Талисманы у Олимпийских игр впервые появились в 1968 г. в Гренобле и Мехико. Многие стерлись из памяти, так что о них впору задавать вопросы игрокам клуба «Что? Где? Когда?». Можно забыть талисманы последних Игр: какой маскот у Рио-2016? а у Пхенчхана-2018? Зато медвежонка Мишу (официально появившегося ровно 45 лет назад) не забыли, хотя прошло уже более 42 лет после трогательной церемонии закрытия XXII летних Олимпийских Игр в Лужниках, во время которой сначала он, сложенный на трибуне из цветных щитов, всплакнул, а потом, помахав лапой на прощание, под песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «До свиданья, наш ласковый Миша» улетел на воздушных шариках в ночное московское небо, вызвав слезы умиления у публики. Его знают даже те, кто родился гораздо позже 1980-го. Однако, мало кто знает малоприятные факты из его "биографии".
Плакат "Москва 1980" В.Чижиков, 1979 г. |
«Как будет называться сервис на Олимпиаде-80?» – «Медвежьи услуги».
Оказывается, Мишка олимпийский – еврей (причем, главный), многоженец и взяточник: его фамилия Талисман, у него 5 колец и как он лапку держит (показать)!
Загадка: «Где эта рожа появляется, там цены поднимаются». Отгадка: «Олимпийский мишка».
Как рассказывал сам Чижиков, Мишка с олимпийской символикой на поясе, ему приснился, а в конкурсе он принял участие случайно: "Моего друга Володю Перцова встретил один из руководителей Союза художников и рассказал, что в Олимпийский комитет пришло уже 40 тысяч косолапых, но комиссия не может найти годного. Вам бы, мол, детским художникам, тоже принять бы участие. Срок – месяц. Где-то за неделю мы нарисовали карандашные эскизы – более 100 медведей [по другим данным, каждый сделал примерно по 100 карандашных набросков медведя]. К концу апреля 1977-го мой Мишка был готов. [По другому рассказу, 1 апреля цветное изображение улыбающегося медвежонка было сдано в комитет, но отсутствовала важнейшая деталь — олимпийская символика.] Спустя какое-то время жена встречает Перцова на улице и спрашивает: «Вовка, ты что такой грустный?» Тот отвечает: «Только что узнал, что Витькин медведь прошел, а мой нет». Но на нем еще не было олимпийской символики. Я долго мучился и никак не мог придумать, как именно добавить на Мишку 5 цветов и 5 колец. Но в одну ночь мне приснился ремешок на пузике этого медведя, и он стал отличным завершением в работе над образом. [По некоторым сведениям, в августе художник увидел во сне решение: опоясать медвежонка сине-чёрно-жёлто-зелёно-красным (цвета олимпийских колец) ремнём с пряжкой в виде этих колец золотистого цвета; тогда же он и внёс изменения в рисунок.] Можно было сказать точно, что талисман получился. В августе 1977 г. в Москве состоялась закрытая выставка, на которой были представлены 64 мишки в цвете. На нее приехал Президент МОК лорд Майкл Моррис Килланин. Возле моей работы он остановился и изрек: «Так вот же он! Больше не о чем размышлять!» Но лорд для нас не последняя инстанция. Еще месяц Мишу проверяли на «благонадежность». Наконец, утвердили на самом высоком уровне – в ЦК КПСС. И правильно сделали!". В конце сентября Чижикову позвонили из оргкомитета и сказали: «Поздравляем — Ваш медведь прошёл ЦК партии!».
Наконец, 19 декабря 1977 г. Мишка был утверждён в качестве официального талисмана XXII Олимпиады. Как вспоминал впоследствии автор медвежонка: «Завершением моей работы должно было быть оформление юридическое, для этого меня пригласили в оргкомитет. Там было много людей, незнакомых мне ранее. Начались оскорбительные разговоры. Когда зашла речь об авторских правах, мне сразу сказали, что я не автор, а автор — народ, который сам решил, что талисманом будет медведь, а мне как художнику осталось только нарисовать. Мне сказали, что я сделал свое дело и больше не нужен. У меня просто никаких слов не было в тот момент. Через какое-то время меня снова попросили приехать в оргкомитет и убрать свою авторскую подпись. Я, конечно, отказался. Тогда они без моего согласия ее убрали, но потом приехали ко мне с оригинальным рисунком с просьбой подправить фон, который они испортили при уничтожении подписи. Я им его исправил, но опять поставил свою подпись — новую. А потом оригинал исчез, и кому принадлежат права на олимпийского Мишку, не известно до сих пор». А вот что рассказала жена художника: "Сегодня еще жив Виталий Смирнов — он был первым заместителем председателя оргкомитета Олимпиады-80 в Москве. В одном из последних интервью Смирнов сказал, что в оргкомитете с медведем еще долго мучились и дорабатывали. В другом говорил, что если бы Чижиков раньше засуетился с вопросом о правах, то они бы этого медведя закопали и сделали бы символом другого". В договоре было указано, что художнику просто заказали рисунок «Забавный медвежонок». Изначально Чижикову, который в любой другой стране стал бы миллионером, хотели заплатить 250 рублей, оценив эскиз по площади, по квадратным сантиметрам, но сошлись на тысяче с лишним – «за уникальную графику». По свидетельству заместителя главного режиссёра Олимпиады-80 М.А.Ошеровского, единственным денежным вознаграждением Виктора Чижикова за эту работу явилась единовременная выплата 2000 рублей, что примерно соответствовало средней годовой зарплате в СССР того времени. Когда художник попытался что-то отстоять, умудренные опытом друзья посоветовали ему не связываться и смириться с ситуацией. (Забегая наперед, стоит сказать, что спустя много лет художник все же пришел к выводу, что государство его обмануло, так как не поделилось доходами от реализации олимпийской символики. Как утверждал художник: «Я не мог предполагать, что мишка будет популярным. Но когда я его рисовал, я знал, что это было стопроцентное попадание, я это ощущал всеми фибрами души, потому что у меня уже был опыт нахождения образа». Но суд, состоявшийлся в 2010 г., иск на несколько миллионов в отношении НТВ отклонил, посчитав, что доработки двумерного эскиза олимпийского медвежонка, разработанного Чижиковым, носят самостоятельный характер, и в силу статьи 492 ГК РСФСР 1964 г., применявшегося в 1980 г., авторскими правами на данные произведения обладают лица, осуществившие его переработку. Решением Пресненского районного суда Москвы, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.) С этого времени художник оставил все свои проекты и работу до того самого момента, пока Мишка не улетел в небо. Говорят, что, когда Мишка улетал, Чижиков, которого первоначально даже забыли пригласить на открытие Олимпиады, хохотал от радости, начав снова спокойно дышать. В конце же своей жизни он говорил: «Прошло 40 лет, а мне ни разу не хотелось его переделать. Значит, это попадание было совершенно уникальным».
Впрочем, не Чижиковым единым. На основании эскиза Чижикова были разработаны различные варианты трактовки талисмана Олимпиады-80. Так художник В.Ступин разработал контурный и силуэтный рисунок Мишки, а его решение в объёме осуществил скульптор В.Ропов (см. далее). Наиболее значительным в доработке образа Миши был вклад художника Евгения Тихоновича Мигунова. После того как В.А.Чижиков создал основной эскиз Миши – в единственном ракурсе и «канонической» позе, – возникла необходимость сделать и размножить образцы изображений медвежонка в качестве пособия для художников, которые будут заниматься праздничным оформлением Москвы и разнообразной рекламной и информационной олимпийской продукции: стендов, рекламных щитов, календарей и прочей атрибутики. Эта работа легла на плечи Е.Т.Мигунова – известного к тому времени художника книжной и журнальной графики, карикатуры и диафильма, новатора в области рисованного и кукольного кино. После того как он создал для октябрятского календаря «Звёздочка» серию изображений Миши, занимающегося различными видами спорта, ему поступил заказ от Олимпийского комитета: повторить аналогичную работу, причём сделать каждый рисунок в нескольких экземплярах, в различной технике (гуашь, сепия, силуэт и т.п.). Мигунов позвонил Чижикову, договорился о поддержке им этого проекта («Давай ты будешь Гагариным, а я – Титовым!» — пошутил Мигунов в телефонном разговоре) и, получив его согласие, приступил к исполнению заказа.
В короткие сроки Мигуновым был сделан грандиозный объём трудоёмкой работы: 21 серия рисунков Олимпийского Миши в различных техниках, включая образцы конструкции персонажа и рисунки с масштабной «решёткой» для соблюдения пропорций. Миша был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей Олимпиады и несущим олимпийский факел. Работа была сдана Олимпийскому комитету, и именно по этим образцам и «регламентам» оформлялись многие стенды и щиты на московских улицах, фотоизображения которых попадали позже в газеты. Неудивительно, что такое специфическое задание было выполнено именно художником мультипликационного кино, знакомым с принципами конструкции киноперсонажа и с понятием компоновки.
Как отмечал мастер-изготовитель кукол для мультипликационного кино Павел Павлович Гусев (о нём чуть дальше), типаж Миши не очень удобен для мультипликации: короткие «ноги», близко посаженные «руки», специфический поворот шеи на эскизе, при изменении которого искажается образ – всё это создавало большие трудности как при «обкатке» этого героя в мультипликационном кино, так и при изменении ракурса и позы. Мигунов смог виртуозно преодолеть все эти сложности, не потеряв при этом обаяния чижиковского персонажа. Кстати, как и у Чижикова, у Мигунова остались серьёзные претензии к Оргкомитету Олимпиады как по части оплаты, так и по части соблюдения условий использования результатов его труда. К Олимпиаде рисунки Мигунова (не в полном объёме) были изданы в серии буклетов, на каждом из которых стоял «копирайт» Оргкомитета Олимпиады и полностью отсутствовало упоминание фамилии Мигунова (не говоря о Чижикове). И лишь в книге-альбоме главного художника «Олимпиады-80» и заслуженного работника культуры РСФСР Кронида Григорьевича Ческидова «Художник и олимпийская Москва», вышедшей уже по окончании Олимпиады, в 1984 г. в издательстве «Советский художник», некоторые рисунки из этой серии были опубликованы с указанием авторства. В архиве же Мигунова сохранилось большое количество неопубликованных вариантов рисунков, созданных в процессе выполнения того крупного заказа.
Автор символа московской Олимпиады-80 г. Виктор Чижиков. 1979 г. |
Живописец Дулевского фарфорового завода им. газеты "Правда" расписывает олимпийских мишек. 1979 г. |
Как бы там ни было, но Мишка-Талисман начал свою поступь по планете. Однако ему требовалась популяризация, или, по-современному, пиар. Поэтому 14 февраля 1978 г. директор «Союзмультфильма» М.М.Вальков направил заместителю председателя оргкомитета Олимпиады-80 И.Ф.Денисову письмо с предложением выпуска ряда мультипликационных фильмов с участием медвежонка Миши Олимпийского — талисмана московских Игр. Этот герой, с его лучезарным обаянием, буквально просился на анимационный экран. Желание оживить Мишу, сделать его участником сказочного сюжета, придумать ему «биографию» и было основным стимулом для этой инициативы. Однако, ни Олимпийский комитет, ни руководство студии не только не привлекли Чижикова, или, хотя бы, Мигунова к совместной работе, но даже не проинформировали их об этой идее. В письме испрашивалось разрешение на использование этого персонажа в мультипликации и в случае согласия высказывалась просьба выделить консультанта для совместной работы. 28 февраля 1978 г. заместитель начальника управления пропаганды оргкомитета московской Олимпиады Н.И.Любомудров в ответном письме поддержал предложение студии и рекомендовал в качестве консультанта В.Г.Шевченко — начальника управления. Вскоре были определены основные темы будущего пакета фильмов и составлен первоначальный список из восьми названий с аннотациями. Хотя не все проекты из этого списка были реализованы, в итоге «Союзмультфильм» выпустил на экран даже больше восьми «олимпийских» фильмов. Так советскими мультипликаторами были сняты следующик мультфильмы с участием или упоминанием Мишки: «Большая эстафета», «Где же медвежонок?», «Кто получит приз?», «Салют, Олимпиада!» (все 1979 года), «Первый автограф» (1980), 3 серии «Баба-Яга против!» студии «Союзмультфильм», «Олимпийский характер» (1979), «Метаморфоза» и «Нокаут» (1980) ТО «Экран». Продолжилась эта ппуляризация и после окончания Олимпиады, и даже после развала СССР. А теперь подробнее рассмотрим наследие олимпийской Мишкинианы.
Эскиз к фильму «Кто получит приз?» Реж. Вячеслав Котеночкин, худ. Александр Винокуров и Николай Ерыкалов, 1979. Из фондов Государственного центрального музея кино |
Впрочем, эта лента, на самом деле, не была первой. Первой «олимпийской» работой «Союзмультфильма» можно считать единственный объемный фильм на олимпийскую тематику, снятый на «Союзмультфильме» —ленту «Играйте в Спортлото» (авторы сценария — В.Б.Ливанов и М.Ф.Липскеров, режиссер — И.Я.Боярский, художник-постановщик — Н.Г.Титов, композитор — М.А.Меерович), созданную по заказу «Главспортлото», запущенную в производство в мае и разрешенную к выпуску на экраны в сентябре 1978 г., т.е. задолго до завершения съемок фильма «Кто получит приз?». Однако, долгое время она считалась утраченной, но недавно в студийной фильмотеке были обнаружены её исходные материалы и позитивная копия. Лента состояла из двух роликов (общий хронометраж обоих роликов — 112 м, из которых меньше трети (32,4 м) — олимпийская тема), рекламировавших Международную олимпийскую лотерею «Спортлото»: «Первый олимпийский рекорд» и «6 из 49», главный герой которых выигрывал деньги («до 10 000 рублей») и путевку на московскую Олимпиаду, причем и то и другое получал из лап медвежонка Миши Олимпийского — мультипликационной шарнирной куклы, обшитой мехом (величиной 22–25 см), созданной советским художником-оформителем игровых кукол (кстати, он создал и талисман «Катюшу» для всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 г.) Павлом Павловичем Гусевым, который контактировал с Чижиковым еще в процессе создания образа. Он был привлечен к этой работе как скульптор и участвовал в обсуждениях и корректировке эскизов. В частности, по словам Гусева, именно он, работая в то время над образом куклы с аналогичным поясом, порекомендовал Чижикову, бившемуся над проблемой размещения олимпийскую символики на эскизе, поместить эмблему на пояс талисману. Позже, когда рисунок Миши уже был готов и опубликован в «Правде» (и не только там), Гусев получил от ЦК ВЛКСМ заказ на изготовление объемной, скульптурной фигуры этого героя. По рисункам Чижикова, позаимствованным в редакции «Правды», Гусев сделал 2 скульптурных изображения медвежонка — величиной 7 и 16–18 сантиметров. В изготовлении фигур принимала участие узбекская организация «Италпласт». Гусев сдал эту работу заказчику и больше не интересовался ее дальнейшей судьбой. Не исключено, что именно по этим образцам тиражировались многочисленные объемные фигуры Миши Олимпийского, и, возможно, был сделан даже тот резиновый медвежонок, который участвовал в легендарной церемонии закрытия Игр.
Эскизы к фильму "Первый автограф" (режиссёр - Борис Дёжкин, художники-постановщики - Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино |
Эскиз персонажей к мультфильму «Салют, Олимпиада!» Из личного архива И.А.Ковалевской |
В том же 1979 г. по заказу Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами Леонид Л. Каюков снял фильм «Где же медвежонок?». Эта работа преследовала сразу несколько рекламных целей:
- во-первых, рассказывала иностранным гостям Олимпиады о некоторых достопримечательностях Москвы (цирке, зоопарке, театре зверей и др.),
- во-вторых, рекламировала типичные русские сувениры (матрешек, самовары, богородские или дымковские игрушки и т. п.),
- в-третьих, пропагандировала удобства и быстроту перемещения по олимпийским городам СССР во время проведения Игр.
Еще один фильм «олимпийского пакета» был сделан в жанре киноплаката. Это «Большая эстафета» Ивана Семёновича Аксенчука, очень часто бравшегося за съемки фильмов подобного жанра. Фильм рассказывает об истории зарождения идеи олимпийских игр в античном мире, о забвении олимпийских идеалов на много веков и о возрождении их в Новое время. Почти вся вторая половина картины повествует об истории современных Олимпиад и завершается приглашением в гостеприимную олимпийскую Москву. При этом некоторые деликатные моменты олимпийской истории в фильме опущены (например, Берлинская Олимпиада 1936 г.). Первоначально студия планировала снять одночастевый фильм «Между жатвой и сбором винограда», выпуск которого планировался уже в 1978 г. Его сценарий писали лауреат конкурса на лучшую спортивную книгу В.Кукушкин и лауреат конкурса на лучший спортивный фильм В.Штейнбах, режиссером должен был стать В.И.Морозов. Согласно аннотации, «в занимательной форме фильм рассказывает об истории олимпийских игр, о служении спорта делу мира и сближения народов». Однако запуск этой работы в производство был отложен, а замысел видоизменился, и позже, в 1978 г., на «Союзмультфильме» предполагалось снять уже 3 фильма об истории олимпийских игр — «Между жатвой и сбором винограда» (об олимпиадах античности), «Возрождение» и «Олимпийская эстафета» (о современной олимпийской истории). Были подписаны договоры с авторами на написание сценариев этих картин, в сценарную группу вошли режиссер Ф.С.Хитрук и художник-постановщик В.Н.Зуйков (известные населению по трилогии про Винни-Пуха). Однако выяснилось, что на «Мосфильме» Юрий Озеров по заказу Международного олимпийского комитета замышляет большой художественно-публицистический фильм об Олимпиаде, в который предполагается включить мультипликационные вставки аналогичного содержания. Поэтому выпуск анимационных фильмов на том же материале был сочтен нецелесообразным, и работа над сценариями была приостановлена. «Союзмультфильм» вел переговоры с «Мосфильмом», предлагая приобрести уже заключенные договоры на сценарии, однако «Мосфильм» отказался от этого предложения. В результате рисованные вставки в фильм Ю.Н.Озерова и Б.Н.Рычкова «О спорт, ты — мир» в 1980 г. сняла группа Ф.С.Хитрука, причем они рассказывали только об истории олимпиад древности. Очевидно, тема третьего задуманного фильма («Олимпийская эстафета») осталась невостребованной, и именно она легла в основу ленты Аксенчука. Литературный сценарий был закончен и утвержден в августе 1978 г., подготовительные работы начались в мае 1979 г., а готовность фильма была заактирована в последний день того же года (прокатное удостоверение получено уже в январе 1980 г.).
Миша Олимпийский. Разработка движения персонажа. фильм «Баба-Яга против! Второй выпуск». Реж. Владимир Пекарь, худ. Татьяна Колюшева, 1980. Из фондов Государственного центрального музея кино |
Позже всех в «предолимпийский марафон» по инициативе главного редактора Э.И.Бабахиной включилась студия «Мульттелефильм», входившая в Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения. К сожалению, большинство «олимпийских» лент этой студии отличает довольно низкое художественное и техническое качество, что объясняется, видимо, не только худшей отлаженностью производственных процессов, чем на «Союзмультфильме», но и чрезвычайно сжатыми сроками, в которые эти фильмы создавались. Самой своеобразной продукцией «Мульттелефильма» олимпийского года стал целый «пакет» короткометражек длиной преимущественно от 1 до 2,5 минут, в каждой из которых 2 клоуна разыгрывали короткую пантомиму-репризу на тему одной из олимпийских дисциплин. Такие фильмы оказались весьма удобны для заполнения промежутков между телепередачами, особенно учитывая отсутствие на советском телевидении рекламных пауз (для рекламных роликов отводилось специальное время, обозначенное в программе). Именно эти фильмы, можно сказать, дали начало специфическому формату, характерному для «Мульттелефильма» и ставшему очень распространенным на телевидении в 1980-е годы — «микрофильму» (ранее мультфильмы длиной в несколько минут, не носившие рекламного или служебного характера, были большой редкостью даже на советском ТВ). Всего в 1980 г. было выпущено 25 микрофильмов, однако еще 8 короткометражных лент с теми же героями и аналогичным содержанием, снятых режиссером Олегом Чуркиным, датированы 1981 г. и выделены в отдельный цикл — «Спорт». Очевидно, это связано с тем, что часть сценариев, приобретенных студией у авторов (сценарии цикла «Олимпиада-80» писали ведущие советские юмористы: Аркадий Хайт, которому принадлежит наибольшее количество сюжетов этих роликов, Эдуард Успенский, Григорий Остер, Александр Курляндский, Михаил Липскеров, Ирина Марголина и др.) и оплаченных, осталась невостребованной и была запущена в производство уже после завершения Олимпиады. А возможно, на 1981 г. были отложены сюжеты, обыгрывающие виды спорта, не входившие в олимпийскую программу. Режиссерами были А.И.Резников, О.Д.Чуркин, Р.А.Страутмане, Ю.А.Бутырин, Б.А.Акулиничев, В.Б.Меджибовский, В.А.Самсонов, К.Г.Малянтович, Н.О.Лернер, К.Е.Романенко и Д.Н.Бабиченко. Для кого-то из авторов эти маленькие фильмы стали первой (а иногда — и единственной) режиссерской работой, для кого-то (Д.Н.Бабиченко) — наоборот, завершали творческий путь. Впрочем, в данной серии Мишки-Талисмана не было (что странно).
«Нокаут» Бориса Тузановича |
«Метаморфоза» Александра Федулова |
Еще более крупный, почти девятиминутный, фильм снял в 1979 г. Борис Акулиничев — «Олимпийский характер» (авторы сценария Э.Успенский, В.Винницкий, Ю.Шмалько, художник-постановщик С.П.Тюнин). Это была первая картина олимпийской тематики на «Мульттелефильме». В ней, как и в ленте «Кто получит приз?», изображались соревнования животных с участием Миши Олимпийского. Но, в отличие от работы Котеночкина, действие в «Олимпийском характере» было перенесено в условное пространство газетных страниц, что позволило авторам применить прием «оживших слов», обозначающих предметы или явления. Комментировал соревнования репортер-воробей, которого в первой редакции очень ярко озвучил Роман Карцев (перед выпуском на телеэкраны его реплики были переписаны, и интонационная окраска поблекла). Интересно, что в этой картине поднималась редкая для советского кино тема допинга — он был представлен в виде летающего слова «оса», которое пыталось ужалить одного из участников соревнования. Для ясности пришлось растолковать в одной из реплик, что допинг — это «наркотик такой, запрещенное средство».
Единственную крупную кукольную ленту к Олимпиаде снял в 1980 г. К.Г.Малянтович. Это «Топчумба», экранизация одноименной сказки Б.В.Заходера (художник-постановщик И.В.Дегтярева). Авторы вовремя заметили сходство главного героя заходеровского сюжета с медвежонком Мишей. Учитывая спортивную тематику сказки, такой фильм пришелся очень кстати в олимпийский год.
В 13-м выпуске «Ну, погоди!» Олимпийский Мишка вручает Волку и Зайцу приз — торт, украшенный их шоколадными копиями |
Не все сценарии олимпийской тематики пошли в работу на «Союзмультфильме», некоторые из них остались невоплощенными. Так, в архивах сохранился литературный сценарий Владимира Аленикова и Александра Мостового «Приключения олимпийского медвежонка». Он состоит из семи сюжетов, в каждом из которых Миша Олимпийский помогает спортсменам выиграть соревнование или установить рекорд каким-либо комичным и парадоксальным способом. Вероятно, он был забракован, и теперь хранится в рукописном отделе Государственного центрального музея кино.
Помимо этого,студия Nippon Animation и Asahi Broadcasting Corporation под руководством Йошиката Нитты сняла 26 серий аниме-телесериала «Koguma no Misha» (こぐまのミーシャ, Медвежонок Миша), транслировавшегося в Японии по телеканалу Asahi с 6 октября 1979 г. по 5 апреля 1980 г., а затем повторно показанного на канале Home Drama в 1999 г. и на AT-X в 2009 г. Сериал был вдохновлен талисманом летних Олимпийских игр 1980 г., проходивших в Москве. Дизайнер персонажей Исаму Кумада создал Мишу на основе иллюстраций Чижикова. В конце каждой серии логотип-эмблема Олимпиады-80 был дополнен текстом, указывающим на то, что символы используются с согласия Оргкомитета Олимпийских игр в Москве. Как это ни парадоксально, несмотря на то, что сериал был японского производства, Япония стала одним из 65 государств, бойкотировавших Игры Московской олимпиады.
Девушка с олимпийским Мишкой, изготовленным на якутской фабрике "Сардаана". 1979 г. |
Ковер с изображением Олимпийского мишки |
Работницы фабрики "Красный октябрь" упаковывают конфеты в коробки с олимпийской символикой перед Олимпийскими играми в Москве |
Олимпийский Мишка на почтовой марке СССР |
односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой, выпущенная в 1978 г. и погашенная специальным почтовым штемпелем 3 августа 1980 г. — в день Олимпиады-80 |
Большинство почтовых карточек с изображением Мишки-Талисмана были посвящены Новому году. Так на поздравительной открытке авторства Т.Панченко гостеприимный Мишка приветствует гостей (спортсменов, болельщиков, судей, официальных лиц), прибывающих в Москву, согласно русскому обычаю хлебом-солью – ароматным караваем с солонкой на рушнике, расшитом по краям национальным узором, которые держит в лапах. Организовать радушную встречу гостей ему помогают многочисленные матрешки. На заднем плане – эмблема Олимпиады, «встроенная» в силуэт новогодней елочки с пятиконечной звездой.
На этой же открытке 1978 г. художник Г.Комлев изобоазил Олимпийского Мишку в образе Мальчика Нового года. Юный медвежонок, только что встретил Дедушку Мороза, и теперь они радостно шествуют навстречу Новому году. На плече у зимнего волшебника спортивная сумка с маленькой новогодней елочкой и футбольным мячом. (Олимийские футбольные соревнования проходили в 1980 г. в Киеве, Украина.) А на правом рукаве шубы Деда Мороза – шеврон, на котором изображена эмблема игр.
А вот эту чрезвычайно интересную новогоднюю почтовую миниатюру художницы Н.Макридиной нужно рассмотреть внимательнее. На переднем плане изображены три героя: Дедушка Мороз, поднявший руку вверх, как судья, приготовившийся дать старт соревнованиям; Олимпийский Мишка, традиционно встречающий гостей хлебом-солью, и юный симпатичный тюлень с игрушечной яхтой на ласте. Вы можете задаться вопросом: какое отношение к Олимпийским играм в Москве имеет тюлень? Оказывается, самое непосредственное. Московская Олимпиада имела не одного, а двух талисманов: хорошо знакомого всем Медвежонка Виктора Чижова и совершенно забытлшл сегодня тюленя Вигри, нарисованного таллинской художницей Саймой Сымер (выпускницей Государственного художественного института Эстонской ССР по специальности «керамика») в 1977 г. – талисмана парусных регат, проходивших в столице Эстонской ССР - городе Таллине. Мишка на открытке изображен на фоне Московского Кремля, а тюлень на фоне Старого города Таллина. Кстати, Вигри вошел в историю мирового спорта как первый талисман, созданный для отдельной дисциплины в рамках Олимпийских игр. Имя же Вигри было придумано одним из школьников Таллина и являлось производным от эстонского названия кольчатой нерпы — viiger. Вскоре таллинский завод «Полимер» выпустил несколько десятков тысяч олимпийских тюленят, сделанных из резиновой пены. Персонаж стал невероятно популярным в течение 1980-х годов — в его честь назвали юниорские команды, детские сады, футбольный клуб, несколько музыкальных ансамблей и сорт печенья.
Среди ноовгодних попадались и восьмимартовские Олимпийские Мишки.
Тему Московской Олимпиады подхватили и другие страны: Австрия, Алжир, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Бразилия, Венгрия, Верхняя Вольта, Вьетнам, Габон, Гвинея, ГДР, Заир, Замбия, Западный Берлин, Индия, Ирак, Испания, Йемен, Камерун, Кипр, Китай, КНДР, Конго, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Лесото, Ливия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголия, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Панама, Парагвай, Польша, Руанда, Румыния, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Сенегал, Сирия, Суринам, Танзания, Того, Тонга, Тринидад и Тобаго, Уганда, Уругвай, ФРГ, Центральноафриканская Республика, Чад, Эквадор, Эфиопия, Ямайка и др. Впрочем, Мишку-Талисмана практически не изображали.
Олимпийский мишка стал действительно любимцем не только участников Олимпиады, но получил признание во всем мире. Виктор Чижиков рассказывал, что ему писали люди со всего мира. Со школьниками из польского города Свидвена он переписывался целых 5 лет, пока они не окончили школу. Он посылал им значки с медвежонком и книжки, по которым они изучали русский язык. Однажды моряки торгового флота поведали Виктору Александровичу такую историю: когда они были в Новой Гвинее, то зашли в хижину местного вождя папуасов. Так у него на стене висел плакат с изображением мишки!
Данный светильник из настоящего олимпийского факела собрали на Ленинградском научно-производственном объединении имени Климова – оборонном предприятии, функционирующем и сейчас, специализируясь на производстве авиадвигателей. Но в конце 70-х завод принимал не только военные заказы – государство поручило ему разработку и производство факелов для эстафеты олимпийского огня. Завод выпустил несколько партий, одна из которых оказалась с браком: золоченое основание, разделявшее факел на 2 части, было перевернуто, как и эмблема Олимпиады с кольцами. Скорее всего, бракованные изделия подлежали утилизации, но некоторые экземпляры все же сохранились. На заводе их переделали в светильники, убрав нижний отсек для газа и заменив его темной рукояткой. Так появился светильник в виде факела – лампочка расположена в том месте, где горел бы огонь. Кроме надписи вдоль верхней части факела «Москва – Олимпиада – 1980» сбоку появился мишка (на факеле, который в итоге использовали в эстафете, его нет). Работники завода, смастерившие несколько факелов-светильников, продавали их или отдавали за символическую плату коллегам. Найти такой сейчас почти невозможно. Зато можно купить факелы без брака, участвовавшие в эстафете – всего их выпустили 6200 штук. Цена раритета доходит до 300 тысяч рублей.
Всё шло просто прекрасно, пока 25 декабря 1979 г. "ласковый Мишка" не показал своё настоящее лицо: началось военное вторжение СССР в Афганистан под предлогом борьбы против повстанческих групп моджахедов, в которой участвовали правительственные войска Афганистана и СССР. Первым делом спецподразделения КГБ СССР убили президента страны Хафизуллу Амина (который, кстати, сам неоднократно официально просил СССР послать в Афганистан советские войска для поддержки его режима) вместе с его окружением, заменив его марионеточным правительством руководимого из Кремля Бабрака Кармаля. Хотя Хафизула Амин был еще более левым и просоветским, но его левацкий курс нарушал стабильность и контролируемость процессов в стране. В разных районах страны вспыхнули локальные антиправительственные восстания. В этих условиях в Афганистан перебросили «ограниченный контингент» армии СССР (в состав которого входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, 4 полка боевой авиации, 3 вертолетных полка, трубопроводная бригада, бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения), выведенный только 15 февраля 1989 г. Всё это стало новым витком в холодной войне. Американцы и ряд других капиталистических стран отказались от участия в московской Олимпиаде.
Наконец, 3 августа 1980 г. из левого глаза Талисмана (размещенного на восточной трибуне "Лужников" (на тот момент, стадиона им.В.И.Ленина) в виде экрана художественного фона, состоящем из 4500 (по другим данным - 7000) специально подготовленных волонтеров, большей частью набранных из солдат (которых выдавали за спортивное общество), в активе которых были цветные щитки, шапочки, шарфы и накидки, с помощью которых складывались живые картины, видные всему стадиону) покатилась слезинка, вызвавшая море эмоций у зрителей. (Согласно городским легендам, в первоначальном сценарии слезы не было, всё получилось совершенно спонтанно во время очередной репетиции: один из статистов, держащий один из щитов, по ошибке поднял его вверх не тёмной, а светлой стороной (якобы, группа солдат, которые сидели на трибуне, заснули на прогоне, и режиссер стал кричать: «Шестой, седьмой, восьмой, девятый ряд, 38-е место, вы что там, спите?», и они – раз, перевернули лист), а режиссёр, моментально сообразив, что это станет одним из самых эффектных элементов, дал команду поднять светлую сторону щита последовательно всем статистам ряда. По другой, еще менее вероятной версии, режисёр, строго придерживавшийся буквы сценария, попросил исправить ошибку, а сидящие рядом статисты решили, что это касается их, и показали такой же цвет.) Олимпийский огонь погас. Олимпиада-80 завершилась. А затем огромный надувной медведь полетел. Вот что об этом говорил папа Талисмана, Чижиков: «Самого надувного резинового медведя, который летал, делали уже без моего участия. ... Я видел его только во время церемония закрытия. Мишка замечательный, мне очень понравился, очень хорошо сделали»...
А ведь этого могло и не быть! Это сейчас мы привыкли к шоу, а до 1980 г. были только официальные церемонии. И СССР впервые обратились к Международному олимпийскому комитету с просьбой разрешить сделать театрализованное действие. Между прочим, переписка с МОК на эту тему шла целый год. Впрочем, задолго до этого полет необычного аэростата прошел согласование во всех советских инстанциях, от КГБ до ПВО. Идея с улетающим медведем чиновникам не нравилась - вариант, когда в финале Мишка заползает в берлогу прямо на стадионе казался им более подходящим и легко осуществимым. Как потом рассказывал заместитель главного режиссера-постановщика Олимпиады в Москве, полет пришлось «пробивать». Вначале партийные боссы заявляли, что медведь летать не может, потом апеллировали к тому, что он может столкнуться с самолетом. По слухам, проект спасло лишь вмешательство высокопоставленного генерала авиации, пообещавшего предоставить Мишке «воздушный коридор». И олимпийский Мишка получил разрешение на свой полет...
Как утверждает профессор Аскольд Аркадьевич Конович, декан факультета режиссуры и продюсерского мастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в то время режиссер-постановщик Олимпиады, отвечавший за театрализованные представления, незадолго до Олимпиады он познакомился с дрессировщиком Владимиром Дерябкиным, у которого в цирковом номере «Остров сокровищ» медведи впервые работали сами: выходили на арену, поднимали паруса, залезали на бутафорский корабль, тянули канаты, причем все без человека, одни. Так родилась идея с медведем, который дарит цветы олимпийцам, а затем улетает в корзине на воздушном шаре, которую Конович и принес в своеобразный штаб режиссеров-постановщиков Олимпиады-80 (где кроме Коновича работали: Иосиф Туманов, худрук и главный режиссер, Рафаил Казачек, главный художник, Борис Петров, главный по спорту, и Лев Немчик, работавший с живым экраном), размещавшийся в здании всероссийского театрального общества. Идея понравилась, но в итоге живого медведя все-таки заменили на надувного. Однако, это не уменьшало ответственности. На первой Олимпиаде, которая проводилась в соцстране, да еще в условиях западного бойкота, летающий медведь права на прокол не имел. Он обязан был соответствовать статусу и оправдать доверие — не расползтись по швам в самый ответственный момент, не рухнуть на трибуны и вообще не натворить бед посреди образцового праздника. В качестве самой большой угрозы рассматривалась следующая: а что, если олимпийский талисман унесет за границу? Однажды в отдел пропаганды ЦК партии даже пришло письмо. Автор — один из работников управления церемоний оргкомитета, ранее работавший заместителем министра Жилкоммунхоза РСФСР, доводил до сведения ЦК, что у режисёра «поехала крыша»: «Где это видано, чтобы медведи летали? Мы предлагали, чтобы наш олимпийский Миша в берлогу уполз. Как это и положено медведям». «Работники ЦК приехали, посмотрели и поддержали нас», — вспоминал заместитель председателя оргкомитета Владимир Коваль.
Само место рождения надувного резинового медведя говорит о многом: олимпийский Мишка появился на свет в паре километров от стадиона «Лужники», тоже в Хамовниках — на опытном заводе НИИ резиновой промышленности (НИИРП). Сейчас на этом месте целый квартал элитного жилья, а в конце 1970-х вся территория была обнесена глухим забором: секретные лаборатории прятались глубоко под землей, на несколько этажей вниз. Предприятие занималось разработкой специальных прорезиненных тканей, герметиков и резиновых уплотнителей для космических аппаратов, подводных лодок. Параллельно НИИРП приходилось решать и нетривиальные, порой деликатные задачи, вроде создания защитной оболочки для мумифицированных вождей — В.И.Ленина, Хо Ши Мина. Поэтому в лаборатории, которая занималась средствами спасения (надувными трапами и плотами), не так уж и удивились, когда начальство поручило создать к Олимпиаде летающего Мишку: опыт конструирования объектов необычной формы за десятилетия накопили немалый. И все равно «роды» вышли тяжелые: нужно было добиться абсолютной надежности, но так, чтобы Мишка наш выглядел добродушным симпатягой, а не куском раскрашенной и надутой резины, «неладно скроен, да крепко сшит» не годилось. Особенно никак не получались передние лапы. Чтобы объект типа неваляшки с головой, лапками и брюшком походил на рисунок олимпийского талисмана работы Чижикова пришлось даже в качестве исходной рабочей модели купить шоколадного фигурного медведя. Это и сегодня непростая задача — создать трехмерную модель, основываясь только на своих собственных представлениях о том, что в итоге должно получиться, а тогда, в 1970-х, никаких компьютеров в помощь не было, чертили лекала, которые сами инженеры называют развертками, на кульмане на листах ватмана. Как вспоминала Светлана Ивановна Незеленова: "Это чистая начерталка. Смотришь, как получается, начинаешь просчитывать, разворачиваешь. Развертки оказались очень сложные: попробуй-ка, просчитай в голове все соединения. Да еще чтобы он махал лапами! С инженерной точки зрения все вроде грамотно, а эстетически — уродство выходит. Мы и в обеденный перерыв оставались, и после работы… Хотя не должны были: это было как общественное поручение — начальство так и говорило: Мишка Мишкой, но у нас главный заказчик — военные…". Когда лекала были готовы, решили сначала, чтобы не рисковать, потренироваться на двухметровой модели, которую окрестили медвежонком. Склейку Мишки доверили самым опытным — тем, кто давно мог бы уйти на пенсию (производство было вредным, год считали за полтора), но начальство не отпускало, уговаривая поработать над еще одним очень важным для страны изделием. Острословы в курилках посмеивались: не НИИ, а «медвежий угол». Но когда появилась первая модель чуть выше человеческого роста, ахнули: до чего ж симпатичный экземпляр! И ласковый, и молодцеватый. Лапы, туловище, голова, уши — все кроилось и клеилось настолько профессионально, что тот первый маленький медвежонок еще много лет был главной звездой на новогодних елках: его ставили в актовом зале, и детки вокруг хороводы водили. Какой там Дед Мороз со Снегурочкой! «Маленького» Мишку отправили на испытательный стенд, где по многу раз надували и сдували, проверяя на прочность швы. Высокая комиссия осталась довольна и распорядилась срочно приступать к работам над большим, восьмиметровым.
Однако места на опытном заводе в Москве для изготовления восьмиметровой фигуры было маловато. В итоге копии чертежей срочно переправили в филиал Московского НИИ резиновой промышленности, в подмосковный Загорск (ныне – Сергиев Посад), где в большом ангаре-эллинге, вывезенном по репарациям после войны из Германии, где он служил местом постройки немецких дирижаблей воздушного заграждения, и создавали Мишку. Мишку склеивали из той же самой двухслойной прорезиненной ткани (хлопка), которая отлично зарекомендовала себя на производстве спасательной техники. На фигуру высотой 8 м и весом 100 кг ушло 50 квадратных метров материала (по другим данным — 150 погонных метра). Для соединения деталей шел секретный клей марки 4508 с лейконатом, про который в институте ходили легенды, что клеит всё и навсегда. А затем обшили искусственным мехом. Ударными темпами клейщицы баллонного цеха совместно со специалистами головного института изготовили первую фигуру Миши, а также надувные передние лапы, которые крепились к туловищу на шарнирных петлях. В целях защиты от непредвиденных обстоятельств также сделали дублирующий экземпляр надувного аэростата (по некоторым данным было изготовлено 3-4, а, возможно, и больше экземпляра — вероятно, на случай того, что попытки научить медведя летать, да еще и над Москвой, в крайне сложной воздушной обстановке, добром не кончатся). На всё про всё ушёл месяц. Тут же большого медвежонка впервые надули. Правда, не гелием, а воздухом – чтоб не улетел. Впрочем, сделать к сроку медведя с дублерами — это было полдела, предстояло еще научить летать. За это взялись другие специалисты из оборонки.
Летал Мишка поначалу откровенно плохо. Наполненое гелием изделие неправильной формы отвратительно держало вертикальное положение, и было готово лететь куда угодно, но только не в требуемом направлении, заваливаясь набок, крутясь и переворачиваясь вниз головой. А, между тем, на дворе был уже 1979 г., и создателей летучего медведя сильно поджимали сроки и командные голоса с Самого Верха. Тогда проектировщик Александр Трусов предложил уменьшить куклу до шестиметрового роста и поместить внутрь нее оператора, практически одев его в поддутый гелием костюм, и забалластировав низ. Двигая телом внутри куклы, и изменяя этим ее центр тяжести, такой оператор мог, в принципе, управлять ее полетом. Все предприятие подозрительно напоминало полет камикадзе, но Трусов вызвался добровольцем на испытания. Первый полет прошел удачно. Настолько удачно, что уже второй полет было решено провести в условиях, максимально приближенных к требуемым: сумерки, подъем на 30 метров, на высоту трибун "Лужников" строго вертикально, с тем, чтобы не задеть никаких конструкций, далее, достигнув высоты 3,5 м от верхнего края трибун, Мишка должен был как можно скорее покинуть стадион, не задев при этом чашу с Олимпийским огнём. Увы, но в этот раз все пошло не по плану. Набрав высоту около 100 метров Олимпийский Мишка неожиданно развернулся и стал резко уходить вверх, исчезнув из поля зрения. Ни его, ни тела Трусова впоследствии так и не нашли.
Принципиальная схема «Медведя» |
На помощь призвали специалистов из ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института в Жуковском. Поначалу возникла идея оснастить резинового медведя специальным клапаном, который бы открылся тросиком во время старта, а потом постепенно стравливал гелий. Но от этой идеи пришлось отказаться: а если он обратно плюхнется под телекамеры? Просчитав технические характеристики, пришли к выводу: раз подъемная сила аэростата равна объему вытесненного воздуха, а плотность воздуха уменьшается с высотой, то можно так рассчитать, чтобы Мишка, наполненный гелием, поднимался вверх и раздувался, увеличиваясь в размерах. А потом в какой-то момент его всплывная сила (разность между весом тела и действующей на это тело выталкивающей «архимедовой» силы) станет равной его весу. Наступит равновесие — и Мишка зависнет на заданной высоте. Однако, всего за несколько недель до Олимпиады выяснилось: медведь получился слишком тяжелым. (По свидетельству Геннадия Захарьева, в 1970-х годах замдиректора НИИРПа, это стало полной неожиданностью.) А когда Мишку еще и раскрасили, он стал весить почти 65 килограммов, при том что объем гелия, который в нем был, мог поднять только 40… На решение проблемы бросили лучшие кадры — сотрудников Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) в Долгопрудном, где в 1930-е Умберто Нобиле строил свои дирижабли, а во время войны делали аэростаты заграждения для защиты столицы от фашистских налетов. Они решили задачу по последнему слову техники… Своим красивым полетом Мишка обязан соперничеству США и СССР в области изучения верхних слоев атмосферы (10-11 км). Еще в 1960-х американцам удалось создать надежную аэростатную оболочку для своего шара, что позволило поднимать на рекордные высоты аппаратуру весом в 100-150 кг. В итоге Мишка был запущен на разработанной в теже года неким Мазенкисом гирлянде шаров, последовательно закрепленных друг за другом на определенном расстоянии вдоль центральной жилы, точнее на нескольких таких гирляндах, прикрепленных по предложению А.И.Фабера на передних (верхних) лапах и ушах «Медведя», чтобы он не заваливался вперед, на спину или набок, чтобы взлетал и держался в воздухе строго вертикально.
Систему было решено переделать еще раз, закрепив шары управления только на верхних лапах и ушах, чтобы медведь не переворачивался. Казалось, это сработало. Но когда Миша Олимпийский стартовал из Лужников 3 августа 1980 г., его полет снова окончился трагедией. Сначала все шло хорошо: Мишка, которым, по некоторым данным, управлял летчик-испытатель Руслан Суров, взлетел на 25 (по другим данным, на 24) разноцветных воздушных шарах, под стать олимпийским кольцам: черные, желтые, зеленые, синие, красные, под прощальную песню «До свиданья, Москва»* (композитор А.Н.Пахмутова и поэт Н.Н.Добронравов) в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой, помахав зрителям на прощание лапой, и медленно уплыл в ночное московское небо. (Если судить по хрестоматийным кадрам последних минут церемонии закрытия Олимпиады в Москве, все прошло как по маслу: страна, а следом за ней и мир ахнули и всплакнули. Однако самое интересное осталось за кадром. Например, то, что сам Мишка имел рост 8 метров, вместе с гирляндой шаров и все 20 метров, а арка входа на стадион была всего четырехметровой. Поэтому перед сотрудниками долгопрудненского ЦАО, которые осуществляли запуск, стояла задача, чтобы шары в гирлянде ни в коем случае не запутались, это грозило катастрофой: медведь мог налететь на трибуну со зрителями и вместо триумфа был бы скандал. Чтобы исключить сюрпризы, на репетициях операцию отработали до деталей, в итоге мир увидел, как сначала на поле появилась гирлянда разноцветных шаров, а следом — и сам огромный улыбающийся Мишка, очень элегантно вылезший из своей «берлоги» и, продефилировав в сопровождении сотрудников ЦАО, которых приодели в ослепительно-белоснежные костюмы, вдоль трибун, гигантских балалаек и артистов массовых сцен, оказавшийся прямо посередине поля «Лужников». Но помимо прикрепленных к медвежьему туловищу был еще один шар — необычной раскраски (из палитры пурпурных, сегодня такой цвет по-модному называют «маджента»), его тащил в общей группе один из сотрудников обсерватории. У этого шара была особая миссия. Именно от этого контрольного шара-пилота и зависело в конечном итоге, сможет ли полететь Мишка. Хотя это обычная методика: на старте большого воздухоплавательного объекта необходимо абсолютно точно знать направление и силу бокового ветра. Ни Мишка, ни ветер не подвели. На словах про олимпийское звонкое эхо, которое «остается в сердцах и мечтах», контрольный шар был выпущен, а когда благоприятный прогноз «на ветер» подтвердился, прожекторы на стадионе выключили и негромко прозвучала команда «Пуск». Тросы отпустили через 43 секунды после шара-«разведчика» — аккурат на словах «До свиданья, Москва, до свидания»,— и олимпийский Мишка плавно начал подниматься в небо над «Лужниками».) Зрелище было столь трогательным, что и зрители, и участники Олимпиады не могли удержаться от слёз. Когда церемония закрытия завершилась, еще полчаса никто из зрителей не вставал. Все смотрели в небо. Девушки плакали, их успокаивали. А затем на нескольких языках прозвучало объявление: «Господа, Олимпиада закончена, Мишка не вернется. Пожалуйста, пройдите к выходу».
* Однажды кто-то сказал: «Да пусть он улетает в свою сказку». Мысль всем понравилась. Обратились к любимому композитору спортсменов Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову. Как вспоминал заместитель генерального директора Центральной дирекции культурной программы "Олимпиады-80" Министерства культуры СССР Сергей Усанов на онлайн-конференции в ТАСС, посвященной 40-летию проведения летних Олимпийских игр 1980 г.: "Это была идея Туманова. Он с ней пришел к композитору Александре Пахмутовой за несколько месяцев до окончания Олимпиады. Пахмутова написала песню за два с лишним месяца до церемонии закрытия". (По еще одной версии, в заказе прощальной песни Московской Олимпиады участвовал не только главный режиссёр церемоний XXII Олимпийских игр И.М.Туманов, но и главный дирижёр этих церемоний О.А.Димитриади.) Первые же аккорды предложенной мелодии убедили: это то, что нужно. Песня вошла в народ под названием "До свиданья, наш ласковый Миша", по последним строчкам песни, и под таким же названием размещена и на официальном канале Гостелерадио. Как вспоминал Лев Валерианович Лещенко в интервью «Советскому спорту»: "Весной 1980 года мне позвонила Александра Николаевна Пахмутова: «Лева заезжай к нам, надо посмотреть одну песню для Олимпиады». Я приехал, они с Николаем Николаевичем (Добронравовым.- Прим. ред.) дали мне ноты, слова. Помню, Александра Николаевна предупредила, что, мол, еще ничего не ясно, будет ли эта песня звучать на церемонии закрытия. «Видишь, Лева, у нас он улетает, а говорят, что не должен улетать», - сказала Пахмутова. А через неделю Александра Николаевна вновь позвонила и сказала, что надо приехать и записать песню. Я приехал в студию на «Мосфильм». Там был Иосиф Михайлович Туманов, режиссер-постановщик церемонии закрытия. Он говорит: «Там будет грустная история, расставание. Вы спокойно ее спойте» [В другом интервью, Л.Лещенко говорил: "Иосиф Михайлович Туманов, педагог из ГИТИСа, нам объяснил, что в голосе нужен особый сантимент, «настроение глубокой печали». Так мы и старались исполнить. И действительно, когда песня звучала, были слезы на глазах у многих зрителей". Кстати, заставить плакать зрителей задумали изначально. Даже в сценарии закрытия Игр в месте исполнения песни стояла ремарка режиссера Иосифа Туманова: «Весь зал плачет». Всем, кто спрашивал, мол, а если зал не заплачет, опытные Пахмутова и Добронравов отвечали: «Заплачет, если написано».]. Затем после меня песню спела Татьяна Анциферова [Татьяна Анциферова была одной из трех кандидаток на исполнение этой песни: выбирали между ней, Людмилой Сенчиной и Валентиной Толкуновой] и еще ансамбль «Пламя». [Когда Л.Лещенко сольно в звуковой студии «Мосфильма» исполнил песню, авторам показалось, что мужской голос нужно слегка оттенить женским вокалом. Пригласили певицу Татьяну Анциферову, не предупредив, что петь она будет не одна. По ее воспоминаниям, в студии установили лишь один микрофон, Лев Валерьянович плотно его оккупировал, вытянул телескопический штатив на уровень своего роста, будто даже отталкивая Татьяну плечом. На припев подошли и солисты группы «Пламя» во главе с Вячеславом Малежиком. В результате на записи женский голос не слышен.] Потом замечательный звукорежиссер Виктор Бабушкин свел все эти версии и сделал микст. [Запись песни проходила в 2 этапа. В одном варианте ее исполняли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова и ансамбль «Пламя» (в другом интервью Л.Лещенко упоминал ансамбль «Самоцветы»: "где я пою с Таней Анциферовой и к нам присоединяются «Самоцветы»"). В другом — только ВИА «Пламя» без вышеозначенных солистов. Оба варианта были попеременно использованы во время торжественной церемонии закрытия Олимпиады-80 в Москве.] Я этот вариант прослушал, не очень впечатлился. Подумал еще: «Очередная прикладная песня к Олимпиаде. Как „Герои спорта“, не более того». [Дело в том, что к Олимпиаде советские авторы, включая Пахмутову и Добронравова, написали еще несколько десятков песен. Среди них «Стадион моей мечты», «Темп», «Старт дает Москва», и они все смешались в сознании Лещенко.] Мой голос превалировал, поэтому все стали ассоциировать эту песню со мной [Кстати, не смотря на то, что Л.Лещенко утверждал, что у него "никогда не было конкурентов (смеется Лещенко – Ред.). Александра Николаевна Пахмутова сразу определилась, что мужской голос будет Лещенко", одним из претендентов на исполнение песни был солист «Песняров» Леонид Борткевич, который как раз поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, где преподавал Иосиф Туманов, и помогал в числе других студентов Туманову как постановщику церемонии закрытия, но его отсеяли на пробах. А в 1981 г. на одном из сборных альбомов песня вышла в исполнении Муслима Магомаева, также исполнявшего её на концертах.]. Позже, когда Таню Анциферову спрашивали, почему в нашем дуэте больше звучит Лещенко, она, наверное, в шутку сказала, что я отталкивал ее от микрофона. Хотя мы не виделись на записи, мы писались отдельно. ... И вот я сижу на церемонии закрытия. [Анциферова обижалась, что ни ей, ни Лещенко не предложили билет на церемонию закрытия. Правда, тогда молодой пронырливый Лев всё же пробрался на стадион и стал свидетелем успеха произведения.] Приглушили свет, вынесли Мишку. Зазвучали первые аккорды. Вначале даже не понял, что это мой голос. Знал, что песня на закрытии прозвучит, но когда - не имел понятия. И так здорово песня легла на это действие! Все получилось очень трогательно. Но, откровенно говоря, в тот момент какого-то большого потрясения я не испытал. Потом уже пришло осознание, что я был участником яркого события. Затем песню стали крутить по радио, я стал ее петь на концертах, по телевидению. Она стала гимном московской Олимпиады. ... После Олимпиады я эту песню много раз пел с Валей Толкуновой, с Алсу, с Таней Булановой. Очень много разных версий было". В 1980-1985 годах песня вышла на нескольких сборниках песен, став вечным хитом и своеобразным прощальным посланием всей эпохе застоя в СССР.
а ведь мог полететь и на сказочном летающем корабле... |
Проблемы возникли при приземлении на Ленинских горах (сегодня – Воробьевы горы): плохо управляемый аэростат банально рухнул в спальном районе столицы (по некоторым данным, у Киевского вокзала), перед этим вдребезги разнеся пивной киоск, то ли ранив двух прохожих, то ли распугав местных пьяниц-забулдыг, и искалечив пятилетнего мальчика, Максима Филимонова, получившего компрессионный перелом позвонков шейного отдела и навсегда оставшегося калекой. (Хотя, возможно, это городская легенда.) Самая трагическая версия путешествия Олимпийского Мишки – он, управляемый пилотом, долетел чуть ли не до Можайского водохранилища, где свалился на землю из-за сильного ветра и разлетелся в клочья, после того, как летчик-испытатель (Суров), сидевший внутри, ценой своей жизни открыл клапаны и стравил воздух. Гуляла и более драматичная история (тоже слух, но из «очень надежных источников»): мол, резинового Мишку сбили автоматными очередями (по одной из версий, снайперы с вертолёта), когда надувной талисман ветром стало сносить в сторону правительственного аэропорта Внуково-2. Есть версия, что управляемый человеком медведь своевольно отправился в дальнее путешествие и долетел аж до заграницы. Якобы эту историю мгновенно засекретили: в Союз и пилот, и кукла больше не вернулись.
Анекдот в тему:
Сенсация: Олимпийский Мишка, улетевший в неизвестном направлении в день закрытия Олимпиады-80, обнаружен в Сибири! Более 20 страшных лет провел надувной талисман Игр в берлоге медведя-одиночки…
Ходили также слухи, что его нашли пионеры, и он хранился в одной из московских школ |
Олимпийский мишка в павильоне «Юные натуралисты» |
Это был очередной провал, на этот раз уже совсем непоправимый. Следопыта после опроса работников НИИРП достоверно удалось выяснить адрес этого склада, ставшего последним местом нахождения и «смерти» олимпийского Мишки: ст. метро Фрунзенская, Трубецкая улица, дом 28, строение 2. Теперь на этом месте элитный клубный дом. (По грустной иронии, глава оргкомитета «Москва-80» Игнатий Новиков жил в считаных сотнях метров от последнего пристанища Талисмана – практически напротив, на противоположной стороне усадьбы Трубецких. Сейчас на этом доме висит мемориальная табличка.) Так что в лужниковское небо и в самом деле больше никто не взлетит. Память об одном из последних советских триумфов — несколько минут архивной кинопленки. Впрочем, Аскольд Конович считает, что, может, оно и к лучшему: та олимпийская сказка в человеческой памяти и должна оставаться именно сказкой. Её не повторить...
Впрочем, забыть такого Мишку было не возможно. И о нём вспомнили. В 1988 г. в связи с 60-летием Микки Мауса был выпущен специальный журнал, в котором познакомились Микки Маус и Миша.
В 1990-е Миша Олимпийский вернулся и на мультипликационный экран. В 1996 г., в период подготовки к Олимпиаде в Атланте, на киностудии Argus International по заказу Национального олимпийского комитета России режиссер Р.Е.Митрофанов снял рисованный фильм «От Олимпа до Атланты» («Русский орешек»). Фильм был приурочен к 100-летию мирового олимпийского движения, поэтому в первой его части перед зрителем вновь прошла ретроспектива многовековой истории олимпиад, завершавшаяся легендарным отлетом Олимпийского Миши со стадиона в Лужниках. Во второй части Миша тренировал мальчика-«орешка» для соревнований в Атланте. По замыслу режиссера, фильм должен был заканчиваться показом побед «русского орешка» на Олимпиаде, однако это не было реализовано (впрочем, продюсер В.М.Репин не подтверждает этой информации и заявляет, что сюжет был воплощен в полном объеме).
Миша также был талисманом Первых Всемирных юношеских игр 1998 г., проходивших в Москве 11-19 июля.
Легкоатлетическо-футбольный комплекс ЦСКА |
Парк Олимпийской деревни в Москве |
Памятный знак олимпийскому движению в окрестностях стадиона «Лужники» |
Виктор Александрович Чижиков, 2010 г. |
Красноярский художник Василий Слонов в 2013 г. выпустил новую серию плакатов из скандального цикла «Welcome to Sochi». Талисманы зимних Олимпийских игр 2014 г. Белый мишка и Леопард позируют в кожаном нижнем белье, а их коллега Зайка изображена в виде резиновой куклы из секс-шопа. Летом выставка Слонова «Welcome to Sochi» стала причиной скандала на фестивале «Белые ночи в Перми». Местные чиновники, политики и СМИ объявили ироничные карикатуры «глумлением над национальным достижением России», а полиция начала проверку для «установления законности использования товарного знака c олимпийской символикой» (об итогах проверки не сообщалось). Слонов сказал, что он относится к теме Сочи «с заботой», поэтому «решил придать Олимпиаде эротический подтекст», который у ней в этот раз почему-то отсутствует. «Позже эту же мысль высказал президент [Владимир] Путин, сказав, что на Олимпиаде будет комфортно всем, вне зависимости от сексуальной ориентации», — отметил художник.
Фарфоровые фигурки медведя, символа Олимпиады 2014 г. в Сочи, после росписи на Гжельском фарфоровом заводе. |
Церемония закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. 2014 г. |
На собрании друзей талисмана летних Олимпийских игр 2016 г. Миша Медведь появился как самый старый олимпийский талисман на месте, чтобы приветствовать новый олимпийский талисман.
"Сочинский Мишка". Александр Санин. |
До свиданья, мой ласковый мишка... Ёлкин |
Карикатура «Эволюция», Дмитрий Матвеенко |
Ходит трезвой здесь всякая тварь,
Это сделал наш ласковый Миша,
Генеральный он наш секретарь.
припев:
нананай нана на нана на на на
До свиданья, до новых встреч...
нананай нана на нана на на на
До свиданья, до новых встреч...
Будут залиты кровью арены,
И не хватит на кладбище мест.
К вам приедут армейские фэны,
И кому-то наступит 3,14ц.
Фигура Олимпийского Мешки на Одесской трассе возле Боярки, Киевская обл. 50.29827° с.ш. 30.3651965° в.д. |
Олимпийские мишки есть и на въездах в Киев. Они не попадают под декоммунизацию, их судьбу решат местные власти. Правда, оказалось, что скульптуры бесхозные и не числятся на балансе предприятий. Поэтому декоммунизаторы добрались до статуи олимпийского мишки, стоящего на въезде в Киев в местечке Березань. Фото преобразованного символа Олимпиады-80 разместили в социальных сетях. Борцы с наследием тоталитарного прошлого одели статую в черные шаровары и аутентичную белую с красным орнаментом вышиванку, а на голову надели казачью шапку со шлыком. Изменилось и "лицо" прежде улыбчивого мишки, приобретя щиру украинскую улыбку. Также в лапах медведя оказалось древко с государственным флагом Украины.
Олимпийскому Мишке, стоявшему у входа в гостиницу "Лыбидь" (Киев, площадь Победы) с 1980 г., повезло намного меньше: в июне 2016 г. он оказался жертвой вандалов-"декоммунизаторов", которые разбили его. Однако администрация гостиницы пообещала за собственные средства восстановить мишку.
А вот о Мишке, стоящем на въезде в столицу Украины на Житомирской трассе, весной 2020 г. наоборот позабтились, надев на него медицинскую маску во время пандемии коронавирусной инфекции. Снимок с олимпийским мишкой в маске опубликовала в социальной сети киевлянка Катерина Котлярская. По ее словам, фигура "выглядит немного грустным, но очень ответственным. Будем брать пример!"
Олимпийского же мишку, который стоит на трассе по пути из аэропорта Борисполь в Киев, в 2012 г. перекрасили в панду. Кавайи!
Давно уже отыграны игры той олимпиады, нет уже и страны, в которой она проводилась. Много прошло изменений в городе за это время. Например, исчезли автоматы с газировкой, и появился музей воды. Мы торжественно восстановили прежний облик Золотых ворот, а теперь вот даже начали реконструировать восстановленное. Построили музей Ленина, а затем вынесли оттуда статую Ильича. Поставили памятники одним революциям и снесли памятники революциям другим. Оставили надписи на почтамте. Потом часть из них вытерли. И только олимпийские Мишки, бессмертное творение детского художника Чижикова, стоят немыми патрульными (ходят городские легенды, что мишки набиты следящей аппаратурой, сначала КГБ, а после и СБУ) на Обуховской, Одесской, Бориспольской и Житомирской трассах. (Некоторые источники пишут, что "мишек" 7: практически на всех подъездах к столице.)
Пиво "Жигулёвское 1980", Феодосия, 2020 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий