понедельник, 3 октября 2016 г.

SOS: 110 лет сигналу бедствия на море


3 октября 1906 года в Берлине состоялась Морская конференция с участием представителей 29 государств, утвердившая новый сигнал бедствия на море – SOS.

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко»

Первый сигнал о бедствии на море был передан задолго до подписания Берлинской конвенции.


Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.


Первые попытки унифицировать тревожные сигналы предпринимались уже на первой международная конференции по беспроволочной телеграфии, которая проходила все в том же Берлине тремя годами раньше, в 1903-м. Кроме делегации Германии, присутствовали представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России, США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов).

Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.

Итальянский представитель капитан Квинтино Бономо, обсуждая необходимость общепринятых процедур, предлагал ввести сигнал SSS DDD (••• ••• •••  —•• —•• —••), который корабли в бедствии должны были передавать каждые несколько минут. Его предложение по стандартизации сигнала не было принято, но в итоговом протоколе конференции появилась статья, обязывавшая радиостанции внимательно следить за сигналами бедствия, поступавшими от кораблей.


На это же место претендовал сигнал CQD ( —•—•   — —•  — —•• ), который был утверждён 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», беспроволочные телеграфные аппараты которой устанавливались на морских судах. Циркуляр вступил в силу 1 февраля 1904 г. и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций CQ ( —•—•     ——•—), к которому добавили букву D ( —••). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger» (опасность) или «Distress» (бедствие). К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность». Но так как этот сигнал использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.», его нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия.

Другим претендентом был менее известный сигнал NC. В руководстве по беспроводной телеграфии для электриков военно-морского флота США 1906 г. предлагалось использовать в качестве общепонятных радиосигналов буквенные обозначения международных сигналов, передаваемых флажковой азбукой. Сигнал NC, переданный флажками, означал: «Терплю бедствие; требуется немедленная помощь». В азбуке Морзе он тоже выглядел достаточно кратко и характерно: —• —•—•


Довольно часто призыв о помощи передавался без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного продолжительного шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал сильную течь, что грозило гибелью судну. Тем не менее, на маяке имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан тендер «Азалеа», которому удалось снять с маяка экипаж. «Нантакет» же затонул во время буксировки к берегу.

В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители 29 стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.

Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом.

Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов — двухфлажное сочетание NC, означающее «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Но это предложение было отклонено.

Slaby-Arco. Портативное полевое оборудование беспроводной связи
Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE (••• — — — • ), используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями своей фирмы. Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква E передаётся одной точкой, сигнал при дальнем приёме или перегруженном эфире может быть искажён и даже не понят. Поэтому было решено заменить E на S. Получилось ритмичное сочетание SOS (••• — — — •••). Предложение было принято почти единогласно.

Статья XVI международной конвенции, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 г., устанавливавшая немецкий сигнал бедствия в качестве международного стандарта, гласила: «Корабли, терпящие бедствие, должны использовать сигнал ••• — — — ••• , повторяемый через краткие промежутки.»

Юбиляр появился на свет в Германии в компании двух братьев, которые, впрочем, не стали столь знамениты впоследствии. В национальных правилах радиовещания, вступивших в силу 1 апреля 1905 г., было введено 3 специальных последовательности кодов Морзе для общения береговых и корабельных радиостанций в случае бедствия на море. Этими сигналами были:

Ruhezeichen («Сигнал прекращения вещания»), состоявший из шести тире (— — — — — —). Его должны были передавать береговые станции для того, сигнализируя о том, что остальные местные станции должны прекратить передачу.

Suchzeichen («Сигнал поиска»), состоявший из последовательности три точки — три тире — одна точка (• • • — — — • ). Его должны были использовать корабельные радиостанции для того, чтобы привлечь внимание береговых.

Notzeichen («Сигнал бедствия»), три точки — три тире — три точки (••• — — — •••), должен был «повторяться кораблем, терпящим бедствие, до тех пор, пока все остальные станции не прекратят работу».

Преимущества SOS перед его основным и более широко распространенным конкурентом CQD были довольно очевидны. Во-первых, он был короче и легче в передаче (поскольку CQD передавался как три буквы, разделенные интервалами). Во-вторых, он гораздо легче «читался» на слух (сравните ти-ти-ти та-та-та ти-ти-ти и та-ти-та-ти — пауза — та-та-ти-та — пауза — та-ти-ти). Наконец, в-третьих, его невозможно было спутать с менее важным сигналом CQ, который применялся в самых разных случаях. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.

Несмотря на то, что сигнал был изначально придуман в Германии как удобная, легко запоминающаяся и легко узнаваемая последовательность точек и тире, в народной памяти бытуют преимущественно английские варианты расшифровки этого «сокращения». Такие ретроспективные интерпретации, основанные на мифах о происхождении сокращений (акронимов) и сходных с ними буквенных кодов, получили названия бэкронимов (гибрид из «back» и «acronym»). Среди наиболее известных бэкронимов SOS:"Save Our Souls", "Save Our Spirits" (спасите наши души), "Save Our Ship" (спасите наш корабль), "Survivors On Ship" (выжившие на корабле), "Swim Or Sink" (плывите или утонем), и даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) и т. п. Все они однако представляют собой не более, чем удобные фразы, придуманные для запоминания сигнала. Впервые сокращение SOS, помогавшее запомнить сигнал, появилось в 1907 г., уже после принятия сигнала, в газетном отчете о конференции.

Поскольку сигал SOS передается без обычных для азбуки Морзе интервалов между буквами (каждый интервал должен быть равен по продолжительности пяти «точкам»), вполне возможны и другие варианты его прочтения от трёхбуквенных до девятибуквенных: VTB, IJS, VGI, SMB, SOS, IAGI, IATNI, EEETTTEEE и т.д. Следует, впрочем, признать, что ни один из них не может сравниться по удобству запоминания с SOS. Интересно, что в американской версии азбуки Морзе начала XX века, несколько отличавшейся от международной, трем тире соответствовала цифра пять, так что сигнал иногда называли не SOS, а «S5S». В русском варианте бытовало такое толкование: СОС — «спасите от смерти». Важно, что буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм, например, сигнал немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» — SOE и сигнал бедствия, установленный «Marconi Co.», — CQD. Конвенция, подписанная в Берлине, вступила в силу 1 июля 1908 г.

Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала.


Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. Кстати, несмотря на то, что SOS был формально принят как международный сигнал бедствия на море, радисты еще долго использовали параллельно с ним сигнал CQD. Например, оба этих сигнала передавал в ту ночь «Титаник». По иронии судьбы, на "непотопляемом" "Титанике" среди 1,5 тысяч погибших был и Джек Филлипс, первый радиооператор беспроволочного телеграфа.


С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна мистическая история. 15 апреля 1972 года американский линкор "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS с затонувшего 60 лет назад корабля. Радист, разумеется, удивился и запросил берег. Ответ был спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Эта история не забылась. Радист "Теодора Рузвельта" постарался выяснить, откуда же доносился этот странный сигнал. В военных архивах он нашел донесения своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с "Титаника". Впервые это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1924 года, то есть ровно через 12 лет после катастрофы века. Сразу несколько корабельных радиостанций зарегистрировали сигнал SOS судна с позывными MGY. Это соответствовало позывным злополучного "Титаника". В тот раз никто не обратил на происшествие особого внимания — решили, что кто-то просто решил устроить мистификацию… Но шесть лет спустя случай повторился. Затем позывные MGY регулярно возникали в эфире аккурат в годовщину роковой даты с разницей в шесть лет: в 1930-м, 1936-м, 1942-м… Сигнал принимали суда, находящиеся в радиусе около двух тысяч миль от места крушения "Титаника". В конце 60-х расследованием этой истории занялось ЦРУ. На тему был наложен гриф "Секретно". Но разведке так и не удалось обнаружить источник таинственных позывных, которые продолжали просачиваться в эфир каждые шесть лет… В 1978 году радист уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его. История с призраками "Титаника" довела его до клиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об очередном сигнале SOS с "Титаника", полученным канадским судном "Квебек". Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некоторые считают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Другие полагают, что SOS с "Титаника" "пробил" время. Некоторые исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Этим ученые объясняют его оцепенение и неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.

По законам физики, радиоволны, испускаемые передатчиком, либо отражаются от земной ионосферы, либо пронзают ее и "улетают" в космическое пространство. Объяснить их "возвращение" можно только столкновением с неким загадочным объектом, который "отражает" их и посылает назад. Так родилась теория о нахождении на орбите Земли инопланетного зонда, увлекшая многих радиофизиков. Между прочим, в 20-е годы знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что вскоре по радио можно будет поддерживать связь с загробным миром… А ведь первая аномальная радиопередача с "Титаника" была принята как раз в 1924 году!


Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался принадлежавший компании «Кунард» трансатлантический лайнер «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов по пути из Нью-Йорка в Триест 10 июня 1909 г. Но тогдашние газеты сообщали, что со «Славонии» передавали CQD.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» (Arapahoe) потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

4 февраля 1910 г. пароход «Кентукки», следовавший из Нью-Йорка в Такому, получил сильную течь в районе Вирджиния Кейпс и передал SOS. Сигнал приняли на борту судна «Аламо», которое и поспешило на помощь.

13 мая 1911 года в тумане у мыса Чарлз (Вирджиния) столкнулись пароходы «Мерида» и «Адмирал Фаррагут». Прежде чем «Мерида» затонула, с неё успели передать SOS. На сигнал бедствия откликнулся пароход «Гамильтон» и подобрал людей с «Мериды».

30 июля 1911 г. подал SOS канадский крейсер «Ниобея», столкнувшийся с берегом в тумане у берегов Новой Шотландии.

28 августа 1911 г. пароход «Лексингтон» попал в ураган вблизи устья реки Эдисто у берегов Южной Каролины. Радиоустановка была повреждена ветром, 16-летний радист Джек Шитц (Jack Sheetz) забрался на мачту, восстановил связь и передал SOS. На помощь прибыло судно «Ямакро» («Yamacraw»).

3 декабря 1911 г. у побережья Вирджинии столкнулись угольщик ВМФ США «Стерлинг» и пароход «Дороти». Капитан «Стерлинга» приказал передать SOS, но сумел безопасно посадить повреждённое судно на мель у мыса Генри. Сигнал бедствия услышали на нескольких гражданских и военных судах.

9 апреля 1912 года SOS поступил с каботажного судна «Онтарио», шедшего из Балтимора в Бостон — на борту возник пожар. Реальной опасности для людей не было, но несколько буксиров и катеров приготовились снять с «Онтарио» пассажиров.

1912 г. Фронтиспис "The Wireless Man" Фрэнсис А. Коллинз,
Гроссет & Данлэпом Publishers, Нью-Йорк, Copyright Century Company.
В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен “Q-код”. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц). С этого времени, 48 раз в сутки, на 3 минуты в эфире прерывалась передача любых радиограмм (ежечасно - с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю) и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании возможных сигналов бедствия.

Сигнал «Mayday» в мультсериале "Симпсоны" (сезон 4, серия 9)
С появлением голосовой радиосвязи на помощь морзянке пришел новый сигнал. С 1927 г. в качестве сигнала оповещения о бедствии стали использовать троекратно повторенное слово Mayday. Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понят в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.

Подача сигнала «Mayday» в игре "Tomb Raider" (2013)
В отличие от SOS, слово Mayday является производным от слов естественного языка, хотя его и выбрали прежде всего не поэтому, а потому, что его было легко отличить от других голосовых сигналов и относительно нетрудно распознать даже при плохом качестве связи. Было бы, однако, преждевременно полагать, что речь идет о майском дне. Сигнал происходит от сильно искаженного и переиначенного на английский лад выражение M'aide (помогите мне), встречающееся в некоторых диалектах французского языка. Вы напрасно будете искать его в учебниках или разговорниках для туристов, но есть сведения, что так говорили портовые грузчики на юге Франции.

В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "ХХХ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности - "ТТТ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г. в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по т.н. системе "РARIS") в мин. - т.е. 80 знаков.

Каирская Конференция 1938 г. узаконила т.н. “телефонную” (тональную) частоту бедствия - 1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила частоту 1650 кГц на 2182 кГц и ввела т.н. “голосовой” сигнал бедствия. Им стало служить слово “MAYDAY”.

Женевская Конференция 1959 г. узаконила уже два трехминутных “периода молчания” каждого часа (00-03 и 30-33 мин.). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).


С 1 февраля 1999 года азбука Морзе практически не используется в переговорах морских судов. На смену точкам и тире, пришла спутниковая система ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии), или GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) , которая немедленно определяет местоположение вызывающего судна с точностью до 200 метров и обеспечивает связь с другими кораблями. Все суда водоизмещением свыше 300 тонн, а также пассажирские лайнеры и нефтяные платформы постепенно оснащаются этой системой. Теперь сигналы бедствия будут посылаться на спутник, и через него поступать в координационные центры в Германии, Англии, Австралии и Калифорнии. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Говорят, что на затонувшем "Курске" выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал - SSS).


Если нет возможности подать сигнал бедствия при помощи радиопередатчика или же световой лампы, то можно воспользоваться следующими способами:
  • использовать фонарь в темное время суток. Нужно сделать три непродолжительных по времени вспышки, потом три продолжительных, а затем еще раз три непродолжительных;
  • использовать солнечный зайчик в светлое время суток. Поймать луч солнца с помощью любой зеркальной поверхности, а потом светить им в том направлении, откуда может прийти помощь. Посылать, прикрывая ладонью светоотражающий предмет, сначала три непродолжительных луча, потом три более долгих луча, а затем еще три коротких;
  • написать слово SOS краской на земле или палубе корабля, выложить буквы из камней или веток на песке пляжа.
Вообще любой световой или звуковой сигнал будет понят спасателями как сигнал бедствия, если он будет тройным. Это могут быть, например, три костра или три столба дыма.

Вряд ли телеграфисты начала XX века полагали, что помимо краткого и удобного сигнала оповещении о бедствии они породят важный культурный символ, который вырвется далеко за границы своей первоначальной весьма узкой сферы применения. Для начала SOS шагнул в мир визуальных образов и визуальных сигналов оповещения о бедствиях, чему немало способствовала простота формы при наличии одного удивительного свойства. Как запись в кодах Морзе, так и запись буквами одинаково хорошо читаются как «вниз», так и «вверх» ногами. Это один из немногих из радиосигналов, которым повезло стать «героями» художественной литературы.



В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки — три буквы: Слава, Ольга и Сашенька — странствуют по свету в поисках помощи для терпящих кораблекрушение. По сказке в 1966 г. на Киевской студии научно-популярных фильмов снят мультфильм.



Упоминание о SOS можно встретить в песнях Владимира Высоцкого («Спасите наши души»), Abba («SOS»), Papa Roach («SOS»), Stratovarius («SOS»), Rihanna («SOS»), Мумий Тролль («SOS Матросу») и Сплин («SOS»),


а также в качестве основной темы в композиции «Radioactivity» группы «Kraftwerk».


Мотив сигнала SOS использован в музыкальном оформлении ряда кинофильмов, например, в остросюжетном военном боевике Михаила Туманишвили «Случай в квадрате 36-80» (1982 г.) и российской военной драме режиссёра Владимира Хотиненко по сценарию Валерия Залотухи «72 метра» (2004 г.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий