24 апреля в календаре экологических дат отмечен как Всемирный день защиты лабораторных животных (World Day for Laboratory Animals), который был учрежден Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных (ИнтерНИЧ) и Национальным обществом против вивисекции (National Anti-Vivisection Society, NAVS) в 1979 году и поддержан ООН.
Национальное общество против вивисекции было основанная в 1875 году в Лондоне ирландской активисткой Фрэнсис Пауэр Кобб. Цель организации — прекращение опытов над животными в исследовательских, образовательных и иных целях. В качестве даты Всемирного дня защиты лабораторных животных (известного также, как День лабораторных животных) был выбран день рождения Хью Даудинга. Он был не только офицером Королевских ВВС Великобритании и героем двух мировых войн, но и известным борцом за права животных и противником вивисекции.
В мире гибнет более 150 миллионов подопытных животных в год. Основная часть подопытных животных — 65% — используется в медицинских исследованиях при испытании лекарств и новых методов лечения. На фундаментальные (медицинские, военные, космические и др.) исследования приходится 26% экспериментов. 8% животных гибнет в тестах на токсичность при разработке косметики, промышленных соединений и пр. В студенческих экспериментах гибнет 1% всех лабораторных животных.
Подопытных животных обжигают, ошпаривают, отравляют и замаривают голодом, подвергают электрическим разрядам и приучают к наркотикам, вызывают язвы желудка, артрит, рак, диабет, сифилис, СПИД. Им удаляют глаза хирургическим путём, вызывают переломы костей и повреждения мозга. В военных исследованиях животных отравляют газом, цианидами, расстреливают пластиковыми пулями и снарядами.
Мы вступили в третье тысячелетие и прогресс, духовный и физический, требует, чтобы были устранены все препятствия на пути к цивилизованному развитию. Есть ли смысл испытывать новые лекарства и методы лечения на животных?
85% экспериментов на животных, проведенных за последние 100 лет с целью разработать новые лекарства и методы лечения, попадают на период с 1950 г. до настоящего момента. Однако, средняя продолжительность жизни за этот период практически не изменилась, число же хронических заболеваний продолжает расти.
Дело в том, что из-за анатомо-физиологических различий человека и животных тестирование лекарств и новых методов лечения на животных неэффективно и даже опасно. Например, из научных наблюдений известно, что морфин успокаивает человека, но возбуждает кошек. Аспирин ядовит для кошек, а пенициллин высоко токсичен для морских свинок. Опыты на животных не показали канцерогенного действия на человека асбеста, которое было выявлено впоследствии.
Прежде чем оказаться на аптечном прилавке, препараты проходят многочисленные испытания на животных в течение 15-20 лет. При этом на стадии ранних клинических испытаний 90% препаратов выбраковываются.
Современная медицина насчитывает до 150 препаратов, прошедших испытания на животных и оказавшихся опасными для человека. Например, результатом использования успокоительного препарата для беременных женщин талидомида стало рождение 10.000 детей с отсутствием конечностей и уродствами. До этого препарат успешно прошёл испытания на животных и не показал никакой токсичности. В 60-х годах в Великобритании погибло 3.500 больных астмой, использовавших изопреналиновые аэрозольные ингаляторы, прошедшие испытания на животных. Недавний скандал с крупнейшим немецким концерном Bayer, когда в результате приёма препарата погибло 52 человека, в очередной раз доказал, что разница между процессами, протекающими в организме человека и животных сводит на нет целесообразность тестирования лекарств на животных.
Анализ достижений современной медицины показал, что прогресс медицины в значительной степени связан с клиническими наблюдениями за больными, а не с экспериментами на животных. Это лечение таких заболеваний, как гепатит, ревматизм, тиф, язвенный колит, болезни щитовидной железы и др. "Война против рака" началась с 1971 года, но так и не увенчалась успехом, хотя затраты на эксперименты с использованием животных превысили миллиард долларов в одних только Соединённых Штатах. Нет пользы и от экспериментов на животных при изучении СПИДа.
Эксперименты на животных требуют огромных финансовых затрат. В то же время, эти деньги с успехом могли бы быть потрачены на рекламную кампанию за здоровый образ жизни. Необходимость принимать лекарства снизилась бы до минимума.
Спустя десятилетия после старта программы по борьбе с раком "War on Cancer", специалисты до сих пор не нашли лекарство против рака груди. И миллиарды долларов, потраченные на жестокие и неэффективные эксперименты на обезьянах, крысах, мышах, кроликах, кошках, собаках и других животных, которым вводили химические вещества или раковые клетки и вынужденных терпеть рост болезненных опухолей, пока они не умирали или их не убивали, не помогли в выявлении причин рака молочной железы и лечении болезни.
Основатель Национальной Коалиции Рака Груди Фран Виско заявил, что эксперименты на животных не отражают реальной картины заболевания рака у человека, а директор Национального Института Рака д-р Ричард Клаузнер пояснил: "История исследования рака была историей лечения рака у мышей. Мы лечили мышей от рака в течение многих десятилетий, но на людях это просто не работает".
На сегодняшний день в мире создан ряд центров по разработке альтернатив экспериментам на животных. Вместо подопытных животных такие центры используют одноклеточные организмы, бактерии, физико-химические методы, культуры клеток, компьютерные модели. "75% опытов на животных уже сегодня могли бы с успехом быть заменены культурами клеток", — считает Г. П. Червонская, вирусолог, член комитета по биоэтике при Российской Академии Наук. "Эти методы эффективны, точны и требуют меньших финансовых затрат. Более того, альтернативы позволяют выявить токсичность испытываемых препаратов на более глубинном уровне — клеточном, а иногда и субклеточном".
Американские учёные во главе с Дональдом Ингбером (Donald Ingber) из Института Висса при Гарвардском университете, наконец, разработали уникальное микроустройство, имитирующее реакции человеческих органов на лекарственные препараты — "орган-на-чипе". Этот аппарат признан более эффективным, чем опыты на животных, чей организм не соответствует человеческому, а значит и реакции организмов на различные вещества отличаются друг от друга.
Учёные из Корнелльского университета создали первых роботизированных собак и кошек в качестве тренажёров для будущих ветеринаров. Студенты медицины в течение многих лет практиковались на роботах, имитирующих человека. Для студентов-ветеринаров ничего подобного раньше не было.
В апреле 2018 года исследователи из Оксфордского университета получили 30 000 долларов США на продолжение разработки программного обеспечения Virtual Assay, которое будет более эффективным при тестировании лекарственных препаратов, чем опыты на животных.
Перспективной альтернативой экспериментальной медицине представляется натуропатия, которая устраняет необходимость в тестировании бесконечной вереницы лекарств, разрушающих защитные силы организма и предлагает свой подход к оздоровлению человека. Данный подход направлен на предотвращение заболеваний и нормализацию обменных процессов. Другая альтернатива — гомеопатия, тренирующая иммунитет человека (натуропатия и гомеопатия не используют животных для экспериментов).
На животных испытывают не только лекарства, но и косметику, строительные и упаковочные материалы, чистящие средства и другую продукцию. Животные дышат парами вещества, концентрация которого так велика, что большая часть животных умирает от отравления. Промышленный тест Драйза для косметических средств (тушь для ресниц, помада и др.) проводится следующим образом. Животным, находящимся в полном сознании, наносят на глаз испытываемое вещество и ждут, пока не наступит повреждение роговицы. Голова кролика прочно зафиксирована с помощью специального воротника, и животное не может даже потереть лапой глаз, который разъедает нанесённый препарат. Часто тест заканчивается тем, что роговица мутнеет, глаз гибнет.
Ещё с середины прошлого века во многих странах было развернуто движение "Красота без жестокости". Под давлением общественности, многочисленных выступлений и демонстраций часть предприятий и фирм, выпускающих косметику, парфюмерию и бытовую химию изменили состав своей продукции и стали производить ее из растительных продуктов, а тестирование проводить альтернативным путем.
В 1998 году Великобритания первой из стран запретила тестирование косметической продукции и бытовой химии на животных. Чтобы избежать разногласия в вопросах этичности, в этом же году был утвержден и принят Стандарт этичной косметики. Это определенная схема, принятая во всем мире, которая дает возможность покупателю определить какая косметика не тестировалась на животных. В 2003 году был принят стандарт и для бытовой химии.
Отбор фирм тестирующих или не тестирующих свою продукцию на животных ведут две организации — это BUAV и РETA. На официальном сайте РЕТА вывешивается два списка компаний — "черный" и "белый". Товары этих фирм имеют знак: "Not tested for animals" — не испытано на животных или "Animal friendly" — дружественно к животным. В косметике отмеченной знаком V (веган) нет продуктов животного происхождения.
Человек с его изобретательностью давно мог бы снизить свою потребность в использовании животных, не принося ущерба своему здоровью и благополучию.
Компания L’Oreal в 2015 году объявила о своих планах, совместно с Organovо, запустить массовое производство человеческой кожи с помощью 3D-печати. Так исследователи хотят избежать тестирования косметических средств на животных.
Если вы против издевательств над животными, вы можете поддержать кампанию в поддержку законопроекта о запрете тестирования парфюмерно-косметической продукции на животных.
Думаю, нижеприведенные памятники являются тем малым, чем можно отблагодарить павших за науку животных.
Памятник обезьянам в Сухуми. 1,5-тонный монумент на территории знаменитого обезьяньего питомника в Сухуми чествует вклад приматов в медицину. Опыты на наших младших родственниках позволили найти средства борьбы с древними общими врагами, перечисленными на постаменте: сыпной тиф и полиомиелит, оспа и желтая лихорадка, энцефалит и гепатит.
Памятник лабораторной мыши в Академгородке в Новосибирске. Тысячи мышей в разных лабораториях мира погибают во имя науки. И только в Академгородке в Новосибирске отдали должное этим милым животным! Памятник лабораторной (или ученой) мыши находится возле Института цитологии и генетики и появился совсем недавно - этой весной. Кстати, в 2009 году отмечалось столетие лабораторной мыши. Первая чистая линия мышей, пригодная для исследований, была получена в 1909 году. Ее вывел Кларенс Кук Литл (1888 – 1971) из Гарвардского университета. Абсолютно потрясающий памятник! Такой душевный, с юмором и очень в добром исполнении... и цепочка ДНК. Мышка в очках, вяжущая двойную спираль ДНК возле НИИ цитологии и генетики - на такую фантазию способны только жители Академгородка. Мышка смотрится ну очень мило и трогательно. Этим памятником местные НИИ биологического профиля воздали дань неизменной помощнице в делах науки - лабораторной мышке. Здесь же вдоль аллеи установлены фонари с изображениями процесса деления клеток и урны со стилизованными изображениями - мыши, крысы, кролика, лягушки, свиньи, хомяка, собаки и мухи дрозофилы - лабораторных животных. Примечательно, что за ее спиной находится сам виварий.
- В 2013 году проект, связанный с PR-стратегией по продвижению памятника «Мышь, вяжущая ДНК», стал победителем регионального этапа Национальной премии в области развития общественных связей Серебряный лучник — Сибирь.
- В 2014 году участвовал в финале федерального этапа конкурса в номинации «Лучший проект в области продвижения технологий будущего».
- В эфире программы Первого канала «Поле чудес» от 15 апреля 2016 года прозвучал вопрос про памятник.
Памятник лабораторной мыше в г. Задонск, Липецк.обл. Лабораторной мыше, как и многим животным, помогающим в работе учёным, установлен памятник. Расположен он возле ветеринарной лаборатории города Задонска Липецкой области. Фигурка мыши высотой 70 см вырезана из липового дерева и установлена на деревянный постамент заведующим лабораторией Юрием Седовым.
Памятник "собаке Павлова":
Памятник "собаке Павлова" - в память о тех десятках, если не сотнях, собак, которые умерли ради того, чтобы современная физиология обогатилось понятием "рефлекторной дуги" она же "дуга Павлова". Действительно, основным объектом научных исследований Нобелевского лауреата были собаки. Отмечая огромное значение собаки в проведении экспериментов по физиологии высшей нервной деятельности, по инициативе Ивана Петровича Павлова и был создан этот памятник. Более того, принимал непосредственное участие в его компоновке и архитектурном облике. Изначально памятник представлял собой фонтан. Вода из маскаронов стекала в круглый гранитный бассейн, в центре которого и стоит памятник.
На левом барельефе написано: «Разломав штукатурку и сделав из неё пористую подстилку, собака подсказала экспериментатору приём, благодаря которому истекающий из искусственного отверстия поджелудочный сок не разъедает брюха. И.П.»
На правом: — «Вылизывая у своего сородича загноившуюся на шее рану после глубокой операции, собака спасает его от смерти и сохраняет для дальнейших научных исследований. И.П.»
Памятник был открыт 7 августа 1935 года. Скульптор и архитектор памятника — Иннокентий Федорович Безпалов.
Памятник И.П. Павлову в Сухуми | Памятник И.П. Павлову в Колтушах |
Памятник лабораторным животным в Гродно. Памятник установлен в 2008 г. у центрального входа в Гродненский государственный медицинский университет.
Памятник подопытным животным. Установлен в 2010 г. в Уфе рядом с офисом крупной стоматологической сети. На собаках проводили испытания новых стоматологических технологий.
Памятник Лайке на территории НИИ военной медицины в Москве. Установлен в 2008 г.
Памятник собаке-космонавту Звездочке. Устанвлен в 2006 г. в Ижевске.
Памятник Коричневому псу в Лондоне |
Однако в 1994 году он был восстановлен в лесном парке, недалеко от Старого английского сада, где его можно увидеть и сегодня. На памятнике есть надпись, которая гласит: «Этот памятник заменяет оригинальный монумент Коричневому Псу, установленный в 1906 году в парке Баттерси. Страдания коричневой собаки вызвали протест общественности и массовые демонстрации. А монумент представлял собой отвращение людей к вивисекции и опытам на животных. Новый памятник символизирует продолжающуюся борьбу за прекращение подобных практик. Экспериментирование на животных является одной из самых больших проблем нашего времени, и она не должна иметь место в цивилизованном обществе. В 1903 году 19 084 животных страдали и умерли в британских лабораториях. В течение 1984 года 3 497 355 животных было сожжено, облучено, отравлено и подверглось многим другим ужасающим экспериментам в Великобритании».
Памятник подопытной кошке. Установлен в 2002 г. во дворе С.-Петербургского университета, дом №9 по Университетской наб. Слова на постаменте: "Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии".
В Париже у здания Пастеровского института Сорбонны, по настоянию Клода Бернара (XIX век), воздвигнут памятник лягушке.
Памятник подопытной лягушке в Токио. В Токио в 60-х годах ХХ века установлен памятник лягушке по инициативе и на пожертвования студентов. Памятники являются данью признательности этому излюбленному объекту физиологических и фармакологических исследований, результатом которых явились открытия в области физиологии, физики, бионики. Исследования на лягушках привели к накоплению и расширению знаний в области анатомии и физиологии нервной системы, развитию нейрофизиологии, формированию новых направлений физиологии: электрофизиологии, физиологии синаптической передачи, электрокардиографии.
И как сказал профессор нейробиологии Оксфордского университета Колин Блэкмор: «Ученые-медики – это не банда сумасшедших со скальпелями в руках. Те, кого я знаю, – полные сочувствия гуманисты, ведущие свою работу с большой осторожностью и заботой о животных, делающие все, чтобы минимизировать их страдания. До сих пор существуют неизлечимые болезни, например, болезнь Алцгеймера, рассеянный склероз и шизофрения – которые калечат жизни. Если мы не хотим оставлять надежду на то, чтобы научиться лечить такие заболевания, медицинская наука должна использовать весь арсенал имеющихся средств. Ради всех нас, включая и животных».
Комментариев нет:
Отправить комментарий