понедельник, 17 марта 2014 г.

День Святого Патрика


Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика - покровителя Ирландии. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры. Святой Патрик — один из самых почитаемых во всем мире святых. Этот праздник уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. В этот день часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Канаде, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии и других стран становятся "немного ирландцами". Это праздник не только ирландского святого, но и ирландской души. По традиции, празднование растягивается на целую неделю – «ирландскую неделю» («seachtain na Gaeilage»).

Биография Святого Патрика


В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын – Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Его продали в рабство в Ирландию, где он 6 лет пас скот. Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа.


Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию. Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, хотя согласно современным данным, письменность появилась в Ирландии задолго до св. Патрика, а также изгнал с острова “Иберния” (Лат. “Hibernia” – так римляне называли Ирландию) всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера :«Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах».



В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде трилистник, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». Сложен церковный гимн, в котором повествуется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен. Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.



Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтят 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

О датах рождения и смерти этого святого не утихают споры. Более того, древние источники указывают на некоего епископа Палладия, который занимался в Ирландии миссионерской деятельностью одновременно со св. Патриком, который кстати, тоже был в сане епископа, и в связи с этим, некоторые историки утверждают, что св. Патрик – это вообще “собирательный образ”, основанный на легендах о, как минимум, двух священниках.

Собор Св. Патрика в Дублине
Рассказывая о св. Патрике, нельзя не упомянуть о Соборе Св. Патрика в Дублине, построенном в честь этого святого еще в XII веке и сохранившемся до наших дней. Заложен собор (вернее, тогда еще только небольшая церковь) был в день св. Патрика 17 марта 1192 года на месте святого источника, на котором по преданиям св. Патрик обращал кельтов в христианство. Собор уникален тем, что это был второй собор в Дублине, а два собора в одном городе – уже редкость, но он, к тому же, по своим масштабам превосходил главный кафедральный собор Дублина, Кафедральный Собор Христа.


По преданию собор стоит на месте источника, в котором крестил кельтов святой Патрик. Этот источник проистекал из реки Poodle (которая сейчас течет под землей, в частности под Дублинским замком). В честь этого события на этом месте в V веке была построена маленькая деревянная церковь, от которой, впрочем, не сохранилось никаких следов. Единственным вещественным свидетельством тех далеких событий служит сегодня камень с высеченным на нем кельтским крестом, найденный близ собора в 1901 году.

Небольшая клумба у входа,
обозначающая предполагаемое место источника
Церковь святого Патрика на этом месте просуществовала вплоть до англо-нормандского вторжения. Она являлась одной из четырех приходских церквей тогдашнего Дублина и называлась Сент-Патрик-ан-Инсула – «Святой Патрик на острове». Вся дальнейшая история собора вплоть до XIX века – это история его разрушений и восстановлений. Первоначальная башня и части западного нефа были уничтожены пожаром в 1362 году, но к 1370 году их воссоздали заново. В 1537 году, с началом Реформации, все изображения святых, стоявших в нишах хора, были уничтожены по приказу Томаса Кромвеля, а все имущество собора и его землевладения были конфискованы в казну. В 1555 году, во время правления Филиппа и Мэри собор был восстановлен в правах, началась реставрация, и по указу королевы возвращены многие ценности ранее изъятые из собора. В 1560 году на башне Собора Святого Патрика были установлены одни из первых общественных часов в Дублине.


Сегодня, любуясь переливами красок в интерьере, смягченных потоками рассеянного света, льющегося из витражных окон, трудно представить себе, что в XVII веке в соборе были устроены конюшни для протестантской армии Оливера Кромвеля.

Традиции дня Святого Патрика


С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.


По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник. Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.


Помимо трилистника, символами этого дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).



Лепреконы - сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом - непременные герои праздника. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.


Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно — компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.



К народным относится и традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе. Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" ‑ единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо – на счастье.


В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что в этот день св. Патрик превращает все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной. Кроме того, существует множество блюд, в приготовлении которых используются разные сорта пива.


GUINNESS STEW (Гиннес Стью)
говядина 0.5 кг, лук репчатый 1 шт, морковь 2 шт, баклажан 1 шт, мука пшеничная 1 ст.л., масло растительное 2 ст. л., соль, перец, пиво Guinness 1 пинта
Порезать говядину, на небольшие кусочки, примерно 5 см., посолить и поперчить по вкусу. Обжарить в большой сковороде на растительном масле до коричневого цвета. К мясу добавить лук, порезанный полукольцами и обжарить его в течение 5-ти минут. Залить полпинты пива. Дать пиву укипеть, затем залить оставшуюся половину Гиннеса. Когда мясо будет готово, добавить морковь и баклажан, порезанные кубиками. Гиннес стью в конце надо загустить. Для этого нужно взять немного жидкости, дать ей немного остыть, и добавить в нее муку. Размешать до однородной консистенции венчиком и постепенно добавить обратно в стью помешивая, чтобы не было комочков. Отдельно сделать картофельное пюре и выложить его в тарелку со стью. Украсить петрушкой.

Коктейль "Ирландская роза"


Jameson Irish Whiskey 50 г, Carmichaels Irish Cream 10 г, содовая 100 г, горький шоколад тертый, сироп из лепестков роз 10 г, 1 роза
Для приготовления коктейля берём бокал, край его смазываем лимонным соком, обмакиваем в тёртый шоколад. Наливаем виски, содовую. Отдельно ликёр смешиваем с сиропом из роз, затем аккуратно выкладываем эту массу на дно бокала. И последний, самый главный ингредиент, это бутон розы! Кладём его в бокал и... коктейль "Ирландская роза" готов!

Празднование Дня Святого Патрика


Ирландцы начали отмечать День святого Патрика (ирл. Lá ’le Pádraig или Lá Fhéile Pádraig, англ. St. Patrick's Day) в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.



В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

таверна «Корона и чертополох»
В День святого Патрика устраиваются парады, первый из которых прошел на территории современных США в XVIII в. Одни полагают, что это произошло в 1737 году в Бостоне. По мнению других, – в 1762 году а Нью-Йорке. Третьи отдают пальму первенства Филадельфии и отсчитывают историю праздника с 1771 года. Зато относительно первого «застолья» по случаю Дня Святого Патрика разногласий почему-то нет: по общему мнению, оно было устроено в нью-йоркской таверне «Корона и чертополох» (англ. The Crown and Thistle Tavern) в 1756 году. В Ирландии первый парад состоялся в 1931 г. В России парад в честь Дня святого Патрика проходил с 1992 по 2010 гг. Инициаторами проведения этого мероприятия стали президент ирландской компании "Аэр Рианта" Дерек Кео и Юрий Лужков, бывший тогда заместителем главы Московского городского Совета. В 2011 г. посол Ирландии в России заявил об отмене парада.



Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью-Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго.


Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое (хотя изначально, до XVII века (в том числе до того, как во время восстания 1798 года ирландские солдаты не надели для привлечения внимания зелёную униформу), цветом, ассоциируемым с Патриком, был синий). Для норовистых мужчин – чем не предлог повнимательнее присмотреться к нарядным девушкам? А вдруг…




Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.


В этот день устраиваются музыкальные и пивные вечеринки. В честь святого Патрика устраивается парад с песнями и плясками, ирландское пиво льется рекой (в Канаде этот праздник лоббирует фирма Guinness).



Парад в Нью-Йорке.

В нем участвуют подразделения армии США. А рядом – маршируют гвардейцы в мундирах колониальной эпохи. Наверное, это дань прошлому: генерал Джордж Вашингтон во время войны за Независимость издал прокламацию, в которой объявлял 17 марта 1780 года праздником Континентальной армии. Как указывается в прокламации, учреждение – «акт солидарности с ирландцами в их борьбе за независимость». За военными по главной улице движутся расчеты пожарных на антикварных авто, катятся агрегаты пожаротушения из восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Кругом гремят оркестры, слышны переливы волынок, трели флейт, дробь барабанов. Похожие на Мальвин танцовщицы в коротеньких юбках и напудренных париках отбивают «степ» ирландских танцев.


Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player



В толпе попадаются даже рыцари, наверное, века из пятнадцатого… Ну да, ведь именно 17 марта 1452 года в битве при Альпорчонах крестоносцы разгромили воинство мусульманской Гранады. В Испании было дело… Непременные участники парада – братья ордена; если не ошибаюсь – члены ложи Кена в Александрии. Они все, как один, в каких-то турецких фесках со знаками и символами масонства. Впрочем, главная интрига – в другом: эти большие дяди непонятным образом были втиснуты в маленькие детские автомобили, и колона двигалась, притормаживая, в сопровождении эскорта полицейских. «Не формат» праздничного дня...



Комментариев нет:

Отправить комментарий