суббота, 11 февраля 2017 г.

День святого Саркиса — покровителя влюбленных в Армении (история, традиции, рецепты)


В Армении в конце января - первой половине февраля отмечается ежегодно такой праздник как День святого Саркиса. Святой Саркис — один из самых почитаемых святых Армянской апостольской церкви и всего армянского народа и национальный герой армянского народного эпоса, которого считают покровителем молодых и влюбленных, а кроме того он считается "скоро поспевающим", то есть к нему обращаются в ситуациях, когда необходимо немедленное вмешательство. В ночь с пятницы на субботу, как раз в канун праздника, по непонятной причине, повинуясь многовековой традиции, поднимается метель, а на утро снова ярко светит солнце. В этом году праздник отмечается 11 февраля. С интервалами всего лишь в несколько дней один за другим в Армении следуют три праздника, в том числе и ставший популярным международный праздник всех влюбленных - День Святого Валентина (третий - это Трндез (Тиярнэндарач, что дословно означает «Навстречу Господу!»), или праздник Сретения Господня (посвящение 40-дневного младенца Христа Иерусалимскому храму), который будут отмечать в этом году 15 февраля). Поэтому немудрено, что перемешались старые традиции и новомодные обычаи, связанные с празднованием этих "красных" дат, и сами армяне подчас не могут с уверенностью сказать, где кончается один праздник и начинается другой. Для одних это - естественное явление, неизбежное следствие процессов, которым в свое время положило начало разрушение "железного занавеса", разделявшего некогда Советский Союз от остального мира. Другие, в частности - церковь, выражают по этому поводу крайнее недовольство...

Саркис - армянский Сергей
Под именем «святой Саркис» известен в Армении и мифологический герой, считавшийся богом ветров, вихрей, ураганов и бурь, а также являвшийся повелителем зооморфных существ – духов тумана и считался хозяином волков, и христианский святой мученик. И хотя большинство легенд и мифов, связанных с Саркисом, имеет еще дохристианское происхождение, сегодня обе эти личности обычно отождествляются.


Считается, что святой Саркис был родом из провинции Гамерек или Кесарии Каппадокийской, жил и совершал подвиги во времена правления императора Константина Великого. За мужество и отвагу император Константин Великий (272—337) назначил Саркиса князем и спарапетом (стратилатом — главнокомандующим армянской армией) в граничащей с Арменией Каппадокии. Он был не только превосходным спарапетом, но и замечательным проповедником. Саркис исповедовал христианскую веру и с разрешения самого императора распространял христианство в разных городах, находящихся под его господством, он разрушал капища, строил церкви, распространял христианство. Проповедуя Слово Божие, обратил немало своих войнов из язычества в христианство. Однако, когда императорская власть перешла к Юлиану II Отступнику (360—363) Саркис, как и практически все, кто принял крещение, попали в немилость, начались гонения на христиан. Святому Саркису явился Господь Бог и повелел его покинуть пределы империи. Вместе со своим сыном Мартиросом святой Саркис нашёл убежище в Армении, где царствовал царь Тиран (Второй), внук Трдата Великого, сын Хосрова. Получив известие о том, что Юлиан с большим войском движется на Персию, и стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, армянский царь уговорил Саркиса перейти на службу к сасанидскому шаху Шапуру II. Шах Шапур принял Саркиса с любовью и назначил его на должность командующего войсками. Многие из воинов, видя в своем полководце благонравие и жизнью засвидетельствованную преданность Богу, сотворённые его святыми молитвами к Господу чудеса, отказывались от язычества и становились христианами. Однако Шапур требует, чтобы святой стал огнепоклонником и совершал языческие жертвоприношения. Саркис наотрез отказался, заявив: «Поклоняться следует только истинному Богу — Святой Троице, — Который сотворил небо и землю. А огонь и идолы вовсе не боги, так как созданный из праха человек может их уничтожить». Сказав же это, Саркис сокрушил статую истукана. Разъярённая толпа набросилась на Саркиса и на его сына. И первым принимает мученический венец его сын Мартирос. Саркис был заточен в тюрьму, но, оставшись непреклонным в своей вере, вскоре был обезглавлен. Случилось это 31 января 363 года. После гибели Саркиса над телом его возникает свечение. 14 воинов, его последователей, оставшихся преданными своему полководцу до конца, взяли тела мучеников, чтобы предать их погребению по христианским обычаям, за что сами также были обезглавлены, приняв мученическую смерть. Верующие люди захоронили тела мучеников в городе Амии.

Камни Сурб Саркис — Уши
Для армян святой Саркис — один из самых любимых святых. Не случайно святой Месроп Маштоц, создатель армянской письменности и большой любитель ереванской лапши, в V веке перенёс мощи святого Саркиса в Карби-Уши (Арагацотнская область, Аштаракский округ). Мощи покоятся в специально построенной церкви, которая носит имя святого.


Помимо библейских данных о жизни святого Саркиса до наших дней дошла красивая армянская легенда, помогающая понять, почему этого святого считают покровителем молодых влюблённых. В ней говорится, что когда после очередного сражения (говорят даже, что в тот раз он разбил войска самого императора Юлиана) Саркис и его 39 воинов праздновали победу в королевском дворце. Усталые воины обильно и сытно поужинали, и, как водится, выпили за победу немало кувшинов доброго армянского вина. После ужина воины отправились спать, а император-отступник, который ненавидел христиан, приказал сорока молодым девушкам убить солдат во сне. 39 женщин исполнили этот приказ, лишь одна не смогла: увидев прекрасное лицо спящего Саркиса, она безумно полюбила воина. Не удержавшись от соблазна, женщина поцеловала Саркиса, от чего тот сразу же проснулся и, осознав что произошло, молниеносно оседлал своего белого коня, вскочил на него, посадив рядом свою возлюбленную, прорвался сквозь городские ворота (по некоторым данным, разнёс их) и покинул город, (даже!) вызвав буран... Вот поэтому влюблённые стали почитать святого Саркиса и видеть в нем своего покровителя и защитника. И святой Саркис всегда помогает и содействует молодым влюблённым, ищущим у него защиты.

Про святого Саркиса существует множество преданий. Вот одно из них.

«Возвращение Ашик-Кериба».
Иллюстрация М. В. Ушакова-Поскочина. Тушь. 1939
Говорят, бедный бродячий гусан (музыкант) или ашуг (певец) Гариб (Ашик-Кериб) любил Шах-Санаме — дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Гариб был беден, и отец девушки был против их брака, так как прочил её в жёны богатому человеку. Тогда Гариб решил отправиться в чужие края и там честным трудом заработать себе состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та 7 лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает с возвращением хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого по желанию отца. Трудные 7 лет провёл Гариб на чужбине. Будучи лишённым возможности видеть свою красавицу, не имея никакой весточки о ней, он всё же не отчаивался, а с тоской и надеждой ждал того дня, когда они снова встретятся, создадут семью и вместе проживут счастливую жизнь. Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. На пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Казалось, что вот-вот надежда покинет Гариба, что он не поспеет к любимой девушке. Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Саргису, прося у быстрого заступника помощи. Саркис, вняв молитве влюблённого Гариба, сразу явился ему в вихре пурги на белоснежном быстром скакуне, посадил его на круп коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме. Тогда отец девушки, видя твёрдость Гариба, совершившееся чудо и чистую их любовь и преданность друг другу, благословил их союз.

Мирза Фатали Ахундова
Кстати, широкую известность в русскоязычной среде эта распространённая в Закавказье, Средней Азии и на Ближнем Востоке народная сказка (азерб. Aşıq Qərib; арм. Աշուղ Ղարիբ; груз. აშიკ ქერიბი; крымско-тат. Yolcu Ğarip; тур. Aşık Garip; туркм. Şasenem-Garyp), исполняющийся ашугами лирический дастан, эпос, в основу которого лёг известный фольклорный сюжет («муж на свадьбе у своей жены»), приобрела после того, как азербайджанская версия сказки была впервые записана Михаилом Лермонтовым в 1837 году и опубликована в 1846. Считается, что Лермонтов, будучи в Тифлисе, написал сказку «Ашик-Кериб» со слов азербайджанского писателя-просветителя, поэта, зачинателя азербайджанской драматургии и основоположника литературной критики в азербайджанской литературе, члена Российского императорского географического общества, философа-материалиста и общественного деятеля, «мусульманского Мольера» Мирзы Фатали Ахундова. Существуют также версии: армянская, грузинская, турецкая, туркменская и т. д. Отмечается, что в произведении деньгам, богатству, знатности противостоит сила искусства — поэзия и музыка. На сюжет сказания написано три оперы, балет.


На основе сказки Лермонтова в 1988 году Давидом Абашидзе и Сергеем Параджановым на киностудии «Грузия-фильм» был снят фильм «Ашик-Кериб». Главную роль в фильме, роль Ашик-Кериба, сыграл Юрий Мгоян. Также в фильме играли Софико Чиаурели (мать), Рамаз Чхиквадзе (Али-ага), Константин Степанков (учитель), Давид Абашидзе, Тамаз Вашакидзе и др.


Еще одна из легенд. Однажды за святым Саркисом и его сыном гнались персидские войска. Сил уже не осталось, и тогда он стал молиться и просить у Бога помощи. В одно мгновение спустился жуткий туман, который спрятал Саркиса с сыном. А жуткий мороз и страшный холод остановили погоню. Именно из за этой легенды холода в феврале приписывают святому Саркису.

Ряженый Сурб Саркис в этот день появляется на улицах Еревана
Традиции празднования Дня святого Саркиса в Армении сегодня очень разнообразны. Вот как описывает праздник Сурб Саркиса в своем «Путеводителе по Тифлису» за 1913 г. А.Бахутов. «За две недели до Великого поста армяне празднуют день Сурп-Саркиса (св.Саркиса). В пятницу армянка приготовляет «кумела», состоящее из пшена, меду и воды. Кумела кушают в субботу. Всю неделю, предшествующую празднику, армяне постятся. В ночь, накануне субботы, молодые армяне съедают «квери» — соленую лепешку, приготовленную из муки и соли, причем, целый день проводят натощак. Съев квери, армянка засыпает в ожидании увидеть во сне будущего своего жениха. Соленая лепешка возбуждает жажду, которая утоляется услужливым женихом. Он приносит воду в посуде, наливает в стакан и подает, подающий и есть суженный-ряженный. Материальное состояние его определяется качеством посуды. Если последняя была золотая, то жених будет богатым, если серебряная, то он среднего достатка, если глиняная, то он беден. В субботу армяне едят «пhапhа» — кашу из пшена с маслом. Пhапhа, это необходимое блюдо в праздник Сурп-Саркиса».

Считается, что Саркис питается мукой и потому, к примеру, популярен обычай в ночь перед этим праздником ставить на крыше, на подоконнике, на балконе или перед входной дверью тарелку (поднос) с похиндзом - мукой из обжареной пшеницы (можно, конечно, попробовать ее заменить на жареную пшеничную муку), - или галисой (алисой, арисой) - традиционной кашей из пшеницы (или похиндза), говядины и петуха. Согласно легенде, святой Саркис должен с ангелами, а то и со своей возлюбленной (в Грузии считают, что это якобы похищенная им Святая царица Тамара), пролететь над домами. И если наутро (на муке) останется след от копыта белого коня (символ чистоты и беспорочности) Саркиса, то в этом году мечта влюбленного сбудется. На основе похиндза в Сурб Саркс, обычно утром, армяне готовят одноименное блюдо - местный аналог популярной на Востоке халвы. Пекут это лакомство с древнейших времен, оно даже упоминается в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. Но особенно популярен похиндз был в так называемые "темные годы" с 1991 по 1994 гг., когда продуктов было наперечет, а полакомиться сладким все равно очень хотелось. Похиндз слегка обжаривают на раскаленной сковороде, добавляют к муке сахар и сливочное масло и быстро-быстро размешивают на большом огне. Готовая масса должна получиться максимально пластичной. Из нее по желанию лепят либо отдельные биточки, либо плотно прессуют в одно круглое блюдо. Украшают похиндз крошенными грецкими орехами. А вкуснее всего он с чашечкой крепкого армянского кофе. А еще похиндз (муку) смешивали с медом или виноградным соком и готовили сладкие котлеты и шарики.


Кроме того, ночью перед праздником молодые едят соленую лепёшку Ахи(аги)-блит (её рецепт очень прост: 7 наперстков воды, 7 наперстков муки и 7 наперстков соли, а форма различна, но чаще всего в виде сердечек), которую должна печь только счастливая в браке женщина, после этого ничего не едят и не пьют и ожидают откровения во сне: считается, что тот, кто подаст воду во сне, и есть суженый. "Элемент соли — важен, ведь именно соль пробуждает подсознание, посредством которого человек видит тот или иной сон", — говорит этнограф Лусик Агулеци. Мнение медицинского работника: "На первый взгляд, всё так традиционно и даже романтично (в эту ночь тебе должен приснится твоё суженый и т.д.), но если смотреть с точки зрения медицины, то это настолько губительно для здоровья! Обычная пищевая соль на 100% состоит из хлорида натрия. Избыточное употребление натрия раздражает, нагружает и ослабляет наш организм. Обычная щепотка соли, употребляемая в пищу, и так вредна, а тут в одной лепёшке - "чем больше, тем лучше". Ужас просто. Это ж сколько времени потребуется, чтоб вывести всё из организма?"

Этнограф Арутюн Паносян считает, что многие традиции праздника Св.Саркиса, увы, подзабыты: “В прежние времена праздник был одним из важнейших факторов при формировании семьи для армян. В день Св.Саркиса во многих деревнях крестьяне совершали обряд матаха (жертвоприношения). Целью матаха, кроме акта милосердия и любви к неимущим, что является его истинным смыслом, было желание добиться божьего благословения для будущей семьи. Важное значение также придавалось постам, целью которых было духовное и физическое очищение, в частности Передовому посту, который длится пять дней и предшествует празднику Св.Саркиса. Молодые люди были убеждены, что если они не будут строго соблюдать Передовой пост, то Св.Саркис не одарит их своим вниманием”. Что касается обычая ставить поднос с мукой из жареной пшеницы, то А.Паносян подчеркивает, что не случайно в подносе должен появиться именно след коня. Конь издревле считался у армян священным животным, и в дохристианскую эпоху именно коней приносили в жертву языческим богам.

Похиндз из похиндза
В этот день в народе принято празднично накрывать стол. Хозяйки дома должны готовить хашиль (каша из пшеницы), похиндз (сладость из обжаренной пшеничной муки), агандз (смесь из поджаренных злаков: пшеницы, конопли, кунжута, чечевицы и гороха, иногда с добавлением изюма). "Агандз — символ праздника, ведь когда святой Саргис шел на бой, он клал в карман пшеницу. Бой был настолько жарким, что в его кармане пшеница превращалась в агандз", — говорит этнограф Агулеци.

хашиль
Арцахский (Карабахский) хашиль - очень сытное и полезное традиционное кушанье карабахских армян, которое готовится зимой, обычно во время празднования Сурб Саркиса.

Продукты:
Пшеница дробленая - в оригинале это промытая и высушенная на солнце пшеница, но можно взять и простую.
Лук репчатый.
Масло топленое.
Тан. В оригинале тан делают из высушенных на солнце лепешек чоратан. Чоратан делают из сыворотки, оставшейся после взбивания масла. Чоратан – продукт абсолютно диетический, так как в нем нет ни грамма масла.(0% жирности). За неимением чоратана, можно взять обычный мацун (մածուն - переводится с армянского языка как «кислое молоко» - армянский национальный молочнокислый продукт, наподобие кефира, но довольно густой, так что даже "ложка стоит"), разбавить его водой в соотношении 1:1, хорошо взбить венчиком и слегка посолить. Мацун также можно приготовить в домашних условиях. Вот как об этом пишет Ева из Еревана: "Для получения 1 л. мацуна нужно 1 л молока (чуть меньше) и примерно 1 стаканчик (150 г) сметаны либо мацуна (от предыдущей партии). Чем жирнее будут молоко и сметана, тем жирнее и вкуснее будет и мацун! Но подойдет ЛЮБОЕ молоко и ЛЮБАЯ сметана! Главное, чтобы они были НАТУРАЛЬНЫМИ, без добавок!
Молоко довести до кипения (можно и вскипятить, это не важно, просто долго кипятить не нужно). Перелить в литровую банку (оставив немного места для закваски) и оставить остывать... До тех пор, пока мизинчик, как самый нежный и чувствительный пальчик (бабушка говорила мизинчик – значит мизинчик! и не спорьте!) при опускании в молоко не будет сильно обжигать! Молоко должно быть теплое, но в сторону приятно горячего (опять цитируя бабушку – “чтобы покусывало палец!”).
Вот тогда добавить сметану (лучше комнатной температуры, не из холодильника, а то молоко сразу слишком охладится!), хорошенечко перемешать, плотно закрыть крышкой (любой - пластмассовой или винтовой) и очень хорошо укутать! Я кладу баночку в целлофановый пакет, потом на шерстяное одеяло и заворачиваю в него. Ставим это сооружение в недоступное и теплое место и больше НЕ ТРОГАЕМ!!! (Это важно!) Примерно на 12 часов, удобнее на ночь...
Утром “раздеваем” наш мацун и ОСТОРОЖНО, не встряхивая(!), ставим баночку в холодильник еще на несколько часов (или даже сутки)! Так он станет покрепче и приятнее на вкус! Хотя пробовать можно хоть через час!!! В холодильнике он может стоять несколько дней, постепенно становясь плотнее по консистенции и немного кислее на вкус...
"

Приготовление хашиля.
Пшеницу сварить на воде обычным образом (слегка посолить) без масла.
Лук репчатый нарезать кубиками и поджарить на топленом масле до золотистого цвета.
Тан подогреть на плите.
Подается так: В центр тарелки выкладывается горкой сваренная пшеница, в углубление пшеницы кладется прожаренный лук с маслом, а по краям тарелки разливается горячий тан!


Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису. В связи с этим празднику предшествует пятидневный пост (Арачаворац пагоц), утверждённый Григорием Просветителем. Близ церквей, особенно носящих имя святого Саркиса, в эти дни очень многолюдно. Святому Саркису молятся и просят о содействии и покровительстве влюбленные, воины, идущие в бой, родители и возлюбленные защитников Отечества. Молодые покупают лепёшки, чтобы заглянуть в будущее, а пары со стажем — разнообразные атрибуты, символизирующие благополучие и удачу в доме. В день праздника в малом центре столицы Армении, в церкви Сурб Саркис, особенно многолюдно. Здесь, как и во всех армянских храмах, проходит праздничная литургия. Многие молодые, парами или пока еще в одиночку, приходят за благословением. Пожалуй, нет в этом огромном мире такого уголка, в котором не была бы возведена церковь, посвященная святому Саркису. Шарлот (США), Пасадена (США), Феодосия (Украина), Сочи (Россия), Красноярск (Россия) и Пятигорск (Россия) – это только малая часть городов, для которых одной из святынь стала церковь,названная в честь армянского полководца Саркиса.

церковь Сурб Саркис в Тифлисе
В Тифлисе (Тбилиси, Грузия) была церковь, построенная во имя Сурб Саркиса. Она находилась в Харпухи. Это небольшой квартал выше Абанотубани. В списке тбилисских улиц, составленных в 1903 г. указана улица Сурб-Саркисская. Здесь на нынешней ул. И.Гришашвили №30, на том месте, где сейчас стоит жилой дом и стояла церковь Сурб Саркис. Вернее, этот дом, часть оставшаяся от церкви.

Официально День святого Саркиса в Армении празднуется с 2007 года. Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго праздник святого полководца Саркиса провозглашён Днём благословения молодых. В этот день влюблённые дарят друг другу открытки, цветы и сладости.

Фото: АиФ / Наира Мелкумян
Значение недели, разделяющей дни святых Саргиса и Валентина, нельзя переоценить и с коммерческой точки зрения. Уже сегодня в магазинах идет бойкая торговля небольшими сувенирами, посвященными святым открытками - т.н. "саркисовками" и "валентинками", косметикой. "С 7 по 15 февраля у нас увеличивается продажа всего - начиная с дорогой косметики и заканчивая открытками, - говорят продавщицы одного из крупнейших магазинов Еревана "Айастан". - Приходится иногда закрывать магазин позже обычного. В этом году у нас очень много корпоративных заказов - крупные фирмы и банки закупают подарки для всех сотрудников". На этот день приходится много свадеб и обручений, потому что через неделю после Сретения, по календарю Армянской Церкви, празднуется Масленица, а затем начинается Великий пост. "Говорят, что, если пожениться 13-14 февраля, брак будет счастливым, - говорит ереванец Артур. - А во время Поста жениться нельзя - Церковь запрещает. Хотя я не думаю, чтобы мои родители были несчастливы - в советское время никаких церковных законов не соблюдалось, и все было в порядке". "Я в прошлом году ночью оставил отпечаток подковы у дверей любимой девушки, и она потом всем рассказывала, что к ней приходил святой, - рассказывает Ара. - И только тогда согласилась со мной встречаться. Правда, позднее я ей все рассказал. Так что все это - просто дань условностям, обычаям. Мне, например, все равно - Саргис или Валентин, только бы любимая девушка была бы рядом".

Арам Асатрян "Сурб Саркис"
Помолюсь и попрошу
За которую люблю…
И за первую весну,
За несбывшуюся мечту…
Пусть продлится жизнь твоя
Даже если без меня…
И тебе я не скажу,
Что, по-прежнему, люблю…
День святого Саркиса отмечается за 63 дня до Пасхи. Празднуется: 11.02.2017, 27.01.2018, 16.02.2019, 08.02.2020, 30.01.2021, 12.02.2022, 04.02.2023, 27.01.2024, 15.02.2025, 31.01.2026, 23.01.2027, 12.02.2028, 27.01.2029, 16.02.2030

Комментариев нет:

Отправить комментарий