пятница, 4 декабря 2015 г.

4 декабря День авангардного искусства (Гарики)

Джефф Кунс. Цветок из воздушного шарика (Пурпур) 1995–2000.
40x285x260 см. Цена $25783062. Christie’s. Лондон. 30 июня 2008
«В России авангардное искусство в массе воспринимается крайне упрощённо, вульгарно. Снял штаны, показал жопу — вот и авангард».
Анатолий Осмоловский, 2010

Нет беды, что юные проделки
выглядят нахально или вздорно;
радуюсь, когда барашек мелкий
портит воздух шумно и задорно.
• • •
Мир столько всякого познал
с тех пор, как плотью стала глина,
что чем крикливей новизна,
тем гуще запах нафталина.

И.Губерман

Авангардизм в искусстве возник как протест тому классическому взгляду на мир, который существовал до конца XIX века. Возникают всевозможные направления альтернативного искусства в поэзии, прозе, драматургии и конечно в живописи. Появляются картины которые вначале общество встречает в штыки, а затем считает величайшим творением в искусстве. Этот день является напоминанием о том, что взгляд на мир у каждого свой и нужно принимать этот факт.

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)
Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка. Период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса к неклассической, антиаристотелевской традиции. Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем: "…Реакция на рационализм восемнадцатого века смешалась с реакцией на материализм девятнадцатого века, и символистское движение, которое достигло совершенства у Вагнера в Германии, у прерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль-Адана, Малларме и Метерлинка во Франции и пробудило воображение Ибсена и Д’Аннунцио — безусловно единственное движение, говорящее новые вещи".


В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

"Если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают говно – оно на 100% его, личное". Пьеро Манцони, 1961.

Джексон Поллок — No. 5 (1948)
продана за 140 млн. долларов в 2006 году
Виллем де Кунинг — Женщина III (1953)
продана за $137.5 млн. 14.08.2006 году
Барнет Ньюман - Свет Анны. 1968
107,7 (105,7) млн.$
Энди Уорхолл - Авария серебряной машины. 1963
Продана за $105.4 млн, 13.11.2013
Марк Ротко - Оранжевый, красный, желтый. 1961
90,0 (86,9) млн.$
Барнет Ньюман - Black Fire I. 1963
84,2 млн.$
Джаспер Джонс – Фальстарт (1959)
продана за 80 млн. долларов в 2008 году. Сейчас - 94,4 млн.$
Марк Ротко - №1 (Королевский красный и синий). 1954
77,3 (75,1) млн.$
Марк Ротко — Белый центр (1950)
продана за 72.8 млн. долларов в 2007 году. Сейчас - 83,4 млн.$
Энди Уорхол — Авария зеленой машины (1963)
продана за 71.7 млн. долларов в 2007 году
Казимир Малевич — Супрематическая композиция (1916)
продана за 60 млн. долларов в 2008 году
Марк Ротко — «Без названия»
$28 000 000
Кристофер Вул — «Голубой дурак»
$5 000 000
Барнетт Ньюман — «Белый огонь I»
$3 800 000
Сай Твомбли — «Без названия»
$2 300 000
Жоан Миро — «Собака»
$2 200 000
Блинк Палермо — Полотно «Без названия» или «Стофбилд»
$1 700 000
Элсворт Келли — «Ковбой»
$1 700 000
Элсворт Келли — «Зелёно-белый»
$1 600 000
Лучо Фонтан — «Пространственная концепция»
$1 500 000
Герхардт Рихтер — «Кроваво-красное зеркало»
$1 000 000
Вы унылое говно и плагиатор, а никакой не современный художник, если:
  1. Предлагаете «текст вместо картинки» — ну там пишете на листе бумаги «Здесь ничего не написано», «Против всех» или ещё что, остроумно заменяющее изображение. Это развлечение для начинающих дизайнеров. Исключение — надпись «То, что вы видите, не является произведением современного искусства», заверенная нотариально.
  2. Используете в своих объектах рожи политических деятелей, поп-звёзд, порномоделей, совмещая лица с окладами икон, классическими картинами, абстрактными рисунками и тому подобными вещами. Этот приём придумали пляжные фотографы конца позапрошлого века.
  3. Рисуете или как-то изображаете что-то, по вашему мнению, «шокирующее» (ну там, «осёл трахает младенца»). Всё это теперь вызывает или рвоту или зевоту.
  4. Выставляете предметы быта, вещи с помоек, гнилые фрукты или иной мусор в золотую раму и с табличками, делая из них тем самым «произведения искусства». Это делали миллион раз до вас.
  5. Делаете предметы или изображения из кала, мочи, крови, спермы и денежных знаков. Это говно уже ели — и не по одному разу.
  6. Используете знаки буквально. Ну там, кладёте рядом тушу барана, тушу быка, двух зародышей в банке, варёного рака, льва, труп монашки, и всё такое прочее, и называете это «Зодиаком». Этот приём ни разу не смешной и осточертел ещё до вашего рождения.
    «Джоконда» (Федор Челномазов)
    картон, гуашь, член (МПХ)
  7. Рисуете страшного Микки-Мауса и смешного Ленина в платьице из свастик. Эти переодевалки в стиле «изобразим хорошее плохим и наоборот» достали, как всякий механический приём. Несмешно также изобразить зелёного урода и назвать его «Джиокондой». Это получилось один раз у гениального сумасшедшего хохла — и больше не получится. Ко всем остальным вариантам это тоже относится.
  8. Пытаетесь взять масштабом, «больше значит круче» — ну там, красите здание в синий цвет, Эльбрус закутываете зелёным латексом, разбрасываете по всему городу миллион изображений Микки-Мауса. Во-первых, это уже делали, и тоже миллион раз. Во-вторых, в ходе этих экспериментов было установлено, что фигня, повторенная миллион раз или увеличенная в той же пропорции, становится Очень Большой Фигнёй, но фигнёй быть не перестаёт. И, в-третьих, оставьте эти приёмы рекламистам — это называется «агрессивный маркетинг» и «спам», а никакое не «современное искусство».
  9. Оскорбляете чьи-то чувства, реальные или предполагаемые. Например, делаете 33 кучки дерьма разной консистенции и называете это «Возраст Христа» — а потом отбиваетесь от православной общественности, желающей вас накормить вашим же добром. Этот приём — назвать оскорбление «произведением искусства» — гнусен и пошл. Единственная ситуация, когда он представляет хоть какой-то интерес — когда оскорбляется кто-то по-настоящему опасный. Попробуйте насрать на могендовид в израильском музее современного искусства, или нарисовать карикатуру на пророка Мухаммеда. Но вообще-то, даже если вас за это порвут, событием в мировой культуре это не станет, и премия вам будет полагаться разве что Дарвиновская.
  10. Показываете голую жопу, публично совокупляетесь и так далее. Это искусством не является, а называется мудрёным словом «эксгибиционизм». О нём читайте в справочнике по сексопатологии. Если вы при этом не возбуждаетесь, это всё равно не искусство. Пощадите веру в человечество.
  11. Кушаете на публике говно, пьёте мочу, прижигаете себе соски сигаретами, отрезаете что-нибудь, и так далее. Это всё, конечно, круто, но искусством не является, а является самым обычным мазохизмом. Скажу более: даже если вы во имя последней искренности убьёте себя апстену, кровавый отпечаток на стене не будет представлять значительной художественной ценности.
  12. Затрудняете зрителю доступ к своему творению — ну там, покрываете статую тряпкой, «чтоб щупали», даёте посмотреть картину в дырочку, «и чтоб непременно согнувшись». Это говноприём.
  13. Предлагаете зрителю принять участие в создании или уничтожении предмета искусства, и называете это «перфомансом» (ну там, выставляете трафарет и предлагаете раскрасить, или к готовой картине усы подрисовать). Это банально и скучно.
  14. Просто сообщаете всем, что вы инвалид, борец с кровавой диктатурой, представитель национального, религиозного или секс-меньшинства, вымирающего племени и т.д., и на одном этом основании требуете, чтобы вас немедленно признали современным художником или хотя бы дизайнером интерьеров. Раньше это прокатывало, но сейчас большая конкуренция, причём среди набежавших геев и лесбиянок есть и такие, которые и в самом деле умеют рисовать, ваять и дизайнерить интерьеры. Так что ловить тут больше нечего. Тут конкуренция тоже немалая, и среди конкурентов — вполне полноценные художники.
  15. Используете дешёвую символику, особенно числовую, политическую, а также религиозно и национально окрашенную. Например, берёте аллегорическую статуэтку, изображающую десятый месяц года — со славянским лицом и косой — и втыкаете в неё ровно тысячу девятьсот семнадцать булавок, а потом называете это «Октябрь 1917». Если непонятно, почему, почитайте словарь на букву «А» — про «аллегорию». Так вот, это, во-первых, не ново, а во-вторых, эти ваши современные аллегории почему-то нуждаются в длинных нудных расшифровках, а это уже достало.
  16. Просто платите огромные деньги, заработанные на продаже водки/цветов/помидоров/китайских пуховиков или взятые у папы/мамы/любовника/любовницы, и начинаете бомбить несчастный мозг обывателя, появляясь без нужды каждые пять минут в телерадиоэфире и на обложках журналов, делясь творческими планами.
Добрый совет: займитесь лучше столичной недвижимостью, вот где простор для творчества.


Как быстро стать художником-абстракционистом
(повозить мышкой по белому квадрату)

Константин Брынкуши. Птица в пространстве. 1922–1923.
Высота 121,9 см. Эстимейт $8–12 млн.
Цена $27456000. Christie’s. Нью-Йорк. 4 мая 2005
К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:
  • футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;
  • экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Появление танго как явления в начале ХХ века оказало свое влияние на культурную сферу как Латинской Америки, так и Европы, и нашло свое отражение в самых радикальных направлениях авангардистского искусства. Вот такой ассоциативный ряд с танго возник у одного из зачинателей авангардистского движения в России, поэта-футуриста и одного из первых русских авиаторов, Василия Каменского, изобретателя пятиугольных книг, «железобетонных поэм» и слова «самолет», друга Маяковского и Бурлюка. Это стихотворение, вошедшее в книгу 1914 года под названием «Танго с коровами», написано в жанре визуальной поэзии. Кубофутуристы активно использовали композиционные и графические эффекты в своей поэзии. Почти каждая из "железобетонных" поэм была размером в одну страницу и умещалась на одной. Это позволяло одновременно читать и видеть всю поэму, ассоциативный словесный ряд представляет каждому читателю нарисовать в воображении собственную картину.



"Всё приходит на круги своя"
Кичиться не надо:" Мысль моя "
Сколько в жизни Тесла изобрёл!
Его кто-то в сновиденьях всегда вёл.

© Copyright: Эли Селини, 2008. Свидетельство о публикации №108121703241
До Нового 2016 года осталось 28 дней

Комментариев нет:

Отправить комментарий