В
День дружбы народов хочу рассказать об одном удивительном сооружении в виде огромной радуги - арке Дружбы народов.
В начале ноября 1982 г. в нынешнем Крещатом парке (тогда еще Пионерском) открывали громадный монумент, работа над которым велась года четыре. Сооружение было посвящено российско-украинскому единству, считавшемуся в ту пору абсолютно неразрывным. В центре композиции два бронзовых 6-метровых трудящихся (до сих пор не берусь определить, кто из них русский, а кто украинец) застыли в классической позе "Рабочего и колхозницы", только вместо серпа и молота у них в руках оказался советский орден Дружбы народов. Однако, автор, видимо, как-то потерялся во времени. В противном случае, он не ставил бы казаков во главе с Богданом Хмельницким рядом с бронзовыми фигурами советских работяг. Над ними перебросили металлическую радугу-дугу сумасшедшего размера, в народе именуемую "Монументом [разбившемуся] велосипедисту", а то и вовсе "бубликом". Нержавеющая эта арка, согласно замыслу скульптора Александра Скобликова и других авторов, буквально отобразила воспетое Павлом Тычиной "арко-дужне перевисання до народiв". Рядом помещена высеченная из гранита сцена Переяславской рады 1654 г. Впрочем, создание монумента привязывалось к юбилею более позднего события – образования СССР, провозглашенного 30 декабря 1922 г. Дожидаться зимы, однако, не стали и открыли мемориал в канун годовщины Октябрьской революции.
|
Открытие памятника |
На церемонии выступил сам глава компартии Украины Владимир Щербицкий. Он сказал: «Благородне почуття братерського єднання з російським народом, з усіма народами нашої соціалістичної Батьківщини український народ назавжди збереже у своєму серці, берегтиме його як зіницю ока і передаватиме з покоління в покоління, заповідаючи внукам і правнукам нашим».
|
из коллекции В. Филиппова |
|
Набор открыток "Киев" 1987 года. |
|
1989 год. фотограф Carl De Keyzer |
|
1995. Фотоархив С. Реента |
|
За аркой открывается чудесная панорама на Владимирскую горку, Подол и Днепр. |
Арка, мягко говоря, не стала украшением днепровских склонов и удостоилась вереницы фольклорных наименований – от "тяжелого металла" до "ярма". На самом же деле, как рассказывают местные гиды-юмористы, арка – совсем даже не арка. Представляете себе, какие фундаменты нужно делать под эту многотонную махину? Советские инженеры поступили проще – они зарыли кольцо и долго хихикали над американцами, которые у себя все ставили по-честному, а такая арка не держалась. Внутри же нашего кольца проложили тоннель и две трассы, по которым до сих пор можно погонять на специальной машинке. Если, конечно, знать пароль.
Однако слова Щербицкого насчет «внуков и правнуков» оказались изрядным преувеличением. Те, кто в 1982 г. перерезали ленточку на открытии, подумать не могли, что спустя всего 9 лет от "союза нерушимого" останутся лишь воспоминания. После Беловежского соглашения и распада СССР надпись накладными металлическими буквами, помещенная на цоколе скульптурной группы, – "В ознаменование воссоединения Украины с Россией" – в одночасье устарела. Некоторые горячие головы решили тут же подправить идейное содержание "ярма" при помощи молотка и зубила. Концовку в надписи отбили. После чего получилось, что монумент открыт в честь… воссоединения Украины. Но, достаточно беглого взгляда на фоновые фигуры гетьмана Богдана Хмельницкого и московского представителя боярина Василия Бутурлина, которому какие-то "добрые люди" отбили гранитный нос, чтобы понять нелепость такой трактовки. Ведь реальным результатом Переяславского соглашения стало не объединение Украины, а, наоборот, разделение ее на Левобережную и Правобережную. Так что со временем прежнюю надпись восстановили. А потом взяли, да и убрали вообще все буквы. В результате оказалось, что никто не в обиде. Букв нет – и в то же время они как бы есть. Потому что их следы отчетливо сохранились на цоколе и читаются так же легко, как если бы были высечены в граните. Когда произошла "идейная корректировка" надписи под основной частью монумента, какие-то шустрые анонимы поработали и над соседним текстом, размещенным на стене у подножия каменного амфитеатра напротив арки. Там изначально значилось: "Сооружено в год 60-летия образования СССР", но умершую аббревиатуру урезали до двух букв. Так что для всеобщего обозрения в самом центре родной столицы была выставлена совершенно несуразная надпись: "Сооружено в год 60-летия СС". К слову сказать, реальная 60-я годовщина СС исполнилась вскоре после установки монумента – в 1985-м. С учетом склонности иных наших государственных деятелей к реабилитации отдельных национальных формирований СС, кто-то мог бы принять эту надпись за чистую монету. Не потому ли ее вовсе ликвидировали от греха подальше? А потом кто-то обрисовал памятник знаками мира.
|
"Воксал" и Апполон |
|
Вид на зимнюю постройку Купеческого клуба
(ныне Филармония) и вход в Купеческий сад |
Надо заметить, что арка выросла не на пустом месте. От арки Дружбы народов видна одна из главных лестниц столицы, ведущая в парк "Крещатый". И хотя парк был построен в 1870-х гг., вход в него с торжественными ступенями соорудили лишь в 1911 г. По замыслу, лестница должна была как будто обтекать пьедестал монумента, возведенного здесь же. Вот только с монументами стабильности не было. Здесь в разное время стояли и Александр Невский, и Александр ІІ, и Йосип Сталин. Нынче место и вовсе вакантно, но лестнице от этого не хуже. Чтобы попасть в парк "Крещатый", киевлянам и туристам приходится преодолевать 239 ступенек. Площадка для прогулок появилась тут лет за сто до монумента Дружбы народов. В то время это был Купеческий сад, содержавшийся местным Купеческим собранием. Сад обзавелся открытой концертной эстрадой-раковиной, буфетом-рестораном, видовой беседкой и площадкой, в центре которой имела место живописная узорчатая клумба, посреди которой возвышалась белоснежная статуя античного бога искусств Аполлона, державшего в руках традиционную лиру, как бы символизируя культурной миссии, которую принял на себя Купеческий сад, регулярно проводя концерты и спектакли, а в часы, когда концертов не было, вокруг Аполлона охотно играли дети. Впрочем цветники и клумбы красовались повсюду. А на возвышенном месте в центре Купеческого сада вырос увенчанный куполом летний клуб с концертной площадкой. Его называли еще «вокзал» или «воксал», – теперь уже не все помнят, что таким словом обозначали, кроме пассажирских помещений на транспорте, также здания для проведения концертов, танцевальных вечеров, различных увеселений. Днем гулять по саду можно было бесплатно всем желающим, взрослым и детям. Вечером же с посещающих Купеческий сад брали по сорок копеек. Однако за это можно было наслаждаться музыкой, которую исполняли в саду профессиональные музыканты, – порой признанные мэтры. Путеводители неизменно рекомендовали Купеческий сад всем гостям Киева. Так, в «Иллюстрированном путеводителе по г. Киеву» (издание С. Богуславского, 1903 г.) значилось: «Несколько десятин, подходящих к Днепру, отданы в аренду Купеческому клубу под летнее помещение. Надо отдать полную справедливость администрации клуба, – она не превратила арендуемый сад в грязный кафе-ресторанчик, а, напротив, сделала из него чудный уголок, разбив красивые площадки, широкие аллеи, цветники. Хорошо там поздним вечером... Застыло темное лоно реки, усеянное тонкими колеблющимися колонками, отражением судовых фонарей; вдаль уходят пароходные огни, то красные, то зеленые; змеятся черные впадины обрыва; тонет во мраке Подол, а уличные фонари его напоминают шествие какой-то гигантской процессии с зажженными фонарями». А «Практический иллюстрированный путеводитель по Киеву» (издание Ч. Ящевского, 1901 г.) подчеркивал по поводу того же сада: «Все это представляет для киевлян, избалованных красотами, но не избалованных благоустройством, столько привлекательного, что каждый правоверный киевлянин считает своим священным долгом бывать здесь если не ежедневно, то во всяком случае несколько раз в неделю». Правда, были отмечены и некоторые недостатки, но они как бы представляли собой оборотную сторону достоинств. Речь шла, в частности, о чрезвычайной тесноте в результате наплыва публики, особенно по праздничным и воскресным дням.
|
Эстрада Пролетарского сада (Крещатого парка) |
Идиллическая обстановка в саду над Днепром сохранялась вплоть до наступления бурного времени революции и гражданской войны. В ту пору политические режимы, сменявшие друг друга, нанесли городу немало ран. Гражданская война и последующая разруха разорили и Купеческий сад. Бесследно исчез летний театр, погибла и клумба с Аполлоном. Уцелевшие постройки стали местом отдыха победивших пролетариев, соответственно и само заведение переименовали в Пролетарский сад. Эстрада, впрочем, уцелела. В отличие от прежних времен, когда здесь ежедневно собирались меломаны, скамьи перед эстрадой заполнялись только на самых выдающихся концертах, а тут (на фото) слушателей едва ли не меньше, чем оркестрантов. Зато "ракушку" обрамляет лозунг "Мистецтво знаряддя в боротьбі за соціялізм", а слева виднеется, говоря словами классика, "Карлы-марлы борода".
|
Пионерский парк |
|
Фонтан «Слон».
На заднем плане видно памятник Владимиру Великому
и здание МИД УССР. |
|
Аллея Пионерского парка. 1956 |
Но вот в 1934 году Киев вернул себе статус столицы Украины. Республиканское правительство решило организовать крупный центр детского досуга. Для этого предназначили Пролетарский сад, переименованный теперь уже в Пионерский парк. Здание бывшего зимнего клуба стало главным корпусом нового столичного Дворца пионеров. Перед его фасадом в то время стояли две статуи юных ленинцев, трубящих в горны. Спустя два года власти решили заняться радикальным преобразованием Пионерского парка. На его территории разбросали отдельные павильоны для разных видов внешкольной работы – технический, аграрно-биологический, военный. Был сооружен детский кинотеатр (на месте которого теперь находится Театр кукол). Все проектные работы выполняли студенты строительного института под руководством архитектора Владимира Заболотного (который вскоре прославился как автор здания Верховной Рады УССР). Значительная часть строительства велась на средства шефов – ведущих промышленных предприятий Киева. К этому их призвал один из главных идейных вдохновителей обустройства Пионерского парка, лидер украинских большевиков Павел Постышев. В числе прочих новинок, появившихся в результате реконструкции, оказались многочисленные водные бассейны и фонтаны. Их оборудовал трест «Водоканал». Проекты фонтанов разработал студент Михаил Фролов. Там были разные занятные конструкции и скульптурные группы – «Дети обливаются водой», «Мать обливает ребят из кувшина», «грибки» с водяной стеной и т.п. Но едва ли не самым заметным оказался фонтан «Слон». Место для него отвели на том самом пригорке, где до революции стоял летний купеческий клуб. Гражданскую войну он пережил, но к 1930-м годам его все же разобрали. На месте здания решили организовать «скетинг-ринг» – площадку для тогдашних роллеров. В центре этой площадки устроили круглый бассейн, в котором стоял, задрав хобот и подняв одну ногу, обаятельный бетонный слоненок. Трудно сказать, что вдохновило автора на создание громадного цементного изваяния, занявшего в парке место «старорежимного» Апполона – то ли походы в цирк, то ли, все таки, неистребимая тяга у всех киевских архитекторов к чему-то парижскому. Конструкция слоника была такой, что прямо из его хобота била струя воды. Впрочем, этого оказалось мало. Дополнительный эффект производили многочисленные струи вокруг статуи. Новый фонтан сразу полюбился киевлянам. Сложилось так, что роллеры около него не так уж часто собирались, зато охотно кружили танцующие парочки. Вечером, когда фонтан подсвечивали, это выглядело особенно романтично.
Популярный фонтан фигурировал и в художественных фильмах. Скажем, в довоенной комедии «Шуми, городок» (1939 г.) в качестве одного из танцующих возле вечернего «Слона» мы видим популярнейшего советского киноактера Петра Алейникова. А во второй серии киноэпопеи «Киевлянка» (1960 г.) танцы на этой же площадке происходят днем под духовой оркестр.
|
бывший уже Пионерский парк в 60-е годы ХХ века |
Тяжкие раны, нанесенные Киеву событиями 1941–1943 годов, повредили многие сооружения Пионерского парка, но не тронули «Слона». Конструкция «Слона» оказалась довольно устойчивой, фонтан один из немногих пережил военные бомбежки и после войны стал чем-то вроде символа выжившего города, символом возрождения, а так же символом довоенной мирной жизни. Его изображения продолжали помещать в киевских альбомах и на почтовых карточках. Надо, правда, оговориться, что в эти годы парк назывался Пионерским лишь по привычке (говорят, он назывался так же Первомайским парком). Главный детский центр столицы был переведен на Печерск: сначала на нынешнюю ул. Грушевского, 32, потом на площадь Славы. Довоенное помещение Дворца пионеров стало залом Филармонии, для парковых павильонов также нашли новое назначение. Некоторое время фонтан, сооруженный для детей, еще продолжал радовать публику в парке. Вот как об этом рассказывает киевовед Виталий Андреевич Баканов:
"
В Пионерском парке, около смотровой площадки с видом на Подол, находилось замечательное летнее кафе с народным названием «Слоник». Такое название кафе получило от фигурки слоника на работающем вблизи заведения фонтане. Это, можно сказать, культовое кафе играло колоссальную роль в жизни молодежи. Оно позволяло оперативно и «культурно» распить принесенную бутылку за столиком, а не в подъезде или на скамейке (кстати, и то, и другое было под усиленным контролем милиции).
Работники кафе обеспечивали стаканами, а в ответ им оставляли пустую посуду. Кстати, для проформы в кафе (через окошко) отпускались какие-то непонятные шницели, но их мало кто брал.
Закусывали принесенными с собой плавлеными сырками и вареной колбасой. Ритм работы кафе был сумасшедшим, здесь не принято было долго засиживаться, так как надо было освобождать места для следующей компании с таким же «набором». Поэтому застольные беседы здесь не велись. За 15—20 минут приняли «дозу» и встали…
После такой вот трапезы путь пролегал к открытой танцплощадке со специфическим народным названием «Жаба», которая имела круглую форму и была огорожена зеленым деревянным частоколом с просветами. Эта зеленая «Жаба» как бы притаилась в овраге около одной из многочисленных аллей. Во время движения танцующих людей она будто бы «дышала», «двигалась». Предполагаю, что именно поэтому она и получила свое оригинальное название. Аншлаг здесь был постоянно. На крытой сцене «вживую» выступал оркестр. И если в начале танцевального вечера (по утвержденной инструкции) танго сменялось вальсом, вальс фокстротом, то в продолжение вечера по «требованию посетителей», махнув рукой, шли на уступки: танцевали уже и рок, и твист, и буги-вуги… Когда музыканты отдыхали, здесь крутили пластинки с популярными шлягерами тех лет. Интересно, что и в зимнее время танцы в Пионерском парке не прекращались. Они перемещались в крытый и отапливаемый павильон «Червона троянда», который находился недалеко от несуществующего ныне стереокинотеатра «Дніпро». А вот кафе «Слоник» зимой не работало. Поэтому бутылки зачастую распивали в туалетных кабинках «Червоної троянди»."
Но дни "Слона" были уже сочтены. После 1960-х годов «Слон» исчезает с привычного места. А затем и само это место подвергается радикальной переделке. В 1979 году был одобрен проект грандиозного монумента в память «исторического воссоединения Украины с Россией». Развернулись строительные работы. Они привели к тому, что прежний рельеф Пионерского парка был существенно изменен. Пригорок, на котором стоял сначала летний клуб Купеческого собрания, а затем фонтан «Слон», почти полностью срыли. На его месте поместили центральные бронзовые фигуры. А остаток этого холмика стал как бы опорой для гранитной стелы. Уничтожена была и концертная эстрада на столь привычном для многих поколений киевлян месте. Вместо нее был воздвигнут каменный амфитеатр, окаймляющий арку и статуи...
|
Смотровая площадка у Арки Дружбы Народов |
Так и стоит над Днепром уже 30 лет этот своеобразный монумент в честь перевернутой страницы прошлого. Ломать его никто не собирался – история есть история - аж до середины января этого года, когда в мэрию обратился киевлянин с необычным предложением — снести арку Дружбы народов в Крещатом парке. Мол, символ дружбы между украинским и российским народом — уже не актуален. "На комиссии мы не рассматривали этот вопрос, поскольку это было всего лишь письмо гражданина. А для рассмотрения оно должно пройти процедуру подготовки", — рассказал нам зампред комиссии по культуре Киеврады Валентин Мондриевский. Депутаты Киеврады уверяют: без общественных слушаний никто ничего сносить не будет. "Тем более, арка имеет статус объекта культурного наследия, а значит, вопрос будет решать Минкульт", — пояснил нам депутат Киеврады Павел Бригинец. В Минкульте нам также рассказали, что подобную инициативу еще даже не обсуждали. Впрочем, некоторые представители киевской власти все же поддерживают предложение киевлянина. "Памятник является символом дружбы между народом Украины и России, но сейчас он многих просто раздражает. На этом месте ранее была церковь. После ее восстановления, она смогла бы стать символом борьбы за независимость. Саму же арку, как и множество снесенных памятников Ленина, можно было бы перенести в спецмузей тоталитаризма",— считает депутат Киеврады Владимир Бондаренко. "Я эту арку считаю бесполезной. Какая это дружба, если российские войска пришли на нашу землю с танками, и идет настоящая война?! Я не вижу художественных достоинств в этом сооружении и считаю, что Бондаренко (экс-глава КГГА, — ред.) прав, нужно снести", — сказал бывший главный архитектор города Целовальник в начале сентября (30 сентября мэр уволил этого оборотня от градостроения). На что сразу же получил негативный резонанс. «Перед тем, как снести что-то бесполезное, надо доказать, что можешь построить что-то полезное», — обращаются к Целовальнику киевляне, которые не нашли и вряд ли найдут причины быть уверенными в профессионализме главного градостроителя. Не сомневаются и в том, ради чего все затеяно. ТРЦ «Арка» высотой этажей в 30 – вот что можно будет построить на освободившейся площадке. "Целовальник хочет снести Арку Дружбы народов, а я хочу снести Целовальника", — написал на своей странице в соцсети Facebook арт-менеджер и общественный деятель Владимир Кадыгроб, и добавил. - "Главархитектор считает Арку бесполезной, потому что "дружбы народов больше нет". Ничего что можно смысл поменять путем несложных символических действий и оставить городу одну из немногих интересных работ, так удачно вписанных в ландшафт и, кстати, одну из самых привлекательных скульптур для туристов. Нашим городом продолжают управлять из прошлого". Сергей Анатольевич Лещенко, народный депутат 8-го созыва от партии «Блок Петра Порошенко» и преподаватель школы журналистики Украинского католического университета, также выдвинул Целовальнику свое предложение: "У главного архитектора Киева Целовальника проснулся синдром сноса. Он хочет снести Арку Дружбы народов, потому что пропала эта самая "дружба". Поддерживая порыв Целовальника, я бы посоветовал начать со сноса парочки этажей дома Хорошковского на Почтовой площади, проект которого получил путевку в жизнь при Целовальнике". "Беритесь за Арку сразу после сноса Эйфелевой башни, которая "изуродовала внешний облик Парижа", как писала французская пресса столетие назад", "Надо снести ВР и АП. Вот где два бесполезных здания с такими же бесполезными "работягами" внутри", — комментируют пользователи соцсетей. Господину Целовальнику поступили сотни предложений о сносе разных сомнительных архитектурных объектов, появившихся как при самом Целовальнике на посту главного архитектора, так и реализованных его коллегами. В списке — монстры на Подоле, в районе Почтовой площади, убожество возле Мариинского парка, вертолетная площадка, развязка на мосту Патона и прочие… К тому же, есть примета что, если назначить встречи под Аркой дружбы народов, то отношения не прервутся долгие годы…
Думаю, нет никакого смысла вычеркивать слова из истории. Хотя со времени появления громадной дуги в парке не прошло и 30 лет, она уже стала частью монументальной летописи Киева – так же, как утраченные много лет назад Аполлон с лирой и слоник посреди бассейна. А Вы как считаете?
Комментариев нет:
Отправить комментарий