Новый век, новые технологии... Мы успеваем влюбиться-жениться-подружиться-развестись виртуально. Мы поздравляем и дарим подарки виртуально, мы пишем электронные письма и читаем электронные книги... Нас окружают виртуальные люди и вещи, и в стремительном беге времени нам, кажется, этого хватает? Что же тогда так бьется сердце, когда в почтовом ящике среди ярких рекламных буклетов вдруг обнаружится Настоящее Письмо? И хочется уединиться, забраться в кресло с ногами, отгородиться от всего этого виртуального многоголосия, и читать вкрадчивый шепот другой души?!
Вы ещё помните это свое радостное удивление-возбуждение-предвкушение? А хотите повторить? Тогда - зажгите свечи, возьмите перо и бумагу и медленно начните го-во-рить!
Автор текста: Ptica_radugi
Белые конверты с почты
Рвутся, как магнолий почки,
Пахнут, как жасмин, но вот что
Пишет мне родня:
Пальмы без меня не сохнут,
Розы без меня не глохнут,
Птицы без меня не молкнут...
Как же это без меня?...
Новелла Матвеева
«Страна Дельфиния»
Вам письмо!
рассказ Ольги Борн
Жаль, что традиция присылать на праздник открытки вытесняется телефонными SMS-ками. Нет в них ни теплоты, ни особой фантазии, да и о том, кто их отправил, могут эти короткие фразочки рассказать не так уж много. Где глубина характера? Где тонкость переживаний? Где лиризм, романтизм и что там ещё? Куда как загадочней с волнением взять в руки конверт, доставленный по адресу реальным человеком – почтальоном, причём в любую погоду. Старомодные письма сродни чуду. Вскрываешь конверт словно маленьку тайну и ...
Тайны особо важных писем во все времена оберегал сургуч. Появился он в Европе лишь в XVI столетии. Привезли его из Китая голландские мореплаватели, а только затем научились изготавливать у себя. Потребность в сургуче была в те времена весьма значительной, поскольку конвертов ещё не существовало, а письменное сообщение, вложенное в чистый лист бумаги, складывалось в столбец, столбец складывался в квадрат, квадрат сгибался пополам. И на краях образовавшегося при этом прямоугольника делали прорези, в которые вставлялась бумажная ленточка. Концы ленточки скрещивались и припечатывались сургучной печатью либо перстнем – печаткой отправителя.
Был и другой способ запечатывания писем, используемый многими правительственными учреждениями. В этом случае «конверт» складывали прямо из листа, на котором на обороте был написан текст. Для его соединения на углах при помощи сургуча наклеивались облатки – листочки красной бумаги. Сверху облатки заклеивались ещё полоской белой бумаги. Она называлась кустодия. Всё это обклеивалось сургучными печатями большого размера, которыми старались подчеркнуть важность письма. Если письмо было срочное, то оно отпечатывалось печатью с изображением пёрышка. Таким образом, для того чтобы прочесть письмо, было необходимо сломать находившиеся на нём печати. Отсюда и появилось выражение «распечатать письмо».
Но не только одну сохранность вложения выполнял в те годы сургуч. Одно время во Франции он также сообщал о том, какого рода известие содержит письмо. Так, например, белым сургучом скреплялись письма с известием о свадьбе, чёрным – сообщение о похоронах, красный сургуч употреблялся для деловых писем, рубиновый – хранил секреты жениха и невесты, серый – использовался для дружеской переписки.
С появлением настоящих конвертов со смазанными клеем клапанами использование сургуча для опечатывания частной корреспонденции резко сократилось. И сегодня, мы уже не можем представить себе письмо без такого конверта – мягкой бумажной упаковки для закрытого почтового отправления. А между тем, он проделал долгий путь через города и страны.
По одной из версий, конверты в привычной для нас форме придумали в начале XIX века, а если точнее, в 1820 году в Англии. Некий английский торговец писчебумажными товарами, мистер Бревер из Брайтона, оформляя витрину своего магазина, красочно разместил на ней листы писчей бумаги различных размеров – от большого, используемого для письма, до размера всего с визитную карточку. Этот размер очень понравился местной публике, и писать на нём письма стало хорошим тоном. Но вот складывать такой листочек по подобию конверта, было очень неудобно: не хватало места для адреса. Требовался специальный конверт. Разумеется, клиентам английской почты было совсем не по вкусу самим выкраивать и клеить такие конверты. И они вскоре появились в продаже. А поскольку спрос на них был велик, пришлось конструировать машины, изготавливающие конверты сотнями тысяч. Они всё так же склеивались сургучом, пока француз Пуарье не придумал проклеивать клапан конверта.
Так бумажный конверт начал свое шествие по всему миру.
Но для того, чтобы отправить письмо, его следовало отнести в почтовую контору, где почтовый чиновник, проверив написание адреса и взвесив отправление на весах, получал деньги за его пересылку, о чём ставил на конверте оттиск специального штемпеля с отметкой «почтовый сбор взыскан».
В сороковых годах XIX столетия в России появились уже проштемпелеванные конверты "штемпельные куверты". На них был проставлен знак почтовой оплаты - государственный герб и надпись "10 коп. за лот. 1 коп. за конв." (1 Лот = 3 золотникам = 12,8 г). Продавались такие конверты с тремя номиналами 10, 20, 30 копеек, со знаками почтовой оплаты (гербами) соответственно чёрного, синего и красного цвета.
Вскоре снова отличились англичане. В мае 1840 года в Англии поступила в обращение первая в мире марка «чёрный пенни». Так называлась потому, что печаталась чёрной краской с номиналом в один пенс. На марке изображена королева Виктория. Появление первой марки тесно связано с имением англичанина Роулэнда Хилла, члена Палаты Общин английского Парламента. Он первым предложил ввести удобный и единый для всех способ оплаты почтовой корреспонденции – знак с указанием цены почтовой услуги, наклеивающийся на конверт. Почтовые администрации многих стран не спешили перенимать английский опыт. Так в Бразилии почтовая марка была введена в 1843 году, в США – в 1847 году, во Франции – в 1849.
В конце XIX века изобретательные англичане ввели в моду разноцветные конверты, отмечающие дни недели: в понедельник было принято писать письма на бумаге цвета морской волны, во вторник – на бледно-розовой, в среду – на серой, по четвергам – на светло-голубой, по пятницам – на серебристой, в субботу – на жёлтой, а в воскресенье – на белой.
Многие музеи мира бережно хранят историю письма и почтового конверта. Как знать, возможно, в грядущий век глобальной компьютеризации где-нибудь в Лувре появится ещё один необычный экспонат – поздравительная открытка, присланная таким старомодным и таким человеческим способом – по почте, в конверте.
Рассвет. Я только что вернулся.
На веках — ночь. В ушах — слова.
И сон в душе, как кот, свернулся...
Письмо... От Вас?
Едва-едва
В неясном свете вижу почерк -
Кривых каракуль смелый очерк.
Зажег огонь. При свете свеч
Глазами слышу Вашу речь.
Вы снова здесь? О, говорите ж.
Мне нужен самый звук речей...
В озерах памяти моей
Опять гудит подводный Китеж,
И легкий шелест дальних слов
Певуч, как гул колоколов.
Максимилиан Волошин/ Письмо
Комментариев нет:
Отправить комментарий