среда, 23 октября 2013 г.

Черный кот на счастье. к 85-летию Юрия Саульского


Имя Юрия Саульского на протяжении почти полувека не сходит с эстрадной сцены, радио и телевидения. Начиная с середины 1960-х годов с именем Саульского связано становление российского профессионального джаза. Он – автор балетов и мюзиклов, писал музыку к кинофильмам, мультфильмам и театральным спектаклям. Одновременно он и автор многочисленных статей и учебных пособий для музыкальных заведений.

Юрий Сергеевич Саульский - коренной москвич, он родился 23 октября 1928 года в семье истинных интеллигентов. Мать его, Екатерина Юрьевна пела в Русском хоре под руководством Свешникова, а отец, Сергей Васильевич, был не только хорошим юристом, но и прекрасным музыкантом-пианистом. В юности играл на фортепиано, аккордеоне и валторне.
оркестр Эдди Рознера

Закончив в 1954 году с отличием теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где, учился у И.В. Способина (теория) и С.С. Богатырёва (композиция), Юрий Саульский сначала (1954—1955) работал музыкальным руководителем эстрадного оркестра Дмитрия Покрасса (оркестр «ЦДКЖ»), а затем (1955—1957) легендарного оркестра Эдди Рознера, одного из лучших и наиболее популярных джазовых оркестров страны. В 34 года Юрий Саульский – член Союза композиторов СССР и самый известный и любимый джазист страны.

В 1957 году сам возглавил молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ в Москве, который положил начало профессиональной карьере многих, ставших впоследствии знаменитыми музыкантами (среди них Г. Гаранян, Н. Капустин, В. Зильченко…). Это был не просто оркестр, это была настоящая школа-студия для инструменталистов, исполняющих аранжированные самим Саульским произведения И. С. Баха, И. Дунаевского, Д. Шостаковича, однако оркестр был расформирован на пике борьбы со стилягами.

В 1966 году Саульский создал еще один знаменитый оркестр – «ВИО-66» (Вокально-Инструментальный Оркестр при Росконцерте) – биг-бэнд с вокальной группой типа французского барок-джазового коллектива Swingle Singers. Эта вокальная группа подарила нам Валентину Толкунову, а инструментальный состав «ВИО-66» – И. Бриля, А. Козлова, Ю. Чугунова и других музыкантов. С ними выступали Нина Бродская, Майя Кристалинская, Андрей Берестенко и многие другие вокалисты и музыканты. Визитной карточкой оркестра стала оригинальная пьеса Саульского «Знакомство с оркестром». Тогда-то и проявилось нестандартное мышление композитора, с одной стороны примыкающее к джазовым традициям, а с другой – выходящее за их рамки. В 1970-м году оркестр ВИО-66 попал "под сокращение" - шла негласная кампания по расформированию и перепрофилированию государственных джазовых биг-бэндов. Уйдя из Росконцерта, Саульский полностью посвятил себя композиции.

Get Adobe Flash player



  1. Инструментальный ансамбль "Мелодия" п\у Г.Гараняна (солист - Б.Фрумкин) - Лиричекая баллада
  2. Иосиф Кобзон - Баллада о времени (Л.Завальнюк)
  3. София Ротару - Осенний сад (В.Орлов)
  4. Александр Градский - Дельфины (Е.Евтушенко)
  5. Олег Анофриев - Марш кинематографистов (Е.Евтушенко)
  6. ВИА "Верные друзья" - Лишь с тобой (М.Танич)
  7. Лев Лещенко - Земная дружба (И.Шаферан)
  8. София Ротару - Обычная история (И.Шаферан)
  9. Иосиф Кобзон - Не покидает нас весна (Л.Завальнюк)
  10. Евгений Головин - Ты рядом, ты здесь (И.Шаферан)
  11. Инструментальный ансамбль "Мелодия" п\у Г.Гараняна - Драматический эпизод
  12. Павел Бабаков - Идут батальоны (В.Сергеев)
  13. Александр Градский - Ничей (Е.Евтушенко)
  14. София Ротару - Признание (Е.Евтушенко)

Он пишет огромное количество песенных шлягеров («Счастье тебе, земля», «Тополиный пух», «Зеркало», «Татьянин день», «Осенняя мелодия» и, конечно же, твист «Черный кот»), мюзиклы («Крошка Ц», «Сказка о потерянном времени») и, естественно, оркестровую джазовую и джаз-роковую музыку (сюита «Джазовый калейдоскоп», «Дорога», «Диалоги»).

ВИА "Каскад", Осенняя мелодия

Анна Герман, "Я жду Весну"

Вадим Мулерман и ВИА «Ребята с Арбата», "Тополиный пух"

"Татьянин день"

Тамара Миансарова, "Черный кот"

Вопреки суевериям, Юрию Саульскому «Черный кот» принес удачу. Задорную песенку на стихи Михаила Танича он написал буквально за полчаса. Позже назвал её «моей девятой симфонией Бетховена». После того, как в 63-м её исполнили в радиопрограмме «С добрым утром», песню запели все. Первой ее исполнила Тамара Миансарова. Вскоре «Черный кот» зазвучал на польском, немецком и чешском языках. На танцплощадках Советского Союза молодежь отплясывала под нее твист.

Даже его музыка к спектаклю Театра им. Ермоловой «Вся королевская рать» со временем превратилась в одноименную, уже вторую по счету, джазовую сюиту. Здесь особенно чувствуется влияние любимого Саульским Манчини (Юрий Сергеевич неоднократно говорил, что из всех трудов по джазовой и эстрадной оркестровке предпочитает труд именно Генри Манчини).


Кстати, заставка к телевизионной игре КВН «В урочный день, в урочный час» тоже произведение Саульского.

Впоследствии Юрий Саульский написал свою, кстати, до сих пор единственную в России книгу по аранжировке для биг-бэнда. В ней и сейчас можно почерпнуть много интереснейшей информации по джазовым оркестровым группам, штрихам и сурдинам. А как широко представлены в этих методических заметках фактурные техники – от простого сочетания тембров и «педалей» до разнообразных удвоений и так называемых «гроздевых» аккордов!..

В конце семидесятых за плечами Саульского было несколько браков и четверо детей. После брака с Валентиной Толкуновой у Юрия Саульского был брак с актрисой Театра Советской армии Валентиной Аслановой, потом – с актрисой Театра Ермоловой Ольгой Селезневой. У Юрия было прозвище "строитель Москвы": он строил кооперативные квартиры и оставлял их женам. Со всеми женами Юрий прожил по 4 года, и только с последней - Татьяной Николаевной Каревой - 24. Саульскому было уже за 50, когда судьба, наконец, подарила встречу с той женщиной, которая была будто предначертана ему высшими силами. В 1979 году журналистка Татьяна Карева работала на всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Ленинграде. Юрий Сергеевич как обычно заседал в жюри.Татьяна Карева на 20 лет моложе Юрия Сергеевича, но при этом он встретил не просто очаровательную женщину, но и сильную, зрелую личность. "Юра не любил ни с кем ссориться и поэтому даже с бывшими женами оставался в хороших отношениях. Считал, если любовь прошла и люди не могут жить вместе, они все равно способны остаться друзьями. Это правильно, по-человечески. Я его в этом поддерживала. И с бывшей женой Юры, Валей Толкуновой, у нас очень теплые отношения, и с последней его супругой, которая была до меня (она актриса МХАТа). Сначала я подружилась с ее мамой, а потом уже и с ней самой. Мы поняли, что нам нечего делить. Две другие его жены сами не хотели поддерживать отношения с Юрой, наверное, не смирились с его уходом. Я уверена, что его жены любили его всю жизнь. И это неудивительно. Второго такого человека не было, он был уникален. Когда его бывшая жена, мать Юриных двойняшек, подошла к гробу прощаться, она наклонилась и сказала ему: “Юрочка, спасибо тебе за детей”. Понимаете, эта женщина благодарила его за то, что он дал ей счастье материнства. Нам вот Бог совместных детей не послал." (Татьяна Саульская)

Народный артист и Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Премии Президента Российской Федерации - Саульский награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Дружбы народов.

В 1980 году Юрий Сергеевич был членом жюри одного из первых рок-фестивалей Весенние Ритмы, Тбилиси-80. В середине девяностых Юрий Сергеевич стал музыкальным консультантом ОРТ. Вел преподавательскую деятельность, продолжал писать музыку и устраивать джазовые фестивали.

Этот человек прожил жизнь, так и не познав старость. Его переполняла музыка до самого последнего вздоха, уже в возрасте он с такой жаждой принимал все самое прогрессивное. В его сутках были те же 24 часа, что и у других людей. Но казалось, его личное время течет по-другому. Одна из его любимых фраз: «Если у других не получается, я это должен сделать».

«Для того, чтобы быть организатором, продюсером, продвигать свои проекты нужно быть таким экспансивным экстравертом, а для того, чтобы получалось заниматься творчеством нужно что-то совсем противоположное, – говорит сын композитора Роман Саульский. – Конфликт двух начал в нем, конечно, был, такое впечатление, что экстраверт побеждал».

Легкий в общении, серьезный и основательный – когда дело касалось любимой работы. Юрий Саульский заряжал своей творческой энергией окружающих, и каждый новый день расценивал как старт. Удивительный, редкий случай: его любили все — осиротевшие вмиг друзья, коллеги и бывшие жены, пусть даже когда-то брошенные им...


В начале нового тысячелетия врачи поставили страшный диагноз: опухоль в горле. Умер Юрий Сергеевич Саульский 28 августа 2003 года в своей московской квартире, до его 75-летия оставалось 2 месяца. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий