вторник, 28 марта 2017 г.

28 марта День резиновых калош

Александрина Михайлова (Misuoka)
О, как здорово гулять в дождливую погоду в новеньких калошах! Пускай, даже надетых на "лодочки"! Никакие резиновые сапоги не способны тягаться с этим чудом ушедшего века! А как вам такое выражение: "Нам - все равно, мы - в калошах!"?? Можно, конечно ринуться в антикварные лавочки в последней надежде Но гораздо проще мысленно натянуть эти самые калоши, и на все невзгоды, или претензии, хором: "А нам все равно, мы - " !!! :О)))


rizaya_dasha
Кому не приходилось слышать такое выражение: «сесть в калошу» или «лужу». Оно вызывает не совсем приятные ассоциации, ведь связано с какой-то неудачей или нелепой ситуацией, в которой человек оказался в смешном положении. Вероятно, фразеологизм возник во времена кулачных боев и народных игрищ, когда поверженный участник на глазах своих сельчан оказывался на земле перепачканный грязью. С тех пор много воды утекло, полезная и практичная, защищающая от влаги, грязи и даже холода обувь, стала одним из распространенных предметов гардероба.

Кажется, само название, в котором угадывается древнеславянское слово «калужа», указывает на предназначение калош: защиту от промокания при ходьбе по лужам. Действительно, на заре обувного производства своеобразные чехлы стали незаменимы. Поскольку каждая пара кустарной обуви стоила баснословных денег, пытаясь защитить свои элегантные туфельки, даже аристократы и утонченные красавицы не гнушались носить галоши – подобие чувяков, которые традиционно носили простолюдины. Затем необходимость превратилась в привычку, получила широкое распространение среди всех слоев населения.

Golden_Blonde

Помните, у Корнея Чуковского крокодил просит: “Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше”.


Тот же Чуковский в другом своём стихотворении описывал чудо-дерево, на котором росла обувь:

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.


Многим памятна и сказка «Калоши счастья» Андерсена, в которой волшебные калоши от Вестницы Счастья так и не принесли нечаянной радости своим обладателям, и их забрала с собой Фея Печали. Это, конечно, сказка, но очень хочется верить, что обычные резиновые калоши еще могут принести простое удовольствие обладателям сухих ног в ненастье. По мотивам этой сказки в 1958 польским режиссером Антони Богдзевичем была снята фантастическая комедия «Галоши счастья» (польск. Kalosze szczęścia).


- Вы уже знаете, что лаборатория наша занимается проверкой всевозможных сказочных чудес. Поэтому она и называется "Лаборатория СИЧ", то есть "Лаборатория сказок и чудес". Нам известно, что мальчики стали невидимками с помощью волшебной галоши. Мы перебрали все сказочные сюжеты о галошах, но галоши, превращающей людей в невидимок, в нашей картотеке не оказалось. Есть "галоша счастья" Ганса-Христиана Андерсена, числящаяся у нас под номером двадцать миллионов сто сорок три, есть волшебная галоша, в которой плавают герои многочисленных лесных сказок, есть, наконец, галоша, в которую подчас садятся те или иные персонажи. Но, повторяю, галоши, о которой рассказывает пациент Смирнов, - нет. Это, видимо, неизвестная нам, а значит. непроверенная сказка. (Марк Сергеев. Волшебная галоша)


Вадим Левин «Глупая лошадь»

Лошадь купила четыре галоши —
Пару хороших и пару поплоше.

Если денек выдается погожий,
Лошадь гуляет в галошах хороших.

Стоит просыпаться первой пороше —
Лошадь выходит в галошах поплоше.

Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без галош.

* * *

Что же ты, лошадь, 
жалеешь галоши?
Разве здоровье тебе не дороже?

По этому стихотворению даже создали одноименный мультфильм.


В нашем же представлении галоши — это некая бесформенная, уродливая обувь, которую надевают на валенки рыбаки или огородники на босу ногу. А ведь когда-то галоши были принадлежностью гардеробов завзятых модников, в недалеком прошлом чуть ли не каждый человек пользовался галошами (или, как говорили раньше, калошами), нынче же эта старинная обувь переживает второе рождение…

индейцы производят калоши
Галоши имеют долгую историю. Существует две версии их происхождения. Согласно одной из них, галоши обязаны своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки. Когда европейцы впервые проникли на южную окраину Американского континента, они встретились с огромными следами каких-то неведомых людей. Заочно их назвали патагонцами — в буквальном смысле “большеногие”. Вскоре выяснилось, что индейские аборигены обувались самым оригинальным способом - опускали в сок дерева гевеи (каучук, от от названия “каучу”, которым жители Бразилии и обозначали продукт, добываемый из гевеи: “кау” — дерево и “учу” — течь, плакать) - латекс - босые ноги. Сок высыхал, и на ногах аборигенов появлялась непромокаемая пленка, калошеобразная “обувь”, защищавшая стопу от мелких камней и коварных колючек. В ней то и следили патагонцы. Кроме того, конкистадоры заметили у индейцев непромокаемые холсты и мячи. Ещё Колумб обратил внимание, что применявшиеся в играх индейцев тяжёлые монолитные мячи из чёрной упругой массы, отскакивают намного лучше, чем известные европейцам кожаные. Но сообщение Колумба о неизвестном веществе с необычными свойствами осталось незамеченным в Европе, хотя, несомненно, что конкистадоры и первые поселенцы Нового света широко использовали каучук. По-настоящему Европа познакомилась с каучуком в 1738 г., когда вернувшийся из Америки путешественник Ш. Кодамин представил французской академии наук образцы каучука и продемонстрировал способ его получения. Первое время практического применения в Европе каучук не получил в силу отсутствия сырья для производства.


По другой версии, галоши изобретены англичанином Рэдли в начале XIX века, который никак не мог вылечится от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные кожаные чехлы для обуви «gallicae» (в основе этого слова – позднелатинское gallicula – уменьшительное от gallica (solea) – «галльская (сандалия)»). Есть также версия, что предтеча галош, вернее в данном случае калош — греческие деревянные башмаки-калоподиены, от греческого kalopous – «сапожная колодка», от kalon – «дерево» + pous – «ступня». В 1803 году Рэдли запатентовал своё изобретение – чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: едва температура отпускалась ниже нуля, как они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» – неприятно пахли, делались липкими и мягкими и пачкали все вокруг.

В первые четыре десятилетия XIX века многие предприниматели пытались сделать каучук независимым от природных условий. В 1823 г. член Лондонского королевского общества английский химик и изобретатель, фабрикант Макинтош разработал технологию пропитки тканей раствором каучука в сольвенте, побочном продукте газификация каменного угля. По его имени непромокаемые пальто с того времени называются макинтошами. Но все каучуковые изделия, как на тканой основе, так и без неё липли, текли, рвались.

Вулканизация Чарльза Гудьера
Больше всех повезло молодому американскому изобретателю Чарльзу Гудьеру (Charles Goodyear), который после многолетних экспериментов изобрел метод, известный сейчас, как вулканизация («сваривание» каучука с серой при нагревании), после чего получалась прочная резина. Согласно данным о жизни Чарльза Гудьера, история с вулканизацией началась в 1834 году, когда после банкротства своего склада скобяных изделий Гудьер обратился к компании the Roxbury India Rubber Co. с деловым предложением. Он показал владельцу магазина спасательный круг, который он усовершенствовал, и спросил, сможет ли он его продать. Но тогда над Гудьером просто посмеялись и отвели на склад, где лежали многочисленные круги, испортившиеся от жары или холода. Натуральный каучук очень чувствителен к температуре, и тот, кто решит эту проблему, сказал ему владелец магазина, сорвет большой куш. Гудьер никак не мог оставить эту идею. У себя дома он начал экспериментировать с натуральным каучуком и различными химическими соединениями. Поскольку он был полностью разорен, ему даже пришлось продать учебники своих детей, чтобы продолжить опыты. Жалобы его жены, что ему стоило бы найти работу, Гудьер просто игнорировал. В конце концов, на помощь ему пришла случайность – когда он следил за взаимодействием каучука и серы, немного вещества капнуло на крышку его горелки. В результате он получил эластичный продукт, стойкий к изменениям температуры, после чего запатентовал процесс, получивший название вулканизации каучука. Чарльз Гудьер хотел сам продавать резиновые сапоги и тенты, но у смелого экспериментатора не было таланта к ведению бизнеса. Несколько лет он отчаянно искал спонсора, и его частенько закрывали в тюрьму из-за его долгов. Наконец, в 1845 году, положение улучшилось, когда из-за золотой лихорадки в Калифорнии вырос спрос на водонепроницаемые сапоги и палатки. Через 6 лет на выставке Great Exhibition в Лондоне Гудьер представил целый спектр продукции и з резины – надувные шары, мебель и другие товары. Поскольку все деньги, которые Гудьер заработал на своем изобретении, ушли на выплату его долгов, он взял новые ссуды для разработки новых проектов, таких как, к примеру, презерватив из латекса, который он изобрел в 1855 году. В то время газета London Spectator писала, что «если вы увидите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках, резиновой шляпе и с резиновым кошельком в кармане, в котором не будет ни цента, то это – Чарльз Гудьер»...


Американские компании быстро наладили массовый выпуск «overshoes», т.е. верхней обуви из вулканизированного каучука, которая не промокала и стойко переносила все капризы непогоды. Новинка сразу приглянулась потребителям — действительно, в галошах можно было смело шагать по лужам, а ноги при этом всегда оставались сухими. Развивающееся машиностроение и электротехника, а позже автомобилестроение потребляли всё больше резины. Для этого требовалось всё больше сырья. Из-за увеличения спроса в Южной Америки стали возникать и быстро развиваться огромные плантации каучуконосов, выращивающие монокультурно эти растения.


Позже центр выращивания каучуконосов переместился в Индонезию и Цейлон. Но сам Чарльз Гудьер не увидел, в каких масштабах используется его творение. Он умер в Нью-Йорке в 1860 году из-за болезней, вызванных его химическими опытами. Его семье остался лишь патент за номером 363 и 200 тысяч долларов долга... Началась модернизация этой нехитрой обуви. Появились ботики, сделанные из войлока и снизу обшитые резиной. Такая обувка была очень популярна у разных слоев населения. Особенно она нравилась женщинам, и модницы XIX века щеголяли почти что в валенках с галошами. Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и России. С этого момента галоши стали постепенно входить в быт русской знати.

Иллюстрация к "Евгению Онегину". Художник Д. Белюкин
В России новинка сразу же полюбилась — еще бы, у нас постоянно то слякоть, то мокрый снег, то дождь, то грязь… Но французское слово «галоши» поначалу не очень понравилась россиянам. Известный литератор, военный и государственный деятель, адмирал (1823), государственный секретарь и министр народного просвещения, президент российской академии Александр Семёнович Шишков предлагал заменить его на «мокроступы», как более русское и соответствующее истине. Его предложение не нашло широко отклика, кроме сарказма Белинского по этому поводу («Хорошилище грядет по гульбищу мимо водомета из позорища на ристалище в мокроступах и с растопыркой», что означает «Франт идёт по бульвару мимо фонтана из театра в цирк в галошах и с зонтиком»), в языке закрепилось название «галоши». Но, что удивительно, в некоторых глухих и далеких от центра российских деревнях, галоши называют именно мокроступами…

Кстати, а как все-таки правильно, галоши или калоши? Вопрос о верном произношении и написании наименования этой обуви, несмотря на отсутствие её популярности, возникает довольно часто. В произведениях классиков русской литературы используется написание с буквой «к», в советский период чаще употреблялось «галоши». О происхождении слова имеются два мнения. По одному из них, оно образовано от французского «galoshes». По другому, основой является греческое «kalopous». По информации, содержащейся в словарях, допустимо использовать оба варианта. Но слово «калоши» все чаще указывается как устаревшее. Таким образом, единственно верного ответа на данный вопрос нет.

Фердинанд Краузкопф
В России массовое производство галош началось летом 1859 года. Купец из Гамбурга Фердинанд Краузкопф вместе с несколькими русскими купцами учредил в Санкт-Петербурге «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий». Первоначальное название фабрики – Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ). Дело сразу пошло полным ходом: в октябре выпускалось уже до 1000 пар галош в день. . А через 3 года производство увеличилось до 20 млн. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности» — он обязывался никого не посвящать в секреты фирмы и не открывать технологию приготовления изделий. От рабочих же технические тайны и вовсе скрывались.


В 1888 году на изделиях фабрики появился фабричный знак в виде треугольника с начальными буквами фирмы внутри него. Именно по треугольнику неграмотные крестьяне отличали изделия фабрики Краузкопфа. В начале XX века название «Треугольник» было официально прибавлено к прежнему. «Треугольник» старался удовлетворить запросы покупателей всех слоев населения, и ему это вполне удавалось – изделия с фирменным знаком продавались даже за рубежом, в Европе, а в России щупальца ее сбыта протянулись аж до Владивостока. Основными покупателями галош были тогда горожане, причем все его категории, а вовсе не крестьяне, как в наши дни. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала – для форсу - т.е. стали признаком состоятельности (отсюда известная фраза: «При галошах, при часах»). Для пары сапог зажиточные россияне обычно приобретали две пары галош. Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Калоши одевались в самых торжественных случаях – на венчание и по Великим праздникам. В деревнях тоже вскоре стали покупать себе галоши, но позволить себе это могли только зажиточные крестьяне. Граф Н.Е. Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера». На сапоги надевались остроносые калоши. Тупоносые надевались на валенки мужиками побогаче, беднякам калоши заменяли берестяные лапти – ступни.

Отсутствие галош было признаком бедности, человек безгалошный вызывал жалость — как, например, чexoвский переписчик Иван Матвеевич, «молодой чeлoвeк лет восемнадцати, с oвaльным, как яйцо, безусым лицом, в поношенном, облезлом пaльтo и без калош. Он запыхался и старательно вытирает свои большие, нeуклюжиe сапоги о подстилку, причем старается скрыть от горничной дыру на сапоге, из кoтoрoй выглядывaeт бeлый чулок».

Несколько позже появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета – они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян. ТРАРМ стал одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получал премии и золотые медали за свою продукцию и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В разгар первой мировой войны «Треугольник» оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция – галоши – отошла на задний план.


Кроме "Треугольника, так же известно предприятие «Проводник», построенное в 1888 году в Саркандаугаве (болотистой окраине Риги) акционерным обществом, основанным на русско-французском капитале. В 1889 году «Проводник» стал выпускать первую продукцию: различные технические и хирургические резиновые изделия, а в 1890 году начал производство галош. Чтобы получить больше прибыли, фирма скупала земельные участки, строила новые заводские корпуса. В 1914 году товарищество «Проводник» насчитывало уже 220 промышленных и жилых зданий. Товарищество производило в больших количествах техническую резину; резиновые рукава; шины (как автомобильные, так и экипажные); изоляционные материалы: асбестовые изделия и ткани, эбонит; непромокаемые ткани; игрушки (в основном мячи). Высокий уровень выпускаемой продукции позволил фирме занять ведущее место не только в России, но и на мировом рынке. В мировой резиновой промышленности того времени «Проводник» занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин – второе. Общий оборот составлял 65 млн. рублей, на заводах фирмы работало свыше 14 тыс. человек, из них 48 процентов составляли женщины. Товарищество владело 31 патентом и заявлениями об образцах в 11 странах. Именно технический уровень разработок «Проводника» и привлек сюда на работу в качестве помощника начальника автошинного цеха, будущего ученого-ракетостроителя Фридриха Цандера, после окончания с отличием Рижского политехнического института. Объединяло различные производства то, что все изделия производились из очень современного для того времени материала — резины. В джунглях Амазонки добывался каучук, корабли через океан везли его в Ригу, потому что коммерсанты знали: именно здесь ценное сырье смогут использовать наилучшим образом. В цехах работникам «Проводника» выдавали не только бесплатное молоко и бесплатный чай, но и бесплатный лимонад. В Межапарке, неподалёку от богатых вилл, разместилось красивое здание детских яслей «Проводника». При заводе имелись больница, роддом, несколько бесплатных бань. В заводском парке для работников предприятия четыре дня в неделю проводились по вечерам бесплатные концерты. Заботились на «Проводнике» и о детях рабочих — на оплату их занятий в учебных заведениях города предприятие ежегодно тратило тысячи рублей. Пожалуй, наибольшее впечатление ныне способен произвести четырехэтажный клуб «Проводника». В библиотеке предлагались газеты на русском, латышском, немецком и даже литовском языках. Здесь же имелись кегельбаны, десять биллиардных столов, работало даже закрытое (только для конторщиков предприятия) казино. Летом 1915 года, в связи с наступлением немецких войск в направлении Елгава – Рига, началась срочная эвакуация промышленных предприятий Риги вглубь России. Фирма «Проводник» эвакуировала свои заводы в Москву. В послевоенные годы акционерное общество хотело восстановить производство некоторых видов резиновых изделий, но из этого ничего не получилось, и в 1928 году «Проводник» был ликвидирован.


Одно из главных российских галошных предприятий — московский завод “Красный богатырь” был создан более ста лет назад, в 1887 году как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском. В 1910 году предприятие перешло в собственность общества “Производство и торговля резиновыми изделиями”, которое входило в фирму “Богатырь”. После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 “Богатырь”. В 1923 году он получил имя “Красный богатырь”, которое сохраняется по сей день.



Дефицит галош сразу почувствовали покупатели, одним из которых был герой рассказа «Собачье сердце» Михаила Булгакова профессор Преображенский, разразившийся гневной тирадой. Как известно, галоши из парадного подъезда дома, где жил Филипп Филиппович, исчезли еще в апреле 1918 года. Их уперли пролетарии. Последних можно понять: галош на всех их не хватало. Вскоре торговля была запрещена, и галоши можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть. Знаменитый математик, академик Марков, написал письмо Ленину, в котором пожаловался на то, что: «лишен возможности участвовать в ученых собраниях, поскольку в Петрограде установилась холодная дождливая погода, а мои единственные галоши украдены, а достать новые совершенно невозможно». Академик попросил главу правительства посодействовать в приобретении новых галош. Ленин распорядился выдать Маркову галоши, но спустя пару дней от академика пришло новое письмо: «Хочу поблагодарить Вас за оказанную мне помощь в приобретении галош. К сожалению, я по-прежнему не в состоянии посещать заседания Академии Наук, поскольку холодная дождливая погода продолжается, а присланные Вами галоши не того размера и на одну ногу». Очевидцы этой истории утверждали, что на следующем заседании Академии Наук Марков предлагал: «полученную мною обувь поместить в Этнографическом музее как образец материальной культуры текущего момента, ради чего я готов ее пожертвовать».

Рабочие "Красного треугольника" на Марсовом поле в Петрограде, 1 мая 1923 года
Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда «Треугольник», получивший название «Красный треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны – плакаты поэта и художника Владимира Маяковского и дизайнеров Александра Родченко и Василия Баюскина навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна. Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями – галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям.


*Кстати. В.В.Маяковский в своём стихотворении "Что такое хорошо и что такое плохо?" упоминает калоши.

Рис. из журнала Бегемот №15 за 1928 год
На московском заводе «Красный богатырь», 1928 г.
Прикатка подошвы галоши с помощью пневматического пресса.
Москва, завод "Красный богатырь".
Фото из журнала "Смена" №11 за 1928 год.

Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. Галоши были чуть ли не стратегическими составляющими быта населения. Судите сами, какие новостные «сводки» печатались в газетах:)

20 дек. 1926 года
Стратегия частников
«Экономическая Жизнь» сообщает любопытные сведения о том, как борется за свое существование частная торговля. В Смоленске ни в государственной ни в кооперативной рознице нет ни риса, ни галош, ни камвольных тканей, а в базарных лотках имеется и то, и другое и третье. Как это происходит? Местный кооператив широко афишировал продажу 2.500 пар галош. В назначенный день целая армия очередников в несколько часов разобрала весь товар, и на следующий день все галоши на Нижнем базаре, где ими бойко торгуют по пять рублей за пару. Очередники заработали от 30 до 50 коп. за пару, а торговцы около рубля.

23 окт. 1927 года
Нет галош
«Рабочая Газета» от 19 октября сообщает, что несколько дней тому назад сотрудники московских газет обратились в резинтрест, где им сообщили, что в этом году запасы галош совершенно достаточны и никаких оснований для беспокойства нет. Однако, начиная с 18 октября из кооператизных магазинов и отделений резинтреста галоши исчезли. Всюду стоят очереди по несколько десятков человек. На рынках спекулянты подняли цены на галоши, на один — полтора рубля за пару.

10 января 1929 года
Советские галоши
В наркомторг СССР отовсюду поступают сведения, что покупатели галош советского производства с возмущением возвращают их в магазины с требованием возмещения их стоимости в виду полной их непригодности.

19 янв. 1930 года
Все хуже, да хуже
Как ни низко качество советских товаров, советские хозяйственники умудряются продвигаться вперед по пути ухудшения. По сообщению «Раб. Газ.» качество продукции продолжает ухудшаться. Во многих случаях в этом виновны хозяйственники, которые в погоне за снижением себестоимости ухудшают обработку и отделку товаров. Несмотря на декрет Совнаркома СССР о предании суду за ухудшение качества, ВСНХ СССР воспользовался этим правом всего один раз.
Почти во всех отраслях промышленности выход продукции лервого сорта уменьшился. Фабрики Резинотреста выпускают около 15 проц. галош первого сорта, остальные 85 процентов галоши второго сорта и брак. Нормальный срок носки галош 8 -10 месяцев. Но галоши приходят в полную ветхость после 4-5 месяцев носки.

2 июля 1932 года
Из комсомольского быта
Комсомолец из Орехово-Зуева сообщает, что туда прислано 7.000 галош на одну ногу. В объявлении так и было сказано: «с 8 июня будут выдаваться галоши на одну ногу».

"Веселые проекты" Зощенко и Радлова, 1928
В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому «Красного Треугольника» материалы по рекламациям, писал: «Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей нашу продукцию так, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для наших товаров».


К концу первой пятилетки дело с галошами ухудшилось, росли цены даже на то, что распределялось. Историк А.Г. Маньков в своем юношеском дневнике описал семейную ссору, произошедшую весной 1933 года. Разговор шел о покупке галош, пара которых стоила 15 рублей, что стало бы ударом по семейному бюджету. Отец кричал, что все деньги идут «на жратву», но потом вдруг согласился с тем, что и галоши нужны. Все-таки это был предмет первой необходимости…


Несмотря на конкуренцию, калоши стоили достаточно дорого. «От Москвы до самых до окраин», нет зарослей гевеи. Знаменитый американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон говорил: “Мой собственный опыт и опыт других показывает, что процесс синтеза каучука вряд ли, когда-либо, увенчается успехом”. Эдисон ошибался, «ибо нет таких вершин, которые не смогут взять большевики». Возникла историческая необходимость - резина – стратегический материал. Автомобильные шины и покрышки, противогазные маски, гофрированные и обыкновенные шланги, грелки, клизмы пробки и многое другое. В 1926 году Советское Правительство объявило конкурс на лучшую работу по синтезу каучука и назначило первую премию в сто тысяч рублей. По условиям конкурса, нужно было представить не только способ получения синтетического каучука, но и не менее двух килограммов этого продукта, а также разработать полную технологию его получения в промышленных условиях, требовалось, чтобы сырье для синтеза было дешевое и доступное, а себестоимость каучука при хорошем качестве, не превышала стоимости натурального. Сергей Васильевич Лебедев и семь его учеников работали в лаборатории Военно-медицинской академии в свободное время и безвозмездно. Сроки подгоняли. С осени 1927 года работа велась в лихорадочном темпе и с большим напряжением сил. К 1 января 1928 года — окончательному сроку конкурса едва успели закончить эксперимент. В 1932 году видный советский химик академик Лебедев впервые в Мире организовал промышленное производство синтетического каучука. Резиновые изделия стали доступны самым широким массам трудящихся. Это был окончательный шаг к классическому образу современной калоши.

Красноармейцы в валенках, с надетыми на них калошами, осматривают бронеколпак на финском доте
Калоши здорово выручали солдат, ведь им приходится воевать независимо от погодных условий. Американские бойцы во время Второй мировой войны носили резиновую обувь в форме ботинка с высоким верхом, красноармейцы во время Отечественной войны в зимний период носили войлочные валенки с калошами.Во время корейской войны американцы приняли к использованию вариант валенок с галошами, в которых войлок был полностью упакован во внутренность резинового ботинка. Поскольку войлок внутри двуслойного резинового башмака, то он защищён от намокания, тем самым решена проблема с необходимостью регулярной сушки валенок. Такую обувь надо носить поверх толстого шерстяного носка. Указанный вариант валенок используется и в наши дни частями, несущими службу на Аляске.



Следующий взлет культовой обуви пришелся на 50-60-е годы. Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д. Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов. Специалисты в истoрии моды считают, что уход популярности галош связан с тем, что oбувь сo временем стала нe тaкoй уязвимoй для грязи и вoды. Пoявилaсь резиновая подошва, а в 60-х годах — обувь на платформе, благодаря которой женщины поднялись над грязью в прямом и переносном смыслe. Но, похоже, мы пoспeшили и сeли в галошу! Нынешний мoсквич, рассекающий грязныe лужи, доведен бывает до такого состояния, что впору писaть-звoнить-умoлять прямо по Чуковскому: «Мой милый, хороший, пришли мнe калоши, и мне, и жeнe, и Тотоше!»

тот самый "человек в галошах"
Чеховский Беликов был человеком в футляре, Михаил Андреевич Суслов - в резиновых галошах. Носил главный идеолог эпохи застоя, переболевший в молодости туберкулезом, и потому боявшийся рецидива болезни и простуды, галоши часто даже в ясную погоду. Он, вероятно, был последним из жителей Москвы, который продолжал их надевать. Сам Суслов по этому поводу говорил: «В калошах очень удобно – на улице сыро, а я пришёл в помещение, снял калоши – и пожалуйста: у меня всегда сухая нога!».. Еще более забавная история случилась с галошами Юрия Андропова. Однажды он, прежде чем сесть в машину, в забывчивости снял галоши и оставил их на обочине. К ним тут же был приставлен часовой, который целый день охранял галоши вождя КПСС! Когда вечером Андропов вернулся с работы, машину остановили возле галош, и Андропов, как будто так и надо, вылезая, снова вставил в галоши ноги.

Rice-Eccles Stadium. Солт-Лейк-Сити.
Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Российская сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки. Но на Западе никто не удивился такому эпатажному одеянию.


За рубежом галоши из моды особо и не выходили. Для мусульман, к примеру, это очень удобный способ выполнять религиозные требования о том, что при входе в мечеть следует снимать обувь. А во многих европейских обувных магазинах имеется широкий выбор галош, качество и изящный вид которых делает их произведением искусства. Еще в 1960-х гг. именно галоши помогли создать имя известному итальянскому дизайнеру Элио Феруччи (Elio Fiorucci), который взял три пары галош, раскрасил их яркими красками и отнес их в модный журнал, попросив редактора сфотографировать и опубликовать снимок. В результате, его галоши стали просто сенсацией, а о молодом Феруччи узнали в Милане.


Как свидетельствуют fashion-эксперты, очень скоро в моду снова войдут галоши. Этот практичный аксессуар, несправедливо позабытый в России, приобретает сейчас все большую популярность в европейских странах. В последнее время галоши превратились из банальной резиновой обуви для непогоды в модную деталь туалета. Их дизайном занимаются многие именитые мэтры, поэтому и выглядят они по-настоящему стильно и оригинально. В декабре 2007 года галоши Swims стали хитом продаж в обувном отделе знаменитого универмага Harrods в Лондоне. У молодого норвежского дизайнера Йохана Рингдала любовь к галошам началась еще в ранней юности, которую он провел в Норвегии, хорошо известной своим суровым климатом. Отправляясь учиться в Парижскую школу дизайна Parsons, он предусмотрительно захватил с собой старомодные дедовские галоши — непромокаемые, но неказистые на вид. Именно тогда, после ироничных замечаний своих сокурсников, Йохан решил создать галоши нового поколения — яркие, стильные и при этом практичные.


Модель Ballerina – изящные галоши для девочек.


Модель Mobster (в переводе – бандит, гангстер).


Спор "галоши — это модно или нет" разрешила известный дизайнер Миучча Прада в 2011 году, показав на подиуме коллекцию мужских ботинок, на которые будто были надеты галоши разных цветов и принтов. После этого галоши появились в обиходе даже самых консервативных офисных работников.


Как выбрать подходящие для Вас модные галоши?
  1. надо определиться с их дальнейшим назначением, будут ли они использоваться для длительных прогулок по лужам, или же они станут только модным, ярким и вызывающим аксессуаром.
  2. определитесь с цветовой гаммой, осенью наиболее актуальны красные, оранжевые цвета, а для зимы и весны выбирайте холодные оттенки: голубые, фиолетовые, зеленые. Но какой бы цвет вы не выбрали, яркие галоши уже сами по себе очень модные!
  3. выбрать обувь, на которую они будут одеваться, и уже на неё примерять галоши.
Хотя многие стали носить их без какой-либо другой обуви - это уже выбор каждого. Попробуйте постоять на носочках, чтобы определить, устраивает ли вас жесткость подошвы. Ну а дальше выбирайте цвет, форму и радуйтесь покупке.

Подтверждением того, что галоши продолжают развиваться является модель Sleet-No, победившая в номинации промышленного дизайна премии инновационного дизайна. Проектом Sleet-No дизайнер говорит «нет» мокрому снегу, слякоти и непогоде. Это возрожденные калоши в новой интерпретации. Современные эластичные материалы позволяют по-новому взглянуть на знакомые вещи. К тому же, облегающие, подстраивающиеся под рельеф и форму обуви, влагостойкие сменные поверхности дают возможность их хозяину выбирать и оставлять тот след, которого он достоин.

Галоши на шпильках
Cityslipper Low Сut
Модель Cityslipper Medium Cut
Cityslipper High Cut, или галоша-сапог
Норвежцы сделали галоши и для тех девочек, которые носят обувь на каблуках. Cityslipper – галоши специальной формы с отверстиями для каблуков. Замечательная идея. В коллекции три модели, отличающиеся высотой. Самые популярные – Cityslipper.


Очень удобным и полезным, стало совмещение в галошах резины и теплого материала. Раньше галоши спасали валенки и другую зимнюю обувь, от снега, слякоти и воды, в осеннюю, зимнюю и весеннюю пору. Теперь их не обязательно одевать на обувь для защиты от намокания, агрессивной грязи и сырости. Достаточно надеть утепленные галоши на ноги и можно выходить на улицу в любую погоду. Существуют и более дорогие галоши, с натуральным мехом, это красивые и практичные изделия, отличающиеся высоким качеством и разнообразием форм. К самым распространенным и востребованным моделям относят: обычной формы, с высоким верхом, снабженные манжетом для предохранения попадания воды внутрь. Элегантно и эффектно смотрятся галоши со шнуровкой.

свадебные галоши невесты. поселок Дамла (Туркмения)
Сейчас все чаще идут разговоры о том, что следует возродить традицию хождения в галошах. Действительно, стоит признать, что это очень удобная обувь. Нашим гостям, добравшимся до квартиры через непролазные хляби, которые порой «украшают» подходы к домам, приходится стоять перед мучительным выбором. Или же они ходят по квартире в грязной обуви, оставляя всюду следы, или разуваются и разгуливают в одних носках или нелепых тапках, которые никак не сочетаются с праздничным нарядом. А галоши избавляют от всех этих трудностей — достаточно снять их в прихожей, и вы остаетесь в чистой и нарядной обуви. Эти доводы многим кажутся разумными, и даже появились предприятия, выпускающие элитные экземпляры современных галош…

анатомия галоши
Различаются по материалам, отделке и особенностям использования (из Википедии):
  • галоши садовые;
  • галоши на валенки,
  • галоши клееные на валенки;
  • галоши азиатские хлопчатобумажные мужские,
  • галоши азиатские хлопчатобумажные женские,
  • галоши азиатские хлопчатобумажные детские,
  • галоши азиатские хлопчатобумажные малодетские,
  • галоши азиатские на шерсти;
  • галоши из пластиката поливинилхлоридного чёрные;
  • галоши из пластиката поливинилхлоридного цветные;
  • галоши мальчиковые клееные резиновые;
  • галоши мальчиковые комбинированные резиновые;
  • галоши резиновые лакированные клееные девичьи для ношения на обувь;
  • галоши резиновые лакированные клееные для ношения на обувь;
  • галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины для ношения на унтах;
  • галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины.

Интересный факт: В автобиографическом романе "Обещание на рассвете" („La promesse de l’aube“, 1960, русский перевод 1993) французского писателя Ромена Гари готовность мальчика в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине съесть сырую калошу выступает высшим подвигом самоотверженного чувства. Эпизод романа послужил основой для памятника Ромену Гари (скульптора Ромаса Квинтаса). открытого 22 июня 2007 года в Вильнюсе на улице Басанавичяус, на которой жил будущий писатель и где разворачивается часть действия романа).

Памятник галошам и мешку соли в Нижнем Новгороде, Россия
3 ноября 2012 года около здания бывшей "Соляной конторы" на улице Рождественской, 8 появился новый памятник. Если интересна история аферы (отношения к калошам не имеющая), то читайте здесь.


Этот памятник, на основании которого выбита надпись «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки», тоже связан с калошами, не смотря на то, что Антон Павлович босиком. В 1890 году А.П. Чехов был проездом в Томске и когда перебирался через реку Томь, то у него упала калоша, поэтому одна нога у него промокла. О чем, конечно же А.П. Чехов в своем дневнике и записал: «Томск – город нетрезвый… Томск скучнейший город…, люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское… Томск гроша медного не стоит…» и т.д. в таком же духе... Автор и воплотитель идеи Леонтий Усов, на деньги местного населения, как бы отомстил Чехову за то, что тот, описал их город нелестными словами.



Радиостанция «Серебряный дождь» ежегодно с 1996 года вручает награду «Серебряная калоша» «за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе». Название, очевидно, происходит от выражения «сесть в калошу», что означает «попасть в дурацкое положение», «потерпеть неудачу», «испытать провал» (выражение «посадить кого-либо в калошу» означает «поставить в смешное или неловкое положение»). А прилагательное «серебряный», скорее всего, появилось благодаря собственно радио «Серебряный дождь», а также по аналогии с американской наградой «Золотая малина», которая присуждается за самые провальные работы в кинематографии. Автор идеи премии Павел Ващекин.

А еще "Калоша - это диско-бар в Новокузнецке
-ох ты ж, боже мой, а калоши-то забыла!
старая калоша
Старая калоша.
  • Жарг. морск. Пренебр. Очень старое судно. БСРЖ, 239.
  • Прост. Неодобр. О злой, сварливой старухе. БМС 1998, 252.
  • Арх. То же, что старая дева (ДЕВА). АОС 10, 384-385.
"старая галоша <калоша> (груб. пренебр.) —
1) о пожилой женщине. Пусть дети там побегают, а мы как две старые калоши спокойненько кофе попьем. (Запись устной рсчн, 2007)
Всё равно по Мадонне видно, что она старая калоша.
С ним явно смотрелась бы лучше баба на 20 лет моложе, чем эта старая калоша. (Блоги, 2012);


2) о старом корабле (пренебр).
(Из обсуждения крушения теплохода «Булгария»):
Доколе у нас будут плавать эти старые калоши?!
На реке, не на море, тонет очередная старая калоша, на которую упихали 182 человека вместо положенных 140.
Ведь и новейший «Титаник» затонул, пока по тому же океану благополучно плавали старые калоши (Блоги, 2011, 2012).
(Толковый словарь русской разговорной речи (под редакцией Леонида Крысина). Выпуск 1.)


"Если вы чувствуете себя старой, никому не нужной «калошей», неинтересной, несексуальной, уставшей от жизни и проблем, если уверены, что в будущем вас не ждёт ничего хорошего, то в глазах окружающих вы именно такой и будете — увядшей и старой. Но можно наплевать на годы, и всё будет в порядке — и с настроением, и с внутренним миром, и с личной жизнью." (Ирина ШУЛЕВА, Журнал "Семейная копилка", октябрь 2011 г.)

Старая калоша

Эта босоножка -
Вкрадчивая кошка -
Замуж захотела, 
В этом преуспела.

Туфелька из кожи, 
Мыслила похоже
Молвила: "Пора уж!"
Выскочила замуж.

Тапочка домашняя,
Притворясь, прокашляла,
Кое с кем связалась -
В ЗАГСЕ оказалась.

А калоша старая,
Невозможно странная,
Не печальна вроде -
К ней дедок заходит.

© Борис Ерунов, 15.08.2015


А если Вам интересно, что делать со старыми калошами, перечитайте рассказ Николая Носова "Шурик у дедушки" из цикла "Фантазеры".
  1. Для получения резины. "— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина".
  2. Вместо игрушечного автомобиля. "Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она".
  3. Для распугивания (как вариант, ловли) рыбы. "...бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать".
  4. Вместо почтового ящика. "...приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать... Тут дедушка заметил калошу... говорит: — Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано".

Бонус. Что такое "гамаши"?

Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: не ваши.
Самуил Маршак «Вот какой рассеянный».
Многие помнят историю человека рассеянного, жившего на улице Бассейной, рассказанную нам Самуилом Яковлевичем Маршаком. Однако не все знают что это такое. Гамашами на территории бывшего СССР иногда ошибочно называют рейтузы (от немецкого "Reithose" — "штаны для езды верхом" — вязаные шерстяные штаны со штрипками, плотно обтягивающие ноги, т.е. своего рода чулки без носков, которые, в свою очередь, не следует путать с:
    «Портрет лейб-гусарского полковника
    Евграфа Владимировича Давыдова» [в лосинах]
    работы Ореста Кипренского
  1. лосинами, легинсами/леггинсами (англ. leggings от leg – нога) и дольчиками (от итал. doice – мягкий, нежный; либо от фирмы-производителя Dolci Calze) — обтягивающими длинными штанами из синтетических или полусинтетических материалов без штрипок; отличие легинсов от лосин состоит в том, что они зачастую полупрозрачными, иногда с узорами, а также в сеточку, в то время как лосины как правило матовые или с характерным блеском. Кстати, знаете, откуда пошло название "лосины"? Все очень просто: у нас эти порты были не вязаными, как в европейских странах, а сшитыми из шкур лосей. Лосиная шкура очень мягкая, тонкая и одновременно с тем прочная. По приказу Петра I в 42 верстах от Москвы на берегу самой многоводной речки Клязьмы был построен кожевенный завод. Или, как это называлось в то время, Лосиная мануфактура. Там выделывались шкуры лосей и шилось многочисленное обмундирование для армии. При этой мануфактуре образовалось поселение - Лосиная слобода. В наше время этот городок имеет название Лосино-Петровский в память о лосиной фабрике и Петре, повелевшем ее основать;
  2. панталонами — трикотажными или хлопчатобумажными удлиненными трусами с круговыми резинками на штанинах;
  3. а так же, колготками), которые впервые попав в СССР из Чехословакии, получили чешское название "kalhoty" (произошедшее от итальянского слова «caliga», что в переводе на русский означает «солдатский башмак»), поскольку в русском языке названия для этих сшитых между собой чулок не было. На магазинных же ценниках держалось довольно долго другое название – «чулковые рейтузы». Делали колготы из хлопка, шерсти, нейлона и капрона. При этом хлопковые колготы съезжали набекрень или пузырились на коленях, шерстяные полнили ноги, а нейлон и капрон рвались. Зацепишь невзначай – и побежала стрелка. Но наши девушки не терялись. Научились штопать колготки собственными волосами. Ну или волосами подружки, подходящими по цвету. Однако чаще всего замазывали сорвавшиеся петли бесцветным лаком для ногтей, чтобы дальше не побежали. А те, кому колготок не доставалось, не мудрствуя, пришивали чулки к трусам. Первые колготки выпускались только одного, телесного, цвета. Когда в европейскую моду вошли белые и черные колготки, наши женщины быстро научились отбеливать «брестские». Способов нашлось много: несчастные колготки варили в хлорке, поливали уксусом с содой и солью, красили тушью для черчения "Колибри" и всевозможными лекарствами. Нередко колготки буквально «рассыпались» сразу же после окраски. Более везучие пары истекали краской во время дождя. Ажиотаж был такой, что в популярном советском журнале «Работница» публиковались так называемые «полезные советы» по продлению жизни колготкам, к примеру: "новые колготки нужно на пару часов положить в холодильник" или "колготки будут носиться дольше, если их предварительно постирать в мыльной пене". Впрочем, это совсем другая история.

Некоторые даже утверждают, что гамаши - это обычные чулки: "Надо отдать им должное, они достигли своего: чулки, как бы они ни назывались — колготки, шоссы, гамаши и так далее, в дамском гардеробе занимают далеко не последнее место" (Консультант стиля). Между тем Корней Чуковский в своей книге «От двух до пяти» чётко разделяет чулки и гамаши:
Трехлетний Юра, помогая своей матери снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил из-под кровати Валины ботинки, калоши, чулки и гамаши и, подавая, сказал:
— Вот и все Валино обувало!
Одним этим общим словом «обувало» он сразу обозначил все четыре предмета, которые имели отношение к обуви.


На самом деле, гамаши - это вязаные или сшитые из плотного толстого материала или кожи чехлы без подошв (накладки), закрывающие щиколотки, иногда доходящие до колена, т.е. своего рода галоши наоборот (если галоши защищают обувь снизу, то гамаши - сверху). Кстати, считается, что гамаши утратили свое практическое значение (особенно, в дамской моде) с появлением галош. Надевались поверх ботинок и застёгивались на пуговицы сбоку. Гамаши без пуговиц называются гетрами (фр. guêtre). Предназначались для защиты обуви от грязи и механических повреждений, так как она до начала массового производства была достаточно дорога. Сегодня гамаши считаются большой редкостью, но еще 70-80 лет назад это был один из наиболее распространенных предметов мужского гардероба.


Различают следующие несколько видов гетр. Для занятий танцами и аэробикой, а также на спортивных тренировках используются классические трикотажные модели, которые помогают мышцам быстро разогреться. Для походов и экстремальных видов спорта используются гетры, которые крепятся к обуви, или плотно затягиваются резинками. Они способны защитить от грязи и снега. Для конного спорта применяют кожаные гетры. Для зимних прогулок, как правило, используют высокие чулки из шерстяного материала, плотного трикотажа, натурального или искусственного меха. Некоторые предпочитают носить гетры дома для тепла. Есть модели, которые предназначены украшать ноги, или обувь. Есть модели, которые предназначены защищать от змей, от насекомых, от травм и т.д.

Схематическая диаграмма композитной ткани из гортекса
В настоящее время гамаши получили широкое распространение в туризме в качестве защиты от попадания внутрь ботинок грязи и воды. Такие гамаши помимо фиксирующей резинки под коленом имеют на нижней части крючок, цепляющейся за шнурки ботинка и ремешок, проходящий под подошвой — для предотвращения сползания гамаш вверх. Такие гамаши изготовляют из тканей на основе нейлона или мембранных тканей (например, Gore-Tex). Также гамаши используются в хоккейном спорте, где используются для фиксации щитков.

Кавалерист в гамашах, США, 1918Индийский солдат в ботинках с гамашами
Парадная одежда гвардии ВМС США включает белые брезентовые гамаши
Французские морские кадеты в белых гамашах во время парада 8 мая
Гамаши являлись и являются частью военного обмундирования разных стран, в том числе и Российской империи. В западноевропейских армиях (характерно для Франции и Италии), затем и в Америке, башмаки с гамашами заменяли сапоги. Сегодня гамаши продолжают применяться как элемент парадной формы в ряде старинных военных формирований. Большинство полков современной индийской и пакистанской армий носят длинные белые гетры, как часть их парадной формы. Гетры имеются в финской армии, португальский Национальной республиканской гвардии, их носят карабинеры Монако и курсанты итальянской военной академии Модены. В Финском флоте гетры являются частью зимней формы. Кроме того ВМС США и почетный караул стрелковой гвардии тоже носят их.


Само же название (согласно этимологического словаря Макса Фасмера происходит от немецкого Gamasche или французского gamache, восходящих через испанское guadamaci к арабскому gadаmasа — «кожа из Гадамеса») произошло от названия города Гадамес в Ливии, где изготовлялся особый вид кожи, из которой первоначально делались гамаши.


Судя по всему данная одежда, точнее ее прообраз, впервые была изготовлена в Греции. Своеобразным доказательством данного утверждения является древний барельеф Гермеса, Орфея и Эвридики (античных божеств), хранящийся в Лувре. Если хорошенько рассмотреть этот памятник искусства, можно заметить, что ноги «жителей неба» окутаны тканевыми вставками.


Данный предмет гардероба был по достоинству оценен жителями Древнего Рима. Точнее, гладиаторами – грозными воинами, рисковавшими жизнью ради забавы господ. В отличие от греческих творений, аппенинские гамаши защищали не обувь, а жизнь: гладиаторы надевали на опорную ногу специальную накладку из металла или твердой кожи, которая была призвана защищать кость в бою. Тогда гамаши были высокими, до колена.


Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом (что, впрочем, не спасло великана).


На Руси назывались бутурлыками (батарлыгами) и были в основном парадным вооружением. Налядвенник — ножной доспех, защищавший бедро от пояса до колена.


Сегодня подобные щитки носят хоккеисты и регбисты.


В Европе, как деталь костюма гамаши известны с XVI века, франки и лангобарды носили их для защиты от непогоды. Такие гамаши изготавливали из грубого холста или толстой шерстяной ткани.

Атака прусских гренадеров в битве при Хохенфридберге, 1745
В европейском военном обмундировании, а так же в качестве детали костюма аристократии, они появились в XVII-XVIII вв. и носили их с короткими кюлотами (от чеш. Kalhoty - предусмотренная для мужчин разновидность колготок, зачастую имеют специальную ластовицу, прототип которых появился в глубокой древности и в Средние века был обычной принадлежностью мужского гардероба). На ботинок сверху надевали высокое съемное голенище, сделанное из грубого холста или кожи.

Русская армия Отечественной войны 1812
Эпоха Наполеоновских войн – это золотой век «военных гамаш». Во французской армии времен Наполеона носили гетры не только пехотные войска, но и артиллерийские. Гетры тогда были двух цветов: черные и белые,застегивающиеся на пуговицы с боку. Черные шились из сукна и были различной высоты (длины): выше колена на ладонь (крепились дополнительным кожаным ремешком вверху), ниже колена, и до середины икры. Гетры ниже колена были с различными вырезами и краями, обрабатывались тоже по разному: и с выпушкой (кантом), и пришивались кисточки,и просто - подворачивался край, и просто был отрезной. Белые шились из сукна, или были тряпошными. Длина была тоже различной: выше, ниже колена, середина икры, по щиколотку, чуть выше и т.д. Т.е. высота гетр обуславливалась количеством на них пуговиц. Т.е. застежка была: 6-7-9-11,14 пуговиц. Рассточие между пуговицами не превышала 3-3,5 см.(1.5-2 дюйма). Белые тряпошные гетры шились двойными, на подкладке. Верх обрабатывался или под обрез (т.е. никак, а просто обрезался и оставлялся) просто (если это сукно) или с подворотом края. Крой гетр того времени подразумевал отрезной верх с козырьком(а не цельнокроенный, как стало в дальнейшем, или было у других народов). И был очень прост по тем временам, т.к. гетры шились, в основном, в швальнях полков. Это был прямоугольник, который обхватывал ногу внизу и потом делался разрез на подьеме,куда вставлялся козырек, состоявший из одной или двух треугольных частей(т.е со швом посередине) полукруглый с внешней стороны. Кто мог себе позволить по деньгам, то шили гетры у портных. Носили гетры как на короткие (ниже колена) штаны-кюлоты, таки на длинные (по щиколотку) штаны, так и под длинные штаны (походные, парадные). Во французской пехоте носили белые гетры на парадах вплоть до 1903 года. Итальянские солдаты носили их до 1910 года.

1. Французские зуавы.
2. Зуавы 5-го Нью-Йоркского полка времен Гражданской войны.
3. Зуавы во время отдыха играют в карты, 1870.
«Сидящий зуав», 1888. Винсент Ван Гог
Гамаши носили экзотические воины - зуавы (название произошло от берберского племени зуауа, уроженцы которого стали первыми «туземными» войсками французской армии). Трудно поверить, но среди французских зуавов были женщины. Жены и возлюбленные солдат, следовавшие за армией, торговки снедью и просто полковые шлюхи со временем превратились в полноправных членов воинского братства и даже получили собственное имя — вивандье. Они не только выхаживали раненых и больных, но и в случае необходимости могли постоять за себя в сражении. Настоящие боевые сестры, вивандье пользовались уважением даже среди самых грубых и отмороженных зуавов. Хотя зачастую это объяснялось тем, что вивандье становились жены или дочери старых вояк, ссориться с которыми никому не хотелось. Заслуженная репутация бесстрашных солдат и, разумеется, необычная запоминающаяся форма сделали зуавов объектом зависти многих военачальников того времени. Неудивительно, что в армиях многих стран начали появляться зуавские части.


Были гетры и принадлежностью формы японской армии во время русско-японской войны 1905 года.

кадр из сериала "Война Фойла"
Фото американских солдат 1945 г.
Во время Второй Мировой войны гамаши носили в американской армии.


Гамаши, или гетры, применялись германскими парашутистами и полевыми дивизиями люфтваффе в 1939-45 годах. У воюющей Германии били серьезные проблемы с дефицитом кожи и это было понятно еще в сентябре 1939 года, когда ношение высоких маршевых сапог предписывалось только солдатам на фронте. В ноябре 1939 года новые правила сокращали высоту маршевых сапог в попытке сократить потребление кожи. В начале 1940-го года впервые были представлены маршевые ботинки на шнурках, как очередная попытка экономить кожу, и уже к 41-му году ботинки выдавались всем новым рекрутам вместо маршевых сапог. К 1943 году производство сапог было остановлено и ботинки с гамашами были введены как основная обувь в армии. Для ношения ботинок с гамашами в 1943-м году были специально введены брюки новой модели, зауженые штанины на завязках. Если у солдата не было гамашей, брюки приходилось затыкивать прямо в носки. Были специальные правила, предписывающие ношение гамашей, пряжки следовало застегивать на внешней стороне голенища, кожанные ремешки должны уходить назад, специальный вырез на гамашах должен находится спереди. Несмотря на то, что маршевые ботинки с гамашами были вполне прочными, они не были популярны в войсках, и очень много сил и стараний было положено в уход и сохранение маршевых сапог теми солдатами, кто успел их получить. В результате непопулярности гамашей солдаты давали им шутливые клички, как например «носки Тимошенко» или «гамаши отступления». Кстати, германские гамаши были почти точной копией британских. Кожанные элементы гамашей делались из черной или коричневой кожи. Также встречались полностью тканевые гамаши.


Гамаши до сих пор являются частью формы Королевского шотландского полка.


Гамаши были не только принадлежностью военного костюма, но и еще частью повседневной одежды епископов и протодиаконов англиканской церкви до середины ХХ века. Делали их из черного хлопка, шерсти или шелка, с застежкой сбоку. Длиной они были чуть ниже колена, где крепились к черным брюкам. Носили такие гамаши из-за практических соображений: предполагалось, что протодиаконы и епископы должны были добираться к различным частям своей епархии на лошадях, позднее, на велосипедах. В последние годы, эти гамаши носили уже чисто символический характер.

Андалузские кожаные гамаши XIX века
Бруклинский музей костюма
Эдуард Мане "Юноша в костюме майо", 1863
Испанские вязанные гетры 1790-1820 гг.
испанские вязанные гетры 1890-1910 гг
Гамаши из Центральной Америки. Нач. ХХ века.
Гамаши, или гетры (это те же гамаши, только без застежки сбоку, они, как правило, натягивались на ногу, как чулок) входят в состав некоторых народных костюмов. Гамаши есть в андалузском, испанском, индейском костюмах, где oни выполняют и декоративную, и практическую функции.


Гамаши на ногах лошади

В XIX веке гамаши для верховой езды немного отличались от своих собратьев, которые были в общем использовании. Они предназначались для защиты ног всадника от колючих кустарников, грязи, попадающей на одежду из-под копыт лошади и вытирание брюк о ее бока. Распространены такие гамаши (иногда их называют гетры) были в Испании, странах Латинской Америки. Сегодня гамаши для верховой езды называются крагами, они обычно кожаные и молния/застежки на них обязательно на внешней стороне.


Впрочем, сегодня на американских континентах кожаные ноговицы (гетры, гамаши) больше известны как чапы (англ. сhaps) или легины (англ. leggings), и являются рабочей одеждой ковбоя, надеваемой поверх обычных штанов, чтобы защитить ноги всадника во время езды по зарослям чапараля (chaparral — заросли карликового дуба и можжевельника), от укусов лошади, от ушибов при падении, проч. Прототипами чапов ковбоев послужили чапарейхос (исп. chaparajos) или чапарерас (исп. chaparreras) мексиканских вакеро и чаро, а также, в какой-то мере и легины индейцев. Чапы производились массово как рабочая одежда и имели однообразный вид. Что не исключало существования индивидуальных моделей, особенно это касается современности. Все разновидности ковбойских легин держатся на поясе, который застёгивается сзади. Спереди обе части соеденены шнуровкой.
  • «Дробовик» (shotgun) или «закрытая нога» (closed leg) — обе штанины сшиты по всей длине ноги. Имеются два накладных кармана. Часто сбоку украшены бахромой.
  • «Крыло летучей мыши» (batwing) — штанины не сшиты, а завёрнуты вокруг ноги. Одна сторона кожи оставлена в виде широкого полотнища. Внутренняя часть завёртывается вокруг ноги и застёгивается изнутри с помощью крючков и петель. Петли удерживают ремешки, которые выведены наружу широких полотнищ, где удерживают также металлические или кожаные розетки кончос (исп. ракушки) и образуют редкую бахрому. Также имеется пара карманов. Batwing удобнее надевать и снимать, чем закрытые легины.
  • Chinks в длину на два-четыре дюйма (5-10 см) ниже колена, часто с очень длинной бахромой внизу и по бокам, что делает их визуально длиннее на 4 дюйма (10 см). Конструкция как и у batwings. Как правило, на бедре имеется только два крепления. В них прохладнее и они более подходят для тёплого климата. Иногда их называют «получапы» (half-chaps, mini-chaps). В оригинальной этимологии были chincaderos или chigaderos и, возможно, первоначально относилось к armitas («доспехи» — передник из двух кусков кожи). Чаще всего их носили ковбои Юго-Запада и тихоокеанских штатов, прежде всего те, кто следуют традиции вакеро (vaquero) или баккару (buckaroo).
  • «Меховики» или «ангора» (woolies, angora) являются вариантом дробовика. Передняя их часть изготавливается из шкуры ангорской козы или овечьей, волчьей, медвежьей шкуры, волосатой воловьей кожи. Часто имели с внутренней стороны ноги холст. Они характерны для северных равнин и Скалистых гор. Появились на Великих равнинах около 1887 г.

Используются также некоторыми американскими байкерами с той же защитной целью.


Мастера «золотого века» советского перевода, (например, см. произведения О. Генри), предпочитали использовать для перевода английского слова «сhaps» вариант «чаппарахас», а не «чапсы». Они поступали согласно стандартам академического перевода — поскольку название этого вида одежды имеет мексиканское происхождение (из испанского языка), слово же «сhaps» является американским сокращением первоначального наименования, возникшим позже. Кроме того, для русскоязычного читателя такое написание является более «атмосферным» в ковбойских повестях. В последнее время, с ростом привычки к «буквальным» прочтениям без поиска оригинального слова переводчиков, эта тенденция несколько потерялась, и в переводах встречается слово «чапсы».


Использовали гамаши и альпинисты.

Художник - Joseph Christian Leyendecker
типичный американский франт 1910-х годов.
Что касается гражданского платья в Европе и Америке, короткие гамаши вошли в моду лишь в конце XIX века, да и то их носили только мужчины. Сначала их просто надевали на ботинки, чтобы защитить от непогоды.


Впрочем, в начале XX в. в Новом Свете гамаши стали и женским видом одежды, причем дополненным различными застежками и украшениями. В Европе же так было не всегда.

1891 год
1896 г.
Одна из первых велосипедисток Петербурга
Елена Абрикосова
в «дамском рациональном костюме»
Петербург. 1897 год
Первоначально это был элемент спортивной одежды, например, у велосипедисток. Журнал «Велосипед», № 106 за февраль 1894 года писал: «Преобладающий тип костюма изображен на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем цветные гетры и легкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх, юбка или шаровары, теперь предсказать еще трудно...» Обратите внимание на слова «короткая юбка» и сравните с приведенным рисунком! Впору воскликнуть: «0 времена, о нравы!».


Потом, из спортивной экипировки гамаши проникли в повседневную одежду женщин. Ну а поскольку они попали в гардероб женщины, гамаши просто обязаны были стать модными. Так и случилось.

Георг V
Настоящий пик популярности гамашей пришелся на время правления короля Великобритании и Ирландии Георга V - 20-е годы XX в. Именно он открыл в 1923 цветочную выставку в Челси, облаченный в сюртук, серый цилиндр, начищенные ботинки и… гамаши.


Впрочем, это скорее красивая легенда — ведь уже в 1915 г. в немых фильмах богатые люди изображались в цилиндре, визитке и гамашах.

На вокзале - Поль Пуаре в окружении манекенщиц
Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер, влиятельнейшая фигура в мире моды первой четверти XX века. Первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine). Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов...

Экстравагантные гамаши 20-х годов ХХ века из меха жирафа.
В холодное время года использовали гамаши черных, коричневых и серых оттенков. Делали их из кожи, замши, шерсти и войлока. Летом в городе носили гамаши, сшитые из полотна цвета овса, коричневого, бледно-желтого, серо-голубого, кремового или белого.


Богатый дядюшка Pennybags, маскот игры "Монополия"
Казалось бы, белый - очень маркий цвет. Почему же именно его выбирал джентльмен, который хотел произвести впечатление богатого человека (причем, надевал их с черной лакированной обувью)? Все очень просто. Белый цвет говорил о том, что джентльмен мало передвигается пешком и что у него есть камердинер, который следит за белизной его гамашей. А это, несомненно, подчеркивало богатство и престиж обладателя.


В образе мультипликационного персонажа Скруджа Макдака присутствуют все детали одежды, присущие капиталисту начала ХХ века – цилиндр, трость и гамаши.

Two Idlers. Robert Frederick Blum
Ну а в Россию гамаши пришли ориентировочно в 1895 году. Но в те времена гамаши были далеко не такими красивыми, как сейчас. Шились из грубого сукна, фетра, кожи в основном серых тонов. А уже к 1910 году русские модницы в подражании западной моде стали использовать гамаши в своем гардеробе. Хотя надо заметить, что этот аксессуар не нашел широкого применения, а в большей степени являлся составной частью зимнего костюма.

штиблеты О.Бендера
Однако большим спросом в России стали пользоваться туфли и полуботинки с имитацией гамашей американских и европейских фабрик (штиблеты, которые получили название от штибель-манжеты - полосок белоснежного полотна, пришиваемых между штанами и верхним краем гамаш в пеших войсках и ботфортов у кавалеристов). Вот что встречаем у Достоевского Идиот (1868г) - описание князя Мышкина в начале романа*: "На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, - всё не по-русски." То есть в 1868 году штиблеты были не по-русски, презирались и вызывали усмешку.

фрагмент из фильма "Новые приключения неуловимых мстителей"
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?...
Поэма "12", А. Блок

Шариков П.П. в гамашах
Портрет Федора Шаляпина. Художник Борис Кустодиев, 1921 г.
Случившаяся в России революция смела понятия о моде. Только в 20-е годы прошлого столетия, когда стала зарождаться новая экономическая политика (НЭП) в стране вспомнили и о гамашах, но не для щегольства, а вспомнили непосредственное их предназначение – предохранение от грязи и сырости. Гамаши в СССР носили не только мужчины, а также женщины и дети, они «продержались» на ногах народа несколько лет после Великой Отечественной войны, но постепенно ушли, так как их заменила резиновая обувь.

Фред Астер исполняет "Puttin' on the Ritz"
для фильма «Синие небеса» (1946)
а вот это уже штиблеты...
«Puttin’ on the Ritz» («Одеться, как для „Рица“», то есть «Одеться богато») — американский джазовый стандарт, сочинённый в 1929 году Ирвингом Берлином. Песня, название которой отсылает к фешенебельным отелям Рица, стала популярна после выхода на экраны в 1930 году кинофильма «Puttin' on the Ritz» с Гарри Ричманом и Джоан Беннетт в главных ролях. Композиция считается неофициальным гимном Голливуда, входит в классический репертуар американской эстрады. В 1946 вышел фильм «Голубые небеса» американского режиссёра Стюарта Хейслера, в котором были использованы 32 песни Ирвинга Берлина, а Фред Астер, сыгравший одну из главных ролей, исполнил «Puttin’ on the Ritz», добавив свои знаменитые элементы степа.

Коломбо Белые Гетры, делегат от Чикаго,
(в фильме "Некоторые любят погорячее" (1959))
прообразом которого был Аль Капоне -
глава итальянской мафии, делившей рынок бутлегерства
с ирландской мафией Джорджа Багса Морана.
Последний и самый яркий всплеск популярности гамаш произошел в Америке в 30-е годы ХХ века. Тяжелый экономический кризис - Великая депрессия - стал причиной возникновения нового популярного образа – решительного, смелого и напористого мужчины, живущего по своим законам, но верящего в дружбу, мораль и любовь. Конечно же, он обладал своим гардеробом, частью которого и были гамаши. Благодаря кинематографу, создавшему романтический образ американских гангстеров того времени, белые гамаши стали восприниматься как некий отличительный знак этих антиобщественных, но по-своему притягательных личностей (напр., Коломбо-белые-гетры из знаменитого фильма «В джазе только девушки»).

Герцог Виндзорский (бывший Эдуард VIII),
герцогиня Виндзорская (Уоллис Симпсон)
и фюрер Адольф Гитлер. 1937
Исторический анекдот гласит, что гамаши вышли из моды после того, как все увидели, что герцог Виндзорский, тогда еще принц Уэльский, появился в Аскоте без них. После скачек на лужайке нашли много пар брошенных гамашей…


Уже давно гамаши являются неким рудиментом, вещью, ушедшей в прошлое, о которой мы не вспоминаем. Хотя некоторые дизайнеры предпринимают попытки вновь ввести их в моду. Сегодня женские гамаши - возможность творческого самовыражения и проявления индивидуальности, а также - способ трансформации туфель. Так же они пользуются популярностью среди любителей винтажа, модельеров и просто стильных людей, использующих элементы ретро.


Вот такие нарядные женские гамаши, вышитые бисером и пайетками или из кружева, можно увидеть на антикварных сайтах.


Некоторые мужчины тоже не забывают об этой детали гардероба.

Джим Керри в фильме "Маска"Майкл Джексон в видеоклипе «Smooth Criminal»Джонни Депп
Неравнодушны к гамашам звезды кино, раньше это было модно, сегодня - стильно.

это тоже бахилы - полиэтиленовые, разовые
Гамаши передали эстафету БАХИЛАМ. Это понятие очень хорошо известно спортсменам, туристам и лесникам. Бахилы тоже призваны защитить обувь от проникновения в нее снега во время зимних походов. Они шьются как без ступней, так и со ступнями. И выглядят как мешки, которые сверху завязываются на веревочки или имеют другие крепления


Комментариев нет:

Отправить комментарий