Нет более светлого дня в нашем календаре, чем День граненого стакана. Этот незамысловатый предмет стал настоящей легендой среди застольщиков, они называют его самыми ласковыми именами и прозвищами.
При том, что каждый называет его по-своему, все застольщики едины в том, что граненый стакан и есть их самый близкий друг.
В этот день вы не увидите ни одной рюмки, ни одного фужера и уже тем более бокала, все отдают дань уважения своему самому близкому и старому другу - граненому стакану.
Он прост и в то же время многогранен.
Я нынче утром новость услыхал
Ее принес один мужик с экрана…
Весьма солидный (вовсе не нахал)
Вещал о Дне рождения стакана!
Я не поверил, чуть оторопел…
Я притчу знал (и думал это шутка)
Что ж день так день, здесь рюмка не у дел!
Стакан большой, а рюмочка малютка!
Кто пил «столичную», а кто вливал «портвейн»,
Кефир и ряженку (тут не нужна сноровка).
Те, что с фантазией - готовили глинтвейн,
А детям наливалась газировка…
И за копеечку, и сладкую за три…
А я пью чай (мне на работу рано).
А кто движением простым: на раз два три!-
Стакан поднимет в День граненого стакана!
Павел Седой
Праздник с забавным названием «День граненого стакана» существует на самом деле, а не только в шутках над любителями выпить. Кто ввел его в обиход, неизвестно. Точно, не Политбюро ЦК КПСС. Но праздник с таким названием не мог не прижиться. Он и прижился. Более того, появилась серьезная опасность фальсификации. Всяк норовил объявить Днем граненого стакана любую удобную для личной выпивки дату. Тут уж пришлось сказать свое слово ученым.
Официальным днем рождения граненого стакана считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной - автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Считается, что она разработала этот дизайн в 1943 году в блокадном Ленинграде, где возглавляла Мастерскую художественного стекла. О величественных памятниках в осажденном городе тогда не думали. Мастер советского монументализма перешла к простым формам.
Хотя документально авторство Мухиной нигде не зафиксировано, однако об этом свидетельствуют все ее коллеги. Многие утверждают, что в свободное от создания монументальных шедевров время Мухина занималась и стеклом, сотрудничала с различными стеклозаводами, даже создала пивную кружку. Родственники также эти факты только подтверждают.
Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором того самого "Черного квадрата".
Осенью 1930 года Малевич был арестован органами ГПУ и провел в знаменитой питерской тюрьме «Кресты» три долгих месяца. Следователь прямо говорил художнику: «О каком сезанизме вы говорите? О каком кубизме вы проповедуете? У нас есть только один "изм" - это марксизм».
Чай в камеру приносили не в жестяной кружке, а в круглых стаканах без подстаканников. Хрупкое стекло часто ломалось в мощных руках зеков, которые сильно сжимали стакан, чтобы согреться. В голове Малевича, который всегда предпочитал жесткие геометрические формы, тут же родилась идея: а что, если стакан делать не круглой формы, а в виде многогранника? Тогда его жесткость повысится многократно!
Выйдя из заключения, Малевич поделился идеей создания граненого стакана со скульптором Верой Мухиной. Та через своих друзей-художников добилась, чтобы такой стакан запустили в производство.
Факт, конечно, маловероятный: конечно, Малевич – не путать с Кандинским – жил и скончался в СССР, но задолго до блокады и выпуска граненого стакана. А что "Черный квадрат" тоже с углами – это не улика. Так что классика супрематизма в создании советской массовой посуды можно не подозревать. Что до Мухиной – допустить это можно, она, по свидетельству правнука, и фантики для конфет рисовала.
Некоторые, правда, утверждают, что уникальную форму подсказал ей муж, известный врач Алексей Замков, ставший прототипом доктора Преображенского в "Собачьем сердце" Михаила Булгакова, лечивший гравиданом - лекарством на основе мочи беременных женщин - импотенцию у высокопоставленных чиновников и любивший пропустить после работы рюмашку-другую чего-нибудь покрепче чая.
Не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.
КАК ВЕРА МУХИНА ПРИДУМАЛА ГРАНЁНЫЙ СТАКАН
"Посвящается одному Многогранному..."
Вера за жизнь «наваяла» немало.
Вот и теперича, посреди ночи,
Вера лепила и снова ломала -
Не получался у Веры рабочий.
Тот, что с дородной колхозницей рядом…
Вера кусала рубашку за ворот,
Вера сверлила рабочего взглядом,
Вера отбила рабочему молот,
Вместе с его «работящей» рукою…
Плюнула, топнула, смяла косынку,
Вытерла пот и с усталой тоскою,
Пнула скульптуру тяжёлым ботинком…
Вера почти что утратила веру
В жизнь воплотить наконец-то задумку…
Вера всегда презирала фужеры,
Вера в серванте нашарила рюмку…
Тяпнув сто грамм, для поднятия духа
И чтобы стресс накопившийся снять,
Мухина, будучи сильно «под мухой»,
Вновь собралась уже было… ваять?!
Шмяк!
«Ах ты мать твою! Как самогонку
Пить из такой ненадёжной посуды?
Что за убожество на ножке тонкой?
Шмякнешь… и сразу осколки повсюду…»
Палец творца был осколками ранен -
Вера увидела корень проблемы!
Первый набросок на ватмане… Грани…
Этот предмет не для светской богемы,
Этот предмет для рабочего класса,
С виду простой, но такой многогранный!
Вера лучилась довольной гримасой -
«Уж если пить самогон, так стаканом!»
------------------
Вот такая история...
Из жизни представительниц
творческой интеллигенции.
Сестра Риммовна
Впрочем, гранёный стакан был известен задолго до этих событий.
Диего Веласкес. "Завтрак". ок. 1617 г. |
Наиболее правдоподобной является версия о причастности к созданию необычного сосуда представителей купеческой династии Мальцевых. В 1756 году Аким Мальцев построил на реке Гусь, что в нынешней Владимирской области, первый стекольный завод. По данным историков идея была позаимствована у американцев, которые стали изготавливать оригинальный вид посуды в начале XIX века. Вот Мальцевы и переняли опыт заграничных коллег. Есть также некоторая информация о появлении граненого стакана еще во времена правления Павла I – он де использовался в качестве мерного сосуда для вина в армии, и был сделан вручную.
Происхождение самого слова однозначно не определяется. В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.
В некоторых источниках упоминаются гранёные стаканы Уршельского стекольного завода 1914 года. |
"Утренний натюрморт". Кузьма Петров-Водкин. 1918 |
"Натюрморт с чернильницей". Кузьма Петров-Водкин. 1934 |
"Розовый натюрморт". Кузьма Петров-Водкин. 1918 |
Впрочем, что там Петров-Водкин. Сам Карл Фаберже, известный всему миру как создатель великолепных пасхальных яиц, за 10 лет до картин художника создал произведение, воспевающее граненый стакан, и представляющее собой дощечку, на которой красуются кусок яичницы с восседающей на ней мухой, граненый стакан с водкой, таранька, сигаретный бычок и обрывок газеты, представляющей собой точную копию "Ведомостей Санкт-Петербургского градоначальства" от 18 октября 1905 года с текстом манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанного 17 октября российским императором Николаем II. Стоит отметить, что пролетарский завтрак выполнен из дорогих материалов: дощечка изготовлена из яшмы, желток - из янтаря, белок выкрашен белой эмалью, рыба, муха и обрывок газеты сделаны из серебра, а бычок - из серебра и кварца. Стакан с водкой выполнен конечно же из хрусталя. Музей Фаберже в немецком Баден-Бадене приобрел это великолепие у парижского коллекционера за 800,000 евро, или $1,070,960. Таким образом, эта работа Фаберже стала, пожалуй, самым дорогим несъедобным завтраком в мире. По словам основателя музея, русского бизнесмена Александра Иванова «это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже. Он не сделал более ничего подобного, и тем не менее, он конечно попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени».
"Грэй поднялся вверх, дал знак оркестру и, сняв фуражку, первый зачерпнул граненым стаканом, в песне золотых труб, святое вино" (Александр Грин, "Алые паруса", год создания – 1923-й). Писатель-романтик, конечно, выдумал Лисс и Зурбаган, но его фантазия вряд ли распространялась на сортовую (по советской терминологии) посуду.
Стакану уделил своё внимание и вождь мирового пролетариата в своем нетрезвом докладе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина»:
"Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья.
Но стакан имеет не только эти два свойства или качеств или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и "опосредствований" со всем остальным миром.
Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен ли он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное. Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т.д."
Впрочем, большевикам в начале 20-х годов ХХ века был милее другой стакан. Нет, не тот, о котором вы могли бы подумать, а "стакан воды", точнее его теория, приписываемая потомственной дворянке из рода князей Домонтович, убежденной большевичке с 1915 г., первой в мире женщине-министру (точнее наркому государственного призрения (социального обеспечения) в первом Советском правительстве, что практически одно и то же), первой женщине-послу (звание это у неё оспаривают, но не очень убедительно, например, считая, что первой была шведка Катарина Стопиа ещё в XVII в., отправившаяся вместе с мужем на службу в Москву, а после его смерти занявшая его место) Александре Михайловне Коллонтай, относившейся к традиционному институту семьи крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества, написав в статье «Отношения между полами и классовая мораль»: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса». Именно поэтому ей и приписывалась фраза: "Заняться сексом так же просто, как выпить стакан воды". Кстати, о ней Иван Бунин, щедро одаривавший ядовитыми характеристиками почти всех своих заметных современников, так же ядовито писал: "Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирожденных преступниц и проституток... О Коллонтай — Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы — «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку — и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!». Но вождь мирового пролетариата не одобрил попытку Коллонтай обосновать отношение к сексу с марксистской точки зрения. Судя по воспоминаниям Клары Цеткин, он прокомментировал эту идею язвительно: "Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?" Ильич (пером Клары Цеткин) разъяснял, что «теория стакана воды» «не нова и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как «эмансипация сердца». В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела». (Ильич — или же Клара — допускает существенную неточность: об «эмансипации плоти» (это более точный перевод) заговорили отнюдь не пресыщенные буржуи, а социалисты-сен-симонисты и, вслед за ними, Генрих Гейне.) Кроме того, данную теорию раскритиковал первый нарком просвещения РСФСР А.В.Луначарский в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». С тех пор авторство данной теории стало необосновано приписываться Коллонтай, а так же изредка Кларе Цеткин, Розе Люксембург или Инессе Арманд, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды». Впервые же упоминание о стакане воды появляется в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцем Листом как раз в середине XIX в. (1852 г.), и приписывается подруге Шопена и главной эмансипантке той эпохи Авроре Дюдеван, более известной под именем Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит». В борьбе за равноправие полов писательница и революционерка так увлеклась вопросами любви, что «автором» теории стакана воды нужно считать именно её. По крайней мере, ранее никто так поэтично на эту тему высказаться не успел. Если, конечно, верить воспоминаниям Листа. Доподлинно не известно, каким образом эта французская идея проникла в умы революцинных низов молодой Советской Республики. В первые годы Советской власти гражданам нового государства предлагалось отказаться от устаревших семейных ценностей и с головой окунуться в разврат, то есть, простите, в новую жизнь. Легенд о воплощении теории в реальность ходит немало – одни историки утверждают, что в России её не пропагандировали вовсе, другие, напротив, с пеной у рта доказывают её существование, более того, время от времени на поверхность всплывают душераздирающие факты о женщинах в качестве национального достояния и отмене брака как такового, впрочем, трактовать эти факты можно по-разному. Так или иначе, итог один – совокупляться можно с кем угодно и когда угодно, главное не подхватить какого-нибудь неприятного заболевания. Факт остается фактом: именно в 20-х годах теория «стакана воды» приобрела свою истинную форму и размах. Пропагандировала её в основном молодёжь, которой, судя по всему, неожиданная свобода странным образом подействовала на мозг и жизненные взгляды. В 1925 г. в Москве даже появилось общество радикальных нудистов. Чтобы окончательно избавиться от предрассудков, организаторы «клуба по интересам» и их подопечные предпочитали не одеваться вовсе, чтобы ничто не мешало совокуплению в любой момент. Женщинам, однако, разрешалось носить сумочку. Весь этот разгул "демократии" закончился тем, что в итоге правительство стало запрещать публичный секс, вплоть до Перестройки, когда на весь мир прозвучала знаменитай фраза: "В СССР секса нет!". Что касется самой Коллонтай, то к концу жизни взгляды Коллонтай на роль сексуальности в жизни женщины претерпели трансформацию. Подводя итог своей общественной деятельности, Александра Коллонтай писала: «Не сексуальные отношения определяют нравственный облик женщины, а её ценность в области труда, общественно полезного труда». В последние годы публицистка соотнесла два основных, важнейших аспекта своих феминистских воззрений – сексуальный и общественный, отдавая предпочтение последнему...
Как считают в музее стекольного завода, Мухина ничего нового в граненый стакан не привнесла. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов, и гранчаки идеально подходили.
Но, запущенный в массовое производство мухинский стакан завоевывал всенародную любовь. Гранчак вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за «приличной» толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. кстати, песок, из которого льют стаканы в Гусе-Хрустальном, и который присущ только их краям, называемся бриллиантовым, потому что совершенно не имеет примесей.
Правда, и крепкий граненый стакан отчаянно бился в отечественных машинах, и посудомойки, замаявшиеся платить за механизацию из невеликих зарплат, с облегчением вернулись к ручному труду.
После войны стаканы начали штамповать на многих стекольных заводах СССР по 5-6 сотен миллионов в год, из расчета по паре штук на человека. Граненые стаканы были в каждой квартире, в столовых, в воинских частях, тюрьмах, больницах, школах, детсадах. В каждом рабочем кабинете имелся поднос, на котором красовался графин воды и пару гранёных стаканов. Из точно таких стаканов добродушный Новосельцев приводил в чувства любимую героиню всеми полюбившегося «Служебного романа» — Людмилу Прокофьевну. На каждом совещании или партийном заседании неизменно возле каждого делегата красовался красавец – гранёный стакан с водой.
День граненого стакана
Мы все забыли, как ни странно,
а это вам не дребедень,
про День граненого стакана,
для нас довольно важный день.
А ведь когда-то непрестанно,
под тост такой простой: -Даешь!-
вино хлестала из стакана,
по подворотням молодежь.
И старики не отставали,
чтоб точно мерить им сто грамм,
в буфете завсегда держали
граненый маленький стакан.
И в гаражах у нас водилось,
отдать дань нужно мужикам,
как первая необходимость,
в пивнушке стыренный стакан.
Смешно сказать, но я скучаю
по стародавним тем денькам,
когда компота или чая
я наливал в такой стакан.
Он наш великий уравнитель
и символ времени того -
директор, грузчик и учитель,
все что-то пили из него.
Шестнадцать граней у стакана
- символика минувших лет,
блеск нерушимости огранной
державы, коей больше нет!
© Copyright: Митя Трофимов, 11.09.2013
Свидетельство о публикации №113091104531
философия граненого стакана:
Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной русской души». Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчак - «и мера вина, и мера вины».
Стакан сопровождал русского человека — от первого сцеженного(недопитого) молока из груди матери —
до недопитого стакана с водкой, прикрытого кусочком хлеба на могиле.
Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым стаканом». Ведь "без стакана не разберешься".
К слову, стахановское движение могло быть «стакановским». Есть легенда, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов.
Я всеми любимый граненый стакан.
Я символ советской эпохи!
Меня подносили ко влажным губам
Генсеки и праздные лохи.
В меня наливают и спирт и кефир.
Гожусь и как кухонный мерник.
Нас много, мы в каждой из русских квартир.
Найдется ль достойный соперник?
В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии министра обороны Георгия Маленкова. По его приказу по выходным и праздникам отдельным категориям военнослужащих (в частности, курсантам военных училищ) полагалось по 200 г водки во время обеда. Те, кто не пил, обменивали свою пайку алкоголя в объёме гранёного стакана на сахар или табачный паёк у своих сокурсников. Этот обычай просуществовал очень короткое время, но запомнился многим ветеранам военной службы.
Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи — как чего-то публичного, общественного, объединяющего.
Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах.
Газировка в граненом стакане,
За копейку, - за три, с сиропом!
Мы любили тебя без обмана,
Проносясь по детству галопом!
И никто не боялся заразы,
Все умели водой насладиться!
Сразу мыли граненый стаканчик,
Что б в толпе все успели напиться!
«Газировка!», - ты нас обожала!
Шесть копеек, - двойной, с сиропом,
Ублажала нас всех, уважала,
Не в пример «зажиревшим» Европам!
«Многогранник - прозрачный стаканчик!», -
Вас, бывало, под водочку брали,
«На троих», за углом с закуской ,
Но всегда, назад возвращали!
И хоть вырос давно из штанишек,
Но в душе, я тот маленький мальчик,
И я помню тебя, - газировка!
И тебя, мой граненый стаканчик!
Сергей Ирза
На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках.
Валерий Барыкин. Коммунальная квартира |
Стакан идеально подходил для измерения объема жидких и сыпучих продуктов и вычисления их массы (если налить в стакан жидкости до ободка – получится ровно 200 миллилитров, с ободком – 250). Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок. Что бы зимой не запотевали окна, предприимчивые граждане, ставили стаканы наполненные солью между окнами.
Виктор Мымрин. Продавец семечек. |
Татьяна Сипович. Семечки 2008 г. |
Олег Куприянов. Торговка семечками. |
ЮРИЙ АБИСАЛОВ. Продавец семечек |
Виктор Мымрин. Семечки. |
А еще его можно было использовать вместо вазы.
И проделывать с ним различные трюки:
* Известен такой фокус со стаканом. Если стакан наполнить водой, а затем накрыть листом плотной бумаги (например, открыткой), плотно прижав бумагу к стакану, то его затем можно перевернуть, и вода не выльется (из «Занимательных задач и опытов» Перельмана).
* Прозрачный стакан может быть использован для демонстрации оптических явлений. Например, ложка, частично погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная.
* Советский гранёный стакан, наполовину заполненный водой, можно поставить «на ребро», то есть уравновесить в положении, когда он касается поверхности одним ребром.
На стыках времен и безделья,
Среди мимолетных имен
Соратник борьбы и похмелья,
Был круглый стакан огранен.
Как символ прожитой эпохи,
Стал другом большим для людей.
Скрепляя сердца в суматохе,
На фоне партийных идей.
Служил он на свадьбах и случках,
Бывалых друзей хоронил,
И радуя люд в дни получки,
Он верность и дружбу хранил.
Сегодня слегка позабытый,
Он в памяти словно алмаз.
Но все же когда он налитый
Сквозь грани нам радует глаз.
© Copyright: Илья Давыдов, 2009
Свидетельство о публикации №109121803753
Огранка классической формы.
Вместимость его не мала.
Есть разовой дозы он - норма.
Он символ эпохи, скала.
Дитя трудового народа
Однажды попал в ресторан.
Немного похож на урода,
Был потный гранёный стакан.
На свадьбе весёлой гуляет,
С фужерами рядом стоит.
Он водку в себя наливает,
На хрупкую рюмку глядит.
Три раза по двести вмещает,
Язык развязался в момент.
И дерзко стакан возвещает
Ей,пошлый как мир, комплимент.
Вином дорогим разогрета,
Не прячет рюмашка лица.
Искрится от яркого света,
И в нём она видит самца.
Смеются фужеры ехидно,
Багровым стал нервный бокал.
Невеста его она видно,
Гранёный об этом не знал.
Но похоть в стакане бурлится,
Обидой наполнен бокал.
Мог дракой скандал разрешится,
Страстей не слабеет накал.
Однако сумел протрезвиться,
Свой норов стакан обуздал.
Он силы нашёл извиниться,
И совесть свою не продал.
Характер его простодушный
Хрустальную одурь стряхнул.
Он запах знакомый, сивушный,
Добравшись до дома, вдохнул.
Взмутила ему там подружка
Из пива и водки ерша.
Пивная гранёная кружка,
Она его жизни- душа.
© Copyright: Владимир Качанов, 2009
Свидетельство о публикации №109042403589
Все увязано в этом мире…
Пусть первична материи ткань,
Но сознание лезет настырно
Ощутить стеклотарную грань…
Евгений Голубев
Сказание о гранёном стакане
В серванте моём, в отраженьи зеркал,
Среди хрусталей и фарфора,
Стоит одинокий гранёный стакан –
Предмет моего разговора…
Его под навесом нашёл меж стропил,
Где в юности давней балдели,
Лет тридцать тому я его заложил,
Да так и не вспомнил доселе
Спокойно, размеренно, правильно жил
В размеренно – правильной скуке,
Как вдруг, навалилась стеной «ностальжи»
Когда он попался мне в руки
Я вспомнил «Анапу», «ВолжАнку», «Агдам» -
Приметы савейской житухи…
Все виски-текилы сейчас бы отдал
За «с горкой» стакан бормотухи!
И в воспоминанья как в воду нырнув,
Увидел – на лавочке гордо
С отца семиструнки снимал я струну
И шОркал «гишпанским» аккордом,
На шОрканье это, вокал с хрипотцой
Сбегались окрестные тёлки
«Гаврош», мини-юбки, базар с наглецой –
Отличницы и комсомолки
Они с нами пили дешёвый портвейн,
Чуть морщась, блестели глазами
И осуществлялся натурообмен
Нехитрого секса азами…
Давно уж отсутствую в этих краях,
Мой голос – глухой и нечёткий,
Отцова гитара погибла в боях,
А тёлки – давно уже тётки
И только последний из всех могикан
Всю толщу времён проницая,
Мой старый дружище – гранёный стакан
Таинственно гранью мерцает
Он ждёт терпеливо и ночью и днём,
Пока я его благодарно
Наполню хотя бы кубанским вином,
Коль нету родного «Агдама».
Будяра (Андрей Хабров)
Стаканы были разными по объему – 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировалось от 8 до 14. Самый первый стакан имел 16 граней, что считается сегодня «классикой жанра». Встречаются экземпляры и с 18, и с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как выпускать стаканы с четным количеством граней проще).
"Было множество граненых стаканов: малогранные архаичные, залитые злой сталинской водкой, было следующее поколение – волюнтаристские хрущевские граненые стаканы с ободком сверху, наследованные брежневским застоем. Затем наплодились граненые стаканы с неполным гранением – до середины, со сложно профилированными гранями.
И мы, вслед за Кручиной и другими старшими товарищами, считаем стандартом двестиграммовый десятигранник с ободком, хотя, как дотошные грибники, в разных потайных местах обнаруживали россыпи двенадцати-, шестнадцати- и семнадцатигранников[...]
Граненый стакан развитого социализма отличался от граненого стакана времен культа личности тем, что грани были только снаружи." ((с) Владимир Березин)
Восьмёрку пифагорейцы считали числом справедливости и полноты, для китайцев восьмёрка ассоциируется с музыкой и означает организованное множество. Полнота и множественность - идеальные характеристики для гранёного стакана. Полнота налива и множественность использования (прочность и отсюда - долгая эксплуатация). Тёмная сторона восьмёрки заключается в сильной привязанности к материальным объектам и сомнительными представлениями о морали. Опять же - всё подходит: привязанность и аморальное поведение "после пятого стакана".
Десятка - число полноты и абсолютной завершённости. Десять - объединение бытия и небытия. По представлениям пифагорейцев, десятка - идеальное число, относится к треугольным числам, оно даёт нам тетрактис (десять точек). Полнота и завершённость, бытие и небытие - всё это явлено в гранёном стакане. Треугольность же числа десять даёт привычное "на троих".
14 - число риска, страха, недостаточной самооценки - всего того, что ведёт к уходу в себя и, как следствие, к алкоголизму. Четырнадцать - число движения, совмещения вещей и людей. Должно быть, отсюда - желание "сообразить".
17 - отражает стремление к независимости, энергичность и творческий настрой. Всё как по учебнику - куда без этих качеств в застольной компании?
Поэма о граненом стакане
Вы считали когда-нибудь сами,
Ради шутки иль просто так,
Сколько граней в граненом стакане?
Для меня их число не пустяк.
Подсчитать? Может быть интересно!
Хоть само по себе и смешно.
Но и всё же, привстаньте от кресла,
Потревожьте буфета стекло.
Вот в руке он, и нежно и цепко
Крутят пальцы стеклянный круг.
Но всмотритесь в него и невольно
В вашей памяти выплывет вдруг:
Сколько раз мы его держали,
И по будням и в праздничный день.
Как на свадьбах вино наливали,
А в столовых компот и кисель.
В поездах, от бессонницы тряских,
На столах, где дорожная снедь,
Проводницы, как штурманы счастья,
Выдавали нам чай и постель.
В подстаканнике с ложкою звонкой
В дальний путь за леса и моря.
Но, порою, не чаем, а водкой
Мы топили его по края.
И в разгуливе пьяных веселий,
Размахнувшись рукою всей,
Сгоряча разбивали об пол
Безответных стеклянных друзей.
Ну так что ж, они бьются на счастье!
И на тыщи стеклянных брызг
Разбивается наше счастье
Под похмельный угар и свист.
Лишь на утро, осколками эха,
Подметут их дрожащей рукой.
И брильянтами дивного света
Отразится в них день заревой.
Но стакан ведь не только для пьянства
И приятно в июльский зной,
Изнывая от жажды наполнить
Его грани студеной водой.
Из него молоко на завтрак
В школе пьет по утрам детвора.
И насыпет муку стряпуха
В кадку с тестом для пирога
Как ступени в знакомом доме,
По которым ступаешь весь век,
Его грани истерты и тусклы.
Замечает ли их человек?
Он гуляка и он же трудяга,
Всем он нужен и всяк ему рад.
Посчитай его грани. Их двадцать.
Я не знаю кто выдумал так.
АЛЕКСЕЙ ПОПОВ
Граненые стаканы нравились многим, но особой любовью они стали пользоваться после того, как в хрущевские времена в палатках запретили торговать водкой в розлив, а из магазинов исчезли "чекушки" (250 г) и "мерзавчики" (125 г).
В результате возник ритуал распития пол-литровой бутылки водки "на троих", "по семь рваных" (рублей) и с поиском "третьего", к которому после принятия в компанию обращались с обязательным вопросом: "Стакана нет?". Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое «по совести». Венцом эстетики и культуры пития стала «алкогольная» поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», с его хрестоматийной уже фразой: «...и немедленно выпил». «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый» (Венедикт Ерофеев)
В 50-е годы в СССР было поверье, что те, кто пьёт из гранёного стакана никогда не будет испытывать недостатка в водке. Вызвано это было как тем, что преломление света в стакане не всегда позволяло определить точное количество напитка, так и тем, что гранёные стаканы выпускались разного объёма (от 50 до 250 граммов), соответственно была градация "на вырост", дающая плодородную почву для хмельных фантазий.
Сергей Довлатов писал в «Заповеднике»: «Обхватил стакан двумя руками, выпил. Потом с шуршанием развернул конфету. Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъем». Если посетить дом-музей Довлатова в Пушкинских Горах, то можно убедиться, что описываемый стакан — граненый.
Кроме "неупиваемости" водки из гранёного стакана, также бытовало поверье о том, что после застолья с гранёными стаканами - меньше похмелье. Бывалые алкоголики объясняли этот эффект наличием у стакана граней. Знатоки хмельного ритуала выдавали эту сентенцию с видом знатоков, опровергнуть или подтвердить подобное утверждение можно было только эмпирически, наутро же можно было списать все "дефекты теории" на качество напитка.
К слову, молдавский историк Вячеслав Стэвилэ называет советский граненый стакан причиной пьянства в Молдавии. По его словам, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, устойчивый от падения и прочный. После этого молдаване стали пить больше.
Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского.
Владимир Шинкарёв, иллюстрация из книги |
Кстати, фразочка «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры. Позже стакан стал стоить 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»). Цена, как правило, выдавливалась на дне стакана.
Среди советских пьяниц бытовала идея о том, что мир, увиденный сквозь гранёный стакан представал в новом свете. Подобное видение не блажь, оно даже не лишено аллюзий в литературе и религиозных текстах.
Апостол Павел в первом послании Коринфянам говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". Очевидно, слова апостола метафорически отражают суть видения человека во время жизни, мы способны видеть Бога только как отражение, "гадательно", тогда как после жизни будем "лицем к лицу". Смотря на мир через грани стакана, советские пьяницы невольно постигали чистое видение, буквально постигая метафору библейского апостола.
В начале XIX века был распространен способ гадания с "магическим кристаллом", небольшим шаром из прозрачного, бесцветного стекла, в котором, если долго смотреть на его блестящую поверхность, будто бы могут появиться различные образы. Этот способ гадания нашёл отражение у Пушкина:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
Гранёный стакан - тот же магический кристалл. Преображаясь в гранях, отражаясь в них, мир обретает формы, недоступные при обычном видении. Впрочем, частое гадание "сквозь магический стакан" чревато не только для физического здоровья, но и для рассудка.
Стакан воды. Смоляк Андрей |
В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд - в театре «Балтийский дом» построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.
Сегодня стаканы продолжают выпускать только на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном, где 70 лет назад сошел с конвейера первый советский гранчак.
Как бы опечалился Венечка, узнав, что замечательный отечественный граненый стакан в настоящее время вытеснен из культурного поля пошлой одноразовой пластиковой посудой. В Москве сейчас на каждом углу можно купить пластиковый стаканчик, а вот классический граненый в магазинах найти трудно. К слову, известный социокультурный журнал СOLOURS, который исследует современную потребительскую культуру, подсчитал, что период естественного разрушения пластикового аналога «граненыча» - 4 тыс. лет. Утилизации не подлежит, а при сгорании выделяет вредные вещества.
Ода граненому стакану!
Что такое граненый стакан?
Ведь стекляшка,"сосуд"и не более.
Нет,друзья-это полный обман,
О себе расскажу вам такОе!..
Я стакан-многогранная призма
И что только в меня не вливают,
Через призму видны ваши мысли,
И с подачей моей-умирают.
А кого-то я часто спасаю.
От сердечных проблем-валерьянка,
20 капель на дно -все в порядке!
Или водки 100 грамм с позаранку!
В поездах-неизменный попутчик
С подстаканником верным напару.
Как в копилку в меня кладут "рубчик",
Ставят дрожжи во мне на опару.
А когда-то за три копейки
Газировкой в жару наслаждались...
А коль был я разбит иль украден-
ПОтом долго потОм обливались!
Я такая удобная тара,
200 граммов во мне-это норма!
Не терплю только об пол удара
И,конечно,семейного "шторма"!
Виктория Полински
Комментариев нет:
Отправить комментарий