Когда-то давным-давно людям надоело безымянное небо и они сложили звезды в созвездия. Им дали имена, и по небу полетели лебедь, дракон, медведи.
Cозвездия нового времени
Описанные греческим астрономом Птолемеем еще во II веке созвездия с указанием положения в них ярчайших звезд много веков верой и правдой служили морякам и проводникам караванов в пустыне. 47 из этих созвездий дошли до наших дней с теми же названиями, только одно большое созвездие, названное Птолемеем Арго, в XVIII веке было разделено (по аналогии с кораблем Ясона и аргонавтов) на четыре небольших созвездия с названиями Паруса, Киль, Корма, Компас.
Впрочем, не все было просто в описанных Птолемеем созвездиях. Каждый народ видел в них свое. Естественно, что каждый народ делил небо по-своему.
Dunhuang Star Atlas |
Созвездие Козерога индейцы именовали чудесным драконом Макара, наполовину рыбой, наполовину козлом, кое-какие народности изображали созвездие наполовину птицей, наполовину крокодилом, австралийцы же именовали Козерога убегающим от охотников кенгуру.
У древних Египтян созвездие Тельца и Овна виделись единым целом и отождествлялись с богом Аписом. Шумеры видели в Тельце юношу, сражающегося с чудовищем. А в митраизме Телец и вовсе был космическим быком, которого побеждает бог Митра.
Самое известное созвездие, то, которое нам показывают еще в детстве – это Большая медведица. Названий это созвездие имеет множество, именуют ее Телегой, Колесницей, и даже Лосем, но самое популярное второе название – это Большой Ковш, так созвездие было названо эскимосами Гренландии, еще в древности. Название Большой ковш берется из эскимосской легенды, согласно которой трудолюбивый, но очень одинокий юноша по имени Эриолуоук встретил на берегу Ледовитого океана морскую богиню, одну из главных в эскимосской религии древности. Юноша пожаловался богине на свое одиночество, и она решила помочь ему, только взамен он должен был достать старой богине ковш с молодильными ягодами. Ковш этот охранял, естественно, большой белый медведь, но юноша был охотником, и с легкостью победил его, доставив ковш с содержимым к богине. Та съела ягоды, увидела в воде свое отражение, и, поняв, что молодость к ней снова вернулась, она на радостях подбросила ковш, который зацепился за небо, где и висит сейчас. Современные эскимосы только посмеиваются над европейцами, называющими их Ковш Большой медведицей, и не устают рассказывать эту романтическую историю из поколения в поколение.
В науке же и литературе европейский стран остались те созвездия, которые были описаны древними жителями Средиземноморья. На территории этих стран, в том числе и в Северном Египте, в течение всего года можно увидеть примерно 90% всего небосвода. При этом народы, которые живут далеко от экватора, большая часть небосвода остается невидимой для наблюдения. Например, на полюсе можно увидеть только половину неба, а на широте Москвы – не более 70%. В связи с этим, самые южные звезды были не доступны даже для народов Средиземноморья. Поэтому эта часть неба была разделена на созвездия только во время географических открытий.
После кругосветных плаваний Магеллана (1518–1521) и других мореплавателей стало ясно, что морякам нужны новые путеводные звезды для успешной ориентации в южных широтах. В 1595–1596 во время экспедиции голландского купца Фредерика де Хоутмана (Frederik de Houtman, 1571–1627) вокруг мыса Доброй Надежды к острову Ява его штурман Питер Диркзоон Кейзер (Pieter Dirckszoon Keyzer; известный также как Петрус Теодори, Petrus Theodori) выделил на небе 12 новых южных созвездий: Журавль, Золотая Рыба, Индеец, Летучая Рыба, Муха, Павлин, Райская Птица, Тукан, Феникс, Хамелеон, Южная Гидра и Южный Треугольник. Эти звездные группы приняли окончательную форму немного позже, когда их нанесли на небесные глобусы, и немецкий астроном Иоганн Байер (1572–1625) изобразил их в своем атласе Уранометрия (Uranometria, 1603).
Иоганн Байер, «Уранометрия», 1603 год. Вот они - 12 новых созвездий Хоутмана/Кейзера/Планциуса! (А Южного Креста-то - нет) |
Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года. |
«Уранография» Яна Гевелия, 1690 год |
Карл Аллард «Северная полусфера», 1706 год. |
Разумеется, попыток переименовать участки ночного неба было значительно больше числа новых созвездий, сохранившихся до наших дней. Многие составители звездных карт в XVII–XIX вв. пробовали вводить новые созвездия. Например, первый русский звездный атлас Корнелия Рейссига, изданный в Петербурге в 1829, содержал 102 созвездия.
Созвездие Святой Иосиф из атласа Шиллера — Созвездие Орион |
Дуб Карла |
Созвездие Кошки (1789-1922) |
Но ни одному новому имени, попавшему «на небо» по политическим, религиозным и прочим конъюнктурным соображениям, не удалось долго на нем удержаться.
Не только имена монархов, но даже названия научных приборов не всегда задерживались на небесах. Так, в 1789 астроном Венской обсерватории Максимиллиан Хелл (1720–1792) предложил созвездие Tubus Herschelii Major (Большой Телескоп Гершеля) в честь знаменитого 20-футового рефлектора Вильяма Гершеля. Разместить это созвездие он хотел между Возничим, Рысью и Близнецами, поскольку именно в Близнецах Гершель открыл планету Уран в 1781. А второе небольшое созвездие Tubus Herschelii Minor, в честь 7-футового рефлектора Гершеля, Хелл предложил выделить из слабых звезд Тельца к востоку от Гиад. Однако даже такие, милые астрономическому сердцу идеи не нашли поддержки.
Электрическая Машина |
Таже участь постигла и Воздушный Шар, предложенный Лаландом в 1798 году в честь братьев Монгольфье. Немецкий астроном Иоганн Боде (1747–1826) предложил в 1801 рядом с созвездием «Корабль Арго» выделить созвездие Lochium Funis (Морской лаг) в честь прибора для измерения скорости судна; а рядом с Сириусом он хотел разместить созвездие Officina Typographica (Типография) в честь 350-летия изобретения печатного станка. В 1806 английский ученый Томас Юнг (1773–1829) предложил между Дельфином, Малым Конем и Пегасом выделить новое созвездие «Вольтова батарея» в честь гальванического элемента, изобретенного в 1799 итальянцем Алессандро Вольта (1745–1827). Не удержалось на небе и созвездие «Солнечные часы» (Solarium).
Иоганн Боде,«Уранография» 1801 год, ручная раскраска. |
Самое свежее созвездие - Змея - было выделено в отдельное созвездие Международным Астрономическим Союзом лишь в 1922 году. Впрочем в древности созвездие иногда выделялось как самостоятельное и даже было включено в Клавдием Птолемеем в его каталог звёздного неба «Альмагест». Правда, в этом случае имелась в виду только часть современного созвездия, а именно Голова Змеи. Однако обычно Змея трактовалось как часть созвездия Змееносец. Уникально оно тем, что это единственное созвездие, состоящее из двух несвязанных частей, разделённых созвездием Змееносец, который как бы держит в руках разорванную пополам для изъятия яда змею — «Голова змеи» находится северо-западнее, «Хвост змеи» — восточнее.
Нонн Панополитанский в "Деяниях Диониса" рассказывает малоубедительную историю, случившуюся во время военного похода Диониса на индов.
Индийский полководец Моррей, знаменитый своими военными подвигами и уничтоживший массу соратников Диониса, в пылу сраженья увидел вакханку Халкомеду и немедленно ее возжелал. Да так, что оставил всякую войну и устремился, дабы, значит, страсть свою насытить. Прямо здесь, с краю поля боя, под кусточком. Халкомеда, непуганная кровавой битвой, свистом дротов и звоном мечей, Моррея испугалась и побежала прочь: под кусточком невинность потерять - это будет пострашнее, чем лишиться жизни на боле брани!
А навстречу ей Фетида: "Стой, говорит, Халкомеда! Мы сейчас устроим военную хитрость! Ты разве забыла, что чресла твои змея оплетает?" А нужно тут напомнить малоизвестную традицию вакханок: они наматывали вокруг бедер змей, чтобы те жалили тех настырных наглецов, которые попытаются дефлорировать спутниц Диониса, чурающихся брака ради дионисовых безумств. И Фетида продолжает: "Примани Моррея - и твоя змея лишит жизни этого губителя соратников винного бога. А за это твоя змея будет помещена на небе, над землею сияя вместе со Змееносцем!"
Так и случилось: Халкомеда, подмигнув, под кустик, Моррей за ней - только он "платье не должное трогать, схватил и тянет с вакханки", как "от чистого лона змея мгновенно восстала, защищая хозяйку", и ну Моррея кусать во все его места - до смерти.
В этой истории я вижу несколько слабых мест. Во-первых, боюсь, Фетида надурила Халкомеду, и Змея в момент описываемых событий уже занимала свое место на небе (иначе - почему на небе уже сияет Змееносец?). Во-вторых, совсем непонятно, как в данном случае Змея связана со Змееносцем - он что, кусанный Моррей получается? И наконец, я совершенно не верю Нонну: при всем своем мифологическом многознании, он столько странностей рассказывает, что мне кажется - он их быстренько сам из головы придумывает. Ничуть не согласуя с фактами реальной жизни.
Если же поверить в версию, что Змееносец - это Геракл, мы будем вынуждены признать, что змея - одна из тех, что герой задушил в колыбели. А может это и не змея вовсе, а убитый Карнабоном дракон Триптолема. Или другой дракон, посланный Деметрой пожрать Триопа.
Г.Рей; «Звезды»; 1969 г |
Новое созвездие Любви
Даже, если скажешь: «Слишком поздно»,
Я тебе отвечу: "Ну и пусть! "
Все-равно я спутаю все звезды,
Те, что нам предсказывают грусть.
Резонанс космического града
Вдруг прольется музыкой миров —
Это на осколках звездопада
Я ворвусь в орбиту твоих снов!
И твою планету голубую
Одевая в розовый туман
Унесет в Галактику другую
Облаков пушистых караван.
Там над бесконечностью Вселенной
Наших тел небесных корабли
Потекут, вливаясь, как по венам,
В новое созвездие Любви.
Марина Кауханен
Комментариев нет:
Отправить комментарий