суббота, 28 июня 2014 г.

28 июня День карусельной лошадки (Кален ДАР)


Про карусели ходит много слухов и суеверий. Про них написано множество рассказов. Но все они сходятся в одном: карусель - штука хитрая. И катание на ней что-то да меняет в этом мире. А сегодня пусть будет день Карусельной Лошадки, на которой каждый хоть раз должен прокатиться.

Катерина Овчарова (Caramelina)

Get Adobe Flash player

Lee Dubin "Carousel"
Изначально карусель вовсе не была развлечением для детей. В Средние века каруселями (слово тогда имело мужской род) называли рыцарские турниры. В XII веке арабские и турецкие наездники регулярно проводили конные состязания, которые позже итальянские и испанские крестоносцы назвали «маленькая война», или «garosello». Это слово и дало название привычной нам карусели.
Позднее, в XVIII веке, для подготовки к турнирам, вместо схваток с реальными соперниками, стали использовать вращающуюся платформу, прообраз современной развлекательной карусели, которая тогда же появилась на городских ярмарках. Рыцарские турниры утратили жестокость и превратились в игру: сидевшие на лошадях нарядные всадники старались во время вращения снимать копьями золотые кольца, подвешенные на нитях, поражать щиты и мячи. Вы когда-нибудь пробовали попасть на ходу боевым копьем в обручальное кольцо? Именно это они и делали. Даже мастера попадали не каждый раз. Ну и удар по манекену, особенно если это манекен поворачивающийся (то есть работать надо в режиме «ударил-уклонился») - это один раз просто, а когда много раз подряд, да на карусели, от которой вообще голова кругом идет...
Французам такая забава пришлась по душе, и, чтобы развлечь детей из дворянских семей, они придумали тренажёр на поворотном круге — деревянных лошадок, размером с пони, чтобы сызмала воспитывать ловких наездников в будущих рыцарях. Это приспособление — прабабушка всех современных каруселей.


Механическая карусель появилась в России при Петре Великом, опередив конную рыцарскую, а в бытность вошла при императрице Елизавете Петровне. В России Екатерина II устраивала своим придворным праздничные «карусели» как увлекательное и полезное развлечение. Отсюда берет начало традиция яркого, красочного оформления каруселей с пышным убранством, иллюминацией и музыкальным оформлением. Организацией праздничных аттракционов императрица назначила князя Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Первая карусель в России была построена 16 июня 1766 года перед Зимним дворцом. Второй раз карусель была построена на том же месте, в том же году 11 июля. Подробное описание этих каруселей приводятся в газете Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям, 1766 год, № 51 и № 58. Распорядитель карусели разработал и представил Екатерине II подробный план, названный «Описание каруселя». В соответствии с планом участников разделили на 4 группы (кадрили) - славянскую, римскую, турецкую и индийскую. Каждая группа имела костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями. В Гатчинском парке специально для проведения «рыцарских каруселей» был построен амфитеатр, часть которого дошла и до наших дней. Особенно часто (почти каждый месяц) карусели стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Одновременно с придворными каруселями получили распространение аттракционы для горожан в виде каруселей с деревянными лошадками, вращающимися вокруг своей оси. Они обильно украшались, а позднее и иллюминировались.Большие карусели имели специальную площадку для выступления зазывал.

А это в Португалии:


Карусельные лошадки
Целый день бегут, спеша,
Друг за дружкой без оглядки
В сёдлах возят малыша.

До чего они игривы,
Лихо мчатся поутру,
Шелестят хвосты и гривы
У лошадок на ветру.

Надоело в летнем зное
Им скакать за кругом круг,
Отпустите их в ночное
На прохладный мокрый луг.


М. Пляцковский

Alan Maley "Летняя карусель"
У лошадок глаза как небо чисты,
У лошадок всамделишные хвосты,
Пронзенные перекладиной медной, удобной для седоков,
Вы не хмелея кружитесь, бедные, молча, и не считая кругов.

Пока волнуя нас и терзая
Музыка льется не уставая
Глухи к привычному этому звуку
Вы все бежите по кругу по кругу

Душе по нраву банальный припевчик
И возможно она права
Ну а лошадкам нравится музыка
От которой кружится голова.


Жак Превер, стихи из сборника "Сена встречает Париж"

Korinna Hartli "Самая симпатичная лошадка"
День рождения настоящей карусели (с шатром, музыкой, зеркалами и разноцветными лошадками) — 25 июля 1871 года. Именно в этот день предприимчивый американский еврей Уильям Шнайдер получил свой патент. Это была роскошная двухэтажная карусель, настоящее произведение искусства: табун разноцветных лошадок, закрытые от ветра кабинки и специальные места для родителей. Лошадки кружились довольно медленно, примерно с такой же скоростью, с какой человек гуляет по парку. Чтобы посетители не скучали, Шнайдер придумал включать музыку — цирковой органчик. И ещё были разные сюрпризы: над головами зрителей, как в театре, двигались искусственные облака, сменяли друг друга волшебные картины, в самом сердце карусели двигались механические куклы, с земли пассажирам продавали сладости и сувениры, а по вечерам на шатре сверкали бенгальские огни.

Кровать Гюстава Байоля. (А.М./RFI)
Карусели XIX века – это еще и искусство. Над созданием деревянных скульптур, украшавших или оснащавших карусели, работали известнейшие в то время скульпторы. Большую известность в середине XIX века получил Гюстав Байоль. В искусстве деревянной скульптуры даже сохранился «стиль Байоля». А его карусели, изготовленные в его ателье, определяют так называемый «французский стиль», который отличается от английского, немецкого, итальянского и бельгийского своим «классицизмом» и хорошо продуманным сценарием со строго заданной тематикой. В 1884 году, отслужив в армии, этот молодой плотник обосновывается в городе Анже и открывает свое первое ателье деревянной скульптуры. Для карнавала 1887 года Г. Байоль создает знаменитую колесницу, которую устанавливает на одну из каруселей. Она изображает открытую карету с Пегасом вместо возничего. Колесница путешествует по Франции и после карнавала, а затем Байоль, не желая с ней расставаться, делает из неё супружескую кровать, которая служит ему несколько лет, и в которой рождаются его дети. В 1944 след колесницы теряется, но она вновь появляется на публике в 1979 на выставке-продаже антиквариата в Лувре.

"Карусель" Моисеенко Анжела
Наша жизнь как будто карусель,
Что несёт своих коней по кругу.
Близость душ пьянит нас, словно хмель,
Но нельзя приблизиться друг к другу.


Doctor Juravushka

Beard Alice
Joseph Cain
Clarence Holbrook Carter
Susan Lyon "Сarousel"
Б.М.Кустодиев "Карусель" 1920 г
Ed Tadiello

Деревянная лошадка - детская пора.
Деревянная лошадка - лучшая игра.
Деревянная лошадка, качу – качу – качь.
Деревянная лошадка мчится, мчится вскачь.

Деревянная лошадка, красное седло.
Деревянная лошадка, стремя – серебро.
Деревянная лошадка - ветер и простор.
Деревянная лошадка мчит во весь опор.


(с)Петр Шевченко
*это правда, не про карусельную, а про ее ближайшую родственницу, но все равно подходит))

Blish Carolyn "Carousel"
Всё изменилось в XIX веке, когда карусели начали вращаться с помощью парового двигателя, живые лошади, ходившие по земле, были заменены деревянными фигурами лошадок, поставленные на платформу. Карусель стала народным аттракционом. От изобретателей посыпались патенты на цепочные карусели, двухэтажные карусели, карусели с гидравлическим подъемом. Когда появились электромоторы, Уолт Дисней установил в своем парке развлечений красочные карусели, которые вращались так быстро, что поездка верхом на деревянной лошадке походила на полёт в космос. С тех пор детей и взрослых возят по кругу не только лошади, но и тигры, львы, жирафы, единороги, золотые грифоны, кентавры, драконы, дельфины, динозавры и даже русалки с кузнечиками.

Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905, University of Michigan Museum of Art.
Однако старые лошадки до сих пор с нами. В Ирландии и на юге Франции есть династии оседлых цыган, которые и сегодня вырезают и расписывают карусельных лошадей с грустными и весёлыми глазами, с пёстрой сбруей, чёрными лакированными копытцами и пышными чёлками. Секреты мастерства передаются от отца к сыну. Говорят, эти лошадки приносят удачу на весь год тому, кто хоть раз прокатился на карусели в первое воскресенье летних каникул.


Самая старая механическая карусель с лошадками стоит на пражской Летне, неподалеку от городского Национального технического музея. В 1892 году ее изготовил мастер Матей Блеха (в переводе «блоха», вспоминается Левша?). Карусель с табуном бегущих лошадок выставили в пражском квартале Винограды, который в 1894 году был независимым городом Королевские Винограды, и владелец карусели пан Небески, для повышения своих доходов, решил перенести её в королевский город Прагу, в парк на Летне, где по выходным отдыхали все пражане и на карусель был большой спрос и с тех пор она бережно эксплуатировалась и регулярно реставрировалась. Интересный факт: у этой карусели за время ее существования было всего два хозяина. Самой главной особенностью карусели считаются ее сидения — каждая из карусельных лошадок выполнена из лошадиных шкур чучельным способом абсолютно соответственно размеру. Кроме лошадок на круге стоят машинки, они появились в 30 годы вместо лавочек.


Самая большая в Европе карусель с крытым салоном располагается во Франции, в городе Кольмар на площади генерала Раппа. Это самый большой во Франции «манеж» деревянных лошадок и прочих чудесных зверей, его диаметр 16 м. В салоне под шатровым куполом находится 80 сидячих мест, из которых 30 приходится на лошадок, а 50 на прочих зверей и птиц, среди которых страусы, курицы, и эльзасские аисты. Карусель работает и зимое и летом благодоря крытой конструкции.




Я загнанная лошадь –
Все бегаю по кругу
Но нет терпенья больше -
Мешается подпруга,

Скорей, скорей, скорее!
И вырваться нельзя!
Ведь это – карусель!
Твердят мои друзья.

Здесь не дают овса,
Не гладят по ушам.
Здесь быстрая езда
Не ценна седокам.

И в степь не убежать:
Вместо подков - крюки.
Седло никак не снять,
Спины не распрямить.

Здесь скачки без судьи,
Недосягаем приз,
Ласкает лишь в ночи
Весенний с моря бриз…


(с) Selva


эххх, вот так же и мы скачем по кругу: день-ночь, день-ночь, Новый год, день-ночь, день-ночь... и редко остановимся, чтобы по сторонам оглядеться: надо бежать, надо успеть, надо хотя бы не отстать...
Промелькнуло Детство, помахала рукой Юность, вот уже и Зрелость заглядывает нам в глаза…
И снова: Детство, Юность, Зрелость… уже наших детей, а затем и внуков. Жизнь идёт по кругу: повторяются ошибки, радости, неудачи, везение…
Мы очень ценим нашу Жизнь, наше время, иногда не успевая понять и принять события, которые происходят с нами, с нашими друзьями.
Бывает, что мы просто не замечаем её, эту самую Жизнь, а она идёт себе, идёт, пока не столкнётся с чем-то необычным. Хорошо, если откроется дверца в новый, неизведанный мир. А что, если это тупик, или дурманный омут, или страшная пропасть, которую ты проглядел?
Очень сложна наша Жизнь!
Так давайте проживём её так, чтобы, вспоминая ушедшее время, мы не стыдились этих воспоминаний. Будем же помнить прекрасные моменты, но не будем забывать и о печальных событиях. Пусть наша Жизнь, как ярмарочная карусель, будет раскрашена в самые яркие цвета, и пусть, как время, будет идти размеренно вперёд и только вперёд.


"Говорят, все карусельные лошадки попадают в рай и никогда не забывают своих седоков. Но каким бы ни было волшебство карусели — она всегда останется с нами, с детства до старости. Сохраняйте купленные билеты до конца круга."
Рэй Брэдбери "Что-то Страшное Грядет"

Комментариев нет:

Отправить комментарий