понедельник, 1 мая 2017 г.

100 летие Гения советской мультипликации Федора Хитрука


Ровно 100 лет назад родился знаменитый советский режиссер-мультипликатор Федор Савельевич Хитрук, известны, прежде всего, как создатель серии мультфильмов про Винни-Пуха. Пока плюшевый медвежонок радовал детей непосредственностью поведения, а взрослых - философским отношением к жизни, другие работы гениального художника получали призы крупнейших международных кинофестивалей...

Семья Хитруков в Бежецке -
мать, отец и трое детей. 1923 год
Фёдор Савельевич Хитрук родился 1 мая (18 апреля по старому стилю) 1917г. в Твери, средним из трёх братьев в еврейской семье. Отец - слесарь, а позже инженер - Савелий Давыдович Хитрук (1887—1983) был участником революционных событий 1905 года, во время становления советской власти служил комиссаром по продовольствию, в последние годы жизни — пенсионер республиканского значения, происходил из Полоцка; мать — Анна Антоновна Хитрук (урождённая Нахамчик, 1893—1985), была родом из Риги. Родители поженились в 1914 году в Риге, там же родился их старший сын Михаил (1915—2007). В 1917 году родители переехали в Тверь, где родились средний сын Фёдор и его младший брат Владимир (1921—1993). В 1924 году семья переехала в Москву, а после того как отец закончил Плехановскую академию, его отправили как представителя "Станкоэкспорта" в командировку в Германию — заниматься закупкой оборудования (1931—1934). Жили главным образом в Штутгарте, где будущий гений мультипликации получил первые уроки рисования: учился в художественно-ремесленном училище, много времени проводил в штутгартском зоопарке, рисуя различных животных.

В 1935г., по возвращении в Москву, произошло событие, которое повлияло на выбор карьеры молодого художника: на I Московском международном кинофестивале были показаны мультфильмы Уолта Диснея - "Три поросенка", "Странные пингвины" и "Микки-дирижер". Позднее, в одном из интервью на вопрос «Вас поразил „Микки-дирижер“, и вы сразу захотели стать, как Дисней, художником?» Федор Хитрук рассмется и ответит: «Нет, намного хуже. Когда я посмотрел этот анимационный фильм, захотел стать дирижером, но когда понял, что со мной сделал Дисней, захотел стать аниматором».

Вскоре один из знакомых художников Ф.Хитрука обратил внимание на то, что тот очень быстро рисует. Он посоветовал товарищу попробовать устроиться в студию "Союзмультфильм". В 1936 году юноша окончил художественный техникум ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств); позднее обучался в Институте повышения квалификации художников-графиков (мастерская Николая Вышеславцева).

С первого раза Ф.Хитрука на работу не взяли, и ему пришлось ходить в студию постоянно, пока, наконец, не был объявлен конкурс аниматора-стажера. 10 ноября 1937г. его приняли в штат. С 1938 года Фёдор Хитрук начал работать мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Первым впечатлением Хитрука на «Союзмультфильме» было разочарование: «Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что на студии окажусь в царстве софитов и юпитеров, что тут будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все примерно одинаково, но тогда разочарован был ужасно». Первым плодом творчества Ф.Хитрука стал дворник в мультфильме "Дядя Степа" (1939г.)

Май 1944 года1945-46 годы
Любимую работу прервала Великая Отечественная война. В августе 1941 года его отправили на полгода на курсы военных переводчиков в Институт иностранных языков, эвакуированный в Ставрополь-на-Волге. После обучения он в штабе 3-го Украинского фронта занимался расшифровкой и переводами немецкой документации, которая перехватывалась советской разведкой. Затем стал командиром взвода радиоперехвата 17-й воздушной армии. С частями 3-го Украинского фронта Ф.Хитрук дошел до Вены, однако День Победы не подразумевал для него возвращения на родину: еще два года ему пришлось проработать военным переводчиком в Берлине.

Семья в Берлине
Лишь в 1947г. художник вновь вернулся на студию "Союзмультфильм". Он принимал участие в создании множества известных советских мультфильмов - "Сказка о царе Салтане", "Цветик-семицветик", "Аленький цветочек", "Каштанка", "Оранжевое горлышко", "Необыкновенный матч", "Снеговик-почтовик", "Двенадцать месяцев", "Снежная королева", "Приключения Буратино", "Человечка нарисовал я" - всего более 200 картин. Кстати, самым лучшим отечественным анимационным фильмом Федор Савельевич считал «Снежную королеву», снятую в 1957 году Львом Атамановым. В 1956—1981 гг. преподавал на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».


Как режиссер Ф.Хитрук дебютировал в 1962 г., сняв легендарный мультфильм "История одного преступления", сюжет которого был навеян личным опытом. Так же, как и героя мультика Василия Васильевича, Хитрука донимал городской шум. Работа была удостоена ряда международных наград, том числе - в том же 1962 приз "Золотые ворота" Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. Сегодня фильм считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона 1950-х — 1960-х, похожего на диснеевский.

"Топтыжка" (1964)
Затем последовал "Топтыжка" (1964) (получивший в 1964 г. 2 приза: "Бронзового льва Святого Марка" на XXV МКФ и VI МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции), о котором Хитрук вспоминал: "Нашёл в ящике стола свой же учебный сценарий. Про медвежонка. Была у меня мечта затаённая — сделать Чарушина. Это божественный художник-анималист. И всё совпало. Но было титанически трудно. Каждый рисунок Чарушина неповторим, изыскан, как божье озарение: мазок кисти — медведь оживает. Но тут тысяча движений, фаз. Божественного откровения в «потоке» не скроишь. Чарушин оказался лишь отчасти похож. Но всё-таки какой-то момент волшебства сохранился". Теплота рисунка, нежность красок, наивный поэтический сюжет принесли истории немало наград, но главными были не они: "Я и сейчас уверен, что это единственный фильм, про который я могу точно сказать, что он у меня получился, то есть что получилось то, что я задумал, - писал Хитрук в книге "Сотворение фильма", – И даже премии разных фестивалей - хотя это было очень приятно - ничего не добавили к прежней моей оценке этой работы". Коллеги Хитрука тоже оценили мультфильм по достоинству. Коллега Хитрука Андрей Хржановский с восторгом отзывался об этой работе: "Фильм "Топтыжка", где русская народная сказка, в передаче которой — увы! — стали слишком часто прибегать к привычным приемам, к штампам, вдруг была прочитана и увидена с такой свежестью, открывающей забытое богатство красок: нежность и лукавство, грусть и озорство, мудрость и наивность".

«Каникулы Бонифация»
В 1965 - "Каникулы Бонифация", о котором Хитрук сказал в интервью «Российской Газете»: «Ну да, я ветеран Великой Отечественной войны, снял "Каникулы Бонифация". Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой, веселой истории». Фёдор Хитрук считал этот фильм в некоторой степени автобиографичным, а образ льва Бонифация — таким, что воплотил наибольшее количество его личных черт; "Кстати, Бонифаций —это тоже я. Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно всё пропадом!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим". Сценарий, написанный Ф. Хитруком на материале сказки Милоша Мацоурека, концептуально изменил историю, рассказанную чешским писателем. Короткая, немного грустная сказка для детей младшего и среднего школьного возраста о цирковом льве, приехавшем домой на каникулы и вместо отдыха неустанно дающем представления для своих «маленьких, потешных племянников», в фильме преобразовалась в достаточно философичный сюжет о силе Доброты и доброте Силы, удачно сочетающий при этом мягкий юмор с лиризмом.

Именно с «Каникул Бонифация» Фёдор Хитрук начинает применять свою новую схему разработки режиссёрского сценария, вычерчивая на большом бумажном листе с посекундной разметкой график тайминга — расчёта движения во времени и пространстве и расчёта настроения, который он называл «кардиограммой фильма». Цветными карандашами намечалась аттрактивность (эмоциональный посыл) отдельных эпизодов («аттракционов»). Работавший около двух месяцев в съёмочной группе «Каникул Бонифация» Юрий Норштейн (им сделана сцена, в которой лев, плывя на корабле, мечтает об отдыхе и золотой рыбке), считая фильм «совершенством гармонии, шедевром звукоритма, словоритма и музыко-словесного и пластического единства», говорил о его ритмическом решении: "Колоссальное впечатление от «Бонифация» — я увидел, что такое работа над ритмом фильма. По сию пору для меня этот фильм — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа".


Между прочим, именно благодаря "Истории одного преступления" в телепрограмме появился специальный раздел: «Мультфильмы для взрослых». Хитрук режиссёровал и другие короткометражных мультфильмов для взрослых в разных жанрах. Наиболее известны сатира на бюрократию «Человек в рамке» (1966), шедевральная автобиографичная пародия «Фильм, фильм, фильм» (1968), посвященная всем невзгодам, которые перенес автор, связавшись с кино («Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились», — вспоминал он), притча об одиночестве человека в современном обществе «Остров» (1973), притча «Лев и Бык» (1984).

«Человек в рамке» (1966)
"И вот в моём воображении вызревал этот образ человека,
который превыше всего старался удержаться в рамках своего положения,
и только благодаря этому он возвышался.
"
— Хитрук Ф. С.
Работы Федора Хитрука подвергались жесткой цензуре. Например, режиссера вынудили изменить "слишком пессимистичный" финал сатирической картины "Человек в рамке" про чиновника-карьериста, привыкшего для достижения цели держать себя "в рамках", не выказывая человеческих чувств. "Один из значительных сатирических образов советской графической мультипликации — образ «бумажного человека», созданный Ф. Хитруком в его мультфильме «Человек в рамке». Это яркий пример обобщённо-гротескового типа-маски. Это сатирическая маска человека, который возвёл самосохранение и карьеризм в наивысшую степень, подчинил ему всё своё гаденькое существование. Рамка, о которой он столь печётся и которая по мере его продвижения по лестнице чиновного преуспеяния становится всё внушительней и помпезней, выразительно олицетворяет его отъединённость от мира, его патологическое равнодушие к людям, его паническую боязнь живой жизни… Рамка становится всё величественнее и массивнее. Наконец она замуровывает его, погребая «бумажного человека» под собственной тяжестью", - Асенин С. В. Волшебники экрана: Оружие смеха. Комическое и фантастическое.

Кадр из мультфильма "Фильм, фильм, фильм"
"Профессий много, но прекрасней всех кино", - зажигательно пела первая русскоязычная рок-группа "Сокол" в 19-минутном ролике о всех сложностях кинематографического процесса в СССР. Мультфильм, где в озвучании ролей поучаствовали Георгий Вицин и Алексей Полевой, был создан в 1968 году. Он показывал советскому зрителю "создание прекрасного" поэтапно – от написания сценария, через согласование с режиссером, сквозь съемки и монтаж, вплоть до волнительного момента премьеры. Снятый в лучших традициях комедии положений, динамичный мультик был отмечен наградами международных фестивалей "короткого метра" в Польше, Финляндии и Нью-Йорке. А образ режиссера-холерика, кстати, был списан со вполне реального художника-аниматора Льва Мильчина, создателя "Стойкого оловянного солдатика" и "Сказки о царе Салтане". Сам же Хитрук в интервью признавался, что работа над лентой шла не так гладко, как хотелось бы – в сценарии, автором которого выступал сам режиссер, пришлось многое изменить в угоду цензуре.

Федор Хитрук (в центре) приветствует
вице-президента компании "Уолт Дисней компани" Роя Диснея
В 1969г. увидела свет первая часть трилогии, посвященной знаменитому плюшевому медвежонку - "Винни-Пух" (у меня об этом плюшевом герое есть отдельная тема). Однажды Ф.Хитрука пригласили на студию Walt Disney, где он познакомился с Вольфгангом Райтерманном - режиссером американской экранизации сказки А.Милна. С его работой советский мультипликатор познакомился уже после съемок собственной версии. Позже В.Райтерманн признался, что "русский" Винни-Пух нравится ему больше, чем собственный.

"Юноша Фридрих Энгельс"
В 1971г. за фильм "Юноша Фридрих Энгельс", основанный на рисунках и письмах самого Энгельса, Ф.Хитрук был удостоен Национальной премии ГДР.

Кадр из мультфильма "Остров"
В 1974 г. "Золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм" получил "Остров" (1973). "Остров" - не самый длинный мультфильм Федора Хитрука, но, пожалуй, самый трогательный. Это 9-минутная поучительная история о современном Робинзоне, попавшем на необитаемый остров. У героя нет шансов выбраться самому, но вот мимо клочка суши проплывает сначала лодка, потом целые теплоходы с туристами, военными, журналистами. Каждый приехавший на остров преследует свою цель, но ни один не готов помочь попавшему в беду "робинзону", забыв о собственной выгоде. В итоге спасение приходит не от толпы равнодушных, а от единственного искреннего и бескорыстного человека, готового поделиться половинкой бревнышка – того, кого можно назвать настоящим другом. Мультфильм полностью озвучила съемочная группа, например, плеск волн записали художники-постановщики Эдуард Назаров и Владимир Зуйков - стоя перед микрофоном они дули в тарелки с водой. "Остров" был признан лучшей короткометражкой на фестивале в Канне в 1974 году, а Хитруку принес Государственную премию СССР и премию Всесоюзного кинофестиваля.


Над многими картинами Федор Хитрук работал вместе с первой супругой - художницей Марией Мотрук. Коллеги на студии сначала подшучивали над парой: "Хитрук, когда ты женишься на Мотрук?", пока те и в самом деле не сыграли свадьбу. "В бесконечность!... в бесконечность!…в бесконечность!" - по привычке повторило эхо. "Взрослый" мультик Федора Хитрука, Эдуарда Назарова и Владимира Зуйкова про непростые взаимоотношения полов мо сценарию Марии Мотрук вышел на советские экраны в 1974 году. За 8 минут создатели анимации успели показать четыре "песни" и охватить период от Каменного века до "космической одиссеи". Так, прекрасный женский облик вдохновляет первобытного человека на создание поэтических строф: "Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной, я подарю тебе эту звезду! Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность!...". И пока мужчина занят сочинительством, покоренная столь возвышенными одами женщина обустраивает быт – скрежещет щеткой по кастрюле, заглушая чтение стихов. Времена идут, человек изобретает колесо, письменность, телевизор, автомобиль, ракету. Но даже в безвоздушном пространстве отношения между мужчиной и женщиной развиваются по сценарию, проверенному тысячелетиями: стихи – обольщение – скрежет оттираемой кастрюли. Чувство юмора Хитрука оценили по достоинству - мультфильм "Дарю тебе звезду" в 1975 году удостоился специального приза жюри в конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, а так же Госпремии СССР. За этой анимационной лентой последовали другие, в которых Хитрук также выступил режиссером – "Икар и мудрецы", "Олимпионики", "Лев и бык"...


В 1976 г. за создание мультфильмов "Винни-Пух", "Винни-Пух идет в гости", "Винни-Пух и день забот", "Фильм, фильм, фильм", "Дарю тебе звезду" и "Остров" Ф.Хитрук был удостоен Государственной премии СССР. Во второй раз мультипликатор стал лауреатом этой премии в 1982г. за работу над художественно-документальным фильмом "О спорт, ты - мир!" режиссеров Юрия Озерова и Бориса Рычкова, снятого по заказу Международного олимпийского комитета.


…Наступил июль 1980-го, Московская Олимпиада была открыта. К этому моменту все фильмы, приуроченные к этому событию, уже шли в кинопрокате и на телеэкране. Но и в ходе проведения Олимпийских Игр, и после церемонии их закрытия аниматоры не бросали олимпийской темы, она продолжала оставаться для них актуальной. В фильме Ю.Н.Озерова и Б.Н.Рычкова "О спорт, ты – мир!", посвященном проведению "Олимпиады-80", присутствовали анимационные рисованные фрагменты, которые делала группа Ф.С.Хитрука (художники-постановщики – Л.Ю.Кошкина и В.Н.Зуйков). Работа над мультипликационными вставками началась в марте 1980 года, длилась в течение всей Олимпиады, параллельно со съёмками документальной части фильма, и была закончена уже после её завершения – в сентябре 1980-го. Однако в готовый фильм вошел далеко не весь объём снятого Хитруком материала. Напротив, большая часть метража (из снятых 408 метров) осталась невостребованной. Поэтому у Хитрука возникла идея соединить весь отснятый метраж в самостоятельный мультипликационный фильм об истории олимпиад древности. Озеров против этой идеи не возражал, сценарно-редакционная коллегия Госкино и руководство "Союзмультфильма" - тоже. В августе 1981 г. этот проект был включён в тематический план следующего года. С сентября 1981-го по май 1982-го группа занималась досъёмками и перемонтажом, после чего картина вышла на экраны под названием "Олимпионики". Это – несколько иронический, но очень содержательный рассказ о зарождении, развитии и упадке традиции греческих Олимпиад, изложенный с помощью закадрового комментария, прочитанного З.Е.Гердтом. В отличие от "Большой эстафеты" Аксенчука, в "Олимпиониках" нет подробной информации об олимпиадах XIX-XX веков (им уделена лишь небольшая по метражу концовка), зато античная история изложена очень детально и захватывающе. В изобразительном решении художники ориентировались на древнегреческие памятники, прежде всего – вазовые росписи, стилизуя под них и персонажи, и декорации, вплоть до имитации трещин. В картине много натурных кадров, а особо интересен в ней покадровый монтаж фотографий барельефов Пергамского алтаря, снятый Ю.Б.Норштейном. Фильм завершается документальными кадрами открытия Олимпиады-80 в Москве. А за участие в создании картины "О спорт, ты – мир!" Хитрук получил в 1982 году свою вторую Государственную премию СССР.

Народный артист СССР Федор Хитрук (на снимке справа) получает награду из рук учредителя Национальной Академии Кинематографических искусств и наук Константина Эрнста (слева) во время торжественной церемонии вручения премии "Золотой орел".
Ф.Хитрук был последовательно удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968г.), народного артиста РСФСР (1977г.) и народного артиста СССР (1987г.). Кроме того, знаменитый мультипликатор награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971г.), орденом Отечественной войны II степени (1985г.) и орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998г.).


Последняя работа Ф.Хитрука - картина-притча "Лев и бык". С тех пор он не снял ни одного мультфильма. Вероятно, к длительной паузе в творчестве мастера повлияла смерть супруги: художник-мультипликатор Мария Леонидовна (Мотрук), с которой он познакомился еще до войны, в первые годы работы в "Союзмультфильме", ушла из жизни в 1984г.


В 1980-х годах занимал должность художественного руководителя студии «Мульттелефильм»; был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA) (1980—1988). С 1995 года являлся почётным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка». С 1996 по 2000 год был почётным президентом Ассоциации анимационного кино России. Хитрук был одним из составителей международного словаря терминов по анимации.


В конце 80-х – начале 90-х Федор Савельевич все больше тяготел к преподаванию (в 1993 году, совместно с режиссерами-аниматорами Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Андреем Хржановским им была основана мультипликационная Школа-студия "Шар", которая занялась производством мультфильмов, а также подготовкой режиссеров и художников-мультипликаторов): "У меня были еще заготовки в ящике стола - готовые сценарии. Но, видимо, каждому выделяется какое-либо количество гормонов, после чего он выдыхается". До 2003 годах преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где «был одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссёров-мультипликаторов».

Федор Хитрук с внуком
Как вспоминает Федор Хитрук-внук: "Первого мая мы собирались у него всей семьей. Сидели за столом, фотографировались, лет 10-15 назад обязательно выходили гулять, потому что погода в этот день всегда была хорошей, все было настроено на праздник, нам было хорошо вместе. И дедушка свой День рождения, в общем, любил. Второго или третьего мая к нему приходили ученики и коллеги, и так день рождения отмечался два раза подряд. Самое интересное случилось в день его 85-летия. Вдруг на балкон на шариках взлетел Винни-Пух! Это Татарский заказал специальную легкую куклу и шарики, которые смогли бы поднять ее к 4 этажу, и, надо сказать, еле-еле смог уместить их в машине, чтобы довезти. Медведь навсегда остался особенным. И после, когда дедушка рассказывал эту историю, глаза у него горели от удивления - всегда. Дедушка всегда удивлялся мелочам, нюансам, таким событиям жизни, как, например, распускание листочков из почек. Он ежегодно смотрел в окно в ожидании волшебства. И всякий раз упускал этот момент, потому что вчера еще были почки, а сегодня – уже зеленели листики".

Анастасия Хитрук
Кроме внука есть еще и внучка — американская скрипачка Анастасия Хитрук (род. 1975), дочь музыковеда Андрея Фёдоровича Хитрука (сын, род. 1944, , преподаватель фортепиано в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, заслуженный работник культуры РФ) и пианистки Елены Арамовны Татулян (род. 1943).

Второй раз Федор Савельевич женился, когда ему было уже за 70 лет. Его избранницей стала врач Галина Николаевна. Хитрук признавался, что только благодаря ей он так долго живет. Мультипликатор умер дома, на руках у жены. Из-за болезни Паркинсона последние восемь месяцев он был практически прикован к постели. «Он был идеальным мужчиной, который все воспринимал мужественно и с достоинством, — признавалась „ФАКТАМ“ вдова Федора Хитрука Галина Николаевна. — Даже через год после его смерти я не пришла в себя от этой потери. Мне плохо без любимого мужа. Впрочем, не только мне. С уходом Федора Савельевича закончилась эпоха советской мультипликации…»

на Новодевичьем кладбище Москвы
Умер Фёдор Савельевич Хитрук 3 декабря 2012 года в Москве на 96-м году жизни. Кремация прошла на Хованском кладбище; урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище (3 уч.).

"Хитрук был громадной личностью, у него очень много учеников и последователей по всему миру. Это и есть его школа", — сказал мультипликатор Эдуард Назаров, который работал вместе с Хитруком над лентами "Винни-Пух", "Каникулы Бонифация", "Фильм, фильм, фильм". - "То, что он принес в мультипликацию сложно оценить: человек делал прямо полярно противоположные фильмы — от нежной сказки "Топтыжка" до сатиры "Человек в рамке". Диапазон его творчества невероятен. Мир потерял громадного человека".

Ученик Федора Хитрука, режиссер анимационного кино Алексей Демин, отметил, что тот был не только гениальным мультипликатором и педагогом, но и гениальным человеком с невероятной верой в людей: "Я учился у него, учился с первого дня, еще до того, как решил заниматься профессией. Для меня это была новая жизнь и знакомство с человеком, который эту жизнь понимал больше, чем я. Он ведь не только гениальный мультипликатор, он гениальный режиссер, гениальный педагог, гениальный человек. Такое благородство и такое уважение к человеку, такая вера в человека, какая была у Хитрука, мало у кого есть". Он подчеркнул, что учениками Хитрука были самые известные мастера отечественной анимации: "Мы были близки. Федор Савельевич меня не оставлял, пригласил помогать ему в преподавании много лет назад. Я не очень к этому стремился, но почему-то он меня выбрал и верил. Это тоже черта его характера — вот эта вера, вера в человека. Сколько учеников его… Начиная от самого Норштейна, Назарова, Хржановского. Это школа, режиссерские курсы, экспертные советы, фестивали, жюри — во всем этом его ученики, люди, которые любят эту профессию, любят эту жизнь".

Комментариев нет:

Отправить комментарий