вторник, 12 апреля 2016 г.

"Знаете каким он парнем был?" 55 лет полету первого человека в космосе


12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, первый человек с планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин, простой советский парень, о котором Сергей Королёв говорил: «Юра - настоящий советский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый и очень любящий людей», на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил полет по орбите искусственного спутника Земли. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев. «Только бы слетал и вернулся живым!», – сказал Королев после старта ракеты-носителя. Этот эпохальный полет длился 108 минут. И верно сказал летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко: «Многих выдающихся людей, стоявших у истоков нашей космической программы, уже нет в живых, но жива память о них и память о ликовании, охватившем весь советский народ в тот день 12 апреля 1961 года. Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».

Репродукция фотографии 1961 года.
Фото: РИА Новости/М. Ганкин
Старт корабля «Восток-1» был произведен в 9.07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. В этот день Юрия Гагарина и Германа Титова подняли в 5.30. После физзарядки и завтрака облачили в скафандры. Первым одели Титова. Гагарина — вторым, чтобы меньше париться (вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе). Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился — к нему с такой просьбой обращались первый раз в жизни.



О том, что увидел первый космонавт, когда вышел на орбиту, свидетельствует полная стенограмма его переговоров с Землей.


После взлета имел место еще один неприятный случай. Зафиксировав отделение первой ступени, Гагарин должен был доложить об этом. Но доклада не было. Королев требовал связь, но эфир молчал. Что случилось? Внезапная разгерметизация? Обморок от растущих перегрузок? Неожиданно из динамика донесся голос Гагарина (позывной которого был «Кедр»):
— Сброс головного обтекателя... Вижу Землю.
Позже выяснилось, что произошел сбой в линии связи. Но эти секунды стоили седых волос Королёву.
Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета...»
Начали расти перегрузки. По словам Гагарина, какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливала его в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Космонавт знал, что это стояние продлится недолго. И потому терпеливо ждал, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.

первая полоса главной газеты СССР от 13 апреля 1961 года
Когда корабль пронзал плотные слои атмосферы, был автоматически сброшен головной обтекатель. В иллюминаторах показалась земная поверхность. Никакой паники, приступов страха, проявления которых так боялись медики, Гагарин не испытывал. Напротив. В это время «Восток» пролетел над широкой сибирской рекой, и Юрий, отчетливо видя освещенные солнцем воду, берега, поросшие тайгой, не удержался и воскликнул:
— Красота-то какая!
И хотя перегрузки еще росли, Гагарин заметил, что на центрифуге приходилось переносить и не такое.
Наконец, одна за другой, использовав топливо, отделились ступени ракеты, и на землю поступил доклад:
— Произошло разделение с носителем согласно заданию. Самочувствие хорошее. Параметры кабины: давление — единица, влажность — 65 процентов, температура — 20 градусов, давление в отсеке — единица, в системах ориентации — нормальное.


Когда корабль вышел на орбиту — наступила невесомость. И снова медикам пришлось признаться в том, что они попросту перестраховались. Космонавт быстро привык к этому состоянию и продолжал выполнять заданную программу.
Это почти 39 метров, 287 тонн, ракетные двигатели общей мощностью в 20 миллионов лошадиных сил, около 250 электронных ламп, более 6000 различных транзисторов, более 50 электродвигателей, 1500 электрических реле, переключателей и штепсельных разъемов. Все это оборудование соединяется электрическими проводами общей длиной в 15 километров.
— Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины, испытывая исключительную легкость во всех членах, — написал позже Гагарин, — Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.
Так было установлено, что невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время полета Юрий Алексеевич работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Обо всем увиденном он наговаривал на магнитофон, а также поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах.
— «Заря» поинтересовалась, что я вижу внизу, — вспоминал позже Гагарин, — и я рассказал, что наша планета выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие лесные массивы, пятна островов, береговая кромка морей.


В 9 часов 22 минуты радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев.


После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. На высоте нескольких километров от поверхности Земли, в соответствии с намеченной программой, космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Гагарин приземлился в 10 часов 55 минут по местному времени на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Почтовая марка к 75-летию
со дня рождения Ю. А. Гагарина
с не публиковавшейся ранее фотографией,
сделанной 12 апреля 1961 года
сразу после приземления корабля «Восток»
(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1304)
12.04.1961 г., столб на месте приземления Гагарина (Саратовская обл, с. Смеловка)
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».


Затем он лично доложил Брежневу и Хрущеву о выполнении полета. После чего полетел в Куйбышев. Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Все решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущев. Он потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. За Гагариным прилетел «Ил-18», а на подлете к Москве к самолету присоединился почетный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолет прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, руководство страны, журналисты и операторы. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин. Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Хрущеву:
— Товарищ первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено...

Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами, люди забирались на крыши домов, чтобы лучше разглядеть героя. Никита Хрущев вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Летчик-космонавт СССР».  В качестве премий первый космонавт получил от правительства 15 тысяч рублей, четырехкомнатную квартиру с мебелью и автомобиль «Волга».


Значение этого полета трудно переоценить - он открыл эпоху пилотируемых космических полетов и освоения космического пространства человечеством. Президент китайской Академии наук Го Можо опубликовал в «Правде» свои стихи:
Корабль «Восток» в космической дали,
И над Вселенной солнце светит ало.
Поют, ликуют люди всей Земли,
На всей планете вдруг светлее стало...
Так, славься, человечества весна,
И этот день, и подвиг дерзновенный,
И мощь социализма, что видна
Далеким звездам в глубине Вселенной.


«Русские рассчитали космический корабль и его орбиту. Но как они смогли рассчитать человека? Как удалось добыть такого уникума, как Гагарин?» Так удивлялся 55 лет назад американский журналист, констатируя, что 27-летний Гагарин «красив, умён, обаятелен, образован, а ещё он - спортсмен, лётчик и храбрец».

Факты о полете
    Иван Иванович в Национальном музее авиации и космонавтики, США
  1. 25 марта 1961 года состоялся запуск корабля «Восток 3КА-2» с Иван Иванычем, или как его звали дядей Ваней. Иван Иванович —  имя нарицательное (синоним) манекена, использовавшегося в СССР для различных целей, начиная от тряпичных кукол для тренировки пожарных и медицинских расчетов и заканчивая высокотехнологичными манекенами для краш-тестов и испытания образцов новой техники и технологий. Манекен, насколько это было возможно, повторял биологические и антропологические данные реального человека: например, рост, наличие волос и ресниц, медики старались снабдить его всевозможными датчиками. Иван Иванович был одет в скафандр космонавта СК-1, с надписью «МАКЕТ» (заглавными буквами), чтобы любой, кто нашёл бы его в результате испытаний, не решил, что это мёртвый человек. В капсуле космического корабля помимо Ивана Ивановича находилась собака Звёздочка. Главной задачей стала отработка конструкций и систем, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности человека при полёте его в космическом пространстве и возвращении на Землю. Вес корабля составил 4695 кг. Кроме манекена и собаки, он вёз и другие подопытные биологические объекты. В этом полете помимо датчиков и приборов Иван Иваныча оснастили радиопередатчиком с магнитофонными записями. Чтобы сбить с толку американских конкурентов, которые старались отследить любые детали советских экспериментальных запусков ракет в космос, он передавал на землю не шифрованные донесения, а… кулинарные рецепты. Американцы долго ломали голову над расшифровкой, а потом пришли к выводу, что советский космонавт… сошел с ума, ведь помимо рассказа о том, как приготовить щи или харчо, он еще и исполнял хоровые песни! Почти через 2 часа полёта корабль был сведён с орбиты, во время спуска от него отделилось (катапультировалось) кресло будущего космонавта с манекеном. Контейнер с собакой находился в спускаемом аппарате, который также благополучно приземлился в заданном районе в Пермской области. Таким образом, запуск «Восток 3КА-2» с манекеном на борту стал завершающей проверкой советского космического корабля перед полётом человека, состоявшимся 12 апреля 1961 года. В 1993 году манекен был продан на аукционе Сотбис фонду Росса Перо за $189,500. В 1997 году его одолжили Национальному музею авиации и космонавтики (США), где он, по-прежнему облачённый в свой скафандр, и выставлен в настоящее время. В апреле 2011 года в Нью-Йорке состоялся космический аукцион, приуроченный к 50-летию первого полёта в космос, с единственным лотом, оцениваемым в сумму от 2 до 10 миллионов долларов. Им являлась космическая капсула, в которой на орбиту Земли были отправлены манекен Иван Иванович и собака Звёздочка.



  2. Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты? Одним словом можно сказать - скорость. Чтобы избежать гравитационного притяжения Земли, кораблю нужно было достичь скорости 28 260 км/ч или около 8 км/с. До Востока-1 ни одна ракета не была достаточно мощной, чтобы двигаться с такой скоростью. Капсула Востока-1 в форме пушечного ядра помогла ракете и космическому кораблю достичь необходимой скорости.
  3. Первое знакомство с кабиной космического корабля Юрий Гагарин осуществил… босиком. За девять месяцев до старта Сергей Королев привез шестерых кандидатов в космонавты в ОКБ-1 на закрытом заводе в подмосковном Калининграде (нынче г. Королев) и предложил ознакомиться с кабиной. Гагарин вызвался первым и прежде, чем сесть в кресло пилота, снял ботинки. Королев это запомнил – как в дом входит.

  4. Герман Титов
  5. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра. Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая. Что касается Германа Титова, то считается, что тогдашний Генсек Никита Хрущев больше симпатизировал открытому и дружелюбному Юрию, что и предопределило окончательный выбор, кому быть первым. Считалось, что Титову помешало нерусское имя – Герман. Но, будем объективны, Титов был подготовлен лучше и его оставили не просто как дублера, а для более сложного и длительного полета, что вскоре и случилось. Хотя сам Герман Степанович всегда переживал, что не ему выпала честь побывать в космосе первым.


  6. Лишь за 2 недели до полёта с «Востока» сняли взрывное устройство, которое было установлено как раз на случай приземления корабля за пределами СССР. Однажды подобное взрывное устройство действительно было приведено в действие - в декабре 1960 г., когда советский спутник с двумя собаками чуть не приземлился в соседней стране. К счастью, жизнью человека рисковать не стали.
  7. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

    Юрий Гагарин на родине в Гжатске (ныне Гагарин).
    Репродукция. Фото: РИА Новости
    «Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу – проложить первую дорогу в космос!
    Можно ли мечтать о большем? Ведь это – история, это – новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
    В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества – коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
    Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
    Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко- накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин
    »
  8. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости, а если точнее, в начале эры космонавтики никто не мог представить, как скажется пребывание в космосе на здоровье человека, в частности, не сойдёт ли он с ума. Поэтому для перевода корабля с автоматического на ручной режим управления была предусмотрена защита со вводом специального цифрового кода, который находился в запечатанном конверте. Предполагалось, что в состоянии невменяемости Гагарин не сможет открыть конверт и понять код. Правда, перед самым началом полёта код ему всё-таки сказали (причем, якобы даже 3 человека независимо друг от друга), это были цифры - 125.
  9. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два – его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.
  10. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.
  11. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!». Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.


  12. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
  13. самая первая монета с Ю.А. Гагариным
  14. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.


  15. «Поехали!» — фраза, произнесённая первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества. Известно, что говорить «Поехали!» вместо уставного «Экипаж, взлетаю» при взлёте или начале упражнения на тренажёре любил лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай, методист первого отряда космонавтов. Галлай, сознательно руководствуясь, в том числе, и психологическими соображениями, почитал за благо использовать бодрый неформальный доклад о готовности. Именно он ввёл «Поехали!» в повседневную практику отряда, и такая практика могла быть одной из причин, побудивших Гагарина сказать именно так. Сам Галлай в своих записках сообщает: «Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал её из уст лётчика, который работал только на легкомоторных самолётах и перед взлётом гордо изрекал её, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека». Впрочем, у Галлая был любимый анекдот — "Поехали! — сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост" (говорят, этот анекдот имеет корни в "Посмертных записках Пикквикского клуба" Чарльза Диккенса, которые были очень популярны в СССР как раз у того поколения, к которому принадлежал Галлай). И когда Галлай на тренировках давал команду "поехали", ребята отлично понимали, что он имеет в виду. И, говорят, Гагарину это очень нравилось. А после его полета "Поехали" стало одним из любимых застольных тостов в СССР. Кстати, и не зря. В 2011 году появились записи последних слов Гагарина перед первым полетом. Эти данные с бортового магнитофона, куда Гагарин записывал свои мысли во время полета. До всем известных слов "Поехали", на стенограмме был записан любопытный диалог с Сергеем Королевым:
    Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.
    Гагарин: Ясно.
    Королев: Понял?
    Гагарин: Понял.
    Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.
    Гагарин: Ага.
    Королев: Понял?
    Гагарин: Понял.
    Королев: Вот.
    Гагарин: Понял.
    Королев: 63 штуки, будешь толстый.
    Гагарин: Хо-хо.
    Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
    Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.
    Все смеются.
    Королев: Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец. Хе-хе.

  16. Юрий Гагарин направляется в автобусе
    на космодром Байконур 12 апреля 1961 года.
    © / Фото: М. Ганкин/РИА Новости
  17. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, – это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Бытует миф, что надпись "СССР" на шлеме Юрия Гагарина появилась за несколько минут до старта космического корабля. Судя по всему, автор этой легенды - лётчик-испытатель Марк Галлай. В книге "С человеком на борту" он написал: "Когда до назначенного времени выезда космонавтов на стартовую площадку оставалось минут пятнадцать - двадцать, начальник ЦПК Е.А.Карпов, ткнув пальцем в гермошлем Гагарина, сказал: Надо бы тут чего-то написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился. Замечание было резонное. История с Пауэрсом - пилотом сбитого над нашей территорией разведывательного самолета Локхид U-2 - была свежа в памяти. Тут же были принесены кисточки и баночка с краской и на шлеме - не снимая его с головы Гагарина - были нарисованы красные буквы "СССР". Это был последний штрих!" В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц. Ведь для размещения даже незначительной эмблемы на шлеме потребовалось бы много согласований. Кроме того, нанесенная второпях надпись, скорее всего, "потекла" бы.


  18. Костюм для первого космонавта создала игуменья Серафима. Правда, монахиней, а впоследствии и настоятельницей Новодевичьего монастыря, Варвара Васильевна Черная (мирское имя этой удивительной женщины) стала в 1994 году, после завершения своей научной карьеры. Ее чудом обошли репрессии - Варвара Васильевна была веточкой древнего дворянского рода, внучка митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году, а в конце 40-х годов о ней писали как о женщине-герое, возглавлявшей во время войны сразу несколько эвакуированных предприятий. После полета Гагарина Черная отказалась от всех званий и благ, свалившихся на нее. Она была среди тех, кто восстанавливал Новодевичий монастырь. На ее похороны в 2000 году пришел весь отряд космонавтов.
  19. Пистолет, который был у Гагарина, не предназначался для самоубийства, а служил средством обороны от диких животных в случае приземления в безлюдной местности. Впоследствии все космонавты были вооружены личным стрелковым оружием. Применять его пришлось Алексею Леонову и Павлу Беляеву, которые приземлились в тайге Северного Урала и отбивались из «Макарова» от медведей.
  20. самый первый плакат, созданный в те часы,
    когда широким массам ещё не совсем
    понятен был облик первого космонавта Земли
  21. Во время приземления Гагарина произошло серьёзное ЧП. Когда он катапультировался из спускаемого аппарата, то понял, что в скафандр не поступает кислород, - на Байконуре во время облачения космонавта допустили оплошность. В течение 6 минут, не имея возможности нормально дышать, Гагарин обнаружил неполадку и ликвидировал её. А ведь ещё чуть-чуть - и на парашюте в скафандре могло бы приземлиться бездыханное тело».


  22. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.
  23. Гагарин идет докладывать Советскому правительству во Внуково
  24. После полёта (а приземлился Юрий уже в звании майора, как известно) ему выделили положенный по должности командирский ГАЗ-69 с личным водителем. Но катался он на нём, наверное, всего несколько дней — правительство посчитало, что человеку такого масштаба нужна, как минимум, «Волга» и выдало ему ч0рный ГАЗ-21. Машина тоже была оснащена личным водителем, дожила до наших дней и сейчас стоит в Гагарине, под стеклянным колпаком (водителя отсоединили). Туда даже водят экскурсии. Забавно, но первая поломка произошла уже через две недели (что, впрочем, неудивительно — кто покупал авто без пробега, тот знает), после чего машинку повезли не в какую-то там мастерскую, а обратно на Горьковский завод. Поломка была какая-то пустяковая, но руководство, опасаясь анальных кар, заставило рабочих поменять чуть ли не половину запчастей, включая двигатель и коробку передач. Но и на этом приключения не кончились — стоило автомобилю выехать за ворота, чтобы добраться до АЗС, как в ступице заднего колеса лопнула туго закрученная гайка. Поломка так себе, можно было починиться и на месте, но машинку на всякий случай вернули обратно в цех и поменяли весь задний мост. Хорошо быть первым космонавтом.
    В это же время наверху прочухали, что человек, управлявший космическим аппаратом, до сих пор не имеет прав на управление колёсным транспортом. В приказном порядке Юру отправили получать корочки, он сдал экзамен на общих основаниях и тут же за свои деньги купил ещё одну двадцать первую «Волгу», но модели ГАЗ-21УС, типа, проапгрейженную. Не совсем понятно, зачем она ему сдалась (а она на тот момент стоила 5600 рублей), но фанатизм вообще сложно объяснить логически. Зато эта машина имела именной номер — 12-04 ЮАГ, что образует инициалы и известную дату. Причём буквы были законно произведены от индекса Московской области (где и находился Звёздный городок) — ЮА. У следующих космонавтов на именных машинах сохранились буквы ЮАГ, а цифрами обозначалась также дата полёта. Таким образом Ю.А.Гагарина можно считать основоположником популярных сегодня именных номеров.


    Но настоящей любовью Юрия стал французский спорткар Matra-Bonnet Jet VS. Увидев его во время визита во Францию, он смачно выматерился в адрес нашего автопрома так долго с любовью смотрел на авто, что руководство Матры не выдержало и подарило ему ключи от него. Взамен же потребовали всего ничего — пару фотосессий. Так Матра получила пеар своей продукции от первого космонавта, а первый космонавт стал обладателем звездолёта на колёсах. Машина действительно смотрелась космически, особенно в условиях советской реальности, хотя на поверку была стеклопластиковым говном, и единственное, чего в ней было хорошего — это мотор от Рено. Но дизайн всё же до сих пор смотрится, ещё как, да!
    Как рассказывают, Гагарин не очень любил на ней ездить: во-первых, он сам знал свои криворукие способности к вождению, а убить такую ласточку ему явно не хотелось; а во-вторых, машинка уж слишком сильно выделялась на улицах Москвы, люди показывали пальцем, стоило остановиться, как тут же набигала школота, да и вообще, лишние понты были Юре не характерны. Поэтому так и получилось, что Юра пользовал Матру, в основном, во дворе гаража: выгнать за ворота, погазовать на нейтралке, протереть капот фланелевой тряпочкой и загнать обратно. Сейчас эта машина про@бана армейским способом и, как ходят слухи, хранится в чьей-то частной коллекции.


  25. Рассказывают, что Её величество королева Великобритании принимала Гагарина не просто во дворце, а в зале для особо почетных гостей, в котором из России бывали только двое: один из русских императоров и первый космонавт… За стол сели втроём: Гагарин, королева и переводчик. У каждого по одну руку — шестнадцать вилок, по другую — столько же ножей. Какой тут вилкой, каким ножом чего брать? «Ладно, — решил он, — посмотрю, что королева будет делать, то и сам». А она, как назло, не начинает есть, ведёт светскую беседу. А гостя целый день возили, нигде не кормили, он и говорит:
    — Ваше Величество, вы меня извините, но я простой лётчик, отец у меня рабочий, мать — крестьянка, я никогда раньше не был в королевском дворце, впервые в жизни сижу рядом с королевой Великобритании и не знаю, какой тут вилкой чего брать…
    Елизавета улыбнулась:
    — Мистер Гагарин, я родилась в этом дворце, выросла здесь и живу и тоже не знаю, какой вилкой, каким ножом…
    — Ну, тогда давайте будем пробовать всё подряд!
    «И я ей по-русски наложил всего в тарелку. Ей так понравилось!» — рассказывал Юрий Алексеевич.
    Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный, и потому нарушения этикета нет. За время этого визита Юрий Гагарин получил также золотую медаль от фонда развития космоса (первый экземпляр).


  26. Начиная с апреля 1961 года в мире многократно появлялись почтовые марки, конверты первого дня и другие филателистические материалы, производились памятные спецгашения. Первым зарубежным почтовым выпуском стали две марки Чехословакии с надписями на чешском языке: «СССР витязь над вселенной 12.IV.1961» — на первой миниатюре и «Советский человек в космосе 12.IV.1961» — на второй (Скотт #1042, 1043). Для них был использован рисунок марок с изображением парящего в космосе человека в скафандре, поступивших в обращение незадолго до 12 апреля 1961 года и имевших надпись: «Завоевание человеком космоса». Новые «гагаринские» миниатюры, эмитированные 13 апреля, отличались от прежних «анонимных» марок также цветом и номиналами.


  27. В 2001 году ИТЦ «Марка» (Россия) оказался в центре скандала, который закончился судебным разбирательством. Причиной скандала стала сцепка из двух марок, выпущенная в честь 40-летия первого полёта человека в космос. На одной из марок был изображён Юрий Гагарин, рапортующий об успешном завершении космического полёта. Как оказалось, художник А. Керносов использовал при этом фотографию 1961 года, сделанную фотокорреспондентом ТАСС Валерием Генде-Роте. Поскольку ИТЦ «Марка» никак не согласовала использование фотографии с наследниками фотожурналиста, его дочь Татьяна Мартынова подала в суд на ИТЦ «Марка» и выиграла дело. В 2003 году по решению суда ИТЦ «Марка» был вынужден выплатить истице 150 тысяч рублей.
  28. в Люберцах (Подмосковье)
  29. Почётный гражданин г Люберец. Там и учился после 7го класса. В честь Юрия Алексеевича Люберецкий политехнический техникум назвали. Великий человек, первооткрыватель, человек с большой буквы!
обложка журнала LIFEобложка журнала TIMEТуркменский ковёр-портрет
Джина Лолобриджида и Юрий Гагарин во время II ММКФ в 1961:
"Я предпочла Хрущеву Гагарина!"
108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Улетев старшим лейтенантом и вернувшись майором, летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире: кумиром, идолом, богом. Его, как чудо света, возили по всему миру. Уже в конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась 2 года.

Япония, 1962
Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран: Чехословакия, Объединённая Арабская Республика (Египет), Болгария, Финляндия, Англия, Польша, Куба, Бразилия с остановкой на острове Кюрасао, Канада, Исландия, Венгрия, Индия, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан, Франция... В 20-ти городах мира Юрий Алексеевич стал «почетным гражданином». В честь легендарного космонавта были названы города, улицы, площади и даже кратер на Луне. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. Гагарин посетил немало стран, ему вручали национальные ордена и золотые ключи от городов, его принимала королева Британии...



Максим Кучеренко написал ее под впечатлением от документального фильма режиссера Валентины Руденко «Гагарин, я вас любила», в котором легендарный космонавт предстает перед зрителями обычным человеком, а не культовой фигурой. Лучше всего идею песни объясняют сами музыканты «Ундервуда»: "После полета и возвращения на землю Гагарин превратился из человека в символ, для всего мира он встал в один ряд со словами «Россия», «водка», «балалайка». Он стал фигурой плакатно-мраморной, оставшись таким и после смерти. Его любили миллионы женщин во всем мире, но он любил только одну. Наша песня — это история такой женщины, «одной из»". Также Максим Кучеренко говорил, что песня «Гагарин, я вас любила!» была «написана как протест против типичной трактовки символа Гагарина, который в руках Лаэртского, группы «Монгол Шуудан» и других товарищей приобретал карикатурные отвратительные формы».

Гладиолус "Улыбка Гагарина"
В честь космонавта называли и сорта многих цветов. Уже к лету 1961-го на клумбах зацвел новый сорт гладиолусов «Улыбка Гагарина».

Роза "Майор Гагарин"
К приезду Гагарина в Никитский ботанический сад в 1961 Вера Клименко вывела 2 сорта роз, которые еще не имели названия. Селекционер поднесла цветы космонавту, чтобы выбрал те, которые особенно нравятся — приглянувшиеся назвала в его честь. И сегодня сорт Майор Гагарин достаточно популярен благодаря интересному окрасу лепестков, ведь сам цветок серебристо-розового цвета, а края лепестков окрашены насыщенным розовым цветом.

Тюльпан "Юрий Гагарин"
Оригинатор: Д.В. Лефебер и Ко., Лиссе, Южная Голландия, НИДЕРЛАНДЫ
Год регистр.: 1961
Азалия индийская. сорт - Юрий Гагарин
Пион «Памяти Гагарина»
Клематис «Космическая мелодия»
Сирень «Космос»
 
хризантема GAGARIN компании Deliflor Chrysanten
московская международная выставка Flowers Expo 2014.
Одеколон «В Полёт». Духи и одеколон «В полёт»
выпущены специально после полёта Гагарина.
Мужской одеколон "В полет" СССР является культовым ароматом советской эпохи. Этот запоминающийся парфюм был выпущен после первого успешного полета Ю. Гагарина в космос.
Следует заметить, что существует еще одна версия рождения этого исторического парфюма, согласно которой одеколон "В полет" появился на свет намного раньше, в конце 1930-х гг. И выпущен он был в честь бесстрашного летчика Валерия Чкалова.
Принадлежит к группе ароматов цветочные.
Производитель: СССР, фабрика "Новая заря".
Группа "А".
Дизайн упаковки: автор - Медник Марьяна Владимировна; классический флакон с винтовым колпачком; на этикетке и коробке изображена ракета, уносящаяся в неизведанные глубины вселенной.
Винтажный одеколон "В полет" фабрика "Новая заря" - это нежная цветочная композиция, в которой теплый благородный жасмин красиво и гармонично сочетается с освежающим ароматом цикламена.
Одеколон "В полет" и сегодня выпускается московской парфюмерной фабрикой "Новая заря". Однако, как утверждают любители винтажных ароматов, современная версия не имеет ничего общего с советским одеколоном "В полет".

Вечеринка в «Звездном городке»,
которая была устроена в честь
новых космонавтов весной 1965 г.
слева – Юрий Гагарин, справа – Алексей Леонов
Он не загордился. И всегда помогал людям...


Но за всей этой эйфорией вызревала трагедия: Гагарин перестал летать. Целых два года после 1961-го он не садился за штурвал самолета, после – лишь изредка. Летчик-испытатель Саратовского авиазавода Владимир Серов признался: "Я, например, сейчас могу взять отпуск на полгода. Но я не беру. Почему? Даже после месячного отпуска я вхожу в летный режим около трех месяцев". Наверное, нетрудно понять, что 2 года – это почти полная дисквалификация. Кроме как в "спарке", Гагарина летать не допускали.
«За год до своей гибели Гагарин направил Л. Брежневу письмо о том, что СССР из страны - лидера в области освоения космоса превращается в страну, догоняющую Америку. Несогласованность действий в отрасли после смерти Королёва привела к печальным последствиям. Письмо подписали ещё 6 космонавтов, - рассказывает Татьяна Копылова. - Документ этот до последнего времени хранился под грифом «Сов. ­секретно». За год после отправки письма погибли два космонавта, подписавшие его: Владимир Комаров сгорел в спускаемом аппарате, затем во время тренировочного полёта произошла катастрофа с самолётом Гагарина».
Одна из последних фотографий Гагарина.
На ней Юрий Алексеевич со своими дочерьми -
Еленой (слева) и Галиной.
Снимок сделан 9 февраля 1968 года.
Через полтора месяца, 27 марта,
Гагарин погибнет в авиакатастрофе
Срыв произошел 15 ноября 1967 года. Американцы, снимавшие фильм "Советы в космосе", очень удивились тому, что ас Гагарин летает в учебном самолете, и полезли с расспросами. Тут, может быть, впервые в жизни, Гагарин поступил невежливо – молча раздвинул руками толпу, сел в машину и уехал. На следующий день обратился к начальнику генералу Кузнецову: "Товарищ командир, прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня на полеты вместе со всеми. А подлетывать от случая к случаю не хочу. Не намерен больше позориться!"


Начали срочно "принимать меры". За две недели марта 1968 года Гагарин налетал семь часов – для этого срока вполне достаточно. Но катастрофически мало для того, чтобы в нештатной ситуации суметь за долю секунды принять единственно правильное решение...

Катастрофа с Гагариным случилась 27 марта - в день рождения его отца. Анна Тимофеевна с дочкой Зоей в Гжатске готовились к приезду гостей, когда по радио передали страшную новость. «...Прощаясь с женой перед тренировочным полётом, Гагарин сказал: «Вернусь, погружу тебя и дочек на катер, и махнём куда-нибудь в глушь… Посидим у костра, ухи поедим, спать будем в палатках, зарю встречать вместе с птицами». После близкие уже никогда не видели Гагарина. Как напишет Валентина Ивановна о муже: «Он ушёл в своё небо».


Тайну смерти Гагарина "вероятно, мы не узнаем никогда". Такое мнение высказал бывший координатор групп по расследованию причин гибели космонавта, полковник в отставке, бывший начальник Управления по безопасности полетов ВВС Иван Рубцов.

Очевидцы вспоминали, что этот день с самого начала не сулил Юрию Алексеевичу ничего хорошего. На аэродром он поехал не на машине с личным шофером, а на автобусе. Едва тронулись, Гагарин попросил остановиться: забыл пропуск. Сослуживцы зашумели: зачем пропуск, тебя же весь мир знает! Но Гагарин сказал, что не хочет ставить дежурного по КПП в неловкое положение, и все-таки вернулся...

О другой примете рассказал писатель Юрий Нагибин. "В столовой, где питались космонавты, официантка Настя забыла отдать Гагарину талон на обед. Она догнала его, когда он уже пошел к самолету:
– Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!
Космонавт взял голубой билетик, на котором было написано "Гагарин Ю. А"
– Ну а обед хоть стоящий? Беляши будут? Мы быстро обернемся. Только уговор – двойная порция! – сказал Гагарин.
– Будет сделано, товарищ полковник!
Насте почему-то стало грустно. Потом на месте катастрофы в разорванной куртке Гагарина найдут этот талон.

Приняв доклад техника, космонавт сел в кабину, проверил замки, связь, пристегнул ремни, подключил к аппарату кислородную маску… Его инструктор и командир полка Владимир Сергеевич Серегин задерживался. После выяснения отношений по телефону с большим начальством, он появился перед самым вылетом и далеко не в лучшем расположении духа…

"Спарка" с бортовым номером 625 взлетела в 10 часов 19 минут. Пилотам предстояло выполнить несколько упражнений: выводы с боевым разворотом и бочки, витки малой спирали, виражи, пикирование. В 10.25 Гагарин доложил, что к выполнению задания готов, на это ему потребовалось бы минут 20. Но уже через 5 минут последовал доклад: задание выполнено.
На земле такой спешке не удивились: в кабине находился командир полка, он имел право вносить любые коррективы, не запрашивая разрешения земли...
Затем связь с 625м пропала. Руководитель полетов приказал всем бортам, находящимся в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Подняли в воздух несколько вертолетов и транспортный ИЛ14. Кто-то из них доложил: "Южнее поселка – дым и пожар"...
Позже было установлено, что стрелки гагаринских наручных часов замерли ровно на половине одиннадцатого. От последней связи с землей до катастрофы прошло меньше минуты. МИГ не был оборудован "черным ящиком", поэтому тайна этих нескольких секунд не разгадана до сих пор…








ГРУ еще вечером того же дня составило комиссию под руководством маршала Константина Вершинина и заместителя главкома ВВС генерал-полковника Кутахова. На следующий день к расследованию присоединилась и еще одна комиссия во главе с секретарем ЦК КПСС генералом Дмитрием Устиновым. Обе комиссии издали заявления по делу и запретили расследование. Однако их доклады отличались. Вершинин: «Причиной аварии был неудавшийся маневр пилота с целью обойти метеорологический зонд». Устинов: «Самолет попал в густые облака, и пилот потерял ориентацию». Только следователь инженер Игорь Кузнецов в 2008 году сделал правдоподобное заключение: «К аварии привёл не закрученный до конца вентиль. Он отвечал за сохранения давления в кабине. Из-за падения давления пилоты потеряли ориентацию и потом сознание. Если бы все было иначе, они могли бы катапультироваться. Но пилот в бессознательном состоянии катапультироваться не может…»

Привлекли всех – от спецов по авиапроисшествиям до орнитологов. 600 человек по сантиметру прочесывали территорию в районе катастрофы. Когда сошел снег, батальон солдат еще несколько раз проверял местность, заглядывая под каждую былинку.

…В ходе любого расследования количество версий должно сводиться к минимуму. В истории этой катастрофы все наоборот – с каждым годом их становилось все больше. Но все они сходятся в одном: в свой последний полет Гагарин и Серегин отправились на абсолютно исправной машине.

Бытовало мнение, что самолет погиб от столкновения с инородным телом – метеозондом, птицей, другим самолетом. Действительно, когда пилоты взлетели, в небе находились и другие машины, однако понятно, что при настоящем столкновении была бы не одна катастрофа, а две...

Отрабатывалась версия попадания МИГа в след летящего впереди истребителя, но практика показывала, что в подобных случаях вход в штопор ни разу не отмечался, поскольку "пребывание в следе кратковременно, а при выходе из следа его влияние на самолет практически прекращается".

Орнитологи сразу отмели "птичью" версию, хотя неподалеку от места падения нашли мертвую сойку. Но эта птичка выше 100 метров не поднимается, а падение 625го началось с высоты примерно трех с половиной километров.

Все дискуссии об инородном теле прекратились, когда собранные за несколько месяцев железные и стеклянные частички наклеили на деревянный макет МИГа и убедились, что самолет столкнулся с землей, не получив повреждений в воздухе.

Высказывались предположения, что в тренировочных целях Гагарин и Серегин несанкционированно вошли в штопор. Но эта версия отпала сразу после осмотра места катастрофы. При штопоре самолет должен был бы воткнуться в землю, а характер воронки и расположение обломков указывали на то, что пилоты пытались перевести машину в горизонтальный полет.

И наконец в крови Гагарина и Серегина эксперты не обнаружили адреналина. По магнитофонной записи последнего доклада Гагарина врачи установили, что за неполную минуту до гибели Юрий Алексеевич был спокоен, дышал ровно. В его останках обнаружено много кислорода, а это значило, что пилот был абсолютно здоров. Кажется, что Гагарин даже не успел подумать о смерти...

По мнению Ивана Рубцова, причина гибели Гагарина весьма прозаична. После эпохального полета, вместо того, чтобы утвердиться в небе, космонавт оказался на "школьной скамье" – в кресле учебного МИГа.

Похороны Героев Советского Союза
летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина
и летчика-испытателя Владимира Серегина
на Красной площади. Фото: РИА Новости/ М. Ганкин
Высочайшая комиссия не обнародовала результаты расследования: их попросту не было. Поиск истины продолжается до сих пор, хотя надеяться на какуюто определенность очень трудно, почти невозможно. Пожалуй, самым надежным объяснением являются слова Германа Титова: "Разбиваются в достаточно простых условиях и самые высокие профессионалы. Летать – всегда дело опасное".


Космонавты-фантомы
Правящей верхушкой СССР советская космонавтика всегда рассматривалось как своего рода парадная витрина, символ. Именно она была призвана настойчиво, наглядно и убедительно демонстрировать всему миру успехи Советского Союза в покорении космоса. Однако истинный героизм и самоотверженность одних соседствовали с авантюризмом и гнусным политиканством других, сидящих в кремлевских кабинетах. И воспоминания известнейшего специалиста в области космического кораблестроения академика В. Мишина – лучшее тому подтверждение: "... Хрущев позвонил С. П. Королеву и приказал запустить троих космонавтов сразу. Но разместить экипаж из трех человек, да еще в скафандрах, в кабине "Восхода" было невозможно. Значит – долой скафандры! И космонавты летали без них... Нельзя было сделать и три люка для катапультирования. Значит – долой катапульты. Идея лететь в космос без скафандров и катапульт принадлежит Феоктистову. Он сам и полетел для психологической поддержки Комарова и Егорова. Получалось так, что трехместный корабль вроде бы и был, но в то же время его и не было. На самом деле это был цирковой номер! На Западе даже в голову никому не могло прийти, что мы отправили экипаж на орбиту без соответствующих средств спасения..." Подобным примерам несть числа. Вернувшись из полета живыми, что удавалось далеко не всем, космонавты не имели возможности поделиться пережитым и увиденным в полной мере даже со своими домашними и друзьями, поскольку очень хорошо знали, что все обстоит совсем не так великолепно, как о том на весь мир вещают официозные глашатаи.
Знали, в частности, и о том, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым! Сколько же космонавтов погибло до знаменитого полета Гагарина? В 1957 году, во время запуска экспериментального орбитального аппарата с испытательного ракетного полигона "Капустин Яр" в Астраханской области погиб летчик Ледовских. Другой пилот – Шаборин – погиб в 1958 году при аналогичных обстоятельствах. Третья попытка отправить человека на орбиту была предпринята в 1959 году. На этот раз оборвалась жизнь летчика Миткова.
Полностью подтвердив эти факты, бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко добавил, что эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах – то есть они должны были не совершать целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки… Еще одна трагедия произошла в мае 1960 года. Капсула с космонавтом, имя и фамилия которого пока так и остались неизвестными, по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну...

Пётр Иванович Долгов
В сентябре того же года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Трагедия разыгралась прямо на стартовой площадке из-за отказа главной ступени. 4 февраля 1961 года некий загадочный советский спутник довольно длительное время транслировал по одному из телеметрических каналов... человеческое сердцебиение, которое через некоторое время изменило свой ритм и частоту, а затем вообще перестало прослушиваться. В связи с этим, согласно некоторым просочившимся сведениям, назывались даже фамилии тех, кто мог находиться в этом спутнике, – Грачев, Качур, Лобов... Кто-то из них и был там, внутри... Еще один случай датируется апрелем 1961 года. Речь идет о летчике Владимире Ильюшине. Космический корабль, на котором он летел, сделал три витка вокруг Земли, но потерпел аварию при возвращении. В свое время исследователь В. Лесников подтвердил тот факт, что в отряде космонавтов находился летчик, причем достаточно известный, имя и фамилия которого были Владимир Ильюшин. Но вот погиб он якобы за месяц до старта Гагарина – в автомобильной катастрофе...
Имеются достаточно достоверные данные о том, что 14 октября 1961 года в СССР был осуществлен секретный групповой полет, который закончился трагически – неправильно сработала система ориентации, и корабль ушел в пространство... А в ноябре 1962 года радиолюбители из Италии поймали сигналы гибнущего корабля. Как полагают, это последнее, что успел передать на Землю космонавт Белоконь...

Кстати, И.Губерман так же празднует в своем календаре 12 апреля День космонавтики

Открылась доселе закрытая дверь,
напиток познания сладок,
небесная высь - не девица теперь,
и больше в ней стало загадок.

Наука на лету и на скаку
вторгается в пространство Божьих сфер,
поскольку ненадолго дураку
стеклянный хер.



В прошлом году (2015 году) День космонавтики впервые совпал с Пасхой. Разминувшись в 1961-м, Христос и Гагарин встретились в 2015-м. Как оказалось, за это время Россия сдала космос не столько американцам, сколько церкви. То, что «Гагарин летал — Бога не видал», ПГМ-нутых мучает до сих пор. Прорыв в космос нанёс верующим психологическую травму похлеще, чем «Пусси Райот», забравшиеся на солею храма Христа Спасителя. Если уж на солее позволено молиться только посвящённым, то небо — и вовсе место прописки Бога. Казус с космосом случился, когда имперский закон о богохулении уже устарел, а ФЗ об оскорблении религиозных чувств ещё не придумали. Церковь могла ответить разве что с солеи: «Не видел, не видел... а Бог Гагарина видел, и благословил». Тот самый Бог, которого разгневала вавилонская башня «до небес»... в 1960 году никак не отреагировал на осквернение небес нечистыми животными — собаками, после которых переосвящают даже самую захудалую сельскую церквушку, а в 1961 пустил к себе и кусок металла с человеком на борту — пиар-акцию атеистического государства. Когда церковь узнала, что Гагарин оспаривает у Христа звание первого космонавта, ей высовываться было не положено. И она не суетилась. Есть Бог или нет — церковь никуда не денется. Все молитвы при Хрущёве были о том, чтобы по телевизору последнего попа не показали. Возможность отыграться появилась гораздо позже. Нынче же на орбите болтаются иконы и частицы мощей — раз Бога в космосе нет, его заменяют артефактами. Бог вездесущ, но очень уж ненавязчиво, и за него церковь пытается везде успеть. На одном Плесецком космодроме выстроено четыре храма, а помощником начальника космодрома назначен какой-то протоиерей Артемий. Уже ни одна ракета не падает неосвящённой! Бог творит чудеса, нарушая законы природы — а церковь готова игнорировать законы светского государства.


Гагарин на кресте. Граффити Александра Жунева в Перми

Чудо! Библейская ослица говорила человеческим голосом, а Роскосмос снял фильм, пропагандирующий религию — «Космос как послушание». Православие Роскосмоса, как и положено, окутано атмосферой тайны. Налогоплательщики удивляются: неужели байконурский поп входит в состав боевого расчёта при подготовке запусков? неужели освящение одной ракеты обходится бюджету в 170 тысяч рублей? Оба вопроса адресовали прокуратуре Байконура. На оба был дан отрицательный ответ. Хорошо, что в фильме Роскосмос оказался откровеннее, чем с прокурором: «за высокую эффективность молитв — а за что же ещё? — отец Сергий Бычков зачислен в штат боевого расчёта космодрома, и без него не проходит ни один пуск». А в церковной кассе, как в чёрной дыре, деньги и информация исчезают навсегда. Туда не хочет соваться ни прокуратура, ни благочестивые операторы Роскосмоса.


«Послушание» российских космонавтов преувеличивать не стоит. Просто им приходится снимать стресс, не прибегая к алкоголю. Они смотрят перед стартом «Белое солнце пустыни», пишут на ракете «Таня», мочатся на колесо автобуса, не прощаются с родными, берут в космос талисманы — с перепугу человек готов хоть спутнику молиться. И священники стоят своих космонавтов. Пока одни пользуются самой передовой техникой, не стесняясь пещерных страхов, другие паразитируют на суеверности, пренебрегая изощрённым богословием. Взлетающая ракета похожа на русский лифт: кто-то нассал — кто-то покропил, один «Таня» нацарапал — другой крестик выжег, здесь порнокартинку прилепили — там иконку. Так российская космонавтика и болтается на орбите, обрастая космическим мусором.

Граффити. Харьков, 2010
Американцы же продолжают испытывать божественное терпение. Они засылают «Вояджеров» за пределы Солнечной системы, отправляют внеземным цивилизациям послания на золотых пластинках, ищут следы жизни на Марсе. Слава Богу, православной церкви не приходится благословлять поиски инопланетян. Да и вряд ли она смутится, даже столкнувшись с ними лицом к лицу. Святитель Феофан Затворник придумал, как успокоить паству, ещё за сто лет до Гагарина: «Почему не предположить, что искупительная жертва, совершённая на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли её верою и таким образом спасаются?» Никакие открытия не поколеблют веры православной в саму себя. Неважно, вращается Земля вокруг Солнца или нет, на каких задворках Галактики находится Солнечная система и какой процент землян исповедует православие. Всё равно церковь будет считать, что Вселенная создана ради неё и вокруг неё вращается. Если Бога не видно, его нарисуют и будут проповедовать хоть папуасам, хоть марсианам. Пусть православная Пасха определяется не по настоящим Солнцу и Луне, а по нарисованным в астрономических таблицах IV века — совпадение с Днём космонавтики наполняет её космическим смыслом.

Юра, мы всё просрали исправились!
Остаётся только шутить, что с успехом и делают КВН-щики:

61-й год: в России отменено крепостное право и запущен в космос Юрий Гагарин.
(1861 и 1961 годы.)

– В апреле 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин полетел в Индию… И случайно открыл Космос.

Он сказал: "Поехали!", но забыл махнуть рукой... Из рассекреченных архивов: печальная история предшественника Гагарина.

1961 год – Гагарин вытягивает короткую спичку…

– Поехали, – сказал Гагарин.
– Куда? – спросил таксист.


– А вы знаете, что знаменитая фраза «Поехали!» до компьютерной обработки звучала так… «Ах, ах, выпустите меня отсюда, ироды. Вы что живого человека в ракету засунули? Да у вас, что там у всех, крыши ПОЕХАЛИ?..»

– Все знают, что когда Гагарин полетел в космос, он сказал: «Поехали!»
– Но мало кто знает, что когда он приземлился он прошептал: «Боженьки, мамочки, папочки, мамулечки, святые угодники, страшно-то как, блин, чтоб еще раз я пил водку и что-то обещал…»

– Первую женщину отправляют в космос. Но старт откладывается на 2 часа, Валентина Терешкова забывает косметичку.

– А я преклоняюсь перед великими женщинами. Вот Валентина Терешкова, вот это женщина! Сначала в открытый космос вышла, а уже потом замуж.

«Завтрак Гагарина» Алексея Акиндинова
– Вчера опять три космонавта в космос улетели.
– Кормить нужно лучше. Они и не улетят.

– Всю ночь глядел на звёзды. Оказывается, космос – это не только неизведанное, но и сигареты!

– Мы самая гуманная команда. Мы хотим полететь на МКС и выпустить в открытый космос Сергея Зверева. Потому что звёзды должны быть вместе.

– Можно я передам привет своему дяде, он у меня космонавт? Кстати он недавно вернулся из космоса и привез себе оттуда спутниковую антенну.

– Филипп Киркоров слетал в космос и вернулся с новым хитом, что явно доказывает существование внеземных цивилизаций.

Москва строит 4 транспортное кольцо, чтобы из космоса четко виднелась эмблема АУДИ.

– Новости космоса. Недавно российский спутник «Шалобол-1» передал на Землю столько информации!!!

– Почему мы посылаем в космос самых высоких и красивых, а инопланетяне к нам одних уродов с зелеными ушами?
– Потому, что каждый народ имеет тех инопланетян, которых заслуживает.

– Чтобы сократить затраты на транспортировку, решено, что орбитальная станция МИР упадет на территорию ВДНХ прямо в павильон "Космос"

– Мне рассказывал один космонавт, самые красивые девушки живут не в Москве, а в Самаре...
– Космонавт прав – самые красивые девушки, действительно, живут в Самаре, но только если смотреть на них из космоса!

«Сегодня тот, кто не смотрел «Белое солнце пустыни» хотя бы пять раз, к полёту в космос еще не готов», – шутят теперь космонавты.

В Новый год космонавты шутят: «Выпьем сейчас, закусим на следующем витке».

«Нас отбирают по здоровью, а потом требуют – по уму», – шутят космонавты.

«Сегодня у космонавтов выходной день». Это что, выход в открытый космос?

У церкви стояла ракета,
У космонавта свадьба была,
Все гости в скафандры одеты,
Невеста лишь в тюбике шла. .

12 апреля космонавты выходят на улицу в скафандрах, пьют водку из тюбиков и бьют тех, кто не выходил в открытый космос.

Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и актер Вячеслав Тихонов
в студии Центральной студии телевидения, 1 июня 1963 г.
Гагарин с эксклюзивным коктейлем «Комета Лавджоя»
(коктейлем года по версии журнала «Собака.ру», N12, 1964 г).
Коктейль "Гагарин"

Водка 40 мл
Ликёр Вишнёвый 20 мл
Ликёр Черносмородиновый 20 мл
Сок лимонный 1 ч.л.
Шампанское 100 мл

или

Водка - 30 мл,
Шерри Бренди - 15 мл,
Смородиновый ликер - 15 мл,
Шампанское - 65 мл,
Лайма сок - 5 мл,

А также: Коктейльная вишня.
При приготовлении понадобятся: Стакан для смешивания или миксер.

Смешать водку, шери бренди, смородиновый ликер (Сreme de cassis) и сок лайма, перелить в коктейльный бокал и дополнить его шампанским. Украсить коктейльной вишней.



Когда предварительная подготовка коктейля завершена, на смельчака надевается каска, на темечко сверху кладется проспиртованная салфетка. Как известно, у каждого уважающего себя бармена под стойкой есть бейсбольная бита, которой он с удовольствием поможет Вам «увидеть звезды». Собственно, без помощи бармена Вам данный коктейль «прочувствовать» не удастся – ловкой рукой он бьет бокалом с напитком Вам по лбу (в каске, естественно!). Затем коктейль залпом выпивается, салфетка на каске поджигается и вступает в игру бита – она то и придаст незабываемых ощущений!

И сегодня в честь этого знаменательного события ежегодно 12 апреля в мире отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

А был ли мальчик?
Гагарин: Приехали!
Корр: Рунет наполнен информацией о том, что Вы готовите к изданию в следующем году книгу-бомбу о якобы несостоявшемся полете Юрия Гагарина. Это правда?

МФФ: Имеются веские и разнообразные доказательства, позволяющие считать, что космический полет первого советского космонавта Юрия Гагарина был инсценировкой для международной пропаганды превосходства социалистического пути развития.

Вот основные постулаты будущей книги под названием:
— Человек по имени Юрий Гагарин никогда не летал в космос.
— Все фото- и киноматериалы о Гагарине перед “полетом” и непосредственно относящиеся к “полету” есть достаточно грубо изготовленные фальшивки, о чем открыто говорит даже советская пропаганда, объясняя их изготовление секретностью проекта полета первого человека в космос.
— Утром 12 апреля 1961 г. был запущен автоматический беспилотный корабль “Восток”.
— Передаваемые с борта “Восток” сообщения были заранее записаны на магнитную ленту.
— Посадка “первого космонавта” была инсценирована путем сброса капсулы и самого “космонавта” на парашютах с транспортного самолета АН-12 на территорию секретной войсковой части Советской Армии в строго контролируемом районе.
— Вся легенда о Гагарине (как летчике, космонавте и человеке) была искусственно создана СМИ (книги, журналы, газеты, радио, телевидение) придворными советскими поэтами-композиторами-литераторами-журналистами и несколькими людьми, из так называемого, “отряда космонавтов”.
— Гагарина убили, чтобы он не рассказал правду о своём полете, а именно то, что он никуда не летал.

Президент Франции генерал Шарль де Голль был единственным западным государственный деятелем, упрямо сомневавшимся в достоверности полета Гагарина. На вопрос, что он думает о «Востоке-1», он отвечал коротко: «Rien! Merde!» (Ничего! Вот дерьмо!). В конце 1962 года в мире стал ходить анекдот, который приписывали популярному французскому историку Андре Моруа (André Maurois), другу де Голля. Вот перевод с французского:
Юрий Гагарин приходит жаловаться первому секретарю КПСС Никите Хрущеву:
- Товарищ Никита! Из космоса вернулся Алан Шепард, он получил два роскошных «Форда» и виллу на Багамах. А я хожу пешком и живу в панельном доме с квартплатой.
Хрущев поднял палец и погрозил ему:
- Гагарин! Веди себя хорошо и иди домой!
Посетитель послушался, но через некоторое время вернулся с новой жалобой:
- Послушайте, Никита, мне уже начинает надоедать. Вирджил Гриссом вернулся как второй американец в космосе. Он получил два роскошных «Кадиллака» и полмиллиона долларов. Он ходит в лучшие рестораны во Флориде. А я езжу на велосипеде и хожу в столовую за пирожками.
Хрущев опять грозно поднял палец вверх и говорит:
- Гагарин, иди-ка ты домой подобру-поздорову. А то я разозлюсь и всем расскажу, что эти два американца вернулись из космоса, а ты там и не был никогда!


Комментариев нет:

Отправить комментарий