По церковному календарю наступает день пророка Осии,
который жил в Израильском царстве во времена, предшествующие гибели Израиля. По преданию, Осия боролся против идолопоклонства и обращал сердца евреев к Богу. Говорили, что жена пророка была распутницей, изменяла Осии и, в конце концов, оставила его. После этого он с еще большим пылом стал призывать израильтян к покаянию и истинной вере. Осия утверждал, что Господь отвернется от евреев и призовет в царствие язычников, которые поверят в него. Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой в христианскую эпоху, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Осия 13:14)»
На Руси Колесником Осию прозвали потому, что в день его памяти уделяли много внимания колесам. «На Осия колесо с осью до весны расстаются», — говорили крестьяне, убирая телегb на повети (специальные нежилые пристройки, предназначенные именно для этих целей) или в сараи до весны, и вытаскивая вместо них дровни — крестьянские сани, - благо зимний путь к этому времени во многих районах уже устанавливался. Разумеется, прежде чем окончательно отправить телеги «на отдых», внимательно проверяли их исправность и при необходимости нехитрый транспорт чинили. В любом случае колеса снимали с осей.
Лошадям на Осию, которого еще называли Осенним, или Грязником, принято было давать роздых. «Осий Грязник ни колеса, ни полоза не любит», — так поговаривали об этом в народе. По последнему скрипу колес в текущем году гадали о том, какого урожая следует ждать в будущем году: если колеса ехали тихо, не скрипя, можно было надеяться на то, что на следующий год уродится много овощей и хлеба.
Детям в этот день загадывали загадки о колесах и телегах:
"Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана";
"Четыре братца уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят";
"Один идет, четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит";
"Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят";
"Два брата убегают, два — догоняют";
"Один братец отдыхает зимой, другой — летом".
Наши предки на Осию вспоминали поговорки и об осени. «Быстро тает день — не привяжешь за плетень», — сокрушались люди. И грустили по уходящему лету: «Плачет октябрь холодными слезами».
И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно.
который жил в Израильском царстве во времена, предшествующие гибели Израиля. По преданию, Осия боролся против идолопоклонства и обращал сердца евреев к Богу. Говорили, что жена пророка была распутницей, изменяла Осии и, в конце концов, оставила его. После этого он с еще большим пылом стал призывать израильтян к покаянию и истинной вере. Осия утверждал, что Господь отвернется от евреев и призовет в царствие язычников, которые поверят в него. Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой в христианскую эпоху, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Осия 13:14)»
Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в. |
На Руси Колесником Осию прозвали потому, что в день его памяти уделяли много внимания колесам. «На Осия колесо с осью до весны расстаются», — говорили крестьяне, убирая телегb на повети (специальные нежилые пристройки, предназначенные именно для этих целей) или в сараи до весны, и вытаскивая вместо них дровни — крестьянские сани, - благо зимний путь к этому времени во многих районах уже устанавливался. Разумеется, прежде чем окончательно отправить телеги «на отдых», внимательно проверяли их исправность и при необходимости нехитрый транспорт чинили. В любом случае колеса снимали с осей.
Лошадям на Осию, которого еще называли Осенним, или Грязником, принято было давать роздых. «Осий Грязник ни колеса, ни полоза не любит», — так поговаривали об этом в народе. По последнему скрипу колес в текущем году гадали о том, какого урожая следует ждать в будущем году: если колеса ехали тихо, не скрипя, можно было надеяться на то, что на следующий год уродится много овощей и хлеба.
Детям в этот день загадывали загадки о колесах и телегах:
"Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана";
"Четыре братца уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят";
"Один идет, четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит";
"Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят";
"Два брата убегают, два — догоняют";
"Один братец отдыхает зимой, другой — летом".
Наши предки на Осию вспоминали поговорки и об осени. «Быстро тает день — не привяжешь за плетень», — сокрушались люди. И грустили по уходящему лету: «Плачет октябрь холодными слезами».
И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий