вторник, 1 июля 2014 г.

1 июля День Куриного Бога (Кален ДАР)


Мне всегда казалось, что камень с дырочкой внутри - это что-то не обычное. Ну как скажите она может появиться? Если только кто-то специально сидел и буравил. Но на такое способен только человек, природа даже заморачиваться не будет. Казалось бы... и тем не менее Куриный Бог появляется именно благодаря силам природы.

Кто знает на что еще способны эти силы?

Наступило лето, а значит – пора отпусков и каникул. Ласковая волна, пляж, теплое солнышко… Неужели просто лежать на подстилке, время от времени отрываясь от нее, чтобы окунуться?! Вот уж нет. Можно, например, заняться собиранием камушков. Если повезет, то среди них найдется и куриный бог – это тот, который имеет сквозное отверстие, будто специально для того, чтобы продеть в него шнурок и нацепить на шею.


Куриный бог (иногда собачий бог, «собачье счастье», Боглаз) — у славян название ритуального предмета, оберега домашней птицы — небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. По поверьям, приносит удачу и здоровье нашедшему. Если камень дарился кому либо, то одариваемый должен был поцеловать того кто дарил, чтоб перенять удачу, здоровье и т.д.

Название куриный бог образовано, возможно, по аналогии со «скотий бог» (как характеризуется Волос в летописях) — оберег скота; функции того и другого оберега могли выполнять одни и те же предметы. Строго говоря, наши предки куриным (или курячьим) богом называли не только такой камушек, а и многие предметы, совершенно на него непохожие. Старый изношенный лапоть, кувшин, горшок, кринка или глиняный рукомойник с отбитым донышком, а то и горлышко от разбитого кувшина. По своему характеру эти вещи не уступают камню, но, стоит думать, что камень с дыркой - более значительный оберег с более мощными охранными способностями.


В словаре ростовского (Ярославской губ.) говора В. Волоцкого под рубрикой «Куричий бог» читаем: «Старый горшок, помещаемый на высоком шесте в том месте двора, где находятся куричьи насесты. В горшке селится дух, покровительствующий курам».

В «Пословицах» Даля: «Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, то куры будут целы»; «Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина».

«В Нижегородской губернии вешают в курниках и над стрехами хлевов горлышки от разбитых кувшинов, с полной уверенностью, что это помешает домовому щипать кур и мучить скотину». (А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу».)

По А. Н. Афанасьеву, в Костромской губернии такой собачий камень вешают как талисман, чтобы кикиморы не давили собак.

В некоторых деревнях вешают в псарнях круглые камни с небольшим отверстием внутри; такой камень, напоминающий громовый молот Тора, предохраняет птицу от болезней и называется собачьим богом.

— А.Н. Афанасьев Глава XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах.. — М: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2

Один из этих камней, доставленный в Московское археологическое общество, носит на себе следы искусственной отделки: он изображает голову с глазами, ушами, носом, и даже просверлены ноздри.

Необходимо учесть, что совсем не обязательно куриный бог должен висеть именно в курятнике. А.Л. Топорков отмечает, что, в первую очередь, для куриных богов характерна «необычная форма и то, что они помещались на высокое, видное место; это должно было сразу привлечь взгляд постороннего человека, вызвать его удивление и тем самым уберечь хозяйство от сглаза». Куриный бог, как и сам курятник, часто использовался (и посейчас используется) в знахарстве. В Тамбовской губернии, например, ворожея отводила человека больного зубами в курятник, где наговаривала на куриный бог и затем шесть раз крестообразно прикладывала его к щеке. Лев Толстой в «Анне Карениной» словами Левина описывает следующий обряд: «Я третьего дня вечером встретил бабу с грудным ребенком и спросил ее куда она идет. Она говорит: “К бабке ходила, на мальчика крикса напала, так носила лечить”. Я спросил, как бабка лечит криксу. “Ребеночка к курам на насест сажает и приговаривает что-то”».

Бусы из камней "Куриный бог".
Найдено на Бердянской косе Азовского моря
Впрочем, не только у славян священны эти камни. В Европе их называют ведьмиными камнями, яйцами змеи, и считают ведовскими, они помогают против ведьм. Adderstanes на юге Шотландии и Глоине Нэн Друидхе ("Стакан друидов" на шотландском гэльском языке) на севере. В Египте их называют Aggry или Aggri. В Индии “Куриный бог” символизирует удачу в делах, улучшение здоровья и успех в любовной сфере.

В Европе дырявые камни – ведьмины камни. Еще кельты ценили их как сильные амулеты. Они были своего рода одним из знаков различия экстраординарных способностей друидов. Общее назначение было таким же как и у всех – защита от сглаза, злых ведьм и кошмаров, для чего такой камень вешали в изголовье ребенка или человека.

Есть даже упоминания об этом у Плиния в его книгах Естествознание: "Есть своего рода яйцо, которое очень ценится среди Гэлов, о котором не упомянули греческие авторы. Большое количество змей летом сворачивается и слипается в тугой комок, своей слюной и слизью, после чего каменеет, и это называют "яйцом змеи". Друиды говорят, что брошенный в воздух амулет должен быть пойман в плаще прежде, чем коснется земли. Человек, который перехватывает камень сможет летать<…> Этоn дырявые камень как знак, некоторые носят с такой показной роскошью, что я знал римского рыцаря, Воконтия, который был убит глупым императором Клавдием, просто потому что он носил этот камень на груди, во время судебный процесса, полагая что камень сможет защитить его от приговора."

Так же ведьмин камень вешался в конюшнях, чтобы ведьмы не могли кататься на лошадях и портить их этим. Лодочники в Уэймуте прикрепляли их к своим лодкам, чтобы увеличить улов и защититься от непредсказуемых стихий. Арабский обычай утверждает, что необходимо подобный камень привязать на шеи молодых верблюдов, чтобы защитить их от злых духов и дурного глаза.

Камень найден на Бердянской косе, Азовского моря
Что же общего между этими вещами? Кур славяне приносили в жертву Сварогу и Сварожичу, а также Макоши, куриные блюда были поминальными, т.е. связывались с миром предков, которым и поручалась защита. Дырявый камешек, посуда без дна и рваный лапоть – все они имеют отверстие, а поскольку относятся к стихии земли, то это отверстие уподобляется пещере, возможности прохождения через материю небесного огня. Надо также учитывать, что петух в стародавние время назывался куром и тоже был связан с огнем.


Так же полагают, что слово «куриный» – видоизмененное «чуриный», т.е. имеющий отношение к Чуру или Щуру, божеству или духу предков у древних славян, защищавшего границы, двери и проемы. Это не лишено смысла, т.к. в Европе подобный амулет в паре с привязанным к нему ключом использовался как защита от воров.

В Великобритании их использовали в качестве особой защиты, привязывая к дырявому камню ключ. Местные жители полагали, что, таким образом они как бы связывают ключ от парадной двери и волшебный камень особой защитой от воров. Конечно, воры быстро поняли это, и настоящий ключ пришлось заменить на старый, который не открывал дверь.

В Италии и продырявленный камень и ключ - символы богини Дианы, известной грекам как Артемида. Богиня девственница была покровительницей женщин и ведьм. Ключ - важный волшебный символ, который дает доступ к желанному месту в физическом и в мистическом смысле. Ключ относится к Диане, которая перевоплощается в форме Яны альтернативной форме ее имени – Януса (бога входов и выходов), и ее роли хранительницы небесных врат, дверей и порогов дома. Так же это символ Гекаты, хозяйки более низкого мира, которая обладает способностью открыть ворота и заключенные в тюрьму души.


Некоторые исследователи говорят об отдельном божественном существе — Курином боге, отчасти соотносимом с Гекатой-Артемидой (Геката – богиня ночи и смерти, Артемида – богиня-дева, охотница). Гея – земля, а оттуда к более древней Рее-Кибеле и, возможно к ассирийской Астарте. Куриный бог – женский покровитель, наделяющий хранительницу очага особой силой. Исследователи полагают, что дырявый камень как земной артефакт символизирует матку "Земной Богини" – женский символ, в противовес фаллическим.

"Так кем же может быть Куриный бог, воспеваемый «троецыплятницей»?

На первый взгляд, в голову приходят две кандидатуры: это Мокошь и Баба-Яга. Что до первой, то ее сходство с Куриным богом, подчеркивается ее явной обособленностью и противопоставленностью мужским богам в древнерусском пантеоне. Как центральное женское божество, Мокошь несет в себе образ праматери, в связи с чем интересна одна западно-украинская легенда, согласно которой Бог проклял Еву при жизни рожать в муках, а после смерти высиживать яйца. Очевидна также связь Мокоши с водами. В частности, она, «поит» землю. «Бабка колдунья сидит где-то на дубе, высиживая яйца, и пока не высидит, засуха будет продолжаться», — говорят в Польше. Многое указывает на вырождение образа Мокоши в кикимору, известную угрозу курам, защитой от которой служит как раз оберег «куриный бог». Вновь закручивается интересная трансформация: из-за отсутствия должного почитания (как в связи с христианизацией, так и в связи с общей профанацией) Мокошь перерождается в кикимору — из матери-наседки в детоубийцу; ее нужно должным образом почтить, чтоб всё вернулось, и дети обрели мать. Какой сын не принесет себя в жертву ради ее улыбки? «Материнское сердце — не камень». Судьба Иванушки растопить его своей кровью, а дело Аленушки привести братца под «нож» или подсадить «на лопату».

Некоторые находят основание считать одной из экспансий Мокоши Бабу-Ягу. Кровавые жертвы приносимые ей, воровство мальчиков и их поедание, ее обязательная хромота, способность «лечить», то есть производить над героем спасительную инициацию (или алхимическую трансмутацию), и, конечно, сама «избушка на курьих ножках» — всё это в нашем исследование можно обозначить одним словом «горячо». Но является ли Баба-Яга именно искомым божеством? Или это скорее жрица, одна из тех ведуний, «матерых вдов», получающих силу от того, кого мы ищем? Последнее кажется мне более верным предположением. С этим солидарны многие исследователи, тот же Афанасьев, например, уверенно заключает: «по всем признакам <...> Баба-Яга принадлежит к числу вещих жен, ведьм», которые «властительным словом заговора и чародейной силою жертвоприношений могли управлять деятельностью самих богов, вызывать их к известному проявлению своего могущества». То что, Яга олицетворяет собой архетип такой ведуньи-жрицы становится совсем уж очевидно, если вспомнить древний общеславянский обряд «перепекания младенца», при котором больного малыша знахарка (иногда сама мать) сажает на лопату и трижды засовывает в теплую печь. Интересна трансформация данного обряда в духовном стихе «Жена милосердная». Тут на первый план изначального инициатического ритуала выходит его мироздающий аспект: женщина бросает в печь своего младенца, чтобы спасти новорожденного Христа. Но ребенок не сгорает, жертва не принята в полной мере, и обряд как бы «возвращается к себе», в инициацию:

«В печи огонь-пламя претворилось,
Во печи всякие травы вырастали, —
Всякими цветами зацветали.
Невредим младенец пребывает...
»
Роль Бабы-Яги, как миросозидающей и мирохранящей через жертвенные ритуалы жрицы, подчеркивает также ее жилище — забор из человеческих костей, на нем черепа, вместо засова — человечья нога, запоры — руки, замок — рот с зубами и т.д.

Александр Потебня сотоварищи идентифицирует Бабу-Ягу в качестве самого бога Смерти. «Подмастерья котлов» скажут: «меркурий». Поэт подытожит: «На окне затлевает штора / Тянет гарью из атанора»."

ТАТЬЯНА ВАСИЛЕНКО. "КУРИНЫЙ БОГ — СКОК-ПОСКОК"

Итальянский фольклор связывает продырявленный камень и фей. Часто говорится, что это святой камень. Его считают как бы дверным проемом, или ключом к дверному проему, в волшебное королевство. Так же продырявленные камни в народных легендах использовались для того, чтобы видеть души мертвых и волшебного народца типа фей, гномов, гоблинов и эльфов. Дырочка в камне открывала тайный мир духов.


Камни, что умещаются в ладони, признавались практически повсеместно в качестве важных оберегов. А обережные ракушки с дырочками обнаруживаются на стоянках человека каменного века. При этом в разных местах их называли то священными, то колдуньиными, а в Шотландии – кобыльими (скорее всего, из-за поверья, что они уберегают лошадей от потливости, а также помогают жеребящимся кобылам).

Считалось, что защищают от злых духов и несчастий, избавляют человека от зубной боли и ночных кошмаров (главное: повесить или приложить в нужном месте), а скот – от болезней и падежа. По поверью, сохранившемуся до наших дней, куриный бог не может быть подарен, так как приносит удачу только тому, кто сам его найдет. И его нельзя изготовить, проделав дырочку – отверстие должно быть природным. И еще. По народным поверьям, чем шире дыра в камне, тем выше будет природная сила камня и его энергетика. Это в свою очередь помогает преодолевать трудности и неприязни в жизни.

Происхождение же отверстий в подобных камнях приписывается в первую очередь проточной воде, речной или морской. Это одна из причин, почему эти камни считают очень сильными защитными амулетами – камни сохранили энергию точившей их в течении сотен лет воды, которая как известно лучше всего смывает плохую энергетику. Белорусы считали, что отверстия в подобных «урочных камнях» появлялись от удара молний, и называли их "перунова стрела" или "громовка". Другие легенды говорят, что камень змеи потому и называется, так что происходит от головы змеи или от того что змеи скрутились в глубок и склеились насмерть, затем окаменев.

Винницкая область, Буша. "Куриный бог" или всевидящее око
Но не только мелкие экземпляры камушков воспринимались носителями особой силы. В корнуоллском Мэдроне больному люмбаго надо было девять раз проползти по ходу солнца сквозь «ползучий камень», а чтоб прибавить здоровья ребенку – просунуть его в пролом камня Мен-ан-тол. Камню Одина (в Оркни) доверялось бракосочетание тех, кто, взявшись за руки, проходил сквозь отверстие в нем, принося друг другу клятву верности.


В Гобустане (Азербайджан), при входе в пещеру петроглифов, висит-стоит большой треугольный камень с дыркой. Неизвестно, для чего его использовали древние, но сейчас считается, что он помогает девушкам выйти замуж. Чтобы найти жениха, надо три раза проползти в дырку. Говорят, что когда приезжают автобусы со школьницами, девушки выстраиваются в очередь.

Рядом с Афурджинским водопадом есть святилище Пир, к которому ездят бездетные семейные пары, чтобы проползти через лаз в скале.


Интересные верования встречаются в использовании дырявого камня как своего рода «детектора лжи». Чтобы гарантировать, что человек говорил правду, надо было смотреть на говорящего через дырку и тогда было ясно видно – врет человек или говорит правду. А в Каслдермоте есть на Клятвенный камень, тоже с отверстием. Если взяться за руки в этом проеме и принести клятву, она считается нерушимой.

Большие камни с дырками использовались для управления погодой, для этого в них продевали шнурок и затем крутили над головой, чтобы рассеять облака, ветры и дождь. Так же можно было взять камень в ладонь левой руки и большим пальцем натирать по часовой стрелке вокруг дырки, думая о своем желании. Подобная техника так же используется с янтарем.


Всякий камень воплощает стихию земли. А сквозная дыра в камне символизирует проход сквозь материю, преодо­ление земных препятст­вий, поэтому и 'куриный бог может служить та­лисманом, помогающим побеждать житейские трудности и физические недуги. Очень многие замечали, что после на­ходки дырявого камня тягот в жизни становилось меньше, будто кто-то отводил их от тех мест, где с ними мог­ла бы случиться неприятность.

Камни со сквозными дырка­ми служат отличным талисма­ном тем, у кого опасная работа, кому часто приходится риско­вать здоровьем, деньгами или иными материальными ценнос­тями.

Ловец снов с куриным богом
Фермеры использовали колдуньины камни для защиты стада от чар и болезней, а также лошадей от чрезмерной потливости. Обри в «Remaines…» замечает, что «…на западе Англии (и, я полагаю, почти повсеместно у нашего народа) извозчики, конюхи и коноводы действительно подвешивают кремень (в котором есть отверстие) на лошадей, которые одержимы колдовскими чарами, для защиты от оных». Они же использовались для помощи жеребящимся кобылам, а также для предотвращения покражи молока у дойных коров ведьмами с помощью своих магических средств, для защиты этих животных от эльфов и насылаемых ими болезней и от других неприятностей, естественных и сверхъестественных. Некоторые фермеры использовали камни ведьмы, чтобы молоко не свертывалось. Они полагали что молоко пропущенное через дырку такого камня будет защищено от злых ведьм, которые заставляют молоко быстро сворачиваться, до того как его используют в нужных целях.

Очевидно, что функция куриного бога отнюдь не сводится к заботе о курах, и эта забота даже не является для него основной. Главное дело — уберечь дом от сглаза и всякой нечисти, а в случае неудачи вылечить пострадавших. Чисто женская обязанность. Представление «куриного бога» в качестве исключительно женского оберега подчеркивается наличием в нем посередке сквозного отверстия, дырки — традиционный женский эротический символ. Однако следует учитывать разницу между точкой в круге — солярным, мужским символом — и дырой.

Помимо охраны кур и прочего скота, "перунову стрелу" применяли и как средство от болезней, в первую очередь для лечения грудницы у женщин и коров. Больная женщина выдавливала молоко на пол, пропуская его через отверстие в камне, а больной корове, растирали "громовкой" вымя и доили через неё в углубление, сделанное в земле. По представлениям гольдов, круглый нефритовый камень с отверстием давал человеку счастье: для этого мальчикам через отверстие в таком камне давали сосать материнскую грудь, а девочкам такой же камень вешали на шею.


Полезно носить дырявые камни людям, обремененным физическими недугами. При этом эффективней размещать такие камни на уровне больных органов.

Дырявые камни помогают избавиться от переживаний, связанных с материальными трудностями, прогнать мысли о безысходности своего положе­ния. Дух "куриного бога" облег­чает психические и физические страдания, внушает стремление искать пути для решения своих проблем, поэтому дырявые кам­ни полезно носить тем, кто впал в депрессию и пессимистам.

"Куриный бог" поможет из­бавиться и от чего-то матери­ального. Например, сбросить лишний вес, продать квартиру, машину, разорвать отношения с каким-то человеком. В подобных ситуациях его можно не носить постоянно, а надевать лишь на период, когда надо решить кон­кретную задачу.

Особенно полезно иметь при себе дырявые камни в каче­стве талисмана, облегчающего жизнь людям, рожденным под одним из земных знаков Зодиа­ка (Тельцам, Девам, Козерогам), характер которых по определе­нию тяжеловат и в жизни кото­рых наиболее вероятны трудные испытания. Людям воздушных знаков (Близнецам, Весам, Во­долеям) такие камни помогут сохранить внутреннюю легкость, присущую им изначально.

Также, камни эти принято наделять определенными качествами в зависимости от их цвета. Есть поверье, что белый камень дарит своему обладателю уравновешенность и великодушие. Черный камень обещает повышенное внимание со стороны противоположного пола, красный – удачу в любви. Белые и красные вкрапления несут супружеское счастье. Голубоватый оттенок благоволит творческим натурам, а зеленый, как можно догадаться, дарит материальное благополучие. Оранжевый камешек наделяет владельца силой воли и твердостью, а черно-белый позволяет взглянуть на себя со стороны и увидеть все свои жизненные ошибки и промахи.


Эзотерики же считают, что отверстие открывает канал в параллельные миры, способствует энергоинформационному обмену и настроено на позитивную волну. Современные парапсихологи утверждают, что «куриный бог» не только защищает человека от негатива, но и способствует исполнению желаний, настраивает на позитивный лад, придаёт уверенности в себе, помогает добиваться значительных успехов в финансовой сфере.

Если вам очень хочется иметь камень-талисман, но вы сомневаетесь, какой же камень вам лучше всего подойдет, най­дите для себя камень с отвер­стием, и не пожалеете. Специ­ально найденный камень будет так же благотворен для вас, как и найденный случайно.

Жизнь не дает того, что не должно нам принадлежать, и, если вы отправились на поиски своего талисмана и нашли камень с дыркой, пусть на это ушло не­сколько часов или дней, он ста­нет вашим помощником.

Не важно, какого камень размера, какая у него форма. Несущественна и конфигурация отверстия в нем. Непременное условие одно: камень нужно найти самой. «Куриный бог», полученный в подарок, будет бесполезным предметом, если только он не найден близким тебе человеком, который в минуту его находки думал о тебе только хорошее.

Камень антропоморфной формы
У тех, кому не удается най­ти "куриного бога", порой появ­ляется идея самостоятельно просверлить какой-нибудь каме­шек. Пустая затея: камень с ес­тественным отверстием наделен природной силой, которая за­кладывалась в него на протяже­нии длительного времени. Про­сверлив дырку в камне за не­сколько минут, ни мы, ни при­рода не успеем дать ему необ­ходимую энергию, способную провести нас сквозь трудности этого мира.

газета "Нострадамус"


Говорят, найти камушек с круглой дырочкой – к счастью.
Вот Камушек-с-Круглой-Дырочкой и нашли.
И сказали: «Это к счастью».

А Камушек-с-Круглой-Дырочкой испугался, потому что не знал, как делают счастье.

– Ой... – озаботился он вслух, – меня нашли. Надо теперь счастье скорее делать.
– Делай! – сразу начала торопить его Ниточка, на которую его повесили.
Ниточка была красная и крепкая: с такой не сорвёшься!

Камушек-с-Круглой-Дырочкой дёрнулся вправо, дёрнулся влево – в надежде, что Ниточка всё-таки лопнет, и он убежит. Но Ниточка не лопнула.
Ещё и сказала – совсем уже строго:
– Не дёргайся! Делай счастье!

И Камушек-с-Круглой-Дырочкой принялся висеть на Ниточке и думать...

Легко ей говорить: делай счастье! От неё самой, между прочим, ничего не требуется: её просунули в дырочку – и всё.
А ему чтo теперь – когда он уже привязан?
Привяжут, да ещё требуют: делай счастье... Он и отвязанным-то не знал – как!

Камушек-с-Круглой-Дырочкой носили на шее. На шее было тепло и спокойно. Можно было спрятаться под одежду – и носа наружу не показывать. Так и жить себе поживать: снаружи ведь всё равно не видно, делает он там, под одеждой, счастье – или спит да сопит в свою дырочку!

Только вот Ниточка сперва никак покою не давала – нет-нет, да и скажет:
– Ты чего это просто так висишь? Тебя на меня не за этим повесили! Тебя повесили, чтобы ты счастье делал. Делай давай!
Впрочем, потом и Ниточка замолчала: тоже, небось, пригрелась на шее – и ни гу-гу. Благодать!

«Может, не каждый Камушек-с-Круглой-Дырочкой должен счастье делать? – спрашивал себя иногда Камушек-с-Круглой-Дырочкой. – Кстати, и вообще непонятно, кому и когда такое в голову пришло: что камушки с круглыми дырочками – к счастью! Кто это проверял, что они – к счастью? Да и как можно так уж совсем всерьёз полагаться на какой-то камушек... Камушек, он камушек и есть: что с него возьмёшь? И не отругаешь его, и не похвалишь: камушку всё равно! Лежит себе где-нибудь на бережку – или вот, как я, висит на ниточке... и взятки с него гладки».

Правда, иногда возникала в нём вдруг паника: что ж я все вишу и вишу – и столько долго уже вишу, а счастья не делаю! На меня ведь надеются... Хоть и не сказали точно, когда именно счастья ждут! Тоже, между прочим, неправильно: если вам надо, чтобы я счастье делал, – скажите: счастье должно наступить тогда-то и тогда-то. Я бы к тому моменту приготовился... напрягся бы как-нибудь: авось, и получилось бы не одно, так другое! А если всё так неопределённо… сделаешь счастье – и не заметит никто, потому что – не ждут. Доказывай потом: в такой-то вот день и в такой-то вот час я счастье сделал!.. – посмотрят на тебя с недоверием и спросят: это какое же такое было тогда счастье – что-то не припоминается! Зря, значит, старался.

Хоть Ниточка и казалась крепкой, а взяла как-то и лопнула – с лёгоньким таким взрывом: ах!..
Лопнула – и сказала Камушку-с-Круглой-Дырочкой:
– Извини... перетёрлась я!
– Об меня? – с ужасом спросил он.
– Да нет, – ответила Ниточка и, виновато улыбнувшись, сбежала вниз: – Об время.
А что уж она имела в виду – только она одна и знала.

Камушек-с-Круглой-Дырочкой почувствовал, что больше не привязан: казалось бы, катись теперь куда хочешь: падай – и катись по дорожке... свобода!
Только как же тогда счастье – которого он, Камушек-с-Круглой-Дырочкой, так ещё и не сделал?

Новая Ниточка оказалась синтетической: такие не перетираются.
«Это навсегда», – с тоской подумал Камушек-с-Круглой-Дырочкой, а Синтетическая Ниточка спросила:
– Тебя зачем на меня повесили?
Значит, она не знает зачем! Значит, ей надо сказать: на память, – а больше ничего не говорить. И новая эта ниточка никогда не станет упрекать его в том, что он не делает счастья! Можно висеть себе на шее – и ни о чём не думать. Просто висеть, висеть, висеть на Синтетической Ниточке – вечно.
– Меня повесили... – начал было Камушек-с-Круглой-Дырочкой, а закончил совсем не так, как хотел: – ...чтобы я счастье делал.
– Делаешь? – осведомилась Синтетическая Ниточка.
«Делаю! Скажи: делаю! – твердил ему внутренний голос. – Она синтетическая, чтo она понимает в счастье? Пусть думает, что ты не просто так висишь, а при деле… дескать, висишь – и от тебя происходит счастье! Тогда она будет уважать тебя, эта Синтетическая Ниточка, – и больше никогда даже и не произнесёт слова «счастье»!
– Не делаю, – ответил Камушек-с-Круглой-Дырочкой и, не дожидаясь следующего вопроса, признался: – Потому что не знаю, как его делать!
А Синтетическая Ниточка со вздохом ответила:
– М-да... никто не знает, как его делать, это счастье!
И вдруг улыбнулась – причём настолько кроткой улыбкой, что Камушек-с-Круглой-Дырочкой засомневался, вправду ли она синтетическая... Синтетические так, вроде, не улыбаются.

Новая Ниточка ни разу не упрекнула его в том, что он не делает счастья.
Она ни разу не напомнила ему, что он не делает счастья.
И даже самого этого слова – «счастье» – ни разу не произнесла.
Вот как странно...

Годы шли, а совесть мучила Камушек-с-Круглой-Дырочкой всё сильнее и сильнее. Синтетическая Ниточка не перетёрлась, но в один ужасный день развязалась: синтетические ниточки невозможно завязать накрепко – в этом их слабость!
Быстрой серебристой струйкой она скользнула вниз, успев шепнуть: «Я люблю тебя», – и навсегда исчезла.

А Камушек-с-Круглой-Дырочкой повесили на новую ниточку.
Потом – ещё на одну, и ещё на одну, и ещё...

Накануне какой-то следующей ниточки он сказал:
– Выбросьте меня. Я не умею делать счастье. Я просто так всю жизнь провисел на шее. Найдите себе другой камушек – настоящий! Который умеет делать счастье.
И услышал в ответ:
– Ты и есть самый настоящий. Спасибо тебе за такую счастливую жизнь.

И тогда Камушек-с-Круглой-Дырочкой удивился, как же это, оказывается, просто – делать счастье.

Евгений Клюев. "КАМУШЕК С КРУГЛОЙ ДЫРОЧКОЙ", Илл. автора.


Любимый камушек

Люблю я камни! Их в шкатулке много...
И каждый камень нежно берегу!
Одни в горах искали очень долго,
Других нашли на дальнем берегу.

Вот солнцем сердолик в ладонь ложится,
А бирюза - прохладой вод морских,
Пером павлиньим лабрадор искрится,
А яшма это средство от тоски...

Перебираю камни-настроенье,
Вот нитка слез, что жемчугом зовут,
Вот арлекин* - всегда готов к веселью,
Защитник и охранник изумруд...

Но есть один... тот что всегда со мною,
Не хвастает он яркой красотой,
Ловец удачи посланный судьбою -
Куриный Бог на ниточке простой!


© Copyright: Еления Самум, 2010
Свидетельство о публикации №11003253763


Сказка ложь, да в ней намёк...

Далеко-далеко, на берегу Черного моря, жил – был маленький морской камушек. Он был совершенно обычным и неприметным серым камушком, каких на побережье можно встретить тысячи…

Очень часто к морю приезжали отдыхать люди. Они находили на берегу красивые камни и ракушки и забирали их с собой «на память». Но еще никто и никогда, даже просто, не взял нашего морского камушка в руки.

- Это все потому, что ты такой серый! – насмехались над ним другие камни.

- И дырка в тебе имеется! – смеялись ракушки. – Кому нужен серый дырявый камень?

Морской камушек часто плакал от этих обидных слов. Он тоже хотел быть каким-нибудь особенным, чтобы и его кто-нибудь забрал «на память». Он даже часто представлял себе теплые ладошки человека, который смотрит на него, любуется и вспоминает море…

Однажды ночью морской камешек, как обычно, лежал на берегу. Он слушал шум прибоя и смотрел в звездное небо. И тут вдруг в небе сорвалась одна звезда. Она покатилась через весь небосклон, и камушек успел загадать желание: «Хочу, чтобы и я стал для кого-нибудь особенным!»

Утром на берег моря пришли дедушка с внучкой. Жили они в поселке неподалеку. Девочку звали Дианой, и ей было 4 года. Детского садика в поселке не было, а родители были заняты на работе, поэтому Диана почти все время проводила у деда. Чтобы не скучать, дедушка часто водил Диану гулять к морю. Тут она бегала у воды, собирала ракушки и кидала камушки в воду. А дедушка фотографировал дельфинов, резвящихся вдалеке.

Вот и в этот раз Диана принялась копошиться у воды.

Неожиданно ей в руки попался наш морской камушек.

- Ой, деда! – крикнула Диана. – Смотри, какой интересный камень! С дырочкой внутри! Он похож на бублик, только поменьше размером.

И Диана бросилась к деду, чтобы показать свою находку. Дедушка взял камень в ладонь и произнес:
- Ну, Диана, тебе крупно повезло! Это Куриный Бог!

- Он что, Бог куриц? – удивленно спросила девочка.

- Не Бог куриц, а Куриный Бог! Камень так называется. Видишь, у него внутри отверстие? Так вот, если через это отверстие посмотреть на восходящее солнце и загадать желание, оно непременно сбудется. А человек, который нашел «Куриного Бога», будет по жизни счастливчиком! Нужно только повесить его на веревочку и носить на шее. А поскольку нашла его ты, то ты и есть этот счастливчик!

Дедушка погладил Диану по голове и сказал:
- На, держи свой талисман!

Диана взвизгнула от радости, выхватила камушек и направила его на солнце. Утренние лучи проникли сквозь отверстие, а Диана закричала:
- Сейчас я загадаю свое желание!

Дедушка улыбался, глядя, как радуется его внучка, а морской камушек подумал:
- Ну надо же! Если бы кто-нибудь еще вчера сказал мне, что я могу исполнять чьи-то желания, ни за что бы не поверил! Ну, раз я – Куриный Бог, надо попробовать!


Среди христианских святых народ также нашел покровителей кур и прочего скота – «скотьих богов» Косму (Кузьму) и Дамиана (Демьяна), весьма почитаемых на Руси. И день их почитания, 1 ноября, стал называться «курячьими именинами».

До курячьих именин еще далеко: успеем погреться на солнышке, нырнуть в ласковую волну, побродить по пляжу, пособирать на берегу камушки. А вдруг да отыщется среди них куриный бог?..


Комментариев нет:

Отправить комментарий