Любимица миллионов. Обаятельная женщина. Прекрасная мама. Все эти определения смело можно отнести к Нине Руслановой. Пожалуй, про таких женщин сказал Некрасов: "Коня на скаку остановит", есть и менее поэтичное высказывание, как раз в духе нашего времени: "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик". Ну, что ж, женщинам, которые сами решают свою судьбу, постоянно навешивают разные, зачастую нелицеприятные ярлыки. Тем более, что в её жизни хватало и радостей, и горестей. Нина Русланова — тот самый человек, который сделал себя сам. Причем творить свою судьбу ей пришлось в буквальном смысле слова с младых ногтей.
В конце первой послевоенной зимы в городе Богодухове (районный центр в Харьковской области, Украина) была найдена двухмесячная девочка, определённая в детский дом. Как вспоминает сама Нина Ивановна: "Родителей своих я не знаю, не знаю и места рождения. Нашли меня на каком-то украинском полустанке в самом конце войны в возрасте около года. Получается, что и дня своего рождения я тоже не знаю. Одним словом, "...я ни папина, я ни мамина, я на улице росла, меня курица снесла...". Девочка была одарённая: она одновременно научилась говорить, петь и танцевать. Фамилию Русланова дала ей инспектор детских домов Харьковской области, сама Нина её не выбирала, впрочем, как и отчество Ивановна, которое ей дали в детдоме. Сама Нина Ивановна вспоминает этот эпизод: "
Пришла инспектор детских садов, такая, очень уважаемая, великая женщина, очень солидная такая, с большой коробкой шоколадных конфет. Я их, конфеты, до того не пробовала, даже не видела таких, да и после этого она, коробка, тут же исчезла, я даже попробовать не успела. Потом она меня спрашивает: «Девочка, как тебя зовут?», я отвечаю на украинском (я разговаривала тогда только на украинском): «Ніна», — «А фамилия у тебя какая?», — «Не знаю, немає в мене фамілії», — «Вот запомни, девочка, что фамилия у тебя теперь будет Русланова, есть такая известная певица». И я думаю, что это её дар, талант её (Руслановой) передался мне по жизни." Это уже потом ей стало нравиться, как поёт советская певица Лидия Андреевна Русланова, любимица маршала Жукова.
Совсем иначе определился день рождения Нины Руслановой. Она его выбрала себе сама. В детских домах особенно не церемонились с воспитанниками и именинников чествовали коллективно. Но Нину почему-то постоянно забывали внести в список. В результате всех хоть раз в год поздравляли, она же на этом празднике жизни все время оказывалась в числе приглашенных. И вот когда в очередной раз ее пропустили, Нина устроила забастовку, объявив всем нянечкам и воспитательницам, что пока ей не назначат день рождения, ничего больше делать на кухне она не будет. Как ни странно, требование девочки удовлетворили незамедлительно. Сразу же сняли со стены отрывной календарь и предложили выбрать любой день. Нина начала его листать. Она уже перевернула почти все странички, когда ей попалась замечательная красная картинка, на которой мужчина нес на плечах ребенка, а в руках у них были флажки и воздушные шарики. Девочке это очень понравилось, и она, больше не раздумывая, ткнула пальцем: "Вот этот день хочу! Он такой хороший!" Как оказалось, выбор ее пал на
5 декабря - День Сталинской Конституции. К тому же в этот день в детском доме относительно вкусно кормили и устраивались импровизированные концерты и полулюбительские спектакли, в которых она принимала активное участие...
На этом не закончились ее испытания. Говорят, что однажды "добренькая" воспитательница, глядя на золотистые кудри Нины произнесла роковую для девочки фразу: "Детонька, ты такая светленькая потому, что родилась от немца". С тех пор Нина стала в детдоме изгоем, ее дразнили "фашисткой" и били по ночам. Однажды Нина Русланова призналась, что ее так затравили сверстники, что она стала писаться в постель: "
Выбраться из этой непроглядной тьмы мне помогло настоящее чудо. Добрые люди посоветовали сходить в церковь. И я пошла. Стою посреди храма, а что делать не знаю, понимала только своим детским умом, что надо как-то выкинуть из себя все болезни и несчастья. И чисто по девичьи поступила - громко закричала: "Здравствуйте, люди!". На следующее утро я сунула под себя руку и обнаружила, что постель сухая. Я была такая счастливая! С этого дня, я почувствовала, что хозяйка своей судьбы я, а не обстоятельства".
Сменив пять-шесть детских домов в Харьковской области, она, по окончании восьмого класса, поступила в Харьковское строительное училище, где из нее за два с небольшим года сделали профессионального штукатура-маляра. Детдомовцам ведь не задают вопросов: «Кем ты хочешь стать?». Куда Родина пошлет, туда и отправляйся, обычно — в ближайшее профессионально-техническое училище, и желательно без лишних вопросов. Окончив в 1960 году строительное училище, Нина Русланова устроилась работать штукатуром. Спустя годы, когда актриса снималась у Киры Муратовой в фильме "Познавая белый свет" и по роли нужно было штукатурить стены, ей представилась возможность показать свое мастерство, приобретенное в строительном ПТУ. Съемочная группа очень удивилась, увидев по-настоящему профессиональную работу. А Нина Русланова с огромным удовольствием наносила раствор и разглаживала поверхность... Жила в общежитии, бегала в вечернюю школу - обычная жизнь миллионов советских людей. Однако чем больше она занималась строительными работами, тем четче понимала, что не хотела бы связать всю свою жизнь с подобной специальностью. В какой то момент Нина решила: «Хватит!» и уехала в Харьков, где поступила в Харьковский театральный институт. С этого все и началось…
Отсутствие какого-либо более-менее серьезного опыта не помешало актрисе успешно поступить в выбранный ВУЗ. В Украине наша сегодняшняя героиня задержалась всего на два года. О том времени вспоминает ее педагог Нина Романовна Логвынова: «
Она первое время была очень неприметной девочкой, не блистала в учебе, не выделялась талантами - как-то терялась среди своих сокурсников. Хриплый голос и сильный, упрямый характер - вот и все ее отличительные черты на первых порах. Однако за два с лишним года учебы преподаватели успели сполна прочувствовать на себе харизму Руслановой. Любопытный факт. На третьем курсе Нина сломала ногу. Но даже на костылях девушка упорно посещала занятия, а для удобства загипсованную ногу укладывала прямо на парту. Она была ужасно конфликтным человеком, дерзила и друзьям, и преподавателям. Помню такой случай. Как-то во время моей лекции Нина заболталась с подружками и на мое замечание не отреагировала. Тогда я грозно ей говорю: «Русланова, вы хорошо знаете материал, что беседуете на другие темы?» А она отвечает: «Нет, материала я не знаю. Но того драматурга, о котором вы говорите, я, как актриса, превзойду». Упорство и уверенность – вот главные черты характера Руслановой. А еще она всегда знала, чего хочет добиться в жизни. Учеба в Харьковском театральном институте складывалась удачно, но когда узнала, что в Театральном училище имени Щукина недобор мальчиков, Нина, бросив Харьков, помчалась, не раздумывая, в столицу. Кроме того, говорят, что именно в тот год сверху было спущено распоряжение о подготовке кадров для провинциальных театров.
И каково же было изумление приемной комиссии, когда в училище пришла провинциальная девушка и заявила: «Прослушайте меня, как мальчика, я согласна играть мужские роли». Ее прослушали и приняли... как девочку, но с условием, что избавится от сильного украинского акцента. Вернее, произносить. Ведь выросла она на Украине и говорила хотя и на русском, но с большим акцентом, от которого, как оказалось, очень трудно избавиться. "Я поначалу никак не могла понять, что преподаватели от меня хотят, — вспоминает Нина Русланова. — “Скажи, Нина, “г”. Ну я и произношу вроде тоже “г”. Только у меня получался звук с придыханием — нечто среднее между “г” и “х”... Потом у украинского языка, в отличие от русского, интонация другая — певучая. Короче, я вынуждена была либо срочно научиться правильно говорить по-русски, либо... “отсеяться”.". Но как? Педагог по сценической речи вообще от нее отказалась. Русланова по ночам читала вслух в душевой комнате общежития. Голос эхом отражался от кафельных стен, и она слышала себя. За годы, проведенные в Москве, артистка хорошо выучила русский язык, а также неплохо поднаторела в выбранной профессии. Ее сокурсниками (курс Веры Константиновны Львовой) были такие известные актеры как Леонид Филатов, Константин Райкин, Александр Кайдановский, Борис Галкин, Владимир Качан, Иван Дыховичный, Анастасия Вертинская. Однако среди многих учеников педагоги всегда выделяли именно талантливую украинку.
|
"Короткие встречи" (1967) |
Курс оказался на редкость талантливым. Про их студенческие спектакли ходили легенды. Особенно удачным был водевиль "Эдгар женится" в постановке Владимира Шлезингера, на который рвалась вся Москва. Русланова там блистательно играла служанку. И как говорится, ее заметили, причем уже на 2-м курсе училища. И не просто заметили, а пригласили сниматься в кино, причем сразу на на главную роль, в картину Киры Муратовой «Короткие встречи»... Актеры, как космонавты, должны быть выносливы и психически и физически. Сколько нештатных ситуаций им приходится переживать! Именно с такой ситуации и началась кинокарьера Нины Руслановой. Съемки первого фильма с ее участием ("Короткие встречи", 1967, режиссер Кира Муратова) проходили под Одессой. И вот в какой-то из дней, отработав положенное, группа начала сворачиваться. А дальше произошло следующее: погрузили в автобус аппаратуру и реквизит и уехали... забыв Русланову. "Отряд", не заметив "потери бойца", исчез вдали. Актриса в полной растерянности бегала туда-сюда. Никого нет. Вышла на дорогу — тоже пусто, ни одной живой души в обозрении. Как на зло, то ли воскресенье было, то ли праздник. Вскоре совсем стемнело. "Ну, все. Замерзну, заболею и умру... — думала она, притопывая ногами от холода. — И зачем только я пошла сниматься... училища мне мало что ли?! Говорила мне Вера Константиновна — не надо в кино, Нина!" От безнадежности она заплакала. Вдруг вдали показались фары. Через целую вечность около Руслановой затормозил автобус. Из него выскочила Кира Муратова: "Что случилось, Нина?" — "Меня забыли... забыли... как тряпку", — плакала в голос актриса. И тут Муратова начала хохотать, отчего стало еще обиднее: "Я не понимаю, почему ты смеешься! Меня бросили, как ненужную тряпку, а ты хохочешь?!" Так и стояли — одна ревела белугой, другая хохотала до слез. На следующий день Русланова не заболела и опять работала на площадке, на которую, думала, никогда ее нога больше не вступит. Но на этом испытания на прочность не закончились. Когда она впервые увидела себя на "белой простыне" экрана размером два с лишним метра, ей стало дурно. "Боже, — ужаснулась она, — какая же уродина, кто же это будет смотреть?!" Все было отвратительно: и двигалась как-то не так, и руки неизвестно откуда росли, и ноги враскорячку... С ней на просмотре случилась истерика. "Наверно, Кира сошла с ума, когда взяла меня на картину", — пришла к выводу Нина Русланова. А Муратова успокаивала ее: "Нина, это то, что нужно, так и задумано..." Но в ответ она мотала головой и сквозь слезы твердила: "Как же так? Да разве я такая?" — "Такая, такая", — кивала режиссер. "
Муратова говорила: «Играй от себя. Ты прощаешься с любимым, он садится в машину и уезжает — подумай, что тебе хочется сделать в каждый момент?» Из таких этюдов сложилась картина. Когда увидела, что получается, впала в истерику: какая же я дурная — руки не оттуда растут, ноги не туда идут! Хотела бежать, но куда? Снимали под Одессой. Спряталась где-то, плакала. Молодая была, не понимала, что делаю. Не догадывалась: встретилась с будущей знаменитостью — Высоцким. Песни Володи услышала после озвучания..." - вспоминает Русланова. Немалая заслуга в успехе фильма принадлежала и Руслановой, которая сыграла с редкой для дебютантки уверенностью и профессионализмом. Уже в этой работе проявилась склонность актрисы к сильным, драматическим характерам, бунтующим натурам. Правда, говорить об успехе фильма можно лишь относительно. Едва выйдя на экраны и собрав более четырех миллионов зрителей, фильм был остановлен в прокате. Слишком уж нетипичной для советского кино была эта картина. Вот и пролежала «на полке» целых двадцать лет… В том же 1967 в картине «Возвращение» советская актриса исполнила роль безымянной невесты, влюбленной в красноармейца. Впоследствии эта роль принесла актрисе первое признание зрителей.
Именно поэтому после окончания училища в 1969 Нина Русланова смогла без лишних хлопот подыскать себе подходящее место в театре. Сразу за получением диплома талантливая молодая актриса получила в придачу несколько заманчивых предложений от театров Москвы. «Таганка», «Современник», Театр Вахтангова – каждый из предложенных вариантов казался по-своему заманчивым. Однако выбрать нужно было всего один. Но Вера Константиновна Львова сказала: "Нина, даже не думай. Иди в Вахтанговский!" И она выбрала Вахтанговский, которым с 1968 по 1987 год руководил Евгений Рубенович Симонов. Выпускнице дали жилье: квартиру на улице Вахтангова, точнее, в переулке, поскольку Вахтанговка с большим трудом подходит под разряд улицы. Она маленькая и тесная, зато в пределах Садового кольца, центр столицы. Сама квартирка в старом театральном кооперативе начала 30-х и имеет свою зловещую историю. Раньше в ней проживала известная актриса Татьяна Блажина, которая выбросилась с балкона. Теперь в этой квартире балкона нет, то есть фактически он существует, но вместо двери - глухая стена, которую возвела новая хозяйка вопреки всевозможным запретам администрации. Это единственное, что удалось исправить в несчастливой карме жилища, но бесконечные катастрофы в виде постоянных затопов, обвалов штукатурки, отслоений обоев по-прежнему сопровождают обитателей дома. Русланова называла квартиру - "чуланом с канализацией". После, поживя в полученной аварийной ветхой квартирке, Нина Ивановна - известная всей стране актриса - будет цапаться с местными властями из-за другой квартиры, напротив, получше. Выходит, она войдет в конфликт с Валентиной Ивановной, героиней-исполкомовкой из "Коротких встреч". Битва произойдет жаркая, ведь Руслановой приходилось думать и о своей дочери - где жить.
|
Николь в спектакле "Мещанин во дворянстве" (1977) |
На сцене этого театра актриса выступала более пятнадцати лет, став за эти годы главной звездой и живым воплощением традиций советского театра, сыграв за это время очень мало ролей. До обидного мало. Да и роли в основном доставались маленькие, которые настоящей театральной славы не приносили. А ведь актриса была способна на гораздо большее. Ну, вот хотя бы эпизод в спектакле «Мещанин во дворянстве». Эпизод, но какой! Как она потрясающе, от души хохотала! Казалось, что Мольер специально написал эту роль служанки специально для Нины Руслановой! Или роль королевы Маргариты в "Ричарде III" (У. Шекспир). В 1985 году она уходит из Театра Вахтангова. Через какое-то время она пожалела о своем решении, но обратно ее не взяли — из-за "дурного" характера. Нина Русланова всегда считала и считает, что она театральная актриса. На сцене нет возможности сделать "второй дубль". Там нужно выкладываться в полную силу, зато и удовлетворение от проделанной работы ни с чем не сравнимо. Видимо, поэтому она в 1985 снова пошла работать в театр — Театр имени Вл. Маяковского. Но что-то опять не сложилось, и через год она уходит... Главной площадкой для нее становится кино. Однако и с театром связь не прервалась. В 1987 году Нину Русланову приглашают в Театр Рубена Симонова. На многие годы театр стал важной частью ее жизни. Она любила шелест кулис и не стихающие аплодисменты зрителей. Впрочем с театром не очень складывалось... Зато кинематограф полюбил актрису сразу и бесповоротно, принеся ей всесоюзную славу и всенародную любовь…
|
"Её имя - Весна" (1969)
Вера, сержант, медсестра госпиталя |
|
"Драма на охоте" (фильм-спектакль, 1970)
Тина - цыганка из хора |
Начиная со студенческих лет актриса снималась, практически не переставая, совмещая съёмки в кино с работой в театре. За свою долгую карьеру женщина исполнила больше ста пятидесяти различных ролей! Подобная продуктивность сделала Нину Русланову настоящей любимицей советских зрителей. Она стала почти родной для миллионов людей в разных уголках СССР. А потому режиссеры никогда не обделяли ее своим внимание. Весьма примечательно, что украинская актриса никогда не замыкалась в границах одного жанра, а потому среди ее работ практически каждый мог отыскать те, которые были близки и понятны. Нина Русланова работала на одной съемочной площадке с такими легендарным актерами, как Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Пётр Вельяминов, Евгений Леонов, Евгения Симонова. В 1982 ей присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР. С 1988 года она становится актрисой киностудии им.М.Горького.
|
"Тени исчезают в полдень" (1971, 1973)
Марья Воронова (главная роль) |
"
Снимались в глуши, в деревне Сарана [за городом Красноуфимском Свердловской области], стоящей на берегу одноименной речки. Зайдешь по колено — вода бурлит, на дне камешки бесятся, кувыркаются, лупят по ногам до синяков. А кругом — тайга. Продукты доставляли вертолетом. Дороги разбиты, что такое магазины, мы забыли сразу. Жили в избах с крестьянами, хозяевами, они же играли в массовке. Потрясающая атмосфера", - вспоминает Нина Ивановна. Героиня Руслановой - статная красавица «с ясными глазами цвета вызревающей черемухи», принявшая смерть от вражеских рук, сразу же полюбилась зрителям. Благодаря фильму «Тени исчезают в полдень», с легкой руки режиссеров Краснопольского и Ускова, в СССР куча скал получила название «Марьин утёс». Причем, местные жители твердо уверены, что съемки фильма происходили именно в их местности. На них водят экскурсии, про эти утесы слагают выдуманные истории.
|
"Егор Булычов и другие" (1971)
прислуга Глаша |
В том же 1971 году Нина Русланова снялась в «горьковском» «Егоре Булычове» молодого режиссера Сергея Соловьева, молодого, но уже обладавшего чувством стиля. Соловьев собрал прекрасный актерский ансамбль: Майя Булгакова, Анатолий Ромашин, Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Ольга Прохорова и несравненный Михаил Ульянов в главной роли Егора Булычова. Русланова же создала яркий образ Глафиры, женщины мудрой, спокойной, ставшей для Булычова душевной опорой.
|
"Бесстрашный атаман" (1973)
Меланья, мать Семки |
|
"Контрабанда" (1974)
официантка Лера |
|
"Афоня" (1975)
Тамара, сожительница Афони |
|
"Супруги Орловы" (1978)
Матрёна Орлова (главная роль) |
Роль за ролью Нина Русланова приобретала бесценный опыт в кинематографе. Доводилось играть и в эпизодах, как, например, в криминальной ленте «Контрабанда» (официантка Лера) или знаменитой комедии «Афоня» (Тамара). В 1978 году Нина Русланова великолепно сыграла главную роль - Матрену - битую перебитую жену сапожника Гришки Орлова, с превеликими трудами выволакивающую из трясины своего мужа в биографическом фильме Марка Донского «Супруги Орловы» (по мотивам ранних рассказов Максима Горького).
|
"Цыган" (1979)
Катька "Аэропорт" |
После «Цыгана» актрису стали узнавать на улицах. Так и окликали — Катька-Аэропорт.
|
"Не стреляйте в белых лебедей" (1980)
Харитина Макаровна Полушкина, жена Егора (главная роль) |
В 1980 зрители увидели актрису в роли Харитины Макаровну, жены лесничего Полушкина в пронзительной, трогательной картине Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей».
|
"Будьте моим мужем" (1981)
хозяйка дома Альбина Петровна (главная роль) |
К счастью, Нина Русланова не стала «актрисой одной роли». В первую очередь – благодаря широкому актерскому диапазону, который с годами только расширялся. Она одинаково органично смотрелась и в драматических, и в комедийных, и в лирических, и в гротесковых ролях. Умение тонко чувствовать юмор актриса продемонстрировала в комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» (1981), где очень смешно сыграла Альбину Петровну, хозяйку, сдающую комнаты курортникам. В один прекрасный момент она узнает, что страдает дальтонизмом – какой удар для женщины, мечтающей о собственном автомобиле!
|
"Берегите мужчин!" (1982)
замдиректора НИИ "Физической газодинамики"
Марфа Петровна Родионова
(главная роль, озвучивала другая актриса) |
А вот и другая комедийная роль актрисы - заместитель директора НИИ «Физической газодинамики» Марфа Петровна Родионова в фильме Александра Серого «Берегите мужчин!» (1982). Перед нами властная женщина, всецело увлеченная работой. Свой командирский тон она переносит и в семью, на робкого и покорного мужа (Леонид Куравлев). Зато как она меняется, когда в ее жизни появляется поклонник!
|
"Остановился поезд" (1982)
Мария Игнатьевна, глава администрации города |
Совсем другой Нина Русланова предстает в драме Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». Небольшой эпизод - председатель исполкома Мария Игнатьевна. Но какой! В этой роли актриса воплощает все зло, исторгаемое партийной демократией брежневского времени. Воплощает безжалостно, ни чуть не смягчая красок.
|
"Купальская ночь" (1982)
Паланея, мать Зоськи |
|
"Найти и обезвредить" (1982)
хозяйка таёжного дома Нюра |
|
"Среди серых камней" (1983)
гувернантка / нищая |
|
"Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Наташа Адашова |
Что-то "такое" увидел в ней и Алексей Герман. Он сначала пригласил ее на маленькую роль проститутки, а потом, когда она приехала на примерку костюма, вдруг передумал и предложил играть Адашеву — главную героиню фильма "Мой друг Иван Лапшин" (1984). По признанию Руслановой, она без всякого энтузиазма снялась в пробах, так как была абсолютно уверена, что из этого ничего не получится... Прошло полгода. Она уж даже переживать и волноваться перестала. Ну что поделаешь, не показалась режиссеру... И вдруг — звонок. Ее утвердили на роль провинциальной актрисы-неудачницы Натальи Адашевой, шикарной женщины, обладающей изысканными манерами и элегантной внешностью! Счастью актрисы не было предела.
|
"Валентин и Валентина" (1985)
Лиза, проводница, мать Валентина (главная роль) |
|
"Возвращение Будулая" (1985)
Катерина |
|
"Вот моя деревня..." (1985)
Матрена |
|
"Дикий хмель" (1985)
Евдокия Тах, работница фабрики |
|
"Зимняя вишня" (1985)
Лариса Павловна, бухгалтер на автобазе |
Когда Русланова ушла из театра Вахтангова, это был, пожалуй, один из самых сложных, переломных периодов ее жизни. Она думала: "
Все. Конец. Больше я не могу быть актрисой, надо опять менять судьбу". Но в этот момент режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в "Зимней вишне". Нельзя сказать, что Русланова было в восторге от сценария, но эта работа вернула ее к жизни. Нина Ивановна с особым теплом вспоминает сложившийся на съемках коллектив: "Мы втроем здорово дополняли друг друга, потому что были очень разные. По традиции в первый съемочный день разбивается тарелка на счастье. Меня в первый день на площадке не было, и я, конечно, переживала, как же так, не начала съемки вместе со всеми. А вдруг, не выполнив актерских традиций, не смогу влиться в коллектив. Но работа пошла гладко, как по маслу. И на удивление тепло картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а потом еще одно. Критики, конечно, разнесли ленту в пух и прах, обвиняя в неправдоподобности сюжета. Особенно осыпали нелестными эпититами последний фильм, где все мы стали такими крутыми и благополучными. Сказка. Но сказки тоже нужны, чтобы радоваться". «Зимняя вишня» - самый кассовый и популярный хит накануне краха советского и российского кинопроката. Игорь Масленников, режиссер с чутьем на хороших актеров, отдал Руслановой роль матери-одиночки, одной из трех подруг-героинь. Героиня актрисы - заведующая автобазой Лариса, шибко деловая, грубоватая, но независимая и верная. Она полюбилась зрителям не меньше, чем главная героиня в исполнении томной Елены Сафоновой.
|
"Не ходите, девки, замуж" (1985)
Анисья Ильинична (главная роль) |
|
"Знак беды" (1986)
Степанида Богатька (главная роль) |
Еще одной большой удачей актрисы стала роль Степаниды в героической драме Михаила Пташука «Знак беды» (1986, по одноименной повести Василя Быкова). Перед нами пролетает жизнь ее героини: бывшая батрачка, затем колхозная активистка, противостоящая демагогам и перегибщикам. И вот война. В хутор приходят фашисты, и поднимают головы местные предатели. Как всегда у Василия Быкова, ситуация трагична. Поняв, что надежды на спасение нет, Степанида запирается и поджигает хату... Выдающийся кинокритик Ростислав Юренев так оценил эту картину: «
В роли Степаниды актриса Нина Русланова достигла подлинной творческой вершины. Образ, созданный Руслановой, по праву входит в бессмертную галерею советских женщин - красавиц, страдалиц, героинь».
|
"Кин-дза-дза!" (1986, нет в титрах)
Галина Борисовна, работник текстильного института в Иваново |
|
"Завтра была война" (1987)
мать Искры (главная роль) |
|
"Она с метлой, он в черной шляпе" (1987)
Василиса, жена писателя-сказочника |
|
- Истинно вам говорю:
4 мая 1925 года земля налетит на небесную ось!
"Собачье сердце" (1988)
Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора |
Одно из главных достоинств Нины Руслановой, как актрисы, - умение быть на экране живой, достоверной в каждом слове, взгляде, движении. И не важно главная роль у нее в картине или эпизод. В картине Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988) Русланова сыграла небольшую роль поварихи Дарьи Петровны. Сыграла сочно, азартно, создав яркий образ вчерашней деревенской женщины, в силу обстоятельств попавшую в Москву, в работницы к профессору Преображенскому. Русланова играет сочно, смачно, в охотку. С азартом гоняется по просторной профессорской квартире за Шариковым, норовя хватануть его мокрой половой тряпкой. Фильм был снят для телевидения, стал классикой ЦТ.
|
"Хлеб — имя существительное" (1988)
Фрося - Вишенка (главная роль) |
Сценаристы и режиссер предложили на роль Вишенки Нину Русланову. Редакторы студии, начальники из "Экрана" возражали. Никулин упорствовал. Тогда ему сказали: ладно, утвердим Русланову, но при условии, что в первых двух сериях будет сниматься другая актриса, молодая. Русланова же войдет в картину с третьей серии, это 1923-1925 годы, мол, зритель подмены не заметит, а уж по возрасту Нина Ивановна подойдет. Съемочная группа снова не согласилась, уперлась на своем выборе. Михаил Николаевич Алексеев, тогда весьма влиятельная фигура в литературе, ходил аж "наверх". Русланову утвердили. Сейчас очевидно, что теленачальство - редкий случай - было право. Актриса в первой серии тяжеловата, никакие подсветки и операторские приемы не смогли скрыть подлинный возраст исполнительницы - ей не 17 лет, она не Вишенка. Зато дальше Русланова только украшает фильм. "Хлеб - имя существительное" снимался в сельских районах Саратовской области, на родине Михаила Алексеева. Это села Монастырское, Самойловка, Салтыковка, два года работала киноэкспедиция. "Ленфильм" тогда мог позволить себе такие условия производства, все-таки сказывался заказ Гостелерадио. Русланова на экране топтала босыми ногами навоз, доила корову, топила печь. К слову, любимая еда актрисы - вареники. Зимой - с картошкой, капустой, творогом, летом - с вишней. Говорит, главное в готовке - не жалеть постного масла. Фильм выдвигался на Госпремию России. Комиссия предпочла тогда "Крейцерову сонату", вместо Руслановой награду получил Олег Янковский. Утешением для актрисы послужило предложение Н. Михалкова сниматься в его картине "Автостоп". Утвердили без кинопроб.
|
"Это было у моря" (1989)
Зоя Григорьевна (главная роль) |
Были и веселые истории в жизни популярной актрисы, правда веселым это происшествие может назвать только такая невозмутимая и оптимистичная женщина, как Нина Русланова. Дело было в Евпатории, во время съемок фильма "Это было у моря". Нина Ивановна там играла роль воспитательницы. Произошла настоящая катастрофа - день рождения одного из членов съемочной группы. Почему катастрофа? Да потому, что происходило сие событие в "сухие" времена Горбачевских экспериментов. Что такое день рождения без выпивки - трудно представить, а как достать эту самую выпивку в городе, где она тебе не положена, предположить еще сложнее. Коллектив посовещался и направил на "охоту за горючим" самое узнаваемое лицо - Нину Русланову. Привезли ее, бедолагу, к единственному в городе магазину и высадили в самом конце длинной очереди. В магазин актриса все-таки проникла - лицо помогло. Стоит она около прилавка и загружает объемные сумки вином, водкой. Только откуда ни возьмись - милиционер: "Так, гражданочка, пройдемте, поясните нам почему вы отовариваетесь свыше нормы?". Один из многочисленной очереди решил проявить "гражданскую бдительность" и завопил: "Вот, вот, посадите ее, а то она сейчас наберет спиртного, а ночью торговать пойдет, я ее знаю, сам видел". Когда в отделении милиции, куда доставили "злостную спекулянтку", более просвещенный в области кино милиционер увидел Нину Русланову, он даже присвистнул: "Откуда же вы на мою голову свалились?" "Да вот, - ответила актриса, - приехала в ваш город водкой поторговать". Над этим случаем очень долго смеялась вся съемочная группа, предлагая коллеге сменить профессию на более прибыльную - торговлю.
|
"Руанская дева по прозвищу Пышка" (1989)
бюргерша, жена виноторговца |
|
"Смиренное кладбище" (1989)
Валентина Иванова, жена Воробья, алкоголичка |
|
"Аферисты" (1990)
Саввишна |
|
Афганский излом (1991)
Татьяна |
Бортко продолжил сотрудничество с Руслановой на своем фильме "Афганский излом". Центральную партию поручили Микеле Плачидо, популярному среди наших телезрителей итальянцу. На съемках не сговорились. Острая на язычок Русланова поведала журналистам, что режиссер фильма вовсе не великий: только делает вид. Плачидо как-то сказала: таких артистов, как ты, у нас полно, ты продюсер, вот и назначаешь исполнителей, сам снимаешься. Микеле сделал вид, что без переводчика не понимает. На премьеру телефильма в Италию почему-то Русланову не пригласили...
|
"Зимняя вишня-2" (1990)
Лариса |
|
"Небеса обетованные" (1991)
тётя Зина |
|
"Господа артисты" (1992, Украина)
жена губернатора Глафира Кировна (главная роль) |
|
«Про бизнесмена Фому» (1993)
Нюра |
|
"Хрусталёв, машину!" (1998)
жена генерала |
В 90-е годы актриса снималась не столь много, но и здесь есть, что отметить. В первую очередь – жену генерала в социально-исторической драме Алексея Германа «Хрусталев, машину!», роль, которую сама актриса очень ценит. Счастье переполняло ее в тот день, когда Герман предложил сниматься в фильме "Хрусталев, машину!" (1998). Роль поначалу тоже была совсем маленькой, но в процессе съемки из эпизодической постепенно выросла в самостоятельную, благо времени для такого "преобразования" роли было предостаточно — Алексей Герман делал картину 8 лет! К слову сказать, по договору ей тогда заплатили 2 тысячи рублей — большие по тем временам деньги. Семейство проело их года за два. А потом — в буквальном смысле! — целые годы Нина Русланова работала на картине просто за удовольствие и наслаждение сниматься у Алексея Германа. Русланова вспоминает о съемках фильма «Хрусталев, машину!»: "
Бюджет украли в процессе съемок, французский спонсор практически разорился — был миллиардером, стал миллионером. Нам не платили, даже билеты на питерский поезд приходилось покупать за свой счет". И опять можно сказать: Нине Руслановой невероятно повезло, что такой выдающийся режиссер, как Алексей Герман, захотел работать именно с ней. Кстати, Герман, как правило, дважды актеров в своих картинах не снимает.
Не прошли мимо зрителя ее тетя Зина из трагикомедии «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова и Нюра в деревенской комедии Валерия Чикова «Про бизнесмена Фому»
|
"Мама, не горюй!" (1998)
мать Тани, тёща Морячка |
и многие другие.
Возможно, именно это тонкое умение вживаться в самые разнообразные роли позволило Нине Руслановой благополучно миновать кризисные девяностые годы и отлично приспособиться к современному российскому кинематографу. В отличие от многих других звезд советского кино, наша сегодняшняя героиня не потерялась после распада Советского союза и продолжила все также сниматься. Не все картины в биографии Нины Руслановой были достойны ее таланта. Доводилось сниматься и во второсортных фильмах. Они благополучно забылись, а качественное кино с участием Нины Руслановой смотрят и сегодня. Работу в кино и театре актриса совмещает со съёмками в телесериалах.
Кроме того Нина Русланова озвучила ряд анимационных фильмов: «Аленушка и солдат» (1974), «Бездомные домовые» (1981), «Рыбья упряжка» (1982), «Мартынко» (1987), «Карпуша» (1988), «Музыкальный магазинчик» (1989), «Моя любовь» (2006).
|
"Тайны дворцовых переворотов" (2000-2003)
Анна Иоанновна |
В знаменитом историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000-2003) Нина Русланова сыграла очень сложную роль – Анну Иоанновну – образ неоднозначный и противоречивый.
|
«Марш Турецкого» (2000-2001) |
Запомнилась актриса и по популярному криминальному сериалу «Марш Турецкого» (2000-2001), где она исполнила роль начальника следственного отдела МУРа. Вот как описывает финал картины Нина Романовна Логвынова: «Она за рулем машины, ведет уверенно, но в ее глазах боль, пустота, разочарование. Она подводит автомобиль к краю моста и… бросает машину вниз. Вы бы видели в этот момент ее глаза! Так могла сыграть, только великая актриса...»
|
"Моя прекрасная няня" (2005-2006)
тетя Фая |
|
"Папины дочки" (2007-2011)
бабушка Нина Николаевна |
И сегодня она продолжает свою творческую карьеру! Отдыхать некогда, Нина Ивановна постоянно в работе, что-что, а уж работоспособностью актриса отличалась всегда. Так же как и целеустремленностью, умением постоять за себя. Эти качества актриса воспитала в себе еще с детства. В последние годы актриса все также радует своих поклонников новыми ролями. Среди ее «свежих» работ значатся такие фильмы как
|
"Настройщик" (2004, Украина)
Люба (главная роль) |
Очередная совместная работа с Кирой Муратовой. Уже пятая по счету. Актриса как-то призналась: «Мне всегда прекрасно работается с Кирой Муратовой! У меня нет понятий «сюр» - не «сюр»! У меня есть понятия «талантливый режиссер» и «неталантливый режиссер». Она - гений! А с гением всегда легко работать! Потому что он ясен, он точно ставит задачу, он знает, что требует от актера и про что хочет снимать! Поэтому с Кирой легко. Она актерский режиссер». В картине Киры Муратовой «Настройщик» Нина Русланова сыграла Любу - бывшую медсестру, а ныне обеспеченную вдову, страстно мечтающую выйти замуж. Прекрасная работа была отмечена премиями «Ника» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая роль второго плана».
|
"Игра слов: Переводчица олигарха" (2005)
Нина Ивановна |
|
"Первый после Бога" (2005)
заведующая столовой |
|
"От любви до кохання" (2007)
баба Ганна |
|
-Ли Хуань перевернутая страница.
Я опять в поисках перемен!
"Китайская бабушка" (2009)
Мила (главная роль) |
|
"Дом Солнца" (2010)
баба Оля |
|
"О чём говорят мужчины" (2010)
администратор гостиницы "Уют" в Бельдяжках |
В 2014-м году на экраны вышел российский фильм ужасов «Вий», поставленный по произведению украинского классика Николая Гоголя, в котором Нина Русланова играет одну из второстепенных ролей - жены Явтухи.
журнал "Культура": Как работалось на «Вие»?
Русланова: Снималась мало, зато несколько недель прожила с группой в чешском замке Сихров — в ожидании денег. На роль моего мужа был утвержден Лев Дуров. Приехала — ахнула: вместо него встречает Валера Золотухин! Роль поначалу шла тяжело, никак не могла понять, чего добивается от меня режиссер Олег Степченко. Выручил партнер — подыграл, подставил плечо. Сниматься с Золотухиным одно удовольствие — он все время шутил, веселился. И в мыслях не было, что болеет. Не верю, что Золотухина сглазил Вий. Смерть... Она — обманщица, никогда не приходит вовремя. Как поверить, что Валеры на свете нет? Кажется, он так и строит свою церковь на Алтае или снимается где-то...
О своей личной жизни актриса говорит очень мало, особенно не любит обсуждать тему своих мужчин. Первым её мужем и отцом дочери Олеси был юрист и предприниматель Геннадий Рудаков. Девочка родилась в 1976 году. В 6 лет она уже играла в кино. Из интервью Нины Руслановой: "Она прелестная девочка, замечательная. Работает директором кафе, которое сама и арендует. В артистки пойти не захотела, хоть 2 года проучилась во ВГИКе, сказала: «Мама, это не мое, меня всегда будут сравнивать с тобой, мне это будет больно. Я хочу заниматься своим делом». Я не стала спорить, пусть поступает, как велит ей сердце, она выбрала свой путь, я горжусь ею". Но в начале 90-ых Русланова и Рудаков расстались. Как говорит Нина Ивановна, это случилось из-за её резкого характера и прямоты. Она не склонна к дипломатии, что думает, то и говорит. Не каждому мужчине это понравится. Вторым супругом, с которым Нина Русланова живёт уже больше тридцати лет в гражданском барке, становится оператор Равкат Габитов. В 2009-м году Нина Русланова стала бабушкой: дочь Олеся родила ей внука Костю. В свободное от работы время Нина Ивановна сочиняет сказки и любит разгадывать кроссворды.
Народная артистка (с 1998 г.) России Нина Русланова — лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1986), Государственной премии Белоруской ССР (1987, за фильм «Знак беды»), Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко (1988), четырёх Национальных кинематографических премий «Ника» (1988 — за лучшую женскую роль, "Короткие встречи"; 1990 — за лучшую роль второго плана, "Смиренное кладбище"; 2005 — за лучшую женскую роль второго плана, "Настройщик"; 2011 — за лучшую женскую роль, "Китайская бабушка"), а также удостоена золотой медали имени Довженко (1988, за фильм «Знак беды»), театральной премии «Чайка» (2000 — за лучшую женскую роль, "Путём взаимной переписки") и Гран-при Академии искусств Франции.
Включена с Станиславом Садальским в «2000 выдающихся артистов ХХ века» Международного Кембриджского Биографического центра (2001). Однако главной наградой актрисы является все же огромная любовь зрителей.
Кстати. Так совпало, что Игорь Губерман в своем персональном календаре праздников отмечает сегодня "День личности", и его эпиграмма как нельзя лучше описывает судьбу Нины Руслановой:
Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.
Самое сложное в актерской профессии, как считает Нина Русланова, оставаться собой, кого бы не приходилось играть. Наверное, поэтому, все героини Нины Ивановны, такие же прямолинейные и бесхитростные, как она сама. Иногда они резкие, чаще справедливые, может быть немного скандальные, но, безусловно, порядочные. На вопрос, к кому вы обращаетесь за помощью в трудную минуту, Русланова ответила коротко: "К Богу, только верю я в него не публично, а внутри себя".
Комментариев нет:
Отправить комментарий