суббота, 2 июля 2016 г.

1-3 июля 2016: Фестиваль в честь леди Годивы


Ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, героини одной из самых популярных английских легенд, скачущей обнаженной на коне по улицам древнего города Ковентри, был учрежден благодарными горожанами еще в 1678 году.


В XXI веке количество эпатажных акций и перформансов, участники которых обнажаются в публичных местах, давно вышло за рамки разумного. При этом те, кто решает раздеться на публике ради искусства или в рамках политического протеста, мало чем рискуют. Большинство из них вообще не несёт никакой ответственности, тем, кому повезло меньше, приходится платить штраф или несколько дней провести в тюрьме. А в прежние эпохи смельчаки рисковали куда больше. Нравы были грубее, наказания жёстче, а святая инквизиция в подобном поведении и вовсе могла усмотреть козни дьявола, после чего дело легко оборачивалось сожжением на костре. Тем удивительнее, что, наверное, самая успешная публичная акция в стиле ню в истории человечества состоялась в XI веке.

Эднунд Блейр-Лейтон, 1892 г.
На картине изображена сцена договора
между леди Годивой и графом Леофриком
По легенде леди Годива, юная красавица-жена местного лорда Леофрика, графа Мерсиа, славящаяся своим благочестием и добрым нравом, была поражена окружающей бедностью и, сострадая местному населению, молила постоянно своего мужа, отличавшегося чрезмерной алчностью в отношении своих подданных, иногда прибегая к крайней мере в отношении неплательщиков – к смертной казни - отменить беспощадные налоги, которыми он буквально душил людей своего графства, или хотя бы снизить их размер, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь простолюдинов. Однако все ее мольбы оставались безответными. Однажды граф Леофрик, будучи навеселе, дабы положить конец бесконечному заступничеству жены за "подлое" население своего графства, пообещал ей смягчить налоговый гнет, а то и даже вовсе отменить налоги, если Годива выполнит одно условие: графиня при свете дня должна была проехать на коне через все улицы и площади городка совершенно обнаженной. «Я согласен, - заявил граф, - но вы, леди, должны знать, что древние греки и римляне почитали главным совершенством природы человеческое тело. Демонстрируя его, они стремились изменить жизнь к лучшему. Так вот, если вы проедете в полдень обнаженной верхом на лошади через рыночную площадь Ковентри, прославляя тем самым человека как творение Божье, я отменю все городские налоги». Хитрый граф был уверен, что набожная женщина ее ранга никогда на это не пойдет. Но он ошибся - к великому егоизумлению, Годива не отступилась.

Джон Кольер "Леди Годива" (1898)
В назначенный день она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни. Впрочем, по другой версии, зная о предстоящем, жители города Ковентри в назначенный день сами закрыли все двери и ставни окон своих домов из любви и уважения к своей госпоже, чтобы хоть как-то спасти ее честь, поэтому она грациозно проехала в сопровождении двух одетых всадниц по улицам города, прикрытая лишь своими длинными блестящими волосами (по одной из версий, длинные пышные волосы выросли у леди Годивы, как только она решилась обнажиться, чтобы прикрыть ее наготу), почти без свидетелей.


Только один паренек - "храбрый" портняжка (по другим данным - мясник) Том («Подглядывающий Том» (Peeping Tom)) - горя от любопытства, решился выглянуть из окна. Небо покарало наглеца, и он ослеп прежде, чем увидел леди Годиву в наряде Евы. Правда, есть версия, утверждающая, что сами горожане взяли дело в свои руки и ослепил ослушника. Существует и такая версия: когда леди Годива совершала свою знаменитую конную прогулку, рыночная площадь была полна народу. Однако наготы ее никто не заметил, потому что от глаз горожан ее скрыл чудесный покров, ниспосланный Девой Марией. Впрочем, скорее всего, не успевшие укрыться горожане опустили головы вниз или закрыли глаза.

После испытания женщина вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги, а по некоторым данным, вообще их отменил, оставив только один налог — на содержание лошадей. Видно граф, наряду с прочими достоинствами, обладал еще и доброй долей хорошего (английского) чувства юмора. С тех пор потомки и прославляют леди Годиву, установив ей памятник и учредив праздник. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы – роль графини исполнял мальчик.


Под красной попоной
Мой конь будто схвачен огнем,
По улицам сонным
С наездницей голою днем.

Немного обмана -
К условию графа привес.
Ведь я не путана,
Мне ставни закрытые в честь.

Надеюсь налоги
Он подданным снизит потом.
Вы смилуйтесь, боги,
И наглый единственно Том!

Под красной попоной
Мой конь будто схвачен огнем.
Туман без картона
И я примечательна в нем.

У леди Годивы
До пояса волосы - плед,
Пушистое диво
И сердца добрейшего след.

© Copyright: Жанна Баринова, 2011

Уильям Холман Хант, 1857
Интересно, что в англосаксонской хронике, составленной до 1066 года, ничего не сказано про легендарный поступок обнаженной всадницы. Также о нем не упоминается в подробном источнике сведений об Англии XI века – в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя. Первое упоминание об обнаженной леди Годиве появилось спустя 200 лет после ее смерти в 1236 (по другим данным - 1188) году в записях, точнее в книге «Flores Historiarum», Роджера Вендровера - нормандского хроникера, монаха монастыря Святого Олбана, основанного на деньги правителя Мерсии еще в VIII веке. Согласно этим сведениям, события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник. С другой стороны, его считают завистником славы и богатства Ковентри. Так что, возможно, это был наговор. В дальнейшем народная молва сильно дополнила это предание.

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу. Основные противоречия в легенде:
  1. жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  2. горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  3. леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.
Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и позже налог, действительно, не взимался (в том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался). Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Налоговая система Англии того периода была сложной и разорительной, зачастую непосильной для мелких землевладельцев. Но даже такому крупному хозяйству, которым владели супруги Леофрик и Годгифу, было непросто существовать под постоянно увеличивающимся гнетом налогов. Поземельный налог, так называемые «датские деньги» (Danegeld), направляемые на финансирование обороны Англии, военная повинность (за счет землевладельца), судебная повинность (королевский суд, как и другие государственные бюрократические процедуры, был платным), прочие налоги - владелец земли должен был собрать уже со своих подданных не только эти налоги, причитающиеся государству, но и налоги, на которые должен жить сам и содержать своё большое хозяйство. Грамоты, предшествующие Нормандскому завоеванию Вильгельма 1066 г. демонстрируют изобретательность эрлов и прочей знати в способах облагать налогами разные группы населения. Налоги собирались натурой: домашними животными, продуктами питания, несением трудовой и воинской повинностей, обеспечением постоя, церковными податями и так далее, и так далее. Ситуация осложнилась в 1040 году, когда к власти пришел законный сын Кнуда Великого, внук Харальда Синезубого, Хардекнуд, который был одновременно и королем Дании. Власть ему пришлось отнимать силой - у незаконного сына того же Кнуда, для чего ему и понадобилась помощь викингов. Чтобы оплатить услуги этих викингов-хускарлов пришлось резко увеличить налог, и к «датским деньгам» прибавились «военные деньги» (Нeregeld, херегельд) – самый высокий в то время налог, разорявший многих. О размере налога говорит тот факт, что при археологических раскопках на территории Дании находят больше англосаксонских монет, отчеканенных в то время, чем в самой Англии, что не могло не вызывать недовольство жителей страны. Когда хускарлы, приехавшие собирать налоги, были убиты толпой жителей Вустера, Леофрик проявил лояльность к новому королю: по его приказу разорил непокорный Вустер – мы видим, что надеяться на Леофрика народу Ковентри не приходилось. Сам налог херегельд будет отменен еще при жизни Годгифы и её супруга – но не по их решению: его отменит очередной король, Эдуард Исповедник, в 1051 году. В 1057 году после смерти Леофрика уже сама Годгифа еще снизит налоги, а перед своей кончиной всё, доставшееся ей по наследству от супруга, передаст церкви.

В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива – реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.


Как свидетельствуют документы, героиня легенды была женщиной во всех отношениях замечательной – добросердечной и великодушной – и покровительствовала искусствам. Леди Годива (Godiva – латинизированная форма старо-английского имени Godgyfu, Godgifu, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 (а по некоторым данным - от 50 до 100) различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века (980—1067). Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий – в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англо-саксонского аристократа, эрла (графа) Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III, одного из самых влиятельных людей в Англии, который был вхож ко двору англосаксонского короля Эдуарда Исповедника и был уполномочен собирать налоги с подданных. Могущественный граф Мерсии впрочем не был чужд и высоких материй. Вскоре, в 1043 году, граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри – одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. Богатому семейству принадлежал не только средневековый городок Ковентри, а также обширные земли в Ноттингемшире, Глостершире и Уорикшире. Известно, что граф с супругой принимали активное участие в постройке и ремонте храмов и часовен в своих владениях. Кстати, вполне возможно, что амбиции Леофрика, растущие с каждым днем, вылившиеся в строительство все новых и новых общественных сооружений, привели к значительному росту налогов. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам – золоту, серебру и драгоценным каменьям – церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии. Графиня пережила графа на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре.


Кстати, археологи нашли витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Между прочим, обратите внимание на хронологию: когда леди Годива, родившаяся в 980 году, совершала свою знаменитую поездку в стиле "ню" по улицам Ковентри, ей было 60 лет! Для средневековья это был возраст глубокой старости, учитывая среднюю продолжительность жизни в это время - 35-40 лет (и это для мужчин, а для женщин и того меньше). Представляете себе дряхлую старушку в обнаженном виде разъезжающую на лошади по узким улочкам средневекового города!? Может быть, его жители закрыли ставни, просто потому что не желали видеть этого этого извращения?

Сатирическая картина «In Lady Godina’s Rout», Джеймс Гилрей, (1796)
легенда леди Годивы обыгрывается применительно к моде того времени
Кстати, как утверждает Ботинок, Годива была благородной дамой, но не могла быть леди – этого титула еще не существовало, в то время жена эрла носила титул «гебедда» (gebedda). Попробуем понять значение этого титула. В древнескандинавском языке военный вождь и одновременно глава общины назывался «конунг», а вот супругу такого конунга в некоторых источниках называли «heals-gebedda», где «heals» - шея, как и в древнеанглийском. С течением времен в английском языке это слово забудется и вместо него появится «neck», а вот в немецком оно преобразуется в «Hals» и подарит нам слово «Hals-stuck» (галстук, буквально: штучка на шее). В слове «gebedda» самая простая часть - «-bed-» - вы знаете это слово: «кровать», окончание «-da» превращает его в прилагательное, а приставка «ge-» , которая именно в таком же смысле применяется и в эсперанто, означает совместность лиц обоего пола. Если собрать всё слово «gebedda» целиком, получится «та, что разделяет с ним постель». Вспомнив о «heals», мы получим «сожительница на шее». Сами понимаете, результат анализа подан в несколько юмористическом плане, но, главное, мы узнали, что «сопостельница эрла» леди (титул известный в виде «hlæfdige» зафиксированный в 1200-х, примерно значит: «хозяйка, пекущая хлеб», довольно быстро превратится в «lafdi», «lavede» или «ladi» - то, что мы сегодня и называем «жена лорда»), то есть Годива, женой лорда (первое упоминание этого титула относится к XIII-му веку в виде «laverd» или «loverd») быть не могла.
Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Иллюстрация Эрика Фрейзера
из "Легенды и мифы Великобритании"
Считается, что легенда о леди Годиве возникла на основе языческих ритуалов плодородия, которые еще долго сохранялись в Европе и иногда смешивались с христианскими традициями. Профессор английской литературы Даниэль Донахью заявил, что в основе легенды заложены древние сказания и даже языческие обряды. И, как известно, жители Ковентри издавна поклонялись обнаженной языческой богине на лошади. К северу от города Ковентри еще до вторжения норманов обитало племя англов – мерсийцев, а на юге жило племя саксов – хвикке. С последним названием связывают появление слова «викка», что означает «языческая колдунья». Кстати, в официальном титуле графа Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Племя хвикков поклонялось богине плодородия, которую звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. В деревне Вегинтон к югу от Ковентри археологи провели раскопки и обнаружили храм богини Годы. На севере же есть целое селение под названием Кода. Имеется предположение, что весь регион Котсуолд назван в честь древней богини. Сам город Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. Также, общепринято считать, что название самого города происходит от священного дерева Кофу, которому поклонялись местные язычники, и возле которого они проводили свои ритуалы. Каждый год в середине лета устраивали мистерии, посвященные богине Годе. На них обнаженная всадница-жрица объезжала город верхом на лошади, представляя собой богиню. После торжественного шествия жрица подъезжала к священному дереву, где принимала всяческие почести. Обязательным правилом обряда являлось также жертвоприношение молодых мужчин и лошадей. Этот языческий культ просуществовал довольно долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году все еще проводились ежегодные обряды и жертвоприношения. Церковные власти, пытающиеся всячески искоренить власть языческих верований в стране, понимали, что им не удастся ликвидировать их сразу и навсегда. Так и не сумев полностью запретить древний праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню Году благочестивой реальной женщиной с созвучным именем. И привязали к ней историю с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине. Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству. В легенде был упомянут портной Том, лишившийся зрения. В язычестве он олицетворял жертву, приносимую древнему божеству. Монахи и здесь потрудились в свою пользу, сделав из любопытного портного одиозную фигуру грешника, понесшего наказание за ослушание. Без поучительных, устрашающих историй никуда не деться!

Adam van Noort
Что касается «Подглядывающего Тома», то, по некоторым данным, эта деталь появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Кстати, имя Том не англосаксонское.

Деревянная статуя Peeping Tom,
выставленная для парада Ковентри. Эскиз W.Reader (1826)
Есть мнение, что в оригинальной картине могло и не быть силуэта в окне. Упоминание о любопытном случае впервые появилось в 1634 году трое солдат из Нориджа (Norwich) приехали в Ковентри и один из них записал легенду в дневнике. Эта запись содержит некое упоминание о возможном зрителе, но было настолько расплывчатым, что нашли ее только задним числом. Он состоит всего из двух строк, вероятно, от утерянной баллады:

Her fayre long hayre did much offend
The wantons glancing Eye.
На ее сверкающие длинные волосы
взглянул преступно распутный глаз


Вполне возможно, что нечто подобное и было в той балладе, основанной на старой записи монаха Роджера из Албанского аббатства и его неизвестного источника, однако в первоначальном тексте хроники до изменения ее Ричардом Графтоном (Richard Grafton) говорилось, что Годива проехала через молчащий толпу на рынке, прикрывшись распущенными волосами. Так или иначе, но в 1659 году, в городе появилась деревянная статуя человека, смотрящего из окна, и путешественникам рассказывали, что негодный человек, который выглянул из окна полюбоваться голой красавицей, тут же упал мертвым. Позднее, сверхъестественное наказание было уменьшено до ослепления.

Кстати, в письменном виде впервые слово «peep» (подглядывать) и было употреблено в отношении этого самого Тома в середине XV века. Возможно, «peep» произошло от староанглийского «piken» (быстрый взгляд). «Peeping Tom» на сленге того времени означало «надоедливо любопытный человек», но в историю леди Годивы окончательно в современном виде он попал только в начале XIX века.


Сегодня имя "Peeping Tom" в англоязычном мире стало нарицательным и, обычно, означает вуайериста.

v
Germany 1938 Brown Band Horse Race Lady Godiva Mi671y Stamp Set MNH
1967
Трудно сказать, происходили эти события в реальности или нет. Но это и неважно. Образ леди Годивы очень популярен во всем мире. Пик популярности приходит в Викторианскую эпоху, когда художники наперебой бросились на этот сюжет, позволяющий и безвозбранно рисовать обнаженную женскую фигуру и крайне популярный у публики, благодаря сочетанию сразу трех "фетишей" - обнаженная женщина, распущенные прекрасные волосы и красивый конь. Ей посвящены поэмы, романы, песни, фильмы.


Вот как описывает это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон в 1830:

Я в Ковентри ждал поезда, толкаясь
В толпе народа по мосту, смотрел
На три высоких башни - и в поэму
Облек одну из древних местных былей.

Не мы одни - плод новых дней, последний
Посев Времен, в своем нетерпеливом
Стремленье вдаль злословящий Былое, -
Не мы одни, с чьих праздных уст не сходит
Добро и Зло, сказать имеем право,
Что мы народу преданы: Годива,
Супруга графа Ковентри, что правил
Назад тому почти тысячелетье,
Любила свой народ и претерпела
Не меньше нас. Когда налогом тяжким
Граф обложил свой город и пред замком
С детьми столпились матери, и громко
Звучали вопли: "Подать нам грозит
Голодной смертью!" - в графские покои,
Где граф, с своей аршинной бородой
И полсаженной гривою, по залу
Шагал среди собак, вошла Годива
И, рассказав о воплях, повторила
Мольбу народа: "Подати грозят
Голодной смертью!" Граф от изумленья
Раскрыл глаза. "Но вы за эту сволочь
Мизинца не уколете!" - сказал он.
"Я умереть согласна!"- возразила
Ему Годива. Граф захохотал,
Петром и Павлом громко побожился,
Потом по бриллиантовой сережке
Годиву щелкнул: " Россказни!" - "Но чем же
Мне доказать?" - ответила Годива.
И жесткое, как длань Исава, сердце
Не дрогнуло. "Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю", - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы.

Такой ответ сразил Годиву. Мысли,
Как вихри, закружились в ней и долго
Вели борьбу, пока не победило
Их Состраданье. В Ковентри герольда
Тогда она отправила, чтоб город
Узнал при трубных звуках о позоре,
Назначенном Годиве: только этой
Ценою облегчить могла Годива
Его удел. Годиву любят, - пусть же
До полдня ни единая нога
Не ступит на порог и ни единый
Не взглянет глаз на улицу: пусть все
Затворят двери, спустят в окнах ставни
И в час ее проезда будут дома.

Потом она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком... Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.

На нем она пустилась в путь - как Ева
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она.
Разинув пасть, лукаво вслед за нею
Косился желоб. Тявканье дворняжки
Ее кидало в краску. Звук подков
Пугал, как грохот грома. Каждый ставень
Был полон дыр. Причудливой толпою
Шпили домов глазели. Но Годива,
Крепясь, все дальше ехала, пока
В готические арки укреплений
Не засняли цветом белоснежным
Кусты густой цветущей бузины.

Тогда назад поехала Годива -
Как гений целомудрия. Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли, - да торжествует вечно
Добро над злом. Годива же достигла
В неведении замка - и лишь только
Вошла в свои покои, как ударил
И загудел со всех несметных башен
Стозвучный полдень. В мантии, в короне
Она супруга встретила, сняла
С народа тяжесть податей - и стала
С тех пор бессмертной в памяти народа.


перевод И.Бунина

Статуя Леди Годивы в Старой Ратуше. Ковентри
  • В XIX веке два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 год, превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело. Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла покончить жизнь самоубийством.
  • Мисс "Леди Годива" 1929
  • Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам:

    С миром державным я был лишь ребячески связан,
    Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья -
    И ни крупицей души я ему не обязан,
    Как я ни мучил себя по чужому подобью.

    С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
    Я не стоял под египетским портиком банка,
    И над лимонной Невою под хруст сторублевый
    Мне никогда, никогда не плясала цыганка.

    Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
    Я убежал к нереидам на Черное море,
    И от красавиц тогдашних - от тех европеянок нежных -
    Сколько я принял смущенья, надсады и горя!

    Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
    Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
    Он от пожаров еще и морозов наглее -
    Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!

    Не потому ль, что я видел на детской картинке
    Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,
    Я повторяю еще про себя под сурдинку:
    - Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...


    Январь 1931
  • Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении "Городская сказка" ("...стан, как у леди Годивы")
  • Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в "Литовском ноктюрне" ("В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже "отчизна" на ощупь - как Леди Годива")
  • В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы ее муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.
  • MANDY GODIVA book Dean Yeagle
  • Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».
  • Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
  • Британская группа Placebo упоминает в своей песне "Peeping Tom" Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.
  • Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» ("Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже").
  • Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».
  • У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.
  • Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva» (1993). Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.
  • Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.
  • Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.
  • Наверное первая экранизация была в США в 1911 г. Режиссер Джеймс Стюарт Блэктон, в роли леди Годивы - Джулия Суэйн Гордон. Литературной основой сценария стала поэма знаменитого Альфреда Теннисона.
  • В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.
  • Знаменитая Леди в сериале "Зачарованные" (Charmed)
  • 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.
  • Один из сюжетов российского комедийного сериала «ДМБ» (2000—2003) называется «Леди Годива». Сюжет посвящен обнаженной наезднице.
"Леди Годива". Театральная постановка

Леди Годива снова в седле - британский фильм 1951 года. Режиссер - Фрэнк Лондер.


В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара.


Джина Лолобриджида в американской комедии Мелвина Франка "Странные супруги" (Strange Bedfellows, 1965).


Также нельзя забывать эротический "Lady Godiva Rides" (Поездки Леди Годивы) 1966 г. от режиссера Stephen C. Apostolof с Marsha Jordan в главной роли. Название фильма не имеет никакого отношения к классической английской легенде, разве что одинаковое имя главной героини и также наличия сцены ее поездки на лошади в обнаженном виде. В остальном это откровенная эротическая комедия, с пародией на вестерн.



"Легенда о леди Годиве" – белорусский короткометражный мультфильм, выпущенный в 2004 году киностудией Беларусьфильм.

Lil Lady Godiva by Sailmaster-Seion

Уже в XXI веке Heath Jones снял фильм Lady Godiva: Back in the Saddle (2007). В картине обыгран сюжет, в котором шантажируемый лидером местной мафии Ray Carlton мэр города с немного измененным названием Downtown Coventry Derek Osbourne разрешает строительство роскошного казино на месте парка, где и произошла знаменитая поездка средневековой леди. Его бывшая жена, американка Catherine Osbourne (в ее роли Caroline Harker) решает предотвратить гибель городской святыни. Вместе с группой сподвижников она организует... нечто подобное подвигу Леди!


И снова классическая версия легенды. XI век. Англия. Годива сварливая жена саксонского дворянина Леофрика – лорда Ковентри. Заметив, что с ее людьми жестоко обращаются и облагают пожизненным налогом, она смело противостоит мужу и решает проехать голой по улицам Ковентри в знак неповиновения. Она провозгласила, что никто не будет смотреть на ее наготу (за исключением "чрезмерно любопытных людей") и одержала триумф – ее муж и король Эдуард согласились и отменили налоги.


Актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере. 18 января 2008 года.


Москва, 5 сентября 2014. Обнаженная девушка верхом на белом коне проехала в пятницу днем по центральным улицам столицы. Фото современной леди Годивы уже появилось во многих соцсетях. Известная российская телеведущая Тина Канделаки сфотографировала на мобильный телефон обнаженную наездницу и выложила фото на свою страницу в Instagram. "Только что.. В центре города. Теперь так модно? Голая королева?", - прокомментировала телеведущая ситуацию с голой девушкой. Событие произошло на Тверской улице Москвы, передает LifeNews. Девушка, сидя на белой лошади, разделась, после чего тронулась вперед по дороге. Позже выяснилось, что "голая королева" является актрисой, а данный перфоманс - это съемки фильма. При этом команда решила не перегораживать движение во время съемок эпизода. Многие очевидцы даже не поняли, что оказались на съемочной площадке. Отметим, что пользователи соцсетей с юмором отнеслись к обнаженной наезднице. Некоторые окрестили ее королевой Марго, другие сделали девушке комплимент касательно ее внешности. "Ах! Как же она мила (...) А красиво выглядит", - написали пользователи dshleymo и denisbuzmakov в Instagram. Среди людей также были предположения, что наездница участвует в съемках порнографического фильма.


Образ Годивы, как "гения целомудрия", "луча света", возникает у Александра Грина, который почти в каждом своем произведении пытался решить общечеловеческие, нравственно-философские проблемы добра и зла, благородства и подлости, любви и ненависти. В начале третьей главы романа "Джесси и Моргиана" Грин пишет: «Джесси обошла все нижние комнаты; зашла даже в кабинет Тренгана, стоявший после его смерти нетронутым, и обратила внимание на картину «Леди Годива». По безлюдной улице ехала на коне, шагом, измученная, нагая женщина, - прекрасная, со слезами в глазах, стараясь скрыть наготу плащом длинных волос. Слуга, который вел ее коня за узду, шел, опустив голову. Хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, - сам зритель картины; и это показалось Джесси обманом. «Как же так, - сказала она, - из сострадания и деликатности жители того города заперли ставни и не выходили на улицу, пока несчастная наказанная леди мучилась от холода и стыда; и жителей тех, верно, было не более двух или трех тысяч, - а, сколько теперь зрителей видело Годиву на полотне?! И я в том числе. О, те жители были деликатнее нас! Если уж изображать случай с Годивой, то надо быть верным его духу: нарисуй внутренность дома с закрытыми ставнями, где в трепете и негодовании - потому что слышат медленный стук копыт - столпились жильцы; они молчат, насупясь; один из них говорит рукой: «Ни слова об этом. Тс-с!» Но в щель ставни проник бледный луч света. Это и есть Годива».

Edward Henry Corbould
Эдвард Генри Корболд
Маршал Клакстон
Альфред Джозеф Вулмер
Alfred Woolmer, 1856 г.
Alfred Joseph Woolmer
В картине Alfred Joseph Woolmer, пожалуй, единственный случай, когда кто-то из зрителей насмехается или относится без почтения к Годиве.

William Howard
Старинная гравюра Jones
по мотивам гравюры Jones. Florence Weston
Торжественно стучат подковы о булыжник.
И замер Ковентри в тревожном ожидании,
А из волос простое одеяние
Укрыло тело, и никто не вышел,
Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом
Ту, что, презрев законы и приличия,
Имея только волосы в наличии,
Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…»
Жюль Жозеф Лефевр
Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы, 1865 г.
Edith Arkwright, 1882 г.
Vint 1936 Irene Patten
Balthus (Balthasar Kłossowski de Rola 1908-2001)
"Girl on a white horse" 1941
Fred D. Jones, 1950
Remedios Varo, 1959
Сальвадор Дали, 1971
Marco Bronzini
Mirek Deja
Джозефин Уолл
Анастасия Гребцова
Грегор Якубовский
Александра Недзвецкая. Леди Годива
Felicia Cano
Kirsi Salonen
Крис Ролинс
Nestor Martinez
Karla Gudeon
Ladies Godiva by Rudi Hurzlmeier
darksilenceinsuburbia.tumblr.com
Laura Inksetter
by Patricio Betteo, via Flickr
sarah jane szikora
Lorelay Bove
JONNA BRASCH
Kate Smith
Liz Wright, 1987
Monica Delgado
Valérie Melançon
P.Simkins
Ruth Powers
TheRovingHedgehog on Etsy
Hans Arnold
by MagellansBellyStudio
Mariano Vargas
by Muse1908
Lady Godiva by blackBanshee80.de. on @DeviantArt
Deborah van Auten
George Frederick Watts
Dora Leigh. Такая себе Годива будущего
Steampunk Lady Godiva, WinonaCookie
by Jeff MacNelly
Сальвадор Дали. Леди Годива с бабочками,
Бронза, 51 см, 1976, первая отливка - 1984
"Дали, великий мастер сюрреализма, выделял образ Леди Годивы как один из своих самых любимых. Эта скульптура по замыслу Дали должна прославлять женственность и чувственность. Возвещая прибытие Годивы, бабочки не просто порхают вокруг нее и ее благородного коня - они становятся драгоценным украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту. Бабочки символизируют мир неземной красоты".

Джон Томас. Мейдстон музей, Кент, Англия. XIX в.
Леди Годива - часы в Ковентри
Лошадь и Lody Godiva были сделаны из дерева студентами в 1950 г.
by Isaac Kahn
Эля Ялонецки

бронзовая статуэтка, L. Mignon, Бельгия, ок.1890
by Tania Babb
GODIVA (2013) by Joao Ruas
Акрил, Fabriano и дерево
Wedgwood Lady Godiva plate
Тема пользуется огромной популярностью и в наши дни. Чего стоят хотя бы работы Сальвадора Дали на этот сюжет, причем и живописные и скульптурные. Да и сейчас очень часто появляются новые произведения с Леди. Другое дело, что сейчас во многом утрачен драматический момент самопожертвования, чаще всего это или изображение обнаженной красавицы верхом в стиле некоей лесной богини красоты или просто эротический образ, воссозданный в мраморе, глине, бронзе, на гобелене, на полотнах живописцев...


и даже на обёртке шоколада, достойного королей, качество и изысканность которого всегда были ценимы королевскими семьями:
  • У королевы Англии есть привычка лично посещать магазин Harrods, чтобы самой выбрать любимый сорт шоколада Godiva.
  • На светских приемах Королевы Матери Нидерландов подают пралине Godiva.
  • Король Бельгии покупает пасхальные яйца Godiva. Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора.
  • Также подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Почти 80 лет назад амбициозный, но тогда еще никому не известный брюссельский кондитер Джозеф Дропс (Joseph Draps) загорелся идеей создать премиальный бренд шоколадных конфет нового поколения – с гладкой поверхностью, оригинальной начинкой из отборных сортов какао и непременно в изысканной упаковке ручной работы. Когда шоколатье придумывал название своего новоиспеченного творения, то невольно вспомнил красивую историю о великолепной англо-саксонской графине, и с тех пор на каждой коробочке обожаемых гурманами сладостей блестит золотой вензель ‘Godiva’! Именно образ Годивы, которая сочетала в себе и страсть, и чистоту, стал символом продукции Дропса и, безусловно, ангелом-хранителем марки – 450 бутиков по всему миру может открыть только очень удачливый бизнесмен! За прошедшие годы лицом food-бренда успели побывать многие голливудские и европейские знаменитости, даже эпатажная звезда ‘Playboy’ Анна Николь Смит (Anna Nicole Smith). Но никто из них пока не смог конкурировать с легендарным образом леди Годивы – сладкоежки до сих пор ищут на конфетах и пряниках печать с изображением стройной обнаженной наездницы, и если не находят, то расценивают купленное как подделку!

Осенняя Годива 2010
Один из предварительных вариантов оформления «осенней» жестянки для конфет Godiva художника-иллюстратора из Нью-Йорка Зельды Девон.


Вероятно, этот напиток должен нравиться любителям раннего Игоря Северянина, с его фиолью и грезёрками:

Качалка грезерки (1911) [Л. Д. Рындиной]

Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком - над бестинным прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом!

Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться -
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!

Покачнетесь Вы влево -
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!

Покачнетесь Вы вправо -
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;

Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме
Вы сойдете на Землю, - мирозданья Колумб!

А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!

К сожаленью, истина проста и состоит в том, что это банальная алкогольная версия одноименной знаменитой компании шоколадных конфет. Существует в двух версиях: одна - из белого шоколада, вторая из темного. Ликер нравится шоколадным наркоманам и нимфеткам. Выпускается с 1992 года. Обычно его используют как добавку в кофе со сливками для получения темного шоколадно-моккового гибрида или подается к черному кофе в качестве десерта.


Коктейль Шоколатини: ароматная комбинация на основе водки и ликера Godiva.
«Шоколатини» — это коктейль-мечта. Сладкий шоколадный привет из детства, приготовленный по-взрослому. Чтобы насладиться настоящим «Шоколатини», вам понадобится сливочный Бейлис, фирменный шоколадный ликер Godiva, а также качественная водка и немного черного шоколада.
Ирландский сливочный ликер Бейлис – 40 мл, Водка – 30 мл, Шоколадный ликер Godiva – 10 мл, Шоколадная стружка (для украшения), Лед – 3-4 шт.
Коктейль «Шоколатини» готовится по методу shake&strain. Положите на дно большого коктейльного шейкера крупно колотый лед. Добавьте водку, сливочный и шоколадный ликеры. Сильно взболтайте, для того чтобы коктейльная жидкость стала однородной и в достаточной степени охладилась. Процедите в замороженную рюмку для мартини. Перед подачей «Шоколатини» рекомендуется украсить стружкой из черного шоколада.

Lady Godiva. Czech perfume bottle.

Гладиолус "Леди Годива"


Тыква голосемянная Леди Годива

Интересна трактовка легенды в онлайн-игре «Легенда: Наследие Драконов».

Lady Godiva выросла в семье знатного вельможи, не ведая горя и тревог. Достигнув совершеннолетия, девушка была отдана в жены прославленному воину. Союз двух любящих сердец обещал быть долгим и безоблачным. Но судьба предначертала молодой женщине иной жизненный путь...
Полчища воинственных жителей Хаира ворвались в соседний город и устроили там кровавую резню. Спасать несчастных отправился отряд отважных воинов под предводительством мужа Lady Godiva. Но на беду, многочисленные войска магмаров оказались сильнее. Бесстрашные герои были разбиты и захвачены в плен.
Когда страшная весть донеслась до Lady Godiva, она тотчас же приняла решение, во что бы то ни стало вызволить любимого, пусть даже ценою собственной жизни. Позабыв о страхе, она отправилась к врагам в осажденный город. Удивленные такой храбростью, магмары выслушали прекрасную просительницу. Ее слова вызвали безудержный и дикий смех у главаря. Оглядев с ног до головы девушку, он выдвинул требование: если она пройдет обнаженной через весь город, то ее муж останется в живых. Магмары осознавали, что Lady Godiva слишком скромна, благопристойна и целомудренна, чтобы пройти через подобное унижение. Для особы ее ранга и воспитания это было жестокое испытание.
На восходе Мирроу из ворот особняка вышла молодая женщина. Ее длинные распущенные волосы струились роскошными золотыми локонами, прикрывая наготу безупречного тела. Исполненные жалости и восхищенные смелостью девушки жители закрыли ставни домов, никто не осмелился взглянуть на нее. Гордо подняв голову, Lady Godiva прошествовала через весь город и вошла во вражеский лагерь. Она выполнила свою часть договора, теперь настал их черед сдержать свое слово. Но жаждущие крови магмары на глазах у несчастной вероломно и безжалостно убили ее мужа…
А через несколько месяцев мир Фэо был потрясен появлением новой отважной воительницы. Трудно поверить, как ловко эта изнеженная девушка отражала тяжеловесные удары мечом, как грациозно держалась в седле, как уверенно и напористо вела себя с противником. Так начался победоносный путь величайшего из воинов мира Фэо - Lady Godiva. Она восхищает своей неуклонной волей к победе и стойкостью, ведь она не просто мстит за смерть любимого, она борется за свою родную землю. Природная мягкость и внимательность невероятным образом сочетаются в ней с целеустремленностью и выносливостью. Она повергает в трепет самых сильных врагов, мастерски владея мечом и бесстрашно вторгаясь в самую гущу кровавого боя. Легендарный клан Mercenaries с гордостью принял отважную воительницу в свои ряды. Как оказалось суждено свыше, истинное предначертание Lady Godiva – быть воином, великим воином…


Леди Годива символ Гончих Годивы из Ковентри (ГГК) - легкоатлетического клуба, основанного в 1879 году. В клубе в настоящее время много спортсменов международного уровня.

Marlon Devonish, Memorial Van Damme 2010
В частности, Марлон Девониш (самый знаменитый из них) выиграл в 2004 олимпийскую золотую медаль в эстафете 4х100 метров.

Леди Годива (реактор)
Леди Годива — это так же и экспериментальный импульсный ядерный реактор, построенный в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Свое название реактор получил из-за того, что его активная зона была полностью обнаженной — никакой биологической защиты, отражателей нейтронов, или даже корпуса не предусматривалось (части уранового ядра были закреплены на металлическом каркасе). Несмотря на то, что большая часть действий с устройством выполнялась дистанционно, из-за отсутствия биологической защиты устройство оставалось крайне опасным. Так, экспериментатор Отто Фриш однажды чуть не погиб, приблизившись к собранному ядру Годивы. Человеческое тело хорошо отражает нейтроны, и приближение человека к ядру приблизило его к критичности. 12 февраля 1957 года произошёл аварийный выход устройства на критичность. Никто из людей не пострадал, но энергия ядерной реакции серьёзно повредила устройство, и оно было признанно не пригодным к ремонту. Позже были построены ещё несколько устройств, аналогичных по принципу действия, но гораздо более совершенных: они управлялись полностью дистанционно (в отличие от первого устройства, в котором некоторые действия приходилось выполнять вручную), предусматривалось охлаждение ядра, что позволило увеличить мощность импульсов.

Острова Кука 2013 Ag 20$
В честь леди Годивы ученым-астрономом Эдвардом Боуэллом назван и астероид 3018 Годива. Впрочем, как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название и магазины одежды.

Монеты Ковентри (полупенни) с изображением леди Годивы. 1792, 1793, 1794
Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник – леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. Статуи самых разных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот английский город.

королева Великобритании Елизавета II
В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также – в 31-м колене – потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом. После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Процессия в честь леди Годивы в Ковентри.
David Gee (1839–1911) Середина XIX в.
"Леди Годива" на параде в Англии. 1935 г.
"Леди Годива" на параде в Англии. 1962 г.
Представление повторялось периодически до 1907 года, пока одеяние или, скорее, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов. И в 1907 году сие предосудительное действо было прекращено.

Леди Годива в 2001 г.
сама леди Годива, но на этот раз одетая,
с “графом” в клетчатой рубашке,
с очаровательной дочкой и лошадью,
резво “бегущей” сбоку от машины!
Ковентри, 2010

Праздник был возобновлен в 1998 году (в некоторых источниках указывается 1988 г.). Старый английский город буквально наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Трехдневные празднества в Ковентри привлекают около 60 тысяч человек ежегодно. В эти дни проходят уличные спектакли, шоу, работает ярмарка, выступают поп и рок группы со всей Англии. Сегодня это карнавал, где много музыки и песен, участники которого одеваются в костюмы XI века и участвуют в различных конкурсах. Наиболее популярным является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые (или, просто, светлые) волосы. Праздничное шествие начинается от руин первого кафедрального собора, который построил в свое время муж леди Годивы, далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Однако ничего в экстремального в этом конкурсе нет — раздеваться и ехать верхом по улицам участницам не нужно. Ведь сделать это лучше, чем сама леди Годива, всё равно ни у кого не получится. К тому же праздник в Ковентри семейный и не предполагает обнаженной натуры.


Заключительная часть фестиваля проходит в Мемориальном парке у памятника леди Годивы. Вечером всех жителей ждет фейерверк. И людям в такой день совершенно не важно, насколько правдива легенда о леди Годиве!

Kate Moss on a White Horse as Lady Godiva
London (UK) 2001 - Nan Goldin
Amy Vitale как Lady Godiva. фото: Michael Resnik
Однако, не раз, сметая границы Ковентри, он проводился и в других городах мира, которые сами решают, украсит ли их фестиваль обнаженный символ женщины, готовой пожертвовать благопристойностью ради своего народа. Наиболее отчаянные из претенденток, невзирая на цвет своей шевелюры, по примеру легендарной графини, садятся на лошадей и совершают, в подражание героине, поездки в обнаженном виде.

В 2008 году на такое решились оксфордские красавицы,




а в 2009 - всадниц, прикрытых только длинными волосами, увидели в Гайд-Парке.


Сидней. Актриса Эмбер Кенни изображает Леди Гадиву.


Лондон


"Леди Годива" на рыцарском параде

Мужское седло XI века. Реконструкция
Правда, настоящая леди Годива не могла сидеть на таком седле, как девушки из Гайд-Парка, да и как на картине Джона Кольера тоже. Мужские седла в те времена уже чем-то напоминали современные, хотя и делались обычно из дерева. Женские же седла по описанию напоминали стульчик, часто со спинкой, на котором лежала подушка. Дама сидела боком на этом стульчике, не просто свесив ноги на одну сторону лошади, как на картине Адама ван Хорта, а ставила их на подвешенную опору-дощечку.


Кстати, в 2003 году в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точнее без него. Ее сопровождало несколько женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам факт свидетельствует о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забыли.

А. Семакова. "Купание красной Собчак"
Помнят о ней и некоторые рассеяне. Но, как обычно, у них выходит это плагиатично, очень похоже не то, что на плагиат Петрова-с-Водкою, который, хлобыстнув водкина стакан, передрал почти один в один, подарив очередной шыдевр на века, но и на оригинал - "Леди Годиву" Джона Кольера.

свадьба а-ля "Леди Годива"
Вот вам еще кукла из полиэстера. А если денег на такую куклу не хватает, то можно поиграть и с Barbie:


Годива

1. У современной Годивы на всю квартиру –
Две шоколадки и душ.
Править бы миром, но прОклятым пиром
Властвует строгий муж.

У современной Годивы не те пунктиры,
Карта размечена четко.
Томная ночь расстрелялась, как в тире,
Слава глазам и походке.
У современной Годивы признанье дивы –
Что вы, уймитесь, боги,
Что там лошадка, её перспективы
Больше, чем чьи-то налоги.

Четкая поступь, злой взгляд и, заначкой,
Выдох на всё, что спорно.
Это хорошая цель, как иначе.
К цели, вперед – обнаженной.

2. У вечно юной Годивы три Джа правят миром,
Хоть бы весь город – галопом.
Спорны пороки, и всё те же боги
Прочат ей путь автостопом
К звёздам. И пиво у юной Годивы
Стынет в руках, её ноги
Кто-то целует, кто станет кумиром,
Может, на ночь, но в сроки.

Это романтика, фразы и мысли.
Дым на губах стынет жженым.
И если в этом дрожать над немыслимым,
Можно дрожать обнаженной.

3. У постепенной Годивы в руках суть мира,
Стоит чиркнуть зажигалкой и выключить свет.
И кожей чувствовать – ровным потоком хлынет
Странной поземкой вдоль стен близкий уж силуэт.

Ради кого-то
на эшафоты,
как обнаженный суккуб.
Или опавший дуб.
Лечь, как на стол в морге труп,
Лишь бы кто-то
Так же остался, как и хотел быть,
Крут.

Ну а в итоге всё пусто. Мир грешен и скуп.


© К.А.М. Gata. 22 сентября 2011

на этом всё...

Комментариев нет:

Отправить комментарий