Ровно 100 лет назад родился знаменитый советский режиссер-мультипликатор Федор Савельевич Хитрук, известны, прежде всего, как создатель серии мультфильмов про Винни-Пуха. Пока плюшевый медвежонок радовал детей непосредственностью поведения, а взрослых - философским отношением к жизни, другие работы гениального художника получали призы крупнейших международных кинофестивалей...
Семья Хитруков в Бежецке - мать, отец и трое детей. 1923 год |
В 1935г., по возвращении в Москву, произошло событие, которое повлияло на выбор карьеры молодого художника: на I Московском международном кинофестивале были показаны мультфильмы Уолта Диснея - "Три поросенка", "Странные пингвины" и "Микки-дирижер". Позднее, в одном из интервью на вопрос «Вас поразил „Микки-дирижер“, и вы сразу захотели стать, как Дисней, художником?» Федор Хитрук рассмется и ответит: «Нет, намного хуже. Когда я посмотрел этот анимационный фильм, захотел стать дирижером, но когда понял, что со мной сделал Дисней, захотел стать аниматором».
Вскоре один из знакомых художников Ф.Хитрука обратил внимание на то, что тот очень быстро рисует. Он посоветовал товарищу попробовать устроиться в студию "Союзмультфильм". В 1936 году юноша окончил художественный техникум ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств); позднее обучался в Институте повышения квалификации художников-графиков (мастерская Николая Вышеславцева).
С первого раза Ф.Хитрука на работу не взяли, и ему пришлось ходить в студию постоянно, пока, наконец, не был объявлен конкурс аниматора-стажера. 10 ноября 1937г. его приняли в штат. С 1938 года Фёдор Хитрук начал работать мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Первым впечатлением Хитрука на «Союзмультфильме» было разочарование: «Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что на студии окажусь в царстве софитов и юпитеров, что тут будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все примерно одинаково, но тогда разочарован был ужасно». Первым плодом творчества Ф.Хитрука стал дворник в мультфильме "Дядя Степа" (1939г.)
Май 1944 года | 1945-46 годы |
Семья в Берлине |
Как режиссер Ф.Хитрук дебютировал в 1962 г., сняв легендарный мультфильм "История одного преступления", сюжет которого был навеян личным опытом. Так же, как и героя мультика Василия Васильевича, Хитрука донимал городской шум. Работа была удостоена ряда международных наград, том числе - в том же 1962 приз "Золотые ворота" Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. Сегодня фильм считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона 1950-х — 1960-х, похожего на диснеевский.
"Топтыжка" (1964) |
«Каникулы Бонифация» |
Именно с «Каникул Бонифация» Фёдор Хитрук начинает применять свою новую схему разработки режиссёрского сценария, вычерчивая на большом бумажном листе с посекундной разметкой график тайминга — расчёта движения во времени и пространстве и расчёта настроения, который он называл «кардиограммой фильма». Цветными карандашами намечалась аттрактивность (эмоциональный посыл) отдельных эпизодов («аттракционов»). Работавший около двух месяцев в съёмочной группе «Каникул Бонифация» Юрий Норштейн (им сделана сцена, в которой лев, плывя на корабле, мечтает об отдыхе и золотой рыбке), считая фильм «совершенством гармонии, шедевром звукоритма, словоритма и музыко-словесного и пластического единства», говорил о его ритмическом решении: "Колоссальное впечатление от «Бонифация» — я увидел, что такое работа над ритмом фильма. По сию пору для меня этот фильм — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа".
Между прочим, именно благодаря "Истории одного преступления" в телепрограмме появился специальный раздел: «Мультфильмы для взрослых». Хитрук режиссёровал и другие короткометражных мультфильмов для взрослых в разных жанрах. Наиболее известны сатира на бюрократию «Человек в рамке» (1966), шедевральная автобиографичная пародия «Фильм, фильм, фильм» (1968), посвященная всем невзгодам, которые перенес автор, связавшись с кино («Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились», — вспоминал он), притча об одиночестве человека в современном обществе «Остров» (1973), притча «Лев и Бык» (1984).
Кадр из мультфильма "Фильм, фильм, фильм" |
Федор Хитрук (в центре) приветствует вице-президента компании "Уолт Дисней компани" Роя Диснея |
"Юноша Фридрих Энгельс" |
Кадр из мультфильма "Остров" |
Над многими картинами Федор Хитрук работал вместе с первой супругой - художницей Марией Мотрук. Коллеги на студии сначала подшучивали над парой: "Хитрук, когда ты женишься на Мотрук?", пока те и в самом деле не сыграли свадьбу. "В бесконечность!... в бесконечность!…в бесконечность!" - по привычке повторило эхо. "Взрослый" мультик Федора Хитрука, Эдуарда Назарова и Владимира Зуйкова про непростые взаимоотношения полов мо сценарию Марии Мотрук вышел на советские экраны в 1974 году. За 8 минут создатели анимации успели показать четыре "песни" и охватить период от Каменного века до "космической одиссеи". Так, прекрасный женский облик вдохновляет первобытного человека на создание поэтических строф: "Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной, я подарю тебе эту звезду! Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность!...". И пока мужчина занят сочинительством, покоренная столь возвышенными одами женщина обустраивает быт – скрежещет щеткой по кастрюле, заглушая чтение стихов. Времена идут, человек изобретает колесо, письменность, телевизор, автомобиль, ракету. Но даже в безвоздушном пространстве отношения между мужчиной и женщиной развиваются по сценарию, проверенному тысячелетиями: стихи – обольщение – скрежет оттираемой кастрюли. Чувство юмора Хитрука оценили по достоинству - мультфильм "Дарю тебе звезду" в 1975 году удостоился специального приза жюри в конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, а так же Госпремии СССР. За этой анимационной лентой последовали другие, в которых Хитрук также выступил режиссером – "Икар и мудрецы", "Олимпионики", "Лев и бык"...
В 1976 г. за создание мультфильмов "Винни-Пух", "Винни-Пух идет в гости", "Винни-Пух и день забот", "Фильм, фильм, фильм", "Дарю тебе звезду" и "Остров" Ф.Хитрук был удостоен Государственной премии СССР. Во второй раз мультипликатор стал лауреатом этой премии в 1982г. за работу над художественно-документальным фильмом "О спорт, ты - мир!" режиссеров Юрия Озерова и Бориса Рычкова, снятого по заказу Международного олимпийского комитета.
…Наступил июль 1980-го, Московская Олимпиада была открыта. К этому моменту все фильмы, приуроченные к этому событию, уже шли в кинопрокате и на телеэкране. Но и в ходе проведения Олимпийских Игр, и после церемонии их закрытия аниматоры не бросали олимпийской темы, она продолжала оставаться для них актуальной. В фильме Ю.Н.Озерова и Б.Н.Рычкова "О спорт, ты – мир!", посвященном проведению "Олимпиады-80", присутствовали анимационные рисованные фрагменты, которые делала группа Ф.С.Хитрука (художники-постановщики – Л.Ю.Кошкина и В.Н.Зуйков). Работа над мультипликационными вставками началась в марте 1980 года, длилась в течение всей Олимпиады, параллельно со съёмками документальной части фильма, и была закончена уже после её завершения – в сентябре 1980-го. Однако в готовый фильм вошел далеко не весь объём снятого Хитруком материала. Напротив, большая часть метража (из снятых 408 метров) осталась невостребованной. Поэтому у Хитрука возникла идея соединить весь отснятый метраж в самостоятельный мультипликационный фильм об истории олимпиад древности. Озеров против этой идеи не возражал, сценарно-редакционная коллегия Госкино и руководство "Союзмультфильма" - тоже. В августе 1981 г. этот проект был включён в тематический план следующего года. С сентября 1981-го по май 1982-го группа занималась досъёмками и перемонтажом, после чего картина вышла на экраны под названием "Олимпионики". Это – несколько иронический, но очень содержательный рассказ о зарождении, развитии и упадке традиции греческих Олимпиад, изложенный с помощью закадрового комментария, прочитанного З.Е.Гердтом. В отличие от "Большой эстафеты" Аксенчука, в "Олимпиониках" нет подробной информации об олимпиадах XIX-XX веков (им уделена лишь небольшая по метражу концовка), зато античная история изложена очень детально и захватывающе. В изобразительном решении художники ориентировались на древнегреческие памятники, прежде всего – вазовые росписи, стилизуя под них и персонажи, и декорации, вплоть до имитации трещин. В картине много натурных кадров, а особо интересен в ней покадровый монтаж фотографий барельефов Пергамского алтаря, снятый Ю.Б.Норштейном. Фильм завершается документальными кадрами открытия Олимпиады-80 в Москве. А за участие в создании картины "О спорт, ты – мир!" Хитрук получил в 1982 году свою вторую Государственную премию СССР.
Последняя работа Ф.Хитрука - картина-притча "Лев и бык". С тех пор он не снял ни одного мультфильма. Вероятно, к длительной паузе в творчестве мастера повлияла смерть супруги: художник-мультипликатор Мария Леонидовна (Мотрук), с которой он познакомился еще до войны, в первые годы работы в "Союзмультфильме", ушла из жизни в 1984г.
В 1980-х годах занимал должность художественного руководителя студии «Мульттелефильм»; был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA) (1980—1988). С 1995 года являлся почётным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка». С 1996 по 2000 год был почётным президентом Ассоциации анимационного кино России. Хитрук был одним из составителей международного словаря терминов по анимации.
В конце 80-х – начале 90-х Федор Савельевич все больше тяготел к преподаванию (в 1993 году, совместно с режиссерами-аниматорами Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Андреем Хржановским им была основана мультипликационная Школа-студия "Шар", которая занялась производством мультфильмов, а также подготовкой режиссеров и художников-мультипликаторов): "У меня были еще заготовки в ящике стола - готовые сценарии. Но, видимо, каждому выделяется какое-либо количество гормонов, после чего он выдыхается". До 2003 годах преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где «был одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссёров-мультипликаторов».
Федор Хитрук с внуком |
Анастасия Хитрук |
Второй раз Федор Савельевич женился, когда ему было уже за 70 лет. Его избранницей стала врач Галина Николаевна. Хитрук признавался, что только благодаря ей он так долго живет. Мультипликатор умер дома, на руках у жены. Из-за болезни Паркинсона последние восемь месяцев он был практически прикован к постели. «Он был идеальным мужчиной, который все воспринимал мужественно и с достоинством, — признавалась „ФАКТАМ“ вдова Федора Хитрука Галина Николаевна. — Даже через год после его смерти я не пришла в себя от этой потери. Мне плохо без любимого мужа. Впрочем, не только мне. С уходом Федора Савельевича закончилась эпоха советской мультипликации…»
на Новодевичьем кладбище Москвы |
"Хитрук был громадной личностью, у него очень много учеников и последователей по всему миру. Это и есть его школа", — сказал мультипликатор Эдуард Назаров, который работал вместе с Хитруком над лентами "Винни-Пух", "Каникулы Бонифация", "Фильм, фильм, фильм". - "То, что он принес в мультипликацию сложно оценить: человек делал прямо полярно противоположные фильмы — от нежной сказки "Топтыжка" до сатиры "Человек в рамке". Диапазон его творчества невероятен. Мир потерял громадного человека".
Ученик Федора Хитрука, режиссер анимационного кино Алексей Демин, отметил, что тот был не только гениальным мультипликатором и педагогом, но и гениальным человеком с невероятной верой в людей: "Я учился у него, учился с первого дня, еще до того, как решил заниматься профессией. Для меня это была новая жизнь и знакомство с человеком, который эту жизнь понимал больше, чем я. Он ведь не только гениальный мультипликатор, он гениальный режиссер, гениальный педагог, гениальный человек. Такое благородство и такое уважение к человеку, такая вера в человека, какая была у Хитрука, мало у кого есть". Он подчеркнул, что учениками Хитрука были самые известные мастера отечественной анимации: "Мы были близки. Федор Савельевич меня не оставлял, пригласил помогать ему в преподавании много лет назад. Я не очень к этому стремился, но почему-то он меня выбрал и верил. Это тоже черта его характера — вот эта вера, вера в человека. Сколько учеников его… Начиная от самого Норштейна, Назарова, Хржановского. Это школа, режиссерские курсы, экспертные советы, фестивали, жюри — во всем этом его ученики, люди, которые любят эту профессию, любят эту жизнь".
Комментариев нет:
Отправить комментарий