Портрет И. И. Шишкина. Иван Крамской. (1873, Третьяковская галерея) |
В. В. Стасов
Иван Иванович Шишкин - ярчайший представитель передвижничества, один из основоположников русского национального реалистического пейзажа - родился ровно 185 лет назад - 13 (25 по н.ст.) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Родительский дом Шишкиных стоял на высоком берегу р. Тоймы, из окон было видно место, где она впадала в Каму, а вокруг — озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце, большом ревнителе старины. Небогатый купец второй гильдии, городской староста, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым, а отец - «елабужский Кулибин» - в числе прочих своих бесчисленных умений хорошо резал по дереву и камню. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, он даже написал книгу «История города Елабуги», стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.
Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой».
«Его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, почему сначала, кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию, - вспоминает А.Т. Комарова, дочь сестры художника. - Сверх любви к чтению Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, и всю бумагу, которая ему попадалась под руку, покрывал рисунками и изображениями того, что видел дома и в училище. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Отец не стал настаивать, и «Ваничка» был водворен в верхнем этаже родительского дома», где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев (Невоструев). Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов. Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.
Жатва (1850-е, холст, масло, 45x69 см. Дом-музей И.И.Шишкина, Елабуга) |
Автопортрет (1854 г, Бумага, графитный карандаш. 13,3x9,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина - уже ученика Академии художеств - казалось бы, о противоположном: "Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о "способе". Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ..."
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист, исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все его наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды".
Сосна на скале (1855 г, Бумага на картоне, масло, 39x31 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.
Благодаря любви и заботе своего руководителя - А. Н. Мокрицкого, связь первой художественной школой продолжала еще долго сохраняться в мыслях и душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академию художеств в год окончания художественного училища, Шишкин в то же время обращается не раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий, успехов и трудностей.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: "Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии". Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга".
Вид в окрестностях Петербурга (1856, Государственный Русский музей). |
Дубки под Сестрорецком. (1857 г. Рисунок. Государственная Третьяковская галерея) |
Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогда живое и прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российской академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей бюрократизации художественного обучения.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: "Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно".
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Сосна на Валааме. Этюд. 1858 51x37 Картон, масло. Пермская художественная галерея |
Вид на острове Валааме (1858, холст, масло, 66,5x96 см. Киевский государственный музей русского искусства) |
Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859-1860, холст, масло, 69x87 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Покоренный на всю жизнь видами Валаама, он часто приезжал на остров сам или с друзьями, проводил лето в монастыре, и казалось, что духовная сила земли стала созвучна мощи его кисти, и живописец, его личность растворялись в природной гармонии. Национальный пейзаж стал основой творчества Шишкина, но, как настоящий талант, он сомневался в верности выбранного пути.
И только в 1860 г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Тогда уже складывается творческое кредо художника «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры. Природу должно искать во всей ее простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы».
За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них — «Шалаш», «Мельница в поле»
Оживился Шишкин лишь в Праге, где «встретился со многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски». Он восхищается рисунками «славянских типов» крупного чешского реалиста 60-х годов прошлого века — Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта.
Буковый лес в Швейцарии (1863, холст, масло, 51x61,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Тевтобургский лес (1865, холст, масло, 67x95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Отсылая осенью 1864 г. на академическую выставку в Петербурге свои картины, Шишкин всей душой хотел отправиться вслед за ними. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. Поселяется в Дюссельдорфе, где пишет по заказу Н.Д. Быкова картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получает звание академика.
Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865, холст, масло, 106x151 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Однако, мастерство, накопленное в Академии и за границей, мало ориентировало художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор ответственный для Шишкина и его самобытного таланта. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы.
Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. (Этюд к картине "Полдень. В окрестностях Москвы". 1866 г, холст, масло, 65x59 см. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань) |
Рубка леса (1867, холст, масло, 122x194 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Е.А. Васильева, жена художника. Фото, кон. 1860-х - нач. 1870-х гг |
Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 г. Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке, вернулся к теме этюда «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево».
Полдень. В окрестностях Москвы (1869, холст, масло, 111,2x80,4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Иван Иванович вступил в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским, чьи идеи брать сюжеты из народной жизни и продвигать искусство в провинцию были ему близки. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. раздавался голос богатыря И. И. Шишкина; как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора, выходит все изящней да блистательней».
"Ручей в лесу" (1870, холст, масло, 36,5x59,5 см. Одесский художественный музей, Одесса) |
"Вечер" (1871, холст, масло, 71x144 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
"Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, холст, масло, 117x165 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
"Лесная глушь" (1872, холст, масло, 209x161 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Что бы ни изображал художник на холсте — лес, реку, поле, одинокую сосну, для него природа была самим совершенством, облагораживающе действующим на человека. Представляя зрителю неторопливую и величественную жизнь русского бора, дебри лесной глуши, напоенные запахами смолы и преющих листьев, художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат валуны в чистых водах лесных ручьев, и как бликуют пятна солнечного света в кронах и на траве.
И. И. Шишкин в группе основателей Товарищества передвижных выставок |
По своему характеру он был не только великолепным педагогом, надежным другом, но и прекрасным семьянином. Для своих детей [дочь Лидия (1869), Владимир (1871-73), Константин (1873-75)] Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г.), а через год смерть унесла младшего — Константина. «С ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича, - вспоминает А.Т. Комарова. - Он начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно, и его некому было удержать. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние, и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм».
Срубленное дерево (1875, xолст, масло, 50x59,5 см. Киевский государственный музей русского искусства) |
Первый снег (1875, холст, масло, 140x220 см. Киевский государственный музей русского искусства) |
Рожь (1878 г, холст, масло, 107x187 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Горе постепенно отпустило художника. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. «С виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
О. А. Шишкина-Лагода. |
Но счастье вновь отвернулось от художника. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Тоска и обида охватили Шишкина, но он выдержал, не запил, а обратился к работе и воспитанию дочерей. Заботу о девочках и доме разделила с Иваном Ивановичем сестра покойной жены Виктория Антоновна. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой. В 1882 г. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. Летом работает с натуры в Сиверской.
"Среди долины ровныя ..." (1883, холст, масло, 136,5x203,5 см. Киевский государственный музей русского искусства, Киев) |
Перед грозой (1884 холст, масло, 110x150 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
Сосны, освещенные солнцем. Этюд (1886, холст, масло, 102x70,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
Туманное утро (1885, холст, масло, 108x144,5 см. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород) |
Но не только в живописи он был мастер. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования — так называемый рельефный штрих, или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Третий альбом его офортов (1886 г.) назвали «поэмами в рисунках». Да и сами рисунки, представленные на выставке Академии художеств, удивляли, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи еще никто не показывал.
Утро в сосновом лесу (1889, холст, масло, 139x213 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) |
«Туман в лесу», 1888 |
Название же «Три медведя» (хотя, на самом деле их там четыре, как и на некоторых вариантах фантиков) дали конфеты «Мишка косолапый» с шишкинской репродукцией на фантике. Появившееся в 1925 году лакомство имело начинку из миндаля, какао-бобов, стоило дорого (почти четыре рубля за килограмм), но было настолько вкусно, что даже агитатор всех и вся Владимир Маяковский не удержался и написал:
Если хочешь кушать «Мишку»
- Заведи себе сберкнижку
Сына, а, сколько мишек на конфетке?
- Четыле
- Молодец! Держи конфетку, сынок.
Вот, именно в такой приятной форме происходило знакомство лично у меня и у многих детей СССР с шедевром мирового искусства. Конфета эта выпускалась на московской фабрике «Красный Октябрь», была из разряда дефицитнейших товаров и обычно появлялась в новогодних подарках. Вкуса ее я уже не помню, но по определению, конфета должна была быть на то время наивкуснейшей. Но дело не в этом. Весь казус в том, что дизайнеры фабрики для фантика новой конфеты взяли знаменитую картину, скомпоновали под нужный размер, что бы все медведи «были в кадре», а назвали, почему-то, «Мишка косолапый». Очень, конечно, интересный выбор названия. Никакого намека на Шишкина Иван Ивановича и даже на элементарную арифметику. Вероятнее всего подразумевалось, что он (мишка, в смысле) «по лесу идет», лес-то на конфете был виден хорошо. Мимо таких казусов советский народ пройти, естественно, не мог. Чтобы не нарушать арифметический подход, называли ее «Три медведя» (хотя, их там четыре). Те кто все-таки дружил с математикой, называли ее просто – «Мишки в лесу», ну а те, кто уж совсем считал себя интеллектуалами и знатоками в искусстве - «Мишки в сосновом бору». Хотя, по правде говоря, бор — это и есть сосновый лес. Справедливости ради, уместно будет отметить, что конфета «Мишка косолапый», появившись в 1925 году, на протяжении всего времени своего существования ни разу кардинально не меняла своего внешнего вида. Влиянию времени подвергалось только качество конфет, и поле, приходящееся в свернутом виде на боковые грани конфеты.
Еще одна версия. Почему не «Утро в сосновом лесу»? Как уже было сказано выше, конфеты «Мишка косолапый» была впервые выпущена в 1925 году. Году, когда молодое Советское государство, в режиме честной конкуренции с частной торговлей, на продукции своего флагмана «Моссельпрома» еще могла поместить изображение картины одного купца, прославляющего имя другого купца, но уж никак не упоминая их имена. Тем более что, другое стихотворение В.Маяковского отображает настроение народных масс того времени по этому вопросу:
Третьяковская галерея
Купцы обдирали год от году,
потом картинки вешали в зале.
Клич коммунистов:
— Искусство народу! -
Свои богатства обратно взяли...
Шли годы, слава полотна «Утро в сосновом лесу» росла год от года, принося все больше славы, официально признанному художнику. Не знаю, как к проделке Третьякова относился Савицкий К.А, но Георгий Константинович, сын художника, должен был бы очень быть недовольным, ведь именно его мишки (отец же ему их рисовал) приносят славу картине.
И вот наступает 1925 год. В стране Советов готовится к выпуску новая конфета, над этикеткой которой идет работа. Георгий Савицкий, ему уже 38, он художник-живописец, ученик своего отца, к тому же известно, что в 1942 гуду он удостоен Сталинской премии второй степени — за политические плакаты и карикатуры в «Окнах ТАСС». «Окна ТАСС» наследник «Окон РОСТА», а «Окнах РОСТА» творил Маяковский, в годы выпуска нашей конфеты он как раз таки работал в Моссельпроме. Могли они быть знакомы или да же друзьями? Запросто! Сталинскую премию рядовым сотрудникам вряд ли давали, значит, Георгий Савицкий в «Окна ТАСС» занимал не маленькую должность, а кого в спешке военных лет могли бы назначить в наследники «Окон РОСТА»? Естественно того, кто был знаком со всей их кухней, хотя бы да же косвенно.
А теперь предположим. 1925 год. Георгий Савицкий предлагает, пусть даже по дружбе просто дает совет, картину Шишкина, как главный элемент дизайна новой конфеты. Затем, сам же компонует медведей, приближает убежавшего в бою, к остальным и получает композицию, в которой от шишкинского леса почти уже ничего и не остается. И его медведи становятся главным элементом дизайна. А там уж поставить мишку в название уже легко, и нет больше шишкинского леса, а отцовские медведи – впереди планеты всей. Хотя бы на конфете справедливость восстановлена!
«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке. панно: худ. А.М.Родченко и В.Ф.Степанова |
Еще одна этикетка, которая может считаться прототипом знаменитого конфетного бренда - "Мишки косолапого", хотя по названию, обыгрывает название другого достойного бренда "Мишка на Севере". «Кондитерская фабрика Центросоюза» - это бывшее название московской фабрики Рот Фронт. Первоначально фабрика была основана купцами Леновыми аж в 1826 году и очень успешно развивалась, пока не наступила Первая мировая война, повлекшая за собой революцию.. В сентябре 1917 года Леновы продали фабрику Всероссийскому Центральному Союзу потребительских обществ. Отсюда и новое название - «Кондитерская фабрика Центросоюза». Через год 21 ноября 1918 г. фабрика была национализирована.. В мае 1931 г. появилось название: Государственная кондитерская фабрика "РОТ ФРОНТ" треста Моссельпром народного комиссариата снабжения (НКС), которое было присвоено фабрике в знак солидарности с немецкими коммунистами, делегация которых посетила ее в том же году. "Мосгублит" существовал с 1923 до января 1929, из чего следует вывод, что этикетка эта 1923-1928 годов.
Впрочем, конфеты «Мишка косолапый» — это продукт не советских кондитеров, а фабрики «ЭйнемЪ» — предшественника «Красного Октября». И сразу становится понятным присутствие в конфетах пралине. Основатель фабрики Фердинанд Теодор фон Эйнем был немцем, а изделия из миндаля, к которым относится и пралине, являются распространенными в Германии сладостями. Крупный художник в области промышленной графики Мануил Андреев, которому заказали обертку для пралиновых конфет, взял за основу сюжет картины «Утро в сосновом лесу» и поместил его на бирюзовый фон. Название конфеты, видимо, родилось вместе с дизайном фантика. Когда это произошло — точно сказать сложно, но на исторической этикетке присутствует герб российской империи — отличительный знак победителя художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде. Это означает, что в промежуток между концом 1880-х и серединой 1890-х годов эта конфета уже была в продаже с этой оберткой и названием. Кстати, в альбоме дореволюционных и советских работ М.Андреева, который передал в дар библиотеки им. Н.А.Некрасова художник И.С.Кузьма, указана точная дата появления обертки конфеты "Мишка косолапый" - 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году было столетие фантика легендарной конфеты. Но на самих этикетках серии «Русские художники…» находим дату: 1896 год. Как гласит легенда, в кабинете Юлия Хойса, который на тот момент вел дела "Товарищества Эйнем", висела репродукция картины "Утро в сосновом лесу", вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление новой конфеты. На обертке М.Андреев поместил сюжет картины "Утро в сосновом лесу" в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Утверждал макет обертки уже сын Юлия Хойса - Владимир Хойс, который с 1907 года после смерти отца возглавлял правление "Товарищества "Эйнемъ".
Хрущевские Совнархозы, и, в частности, молдавский (СНХ МССР) просуществовали с 1957 по октябрь 1965 |
А это уже более-менее современные фантики со всего мира.
Данный шоколад произведён кондитерской фабрикой "Волшебница" (Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка). Оформление упаковки – ещё один явный "парафраз" на тему шишкинского "Утра в сосновом лесу".
Зато на фабрике "Победа", наоборот, постарались сделать медвежью семью более многодетной. Теперь на упаковке шоколада "Мишки в лесу" (с учётом мамаши и за вычетом папаши) можно насчитать целых пять особей. Пятый медвежонок появился вместе с веткой, которой ни в одном из вариантов шишкинского "Утра..." прежде не было. И даже не совсем понятно, как он туда забрался! Судя по тому, как этот паранормальный медвежонок сидит на тонкой ветке, законы физики ему не писаны. В связи с неожиданным появлением дополнительного медвежонка вспомнилось забавное слово "пригнётыш" из сказки "Теремок" в обработке А.Н. Толстого:
...Пришел медведь и стучится:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- А, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- Я, лиса – при беседе краса.
- Я, волк-волчище – из-за куста схватище. А ты кто?
- А я вам всем – пригнётыш!
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал...
Не исключено, что пятый медвежонок – это и есть тот самый пригнётыш. Только ему ещё предстоит вырасти и стать большим медведем. Таким, каким он изображён на упаковке шоколада "Детский", выпущенного фабрикой ОАО "Рот Фронт".
К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Так «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирских кондитерских предприятий - фабрики «Любава» и ООО "Столица" - превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…
Вильнюсский окружной суд 18 ноября 2016 года по просьбе московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь" временно запретил Naujoji Ruta использовать для шоколадных конфет название "Мишка косолапый". "Красный Октябрь" также просил суд запретить Naujoji Ruta поставлять на рынок эти конфеты, однако суд не удовлетворил эту просьбу. По мнению суда, Naujoji Ruta занимается только производством продукции, а заказывает конфеты и поставляет их на рынок германское предприятие. Это не первый судебный спор "Красного Октября" с прибалтийскими производителями по поводу торговой марки "Мишка косолапый". Ранее московская фабрика выиграла в суде процесс против эстонской AS Kalev. Kalev производила продукцию под торговой маркой Mesikäpp, что переводится на русский язык как "Мишка косолапый". В этой связи российское предприятие потребовало аннулировать регистрацию в русскоязычном регистре торговых марок Эстонии наименования "Мишка косолапый", отмечая, что концерн Kalev не использовал это наименование для своей продукции в течение нескольких лет.
Конфеты «Почти как Мишка Косолапый»
1/4 стакана сиропа агаве (или кленового, или из фиников или любого другого на выбор, или мёда, – вкус будет слегка отличаться в каждом случае) (60 г)
1 ст.л. патоки (molasses) (15 г). Можно не добавлять или увеличить количество сиропа до 1/3 стакана.
3 1/2 ст. л. ксилотола или кокосового сахара, или обычного, кому дозволено (40 г). (Исключить, если в составе хлопьев уже присутствует сахар.)
1 стакан арахисового масла (или любого другого орехового или масла семечек) (225 г)
1 1/2 стакана БГ хлопьев для завтрака (я беру несладкие безглютеновые рисовые, гречневые или кукурузные) (56 г)
1/8 ч.л. соли
По желанию:
глазурь на выбор: 120 г тёмного БГБК (безглютен-безказеинового) шоколада ИЛИ
1/4 стакана кокосового или БГБК топлёного сливочного масла, смешанного с ¼ стакана порошка БГБК какао, ванилью (чуть-чуть) и подсластителем на выбор по вкусу.
В небольшой кастрюльке смешать первые три ингредиента и довести при среднем нагреве до кипения.
Постоянно помешивая, кипятить примерно 1 минуту, затем убрать с огня.
Добавить ореховое масло, соль и размешать до получения однородной пасты.
Насыпать хлопья в кастрюльку и тщательно перемешать всё её содержимое так, чтобы они полностью погрузились в ореховую массу. Будут ломаться по ходу дела, но это нормально.
Форму размером около 20 х 20 см либо застелить вощёной бумагой или пергаментом, либо хорошенько промазать жиром.
Выложить массу в приготовленную форму, разровнять поверхность и поставить в морозильник. Разрезать на порции можно до того, как поместили в морозильник, либо чуть позже, когда масса немного «схватится».
Если решено покрывать глазурью, то нужно либо растопить шоколад (я обычно это делаю на водяной бане), либо смешать масло с какао, ванилью и подсластителем.
Покрыть глазурью (всё сразу целиком или отдельно порционно), разгладить поверхность и поставить вновь на мороз.
Хранить конфеты лучше в герметичной таре в морозильнике, послойно переложив их вощёной бумагой или пергаментом. Слегка разморозив (что достигается всего лишь несколькими минутами нахождения при комнатной температуре), каждую конфетку можно легко разрезать на мини-порции, удобные для «особых» терапевтических нужд.
казалось бы, при чем тут "мишка"? |
Неизвестный. "Путин едет на медведе за водкой, и на медведе потому, что в тайге нет дорог" |
да хотя бы за этой... |
- В знаменитом новогоднем фильме «Карнавальная ночь» режиссёра Эльдара Рязанова, протагонист фильма Огурцов упоминает некую картину «Медведи на отдыхе» (возможно, отсылка к данной картине).
- В серии «На привале» мультсериала «Маша и Медведь», Маша, Медведь и Панда прогуливаются по шишкинским местам, и вскоре подходят к сосне, где Медведь рисует своеобразную пародию на данную картину.
- В мультфильме «Шпионские страсти», в качестве меры перевоспитания капитан милиции заменяет у тунеядца порножурнал на данную картину, от чего тот испытывает мгновенный катарсис, приобщившись к высокому искусству.
Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт.) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Художника обвиняли в том, в чем он по молодости обвинял Айвазовского, — в тиражировании одной темы, ремесленничестве и бездуховности.
«Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого вдохновенья... Вдохновение — это сама работа», — говорил Иван Иванович своим ученикам, когда руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Болото. Полесье (1890, холст, масло, 89,5x142 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) |
Лесная сторожка (1892, холст, масло, 84.5x112 см. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек) |
«Таких тонов и правды красок, как в этом году, кажется, еще не было»,— писали критики. «Вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки, каждой морщинки коры, изгиба ветвей, сочетанием стеблей, листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение... Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания... Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами».
"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать".
Корабельная роща (1898, холст, масло, 165x252 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) |
"„Корабельная роща" - картина-завещание.
Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.
Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.
Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным летним светилом.
Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора.
Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках желтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния.
Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета.
Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом.
Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
Шишкин - чародей.
Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и неохватности пространства леса.
Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он властно заставляет нас следовать за его волшебной кистью.
Колорит картины необычайно богат.
Все открытия импрессионистов учтены художником. Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует могучее чувство меры великого художника.
Он не забывает закона валера, нигде не нарушает натуральность и сдержанность тона.
Картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поет.
И эта заветная прощальная песня доходит до самых глубин сердца зрителя. Мы очарованы полнотой жизненных сил, вложенных в это полотно, и потрясены той великолепной живописной отдачей, которая заставляет нас отнести этот шедевр к творениям самого высокого мирового класса. Мало есть холстов в мировом искусстве, где с таким блеском даны портреты, да, именно портреты десятков деревьев, причем если задаться целью, то о каждой из сосен и елей можно рассказать целую историю. Ведь этот лес - гордость целого края России и сохранность, сбережение его - святое дело." (И.Долгополов)
И. И. Шишкин в последние месяцы жизни. Офорт |
« — Мой идеал счастья? Душевный мир.
— Величайшее несчастье? Одиночество.
— Как бы я хотел умереть? Безболезненно и спокойно. Моментально».
Начав картину «Краснолесье», изображавшую «целое море соснового леса — лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Это произошло 8 (20) марта 1898 года.
Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) |
С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Только на Sotheby's за это время было продано 17 картин. В том числе:
- «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sotheby's);
- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sotheby's);
- «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sotheby's);
- «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sotheby's);
- «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sotheby's);
- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sotheby's).
- На аукционе MacDougall’s полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013 ).
- А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christie's дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. - уже за 3 177 000 долларов США.
Комментариев нет:
Отправить комментарий