вторник, 10 ноября 2015 г.

10 ноября День просмотра черно-белого фильма (Кален ДАР)


Черно-белое кино обладает особой магией. Это магия неспешности, прозрачности, фантазии. То, что в цветном кадре предстает знакомым и настоящим, в черно-белом кино становится призрачным миражом. Даже современные фильмы, окрашенные в черно-белые тона, кажутся какими-то странными пришельцами из прошлого. И конечно у каждого из нас есть свои любимые черно-белые фильмы. Сказки далекого детства, милые старые мелодрамы с хэппи-эндом, детективы с обаятельными следователями в строгих костюмах и фетровых шляпах, кошачья грация Юла Бриннера и ловкость Тарзана. И, наверняка, у каждого есть свой ритуал их просмотра.

Автор текста: Michletistka 


Чарли Чаплин и Мэрилин Монро – эти величайшие актеры прошлого века у каждого из нас ассоциируются с черно-белым кино. Кино, в котором всегда есть место празднику, веселью и смеху. Черно-белое кино – это классика, никогда не выходящая из моды. Наша жизнь многогранна, столько красок в ней переплетено, но когда мы говорим о самых главных в жизни вещах, то полутона исчезают, и приоритеты четко определены – белая фата невесты, чистота и верность любви, элегантный наряд жениха…


Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль -
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут -
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно...

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак - старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

Юрий Левитанский посвятил этот стих Любови Орловой

Harold Lloyd
Уж сколько лет прошло с момента пришествия в кинематограф цвета, а черно-белое кино нет-нет да и пробивается на экраны. Скупая палитра позволяет художникам говорить со зрителем на каком-то особенном языке, обращаться к совсем иным органам чувств, нежели привычное кино, расцвеченное всеми цветами радуги. Приемлют черно-белые картины далеко не все, хотя их и отмечают критики – «Небраска» Александра Пэйна получила в 2014 году шесть оскаровских номинаций, а «Сын» Арсения Гончукова только что стал триумфатором фестиваля «Окно в Европу». В свой список мы собрали картины, которые смогут расшевелить даже самых испорченных цветами зрителей, накануне выхода в прокат «Города грехов 2» стоит прокачаться черным и белым по полной!


Огни большого города (1931) / City Lights
комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Чарльз Чаплин
В ролях: Вирджиния Черрилл, Флоренс Ли, Хэрри Майерс, Эл Эрнест Гарсиа, Хэнк Манн

На длиннющую жизнь Чарли Чаплина выпали все главные перевалочные пункты развития кинематографа, он встретил появление в кино звука и цвета, да что там – Чаплин дожил до эпохи спецэффектов, хоть и завязал к тому времени со съемками. Выбрать главный фильм в карьере этого необыкновенно талантливого комика, самостоятельно занимавшегося сценариями, режиссурой и музыкой, трудно, но для первого знакомства мы предложили бы «Огни большого города» – пожалуй, самую романтичную работу этого мастера на все руки. «Огни» вышли на границе эпох немого и звукового кино, поэтому слова в ленте отсутствуют, при том, что картину сопровождает музыка и звуковые эффекты. Полюбившийся зрителям Бродяга на сей раз встречает свою любовь – слепую девушку-цветочницу, спутавшую хронического бедняка с богатым покупателем. Фильм неизменно занимает места в первой десятке самых романтичных лент в истории кино.


Касабланка (1942) / Casablanca
война / драма / мелодрама
Режиссер: Майкл Кертиц
В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пауль Хенрид, Клод Рэйнс, Конрад Фейдт

Еще одна величайшая любовная история, разворачивающаяся уже не на фоне Великой депрессии, а в декорациях начавшейся Второй мировой войны. В картину изначально не слишком верили даже сами создатели, но результаты превзошли все ожидания – фильм стал одним из самых цитируемых в истории кино. Открытый честный тон «Касабланки» сделал фильм историей на все времена, даже сегодня картина смотрится на одном дыхании. Черно-белый строгий тон дополнительно подчеркивает отношения героев Хамфри Богарта и Ингрид Бергман, отсутствие цвета лишь усиливает искренность любви персонажей. Кстати, желающие могут оценить различие между черно-белой и цветной версией фильма, ведь «Касабланку» колоризовали еще в 80-х. Зрители, привыкшие к классическим образам, подарок не оценили, современные телеканалы и кинотеатры стараются демонстрировать классический вариант.


Третий человек (1949) / The Third Man
детектив / нуар / триллер
Режиссер: Кэрол Рид
В ролях: Джозеф Коттен, Алида Валли, Орсон Уэллс, Тревор Хауард, Бернард Ли

Выбрать из множества фильмов Орсона Уэлса такой, который стал бы эго визитной карточкой, совсем непросто. Кто-то укажет на «Гражданина Кейна», но мы свой выбор остановили бы на «Третьем человеке» – образчике нуара, жанра, захватившего Голливуд на долгие годы в середине прошлого века. Интересно, что страной происхождения триллера числится Великобритания, но за океаном фильм стал настолько популярным, что «Третьего» причислили к местной классике, а Американский киноинститут назвал ленту «одним из лучших американских детективов» в истории. Ну да, американский детектив с местом действия Вена. В середине века «Оскары» художникам, операторам и дизайнерам вручались отдельно в категориях цветного и черно-белого кино. Так вот, свою единственную академическую статуэтку фильм «Третий человек» получил именно за работу оператора – съемки в темноте венских катакомб действительно феноменальны.


Римские каникулы (1953) / Roman Holiday
комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Грегори Пек, Одри Хепберн, Эдди Альберт, Хартли Пауэр, Харкурт Уильямс

Кто не видел первую значительную роль в кино Одри Хепберн, тот, считайте, и жизни не нюхал. Мелодрама Уильяма Уайлера «Римские каникулы» могла выглядеть совсем иначе, ведь у руля должен был стоять Фрэнк Капра, а главные роли отводились Элизабет Тейлор и Кэри Гранту. К счастью, ведущую пару актеров составили Грегори Пек и Хепберн, а зрители получили историю любви на все времена. Современная Золушка уже не разбирает горох и чечевицу, теперь она принцесса, которая теряется на улицах Рима, чтобы попасть в лапы к циничному фотографу. Отработав в кадре с юной Хэпберн, Грегори Пек был абсолютно уверен, что за свою роль актриса получит «Оскар», поэтому попросил ее имя в титрах поставить первым. Как в воду глядел – «Оскар» и «Золотой глобус». И одна из самых солнечных романтических комедий в истории черно-белого кино!


В джазе только девушки (1959) / Some Like It Hot
драма / комедия / мелодрама / музыка / триллер
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джордж Рэфт, Пэт О'Брайен

Как же можно пройти мимо картины, на долгие годы ставшей образцом музыкальной комедии? Контракт Мэрилин Монро со студией Fox требовал, чтобы актриса снималась только в цветном кино, но постановщик Билли Уайлдер уже был настроен снимать в черно-белой гамме. Во-первых, Уайлдер недолюбливал цветные фильмы, во-вторых, целью постановщика было стилизовать картину под гангстерские фильмы 20-х годов, какой уж тут цвет. Наконец, сделав цветные пробы переодетых и загримированных Джека Леммона и Тони Кертиса, вся съемочная группа пришла к выводу, что в цвете вся «маскировка» идет прахом. В результате мы имеем не просто прекрасный черно-белый фильм, «В джазе только девушки» стал той соломинкой, что переломила хребет верблюду цензурного кодекса Хейса, а заодно послужил первым ударом по старомодной, не отвечающей требованиям нового времени студийной системе.


Психо (1960) / Psycho
детектив / триллер / ужасы
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам

Это только в первой трети прошлого века постановщики были строго привязаны к черно-белой пленке, после войны недостатка в цветном кино уже не было. Однако некоторые режиссеры время от времени возвращались к монохрому после череды цветных фильмов. Один из самых ярких примеров – «Психо» Альфреда Хичкока. Сейчас имя Хичкока ассоциируется у зрителей с триллерами и даже хоррорами, но режиссер вовсе не был поклонником крови на экране. Собственно «Психо» стал черно-белым по двум простым причинам. Постановщику не хотелось, чтобы натуралистичная ярко-красная кровь отвлекала зрителя от психологической составляющей ужаса в доме Нормана Бейтса. Кроме того, экономящий буквально на всем в данном проекте Хичкок на съемочной площадке вместо крови планировал использовать шоколадный сироп. Цветная пленка для такого не годится. Но у нас, знаете ли, и от черно-белой мурашки бегут


Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил бомбу (1964) / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
война / комедия / фантастика
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Питер Селлерс, Джордж С. Скотт, Стерлинг Хэйден, Кинэн Уинн, Слим Пикенс

Стэнли Кубрик попробовал себя в самых разных жанрах, но, по мнению многих, вершиной его творчества стала масштабная философская притча «2001: Космическая одиссея». Мы же хотели бы обратить ваше внимание на картину, разительно отличающуюся от «Одиссеи», – эксцентричную сатирическую черную комедию с длиннющим названием. Фильм, хоть и был набором вымышленных сцен с участием выдуманных персонажей, произвел на зрителей незабываемое впечатление и многих поверг в шок, атомное противостояние между США и СССР в то время было как никогда возможно. Чего стоит хотя бы тот факт, что Рональд Рейган, став президентом Соединенных Штатов, потребовал, чтобы его провели в секретную военную комнату, где герои фильма принимают судьбоносные решения. Даром что это секретное помещение оказалось выдумкой Кубрика! Увы, за пятьдесят лет стрелки на циферблате истории сделали полный круг, и мир снова болен войной. Еще раз пересмотреть «Доктора Стрейнджлава» – не только возможность посмеяться, но и повод призадуматься. Опять.


Берегись автомобиля (1966) / Beregis avtomobilya
комедия
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов, Ольга Аросева

Советский кинематограф располагает таким списком великолепных картин, снятых в монохроме, что брать на себя выбор одного-единственного фильма – это смелость, граничащая с безумием. И все-таки мы рискнули особый акцент сделать на комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Как участник нашего топа, эта картина поражает своими ночными сценами и безупречно снятыми погонями. Ну а в любимчики мы ее записали за необыкновенный актерский ансамбль – Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов, Жженов, Евстигнеев, Банионис, Волчек и множество других любимых актеров. Сейчас о фильме с подобным кастом можно только мечтать. Путь картины на экран занял четыре долгих года, руководство Госкино не одобряло поступки Деточкина и опасалось, что зрители после просмотра фильма захотят стать такими же «робин гудами», как скромный страховой агент с толпой больных родственников по всей стране.


Ночь живых мертвецов (1968) / Night Of The Living Dead
триллер / ужасы / фантастика
Режиссер: Джордж Э. Ромеро
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О'Ди, Карл Хардман, Мэрилин Истман, Кит Уэйн

А вот вам еще один пример экономии, которая обернулась шедевром. Дебютная картина Джорджа Ромеро ему явно была не по карману, пришлось постановщику отказаться от цветной пленки, да и актеров набрать получилось только из числа артистов местных театров. Впрочем, нет худа без добра – нет цвета, нет и проблем с кровью и гримом. Кровь снова заменил шоколадный сироп, а в качестве грима на фильме применялся воск из похоронного бюро. В совокупности со шмотками из ближайшего секонд-хенда шоколад и воск составили отличный набор зомби. Это сейчас ходячих мертвецов пруд пруди, то вирус какой нападет, то космическая напасть, а в 1968 году Ромеро в своей «Ночи живых мертвецов» впервые вывел на экраны настоящую армию зомбаков. Зачем нужен цвет, если зрители от ужаса прятались за спинки кресел кинотеатра? В 2005 году «Ночь» раскрасили. Фильм не испортили, а вот карму себе – вполне вероятно.


Список Шиндлера (1993) / Schindler's List
война / драма / исторический
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Джонатан Сегал

Стивен Спилберг известен своим основательным подходом к режиссерским проектам, за какой фильм ни возьмись, про любой выяснится, что постановщик присматривался к нему пять, десять, а то и пятнадцать лет. У «Списка Шиндлера» судьба еще более протяженная – только Спилберг подступался к постановке 11 лет, а ведь до этого история спасенных Шиндлером евреев еще двадцать лет искала дорогу в Голливуд. Тщательная подготовка необходима была для того, чтобы фильм получился таким, каким мы его знаем, и не иначе – самый дорогой черно-белый фильм, обладатель семи «Оскаров», шедевр, с которого началось творческое сотрудничество Спилберга с оператором Янушем Каминским. Строго говоря, фильм в справочниках числится одновременно и черно-белым, и цветным. Как такое может быть? Одна из сцен картины содержит черно-белые кадры с девочкой в красном пальто. Цвет в ленте появляется меньше чем на минуту.


Город грехов (2005) / Sin City
триллер
Режиссеры: Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
В ролях: Джессика Альба, Девон Аоки, Алексис Бледел, Пауэрс Бут, Кара Д. Бриггс

«Город грехов» Роберта Родригеса черно-белым и вовсе только прикидывается – кинокомикс Франка Миллера едва ни в каждом кадре добавляет в картинку небольшое цветовое пятно. Зеленые глаза, алые губы, желтая кожа, золотые кудри – этими акцентами режиссер-провокатор добивается от зрителей концентрации внимания. Задуманный как своеобразный визуальный эксперимент по переносу на большой экран рисованного комикса фильм мог бы пройти незамеченным, не будь в нем сконцентрировано такое количество популярных актеров. Родригес завлек в свои черно-белые игры, снятые целиком на фоне хромакея, сонмище артистов, автора оригинального графического романа в качестве сосценариста и Квентина Тарантино, который поставил один из эпизодов фильма. Необыкновенная картинка, гипертрофированные сексуальность и насилие сделали свое дело – 150-миллионная прибыль, зрительская любовь и выходящий в ближайшие дни сиквел.


Артист (2011) / The Artist
комедия / мелодрама
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер

Подобно часовой стрелке, мы прошли двенадцатиступенчатый круг и вернулись к немому черно-белому кино. Теперь, правда, к стилизации. К стилизации умелой и по-своему очаровательной. Режиссер Мишель Хазанавичус долгое время грезил мечтой снять черно-белый немой фильм. Но кто из инвесторов рискнет вложить деньги в столь странное стремление? Чтобы доказать серьезность своих несерьезных намерений, Мишель снял несколько комедий, которые довольно успешно прокатились во всем мире. Сейчас можно только представлять, как рвали на себе волосы те, кто не поверил в «Артиста» на этапе идеи, – черно-белая романтическая комедия о теряющей былую славу звезде немого кино сорвала настоящий куш: 5 «Оскаров» и 3 «Золотых глобуса». Больше того, фильм превратил в мировых звезд постановщика, актеров Жана Дюжардена и Беренис Бежо, а вместе с ними и пса Угги. Самое смешное, что из-за несоответствия киностандартам современной черно-белой пленки фильм пришлось снимать в цвете, а затем конвертировать в монохром. Ох, режиссеры. Вечно они себе головную боль выдумывают

Янина Жеймо в фильме "Золушка" (1947)
Черно-белое кино, которое стоит показывать детям от Кати Метелицы

У человека, выросшего исключительно на высокотехнологичных новинках кинопроката и привыкшего воспринимать кино в 3D-формате, может сформироваться довольно странный вкус. Этот вкус почти наверняка будет противиться тем фильмам, в которых нет компьютерной графики, то есть всей классике кино, особенно черно-белой. Убедить ребенка познакомиться с черно-белой классикой мирового кинематографа — непростая задача. С другой стороны, далеко не весь репертуар кинотеатра «Иллюзион» можно считать классикой. И тем более классикой, которую стоило бы рекомендовать детям: «Броненосец «Потемкин», например, или «Повелитель мух» Питера Брука лучше увидеть в более зрелом возрасте. Специально для тех, кто хочет познакомить своих детей с киноклассикой, Forbes отобрал 14 черно-белых фильмов, которые особенно важно посмотреть, пока тебе не исполнилось четырнадцать.


Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird, 1962
Режиссер — Роберт Маллиган, Universal Pictures

Получившая несколько «Оскаров» и множество других наград экранизация важного американского романа Харпер Ли про адвоката из Алабамы (его играет Грегори Пек, который считал эту роль своей лучшей) и его детей — девочку Глазастика и мальчика Джима. А по большому счету — про закон и справедливость, которые, кажется, должны означать одно и то же, но иногда все получается совсем не так, и понять это очень трудно. Про мужество, которое бывает разным: спортивный драйв или способность в одиночку противостоять вооруженной толпе. А еще — про страх и истинную опасность, которая часто оказывается омерзительно обыденной, но боишься ведь всегда чужого, таинственного и непонятного. И бояться этого непонятного иногда так сладко, особенно в детстве.


Малыш / The Kid, 1921
Режиссер — Чарли Чаплин, First National

Первый полнометражный фильм, в котором Чаплин не только сыграл главную роль, но и выступил в роли продюсера. Сценарий (тоже его) написан в духе не то Диккенса, не то О'Генри: нищий стекольщик (Маленький Бродяга) подбирает на улице брошенного младенца и после безуспешных попыток его пристроить оставляет у себя. Выпаивает молоком из кофейника, констролит колыбельку из ничего, растит в любви, веселье и заботе. К четырем годам мальчик хоть и бегает в рваных штанах, но выглядит на редкость смышленым и довольным жизнью. Ну а дальше всякие драматические события довольно плотно следуют одно за другим, особенно если учесть, что фильм идет меньше часа. Отсутствие диалогов совершенно не мешает: каждый кадр, каждая монтажная склейка стремятся к совершенству. Что же касается смешного — смешного в истории про бедняка и подкидыша, надо сказать, немного. Вообще, кажется, Чарльз Спенсер Чаплин ненавидел смешить людей.


Золотой теленок, 1968
Режиссер — Михаил Швейцер, Мосфильм

Книжки Ильфа и Петрова о великом комбинаторе экранизировали много раз, но черно-белая  версия с Юрским все равно самая лучшая. Помимо всего прочего здесь удивительное ощущение подлинности (что вообще довольно странно для эксцентрической комедии) и всё выглядит как по правде. И все как живые: молодой, кудрявый, еще совершенно не похожий на Михаила Горбачева Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова, Евгений Евстигнеев — подпольный миллионер Корейко, и совсем уж удивительный Паниковский — Зиновий Гердт. И даже когда что-то не вполне понятно (что за «присяжные заседатели»?), все равно ужасно смешно.


Семь самураев / Shichinin no Samurai, 1954
Режиссер — Акира Куросава, Toho

Кино величественное, как органный концерт Баха, — и настолько же, в общем, непонятное. Что, может, и лучше: с этой феодальной моралью все довольно неочевидно. Зато здесь есть эталонные боевые сцены и знаменитый дух мужского братства. Смотреть необходимо — хотя бы для воспитания вкуса и формирования собственных критериев: что такое действительно «хороший фильм».


39 ступеней / 39 Steps, 1935
Режиссер — Альфред Хичкок, Gaumont British Picture Corporation

Глупо, дожив до четырнадцати лет, не посмотреть ничего из Хичкока, но рекомендовать ребенку «Психо» или тем более по-настоящему страшных «Птиц» — как-то странно. С другой стороны, начать сразу с «Окна во двор» тоже неразумно — все равно что начинать завтрак с шоколада. Тут лучше входить во вкус постепенно, с более ранних — еще английских — довоенных фильмов. Отлично снятый шпионский триллер тут подойдет как нельзя лучше. К тому же герою приходится одновременно спасаться от убийц (враждебного внешнего мира) и от полиции («взрослых»), ему помогает девушка (важнейший в детстве вопрос доверия) — одним словом, актуальнейший «детский» сюжет на все времена. То же самое, кстати, в более популярном фильме «Молодой и невинный», но он как-то пожиже, чересчур комедийный.


Чапаев, 1934
Режиссеры — Георгий и Сергей Васильевы, Ленфильм

Приходит детка из школы и говорит: «Сейчас расскажу анекдот. Короче, сидит этот, как его, Петр Иванович на рельсах. Подходит к нему Степка и просит…»  Слышать такое больно. Так что неважно, о шедевре киноискусства идет речь или нет, за большевиков воевал Чапаев или за коммунистов, — некоторые культы приходится поддерживать просто  ради связи поколений. Это как крашеное яичко к Пасхе или огонь в очаге. «Все, что вы тут наговорили, это наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду». «Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?» А главное: «Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!» Иначе никак.


Доживем до понедельника, 1968
Режиссер — Станислав Ростоцкий, киностудия им. Горького

На удивление нефальшивый советский фильм про школу (а вообще-то про конец «оттепели»). Хозяйственник-директор, колеблющийся вместе с линией партии, безграмотная учительница младших классов («Говорю им: не ложьте зеркало в парту! А они ложат и ложат»), липкий физкультурник, заслуженная учительница литературы — ограниченная ханжа, тайно влюбленная в историка, и явно влюбленная в него молоденькая учительница английского (очень красивая Ирина Печерникова). А историк (Вячеслав Штирлиц-Тихонов), бывший фронтовик, живет с мамой и боится, что он уже старый, и очень страдает от того, что вокруг опять стало душно и неуютно, и никому не нужна правда, тем более историческая. И искренность тоже не нужна: сочинение на тему «Мое представление о счастье» в 9 «Б» оказывается провалом и скандалом. Но остается святая на все времена фраза: «Cчастье — это когда тебя понимают».


Похитители велосипедов / Ladri di biciclette, 1948
Режиссер — Витторио Де Сика, Produzioni De Sica

Безработному Антонио Ричи повезло — его взяли расклейщиком афиш. Теперь у него будет зарплата и дадут паек на семью, а ведь у них уже два малыша, а еще выдали униформу и фуражку, как у полицейского. Но только расклейщику афиш не обойтись без своего транспорта, а велосипед Антонио в ломбарде. «Можем спать и без белья!» — жена сдергивает с постели льняные простыни — свое приданое — и несет в ломбард; велосипед выкуплен, завтра у Антонио первый рабочий день… Остальное, в общем, понятно из названия. Велосипед похищен. Друзья пытаются помочь Антонио отыскать его на рынке Порто-Партезе, его маленький сын весь день бродит с ним по городу, иногда вроде бы брезжит надежда отловить вора и вернуть пропажу, но все опять плохо, а потом становится еще хуже. И все это показано глазами семилетнего Бруно — парень, надо сказать, просто отличный; удивительно, что он не стал знаменитым актером. Зато сам фильм получил славы сполна: с него, можно сказать, начался итальянский неореализм. В Советском Союзе его тоже любили: с одной стороны, подходящая идеологическая составляющая, с другой — декорации прекрасного Вечного города. Но только надо учесть, что сейчас дети воспримут это по-другому: как бесконечно тягостную, невероятно грустную историю без всякого просвета. Для них это кино не про погони и приключения, а про несправедливость, отчаяние и бедность; а бедность — это, как выясняется, очень страшно, вроде неизлечимой болезни. И это сказки, что бедность делает человека лучше, добрее и благороднее. Совсем наоборот. Что ж, если вам по какой-то причине важно донести до потомков именно эту мысль, более подходящего материала, конечно, не найти.


Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, 1964
Режиссер — Элем Климов, Мосфильм

Отличнейшая комедия про пионерский лагерь, совершенно не похожая на более поздние (во всех смыслах — недетские) фильмы Элема Климова.  Пионер Костя Иночкин самовольно переплывает реку, его выгоняют из лагеря, но Иночкин боится, что его досрочное возвращение в родимый дом доведет бабушку до инфаркта, поэтому остается в лагере на нелегальном положении, а его товарищи стараются сорвать родительский день. Фильм, где имеется светлый образ Кукурузы — царицы полей, можно считать артефактом хрущевской эпохи, но главное, ради чего необходимо его смотреть, это: «Я очень хорошо плаваю. Если бы я был женщиной, я бы был чемпионом Союза по плаванию», «Такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь», «Тут зрители аплодируют, аплодируют… кончили аплодировать!» И, наконец: «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? Веселее! Молодец, понял». Это должен знать каждый.


Тайна острова Бэк-Кап / Vynález zkázy, 1958
Режиссер — Карел Земан, Ceskoslovensky Statni Film

Роскошное творение чехословацких кинематографистов, в котором игровое кино довольно изощренно комбинируется с разными приемами анимации и спецэффектами. Красота неземная — каждый кадр, что называется, хоть вставляй в рамку и вешай на стенку. Мосты и паровозы, завораживающее сцепление шестеренок, пушки и субмарины, удивительные педальные дирижабли и еще более удивительные педальные же скутеры для передвижений в толще воды, вертолеты и акваланги. Кое-что из этого придумал Жюль Верн, по мотивам которого (преимущественно романа «Флаг родины») и снят фильм. Cюжет поначалу выглядит многообещающе: пираты похищают профессора-гения, чтобы с помощью его сверхмощного изобретения под названием «фальгулятор Рока» завоевать власть над миром. Но ближе к середине он провисает и затухает. С этим придется смириться. Зато педально-паровые гравицаппы так хороши, что спустя десятилетия «Тайна острова Бэк-Кап» стал культовым произведением течения стимпанк (от steam — пар), которое любовно исследует, как выглядела бы наша цивилизация, если бы развитие техники шло не так, а несколько по-другому. Поклонники Миядзаки любого возраста приходят от Земана в восторг.


Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups, 1959
Режиссер — Франсуа Трюффо, Les Films du Carrosse

Первый известный фильм французской «новой волны» и первый, автобиографический фильм Трюффо, его «Над пропастью во ржи». Или — пролог к годаровскому «На последнем дыхании», вроде как детская, подростковая версия. Поэтому ни погонь, ни выстрелов, единственная роковая блондинка — это родная нелюбящая мать, а сюжет такой, что даже пересказывать скучно, как скучно слушать бубнеж учителя, когда тебе четырнадцать. Прогул уроков — поддельная записка — «без родителей не приходи» — вымой посуду, вынеси мусор — «еще одна плохая отметка по поведению, и отправишься в военное училище». И все время приходится врать. Но ведь есть в жизни еще кое-что: можно просто бродить по Парижу, глазеть на прохожих и как в Сене плавают облака, можно кататься на центрифуге в парке (привет Холдену Колфилду с его каруселью), мечтать о чем-то таком — волшебном. О море, например. В конце концов Антуан Дуанель и бежит к морю, уже из исправительного заведения для малолеток — вот ведь как не повезло парню. Но бежит он так легко, так свободно и счастливо, что даже зависть берет. Все умрут, а я останусь.


Дилижанс / Stagecoach, 1939
Режиссер — Джон Форд, United Artists

В советском прокате он шел под названием «Путешествие будет опасным» и предварялся предупреждением, что в фильме допущено тенденциозное искажение образа коренных жителей Америки. Что ж, так оно, в общем, и есть: индейцы чероки здесь выглядят во всех отношениях гораздо хуже, чем в фильмах с Гойко Митичем. Однако в остальном это великолепный  вестерн, настоящая классика жанра: со стрельбой, погонями, обаятельными негодяями всех мастей, отважными благородными и не слишком благородными леди, и даже с моментом торжества Справедливости над формальным законом. Известно, что Орсон Уэллс, прежде чем снять своего «Гражданина Кейна», пересмотрел «Дилижанс» сорок раз. А уж момент, когда Малыш Ринго (в будущем главный американский киноковбой Джон Уэйн) на переправе перепрыгивает с одной запряженной в дилижанс лошади на другую, стоит того, чтобы пересмотреть его раз четыреста.


Республика ШКИД, 1961
Режиссер — Геннадий Полока, Ленфильм

Советская утопия про беспризорников, невероятно веселая и остроумная, богато изукрашенная перлами городского фольклора и в фольклоре же сохранившаяся. Сергей Юрский в роли донкихота-директора одновременно комичен и величествен, он вызывает такое уважение и нежность, о которых навряд ли кто из реальных педагогов даже мечтает. И, конечно, потрясающие детские персонажи: графиня Тоня Маркони и граф Замазкин («Папаня у меня был кучером, первой гильдии!»), малолетний ростовщик Слаенов, здоровяк фон Оффенбах по прозвищу Купа («Что мы тебе, ландскнехты наемные?!»). И, конечно, маленький одноглазый Мамочка, независимый и бесстрашный, исполнитель бессмертной песни про кошку, у которой четыре ноги. Если выражения «такие фильмы не стареют» и «рекомендован для семейного просмотра» вообще имеют смысл, это именно такой случай.


Эта прекрасная жизнь / It's a Wonderful Life, 1946
Режиссер — Фрэнк Капра, RKO Radio Pictures

Чистейший образец жанра «рождественская сказка», при этом история не сказать, чтоб сладкая, даже довольно жесткая и реалистичная. Славный, талантливый паренек Джордж Бэйли с детства мечтает о путешествиях, но вынужден тянуть лямку в родном захолустье. После смерти отца ему приходится  возглавить семейную фирму — небольшое строительное общество, которое вечно балансирует на грани банкротства, потому что  в ущерб своей выгоде помогает небогатым семьям обзавестись жильем, собственным домиком с палисадом.  Сам Бэйли с женой и детьми живет в заброшенной гостинице-развалюхе. Мало того: из-за происков местного скруджа (по имени, что смешно, Генри Поттер) ему грозит полное разорение и даже тюрьма за растрату, которой он не совершал. Все, что у него есть, — страховка («мертвый я стою дороже, чем живой»), и Джордж Бэйли готов прыгнуть в ледяную реку. Но сначала ему — уже в который раз — приходится спасти чью-то жизнь, и этот кто-то, Кларенс Оддбоди, нелепо одетый толстячок двухсот с чем-то лет от роду, оказывается ангелом второго класса (пока без крыльев), посланным ему Небесами. (Не без влияния этого Кларенса Оддбоди потом возникнет чудесный сонм киноангелов: Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, Катрин Денев и Виктория Абриль). Есть примета: если вдруг сам собой зазвонил  колокольчик, значит на небе ангел получил крылья за спасение чьей-то души… Американские телеканалы всегда показывают этот фильм в сочельник, а еще Киноакадемия официально признала его самым «вдохновляющим»: не надо сдаваться, стоит верить в людей, жизнь замечательна, все наладится, все будет хорошо.


Зачем снимать черно-белое кино в наши дни?

Less is more (меньше значит больше) — не идеальная заповедь, но очень часто она работает. Например, в отношении цвета в кино. Убирая цвет, можно достичь нужного психологического эффекта, приблизиться к канонам старого жанра или, наоборот, отойти от проторенного пути, который сам себя исчерпал.

Бешеный бык (Raging Bull), 1980
Для Мартина Скорсезе переломным фильмом стал черно-белый «Бешеный бык», который переписал фильмографию режиссера и обозначил конец празднично-кокаиновых 1970-х и их узнаваемой эстетики.

Мертвец (1995)
Джим Джармуш, вышедший из нью-йоркской новой волны и панк-андеграунда, вернулся к своим первым опытам черно-белой съемки в «Мертвеце» — в цвете этот фильм стал бы настоящим китчем.

Человек, которого не было (The Man Who Wasn’t There), 2001
Пустынный и вкрадчивый триллер «Человек, которого не было» братьев Коэн — это кивок в сторону голливудского нуара, в котором отсутствие цвета в фильме — продолжение главного героя, непонятного окружающим и себе самому.

Бумажная луна / Paper Moon
«Последний киносеанс» и «Бумажная луна» Питера Богдановича — признание в любви классическому Голливуду с его простыми историями и наивными главными героями, которым в брутальные 1970-е уже не было места в цветной реальности.

Манхэттен (Manhattan), 1979
И, естественно, когда Вуди Аллен решает снимать черно-белое кино, этому тоже всегда есть причина. Снять идиллический «Манхэттен» в цвете посреди криминала конца 1970-х, красных огней и флуоресцентных вывесок у него просто не получилось бы. Когда Аллен придумывал «Воспоминания о звездной пыли», ему не давала покоя история Феллини о режиссере, который не может ни снять свое кино, ни выпутаться из него. Придумывая мокьюментари «Зелиг», он вписывает героя-хамелеона в кошмарную реальность первой половины XX века и пародирует старую документальную хронику.

Пи (PI), 1998. Режиссер: Даррен Аронофски
Черно-белый встречается как у Михаэля Ханеке, так и у Джорджа Клуни — как бы они ни были далеки друг от друга. А после переполненных залов на «Артисте» Мишеля Хазанавичуса миф о том, что зрителям непременно нужно цветное кино со спецэффектами и диалогами, развеялся совершенно.
Алиса Таежная

Черно-белое кино

Черно-белое кино
Уже не смотрится давно.
Теперь оно все в цвете,
С дамами в корсете.
С помощью компьютера
Заново озвучено,
Цветом разукрашено,
Колоритно, слажено...

Но для меня милее,
Ближе и роднее
Черно-белое кино,
Ему верна я все равно...

© Copyright: Абракадабра Великолепная, 2011 Свидетельство о публикации №11106048100

Черно-белое кино искрится всеми цветами яркой палитры человеческих чувств...



и зачастую очень много теряет после раскрашивания (имхо)

Комментариев нет:

Отправить комментарий