Автопортрет в шубе, 1500, Старая пинакотека, Мюнхен |
Дом Дюрера в Нюрнберге |
Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490 | Портрет отца. 1497 |
Мастерская Дюрера в Нюрберге |
Автопортрет. Альбертина, 1484 |
В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба по традиции завершилась путешествием - в 1490 году он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. Однако знакомство с его детьми помогло Альбрехтом лучше понять творческое наследие Шонгауэра.
Путешествуя дальше, в 1492 году Дюрер приехал в Базель, крупнейший центр производства иллюстрированных книг, где провел 2 года. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди и создал 250 иллюстраций к книгам, напечатанных в этом городе. За 4 года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.
Во время путешествия Альбрехт узнал, что отец без ведома сына сосватал ему невесту, Агнесс Фрай, происходившую из знатного рода банкиров и финансовых представителей семейства Медичи в Германии и с приданым в 200 флоринов. Тесть Дюрера был не только одним из самых богатых бюргеров города, но и к тому же механиком и музыкантом. В честь этого события в 1493 году Дюрер написал «Автопортрет», чтобы будущие родственники смогли увидеть его до свадьбы.
Автопортрет с надписью: "Дела мои следуют пути, указанному свыше", 1493 года, Лувр, Париж. |
Мадонна с младенцем и святой Анной,1519. в образе святой Анны - Агнесса Дюрер |
Первые пейзажные работы художника представляют собой картины, ставшие своеобразным выражением впечатлений автора, полученных во время путешествия по Венеции, Швейцарии и Германии. Появление этих произведений ознаменовало новый этап развития живописи Германии. Природа у Дюрера не противопоставлена человеку, а является неотъемлемой частью мира людей. Она одухотворена и прекрасна. Мастером композиции и колоризма выступает Дюрер в таких произведениях, как
Дом у пруда. 1496 |
Пейзаж близ Сегонзано в долине Сембра 1494 |
Автопортрет 1498 года, Прадо, Мадрид |
Дюрер стал первым немецким художником, который стал работать одновременно в двух видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. Сначала его гравюры были скромными, но вскоре была создана ряд ярких и оригинальных произведений с искусным детализированным фоном, среди них:
Женщина-Солнце и семиголовый Дракон |
Архангел Михаил побеждает дракона |
Зверь богохульства и зверь соблазна |
Вавилонская блудница |
Ангел с ключом от бездны |
Загадочность "Апокалипсиса", повторы и противоречия в нем, символика чисел (почему именно десять рогов, почему именно семь диадем?) приводили в недоумение даже богословов, посвятивших жизнь изучению Священного писания. Современные исследователи могут установить, какие образы древней поэзии Востока отразились в этом тексте, какие дохристианские представления, какие древние представления о магии чисел наложили на него отпечаток. Дюрер не подвергал "Откровение Иоанна" историческому и критическому анализу. Он испытывал мучения, похожие на мучения переводчика, который переводит текст, где ему в отдельности понятно каждое слово, а общий смысл ускользает. Но миновать эту главу он не решился. Дюрер знал из проповедей: семь голов дракона обозначают семь смертных грехов: зависть, лень, гордыню, похоть, чревоугодие, ярость и скупость. От некоторых из них, покаянно размышлял Дюрер, он несвободен и сам. Тем отвратительнее сделает он их обличья. Искаженные морды - верблюжья, кабанья, львиная, песья и еще трех неведомых зверей, разинутые пасти, вытянутые языки, щетина, чешуя, зазубренные рога, шеи, извивающиеся, подобно змеям, острые когти, тело пресмыкающегося, но на кошачьих лапах, огромный голый хвост, перепончатые крылья - здесь соединено все, что может вызвать чувство страха и омерзения ("Семиголовый дракон"). Дюрер обратился к "Бестиариям", где были гравюры существующих и выдуманных зверей, отыскал собственные рисунки всевозможных животных, вспомнил множество геральдических изображений и соединил все это в образе семиглавого дракона. Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Получилось нечто в высшей степени сложное, но не грозное, а неожиданно изысканное и занимательное. Обстоятельное перечисление оказалось избыточным. Таинственное должно быть недосказанным.
Когда Дюрер завершил "Апокалипсис", он закончил не только работу. Он закончил огромную главу своей жизни...
В 1500 в Нюрнберг приехал венецианский мастер Джакопо де Барбаре, с которым Дюрер познакомился еще в Венеции. От него Дюрер узнал немало о новых тенденциях: развитие перспективы, изучение анатомии и правильные пропорции человеческого тела.
Автопортрет. (перо, кисть) ок. 1500-1502 |
Адам и Ева. 1504 |
Адам и Ева, 1507. Дерево, Масло. Прадо, Мадрид |
Он также продолжал рисовать акварели, среди которых несколько натюрмортов и изображений животных, в частности:
«Зайчик» 1502 |
и «Большой кусок дерна» 1503 (оба произведения выставлены в Альбертине) |
Св. Георгий и св. Евстафий Левая и правая створки Паумгартнеровского алгаря 1502-1504 гг. Мюнхен. Старая Пинакотека |
Рождение Христа. Центральная часть Паумгартнеровского алтаря. |
Алтарь был заказан Дюреру Нюренбергским патрицием, банкиром и городским судьей Стефаном Паумгартнером. Алтарь предназначался для церкви Св. Катерины, обыкновенно собирались знаменитые нюренбергские мейстерзингеры (так тогда назывались поэты, слагавшие тонкие и сложные поэмы и иногда писавшие музыку к ним).
«Поклонение волхвов». 1504-1505 |
Праздник четок, 1506 |
Большие страсти: Сошествие во ад. 1511 |
Алтарь Ландауэра В правом нижнем углу - автопортрет художника |
Познакомившись в 1512 году с императором Максимилианом I, Дюрер начинает на него работать. В 1513—1514 гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»:
«Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 |
«Святой Иероним в келье», 1514 |
«Меланхолия», 1514 год. Кунстхалле, Карлсруэ |
«Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — нескладны, неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье святого Иеронима. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол»); о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»).
Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений – художники и ремесленники; на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок, – ученые и государственные мужи; наконец, высшую, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных истин, из их среды выходят теологи и пророки. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
Изображённый на его гравюре «Меланхолия» так называемый магический квадрат является первым в Европе. Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514). «Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения — цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.
"Кэтрин быстро подсчитала в уме, сложив числа в нескольких строках и столбцах дюрерова квадрата.
— Тридцать четыре, — огласила она результат. — В любом направлении.
— Правильно, — подтвердил Лэнгдон. — А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат? Тем, что Дюреру удалось осуществить, казалось бы, невозможное. — И он наглядно продемонстрировал Кэтрин, что сумма тридцать четыре получается не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но также во всех четырех четвертях, в центральном четырехугольнике и даже при суммировании четырех угловых клеток. — А самое удивительное, что Дюрер к тому же умудрился вписать в нижний ряд 15 и 14, обозначив год совершения этого невероятного подвига!"
Дэн Браун, "Утраченный символ"
шрифт Дюрера |
Будучи, прежде всего, живописцем и графиком, Дюрер, как и многие крупные мастера Возрождения, интересовался самыми разными областями знания. Когда в Лиссабон привезли в подарок губернатору Португальской Индии от восточного султана носорогов, друг Дюрера, издатель и торговец Валентин Фернандес, прислал ему письмо с описанием и наброском животного. На основе этих сведений художник, заинтересовавшись странным существом, сделал два рисунка, с одного из которых выполнил гравюру. Работа хотя и имела ряд вполне объяснимых неточностей, вроде лат на теле или гребня с рогом на спине у диковинного зверя, в целом изображала его верно. Кроме страсти исследователя Дюрером двигало желание ренессансного художника почувствовать связь с античностью, ведь носорог был животным, которое к XVI веку в последний раз видели в Европе еще при древних римлянах.
Моисей, получающий десять заповедей. 1500 год |
Сохранилось одиннадцать из, по крайней мере, двадцати шести рисунков для «Бенедиктинской серии», выполненной по заказу бенедиктинского монастыря Св. Эгидия (витражи, восхищавшие Якоба Лохера, были разрушены во время пожара в 1696 году).
Витражи мастерской Фейта Хиршфогеля по рисункам Альбрехта Дюрера. 1502 год. |
Витраж «Святой Андрей и папа Сикст II» по проекту Альбрехта Дюрера 1504-1505 |
В 1515 году (правда, некоторые датируют их 1527 годом) Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли.
В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом — текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил — Конрад Хейнфогель расположил звезды — Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями».
В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу). Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся еще в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами… и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно греческой мифологической традиции. Изображения двух полушарий даны в стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики.
Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания Географии Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (Стабиусом) и Конрадом Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» — Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения. В географической карте Стабия-Хейнфогеля-Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров.
Карта Вальдземюллера 1507 года. |
В 1510–1520-е гг. Дюрер создает ряд замечательных произведений, центральное место в композиции которых занимают образы, словно перенесенные на полотно из реальной действительности — настолько живыми они кажутся. Примерами таких работ являются живописные портреты:
«Портрет Виллибальда Пиркгеймера» (1524) |
«Портрет Филиппа Меланхтона» (1526) Музей изящных искусств (Бостон) |
«Портрет Эразма Роттердамского» (1526) Национальная галерея, Вашингтон |
и рисунки
«Портрет брата Андрея» (1514) |
«Портрет матери» (1514) |
«Портрет девушки» (1515) |
В июле 1520 Дюрер отправился в свое последнее путешествие по Нидерландам с целью встретиться с королем Карлом V, коронация которого должна была состояться в Аахене и восстановить пенсию, дарованную ему Максимилианом I. Вместе с женой и ее служанкой Дюрер проплыл Рейном в Кельн, а оттуда в Антверпен, где его хорошо встретили. В Антверпене Дюрер выполнил множество рисунков серебряной иглой, мелом и углем. Кроме посещения коронации он побывал в Кельне, Неймеген, Хертогенбос, Брюгге, Генте и в Зеландии.
Причина следующего автопортрета - болезнь Дюрера. Во время путешествия по Нидерландам художник становится жертвой неизвестной болезни (по некоторым сведениям - лихорадки), от последствий которой до конца жизни так и не оправился. Один из симптомов болезни - увеличение селезёнки. Набросок сделан в письме к врачу в 1521 году. Над ним написано: "У меня болит там, где находится жёлтое пятно, на которое я указываю пальцем".
В Нидерландах он знакомится с работами известнейших нидерландских живописцев. Однако художественно-изобразительная манера последних практически не отразилась на дальнейшем развитии индивидуального метода мастера.
Городские укрепления (гравюры Дюрера из "Наставлений по искусству укрепления крепостей, замков и городов") |
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.
=
Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге |
Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи.
Трудясь над гравюрами, отказавшись от всего многоцветия мира, ограничив себя черным и белым, Дюрер тосковал по богатству красок. Он еще не догадывался, что, глядя на его гравюры, люди забывают, что перед ними черно - белое изображение. Пройдет тридцать лет, и Эразм Роттердамский вдохновенно напишет о Дюрере: "Апеллес был первым в своем искусстве... Но в распоряжении Апеллеса были краски, правда, немногие и весьма скромные, но все же краски. Дюреру же можно удивляться... ибо чего не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами?.. Даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает тончайшими штрихами, и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски. Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия того, в чем при поддержке цвета отличился Апеллес?"* (* Дюрер А. Дневники..., т. 1, с. 205.).
Кстати, Дюрер был настолько разносторонним, что иногда даже писал стихи. Хотя нет. Вот как о нем говорит Игорь Шестков в своей книге "Меланхолия Дюрера глазами русского": "Дюрер писал не стихи, а проповеди. Наставления. Его рифмованные тексты неуклюжи и назидательны. Назидательны и его графические аллегории - только мы этого не замечаем из-за их красоты. Стихи эти сами по себе не интересны. Но они протоколируют страхи и надежды великого художника. Обнажают его внутренний мир. Несмотря на ясность графического языка Дюрера, мы, современные зрители, часто не понимаем ни сюжета, ни аллегорического смысла, заложенного мастером в свои произведения. Мы давно потеряли тоску по той сияющей истине-надежде, которой жил Дюрер. Эту надежду давало верующему христианское учение о покаянии и вечной жизни."
Почтовая марка ФРГ, посвящённая А. Дюреру, 1961, 10 пфенингов |
На 50 марках, 1948 г. картина Альбрехт Дюрера в Нюрнберге Портрет на переднем плане, а также мотивы из жизни |
Еще один интересный факт: Львовское собрание рисунков
репродукции работ, входивших в львовскую коллекцию |
В период с 1869 до 1941 года во Львове была уникальная коллекция из 24 картин (по другой версии, 27) Альбрехта Дюрера, которую собрал еще в начале XIX века князь Генрик Любомирский. Позже он заключил соглашение с Ю. М. Оссолинским, основателем в Львове Народного заведения Оссолиньских, включавшего библиотеку, нумизматические собрания, рисунки, гравюры, живопись и скульптуру, или "Оссолинеума" (1817). По соглашению, Любомирский должен был передать свою коллекцию в основанный Оссолинским заведение, а вместо того, после смерти Ю. М. Оссолинского, Любомирский и его потомки должны были стать опекунами заведения. В 1869 году коллекцию полотен Дюрера, как и было договорено ранее, перевезли из Пшеворска в Оссолинеум. О коллекции на время забыли. Ее не показывали и не экспонировали. Только ученые и искусствоведы знали о бесценном сокровище в библиотеке Оссолинских. «Львовские» рисунки были, видимо, среди тех, которые в 1580 году приобрел Рудольф II, и более 200 лет они принадлежали Габбсбургам.
В 1927 г. английский писатель Х.С. Райтлингер впервые открыл научному миру доселе неведомую коллекцию в «The Burlington Magazine». Львов неожиданно для себя оказался владельцем коллекции рисунков Дюрера - лучшей после собраний Берлинского Купферштих-кабинета, Венской Альбертины и Британского музея! Среди произведений был один из шедевров Дюрера - его прекрасный автопортрет 1493 года, исполненный тушью и пером. Интерес выразила Германия: в том же году в Берлине вышел шестой том собрания всех работ Дюрера, куда вошли также рисунки львовской коллекции. Работы Дюрера из львовской коллекции экспонировались в Нюрнберге. В 1936 году коллекцию даже использовали по случаю проведения Олимпиадии в Мюнхене. Рисунки Дюрера там шли под общей категорией "Большие немцы". Впоследствии, львовским искусствоведом межвоенного периода М. Ґембаровича, в сотрудничестве с венским ученым Г. Титце, был издан каталог львовской сборки известного немецкого художника. "Рисунки Альбрехта Дюрера в музее Любомирских во Львове" - так он был наименован.
После пакта Молотова-Риббентропа в сентябре 1939 года Львов оккупировала Красная Армия. Советы закрыли Музей Любомирских, но историку искусства профессору Мечиславу Гембаровичу удалось спрятать в подвале ценные дюреровские произведения. В декабре 1939 года Ганс Поссе, бывший тогда директором Дрезденской галереи, писал Борману: «Хочу обратить Ваше внимание на то, что… в руки Советов… попал альбом рисунков Альбрехта Дюрера…» Став личным представителем Гитлера по изъятию произведений искусства для музея в Линце, Поссе, после начала Второй мировой войны, ее советского-германского периода, послал во Львов директора Абба, но… было поздно – рисунков Дюрера тот не нашел. Его опередил, в первые дни немецкой оккупации Львова, личный представитель Германа Геринга "специальный уполномоченный для защиты произведений искусства на оккупированных территориях", австрийский искусствовед Каетан Мюльманн. Нацистский протокол свидетельствует: несчастный профессор Гембарович был «тщательно допрошен», после чего показал место, где спрятал рисунки. Конфискуя коллекцию, Каэтан Мюльман оставил музею… расписку! Зачем? Ведь можно было забрать экспонаты, не оставляя и следа, как это делалось позже. Но в первые дни войны грабители еще хотели сохранить лицо. Коллекцию, вошедшую в 1940 в только что созданную Львовскую библиотеку АН УССР (ныне Научная библиотека имени Стефаника), транспортировали в Берлин и до окончания войны ее пристанищем стала рейхканцелярии Адольфа Гитлера, который приказал взять рисунки с собой в поездку на Восточный фронт: «Имея их рядом, я смогу смотреть на них чаще». И почти всю войну произведения великого мастера хранились в офисе Гитлера в рейхсканцелярии. На Нюрнбергском процессе Мюльманн показал, что лично передал рисунки Герингу, который уступил их Гитлеру. Последний, как известно, учился на художника и, по некоторым данным, с особой уважением и восхищением относился к произведениям Альбрехта Дюрера.
Рисунки во Львов не вернулись. В последние дни войны, из-за угрозы бомбардировок Берлина, произведения искусства были перевезены в старую соляную шахту Аль Аусзее, вблизи Зальцбурга, что в Австрии. Там она и была найдена американскими военными. В апреле 1947 года к военному атташе США обратился Георг Любомирский, который, ссылаясь на то, что он является потомком рода, собравшим коллекцию, предложил вернуть ему работы. С такой же просьбой князь Любомирский обратился в Германии к официальным представителям США по вопросам возвращения произведений искусства. В ответ Любомирский обещал подарить часть работ Национальной галерее в Вашингтоне. За неделю дело успешно решилось -- рисунки были обнаружены, перевезены американской стороной из соляной шахты и переданы в Мюнхенский сборный пункт. В письме от 13 января 1948 года директор этого пункта Леонард Стюарт писал, как он с большим волнением открыл ящик с рисунками Дюрера, как увидел произведения, которые Гитлер держал для собственного удовольствия. Леонард отметил, что эти рисунки «должны быть переданы в музей Львова». Поэтому князю Любомирскому вначале сказали: извините-с, но претензии на произведения искусства следует представить на рассмотрение правительствами, а не отдельными лицами, и «реституция должна совершаться в отношении наций, а не индивидуумов». Споры, кому достанется Дюрер, закончились тем, что рисунки отдали Любомирскому - видимо, помня, что он обещал их передать Вашингтонскому музею, но тот очевидно "случайно" забыл об обещании.
Начиная с 1954 г. Георг Любомирский продал собрание двумя частями американской антикварной фирме и частной галерее, после чего они были частями многократно распроданы. На вырученные же деньги князь укатил на французскую Ривьеру. Ныне хранятся единичными экземплярами и небольшими группами (не более трех) в национальных музеях США и Канады, а также в частных коллекциях США, Канады, Великобритании и Германии. Местонахождение одного рисунка неизвестно. В 2004 г. Украина безвозмездно передала Нидерландам ряд произведений изобразительного искусства, которые были частью бывшей коллекции Кенигса, в свое время купленной Германией в Нидерланды, а затем вывезенной в СССР в качестве контрибуции. Украинская часть коллекции включала и работы Дюрера. Попытки связать возвращение коллекции Кенигса с возвращением трех рисунков из львовской собрания Дюрера, ныне находящихся в музее Бойманс в Роттердаме, были безуспешными.
По состоянию на середину 1990-х, стало известно о местонахождении большинства картин. Три из них были в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке, две в Художественном музее в Кливленде, две Роттердаме. Также находились картины в Чикаго, Бостоне, Бирмингеме и др. Часть работ попала в частные коллекции. В декабре 1991 года Линн Николас, автор исследования об украденных произведениях искусства, изданного Макмилланом, разговаривала с куратором Львовской галереи искусств Дмитрием Шелестом. Николас вспоминала: «Шелест сказал мне, что видел документы Генриха Любомирского, в которых говорится, что, передав работы Дюрера музею, князь хочет, чтобы они оставались во Львове, несмотря ни на какие политические перемены. Он сказал, что имеет надежду проследить путь рисунков, которые ушли на запад». 29 апреля 1992 года Шелест погиб, отважно защищая сокровища галереи от вооруженных грабителей…
В коллекции Метрополитен музеума в Нью-Йорке три работы Дюрера: «Автопортрет» (1493 год), «Фортуна» и «Святое семейство». Все они подарены «Мэту» (как фамильярно называют сокровищницу мировой художественной культуры нью-йоркцы) в 1975 году Робертом Леманом из чудесного собрания его отца-миллионера Филиппа.
Об автопортрете стоит рассказать отдельно. Это самая выдающаяся вещь из львовского собрания. 22-летний Дюрер писал его, очевидно, в Базеле или Страсбурге. Средневековые художники, закончив обучение в мастерской своего учителя, отправлялись в путешествие по городам, где работали лучшие мастера. Не нарушил традицию и Альбрехт. Существует несколько юношеских рисунков Дюрера, среди них два автопортрета -- двадцати и двадцати двух лет. Видно, как всего за два года возмужал художник, иллюстрировавший известную сатиру Себастьяна Бранта «Корабль дураков» и комедии Теренция. Первый портрет -- растерянный подмастерье, пристально всматривающийся в мир перед собой, прикрыв глаза правой рукой; второй -- задумчивый, спокойный, мудрый взгляд, уже готовый встретиться со взглядами Томаса Мора и Эразма Роттердамского… Фюреру, очевидно, нужно было постоянно видеть перед собой по утрам этот немецкий взгляд из глубины веков.
Дюрера – Дюрерплатц, неподалеку как раз возвышается церковь Себальдускирхе, которую посещал в свое время прихожанин Дюрер, установлен памятник Альбрехту Дюреру, который примечателен тем, что это был практически первый памятник Германии, посвященный некоронованной особе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий