Авиапочта – вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путем с помощью авиации. На сегодняшний день авиапочта наиболее современный и используемый вид воздушной почты.
Почтовые голуби использовались (а кое-где и используются) для доставки сообщений даже в XX веке. Кстати, первым отправил воздушное письмо из Европы в Африку один из сельских жителей юга России. В 1882 году он поймал журавля и, привязав к ноге птицы письмо, выпустил ее. В письме он указал свой адрес и просил сообщить, где журавль будет пойман. Птица была убита в Судане, и письмо передали суданским властям. В качестве носителей для доставки сообщений, помимо голубей, также использовались пчёлы.
кадр из исторической драмы Люка Бессона «Жанна д’Арк» (1999) |
Использование баллонной почты в Париже в 1870 году (открытка Франции, 1920) |
Всерьёз воздушную почту стали воспринимать лишь с появлением управляемых дирижаблей, прозванных в Германии "цеппелинами" (по имени графа фон Цеппелина, потратившего на эту затею, чуть ли, не всё своё состояние). Поначалу немецкие цеппелины применялись в основном для военных целей и сбрасывали на землю не почту, а бомбы и гранаты. Лишь после Первой Мировой войны немцы рассмотрели в этих летательных аппаратах прекрасный способ доставки почты - прежде всего на большие расстояния за океан. Первый рейс почтового дирижабля "Граф Цеппелин" состоялся в 1928 году. Прошёл он довольно успешно - из Германии в США было доставлено 65 тысяч почтовых отправлений. До берегов Северной Америки дирижабль добрался за 42 часа 52 минуты... За девять лет "Граф Цеппелин" совершил 590 почтовых рейсов. В 1931 году этот дирижабль останавливался и в СССР. Он приводнился в морях Северного Ледовитого океана, а корреспонденцию забирал на моторной лодке сам Иван Папанин - известный полярник и заодно начальник почтового отделения ледокола "Малыгин". 14 раз перевозил почту и немецкий цеппелин "Гинденбург". Правда, его ныне помнят не столько из-за заслуг, сколько из-за трагической гибели 6 мая 1937 года. Практически долетев до американского военного аэропорта Лейкхерст, дирижабль неожиданно загорелся и за считанные секунды взорвался. Половина экипажа погибла, а почти все из 17 609 писем сгорели. Уцелевшая корреспонденция быстро стала большим раритетом у коллекционеров.
С появлением в 1903 году аппаратов тяжелее воздуха — аэропланов, — началось бурное развитие авиапочты, при значительно меньшем распространении вертолётной и планерной почт. В советской почтовой терминологии до 1932 года авиапочта официально называлась «воздушной почтой».
18 февраля 1911 биплан типа «COMMER», который пилотировал Анри Пике (фр. Henri Pequet), поднялся на территории выставки в Аллахабаде (Индия) и приземлился в 13 км, неподалеку от города Наини (Naini), где корреспонденция была передана почтовым чиновникам. Следует отметить, что Генеральный директор почт Объединенных провинций сэр Джефф Кларк и Генеральный директор почтовой службы Индии дали официальное разрешение на прием корреспонденции и ее гашение до погрузки в самолет. На почте перевезенной самолетом (6500 писем и 250 специальных открыток) ставился специальный почтовый штемпель с надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. (Объединенная национальная выставка, Аллахабад, 1911)»). Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски чёрного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полёта. На штемпеле изображён силуэт летящего биплана над горами Азии. Проект штемпеля был нарисован инициатором полёта — Уолтером Уиндхэмом, владельцем автомобильной фирмы, основавшего в 1908 году авиационный клуб. На штемпеле было изображение самолета над горами. Клише штемпеля было уничтожено сразу же после полета. Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице «Оксфорд и Кембридж» на содержание английских студентов. Так родилась авиапочта.
Интересно, что один из конвертов авиапочты был направлен в адрес короля Англии Георга V, известного коллекционера почтовых марок. В сентябре 1911 года английский король Георг V, в честь своей коронации, открыл авиапочтовую линию Лондон – Виндзор (34 километра). Состоялось несколько полетов с почтой. Перевозка почты самолетами была организована и в других странах.
В Австралии первый контракт на доставку корреспонденции авиапочтой получила молодая авиакомпания QANTAS (сокращённо от англ. Queensland and Northern Territory Aerial Services), начавшая перевозку почты в ноябре 1922 года. Самолёты многих других рейсов, подобно полёту биплана Vin Fiz Flyer, потерпели аварии, а некоторые даже закончились полной катастрофой. Тем не менее к 1920-м годам авиарейсы совершались во многих странах.
Первая полуслужебная марка (виньетка) авиапочты Германии, выпущенная в связи с полётом Гота — Эрфурт 25 июля 1912 года в количестве 500 экземпляров (Михель #5) |
Консульская служебная марка РСФСР с надпечаткой «Воздушная почта» (1922) (Скотт #СO6) |
В петроградской газете «Вечернее слово» появилось объявление: «В ближайшем будущем предположено установить правильные воздушные почтовые рейсы между Петроградом и Москвой. Как только наступит ясная погода, состоится перелет первой группы аэропланов, которая возьмет с собой письма. Письма будут доставлены в Москву за известную плату. Желающим отправить письма с аэропланами надо обращаться в Управление морской авиации к комиссару Онуфриеву».
Вылет был назначен на 28 марта, но из-за плохой погоды его перенесли на следующий день. Утром 29 марта 1918 года на Комендантском аэродроме в Петрограде было необычно многолюдно. Летчики проверяли свои аппараты, принимали мешки с письмами и пакетами, отвечали на вопросы собравшихся зрителей и корреспондентов.
Наконец, по команде А. П. Онуфриева самолеты поднялись в воздух и взяли курс на Москву. Об этом событии сообщили многие газеты. Так в марте 1918 года был совершен первый в нашей стране официальный авиарейс по доставке почты из Петрограда в Москву. И хотя до организации надежной и бесперебойной авиапочты было еще далеко, этот первый рейс доказал ее возможность и целесообразность. Однако тяжелое положение в стране не позволили организовать выпуск почтовых марок или штемпелей, которые отметили бы дебют российской авиапочты.
1919 год положил начало многочисленным попыткам совершить беспосадочный полет через Атлантический океан. Очень соблазнительная приманка привлекала летчиков. В начале 1913 года лондонская газета «Daily Mail» объявила, что пилот, первым перелетевший Атлантический океан, получит вознаграждение в сумме 10 тысяч фунтов стерлингов. Однако начавшаяся мировая война прервала попытки таких полетов.
Первую попытку совершили Г.Хаукер и Кеннет Грив, однако, пролетев немногим более 10 часов, сели на воду. Таким образом, попытка не удалась, а смельчаков спасло судно, которое и доставило в Англию находившиеся на борту самолета 95 писем, франкированных почтовой маркой с надпечаткой для этого полета.
Очередная попытка, была предпринята буквально через несколько дней пилотами Рейнхемом и Морганом, также окончилась неудачей. В связи с тем, что специальные марки не были готовы, почтмейстер Ньюфаундленда Робинсон сделал от руки надпись на нескольких десятках обычных марок: «Аеrial Аtlantic Маil» («Авиационная атлантическая почта»). Только десять писем с этими марками удалось спасти и доставить в Лондон. Естественно, что каждое из них, представляет собой огромную филателистическую ценность.
И все же вознаграждение газеты «Daily Mail» нашло своего хозяина. Его получили Олкок и Уиттен Браун, которые 14 июня 1919 года, взяв старт на Ньюфаундленде через 16 часов 12 минут приземлились в Ирландии! Для этого перелета на марках Ньюфаундленда 1897 года номиналом 15 центов была сделана надпечатка «Тrans-Atlantic Air Post 1919. One Dollar».
В двадцатые годы авиация успешно осваивала трансконтинентальные линии. Было открыто множество авиационных линий на всех континентах. Дальность полетов и надежность самолетов неуклонно возрастала. И летчики начали всерьез готовиться к перелетам через океан.
Одним из первых подобных полетов начался 12 ноября 1919 года. Английский пилот Росс Смит с двумя механиками на самолете «VICKERS VIMY» вылетел из Лондона в Мельбурн. С ним отправили 320 писем. 10 декабря самолет приземлился на северном побережье Австралии в Дарвине. Из-за многочисленных неполадок самолет прибыл в Мельбурн только 26 февраля 1920 года. Как видно надежность самолетов была еще довольно слабой. Учитывая это полет Р.Смита можно без натяжки назвать великим подвигом.
Почта Австралии выпустила в 1920 году специальную марку с надписью «Первая воздушная почта Англия – Австралия, 12 ноября – 10 декабря 1919». Почта Австралии вернулась к этому событию еще раз через 50 лет, посвятив подвигу Росса Смита одну из своих почтовых марок.
Карта Почтовой службы США с маршрутом первого трансконтинентального авиапочтового сообщения из Нью-Йорка в Сан-Франциско, открытого 1 июля 1924 года |
Впервые одиночный трансатлантический перелет совершил американский летчик Чарльз Линдберг 20 – 21 мая 1927 года. За 33 часа 30 минут он преодолел около 6 тысяч километров, разделяющих Нью-Йорк и Париж. Затем были освоены полеты и над другими океанами. В 1931 под натиском летчиков «пал» и великий Тихий океан. Вообще 1931 год был ознаменован еще одним мировым рекордом в авиации. Американский пилот, с истинно почтовой фамилией (Wiley Post), впервые совершил на самолете полет вокруг земного шара.
Дольше других оставался неприступным Северный Ледовитый океан. Но и он покорился в 1937 году. Советские летчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили беспосадочный полет Москва – Северный Полюс – Ванкувер. За 63 часа 25 минут они преодолели более 12 тысяч километров и установили мировой рекорд дальности полетов без посадки.
Музейный макет почтового самолёта Caudron С.630 Simoun компании фр. Air Blue. На самолёте этой модели Сент-Экзюпери потерпел в 1937 г. аварию при взлёте в городе Гватемала и получил серьёзные ранения |
"Мешок за мешком почта исчезает в чреве машины. Быстрая проверка:
– Буэнос-Айрес… Натал… Дакар… Касабланка… Дакар… Тридцать девять мешков. Точно?
– Точно.
...Начальник аэродрома в последний раз проверяет готовность машины: всё в образцовом порядке, все движения рассчитаны заранее, как в балете. ...Всё это для того, чтобы полёт от аэродрома до аэродрома в Буэнос-Айресе или в Сантьяго был результатом законов аэродинамики, а не делом случая. Чтобы, несмотря на бури, туманы, торнадо, несмотря на множество ловушек, которые таятся в клапанах, в распределителях, – во всей этой косной материи, – догнать, перегнать и оставить далеко позади товарные, скорые, экспрессы, пароходы!" (А. Сент-Экзюпери "Южный почтовый")
Конверт Великобритании 2001 года. Первый взлет самолета с палубы военного корабля 2 мая 1912 г. |
Конверт, отправленный из США в Германию в 1929 г. лайнером «Бремен» и катапультной почтой. |
Единственный факт выпуска марок катапультной почты был в 1928 году, когда в один из рейсов французского корабля «Иль де Франс», плававшего по маршруту Гавр - Нью-Йорк, не хватило марок. На 4000 стандартных почтовых марках Франции двух номиналов была сделана соответствующая надпечатка черной краской нового номинала 10 франков - величина дополнительного сбора за пересылку катапультной авиапочтой. На филателистическом рынке сейчас такие отправления довольно дорогие – их цена составляет 1 000 – 2 000 долларов.
Преимущества самолётов были налицо - они могли пересекать пустыни, горы и океаны с максимальной скоростью. За срочность приходилось доплачивать - авиапочта всегда была самым дорогим способом доставки. Чтобы уменьшить вес авиаписьма, даже ввели специальную тонкую и прочную бумагу. С появлением реактивных самолётов скорость почтовой доставки (если говорить о материальных объектах) достигла максимума – более 3000 км/ч. Первая регулярная "реактивная" авиапочта возникла в 1952 году между Лондоном и южноафриканским Йоханнесбургом. Широкую известность приобрела и американская аваиакомпания BOAC, которая осуществляла реактивную почтовую связь между Англией и самыми отдалёнными районами - Токио, Дели, Цейлоном, Сингапуром. В 1954 году срочные письма и грузы стали перевозить реактивным самолётом «Ил-20» и в ССР. Не стоит забывать и о почтовых вертолётах, которые оказываются незаменимы в труднодоступных местах, где самолёту не разогнаться. Например, именно вертолёты осуществляли надёжную почтовую связь со строителями Байкало-Амурской ж-д магистрали.
http://ru.wikipedia.org
http://mirmarok.ru
http://www.world-post.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий