пятница, 25 декабря 2015 г.

Рожденный для музыки. к 120-летию Григория Верёвки


Широк, многогранен светлый и прекрасный талант Григория Гурьевича Веревки: выдающийся деятель украинской культуры, хоровой дирижер, композитор, опытный педагог, мудрый и внимательный учитель с чувством общественного долга и заботой о развитии культуры в Украине, принимавший активное участие в создании десятков народных, а также профессиональных коллективов. Свыше 40 лет жизни Григорий Веревка посвятил педагогической деятельности, заботливо лелея музыкально одаренную молодежь, воспитал десятки талантливых дирижеров-хормейстеров. Велико его творческое наследие. Оно еще дожидается глубокой разработки знатоками украинской народной песни. Произведения Григория Веревки — романсы, инструментальные, вокально-симфонические композиции, обработки песен, близкие к народному многоголосию, искренность чувств и здоровый оптимизм обеспечили ему бессмертие и большую популярность в Украине и за её пределами. Веревка достиг художественных вершин благодаря самоотверженному патриотизму и любви к родной земле и языку, умению возбуждать сердца искренним простым языком, в который он вкладывал глубокий жизненный смысл. Как настоящий художник, он черпал прекрасное из глубоких истоков самобытности своего народа. Его имя всегда будет сиять в созвездии имен славных людей, внесших огромный вклад в культуру украинского народа, отдавших все силы и талант творчеству.

Родился Григорий Гурьевич Веревка на Черниговщине, в селе Березна (ныне пгт Менского р-на) ровно 120 лет назад, 13 (25) декабря 1895 года, в многодетной (шестой ребенок из двенадцати) семье. Отец его - регент церковного хора - хорошо играл на скрипке. Мать знала много украинских песен и прекрасно их исполняла. Старшие братья — один врач, а второй учитель — продолжительное время руководили самодеятельными хоровыми коллективами на Черниговщине. От сестер Ульяны и Ярины Григорий узнал и записал немало народных мелодий, которые впоследствии использовал в своем творчестве.

Вначале Григорий учился в местной трехлетней земской школе, затем в духовном училище и Черниговской семинарии, где овладел игрой на разных музыкальных инструментах, пел в семинарском хоре, а затем и в архиерейском, где в то время пел и Павел Тычина — со временем известный украинский поэт, написавший воспоминания под названием «Светлый и прекрасный талант» о Григории Веревке, его юношеских годах. В частности он писал: «В Троицкий архиерейский хор города Чернигова малолетнего Григория Веревку приняли в 1905 г. (а я в этом хоре пел уже с самого 1902 г.). Мы с Григорием были кларнетистами семинарского оркестра и иногда играли на концертах симфонического оркестра смешанного состава. Вместе ходили мы и на уроки в так называемую бурсу (духовное училище), находившуюся в Чернигове за четыре километра до «Троицы». Григорий рассказывал мне о своем отце, который играл на скрипке и руководил хором во время церковных служб.
— Да я тоже, — говорил он, — непременно выучусь на скрипке играть [и научился, выменяв ее на коньки у школьного товарища].
В это же время проявилась заинтересованность Григория кобзарями и лирниками, которые в праздничные дни собирались возле Троицкого собора, а потом, после церковной службы, почти все шли на Болдину гору. Там, неподалеку от памятника Афанасию Маркевичу [мужу писательницы Марка Вовчка], стояли уже группы парней и девчат с улицы Лисковицы. Приходили архиерейские конюхи — один со скрипкой, а другой с бубном, — и начинались танцы. Очень полюбил эти танцы под музыку маленький Гриць...»

Григорий Веревка часто посещал рисовальный класс семинарии, где с художником Михаилом Жуком, другом семьи Коцюбинских, беседовали на интересные для него темы. А весной 1913 г. Григорий среди многих тысяч черниговцев сопроводил гроб с телом М. Коцюбинского на Болдину гору возле Троицкого монастыря.

Еще будучи студентом, Веревка обработал для хора революционные песни «Бандьера роха» («Красное знамя» — испанская революционная песня), «Карманьолу», стараясь обогатить репертуар хоровых коллективов. В 1916 году Григорий окончил Черниговскую духовную семинарию, а в 1918 г. приезжает в Киев, чтобы учиться в Музыкально-драматическом институте им. В. И. Лысенко по классу композиции у профессора Болеслава Леопольдовича Яворского, роль которого в подготовке многих молодых композиторов, а также и в организации Киевской консерватории была весьма велика.

Следует напомнить, что учениками Б. Яворского были также Николай Леонтович, Петр Козицкий, Михаил Вериковский и др. Одновременно с обучением (1918-1921 гг.), начиная с 1919 года, Григорий Веревка активно участвует в музыкальной жизни Киева, создает самодеятельные хоровые коллективы — на табачной фабрике, в клубах «Новое строительство» и торговых служащих. В 1925 г. Григорий возглавил музыкальную школу им. М. Леонтовича, которую сам создал. Он преподает хоровое дирижирование в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, Первом киевском музыкальном техникуме, работает в республиканской филармонии, дирижирует хором завода «Большевик». В 1941—1945 годах — научный сотрудник эвакуированного в Уфу Института фольклора и этнографии Академии наук Украины.

В двадцатые годы он создал ряд оригинальных массовых песен: «Песню комсомольцев», «Пусть себе шумят дубы», «Цветет просторами» и другие. Большую известность приобрели его довоенные песни, воспевавшие цветущую родину, обновленную Украину «Ой чего ты, земля, молодеть стала?», «Ой, как стало зелено». А когда началась война, композитор создал песни сурового патриотического звучания, такие, как «Клятва» и «За край наш богатый».

С 1943 (по 1964) преподает в Киевской консерватории, которую экстерном закончил 1933 г. (с 1947 г. являлся её профессором). На кафедре хорового дирижирования Киевской консерватории он развивал традиции своего учителя Б. Яворского, который настаивал на том, чтобы каждый педагог-преподаватель имел свой хоровой коллектив как постоянно действующую творческую лабораторию. Его учениками были Л. Венедиктов, А. Бобыль (1915-1994 гг.). Андрей Матвеевич Бобыль — украинский кобзарь, солист-бандурист и дирижер, в 1946-1965 гг. — художественный руководитель ансамбля бандуристов, с 1965 г. художественный руководитель и главный дирижер Оркестра народных инструментов Гостелерадио УССР, в 1949-1979 гг. работал преподавателем Киевской консерватории. Этот пример свидетельствует о том, что ученики Григория Веревки выросли до руководителей известных в Украине и за её пределами профессиональных и самодеятельных коллективов.


Работа с многочисленными хоровыми коллективами умножила его знания и профессиональный опыт. Не удивительно, что, возвратившись в только что освобожденный Харьков, в сентябре 1943 г. он за короткое время организовал Украинский народный хор и возглавил его. "Организовать Государственный украинский хор в количестве 134 человек: 84 - певцы, 34 - артисты оркестра народных инструментов, 16 - артисты балета. Поставить перед ними задание: способствовать развитию украинского народного хорового и музыкально-хореографического искусства и его пропаганде среди трудящихся масс", - такое постановление Совета народных комиссаров Украинской ССР вышло 11 сентября 1943 года. Во Второй мировой войне как раз произошел переломный момент: советские войска начали оттеснять нацистов на запад. Коллектив должен был двигаться следом за линией фронта - поднимать боевой дух "освобожденных" украинцев. Первых вокалистов Веревка выискивает в Харькове и округе. Бывает, просто на улице подходит к юноше или девушке и просит: "Ану, прочитай стих! Послушаем, как ты читаешь! А может, ты умеешь танцевать? Так спляши!"

Первый состав - шесть певцов и 16 кобзарей из Миргорода. Когда армия доходит до Полтавы, добавляют к хору тамошних бандуристов. 6 ноября войска занимают Киев. В тот же день артисты Веревки дают первый концерт в редакции киевской газеты «Радяньска Україна» - для строителей. Присутствуют 300 зрителей. Народных костюмов не хватает. Поэтому белые рубашки разрисовывают растительными красителями - черникой, малиной. Вместо бус - новогодние игрушки. Не хватает и сценической обуви. Успевают закупить только ботинки для мужчин. Поэтому их ставят в первый ряд. Женщин в старых сапогах - позади, на лавки. Исполнены были песни, созданные народом во время оккупации: «Тяжко тужит мать», «Плакала Украина от лютой боли», песни, вызывавшие слезы у слушателей и горячую благодарность коллективу. Пели и любимую, созданную Г. Веревкой на слова П. Тычины «Песню о Крещатике»:

Ой вы, милые сестры, братики,
Поработаем на Крещатике.
Нам с этого конца, вам с того начать,
Труд, как солнце, нас будет освещать.
Нанесли враги раны Киеву,
Но из рук врагов мы спасли его!
То спасли столицу наши воины,
И теперь она будет вновь отстроена!


Вскоре без хора не обходится ни один праздник в столице республики. В газетах печатают объявление о наборе певцов. Некоторых разыскивают по почте: так появляются цимбалист и свирельщик. Как рассказывали артисты, часто он брал на работу людей без образования, но талантливых и духовных, с высоким уровнем культуры. Если кому-то нужны были деньги, обращались к Григорию Веревке и он никогда не отказывал. Достанет из кармана, отсчитает, сколько нужно. «Григорий Гурьевич, когда вам отдать?» — спрашивал одалживающий. «Когда сможете», — отвечал. А еще у Григория Веревки было очень хорошее чувство юмора...

Выступают в театрах, клубах, военных частях, госпиталях. В 1945 году Г. Веревка со своим коллективом посетил Западные области Украины, где также было записано много народных песне, вошедших потом в репертуар хора. В 1948 году, после блестящей гастрольной поездки по городам Российской федерации, Григорий Гурьевич был удостоен Государственной премии за концертную деятельность. Начинали концерт всегда песней "Реве та стогне Дніпр широкий".

Все дальнейшее творчество Григория Гурьевича Веревки было неразрывно связано с этим всемирно известным коллективом. Его активными помощниками в создании и становлении хора были руководитель оркестра народных инструментов Я. Орлов, хормейстер В. Суржа и руководитель танцевальной группы О. Шиленок. Оркестровую группу музыкального коллектива возглавлял И. И. Антоновский. И всегда рядом была Элеонора Павловна Скрипчинская-Веревка — очаровательная жена Григория, выдающийся специалист хорового дела, дирижер, профессор, Заслуженный деятель искусств Украины, замечательная помощница, работавшая в хоре со времён его основания, оказывая большую помощь в подборе и освоении репертуара, а после смерти мужа руководя хором до 1966 г.

С самого начала работы с Украинским народным хором, художественным руководителем и главным дирижером которого он был (1943—1964), Г. Веревка опирался на народную песню и музыкально-хореографическое искусство, следствием чего стали прекрасные вокально-хореографические постановки, способные украсить репертуар известнейших хоровых коллективов мира. Это «Гопак» (постановка В. Вронского), «Казацкие песни и танцы» (постановка Л. Калинина), купальский хоровод «Маринонька» и т. п. Украинский народный хор вскоре не только смог овладеть неповторимым колоритом украинских народных песен, а и освоил ряд классических произведений Н. Лысенко, П. Нищинского, М. Леонтовича, К. Стеценко и песни современных композиторов — Л. Ревуцкого, П. Козицкого, Б. Лятошинского, П. Майбороды, М. Колссы, В. Кирейко, И. Шамо и др., на слова П. Тычины, В. Сосюры, А. Малышко, П. Воронько и др. С большой любовью Г. Веревка записывал и обрабатывал народные песни, которые исполнял хоровой коллектив под его управлением. В его творческом списке свыше 230 обработок песен. 137 пластинок с записями Украинского государственного народного хора выпустили в 1943-1964 годах при жизни Григория Веревки. Самые популярные песни: "Ой як стало зелено", "Ой чого ти, земле, молодіти стала", "І шумить, і гуде", "Клятва", "Дівчата з Донбасу". В 1985-ом пластинки хора объявили "золотыми" - общий тираж превысил 8 млн экземпляров.

В 1948-1952 гг. Григорий Веревка был избран главой правления Союза композиторов Украины, в 1948 г. стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1968 г. ему была присвоена Государственная премия им. Т. Г. Шевченко (посмертно) за активную концертно-исполнительскую деятельность.

В 1952 г. Украинский народный хор впервые отправляется на заграничные гастроли — вначале в Румынию, Польшу, а затем и в другие страны мира. Каждое выступление имело огромный успех благодаря удачно подобранному песенному и хореографическому репертуару, блестящему исполнению музыкальных произведений. После одного из концертов на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. уже в позднее время хор вынужден был выступить еще раз на огромной площади перед 10-тысячной толпой людей, не сумевших попасть в зал. Бельгийская газета «Драпо Руж» отмечала: «Восхищение публики норой приобретало тиранический характер: сколько песен, сколько хореографических номеров приходилось повторять на «бис»!» Гастролируя в разных странах, коллектив непременно исполнял песни тех народов, перед которыми выступал, на их родных языках. В начале 60-х годов в репертуаре хора было свыше 50 песен авторов 22 стран мира. Поэтому не случайно 1959 г. Всемирный Совет Мира наградил Государственный украинский народный хор Серебряной медалью за большой вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами, а его художественного руководителя Г. Веревку — грамотой Всемирного Совета Мира.

В в 1958 в Брюсселе происходила Всемирная выставка. Съехались представители украинской диаспоры из разных стран. "Они нарядили в национальные костюмы мальчика с девочкой", - вспоминает А.Т.Авдиевский. - "После концерта те выносят на сцену огромный желто-голубой букет. Зал гремит: "Слава Украине!". Детки стоят, ждут. Веревка не знает, что делать. Делает вид, что не замечает букета. А сам ждет отмашки представителя ЦК. Бегает между хористами: "Что делать? Брать? Не брать?" И здесь партийный босс говорит: "Берите". Веревка переспрашивает: "Точно?" - "Точно". Вздохнули с облегчением. Тот концерт посетил и лидер Организации украинских националистов Степан Бандера.
- Я думал, что Украины уже нет. А Украина живет! - сказал он.
В следующем году Бандеру убил советский агент в Мюнхене. В тот же день ансамбль выступал в этом городе. В частности исполнили "Чуєш, брате мій" - песню об умерших на чужбине украинцах. За это получили выговор от руководства."

В среде коллектива были воспитаны артисты, успешно выступавшие в сольных концертах. Это бандуристы В. Перепелюк и С. Баштан, сопилкарь Е. Бобровников, певицы О. Фоменко, П. Симаченко, В. Черкун, танцовщики братья П. и О. Колоски, А. Лукин и др. Всех очаровывала неповторимым голосом солистка хора Нина Матвиенко. Сегодня Нина Матвиенко, Валентина Ковальская и Мария Миколайчук известны как трио «Золотые ключи». Впервые втроем они запели в доме Ивана и Марички Миколайчук на Рождество 1968 г. Их волшебные голоса звучат в концертных залах Украины, Канады, Америки, Польши, других стран.


Умер Григорий Гурьевич Веревка 21 октября 1964 г., похоронен на Байковом кладбище в Киеве. На его могиле установлено надгробие работы скульптора Б. Фридмана. "Каждый год артисты нашего хора приходят на могилу Григория Гурьевича, следят за тем, чтобы она была в порядке. Он был настоящим профессионалом и замечательным человеком", - говорит Анатолий Тимофеевич Авдиевский — профессор, академик, Герой Украины - принявший эстафету руководства Государственным академическим заслуженным украинским народным хором им. Григория Веревки (хор назван именем Григория Веревки в 1965 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий