Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни, и большинство парижан если и не полюбили ее, то, во всяком случае, сумели с ней смириться. Ведь она — наиболее грандиозное, знаменитое, эпатажное сооружение Парижа. Более того, ее также признали важным звеном французской экономики и ценным достоянием Европы. В 2012 г. (исходя из исторической и культурной ценности и с учетом известности и приносимого дохода) башня была оценена в 435 млрд. евро и названа самым ценным сооружением Европы. Невозможно оставаться равнодушным при виде того, как в вечернее или ночное время суток Эйфелева башня искрится, играет, переливается огнями. Её величие бесспорно, красота – вечна. Но так было далеко не всегда: после того как закончили ее строительство ровно 130 лет назад, 31 марта 1889 г., в качестве арки для Всемирной выставки, посвященной столетию взятия Бастилии (событию, традиционно считающемуся начала Французской революции), она вызывала сильное недовольство у многих горожан, неоднократно настаивавших на том, что бы убрать "это крайне несуразное сооружение" с улиц Парижа. И хотя инженер Александр Гюстав Эйфель предлагал разобрать башню по истечению двадцатилетнего срока ее возведения (в 1909 г.), она и сегодня, находясь в центре внимания, продолжает величественно возвышаться на Марсовом поле, нося по праву титулы самой посещаемой платной достопримечательности мира и самой фотографируемой. Так, в 2006 г. на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю по 31 декабря 2007 г. — 236 445 812 человек. Как нередко говорил с юмором создатель башни, позолоченный бюст которого с простой надписью: «Эйфель: 1832-1923» был установлен после его смерти у северной «ноги» башни: «Мне следовало бы испытывать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня». У башни есть даже собственный аккаунт в социальной сети Facebook с 1,6 млн. подписчиков! И, думается, что все это благодаря селфи, сделанным на смотровых площадках. Такая популярность башни, как ни странно, отрицательно сказывается на ее репутации. Так в результате опроса одной туристической компанией в 2007 г. более ¼ опрошенных выразили разочарование, заявив, что на ней слишком много народу, чтобы можно было насладиться видом, и таким образом Эйфелева башня заняла первое место в рейтинге самых разочаровывающих туристов достопримечательностей.
Открытка в память о выставке |
Схема выставки. Красным отмечена Эйфелева башня |
Памятник Гюставу Эйфелю в основании Эйфелевой башни |
К слову, Эйфель вовсе не был французом по происхождению, да и фамилию до 48 лет (до 1880 г.) носил другую – Бёникхаузен – фамилию своих немецких предков, которые в начале XIX в. переселились во Францию, а как напоминание о родине приняли фамилию Eiffel: к юго-западу от Кёльна расположено одноименное нагорье (нем. Eifel – Айфель). Так что башня вполне могла называться башней Бёникхаузена.
Первоначальный эскиз башни Мориса Кёшлена, 1884 г. | Эмиль Нугье и Морис Кёшлен |
Первоначальный вид стальной леди был исключительно образцом технического прогресса своего времени, и выглядел слишком консервативно и «сухо» в эстетическом плане, не отвечая требованиям, выдвигаемым к сооружениям Всемирной Парижской выставки, архитектура которых должна была быть более изысканной.
Самое удивительное, что во время работы над схемой сооружения за основу Нугье и Кёшлен взяли исследования Германа фон Майера – швейцарского профессора палеонтологии XIX века, который изучая строение бедренной кости, а именно ее головки в месте изгиба и соединения с суставом под углом, пришел к заключению, что благодаря множеству маленьких отростков строгой геометрической формы, которыми она покрыта, вес тела распределяется равномерно, предотвращая переломы. Именно эти исследования Майера спустя 20 лет и вдохновили конструкторов знаменитой башни на придание ей столь устойчивой формы, за которую Эйфель был жестоко раскритикован и одновременно обвинён в попытке создания чего-то артистического и нехудожественного.
В одном из интервью газете «Le Temps» от 14 февраля 1887 г. Эйфель заметил: «Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями». Такая необычная форма оправдала себя: даже при мощном ветре верхушка отклоняется лишь на 12 см, а если она раскалена на солнце – на 18 см из-за расширения металла. Этот факт стал источником шуток среди парижан: они говорят, что солнечные лучи раскачивают башню. Кроме того под воздействием летнего солнца из-за расширения металла башня «подрастает» на 15 сантиметров.
Проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и чтобы выиграть конкурс инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом, облагородив конструкцию и сделав ее более изысканной и отвечающей вкусам требовательной парижской публики. Архитектор Стефан Совестр, которому было поручено поработать над её художественным обликом, предложил задекорировать цокольные опоры башни камнем, а так же связать их с площадкой нижнего этажа величественными арками, которые стали бы одновременно главным (парадным) входом на выставку. Кроме того, было предложено придать функциональность этажам башни, разместив на них просторные застеклённые залы, и округлить верхушку башни, а так же использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения. В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»
В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создаётся акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесённые тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн. франков.
Строительные работы в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 г. по 31 марта 1889 г.) выполняли 300 рабочих, только один человек умер. Эйфель разработал строгие меры безопасности, использование подвижных трапов, поручней и экранов. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров 18 038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн. заклёпок.
Чертежи первого этажа |
Чертежи верхних этажей |
Сборочные чертежи дна и пилонов |
Расчетные схемы стропил и ферм |
Порядок составления платформ этажей |
Чертежи пилона первого этажа (северная сторона) |
Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени. Однако строительство башни продолжали критиковать. Один французский профессор-математик прогнозировал, что когда башня будет построена на 748 футов, она непременно обвалится; в парижском издании «Нью-Йорк геральд» сообщалось, что башня меняет погоду; а в ежедневной газете «Ле Матен» вышла статья под заголовком «Башня проваливается». Но чем дальше продвигались работы, тем больше чувство страха вытеснялось восторгом.
Закладка каменного фундамента башни в марте 1887 г. |
Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала первая платформа. Задача составления компонентов осложнялась непростыми углами, разработанными дизайнером, и степенью необходимой точности: положение заклепочных отверстий было указано с точностью до 0,1 мм (0,0039 дюйма) и углы разработаны до одной секунды дуги. Сначала ноги были построены консольно, но примерно на полпути к первому уровню, строительство было приостановлено, чтобы создать помост из древесных материалов. Это возобновление вызвало озабоченности по поводу структурной целостности башни, а также появление сенсационных заголовков в бульварной прессе: "Самоубийство Эйфеля!" и "Гюстав Эйфель сошел с ума: он был заключен в психиатрической больнице". На этом этапе был установлен небольшой "ползучий" кран, предназначенный для перемещения вверх по башни в каждой ноге. Они использовали направляющие для лифтов, которые должны были быть установлены в четырех ногах. Критический этап соединения ног на первом уровне был завершен к концу марта 1888 г. Массивные деревянные леса должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. 4 наклонные опоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Несмотря на то, что металлические изделия были подготовлены с большим вниманием к деталям, позже было внесены небольшие корректировки, чтобы выровнять ноги. Дополнительные гидравлические подъёмники, способные оказать усилие в 800 т., были приспособлены к балкам в фундаментах опор, которые были намеренно построены слегка под более крутым углом, чем это необходимо, при поддержке песочниц на помосте, и давали возможность заключительной регулировки положения четырёх наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы. Как только платформа легла строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъёмники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне.
Система гидравлических лифтов, размещающихся на восточном и западном столбах башни |
Оригинальный гидравлический насос для подъемников конструкции Эду |
Лифт для подъема на 2-ой этаж |
Еще до завершения строительства со второго уровня башни был организован запуск фейерверка по случаю национального французского дня 14 июля 1888 г.
15 марта 1889 г. Строительство купола |
31 марта 1889 г., меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, башня была построена «не только как символ искусства современной инженерии, но также и как символ столетия индустрии и науки, в которых мы живем» (Густав Эйфель). Эйфель пригласил нескольких более-менее физически крепких чиновников и журналистов, среди которых были структурный инженер Эмиль Нугье, руководитель строительства Жан Компаньон, Председатель горсовета и репортеры из "Le Figaro" и "Le Monde Illustre", к первому подъёму на 1 710 ступеней (лифты ещё не работали). Восхождение заняло около часа, поскольку Эйфель часто останавливался, чтобы объяснить различные функции. В 14:35, на вершине Эйфель развернул флаг Франции под аккомпанемент 25-пушечного салюта на первом уровне. С наступлением темноты башню освещали сотни газовых ламп, а маяк на вершине светил тремя лучами: красным, синим и белым...
Густав Эйфель и его зять на лестнице, соединяющей 2 и 3 этажи |
Размеры Эйфелевой башни |
Местонахождение имен |
Сувенир с инаугурации Эйфелевой башни | Молния бьет в Эйфелеву башню, фото 1902 г. |
Аэрофотографии Выставки 1889 г. |
Жорж-Пьер Сёра, 1889 |
Рассказывают также, что Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни, который ныне называется «Жюль Верн». Когда новеллиста спрашивали, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда не видно этой чертовой штуковины». Время шло и доказало, как были не правы «протестанты». Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Так, Шарль Гуно принял предложение находчивого инженера и, сидя на верхней платформе башни, исполнил «Концерт в облаках». Для этого бригаде рабочих пришлось тащить рояль на высоту 276 метров. Концерт Гуно обсуждался во всех парижских газетах, создав башне отличную рекламу.
Восковые фигуры Эйфеля (справа) и Эдисона в квартире Эйфеля на вершине башни |
В октябре 1898 г. Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, расстояние между которыми 4 км. В 1903 г. генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. Так случилось, что башню оставили сначала для военных целей. С 1906 г. на башне постоянно размещена радиостанция. В 1907 г. на втором этаже башни были установлены шестиметровые электрические часы по проекту российского инженера Ромейко-Гурко.
1 января 1910 г. Эйфель, сумевший убедить правительство и генералитет страны, что в случае войны Эйфелева башня будет незаменима как передатчик радиосигналов, продлевает аренду башни сроком на 70 лет. В 1910 г. Теодор Вульф измерял уровень радиации в верхней и нижней части башни, и, как того и ожидал, обнаружил на вершине то, что сегодня известно как космические лучи. В 1914 г. радиоперехват позволил генералу Гальени организовать контратаку на Марне во время Первой мировой войны. К 1918 г. Эйфелева башня стала символом Парижа и Франции после того, как Гийом Аполлинер написал националистическое стихотворение в форме башни (калиграмму), чтобы выразить свои чувства относительно войны против Германии.
зенитные пулеметы на втором этаже башни, 2016 г. |
С 1957 г. на башне располагается телевизионная антенна, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Кроме неё, на башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн, осуществляющих ретрансляцию различных радио и телепрограмм. Трансляции продолжаются до сих пор, только сегодня к теле- и радиовещанию присоединилась ещё и сотовая связь. Кроме того, на башне находится уникальнейшая метеостанция, с помощью которой изучаются суточные колебания степени загрязнения атмосферы, радиационного фона, атмосферного электричества и т.д.
Адольф Гитлер с нацистами идёт на фоне Эйфелевой башни, фотография 1940 г. |
Во время немецкой оккупации железная парижанка повела себя как настоящая патриотка: прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера в 1940 г. привод лифта внезапно был повреждён. Во время своего "визита триумфатора" в Париж, фюреру, планировавшему передавать с маяка радиосигналы своим военным подразделениям и вещать в Париже агитацию, но особенно лелеявшему мысль, что флаг, развевающийся на шпиле верхушки, будет отлично видно во всех уголках города, так и не удалось попасть наверх, и ему пришлось, потоптавшись у ног строптивой парижанки, уехать ни с чем. По этому поводу поэты не упустили возможности сказать: «Гитлер покорил Францию, но не смог покорить Эйфелеву башню». Немцы после такого конфуза 4 года пытались починить злополучный подъемник. Тщетно — немецкие мастера не смогли разобраться в механизме, а французские лишь разводили руками — нет запчастей! Однако в августе 1944 г., буквально через несколько часов после освобождения Парижа, лифт чудесным образом заработал и трудится без перерывов по сей день. Кстати, незадолго до этого, когда союзники приближались к Парижу, злопамятный Гитлер приказал военному коменданту округа Большого Парижа и начальнику гарнизона генерал-полковнику Дитриху фон Хольтицу уничтожить "непокорную" башню наряду с остальными городскими достопримечательностями. Однако фон Хольтиц не повиновался приказу.
Hawkins, Louis Welden (British, 1849-1910) |
Иван Щеглов и его «Формуляр нового урбанизма» (1953) |
В 1959 г. французский философ, политический активист и поэт русского происхождения, известный прежде всего как идеолог унитарного урбанизма, Иван Владимирович Щеглов (16 января 1933 г. - 21 апреля 1998 г.) вместе со своим другом и соседом по мансарде, в которой он проживал в Париже, Анри де Беарном пытался взорвать Эйфелеву башню, пережившую пожар 3 января 1956 г., не как политический акт, не как нигилистское утверждение, а просто потому что «она отражает свет в его комнату и не даёт уснуть ночью». И это вместо того, чтобы купить шторы. Но, к счастью, он с рюкзаками, полными динамита, украденного на ближайшей строительной площадки, был арестован в заведении «Les Cinq Billards» (бильярдном баре) на улице Муффетар (Rue Mouffetard). Он рассказал всем, кто был рядом с ним, о своем плане, и хотя некоторые из них не восприняли его попытку слишком серьезно, его жена после его ареста потребовала устроить его в психиатрическую лечебницу, в которой провёл 5 лет, подвергаясь лечению инсулином и шоковой терапии. Стоит сказать, что его отец, Владимир Щеглов, тоже имел бунтарский характер и провел 2 года в тюремном заключении после Революции 1905 г. по политическим мотивам, а перебравшись после освобождения вместе со своей женой Элен Завадской, французского происхождения, сначала в Бельгию, затем Париж, начал работать водителем такси и участвовал в забастовке водителей 1911 г.
Что касается Ивана Щеглова, то он выступал за архитектуру, порождающую поэтические ситуации, воображал экспериментальный, переменный город, уличный квартал счастья, улицы трагедии, исторический квартал, район мертвых, жуткие переулки, город как большую приключенческую площадку, районы которого с положительным и отрицательным излучением должны чередоваться таким образом, что все чувства горожан будут активированы. Город стал бы центром открытий и приключений, жизнь была бы приятной, сексуальной, интересной и захватывающей. Щеглову также принадлежит большое число градостроительных проектов, составленных в 1950-х — начале 1960-х годов и носивших поэтический, а не практический характер, так как технологически их воплощение в жизнь было не только не разработано, но и заведомо невыполнимо. "Щеглов породил огромное количество «бумажных» проектов, принципиально невыполнимых как по техническим, так и по эстетическим и политическим причинам. Например, город — трёхгранный обелиск, уходивший в небо на высоту 300-350 километров и под землю — на глубину 50-60 километров. При этом электроэнергию для города предполагалось получать за счёт разности потенциалов у поверхности земли и на крыше обелиска. Или город-труба в Сахаре, покрытый самозатемняющимся непробиваемым стеклом. Или город — туристский центр в скале под водопадом Виктория, освещаемый энергией падающей воды и лишённый водопровода (воду предполагалось набирать прямо на балконах). Город — морская звезда, фильтрующий морскую воду и извлекающий растворённые в ней вещества (в том числе редкие и драгоценные металлы). И т.д., и т.д. Таких проектов было несколько десятков — в основном совершенно бредовых. Причем у меня сложилось впечатление, что далеко не все они были оригинальными. Некоторые проекты были явно украдены из англо-американской science fiction, преданными поклонниками которой были многие ситуационисты" (А.Н. Тарасов). Остается надеяться, что в психушке свет Эйфелевой башни не мешал ему спать.
Крыши Парижа |
В 2007 г. Эйфелева башня вышла в финал конкурса «Новые семь чудес света». Место в заветном списке она не заняла, но чудом света ее считать продолжили.
Очереди на вход в Эйфелеву башню Фото: Michel Euler |
Эйфелева башня, вид снизу |
У подножия Эйфелевой башни |
Эта великолепная фотография сделана венгерским фотографом Люсьеном Эрве |
Билет с одним уголком. 2009 г. |
На первом этаже посетителей встречает ещё одна сувенирная лавка и центр Cineiffel, где показываются фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Маленькие посетители будут рады встрече с Гусом — талисманом башни и героем книжки-экскурсовода. В ресторане 58 Tour Eiffel можно съесть сэндвич, картошку фри, круассан, выпить сок или кофе, заплатив за ленч всего €18. Вечером тут на выбор несколько основных блюд и десертов, но и цена возрастает до €82 с человека. На этом же уровне есть и обычные буфеты, в которых стаканчик сока и кусочек пиццы не превысит €7-8. Помимо этого, на первом уровне находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на следующие этажи, а также в кабинет самого Эйфеля.
Ледовый каток под Эйфелевой башней Francois Mori |
Второй уровень — смотровая площадка. На этом этаже находится ещё один сувенирный магазин. Если оказавшись в самом романтическом месте на земле, вы намерены не экономить на удовольствиях, посетите роскошный ресторан для гурманов «Жюль Верн», также расположенный на втором уровне: обед под руководством знаменитого повара Алена Дюкаса обойдется тут минимум €85 с человека, а ужин с лобстерами – не менее €200. Много интересных подробностей о строительстве башни можно почерпнуть из информационных стендов, расположенных на этом уровне. Однако, главная цель подавляющего числа посетителей — третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. На самом верхнем этаже желающие могут отметить свой подъём на башню шампанским в Champange Bar. Бокал розового или белого игристого напитка обходится в €10-15.
На площадке третьего этажа может находиться одновременно 800 человек. Ранее на верхней платформе находились обсерватория и кабинет самого Эйфеля. В хорошую погоду с вершины башни Париж и его окрестности можно обозревать в радиусе до 70 километров. Считается, что оптимальное время для посещения Эйфелевой башни, обеспечивающее наилучшую видимость — за час до заката.
Сегодня, в связи с участившимися случаями терактов, разрабатываются дополнительные меры по обеспечению защиты достопримечательности, согласно плану многолетней реновации сооружения. Последнее (ложное) сообщение о минировании башни датируется 30 марта 2013 г.
Видео стилизовано под компьютерную игру. В кадрах показано как падает Эйфелева башня. |
кадр из документального фильма «Des Racines et Des Ailes. La Tour Eiffel a 120 ans» |
На самом деле Эйфелева башня вовсе не одноцветная, как может показаться сначала. Она окрашивается в три разных оттенка бронзового — от самого темного на первом уровне до более светлого на третьем. Это делается для того, чтобы башня выглядела гармоничнее на фоне неба и с расстояния казалась более однотонной. Объяснить такое решение довольно просто. «Узор» на верхних ярусах башни имеет большую плотность, чем на нижних; плюс в учет берутся тени, отбрасываемые конструкцией.
В 1900 г. Густав Эйфель в своей книге «300-метровая башня» (« La Tour de trois cents mètres ») подчеркнул, что покраска является основным элементом сохранения металлической конструкции, и только она гарантирует долгую жизнь башни. Да и современные ученые признают, что это лучшая защита от ветра, пыли, дождя, снега и других внешних воздействий. Поэтому, чтобы противостоять разрушающему действию времени «железной даме» приходится регулярно "прихорашиваться".
«Маляр Эйфелевой башни», фото Марка Рибу, 1953 г. |
Google Doodle. 31 марта 2015 г. 126 лет со дня публичного открытия Эйфелевой башни |
Сегодня, над покраской обычно работает бригада из 25 маляров, которым целый год приходится окрашивать 250 000 м² металла. Экипировка, конечно, полная – на каждую покраску уходит примерно 50 км только страховочных тросов и 20 000 м² страховочных сеток, а еще всякие крепления, шлемы, маски… Маляры перед покраской три недели учатся только передвигаться по башне, стажировка у них такая. На каждую покраску необходимо 57 т краски (а также около 1 500 кистей и 2 гектара защитной сетки), так что с течением времени башня все еще продолжает прибавлять в весе. И не только в весе — за счет новых антенн ее высота постепенно увеличивается: сегодня она равна 324 м, и это далеко не предел.
Каждую ночь Эйфелева башня «одевается» в золото и сверкает в течение 5 минут в начале каждого часа.
Световое оформление башни к Всемирной выставке 1900 г. |
Реклама автомобильного концерна Citroen (1925) |
К очередной всемирной выставке в 1937 г. была разработана специальная система подсветки, гармонизированная с находящимися по соседству выставочными павильонами Трокадеро.
1947 | 1953 |
1958 | 1977 |
Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985 г. Созданная Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 г. и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Эта система подсветки существует до сих пор. Она представляет собой сложную систему, управляемую компьютером, которая еще больше усложнилась незадолго до 2000 года, когда поверх основного золотистого ковра для шоу встречи нового тысячелетия была добавлена россыпь серебристых лампочек.
1997 |
2000 |
В 2004 г. в течение, правда, только пяти дней, начиная с субботы, 24 января башня стала красного цвета. Это было сделано в честь Китайского Нового года и в знак дружбы Франции и Китая. Новую подсветку зажгли на специальной церемонии мэры Парижа и Пекина. Красная подсветка, которая была осуществлена с помощью внешних наземных прожекторов, функционировала с 5 вечера до 7.30 утра до 29 января 2004 г.
С 7 сентября по 20 октября 2007 г. была организована специальная подсветка в честь проходивших во Франции всемирных соревнований по регби. Наряду с золотым, башня частично была подсвечена зеленым — символизирующим цвет дерна поля для регби. На уровне второго этажа был закреплен огромный экран для трансляции соревнований, а над ним — подсвеченный гигантский мяч для игры в регби.
«ЕС подсветка», 2008 |
2014 |
В настоящее время осуществляется проект зелёной модификации Эйфелевой башни. В феврале 2015 г. компания Urban Green Energy заменила электрические лампочки башни на энергосберегающее светодиодное освещение. Кроме того, на конструкции разместили тепловые панели, 2 ветряные турбины, способные генерировать 10 000 кВт/ч электроэнергии в год, что эквивалентно энергии, используемой коммерческой площадью на первом этаже Эйфелевой башни и систему сбора и повторного использования дождевой воды. Около половины потребностей горячей воды двух павильонов обеспечивается за счет массива солнечных термальных панелей в 10 м² и тепловых насосов.
2015. Подсветка Эйфелевой башни цветов французского флага в память о жертвах терактов в Париже.
Подсветка Эйфелевой башни перед финальным матчем 15-ого Чемпионата Европы по футболу между командами Франции и Португалии, который проходил на стадионе «Стад де Франс» в Париже 10 июля 2016 г.
2017 |
17 августа 2017 г. в 0:45 по местному времени (1:45 мск) на Эйфелевой башне временно погасили огни в память о жертвах теракта в Барселоне, когда на одной из самых многолюдных улиц фургон совершил наезд на пешеходов.
В честь Международного женского дня в 2018 г. на Эйфелевой башне включили новую подсветку: световую надпись «Maintenant On Agit», которая означает «Пришло время действовать». Такое же название носит французская организация, которая борется за права женщин. Слова в поддержку представительниц прекрасной половины человечества светились до полуночи.
Традиционный фейерверк и художественная подсветка Эйфелевой башни в честь 14 июля, 2018 г.
Световое шоу, посвященное 160-летию установления дипломатических отношений между Японией и Францией, 13-14 сентября 2018 г.
Несмотря на то, что изображение самой башни давно стало общественным достоянием, изображение ее освещения охраняется авторскими правами, в результате чего любое изображение освещенной Эйфелевой башни может использоваться только с письменного разрешения компании "Société Nouvelle d'exploitation de la Tour Eiffel" (SNTE), обслуживающий башню. Все началось в июне 1990 г. французский суд постановил, что специальное освещение дисплея на башне в 1989 г., ознаменовавший 100-летие башни было "оригинальной визуальной разработкой", которая защищена авторскими правами. Кассационный суд, судебный суд Франции последней инстанции, оставил в силе решение в марте 1992 г. В результате, SNTE стало утверждать, что незаконно публиковать современные фотографии освещенной башни в ночное время для коммерческого использования без разрешения во Франции и некоторых других странах, так как любое освещение башни является произведением искусства, подпадающим под авторские права, благодаря чему, в 2002 г. SNTE заработала более € 1 млн. Впрочем, французская доктрина и юриспруденция позволяет фотографировать освещенное произведение, защищенное авторским правом, если его присутствие является случайным или вспомогательным для представленного субъекта, что является аналогичным правилу "De minimis"("Закон не заботится о мелочах"). Поэтому SETE может оказаться не в состоянии потребовать авторских прав на фотографии Парижа, которые, возможно, включают освещенную башню.
Неврастенический российский камердинер совершает самоубийство, спрыгнув с первого уровня Эйфелевой башни, 7 марта 1926 г., титульная страница французской газеты Le Petit Journal Illustre |
летающий портняжка Рейхельт |
Арман Фальер пролетает над Парижем (по случаю открытия Международного авиационного турне). Карикатуры 1911 г. |
Впрочем, и в наше время люди устраивают различные рискованные состязания, связанные с великой постройкой, и даже, как ни странно, достигают мирового рекорда. Так 29 мая 2010 г. французский спортсмен греко-алжирского происхождения, легенда инлайн-скейтинга, трехкратный чемпион мира, победитель X-Games, Gravity Games и турнира ASA и лицо компании L Oreal 34-летний Тай Крис (Taïg Khris) произвел с высоты 115 м прыжок на роликах, который и получил славу. Крис прыгнул с площадки первого этажа Эйфелевой башни, пролетел 40 метров, затем приземлился на конструкцию-полурампу высотой 25 метров.
Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюблённые, чтобы провести незабываемые мгновения. Каждая девушка, которой назначили свидание на Эйфелевой башне, надеется, что именно там, взяв в свидетели весь Париж, любимый сделает ей предложение руки и сердца.
«Окно в Париж» (французское название "Salades russes" - "Русские салаты") — двухсерийный трагикомедийный фильм-фантасмагория режиссёра Юрия Мамина, снятый им в 1993 г. и занявший 8-е место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша». Помимо всего прочего в фильме развивается любовная история взаимоотношений главного героя фильма (преподавателя музыки Николая Николаевича Чижова (актер Сергей Донцов (Дрейден))) и парижанки-художницы Николь (франко-швейцарская актриса театра и кино Аньес Сораль), чья квартира имеет выход на ту же крышу, что и «окно», ведущее из одной из коммуналок Санкт-Петербурга в Париж. Желая избавиться от бурных протестов по поводу хамского вторжения в её жизнь, француженку заманивают через окно в Петербург, где, столкнувшись с российской действительностью 1990-х годов, она едва не сходит с ума, попадает в камеру предварительного заключения в милиции, выбраться из которой ей помогает главный герой.
Нижнее белье из Франции: Построй свою Эйфелеву башню! |
Pierre Boulat - La Tour Eiffel, 1993. |
Кстати, какого пола Эйфелева башня? Казалось бы странный (если не сказать хуже) вопрос. Тем не менее, события более чем 10-летней давности, доказали что этот фаллический символ (как сказал бы незабвенный Зигмунд Фрёйд) все таки носит признаки маскулинности. 8 апреля 2007 (или 2008) г. бывшая сотрудница американских ВВС и чемпионка мира по стрельбе из лука, состоявшая со своим луком по имени Лэнс даже в интимных отношениях, 34-летняя Эрика ЛаБри из Сан-Франциско вышла замуж за Эйфелеву башню. На церемонии присутствовали несколько друзей невесты. Власти не признали брак, однако невесте разрешили изменить имя: она превратилась в Эрику Ла Тур Эйфель. Мадам Эйфель возглавляет Objectum Sexual Internationale (термин «objectum sexual», или объектофилия, т.е. сексуальное влечение к неодушевленным предметам, часто объектам архитектуры, введен в обращение её единомышленницей - шведкой Эйей Риита, вышедшей в 1979 г. замуж за Берлинскую стену и сменившей имя на Эйя Риита Берлинер-Мауэр), в которую объединено около 400 человек со своей штаб-квартирой в фейсбуке. Как-то она высказалась по этому поводу в интервью изданию News Australia: «Мир не понимает моей любви. Эйфелеву башню окружают миллионы туристов, которые влюблены друг в друга, а не в нее…» Впрочем, впоследствии ее роман с Эйфелевой башней также подошел к концу.
Журналистка же К.Николаева считает, что секрет притягательности Эйфелевой башни для художников в ее абсолютной женской сущности. Не исключено, хотя этому нет достоверных доказательств, что этим творением Эйфель хотел рассказать нам о своем женском идеале. Известно, что он, как истинный француз, был галантен, очень влюбчив и многократно женат. Так почему же он не мог в собирательном женском образе увековечить те черточки милых сердцу особ, которые способны только в раскованном воображении художника соединиться вместе? Изящество и стать, аристократизм и обольстительный шарм, непоколебимое достоинство и кокетливая игривость, а главное – немногословность.
LaTour, Eiffel et pomme |
«Автопортрет-пейзаж» Анри Руссо, 1890 | Eiffel Tower Robert Delaunay, 1926 |
Новобрачные на фоне Эйфелевой башни. Марк Шагал. 1938-1939 | Le Rive de Paris Марк Шагал. 1969 |
Alfred Henry Maurer (1868-1932). - Paris, Nocturne |
К слову, существует позиция в сексе, называемая Эйфелева башня, во время которой женщина, стоящая на четвереньках, удовлетворяет двух стоящих (спереди и сзади от нее соответственно) мужчин: одного орально, а второго анально. При этом мужчины, подняв руки, как бы приветствуя друг друга, "дают пять", чтобы сформировать фигуру Эйфелевой башни.
31 марта 2012 активистки движения FEMEN раздели мусульманок в Париже, напомнив им, что Аллах создал их обнаженными. На телах и плакатах активисток были написаны лозунги, осуждающие нормы шариата, касающиеся девочек и женщин. Вместе с FEMEN на парижскую площадь вышли топлес феминистки Европы, Ближнего Востока и стран Северной Африки. В акциии также приняли участие иранская правозащитница Мариам Намаз, популярная ливанская актриса Дарья Аль Йондо, известная французская феминистка арабского происхождения Сафья Ледби. На телах и плакатах активисток были написаны лозунги, осуждающие нормы шариата, касающиеся девочек и женщин. Активистки призвали мусульманок всего мира к "топлесс-демаршу в знак моральной поддержки своих бесправных сестер, завернутых в паранджу, обожженных кислотой, избитых плетями, "обрезанных" ножом сумасшедших фанатиков". Движение требует от мировых лидеров отстаивать фундаментальные права женщин Ближнего Востока "столь же тщательно, как и себя от террористических угроз, исходящих от радикального ислама".
22-летняя бразильянка Индинара Карвальо, одна из фавориток конкурса «Мисс бразильская попка-2014», провела интимный фотосет близ Эйфелевой башни.
В июле 2015 г. швейцарскую художницу Милу Мойре арестовали в Париже после того, как она обнаженной предлагала прохожим сделать селфи с ней на фоне Эйфелевой башни. Женщину продержали в изоляторе сутки, а потом отпустили. Появление на публике обнаженным во Франции может стоить нарушителю общественного порядка до 15 тысяч евро. Однако швейцарскую художницу только предупредили, что в дальнейшем за подобную выходку придется выложить немаленькую сумму. Позже Мойре в собственном Instagram объяснила, что появление без одежды на Марсовом поле - очередной перфоманс под названием "Обнаженное селфи".
Сувенирная лавка |
Каждый может купить себе кусочек Эйфелевой башни, и речь вовсе не о сувенирах с ее изображением, а о самом что ни на есть оригинале — со времен Гюстава Эйфеля «Железная дама» принадлежит частной компании, и ее акции торгуются на бирже.
Мошенники умудрялись зарабатывать круглые суммы на том факте, что Эйфелева башня считалась временным сооружением. За 83 года существования знаменитую башню продавали — по всей форме — минимум два десятка раз.
- Так отчаянный авантюрист, игрок в азартные игры, знаток людской психологии из Богемии Виктор Люстиг, выдававший себя за разорившегося австрийского графа, прочитав в 1925 г. заметку о том, что башня требует ремонта или сноса, подделал документы и выдал себя за представителя французских властей, уполномоченного решить этот вопрос - заместителя начальника Министерства Почты и Телеграфа. И даже умудрился получить задаток от одного бизнесмена, некоего мсье Андре Пуассона, занимавшегося металлом, за то, что именно его компания выиграет тендер на утилизацию «железной леди». Пуассон был воодушевлен не только очевидной финансовой выгодой от сделки, но и тщеславием - перед ним открывалась возможность войти в историю. Какое-то время Люстиг на вырученные средства жил за границей, в Вене. Пуассон же, «купивший» Эйфелеву башню за солидную сумму был скорее готов расстаться с деньгами, чем стать посмешищем всего Парижа и утратить свою репутацию проницательного бизнесмена. Однако другой из участников тендера, с которым, вернувшийся в Париж, Люстиг решил повторить авантюру, быстро раскусил мошенника и заявил в полицию. Люстигу удалось сбежать от французской полиции в Соединенные штаты. Но там он был пойман и получил 15 лет тюрьмы. В марте 1947 г. он умер от пневмонии в известной тюрьме-острове Алькатраз возле Сан-Франциско.
- В 1954 г. один шведский гражданин, отрекомендовавшийся генеральным директором акционерного общества, предложил покрыть башню антикоррозийной краской. Получив кредит в миллион франков на покупку 50 тонн специального красителя, он исчез в неизвестном направлении. Ни краски, ни денег, ни хитроумного шведа больше никто не видел.
- В 1960 г. английский зеленщик Дэвид Сэмс заинтересовал Эйфелевой башней как дешевым металлоломом голландскую фирму, сумев доказать (с помощью фальшивых документов), что ему поручен парижским муниципалитетом демонтаж башни. В итоге англичанин, не успев воспользоваться полученными деньгами, попал в тюрьму, а фирма осталась без своих миллионов.
Вид с площади Трокадеро |
Первая Эйфелева башня могла быть построена в Барселоне, Испания, к всемирной выставке 1888 г., однако барселонцы проголосовали против этого проекта. Впрочем, позже они опомнились и построили в Парке Гуэль копию башни.
Мини-модель Эйфелевой башни – часть курорта «Золотые пески» на Черном море недалеко от болгарской Варны. Почему-то повелось, что в аквапарках и на морских курортах обязательно должны быть воздвигнуты копии легендарных достопримечательностей! Вот и этот не стал исключением. 32-метровая (масштаб 1:10) конструкция украшена проблесковыми огнями и выполняет функцию смотровой башни с 2007 г. Башня, освещающаяся и приобретающая по вечерам впечатляющий вид, стала главной достопримечательностью курорта и популярным местом встреч.
Копия Эйфелевой башни, правда, очень приблизительная, есть и в Беларуси. Причем не в городе, а в небольшой деревеньке на Витебщине, которая, естественно, называется Париж. Ее высота 30 метров и построена по инициативе ксендза Юозаса Бульки умельцами из местных энергосетей. На вершине башни установлен крест, который в ночное время светится. Местные жители называют деревенскую достопримечательность Эльфовой башней.
Солигорск, Минская обл., Беларусь |
Берлин, Германия |
Дюссельдорф, Германия |
Заттельдорф, Германия |
Филлатр, ном Мессина, Греция |
Слобозия, Румыния |
Если вы хоть раз были в Копенгагенском зоопарке в датской коммуне Фредериксберг, то могли обратить внимание на башню, напоминающую Эйфелеву. Ее построил Отто Арбо в 1905 г. Сегодня эта башня является смотровой площадкой, высота которой составляет 43 м. Что примечательно, эта башня является самой высокой башней в мире, выполненной из дерева.
Впечатление художника от башни Воткина | Окончательный четвероногий дизайн башни Воткина и Эйфелевой башни для сравнения |
Первый и единственный завершенный этаж башни Воткина (ок. 1900) |
Как напоминание об этой затее большой ирландский паб и ресторан в этом районе носит название "Watkin's Folly".
Нью-брайтонская башня начала 1900-х годов |
Блэкпульская башня |
Лас-Вегас, Невада, США |
развлекательный парк "Кингс Айлэнд" Мэйсон, Огайо, США |
Париж, Техас, США |
Париж, Тенеси, США |
Нью-Йорк, США |
— Куда ты лезешь? Ты же даже не знаешь где находится Эйфелева башня!
— Это я-то не знаю?! Она находится..., сейчас вспомню..., блин, ну подскажите же, как этот остров называется...
Небольшой город Гомес-Паласио расположен в северо-центральном мексиканском штате Дуранго. В 2007 г. французские эмигранты, переехавшие сюда, собрались, чтобы построить в городском парке Гвадиана небольшую Эйфелеву башню (1/6 от настоящей). Правда, эта «малышка», отличающаяся своими правильными пропорциями, здесь не одна: в ансамбль входят копии мавзолея Тадж-Махал и Статуи Свободы.
Индия, а особенно штат Раджастхан, его города Джайпур, Кота, Удайпур и Агра, относящаяся к Уттар-Прадешу, могут гордиться своим потрясающим архитектурным наследием. Но, видимо, изысков Раджастхана Коте недостаточно! В городе разбит прибрежный парк, усеянный современными семью чудесами света, такими как Пизанская башня, сиднейский мост Харбор-бридж, статуя Христа Искупителя и Эйфелева башня. Последняя, можно сказать, прямо-таки крошечная: 12 метров, в 25 раз ниже оригинала, зато ночью реплика очень красива и освещена синими огоньками.
Далат, провинция Ламдонг, Вьетнам |
Шэньчжэнь, провинция Гуандун, Китай |
В Макао (специальном административном районе Китая) расположен отель Parisan Macau, который имеет свою копию Эйфелевой башни. Эта копия высотой около 150 м на данный момент является одной из самых современных в мире. Торжественное открытие состоялось в 2016 г. и с тех пор эта башня стала популярным местом у туристов. Копия выполнена из стали и имеет более крепкую конструкцию, что было сделано, чтобы башня могла выдержать практически любые погодные испытания, вплоть до ветров тайфуна.
Найдите 10 отличий. Слева - в Китае; справа - в Париже |
Чунцин, Китай |
Шаньдун, Китай |
Тианду Чэн, провинция Чжэцзян, Китай (на окраине Ханчжоу) |
Курортный городок Тиандученг, пригород Ханчжоу (Шанхая), – вовсе не банальный старый жилой комплекс или «спальный район», это азиатский вариант Парижа с бульварами, выложенными аккуратно подстриженными деревьями, брызгами фонтанов, Елисейскими полями и элитными домами в стиле французских особняков, в центре которого стоит 108-метровая копия Эйфелевой башни. И хотя из-за высоких цен на жилье (в среднем, аренда квартиры общей площадью более 150 метров, стоит здесь «целых» 500 евро, а такое может позволить себе отнюдь не каждый житель Поднебесной, интересно, что по этому поводу сказали бы настоящие парижане, в городе которых квартира, размером чуть больше 30 метров уже считается огромной, а аренда в 800 евро — просто королевским подарком) Тиандученг мало населен, многие туристы приезжают посмотреть на тематический парк и район, построенный во французском стиле. Это любимое место женихов и невест, которые позируют для свадебных фотографий. С первого взгляда, по крайней мере, по мнению китайских девелоперов, район трудно отличить от Парижа, но потом вы заметите: вывески магазинов – на китайском языке!
First World Plaza - это торговый центр, расположенный возле First World Hotel (самый большой отель в мире по количеству номеров на курортах World Genting), Паханг (Pahang Darul Makmur, федеральный штат (султанат) на востоке Малаккского полуострова в Малайзии). Торговый центр площадью 46000 м² прошел реконструкцию в 2017 г. и был открыт поэтапно к 2018 г.
парк миниатюр Мини Сиам, Паттайя, Таиланд |
Главная центральная часть Falconcity wonder — запланированный проект новой разработки в Дубае, ОАЭ, в котором запланировано показать 7 современных чудес света.
В г. Умань, что на Черкащине, в центральном парке находится башня высотой 3,25 м, установленная ко Дню города в 2013 г.
Еще одна копия Эйфелевой башни стоит в Харькове на втором этаже паркинга торгово-развлекательного центра «Французский бульвар», рядом с «Шато Ледо». По данным строителей, для возведения этого двойника высотой 35 м, открытого на День влюбленных 2013 г., потребовалось 35 т металла. Желающие могут подняться в ней на второй этаж!
Эта Эйфелева башня, а точнее её трёх метровая копия, которая была сделана днепропетровскими кузнецами, полюбилась дончанам на XII Международном фестивале кузнечного искусства «Парк кованых фигур-2010», и произвела настоящий фурор, возле нее фотографировалось очень много людей. Среди почитателей скульптуры оказался и мэр Донецка, который предложил гостям из Днепропетровска "подарить" ее Донецку за определенный гонорар. Кузнецы оценивали свое творение в 20 тыс. грн... С тех пор она и стоит в парке "Кованных фигур".
Это не единственная копия Эйфелевой башни в Донецкой области. В Родинском (это 80 км от Донецка) есть своя 5-метровая копия Эйфелевой башни.
Зато в Одессе аж 5 Эйфелевых башен, правда, одна из них нарисованная:
- Самая большая Эйфелева башня высотой 15 метров находится на территории завода "Радиально-сверлильных станков" на улице Бугаевской, 21/23. Ей уже больше полувека, но она до сих пор выглядит, как новенькая. В далеком 1957 г. стало известно, что Одессу посетит французская делегация. Директор завода решил удивить французов и распорядился создать мини-копию знаменитой Эйфелевой башни в масштабе 1:15. Одесскую копию символа Франции сделали из отходов производства всего за месяц. Несмотря на то, что времени у сотрудников завода было очень мало – они сумели создать очень качественную и максимально похожую на оригинал башню. Восхищению французов не было предела. Сегодня достопримечательность могла бы пользоваться спросом у туристов, но расположена она в индустриальном районе, куда сложно добраться.
- На улице Королева, 79 в зеленой зоне перед девятиэтажками расположилась другая довольно детально проработанная четырехметровая башня.
- Башня во дворике на Осипова всего 3 м в высоту. Местные жители летом украшают ее вазонами с цветами. А местные коты обожают под ней спать.
- В одном из дворов на Коблевской стоит башня, когда-то служившая рекламным щитом, а теперь ставшая местной достопримечательностью.
- На Французском бульваре в граффити о Париже один из сюжетов посвящен Эйфелевой башне. Художники разрисовали глухую стену, создав привлекательную фотозону.
9 сентября 2017 г. 6-метровая копии парижской достопримечательности торжественно была подарена в честь Дня города детскому городку «Сказка» в Николаеве местным предпринимателем Владиславом Малицким.
Джанкою (Крым) до Парижа далеко, но летом 2013 г. там установили свою Эйфелеву башню. Хоть и ажурность не та, и высота, однако ее сразу же оценили местные жители, начав активно обсуждать в:
- Живем, как в Париже, только дома пониже и асфальт пожиже!
- Не известно, сколько она простоит с нашими вандалами!
- Теперь точно Джан-Париж!))
- Только бы её не превратили в “Падающую башню”!
- Сопрут же рано или поздно.
С 2014 г. все киевляне, ни разу не бывавшие в Париже, но мечтающие увидеть Эйфелеву башню, могут сделать это, не выезжая из Киева. Копия знаменитой Эйфелевой башни была установлена «Киевгорстроем» при строительстве жилого комплекса «Французский квартал» на улице Анри Барбюса. Сооружение имеет высоту 16 м, то есть почти в 20 раз меньше французской башни, но, тем не менее, очень похоже на оригинал. Вечером арт-объект подсвечивается разными цветами.
Абакан, Хакасия, Россия |
Адлер, Россия |
Анапа, Россия |
Арзамас, Нижегородская обл., Россия |
В Благовещенске (административный центр Амурской области, Россия) к 125-летию Эйфелевой башни у входа в торгово-развлекательный центр, где благовещенцы бывают гораздо чаще, чем в культурных местах, например, музеях, установили копию высотой примерно 3 этажа, 10,5 м. Как заявили в администрации ТРЦ «Мы, конечно, не претендуем на столицу моды Дальнего Востока, но в отдельно взятом Благовещенске, может, мы и есть маленький Париж, где сосредоточено огромное количество фэшн-магазинов. Ещё Париж является не только столицей моды, но и любви. Хочется, чтобы в нашем городе появилось такое место, куда могли бы приезжать влюблённые».
Братск (ул. Советская), Россия |
Братск (коттеджный посёлок Сибтепломаш в Правобережном округе), Россия |
Валдай (в Соловьёвском парке), Россия выкрашенная в российский триколор, высота ок. 8 м. наверху герб России |
Владивосток, Россия |
Кстати, пермяки в 2012 г. увековечили и фразу «Фанера над Парижем». Скульптор Алексей Залазаев в поселке Уральский сделал копию Эйфелевой башни из… фанеры.
Псковская Эйфелева башня (на улице Красных партизан, 16) появилась как подарок (созданный своими руками!) супруге Людмиле от местного жителя Виктора.
В центре села Мегино-Алдан, расположенного на левом берегу реки Алдан, в 65 км к западу от райцентра Томпонского района поселка Хандыга, установили 16-метровую копию Эйфелевой башни по проекту учителя музыкальной школы Романа Романович Ефимова, не дожившего до воплощения своей мечты, которую воплотили его соратники: местный мастер Иван Сыромятников в тесном сотрудничестве с мастерами из Якутска — Захаром Сыромятниковым, Иваном Сметаниным, Григорием Федотовым.
Возвpащаетcя Ванька из Паpижа в родную дерёвню, cажает cвою Маньку за cтол: - Hу, Мань, Паpиж - это полный п...! Hа фефелеву башню забираюcь - Мань, твою ж мать! Налево поcмотpишь - твою ж мать! Hапpаво глянешь - твою ж мать! Впеpед, назад - твою ж мать!... Ты чего плачешь-то, Мань?
- Кpасотища-то какая!
Сергей Кулеба со своим изделием. Симферополь, 2011 |
Музей шоколада, Львов, 2012 |
Национальный исторический музей, Минск, 2014 г. |
музей шоколада Nikolya, Самара, 2015 |
Пермь, 2016 |
Если же по какой-то причине Вы шоколад не любите, то можете пососать... леденец...
Да, и еще...
Коктейль Эйфелева Башня (Tour Eiffel)
Основные ингредиенты:
Абсент (годится так же Водка) - 10 мл,
Гренадин (можно заменить на сироп личи) - 15 мл,
апельсиновый (персиковый) сок - 20 мл,
При приготовлении понадобятся: барная ложечка, бутылка.
По объёму и крепости этот коктейль можно отнести к шутерам
Шутеры (Shooters) - Коктейли объёмом 40-60 мл, пьются в один глоток, "залпом", отсюда их название ("выстрелы"). Крепость может быть разной.
Коктейль поджигается перед употреблением. Коктейль укладывается в бокал слоями. Этот коктейль подаётся холодным, без льда.
Используется Стопка (Shooter).
Как приготовить коктейль Эйфелева Башня (Tour Eiffel).
В 5 рюмок наливаем гренадин, по барной ложечке сверху на него укладываем апельсиновый сок. Выстраиваем рюмки в кольцо на стойке и поверх них устанавливаем стеклянную бутылку.
В металлическую посуду наливаем абсент, поджигаем его и даем погореть несколько секунд. Выливаем горящий абсент на получившуюся у нас башню. Он стекает в рюмки, которые и подаем, убрав с них бутылку. Некоторые рекомендуют бросать в огонь Эйфелевой башни корицу. Пить можно как Б-52 через трубочку
Автор этого коктейля - Роман Трошин (на фото), президент ассоциации барменов Екатеринбурга
Ликер “Эйфелева башня”
Сахарный песок – 1 кг, апельсиновые свежие корочки -250 г или высушенные апельсиновые корочки – 150 г, гвоздика – 4-5 бутонов, корица – 1 палочка, вода 2 стакана, водка – 1 л.
Залить водкой свежие или сушеные апельсиновые корочки, гвоздику и корицу. Смесь выдержать на солнце или в теплом месте 10-15 дней, затем процедить и на 1 л жидкости добавить густой сироп приготовленный из 750 г сахара и 1, 5 стакана воды. Полученный ликер разлить в бутылки, закупорить. Выдержать 8-10 дней.
А завтра? |
Комментариев нет:
Отправить комментарий