, как и окрестности Афин, представляли из себя целые плантации фиалок. Плиний даже укорял соотечественников, говоря, что они сделали бы лучше, если бы вместо бесполезных цветов засаживали их полезными оливковыми рощами. Фиалкиупотребляли в качестве целебной травы, добавляли в вино, которое называли весенним напитком. Фиалку воспевали также лучшие римские поэты, а город Генна в Сицилии имел даже изображение фиалки на своих монетах.

Сесиль Мэри Баркер
С фиалкой мы встречаемся далее и в легендах древневендской мифологии, где ей приписывается даже некоторое магическое влияние. Мрачный вендский бог Чернобог, говорит одно из этих сказаний, владел великолепным замком и прелестной дочерью. Но вот пришли христианские проповедники, уничтожили его силу, превратили его чудный замок в скалу, а его красавицу дочь в фиалку, которая зацветает лишь раз в сто лет. И кому посчастливится сорвать теперь эту фиалку, тот женится на красивейшей и богатейшей из невест страны и будет всю жизнь счастливейшим из людей. В воспоминание об этом предании в средние века в Южной Германии праздновали приход весны в тот день, когда находили первую фиалку. Виновницу торжества прикрепляли к громадному шесту посреди зеленой лужайки, и стар и млад собирались, чтобы попеть, поплясать и повеселиться. Все рады были наконец выйти из тесных душных закут, в которых приходилось проводить зиму, и, собравшись вместе, подышать свежим весенним воздухом и насладиться чудным зрелищем оживающей природы. Этот обычай даже дал однажды, в царствование Оттона Радостного, в окрестностях Вены повод к кровавой распре между рыцарем Нитгардтом Фуксом н крестьянами, - распре, воспетой средневековым поэтом, мейстерзингером Гансом Саксом: Нитгардт однажды весною нашел случайно в лесу на Дунае первую фиалку и, прикрыв ее своей шляпой, поспешил к герцогу, чтобы известить его о своей счастливой находке и пригласить его и весь двор на "праздник весны". Тем временем какой-то крестьянин, проходя по тому же самому месту и заметив среди поля рыцарскую шляпу, полюбопытствовал посмотреть, что под ней, и, найдя там фиалку, поспешно сорвал ее, а на место ее положил кучу сора. Затем, прикрыв все шляпой, как ни в чем ни бывало удалился. Между тем герцог Оттон, пригласив всех дам, всю свою свиту на праздник, торжественно явился на то место, где росла фиалка. Но когда Нитгардт поднял шляпу, то, ко всеобщему удивлению, на месте фиалки оказалась куча грязи. Взбешенные венцы решили, что Нитгардт сделал это в насмешку, и пришли в такое раздражение, что бедный Нитгардт успел спастись от их гнева только благодаря быстроте своего коня. Обиженный, огорченный Нитгардт недоумевал, как это могло случиться, как вдруг, отъехав немного далее, увидел свою фиалку, прикрепленную к шесту, и целую толпу танцующих и веселящихся вокруг нее крестьян. Выхватив меч из ножен, он устремился на них, стал их разгонять и, изранив многих, остался на месте танцев победителем. С этих пор он получил прозвище врага крестьян.


Но гораздо больше легенд про трехцветную фиалку, называемую в народе "анютиными глазками". Одна из них, русская, рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли лесные фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви. Для древних греков три цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде Зевсу приглянулась дочь речного бога Инаха и жрица Аргивской богини-Геры оргастическая нимфа-богиня Ио. Однако супруга Зевса Гера превратила девушку в белую корову (по другой версии ее превратил сам Зевс, когда выкручивался перед женой). Фиалки были созданы Зевсом для того, чтобы превращенная в корову женщина могла ими питаться. По одной из версий они вросли из ее слез. Другая легенда гласит, что чтобы порадовать свою возлюбленную, к которой после долгих скитаний снова вернулся человеческий облик, громовержец вырастил для трёхцветные фиалки. Как бы там ни было, считают, что свое латинское название цветок получил как раз от имени Ио: viola. В римской же мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки Юпитер превратил смертных, тайком подсматривавших за купающейся в жаркий день богиней любви. У римлян даже распространилась поговорка «in viola esse» дословно означающая «возлежать на фиалках», или «блаженствовать».

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедно одетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики. У белорусов и поляков анютины глазки зовутся "братками" за то, что в одном венчике разноцветные лепестки уживаются вместе, они дарят эти цветы только тем, кого любят по-братски. А еще говорят, что белый цвет — это знак свадебный, знак единения двух влюбленных; желтый — знак разлуки, вечной разлуки с жизнью; синей — цвет неба, под которым расти и цвести этому цветку и рассказывать людям о большой любви. Шумит зеленокосая нива. И в том тихом шепоте, когда хорошо прислушаться, можно услышать разговор двух влюбленных. Но говорят, что язык тот может понять лишь тот, кто носит в своем сердце жар любви.

С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов есть обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». Здесь сказывается влияние «народной этимологии». На фр. pensée означает и «анютины глазки», и «мысль». На языке цветов анютины глазки означают: «Все мои помыслы о Вас». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина. А помните «Фиалки Монмартра»? Как там поётся:

«Зайдите на цветы взглянуть. Всего одна минута
Приколет вам цветы на грудь цветочница Анюта».


Анютины глазки в 1996 году были выбраны цветочным символом Ингерманландии (часть Ленинградской области), за жёлто-сине-красную гамму, совпадающую с геральдическими цветами ингерманландского флага.

Мадонна с фиалкой. Stefan Lochner
Одно из значений фиалки - скромность. По легенде фиалки зацвели в тени от креста, на котором был распят Иисус. Стыдясь того, что сделали люди они с тех пор всегд предпочитают тень и не поднимают к солнцу свои головки. Цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью. Св. Бернард называл Деву Марию "Фиалкой смиренья". Фиалки использовали в церкви в Страстную пятницу и на Пасху.


Белые фиалки считаются атрибутом Св. Фаины (St. Fina / Seraphina) - святой, жившей в XIII веке в городке Сан-(Д)жиминьяно (Тоскана). Когда ей было всего десять лет, она тяжело заболела и через пять лет (в 1253 г.) умерла, претерпев огромные страдания и посвятив себя культу бедности. Насколько хватало сил, шила одежду для бедных, пока её полностью не разбил паралич. Желая как можно больше приблизиться к Христу, она усугубила свои страдания, избрав в качестве ложа жесткую деревянную доску (голые нары). Когда она лежала на своей постели одна, её обступали крысы, которых она была не в силах их прогнать. Говорят, что в один из таких моментов ей явился Св. Григорий Великий и предрек ей смерть. Рассказывают также, что когда её мертвое тело подняли с доски, она оказалась усеяна белыми благоухающими фиалками.


В былые времена фиалки использовались в самых разнообразных целях. Их включали в состав любовных напитков и амулетов. Из фиалок можно приготовить множество вкусных вещей! Молодые листья фиалок вкусны в салатах, цветы применяются для украшения десертов и прохладительных напитков. Их добавляли в салаты, хлеб, бисквиты, варили сиропы, варенья, приправы, джем из фиалок (чтобы сделать 1 кг джема уходит 7600 цветков фиалок). Лесная фиалка идеально сочетается с мягкими сырами. Анютины глазки тоже можно замораживать в кубиках льда для пуншей и коктейлей. Цветами хорошо украшать любые десерты, от тортов до мороженого, их можно также засахарить. Императрица Австро-Венгрии Сиси (Елизавета Баварская) всегда имела при себе коробочку с засахаренными фиалками. Они заменяли ей сладости, вредные для фигуры, о которой она очень заботилась.


Рецепт засахаренных фиалок.

Annie Pavlowitch, автор книги "La cuisine des petits chemins", пишет, что рецепт изобрел повар наполеоновского двора Александр Виар (Alexandre Viard).

Для приготовления 100 г блюда потребуется:

1 большой пучок фиалок
1 яичный белок
50 г сахарной пудры

Промыть цветки фиалок и оставить их в воде на 3 мин, затем выложить на бумагу, которая хорошо впитывает влагу.
Взбить яичный белок.
Окунуть каждый цветок во взбитый белок.
При помощи чайной ложки обсыпать цветки сахарной пудрой и выложить на пергаментную бумагу.
Сушить минимум 1 неделю.


И еще 1 рецепт приготовления сахарных фиалок

цветы фиалок душистых 20 шт.
белок одного куриного яйца
сахарная пудра


Посеять сахарную пудру. Яичный белок слегка взбить вилкой отдельно в широкой чашке. С помощью большой мягкой (новой, предварительно промытой и высушенной) кисточки для рисования нанести белок сначала на тыльную сторону, затем на внешнюю, держа цветок осторожно за черешок. Процедуру повторить, дать белку чуть подсохнуть. Затем фиалку посыпать сахарной пудрой через ситечко. Обсыпанный цветок выложить на решетку и еще раз слегка присыпать пудрой. Точно так же поступить с оставшимися цветами. Фиалки высушить в течение суток и переложить в сухую банку. Использовать цветы для украшения кондитерских изделий.


Фиалковый (или лавандовый) сахар

Делается так же, как и лавандовый: цветки подсушить немного и просто засыпать сахаром. На небольшую баночку хватит двух-трех соцветий.

Главная хитрость - вовремя собрать: рано утром, в период цветения. Потом цветки нужно подсушить в темном месте (не засушить, а именно, чтобы они стали сухими от росы) и упаковать в банку с сахаром с плотной крышкой. "Быстрый сахар" - если вам к вечернему чаю, например, нужно - можно делать и с неподсушенными цветками, только сахар будет влажный, но зато очень ароматный. (А еще, если любите, можно также ароматизировать растительное масло).

Варенье из фиалок

500 гр. лепестков фиалки;
1,5 кг. сахарного песка;
вода.

Вымойте (очень быстро) цветочные лепестки. Обсушите на полотенце или салфетке. Когда они полностью обсохнут, положите в ступку и истолките их. Выложите сахар в кастрюлю, налейте воды, чтобы слегка покрыть его. Варите на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой, пока сироп не загустеет. Тогда всыпьте истолченные лепестки фиалки. Продолжайте варить на слабом огне до готовности. Когда варенье будет готово, снимите его с огня, уберите пенки, выложите в подогретые стерилизованные банки. Можно закрыть сразу герметическими крышками, а можно подождать, пока остынет.

Сироп из фиалок

(впервые с ним познакомился в романе Дюма "Граф Монте-Кристо", где с удовольствием лопал королевский прокурор, господин Вильфор.)

200 г цветов фиалок залить 1,5 стаканами кипятка, поставить на холод на 5 дней. Процедить. На стакан сока добавить стакан сахара-песка. Уваривать сироп с фиалками до вязкой густоты. Остудить, перелить в бутылки. Употреблять в домашний лимонад, на глазурь для тортов и мазурков.

Приведу парочку коктейлей с фиалковым сиропом.

коктейль "Мастер и Маргарита"

Водка — 50 мл
Игристое вино сухое — 60 мл
Фиалковый сироп — 25 мл
Огурец — 20 гр
Лед в кубиках — 200 гр
Гарнир

Огурец — 10 гр
Орхидея — 1 шт

Посуда
Коктейльный бокал
Стопка
Стакан для смешивания
Стрейнер
Коктейльная ложка
Шпажка

Положи в стакан для смешивания огурец 2 кружочка
Налей фиалковый сироп 25 мл и водку 50 мл
Наполни стакан кубиками льда и размешай коктейльной ложкой
Перелей через стрейнер в стопку и коктейльный бокал в одинаковом количестве
Используя коктейльную ложку, уложи в коктейльный бокал слой игристого вина сухого 60 мл
Укрась коктейльный бокал цветком, а стопку — кружком огурца на шпажке

«Фиалки под снегом»

Коньяк «Старый город» - 20 мл
Сироп фиалка - 10 мл
Ванильный йогурт - 20 мл
Сливки - 20 мл
Метод: шейк
Бокал: коктейльная рюмка
Гарнир: украсить цветком фиалки и стручком ванили.
В охлажденную коктейльную рюмку сервировать сироп. Смешать в шейкере коньяк, йогурт и сливки. Аккуратно перелить в коктейльную рюмку, поверх сиропа.


Традиционный английский любовный салат

Содержит несколько ингредиентов «любовного зелья». И хотя он не способствует мощной эрекции, вы можете внушить любовнику, что этот салат действует возбуждающе, и тогда ваша хитрость будет вознаграждена.

10 листочков фенхеля
2 чайные ложки рубленой петрушки
1/2 огурца
10 цветков фиалки
8 чайных ложек сахара


Порежьте огурец на мелкие кусочки, посыпьте сахаром фиалки и затем перемешайте салат в деревянном горшочке с французской приправой (горчица, оливковое масло, лимон и уксус). Можно подавать этот салат с любым мясом.

Фиалковый чай


Для заварки чая 2 чайные ложки измельчённых цветков фиалки трехцветной заливают стаканом кипятка, настаивают 10 минут и затем пьют по 0,5 стакана 3 раза в день.

Фиалковый чай оказывает отхаркивающее действие и поэтому сезонно весьма полезен всем с хроническим обструктивным заболеванием легких, при обструктивных синдромах острых респираторных заболеваний.

Он способствует разжижению и более легкому отделению мокроты. Кроме того, он оказывает общебиологическое действие на организм, усилия потто- и мочеотделение, чем помогает быстрее освобождаться от токсических протуктов при этих заболеваниях, создавая благоприятную базу для скорейшего выздоровления или выхода из обострения.

По этим же обстоятельствам он очень хорош при ревматоидных метеопатических реакциях с болями, ломотой, онемением и другими неприятными ощущениями к костях, суставах и мышцах.

Полезен всем с подагрой, любыми другими нарушениями обмена веществ.

Фиалковый чай также хорош при мочекаменной болезни. заболеваниях мочевого пузыря, как обладающий обволакивающим действием, при гастритах.

Чай способствует более легком перенесению симптомов и более быстрому выздоровлению при кожных заболеваниях.


Красивый грациозный цветок под именем пармской фиалки испокон веку выращивают и для парфюмерной промышленности. В маленьких лавочках итальянского города Парма и сегодня продаются флаконы духов "Вера виолетта", изготовленные по рецептам 1870 года из пармской фиалки.

О целебных свойствах фиалки душистой упоминают в своих сочинениях древнегреческий врач Гиппократ, римский учёный и писатель Плиний Старший, арабский учёный и врач Авиценна. Одо из Мена в поэме (XI век) "О свойствах трав" - ценном памятнике средневековой медицины,ботаники и поэзии,посвятил лечебным свойствам фиалки целую главу,которая начинается такими строками: "Розы красою своей и сверкание лилий не могут ни ароматом,ни свойством с душистою спорить фиалкой". А в Австрии аптеки называли фиалковыми домами.

В народной медицине употребляют при неврозах, сердцебиении, бессоннице. Водный настой и отвар травы используют как отхаркивающее, противовоспалительное, потогонное, мочегонное, противоревматическое и кровоочистительное средство. Применяют при простуде, кашле, бронхитах, астме, ревматизме, подагре, артритах, грыже, женских заболеваниях, кровотечениях, зубной боли. При золотухе, диатезе, экземе, фурункулах, угрях, лишаях, чесотке, рахите одновременно рекомендуют примочки и ванны из настоя фиалки.

Препараты из цветов или листьев использовали против лихорадки и других вызывающих жар болезней, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев успокаивали боль, снимали припухлости, подсушивали язвы, лечили больное горло. Из официальной медицины эти средства уже большею частью исчезли, но в народе их помнят и иногда применяют. В Оксфорде отвар из двадцати листков фиалки совсем недавно рекомендовали для облегчения болей при раке. В другой стороне того же графства один человек, страдавший язвой на щеке, попросил у врача разрешения полечить ее примочкой из фиалковых листьев. Он получил разрешение, применил свое средство - и язва прошла и больше не возвращалась. Древняя английская пословица говорит::"Rub thy face with violet and goat's milk and there is not a prince in the world who will not fallow thee". (Протирай лицо фиалками и козьим молоком и любой принц последует за тобой).

Известен факт, что начиная с V века и до Рождества Христова цветы фиалки душистой Viola odorata вплетали в венки и использовали для борьбы с пьянством. В трактате античного греческого писателя Одо из Мена "О свойствах трав", датированном XI веком, записано: "Выпьешь - и выгонит хмель, а тяжелую голову лечат Лишь ароматом цветка, иль венком из фиалок венчая". Немецкая монахиня святая Хильдегарда (известная как Хильдегарда Бингенская, 1098-1179 гг.) в своем труде, написанном около 1150-1160 «Книга о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), рекомендовала женщинам использовать цветы этой фиалки против меланхолии.

Как лекарственное растение фиалка была известна еще в глубокой древности. Она содержит вещества с целебными свойствами — эфирное масло (с салициловой кислотой), сапонины, одоратин, кетоны (с фиалковым запахом), виолорутин, цианин, витамин С и А, минеральные вещества и горечи, сахар, кислоты. Болгарская фиалка не содержит алкалоидов. Это лекарственное растение оказывает разнообразное действие на человеческий организм. Препараты фиалки применяются внутрь как отхаркивающее средство, способствующее разжижению мокроты. Они имеют слабое противовоспалительное и антимикробное действие. Поэтому их рекомендуют при кашле, одышке, простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, заболеваниях легких и заразных болезнях с катаральными проявлениями.

Используются при гипертонии в начальной стадии. Имеют также слабое диуретическое действие, в силу чего в народной медицине препараты фиалки применяют при отеках и камнях в мочевом пузыре и почках. Слегка успокаивает нервную систему и тонизирует кожу. Используется при нервном возбуждении, бессоннице, тахикардии, истерии.

Готовят настои и сиропы: Настой: две чайных ложки измельченного растения настаивают в течение восьми часов в стакане холодной воды, после чего процеживают. Выпивают равными частями за сутки.

Сироп: 50 г измельченного растения заливают 150 г кипятка, настаивают в течение 24 часов и процеживают, после чего настой смешивают со 150 г сахара. Подогревают, пока сахар не растворится. Пьют 4 раза в день по одной чайной ложке. Дозу не следует превышать — это вызывает рвоту.

При кожных заболеваниях накладывают компресс из настоя, приготовленного следующим образом: три чайных ложки высушенных цветков заливают стаканом кипятка и настаивают в течение 15 минут.

В косметике высушенное растение применяется в качестве компрессов из настоя или растительной маски для жирной кожи. Маска: две столовых ложки сухих цветков, листьев и стеблей заливают 1/2 литра кипятка и настаивают 30 минут. Растительную массу отделяют и смешивают со столовой ложкой крахмала и десертной ложкой молока в порошке. Наносят на кожу лица теплой, держат до полного высыхания, после чего смывают холодной водой. Маску накладывают 3 раза в неделю.

Старинное народное верование советует первые три фиалки, найденные на опушке леса, проглатывать как средство, предохраняющее от болезней. В сельской местности считается плохой приметой приносить в дом меньше, чем такой букетик фиалок, какой обхватывает рука. На птицеводческих фермах принести слишком мало фиалок - значит причинить ущерб молодняку - то же, что и слишком мало примул. Если фиалки зацветут осенью, это знак смерти, а в некоторый регионах - приближающейся эпидемии. Увидеть фиалки во сне хорошо: это предвещает благоприятные изменения в ваших жизненных обстоятельствах. В "Книге Миддвайских врачей" говорится, что верный способ узнать, поправится ли получивший телесные повреждения человек, - привязать смятые фиалки к его среднему пальцу и посмотреть, уснет ли он. Если уснет - поправится, а нет - так умрет.

Во Львове недавно разыскали вышедшую в 1605 году стихотворную книгу "Барвичкоя", в которой автор советует женщинам не ездить ни в Индию, ни в края Ливанские, а на родной земле готовить притирания и кремы для кожи шеи, рук, лица, смешивая с медом, чесноком или козьим молоком корни и цветы нарцисса, розы, груши и фиалки. Ученые предполагают, что под фиалкой автор, укрывшийся под псевдонимом Гладколицый из Лекоржевиц, имел в виду фиалку душистую, то есть пармскую.

Обложка к сборнику стихов Демаре «Венок для Юлии»
Фиалка не раз воспевалась также французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее: "Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый"..

Считая фиалку символом скромности и невинности, французские писатели не могли даже выносить, чтобы с ней сравнивали кого-либо недостойного, и когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой, то мадам де Жанлис (тоже французская писательница) была просто возмущена этим сравнением..

Carl Zewy (1855-1929)
Особой любовью пользовался этот скромный цветок у многих знаменитых французских актрис..

Так, например, Андриенна Лекуврер, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского, так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей удовольствие, подарил ей печать с выгравированной на ней фиалкой. Говорят даже, что и тот букет, которым отравила ее соперница - герцогиня де Бульон, был также сделан из фиалок..

Другая, не менее знаменитая, жившая в конце XVIII века, французская актриса мадмуазель Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи этих цветов. И круглый год в продолжение 20 лет как летом, так и зимою каждое утро посылал ей букет фиалок. Желая выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком..

Наконец, страстной поклонницей фиалки является знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья пропитаны запахом фиалок и круглый год в будуаре и во всех комнатах стоят букеты фиалок..

Фиалку любил также и несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно...

Портрет императрицы Жозефины.
Франсуа Жерар. 1801. Эрмитаж. Петербург
Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императоров Наполеона I и Наполеона III, о чем мы позволим себе рассказать несколько подробнее.

Начало этой истории имеет некоторую связь с вышеупомянутой любовью к фиалке дофина. 9 марта 1795 года поздно вечером, по свидетельству многих современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.

Дама эта была не кто иная, как Жозефина Богарне - будущая императрица французская. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному малютке, презрев грозившую ей опасность, пришла в сопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил свой горшочек с фиалками и, перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал: "Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могилке маленького Людовика XVII и, разрастаясь все более и более, покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.

Между тем, встретившись на одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом с восходившим в то время светилом - молодым генералом Бонапартом, Жозефина пленила его своей красотой и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью своих туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.

Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла в место ее заключения малютка - дочь тюремщика и подала ей букет фиалок. Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах этих как бы счастливых предвозвестников скорого своего освобождения. И действительно, предчувствие ее не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.

С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетенного, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это была даже и причина того, что она вздумала подарить их дофину. Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением, и она вся, и все ее окружающее было пропитано их запахом. Очарованный, обвороженный ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее, и когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.

9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в затканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок - ее цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала: "Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья." И Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был он: среди битв, в походе ли, упоенный ли чадом славы, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.

Прошли года, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Между тем слава и могущество Наполеона все более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар. Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?

Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то ни стало, фиалок. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам в поиски за цветами. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает. Торжествующий, он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает ей о всех тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает: "Прочь, прочь! Это цветы смерти... Они расцвели на могиле!" Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии. Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.

Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на чьей-то могиле, на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя. Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставляет себя долго ждать, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.

Тысячами свозят теперь ей цветы со всех концов света. Здесь можно встретить детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти - фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...

Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трехлетний малютка - сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день ее жизни, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким "королем римским", стоял уже, весь усыпанный фиалками, гроб ее и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжелую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя - изгнания на остров Эльбу.

Лилия и фиалка. Эстамп. Париж. 1815.
Национальная библиотека Франции.
Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и вообще партии Наполеонидов. Приверженцы эти продолжают видеть в ней цветок счастья великого императора. Наполеон при высылке на Эльбу сказал, что вернется с первыми весенними фиалками. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон убегает с острова Эльбы и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными кликами: "Вот он, вот он, отец фиалки". И все солдаты, все его приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины -- с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками - в надежде на новую весну, новое возрождение империи.

Однако ликование это, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле ее фиалок, которые цвели тут чуть не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.

15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезен как пленник на остров Св. Елены.

После смерти его на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос - воспоминание об его утренней и вечерней звезде - его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне - короле римском.

Однако после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки. Цветок этот продолжает играть свою роль, как это мы уже говорили, и в судьбе его потомков.

Напрасно добиваясь у всех дворов подходящей ему по сану супруги, Наполеон III остановил наконец свой выбор на прелестной испанке, которую сама судьба как бы предназначала ему. Евгения, графиня Монтихо, герцогиня де Теба - таково было имя будущей императрицы французов.

Отец ее, герцог Пенерандо де Теба, принадлежал к одной из знатнейших испанских фамилий, а мать происходила из древнего шотландского рода Кирпатрик Гласборн, родственного Стюартам и герцогам Альба. Родители матери Евгении переселились в Париж еще при Наполеоне I и сделались его приверженцами. Здесь Мария, так звали мать Евгении, будучи еще ребенком, играла в Тюильрийском саду с другими детьми и случайно познакомилась с маленьким Луи Наполеоном, сыном любимой падчерицы (дочери Жозефины от первого брака) и в то же время невестки Наполеона - королевы Гортензии. И оба ребенка так сошлись и подружились, что однажды маленький Луи Наполеон принес своей подруге в подарок букет фиалок с надетым на него золотым колечком. Когда Мария пришла домой, то мать, увидев это кольцо, внутри которого было написано "Жозефина", велела тотчас же его отнести обратно и отдать няне мальчика. Но на другой день мальчик в сад не пришел и затем совсем исчез, так что кольцо это, волей-неволей, у Марии так и осталось.

Как оказалось впоследствии, это было венчальное кольцо императрицы Жозефины, которое Луи Наполеон, играя с дядей (Наполеоном I), снял с его пальца и куда-то запрятал. Тогда искали его всюду, перерыли весь дворец, но так и не могли найти. Наполеон был очень огорчен и уехал на войну с Австрией без него. Это было дурным предзнаменованием для Жозефины, которое вскоре и оправдалось, так как война эта закончилась вступлением в брак Наполеона с дочерью австрийского императора Марией-Луизой.

Маленькая Мария очень любила это колечко и тщательно хранила его в числе самых драгоценных своих вещиц, но не имела ни малейшего понятия ни о том, кто его подарил, ни об истинной его ценности. Достигнув 16-летнего возраста, она вышла замуж за дядю своего, герцога Пенерандо, и 5 мая 1826 года у нее родилась маленькая дочь, которой дали имя Евгения. Когда Евгения подросла, мать подарила ей свое заветное колечко и велела вырезать в нем, рядом с именем Жозефины, еще дату 5 мая, т. е. день рождения Евгении.

Маленькая Евгения, бывая не раз в Лондоне у родственников своей матери, увидела здесь принца Наполеона, который жил в Лондоне в качестве члена политического общества карбонариев. Живая, прелестная Евгения очень понравилась ему; он начал играть с ней, и девочка, как все дети, притащила тотчас же все свои лучшие игрушки и драгоценности. Среди них находилось и знаменитое кольцо. Луи Наполеон тотчас же узнал его, был необычайно обрадован и с этой минуты считал себя как бы связанным какой-то таинственной цепью с маленькой Евгенией.

Между тем мать Евгении, узнав о значении подаренного ей кольца, сейчас же составила свой план действий и, указав Евгении в этом кольце как бы на высшее предопределение Божие, всячески старалась, чтобы она не вышла ни за кого другого, как за Луи Наполеона.

Чтобы лучше привести свой план в исполнение, она переселилась в Париж, где всячески старалась встречаться с Луи Наполеоном, который в то уже время из члена партии карбонариев готовился превратиться в императора. Евгения появлялась перед ним не иначе, как с букетом фиалок на шляпе или на груди, в лиловом платье или с вуалью цвета фиалок.

Когда же в 1851 году все готово было к государственному перевороту и Евгения явилась на даваемый в ратуше Парижа бал одетой, совершенно как императрица Жозефина - с фиалками в волосах и букетом фиалок на плече, судьба ее решилась. Наполеон был побежден, и 29 января 1853 года Евгения сделалась императрицей французов. С этих пор фиалка стала ее любимым цветком, а вместе с тем и цветком всего модного света. Только это были уже не скромные фиалки Жозефины, а облагороженный вид их - пармский - с более темной окраской и более сильным запахом.

Так цвели и благоухали фиалки эти как цветок радости более 20 лет, пока 9 января 1873 года не превратились снова в цветок смерти. В этот день умер Наполеон III - умер, как изгнанник из отечества, в Англии.

14 января в Чизельгерсте, в парадной зале, увешанной гербами с императорской короной и уставленной бесчисленными подсвечниками с ярко пылавшими свечами, лежал в гробу Наполеон III. На груди его покоилось распятие, а вокруг его гроба во всевозможных видах: в венках, букетах, гирляндах и даже просто разбросанными по полу -- находились фиалки, присланные от многочисленных друзей и приверженцев Наполеоновской династии из Франции. Это был как бы последний привет его родины...

Зацветут ли фиалки снова на могиле Наполеона? Приверженцы его остаются верными им и до сих пор: в день именин императрицы Евгении в Ницце, где она постоянно пребывает, вся церковь украшается фиалками, присылаемыми со всех концов Франции как напоминание о том, что верные приверженцы Наполеона еще не позабыли его. Кроме того, у входа в церковь сидят многочисленные продавщицы фиалок, и ни один из идущих в церковь не войдет туда, не приобретя букетика.

Эдуард Мане, Букет фиалок
С фиалкой связан еще один грустный рассказ, имеющий отношение к сейчас описанной эпохе революции. Это история парижской уличной знаменитости - "старухи с фиалками", как ее все называли, - Луизы Пишон. Незадолго до 1855 года на скромном гробе, вынесенном из церкви Сен-Жермен-де-Пре, удивленные прохожие могли видеть сотни букетиков увядших, засохших фиалок, которыми он буквально был засыпан. Покойная была невестой Бари, одного из четырех ларошельских сержантов, погибших на эшафоте в начале царствования Луи Филиппа. За несколько часов до своей казни Бари просил пришедшего его исповедать тюремного священника передать его невесте прощальный букет фиалок, и просьба его была свято исполнена. Получив этот последний дар горячо любимого человека, который до последней минуты надеялся на помилование, несчастная Луиза помешалась, и с тех пор в продолжение 35 лет ее видели по всему Парижу, особенно в предместье Сен-Жермен, где она жила, гуляющей с букетиком фиалок и летом и зимой. Все эти букетики она потом собирала в шкаф, где их нашли в день ее смерти. Умирая, она просила, чтобы эти цветы, с которыми она никогда не расставалась и в которых для нее оживали самые дорогие воспоминания о любимом человеке, были положены вместе с ней в могилу. И вот теперь, во исполнение ее последней воли, последнего пожелания, все букетики и были возложены ей на гроб, чтобы при погребении последовать вместе с ней в последнее земное жилище.

Liebermanns „Rondell im Heckengarten mit Blumensprengerin”

Шекспир называет её своим любимцем, Шелли воспевает в стихотворениях, Томас Мур - в "Лалла Рук", а Гете не только воспевает его, но и старается, чтобы его родной город Веймар превратился, подобно Афинам, окрестности которых, как мы видели раньше, представляли собой сплошные поля этих цветов, в город, увенчанный фиалками. Повсюду - около дорог, на полях, в общественных парках, на опушках лесов - вы можете встретить теперь фиалки. Народ называет их фиалками Гете, потому что великий поэт питал к этому цветку столь страстную любовь, что никогда не выходил на прогулки, не захватив с собой семян фиалок, которые потом рассевал по пути всюду, где только мог. И теперь, хотя прошло уже много лет, как нет поэта, каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный ковер из фиалок - это память о нем, которая сохранится еще на многие десятки лет и, быть может, переживет даже славу его творений. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя "Доктор Фауст", ярко-красный - "Мефистофель", нежно-голубой - Маргарита.

Ева Гонзалес Пробуждение 1876
Кроме Гёте в Германии фиалки пользовались еще большой любовью у знаменитого автора "Картин природы" Александра фон Гумбольдта и короля прусского Фридриха-Вильгельма III. Особенно любил король украшать фиалками портрет своей покойной жены, королевы Луизы, в знак воспоминания о том, что этот портрет, обвитый гирляндой из фиалок, явился ему как-то в видении. Это было как раз в тот день, когда он основал орден Железного креста — немецкий аналог русского Георгиевского креста, — служащий наградой за храбрость.

Любил фиалки и покойный престарелый император Вильгельм, которому ежедневно за завтраком, в любое время года, подавалось плато со свежими фиалками, а в день его рождения ими убирали весь обеденный стол и всю залу. Обычай этот сохранился некоторым образом и после его смерти. И теперь ежегодно 22 марта, в день его рождения, можно видеть стол его кабинета и всю его комнату изубранными свежими фиалками.

Любил их, наконец, и наш великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. По свидетельству современников, будучи вдали от родины, он постоянно приносил своим друзьям букетики трогательных весенних цветочков. Лечась в Висбадене, он каждое утро гулял с букетом душистых фиалок, который затем неизменно подносил лечившейся в одно время с ним Г. Балашовой. "Это - мои любимые цветы, - говорил он ей, как она сообщает в одной из московских газет. - Я чувствую особенное удовольствие вручать Вам их здесь каждое утро. Это нечто вне моей курсовой программы. Никому, никому не говорите об этом..."

А в сказаниях известной латышской писательницы Анны Саксе фиалкой является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки ее скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый покладистый характер. Хохберг (1675) сочинил поэтическую аллегорию, посвященную этому прекрасному и нежному цветку:

Мартовская фиалка затерялась в траве.
Но далеко разносится ее прелестный запах.
Благочестивость иногда лежит, спрятанная в углу,
И сохраняет до поры свою честь.


Продавщица фиалок (Ростов-на-Дону)
Весенняя весталка, мечтательный цветок,
Как мил мне твой, фиалка, прохладный огонёк!
В дрожанье фиолета предстала ты весной
Предвестницею лета, загаданного мной.
В твоих прогнозах мая даль голубого дня…
Весталка луговая, не обмани меня.


(Виктор Калитин)

Так же тих догорающий свод,
Тот же мир меня тягостный встретил.
Но Ночная Фиалка цветет,
И лиловый цветок ее светел.
И в зеленой ласкающей мгле
Слышу волн круговое движенье,
И больших кораблей приближенье,
Будто вести о новой земле.
Так заветная прялка прядет
Сон живой и мгновенный,
Что нечаянно Радость придет
И пребудет она совершенной.
И Ночная Фиалка цветет.


А.Блок

2 комментария:

  1. Так, цветок у меня есть, осталось достать козьего молока и можно смело ждать приглашения "на фиалки"
    :x

    ОтветитьУдалить