четверг, 6 октября 2016 г.

6 октября - День Безумного Шляпника


День Безумного Шляпника (или Болванщика, как этот персонаж был назван в переводе Н.М. Демуровой, который считается классическим переводом «Алисы в Стране Чудес» на русский язык) - 6 октября - является вторым в году днем глупости и отсутствия всякого смысла — после Дня Дураков 1 апреля. Впервые он был отпразднован в городе Боулдер, штат Колорадо 6 октября 1986 года некоторыми программистами, которым было нечего делать на работе, что случается, не правда ли?
Иллюстрации Джона Тенниела
Почему 6 октября? Если посмотреть на иллюстрации Джона Тенниэла, то на клочке бумаги (карточка или ярлык), прикрепленном к шляпе Болванщика, написано: «В этом стиле 10/6». Неизвестно, что значит эта цифра — возможно, 10 шиллингов и 6 пенсов - цена шляпы в английских деньгах до их перевода в десятичную систему? Или размер ее был 10 дюймов в высоту и 6 дюймов в диаметре? Или выкройка лежала на полке под номером 10/6? Однако создатели праздника решили сделать 6 октября (10/6) датой праздника. Впрочем, в России, Англии и Мексике датой может считаться 10 июня… Но эти фокусы с датами совсем не противоречат духу праздника, скорее наоборот. В конце концов, можно праздновать и два раза в году…


Что касается самого Безумного Шляпника (Болванщика, в русских переводах он также - Шляпник (В. Набоков, Ю. Нестеренко, Н. Старилов), Шляпа (Б. Заходер), Шляпочник (А. Щербаков), Сапожник (А. Кононенко), Котелок (Яхнин)), то Льюис Кэрролл (он же Чарльз Лютвидж Доджсон), будучи математиком (даже больше - профессором математики Оксфордского университета), увлекался математическими задачками и головоломками, поэтому история Алисы пестрит всевозможными метафорами, символами и загадками.


В поговорке «Mad as hatter», возможно, есть искажение другой, более старой англо-саксонской поговорки — «Mad as adder» («Безумен, как гадюка»). Это выражение можно встретить и в более раннем произведении У. М. Теккерея "Pendennis" (1850 г.), а еще раньше, в 1836 г., оно появилось в Америке. Скорее всего, эта поговорка появилась благодаря тому факту, что в XVIII-XIX вв. изготовители шляп действительно сходили с ума и причиной этому была ртуть, точнее нитрат ртути, который использовался при обработке фетра. Сейчас ртуть - общепризнанное опасное для здоровья человека вещество, а ее пары известны своими ядовитыми свойствами. Жертвы ртутного отравления страдали судорогами, известными под названием «hatter’s shakes», это отражалось на их глазах, конечностях, а также очень затрудняло речь. На поздних стадиях больные страдали галлюцинациями и другими психическими расстройствами.


Один из прототипов Болванщика, как считается, — Теофил Картер, бывший предположительно студентом Крайст-Чёрч (как и Кэрролл), одного из колледжей Оксфордского университета. Он изобрел кровать-будильник, выставлявшуюся на Всемирной выставке 1851 года: она скидывала спящего, когда нужно было вставать. Этот эпизод помогает понять, почему Болванщика так мучает мысль о времени и о том, как разбудить Мышь-Соню. Затем он стал владельцем магазина мебели и благодаря своей привычке стоять в дверях магазина в высокой шляпе (хотя скорее, благодаря своим эксцентричным идеям) получил прозвище Безумный Шляпник (Mad Hatter). По некоторым сведениям, Джон Тенниел приезжал в Оксфорд специально для того, чтобы сделать с Картера наброски для своих иллюстраций.


Другой прототип — Роджер (или Роберт) Крэбб из Чешэма, Бакингемшир. Он поступил в 1642 году на службу в армию, которая впоследствии стала Армией нового образца Оливера Кромвеля. Крэбб был хорошим солдатом; в этом ему помогал рост в 2 метра, ужасавший противников. В течение последующих нескольких лет он вместе с «круглоголовыми» сокрушал восстания в Ирландии и Шотландии. Во время осады Кольчестера в 1648 году он получил сильный удар по голове от солдата-роялиста. В результате был уволен с военной службы раньше срока и вернулся в родной город Чешэм, где занялся шляпным делом. Крэбб был успешным предпринимателем, однако полученный удар давал о себе знать. Он продал бизнес и раздал деньги бедным. Затем переехал в глухую деревню Бетнал Грин (ныне район Лондона), где жил на 3 фартинга в неделю, ел траву, просвирник и листья щавеля. Затем у Крэбба обнаружился талант предсказателя. Примечательно, что, согласно одному из его видений, монархия должна была быть восстановлена, и в 1660 году трон занял Карл II, сын казненного Карла I. Травяная диета не причинила Крэббу вреда, несмотря на почтенный возраст. Он умер в 1680 году, дожив до 79 лет. Эпитафия на его могиле на кладбище церкви Святого Данстана в лондонском районе Степни гласит: «Дурная, добрая молва — все миновало без следа; корим бывал, но признан под конец… всему благому друг».


Очаровательная придурковатость и безобидные шалости Безумного Шляпника были лишь легким отражением реальных последствий отравления парами ртути — в реальности все было гораздо страшнее. История знает немало безумных шляпников, один из наиболее известных — Бостон Корбетт. Он долго был шляпником, работал с той самой ртутью, из-за чего,как предполагается, помутился его рассудок. Он отождествлял себя с Иисусом, для чего носил длинные волосы и проповедовал христианство на улицах. 16 июля 1858 года он, "следуя указаниям из Библии" (по словам Корбетта), оскопил себя ножницами, чтобы противостоять соблазнам "ночных бабочек". Кульминацией было его убийство Джона Уилкса Бута, убийцы Авраама Линкольна. Позже на вопрос, зачем он убил Бута, Корбетт ответил, что «его направляло провидение». А все ртуть виновата.


Не думайте, что страдали только шляпники. Территории вокруг шляпных мастерских были полны паров ртути, что делало жертвами множество не имеющих отношения к моде людей. Подумайте и о мужчинах, носивших эти шляпы. А ведь все это — жертвы моды, как ни крути. Причем жертвы гораздо более многочисленные и кровавые.


Итак, долгое время в мужской моде были популярны фетровые шляпы. Собственно, без шляп было никуда — из дома не выйдешь, засмеют, будешь потерян для общества. Английские денди называли этот головной убор «высокой шляпой для джентльменов, имеющих высокие цели». Вот и носили эти шляпы все мало-мальски приличные люди. В силу популярности предмета гардероба, экспонатов для различных музеев осталось немало, но вот что интересно — в музее Виктории и Альберта множество шляп можно увидеть только завернутыми в специальные пакеты. И дело здесь не в заботе о сохранности шляп, а в заботе о здоровье сотрудников и посетителей. Ведь шляпы до сих пор выделяют смертоносные испарения ртути.


Фетр (фр. feutre — «войлок»; англ. felt) — тонкий войлок; плотный непряденый материал, изготовленный из волокон натуральной шерсти. Долгое время его делали из шерсти бобров, обогатив многих поставщиков этого «сырья». Проблемы начались когда сильно сократилась популяция бобров, а также после того как война разрушила многие торговые цепочки. Ремесленникам приходилось наряду с шерстью бобра использовать для изготовления шляп шерсть других животных — например, зайцев. Только вот незадача — ворсинки бобрового подшерстка имеют небольшие зазубрины, обеспечивающие прочное плетение, когда сырье становится фетром. Шерсть других животных не обладала этим свойством, поэтому для получения аналогичного эффекта была необходима обработка химическими препаратами, содержащими ртуть. Шкурки вычесывались щетками, смоченными в растворе нитрата ртути...

Серия кукол «Алиса в Стране чудес» от Raving Toy Maniac
Теперь представьте, как много существовало шляпных мастерских. Представьте как много людей в них работало — в результате использования в производстве ртути немногие работники мастерских доживали до 45 лет. Все они были больны, ослаблены, постоянно кашляли и страдали от множества недугов, в том числе безумия. Дети у этих людей рождались мертвыми или умирали в течение нескольких лет после рождения...


Впрочем, еще хуже было положение английских трубочистов. Это была профессия подростков, которым приходилось лазать по трубам в обнаженном виде. Канцерогенная сажа, разумеется, покрывала все тело и, в частности, забивалась в складки кожи мошонки. Мыться после каждого рабочего дня было не принято, сажа оставалась на теле и вызывала злокачественное перерождение клеток — рак мошонки. У соседей в Шотландии в дополнение к трубочистам и шляпникам страдали представители еще одной профессии. Традиционная волынка изготавливается из овечьей шкуры и промазывается патокой или медом для герметизации. Это делает внутренности волынки идеальной средой для развития бактерий и грибов, которые при вдыхании могут вызвать тяжелейшую пневмонию. Современные волынки относительно безопасны: их делают из синтетических тканей. Тем не менее случай заболевания волынщика пневмонией зафиксирован в марте 2013 года. Джон Шон был приверженцем традиционных материалов и поплатился за это месяцем в больнице.

Blanche McManus, 1876
Впрочем, Безумный Шляпник не выказывает симптомов ртутного отравления, которые включают в себя «чрезмерную застенчивость, неуверенность, возрастающую стеснительность, потерю уверенности в себе, беспокойство и желание оставаться скромным и незаметным». Необходимо так же отметить, что перевод имени Шляпника словом «Болванщик» на русский язык с точки зрения спектра значений, сопоставляемых этому слову в русском языке, представляется наиболее удачным. Слово «шляпник», по всей видимости, вызывает в памяти англичан приведенную выше поговорку; таким образом, безумие является одной из коннотаций слова. В русском же языке слово «Болванщик» также обозначает и профессию, связанную с изготовлением болванок для чего-либо, в том числе и профессию шляпного мастера (по словам Чеширского кота, Болванщик был шляпных дел мастером и так долго возился с болванками для шляп, что вконец оболванился); и, с другой стороны, вызывает ассоциации со словом «болван», выполняя те же художественные задачи, что и слово «Hatter» в оригинале Кэрролла. В то же время, в русском языке слово «болван» употребляется не по отношению к комичному безумству, которое так отличает Кэроловского Безумного Шляпника, а скорее используется для изображения скучной тупости, например подходит к портрету косного чиновника, это происходит от значения слова: болван это идол.

«Дизраэли» Филиппa Три (Philip H. Tree; 1860).
Существуют также теории что Шляпник мог быть намёком на Дизраэли. Некоторое визуальное сходство, действительно, присутствует. Кэрролл не имел ничего против евреев, которых ему едва ли приходилось встречать в своей замкнутой жизни оксфордского дона, но сильно недолюбливал самого успешного еврея Великобритании, дважды премьер-министра и большого друга королевы Виктории — Бенджамина Дизраэли. Однако, на таком сходстве далеко не уедешь. Некоторые вполне справедливо считают, что шляпник не меньше похож и на Гладстоуна. Невзирая на недостаток явных признаний, чтение сумасшедшего чаепития в предположении что шляпник это и есть Дизраэли становится весьма увлекательным занятием. Тут же становится уместным необыкновенное остроумие шляпника. Замечание шляпника о том, как «год для него тоже тянется о-очень долго» невольно напоминает о том, как Дизраэли стал министром финансов (Chancellor of the Exchequer) в феврале 1852 года и, после череды громких скандалов, потерял должность уже в декабре (не забывайте, на дворе 1854, и Дизраэли не станет премьером ещё долгие четырнадцать лет). Постоянное пересаживание шляпника вокруг стола может намекать на непрерывную смену занятий и должностей самим Дизраэли. Наконец, признание шляпника о том, как он «убил Время» и подчёркивание, что Время — мужского пола, повторяет историю с выдающимся либеральным консерватором Робертом Пилом (Robert Peel), карьеру которого в парламенте, фактически, прикончило красноречие консервативного консерватора Дизраэли. С приходом Дизраэли во главу консервативной партии время в ней, действительно, встало! Даже призывы бубновой королевы (читай, Виктории) к казни шляпника, не так уж и далеки от отзывов самой королевы (очень любившей Пила) о начинающем политике Дизраэли в 1846: «Ох уж этот невыносимый м-р Д'Израэли!» Ну а самую главную фигу в кармане, кажется, умудрились пропустить вообще все. Начнём с того, что шляпник, совершенно очевидно, большой франт. Большим франтом, стилягой, денди был в своё время и Дизраэли, славившийся в молодости не столько ораторскими данными, сколько своей экстравагантностью. Современник писал в 1833 году: «[Дизраэли был одет в] чёрный вельветовый пиджак отделанный атласом, фиолетовые брюки с золотыми лампасами, алый жилет, длинные кружевные манжеты [...] и белые перчатки с кольцами». Но франтов в то просвещённое время было много, в то время как Дизраэли — только один. Именно поэтому Тэнниел оставляет ещё одну подсказку: шляпа у нашего франта оказывается с ценником «10/6» — десять шиллингов, шесть пенсов! Что же это за такой франт с ярлыком на шляпе? Википедия лепечет о глупости шляпника, который взял шляпу с витрины и забыл снять ярлык. Там же произведён головокружительный перевод из викторианских додесятичных фунтов в фунты десятичные, затем в доллары образца 1974 года и, наконец, в современные доллары. Вывод исследования? шляпа была недешёвой, и, видимо, неплохой. И самое главное. Невозможно поверить, чтобы так чётко вписанная деталь,  как ценник на шляпе, могла быть настолько бессмысленной. Оказывается, книгопечатание в викторианской Великобритании, как, наверное, и везде в то время, оставалось сравнительно затратным бизнесом, так что стоимость большинства книг была недоступна даже среднему классу. Поэтому стандартной практикой считалось разбивать книги на, как правило, три небольших томика, каждый из которых продавался по 10 шиллингов и 6 пенсов. Понимаете? ценник на шляпе шляпника соответствует цене викторианского бестселлера! И этот намёк уже намного сильнее, потому что Дизраэли ворвался в лондонскую жизнь не политиком, не денди, а именно популярным, изначально анонимным, автором одного из первых романов о жизни света «Вивиан Грэй». Публикация романа разразилась скандалам, во многом схожим с недавней российской публикацией романа «Духless», поскольку наряду с многочисленными намёками, издёвками и разоблачениями, молодому Дизраэли совершенно не удалось скрыть того факта, что о жизни лондонского бомонда он знал только понаслышке. Свою крайне успешную литературную карьеру Дизраэли продолжал с 1826 вплоть до конца 1840-х, причём она служила его основным источником доходов до женитьбы в 1839 году.


Фразу Безумного Шляпника о том, что часы «отстают на два дня» можно объяснить тем, что 4 мая 1862 года (день путешествия Алисы в Страну Чудес) разница между солнечными и лунными месяцами была ровно в два дня. Поэтому можно предположить, что часы Болванщика показывают лунное время. Если Страна Чудес находится где-то недалеко от центра земли, то положение солнца безразлично для определения времени, но фазы луны остаются неизменными.


В главе «Безумное чаепитие» (глава 7) Безумный Шляпник загадывает примечательную загадку: «Чем ворон похож на письменный стол?» («конторку» в переводе Н. Демуровой). Когда Алиса сдается, Болванщик признает, что сам не знает ответа. Кэрролл изначально задумывал, что это будет просто загадка без ответа, но после огромного количества вопросов от читателей он и другие, включая специалиста по головоломкам Сэма Лойда, стали придумывать возможные ответы. Один из них — «Poe wrote on both» («По писал на/об обоих»). Имеется в виду известный поэт и писатель Эдгар По, который писал на столе и писал о Во́роне («Ворон» — название одного из его известнейших стихотворений); в обоих случаях перед существительным (в нашем примере — числительным) в английском языке стоит wrote on. Таким образом, разгадка становится возможной благодаря игре слов, основанной на предлоге on, который употребляется и как русский предлог «на», и как русский предлог «о». В предисловии к изданию 1896 года Кэрролл писал: «Меня так часто спрашивают относительно того, можно ли придумать какой-либо ответ на загадку Болванщика, что я мог бы заявить здесь тот ответ, который кажется мне в достаточной степени подходящим, а именно: „Потому что он может служить источником звуков/заметок — игра слов: „notes“ означает и „звуки“, и „заметки“, хоть и достаточно низких/плоских (опять игра слов: „flat“ означает и „более низкий“ — (в отношении ноты), и „плоский“), его никогда не ставят неправильно!“ Это, тем не менее, всего лишь пришедшая задним числом мысль; первоначально загадка не имела ответа вообще». Также есть довольно простой вариант ответа: «У обоих зубы».

В продолжении «Алиса в Зазеркалье» присутствует похожий персонаж по имени Болванс Чик (перевод Н. Демуровой, англ. Hatta) и впервые встречается также в седьмой главе. Его часто называют «Безумный Шляпник», но не в книге, хотя Чеширский кот предупреждает Алису о том, что тот безумен, подтверждением чему служит странное поведение Шляпника.

Бертран Рассел
«Обществом безумного чаепития» именовали сообщество философов Б. Рассела («Болванщик»), Дж. Мура и Дж. Мак-Таггарта. Прозвище было мотивировано внешним сходством с персонажами Тенниела (в наибольшей степени это касалось Рассела), а также интересом Рассела к языковым парадоксам. Известный математик Норберт Винер в своих воспоминаниях пишет о внешности британского философа, общественного деятеля и математика Бертрана А́ртура Уильяма Рассела, как похожего на Болванщика: "Бертрана Рассела можно описать одним-единственным способом, а именно — сказав, что он вылитый Болванщик… Рисунок Тенниела свидетельствует чуть ли не о провидении".


Вернемся всё же к истории праздника. Идея быстро понравилась руководству компании (по некоторым сведениям, потому что занятые глупым празднованием программисты принесли в этот день меньше вреда, чем если бы работали) и была разослана по внутренней связи. В 1988 году уже весь Боулдер праздновал День Безумного Шляпника, празднование было освещено в национальной прессе, и День Безумного Шляпника стал праздноваться по всей Америке.

Наталья Водянова (Natalia Vodianova) - Алиса,
британский дизайнер по шляпам Стивен Джонс (Stephen Jones)
и француз Кристиан Лакруа (Cristian Lacroix).
Vogue, декабрь 2003. фотограф Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz).
Место съемок — Château de Corbeil-Cerf.
Николь Кидман в образе Безумного ШляпникаНиколь Кидман в образе Алисы
Основная идея праздника была и остается следующей: найти в жизни что-то, что не имеет никакого смысла, хотя и является привычным, и довести это что-то до абсурда. Например, мы называем «фанатиком спорта» человека, проводящего все свободное время на диване перед телевизором с бутылкой пива в руке, а не того, кто все свободное время проводит на беговой дорожке. Поэтому в День Безумного Шляпника устраивают просмотр футбольного матча без включения телевизора — зато с пивом и чипсами. Особенно таким:


New Holland Brewing Company - одна из многих американских минипивоварен в штате Мичиган.

Как говорила Алиса, эти праздники
становятся «все страньше и страньше».
Продажа рождественских подарков и украшений начинается все раньше и раньше — с октября (в некоторых магазинах товары к Рождеству предлагаются с июля). Поэтому 6 октября принято начинать покупки подарков к Новому году — в больших количествах (если, конечно, вы не начали закупаться с 10 июня — по европейскому стилю праздника).


Все больше и больше продуктов питания имеют пониженное количество калорий (калориями или килокалориями, как известно, измеряется энергетическая ценность продуктов питания). Празднование Дня Безумного Шляпника отмечается отменой обеда вообще — для понижения калорийности поглощаемой пищи в данный прием оной до нуля.

Центральный парк в Нью-Йорке
песочная скульптура (фрагмент)
в самом сердце Санта Моника Плейс Молл, Калифорния
1987-1988. скульптор по песку Тодд Ван дер Плюм и его ассоциация.
Магазин шляп в Ирландии
И так далее - без ограничений! День Безумного Шляпника - это праздник бессмыссленности, в которой оказалась Алиса, присев за стол с Болванщиком, Мартовским Зайцем и Соней…


Шляпник

У меня миллиард головных уборов.
И в придачу костюмов и масок уйма.
Предо мной на коленях - тупая свора,
Для которой я должен быть вечно буйным,

Вечно радостным, ярким. Всегда смеяться.
Им подай представлений, ведь хлебом сыты.
Нужно драться, шутить, оскорблять, кривляться
Для своей похотливо-враждебной свиты.

Имя Шляпник мне. Что же, люби и чествуй,
Вся толпища зажравшихся театралов!
Занимайте скорее, эстеты, место!
Застывай, пораженный, в пучине зала!

За спиною, в тылу, за кулисой жизни,
ЗА МЕНЯ неизменно лишь Мышь и Заяц.
Так решила везенья шальная призма,
Что команды достоен и я, страдалец.

И когда за секунду до новой роли
Мне пихают в ладони цилиндр с моноклем,
Возникает на фоне привычной боли
Чувство радости чуждой и сладко-тонкой.

Я доверил им грим и свои костюмы.
Они терпят меня - бунтаря и растяпу.
С ними в космос, на глубь океана и в дюны.
И ещё:
Я снимаю пред ними шляпу.


© Copyright: Хоуп Роджерс, 2013
Свидетельство о публикации №113092309878

Безумный Шляпник в кино
Иллюстратор Сэм Милхэм подошел к проблеме наркотиков с юмором
и продемонстрировал, как могли бы измениться
наши любимые персонажи мультфильмов
за годы употребления тяжелых наркотиков.
В диснеевском мультфильме Шляпник выглядит как старичок с жёлтом костюме и зелёной шляпе с биркой. Его характер соответствует книге.


В советском многосерийном мультфильме 1981 года Шляпник выглядит высоким, бледным и тощим. Носит чёрный цилиндр и длинное коричневое пальто. Так же в Зазеркалье появляется безымянный гонец, очень схожий внешностью со Шляпником, что отсылает к авторской отсылке Кэрролла. Озвучил Александр Бурмистров.

Карта эмоций Безумного Шляпника
Кадры из фильма Алиса в стране чудес 1999 г.
В сериале 1999 года Шляпник, которого сыграл Мартин Шорт, и внешностью, и поведением скопирован с книги.


В совместном канадско-британском минисериале «Алиса» (2009 г.) Шляпника играет Эндрю Ли Поттс. Он носит твидовую шляпу, коричневый кожаный пиджак и цветастую рубашку. Он занимается благотворительностью, продавая наподобие лекарств человеческие эмоции, в чём ему помогает Соня. Алиса первое время ему не доверяет, и даже не раскрывает свои планы, пока он не спасает её от Безумного Марча (Мартовский Заяц, переделанный в наёмного убийцу). Алиса и Шляпник влюбляются в друг друга, и становятся партнёрами. В финале, когда Алиса возвращается на землю, Шляпник следует за ней и они остаются вместе.

Шляпник Бёртона носит килт и не прочь помахать мечом.
В фильмах Тима Бёртона «Алиса в Стране чудес» (2010)и «Алиса в Зазеркалье» (2016) Шляпника играет Джонни Дэпп. Здесь его полное имя — Тэррант Хайттоп. Он очень предан Белой Королеве и также влюбляется в Алису, поэтому постоянно её защищает. У него косые ярко-зелёные глаза, ярко-рыжие волосы и весьма красочный костюм, в котором собраны разные инструменты для изготовления шляп. У Шляпника очень бледная кожа и цветные ногти, что является намеком на отравление шляпным клеем. что касается Алисы, то пробы на её роль проходила молодая актриса Дакота Блю Ричардс. Однако из-за разницы в возрасте (сценарий предусматривал 18-летнюю героиню) и ряда сюжетных поворотов, включающих романтическую линию между Алисой и Безумным Шляпником, 14-летней Блю Ричардс было отказано. Предполагалось также, что Алису сыграет 17-летняя Фрэнсис Бин Кобейн, дочь Курта Кобейна и Кортни Лав, однако девушка ответила отказом, сославшись на подготовку к поступлению в университет. В январе 2008 года Линдси Лохан добивалась главной роли. Однако Алису Кингсли сыграла австралийская актриса Миа Васиковска (род. 14 октября 1989). При создании персонажа сценарист Линда Вулвертон внимательно изучила поведение девушек Викторианской эпохи и сделала характер Алисы противоположным ему. Обозревательница журнала «The Independent» Лиз Хоггард назвала Алису образцом для подражания для девочек, описав её как «упрямую, смелую девушку с не слишком девчачьим характером».

Себастиан Стэн в роли Безумного Шляпника:
слева — в сказке, справа — в реальном мире
В сериале «Однажды в сказке» Шляпник (в исполнении Себастиана Стэна) появляется в трёх сериях первого сезона. Он живёт вместе с дочерью Грейс в лесу в мире Белоснежки, зарабатывая деньги от продажи грибов Злой королеве Реджине. Для перемещения между сказкой и реальностью он использует свою волшебную шляпу.

В отмененном сиквеле "Бэтмена и Робина" режиссёра Джоэла Шумахера, Безумный Шляпник мог стать антагонистом. Злодея должен был сыграть Роуэн Аткинсон. По сюжету история Шляпника должна была быть похожа на историю Загадочника из фильма "Бэтмен навсегда".

Шляпник из Готэма
Третий сезон сериала «Готэм», стартовавший в сентябре 2016 года, получил еще одного известного злодея — Безумного Шляпника. Данная роль досталась актеру Бенедикту Сэмюэлю, игравшего в «Ходячих Мертвецах». По официальному описанию, талантливый гипнотизер Джервис Тетч, балансирующий на грани безумия, прибывает в Готэм с целью найти свою сестру Алису, пропавшую в городе несколько лет назад. И никто не знает, насколько далеко может зайти Джервис, чтобы исполнить свое желание. Оригинальный Безумный Шляпник также был гипнотизером, одержимым историями об Алисе Льюиса Кэрролла...

Безумный Шляпник в видеоиграх

В игре American McGee’s Alice Шляпник, помешанный на часах и времени, предстает в качестве отрицательного персонажа. Он раздавил ударом ноги Белого Кролика, а также ставил опыты над мышью Соней и Мартовским Зайцем.

В игре Alice: Madness Returns Шляпник меняет амплуа на положительного персонажа. Соня и Мартовский заяц сошли с ума и разобрали Шляпника на составные части, но Алиса собирает его заново. В обмен на помощь, Шляпник приносит Алису к месту, где был построен Адский поезд. Впоследствии прямо на месте сходит с ума.

В игре по фильму Бёртона Шляпник — один из играбельных персонажей. Способен совмещать предметы.

в комиксе Gotham Central. Художник Майкл Ларкв BTASв The New Batman Adventures
Во вселенной DC Comics существует своя версия Безумного шляпника — Джервис Тетч, гениальный учёный, помешанный на книгах Кэролла об Алисе и использующий контролирующие сознание микрочипы. Он носит огромную шляпу-цилиндр, на которой бирка с цифрами «10/6». Обычно его изображают как мужчину небольшого роста, иногда с большими зубами.


Безумный Шляпник (Mad Hatter) впервые появился в комиксах про Бэтмэна (Batman #49, октябрь-ноябрь 1948 года) в роли очередного мелкого преступника. За основу образа Шляпника взят одноименный персонаж из "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Его полная история была рассказана значительно позже. Настоящее имя Шляпника - Джервис Тетч. Низкорослый человечек с большой головой, одержимый головными уборами, оказывается


В годы взросления у Джервиса Тетча вообще не было друзей, всё из-за отталкивающей внешности, за которую его постоянно дразнили. Когда он подрос, то начал изучать человеческий мозг и впоследствии стал нейротехником. Став неврологом, он перебрался в пансионат Эллы Литтлтон, где завел дружбу с дочкой Эллы, Конни, и детьми из школьного компьютерного клуба, которым помогал с различными проектами. Несколько лет спустя, когда Конни учится в старших классах, девушка беременеет. Опасаясь гнева со стороны ужасно строгой матери, она выбирает ложь и говорит, что ее изнасиловал некто из школьной баскетбольной команды "Готэмские Ястребы". Элла, в свою очередь, ищет помощи у д-ра Тетча и убеждает его в том, что "Готэмские Ястребы" заслуживают наказания. Он соглашается использовать свою фирменную технологию для контроля над разумом одного из членов команды, заставляя его сделать самодельную бомбу и спрятать её в раздевалке, чтобы взорвать остальных. Убийство институтской бейсбольной команды стало его первым преступлением.


Потерпев поражение в битве с Бэтмэном, Шляпник надолго пропал - однако, вскоре вернулся, только выглядел по другому. Новый "Джервис Тетч" был рослым, пузатым и усатым. Вместо контроля сознания с помощью головных уборов он предпочитал пользоваться шляпами со скрытым в них оружием. Позже оказалось, что это был самозванец. Настоящий Джервис его якобы убил... хотя самозванец позже появился в комиксах, ненадолго, на заднем плане.


Как и многие другие противники Бэтмена, Безумный Шляпник с годами становился всё мрачнее и мрачнее. У Шляпника нет сверхчеловеческих способностей - но он гениальный инженер, специализирующийся на контроле сознания. Он предстает как ученый, изобретающий и орудующий управляющими разумом устройствами. Шляпник манипулирует умами своих жертв, считая, что "ум – самая слабая составляющая человека". Он встраивает миниатюрные нейро-устройства в шляпы, шапки, капюшоны и наушники. Наденешь такой головной убор - и станешь частью его армии. В некоторых случаях хватало одного устройства, встроенного в шляпу самого Джервиса, чтобы контролировать кого угодно.


Лиходей известен своей зеленой шляпой-цилиндром, как правило, ему не по размеру, и своими проявлениями помешательства. Помимо помешательства на шляпах самых разных форм Джервис также помешан на темах из "Алисы в Стране Чудес". Особенно Шляпник без ума от главы "Безумное чаепитие". Не исключено, что он педофил - Джервис неоднократно похищал детей, спаивая их наркотическим чаем, либо предоставлял убежище детям, сбежавшим из дома, в качестве платы заставляя их переодеваться в костюмы персонажей "Алисы". Однажды он так на свою беду напоролся на Барбару Гордон.


Несмотря на свой маленький рост, лиходей обладает удивительной силой и ловкостью, проявляемыми им время от времени. В графическом романе "Madness, the Mad Hatter" показана впечатляющая драка Шляпника с Бэтменом на кулаках, на крыше движущегося поезда...

По словам д-ра Блэклока из Лечебницы Аркхем, д-р Джервис страдает от обсессивно-компульсивного расстройства и бредовых состояний и обладает незрелой самооценкой, отчего отождествляет себя больше с ребенком, нежели со взрослым. Блэклок не забывает добавить, что, наряду со всеми отклонениями, Шляпник, безусловно, настоящий гений.


В сюжете Knightfall, когда Бейн освободил всех заключённых из Аркхэма, стремясь измотать Бэтмэна, первым на Тёмного Рыцаря совершил нападение именно Шляпник. Он был побеждён, но успел доставить Бэтмэну немало неприятностей.

В образе Безумного Шляпника д-р Джервис появляется во время ограбления яхт-клуба Готэма. Одержимый книгами Л. Кэррола и поисками своей Алисы, злодей работает на компанию "Уэйн" в качестве конструктора и активно пользуется микрочипами, контролирующими мозг, чтобы проворачивать свои преступления...

В одном из комиксов Джервис взял под свой контроль почти всю полицию Готэма, раздавая пригласительные билеты "Халявный кофе с пончиками". В билетах были встроены микро-контроллеры и любой, кто их брал, моментально становился послушным слугой Шляпника. Бэтмэн победил Тетча не без помощи Саши Бордо, телохранительницы Брюса Уэйна.


Тетч не гнушается использовать свои силы на самом себе. Так, он соорудил шляпу, способную вызвать в нём состояние восторга, эйфории и блаженства, и другую, повышающую интеллект. Впрочем, однажды это сыграло против него, когда его подручные, близнецы-амбалы Тра-ля-ля и Тру-ля-ля (Tweedledee и Tweedledum) взяли его самого под контроль. Вновь вернувшись в Аркхэм, Шляпник им отомстил, заставив их избить друг друга до полусмерти.

В перезапуске своей линии комиксов "DC Comics" в 2011-м знакомит с "мультивселенной 52", в которой Джервис, сын успешного "шляпника и галантерейщика", был популярным мальчиком в школе. Он дружил с девочкой Алисой Ди, с которой как-то посещал тематический парк "Алиса в стране чудес" и запомнил это день как самый прекрасный в своей жизни. Алиса и друзья Джервиса нормально растут и развиваются, в то время как ему самому ставят диагноз "гипогонадизм".


Вопреки возражениям своего врача, Джервис хочет вернуть в норму свое половое развитие опасным способом – и начинает принимать "тестостерон, усиленный лекарственными препаратами". Его решение оказывает негативное воздействие на его психическую устойчивость. Деформируется его лицо. Недостаток роста Джервис начинает компенсировать ношением шляп. Его непредсказуемое поведение отталкивает от него сверстников. Когда от него отказывается Алиса, он нападает на нее. Без того изрядно напуганные, родители Джервиса приходят в полнейший ужас, когда их сын жестоко рвет на куски своего домашнего любимца "Белого Кролика". Они сплавляют свое дитя в "Аркхемское исправительное учреждение для молодежи"...


Во вселенной New 52, образованной после Флешпоинта, Шляпник уже успел перебить кучу людей. В частности, он хотел вернуть свою первую любовь, девушку, в которую был влюблён в детстве. Узнав, что она стала алкоголичкой и наркоманкой, Джервис убил её, после чего убил ещё нескольких девушек, расстроившись, ибо они не были идеальными. Потом он похитил новую возлюбленную Брюса Уэйна, Наталью Трусевич. Джервис пытал её, пытаясь выведать личность Бэтмэна, а потом убил, так и не добившись результата. Бэтмэн после этого сам чуть не убил Шляпника.


Иногда именуемый как "Шляпа" или "Фанатик Небылиц", Безумный Шляпник состоит в организациях "Секретная Шестерка", "Аркхемские маньяки", "Тайное Общество Суперзлодеев" и "Банда Страны Чудес". Он союзничает с Пингвином, Пугало, Труляля и Траляля, Харли Квинном и Джокером.


Шляпник - не самый популярный Бэт-Элодей, однако и он успел засветиться в нескольких мультсериалах и видеоиграх. В частности, в сериале "Бэтмэн" 60-х годов и мультсериале "Бэтмэн: Отвага и Смелость" можно увидеть Шляпника-Самозванца. На телевидении, в сериале "Бэтмен" 1960-х, д-ра Джервиса Тетча играл Дэвид Уэйн (David Wayne). Главной фишкой злодея был трюк с цилиндром, в котором скрывался "набор глаз", внезапно выскакивающих и стреляющих гипнотическими лучами.

В мультсериале "Бэтмен" ("Batman: The Animated Series") Шляпника озвучил Родди МакДауэлл (Roddy McDowall).

В анимационном сериале "Новые приключения Бэтмена" ("The New Batman Adventures") Р. МакДауэлл продолжил озвучивать суперзлодея. Здесь д-р Тетч представлен как очень короткий, худой и похожий на грызуна, с бледным цветом лица. У злодея нет какой-то конкретной цели, как в предыдущем мультсериале, где он хотел награбить достаточно, чтобы покинуть Готэм и избежать дальнейших стычек с Бэтменом.

Безумный Шляпник стал одним из боссов в видеоигре "The Adventures of Batman and Robin" для консоли "Sega Genesis". Он похож на образ этого персонажа в мультсериале "Batman: The Animated Series", но на его левом глазу удлинены ресницы. Это явная отсылка на Алекса (ДеЛарджа) из фильма-антиутопии Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) "Заводной апельсин" ("A Clockwork Orange").

Суперзлодей также появляется или намекает о себе в играх "Lego Batman: The Videogame", "Batman: Arkham Asylum", "DC Universe Online", "Batman: Arkham City", "Lego Batman 2: DC Super Heroes", "Batman: Arkham Origins" и "Lego Batman 3: Beyond Gotham".


Шляпник рассматривался в качестве антагониста в одном из нереализованных сценариев третьего фильма о Бэтмене режиссера Джоэла Шумахера (Joel Schumacher). Злодея должен был сыграть Робин Уильямс (Robin Williams) или Роуэн Аткинсон (Rowan Atkinson). История Шляпника должна была быть похожа на историю Загадочника из фильма "Бэтмен навсегда" ("Batman Forever").

Шляпник появлялся и во втором сезоне сериала "Готэм", который вышел осенью 2015 года. Кроме того, Джервис Тетч мог стать одним из врагов Бэтмэна в так и не выпущенном (на радость многим) третьем фильме Джоэля Шумахера. На роль Шляпника планировали пригласить Роуэна Аткинсона либо Робина Уильямса.

Шляпник и в Африке Шляпник? (см. слева)
Яна Клочкова "Безумное Чаепитие"
Художник Яна Фефелова
Илл. Ольги Ngaladel
Abigail Larson (Эбигейл Ларсон, ник MirrorCradle) - юная художница из США


Письмо Безумного Шляпника - Алисе

Ну, здравствуй, Алиса, чтоли,
И сразу – прости за почерк,
А всё этот Мартовский кролик,
С настойкой берёзовых почек…
Страна Чудес – изменилась,
Теперь, всё не так, как раньше,
Я думал о том, что случилось,
И понял – Ты стала старше.
Ты взрослой Алисой стала,
Просто Алисой, без…
А мы - стали просто  «страною»,
А не Страною Чудес:
Чеширский Кот рефлексует,
Шерсть дыбом, царапает кресло,
Шипит что-то нам по-английски,
И больше не может исчезнуть.
А Соня, ты помнишь Соню?
Свой чай, разбавляет абсентом,
И матом всех кроет спросонья,
С Одесским, поверишь, акцентом….
Я знаю, не спорь, послушай,
Пусть в сказках так не бывает,
Но всё же, Тебя, Алиса,
беззззззумно так, не хватает.
Ты ведь ушла – спешила,
Даже не попрощалась,
Бросила мир, которым,
Когда-то так восхищалась.
Алиса! Мы… очень скучаем,
Надеемся всё же и верим,
С тобой снова выпить чаю,
Как только отыщешь двери…
И знай, если вдруг захочешь,
Ты к нам навсегда вернуться,
Всё, что для этого нужно -
Всего лишь, взять и проснуться,
Проснуться, пока ещё помнишь…
Пойду-ка поставлю я чайник…
Мы ждём – торопись Алиса!
Прощай,
Твой Безумный Шляпник.


© Copyright: Макс Терн, 2014
Свидетельство о публикации №114062707240


Безумный чай от Шляпника
-молоко — 2 стакана
-вода — 1 стакан
-чай черный сухой — 15 г
-сахар — по вкусу
-кардамон — 10 шт.
-гвоздика — 3 бутона
-перец душистый горошком — 3 шт.
-корень имбиря — 1-2 см
-мускатный орех тертый — щепотка
-корица молотая — 1/2 ч. ложки

Корень имбиря натри на терке. Зерна кардамона, гвоздику, душистый перец и мускатный орех растолки в ступке.
Молоко смешай с водой, доведи до кипения, добавь пряности и вари на слабом огне 2-3 минуты. Добавь по вкусу сахар, перемешай.
Всыпь чай, доведи смесь до кипения, затем огонь уменьши и вари еще 4-5 минут.
Сними напиток с огня, накрой крышкой и выдержи несколько минут. Горячий чай процеди, разлей по чашкам и сразу подавай.


- Шляпник, скажи мне, легко ли сходить с ума
Каждую пятницу и иногда по средам,
Ставить себе шах, а следом за ним - мат,
И прятать усталость за явным бредом?

- Моя королева, что я могу сказать...
Не многим сложнее, чем кричать "голову с плеч!"
Нужно поддаться безумию, покрепче зажмурить глаза,
И в форму его облечь.

- Шляпник, а если завтра вдруг твой черед
Настанет на плаху идти и развлекать толпу,
Ты будешь так же смело смотреть вперед
И слушать лишь собственный пульс?

- Моя королева, к чему задавать вопрос,
Ответ на который не нужно гадать на чае?
Ведь он очевиден и до смешного прост:
Если нет головы, то и нет никаких печалей.

- Шляпник, скажи, за что казнят королев?
Где та Алиса, что сможет меня свергнуть?
Мне как-то приелась кровь, поднадоел блеф
И опостылела карточная верность.

- Моя королева, не думай о том пока.
Время придет, и я о тебе позабочусь.
А до тех пор днем кровью крась облака
И забывай себя ночью.


(с) R_o_s_e_b_u_d

5 комментариев:

  1. Выглядит интересно,класс мне нравиться!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Энди Серкис и Тимоти Далтон прослушивались на роль Безумного Шуляпника в фильме "Темный рыцарь: Возрождение легенды".

    ОтветитьУдалить
  3. Предполагалось что Энди Серкис или Тимати Дилтон исполнит роль Безумного Шляпника в фильме "Темный рыцарь Возрождение легенды"

    ОтветитьУдалить