среда, 16 декабря 2015 г.

Светлана Сергеевна Дружинина. 80

фото © Кирилла Каллиникова. РИА Новости
Сегодня Народная артистка России Светлана Дружинина отмечает юбилей. Светлана Сергеевна не привыкла сидеть на месте. В детстве она увлекалась цирковой акробатикой. В молодости профессионально занималась хореографией и балетом, а также училась на актёрском факультете ВГИКа — позже закончила там же ещё и режиссёрский. Одновременно играла в волейбол. Работала на телевидении, вела КВН... Она всегда всего добивалась сама и никогда не зависела от обстоятельств. Так Дружинина сама говорит о себе. Сейчас Светлана Дружинина — известная актриса и режиссёр, а компанию на съёмочной площадке ей часто составляет сын Михаил — кинооператор и продюсер.

Светлана Сергеевна Дружинина родилась 16 декабря 1935 года. Мама — Мызникова Анна Даниловна (1910—1990), донская казачка, работала воспитательницей в детском саду. "Моя мама — комсомолка, спортсменка, казачка и баба лихая — рано начала свою самостоятельную жизнь. Своего мужа, моего отца [отец — Дружинин Сергей Иванович, сын священника, шофёр], она потеряла на войне [погиб под Смоленском]. Кормила семью, постоянно работала... Помню, как мы с мамой вернулись из эвакуации и оказались бездомными — нашу квартиру заняли. И мама привела меня в церковь, к звонарю моего деда. Мы поднялись по высокой каменной лестнице, вошли в узенькую дверь и оказались в крошечной комнатке с двумя полатями и узеньким окошечком. У звонаря и его жены я прожила несколько дней. Мама оставляла меня у них, а сама бегала пробивала права на какое-то жилье. Мне в тазу с горячей водой парили ноги, потому что я была сильно простужена. В конечном счете мы получили комнатку в криминальной Марьиной Роще, где орудовала банда «Черная кошка» — многих ее членов мы знали в лицо…". Но о том периоде она вспоминает по-доброму, в телепрограмме "Большая семья" говорит: "Мое детство было прекрасным, я ни о чем не жалею... И война - это очень страшно и очень интересно, потому что ты все время думаешь о том, как помочь себе, как помочь маме, как помочь своим близким. Это возмужание прежде времени". "Детство было военным и послевоенным, беспризорным и голодным. Тогда счастьем было поесть. Иногда даже что-то и спереть. Можно было стащить в школьной столовой кусочек сахара, за который потом лупили ремнем или выставляли на всеобщее обозрение, на позор. А уж каким счастьем был кусок хлеба во рту! При карточной системе всем полагалось по 300 граммов хлеба. Получали мы его в булочной на Тихвинской улице. За хлебом приходила целая орава детей. Девочки отличались от мальчиков только тем, что на стриженной под ноль голове у них был чубчик, а у мальчиков — нет. И все становились в длинную очередь. Продавщица отрезала от большой буханки черного хлеба так, чтобы обязательно был недовес. Сейчас я понимаю, что продавщица проделывала все сознательно. Мы видели, что показывают весы, и все громко орали: «Недовес!» И тогда она отрезала еще маленький кусочек. И опять мы долго ждали, когда успокоится черная стрелочка, и опять возмущались: «Нет!» И тогда отрезался еще меньший кусочек хлебушка, пока черная стрелочка не останавливалась точно на 300 граммах. И так было с каждым. Совершенно уникальная процедура! А все потому, что матери разрешали детям эти довески съесть. И вероятно, продавщица также позволяла это своим детям. И потом мы шли от Тихвинского переулка до нашего Сущевского Вала, соревнуясь, кто дольше продержит свой маленький довесок во рту. Периодически мы высовывали языки с лежащими на них кусочками хлеба. Смотри, мол, мой еще цел! Потом мы доходили до керосиновой лавки, где дивно пахло керосином и резиновыми калошами. И там обычно приступали ко второму довеску. Вот что было тогда счастьем…" Актриса так вспоминает о своем детстве: "Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в "казаков-разбойников". Чтобы мы не завшивели, брили нас наголо. И носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам".

Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино "добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила. Светлана год успешно занималась в группе цирковых акробатов и значилась в программе как "девочка-каучук", а ее партнером по арене был "гуттаперчевый мальчик". "А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, - вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. - Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. "Домашний арест" продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу".

Светлана Дружинина - воспитанница балетной школы
"Еще счастьем было море. Я увидела его намного позже, когда уже училась в балетной школе. Меня отправили в Сочи к маминым родственникам, жившим недалеко от легендарного перевала, который во время войны не могли взять немцы. Оттуда я добиралась на каком-то маленьком «уазике» до вокзала, а от вокзала шла пешком до моря. Оно казалось мне прекрасным. Хотя на самом деле было загаженным, с огромным количеством народа — надо было далеко уплыть, чтобы оторваться от суеты и грязи". Как-то в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой известной танцовщицы Айседоры Дункан — та занималась в хореографическом училище при Большом театре. Дружинина, которая всегда любила танцевать, захотела тоже попасть туда, но набор был уже закончен. Тогда девушка поступила в другое хореографическое училище — при Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. А через какое-то время перевелась оттуда, куда и хотела изначально — кстати, в училище при ГАБТ молодая балерина училась вместе с Марисом Лиепа и Наталией Касаткиной. “Атаманшу из Марьиной Рощи”, как прозвала ее местная ребятня, все реже было видно среди своих. Дружинина перебарывала все трудности, воспитывая характер. "Особой диеты не было. Но балет и его атрибутика не терпят наполненного живота. Да и время было тяжёлое. В столовой балетной школы всегда стояли шеренги кувшинов, наполненных отваром шиповника. На обед подавали много овощей, гречневую и овсяную каши и рыбу... Наши учителя, ещё балерины Императорского театра, помимо «па» и «фуэте», прививали нам светские манеры, учили этикету, развивали в нас чувство женского достоинства... Ведь в простых школах все были равными пионерами и комсомольцами без различия на мальчиков и девочек... Балет, помимо профессионального образования, развил во мне чувство локтя, невероятное трудолюбие, дисциплину, порядок и уважение к таланту... В балете, как и в цирковом искусстве, которому мне пришлось немного проучиться, нет пощады к лодырям и бездарностям. Балет – это жёсткая школа мужества, выраженная в невероятном изяществе и воздушности полета, под которыми тщательно и искусно маскируются и пот, и слёзы, и коварство! Балет – это истинная любовь к искусству! А иначе, зачем мне, девочке из Марьиной Рощи, с шести часов утра тащиться на двух промерзших трамваях до Трубной площади, задыхаясь, бежать всю Неглинную улицу до Пушкинской 2, где и располагалось знаменитое хореографическое училище при Императорском театре Оперы и Балета, и, претерпевая боль, натирая кровавые мозоли, испытывать чувство великого наслаждения на сцене Большого театра, танцуя под музыку великих композиторов?" - делилась Светлана воспоминаниями своей юности в одном из интервью. Она планировала заниматься балетом профессионально, но окончить училище вместе с однокурсниками ей помешала травма руки.


Как вспоминает сама Светлана Сергеевна: "Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля "Березка" Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции "Щелкунчика" разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - образовалась гематома. Но, к счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой".

В начале 50-х
Светлана взяла академический отпуск, на время которого, посоветовавшись со своими педагогами, стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П.И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. Позднее они стали ведущими первых КВНов. Прямые эфиры – а в те времена отечественное телевидение работало именно в таком режиме, – стали отличной школой для будущей кинозвезды. Они научили ее не бояться камеры, быть своей у зрителей и знать свою роль назубок.

Светлана Дружинина "За витриной универмага"
Именно на телевидении Светлану увидел режиссер «Мосфильма» Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма "За витриной универмага" (1955), увидев ее в роли ведущей какой-то ритуально-праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: "Разыщите!". Разыскали. "Почитай нам что-нибудь", - попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. "Ой, не умею: Лучше я вам станцую!" И "выдала" свой дипломный испанский танец. Так она попала в кино. Но по съемочной площадке продолжала ходить "балетным шагом", пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: "Ходи нормально!" Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). Взаимоотношения этой пары были как бы на периферии сюжета, но зрители не упускали влюбленных из виду. В первой части картины герои знакомились, а затем ссорились, потому что друзья лейтенанта шутки ради пускали слух, что он женат. Оставшуюся половину фильма, лейтенант доказывал, что в сердце у него только Соня, и что он холостой. Заканчивалось все замечательно, и все были счастливы! А как еще могла заканчиваться романтическая драма из жизни советских работников торговли, снятая в 1956 году, где неглавные роли, но важных для сюжета молодых героев играли симпатичные, обаятельные дебютанты или почти дебютанты Микаэла Дроздовская, Олег Анофриев, Светлана Дружинина и Анатолий Кузнецов?! "Именно это первое свидание с магией кино и определило всю мою жизнь! Здесь, в яростном и прекрасном мире кино, можно было реализовать все те знания, которые я приобрела ранее", - вспоминает Светлана Дружинина. С одной стороны, первая роль в кино принесла успех. Впрочем, как вспоминает актриса, "Слава для меня была тяжелым испытанием. Я настолько ее стеснялась, что скупала все газеты и журналы, где были мои фото! Чтобы только никто не увидел! (Смеется.) Кроме того, вместе с известностью у меня появился назойливый поклонник, который преследовал меня аж 15 лет! Это началось после выхода фильма «За витриной универмага». Никакая милиция не могла ему противостоять. И разговаривать с ним было бесполезно, потому что он был сумасшедшим. Настоящий пациент психиатрической больницы, которого почему-то оттуда выпустили. Он мне не угрожал, но выслеживал, докучал странными разговорами... Было совсем не смешно и даже страшно. Так что, когда тебя узнают на улице, берут автографы, это, конечно, приятно. Но для меня это было и тяжело...". С другой стороны, Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. В общем, судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы. Судите сами, на одном курсе с Дружининой учились Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не отставала. Как вспоминают, диплом актерский защищала пятью киноролями! В 1960 году она окончила ВГИК.

С Вячеславом Тихоновым
в фильме "Дело было в Пенькове" (1958)
Следующей заметной киноролью Светланы Дружининой стала Лариса из картины "Дело было в Пенькове" (1958) режиссера Станислава Ростоцкого. Любовный треугольник да еще в деревне! Первый парень на деревне Матвей Морозов (В. Тихонов) и две красавицы! Одна - приезжая, из города, агрономша. Другая - своя, местная, к тому же председательская дочь. Её-то и играла Дружинина. И любовь вроде была, и свадьбу справили, да только разлюбил Матвей свою раскрасавицу жену Ларису. Полюбил, и всерьез, приезжую, городскую, Тоню (М. Менглет). И от отчаянья, послушав дурного совета, решилась гордая и смелая Лариса извести разлучницу, да вовремя остановилась. Вот только любимый муж, узнав обо всем, пошел на преступление... Сколько лет зрители, особенно зрительницы, сопереживают страстям, разгоревшимся в Пенькове, подпевают по сей день популярной песне "Парней так много холостых на улицах Саратова...". И сочувствуют обеим героиням, ведь так трудно принять чью-то сторону... Режиссер не ошибся в выборе актрис – Майи Менглет и Светланы Дружининой. Эта картина прочно вошла в классику отечественного кинематографа своими яркими характерами главных героинь. Драматического дарования ни той, ни другой было не занимать.

Анфиса (Светлана Дружинина). к/ф «Девчата»
В общем-то, если брать по большому счету, не так много было у Светланы Дружининой больших, главных ролей в кино. Однако популярными и любимыми в те годы становились не за количество сыгранных героинь. Для зрителя важно было, какие они, эти героини. Внешность, конечно, дело не последнее. Советское кино всегда было богато на красивых актрис. И у Дружининой здесь все было в полном порядке! Взглянешь, не забудешь. Но важен был и характер. А характер у ее героинь присутствовал всегда! Да вот, к примеру, Анфиса, героиня Дружининой из комедии режиссёра Юрия Чулюкина "Девчата" (1961). Много лет эту ленту любят зрители всех поколений. Сколько девушек Советского Союза мечтали быть хотя бы чуть-чуть похожими на Светлану Дружинину, перенять ее манеры эдакой уверенной в себе красавицы, поражающей сердца мужчин. Но, видимо, с этим надо просто-напросто родиться и идти по жизни, твердо веря в себя. Красивая, веселая, разбитная, любого заворожит - и местного передовика-лесоруба Ковригина, и молодого специалиста, приехавшего в леспромхоз на должность главного инженера. "Жар-птица", так говорит о ней кто-то из героев. Кажется, что все Анфисе в жизни дается легко и просто, и не верит она в "сказочки про любовь". Быть может, поэтому однажды ночью заголосит эта жар-птица, зарыдает в комнате женского общежития, переполошив соседок-девчат. И выяснится, что и одна-то она кругом, и любовь, в которую не верила, мимо прошла...

археолог Ирина Родова. "Орлиный остров"
в роли Светланы в фильме «Одиночество»
"Любимая" (1965)
В течение десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и киностудии имени М. Горького. После нескольких картин к Светлане пришел настоящий успех. Ее узнавали на улице, режиссеры предлагали новые работы. Она стала популярной и любимой актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Но все они – яркие, выразительные, характерные. Помимо упомянутых картин, она снялась в фильмах: "Мост перейти нельзя" (1960), "Орлиный остров" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Где-то есть сын" (1963), "Какое оно, море?" (1964), Одиночество (1964), "Зеленый огонек" (1965), "Любимая" (1965) и других.

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей.
Всего после нескольких картин Дружинина, можно сказать, стала звездой. Как она сама вспоминала, ее начали узнавать на улице, за руки хватали, писали письма. В общем, проходу не стали давать. И режиссеры предлагали новые роли, и вроде бы все было прекрасно. А Дружинина вдруг сама подалась в режиссеры, вернулась в тот же ВГИК, но уже на режиссерский факультет. В чем же была причина? Она объясняла это просто. Еще во время учебы на актерском факультете Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. «Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой. К тому же - капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч: поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза. Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали - два капитана». О том, что актриса станет его женой, Анатолий Мукасей пошутил лет в 17, когда впервые увидел свою будущую супругу на экране, в фильме «За витриной универмага». Как вспоминает Дружинина: "Толина мама отдыхала на озере Рица, им там показывали кино. И вот она увидела меня в фильме За витриной универмага, где я играла главную роль. И мама восхитилась: О, какая кьют! Что означало обаяшка. И она, и ее муж говорили с очаровательным английским акцентом они ведь почти все время проводили за границей, так как были разведчиками-нелегалами. Мамину реплику Толик подхватил: Хочешь, я на ней женюсь? Через некоторое время им за границу стали названивать и писать: Ваш сын влюбился в женщину старше себя! А разница была всего полтора года. Но по молодости она казалась гигантской! Мы познакомились, когда Толя был школьником, десятиклассником, а я уже училась в институте, появлялась на экране. Со мной во ВГИКе училась Толина сестра Элла, я на первом курсе, а она на третьем курсе экономического факультета. Увлекались волейболом, играли в одной команде. Причем я была капитаном. И Элла как-то раз привела своего брата-школьника и познакомила нас".

родители Анатолия Мукасея
Молодые люди учились в одном институте, вдвоем ходили на волейбол, а после свадьбы проводили время вместе и на съемочной площадке. Студенческая жизнь была у влюбленных, как у всех студентов ВГИКа, веселая, полная съемок, новых ролей, понятно, небогатая, но молодость этого не замечает. У них родились двое сыновей. Вспоминает Светлана Сергеевна: «Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: "Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать". - "Что, прилюдно? Ну, пожалуйста". Я и говорю: "Толя, я тебя люблю". А Толя встал, поклонился и сказал: "Я тебя тоже". Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни». О том, что родители жениха — советские разведчики-нелегалы, молодая актриса даже не догадывалась: Михаил и Елизавета Мукасеи жили «под прикрытием» в США, а в Москве бывали редко. Знакомиться с Мукасеями артистка приехала в скромном чёрном платьице с белым воротничком. Родителей пришлось подождать: они были на Лубянке. И когда в дом вошли мама в нарядном туалете и папа в костюме-тройке с бабочкой, Дружинина растерялась. Но Мукасеям девушка, по-видимому, понравилась — спустя какое-то время именно они предложили молодым сыграть свадьбу. Торжество устроили в шикарном ресторане, а через несколько дней Дружинина узнала, что она автоматически занесена в "черные списки" и стала невыездной. К примеру, все участницы "Девчат" объездили с картиной многие страны, а Дружинину выкинули из списка делегации в Аргентину. Подобное повторялось не раз. Впрочем был и положительный момент в общении со свекровью: позже Светлана Сергеевна признавалась, что старалась во всем копировать свою свекровь — элегантную женщину-разведчицу, которая столько лет прожила за границей. И, по словам ее супруга, актрисе это удалось — с годами женщины стали похожи. В одном из интервью Дружинина: «женщина должна быть настолько мудрой и талантливой в сложной семейной жизни, что мужчина всегда должен чувствовать себя главным капитаном. Хотя есть хорошая русская пословица «Муж – голова, а жена – шея. Куда повернёт, так и будет»». Но как бы там ни было, многие режиссеры стали побаиваться приглашать ее в свои картины, ведь с нею картина становилась "невыездной", как и сама актриса. Дружинина спокойно перенесла сей факт, решила все начать с начала и... вернулась во ВГИК. На этот раз – на режиссерский факультет.

Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится "пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в "Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко "Золотые ворота" (1969). «Тогда из актеров в профессиональную режиссуру я, пожалуй, ушла первая, – вспоминает Светлана Сергеевна. – Юлия Солнцева, наш известный режиссер, в прошлом, кстати, тоже актриса, пригласила меня вторым режиссером на свою картину об Александре Довженко “Золотые ворота”. Она говорила, что у меня есть режиссерский характер. Характер крепкий, конечно, нужен, но одним волевым стуком по столу ничего не сделаешь. Режиссура, как кто-то точно сказал, – это не просто профессия, а скорее образ и способ жизни. Я обязана держать тонус на съемочной площадке, скрывать свои проблемы, свое настроение, потому что иначе не состоится работа. Я как Суворов, все время со своей “армией”: ем в экспедициях то же, что и все, живу в тех же походных условиях, без “люксов”, езжу на “Москвиче”, что подарили спонсоры, даже на приемы в Кремль».

Первой самостоятельной работой Светланы стала картина «Исполнение желаний» (1974) по роману Вениамина Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин. Почему молодая успешная актриса резко прекратила сниматься в кино, и как решилась поменять профессию, сама артистка рассказывает в телепередаче "Линия жизни" так: "Все дело в одночасье. Я принимаю решение и потом выполняю его. Я в одночасье стала актрисой и потом в одночасье ушла в режиссерскую профессию. Я в одночасье бросила курить, я в одночасье делаю все".

Потом была музыкальная мелодрама "Солнце, снова солнце!" (1976) по мотивам повести Дмитрия Холендро "Свадьба". А затем Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили ее картины "Сватовство гусара" (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, "Дульсинея Тобосская" (1980) с Натальей Гундаревой, "Принцесса цирка" (1982) с Натальей Белохвостиковой. Кстати, цирк был ее первой любовью и в этом фильме ощущение праздника, подаренное ей в детстве, Дружинина передаёт зрителям. "Создание фильма — искусство очень живое, зависящее от многих объективных и субъективных причин, когда приходится выбирать обходные пути... Для меня важно, чтобы они были честными и достойными. В одном из моих фильмов – «Сватовство гусара» – герой в исполнении М.Боярского поёт: «...но честь, она всего превыше! Умри, гусар, но чести не утрать!»... Это – мое жизненное кредо." - говорит Дружинина.

Рабочий момент на съемках фильма Светланы Дружининой
«Гардемарины, вперёд!» (Киностудия «Мосфильм). 1987 год.
Картины Дружининой всегда имели успех, но тот, что выпал на долю ее "Гардемаринов...", мало кому даже снился! Молодые актеры С. Жигунов, Д. Харатьян, В. Шевельков после показа первой части, буквально на следующий день после телепремьеры проснулись, как говорят, звездами. Шлейф гардемаринов тянется за ними по сей день, хотя с первого телепоказа минуло более пятнадцати лет... Именно успех первой части способствовал тому, что появились вторая, а затем и третья части. А какие еще актеры играли в "Гардемаринах..." – Е. Евстигнеев, М. Боярский, Н. Гундарева, А. Абдулов, Л. Гурченко! Мало кто знает, но практически всю картину режиссер снимала на костылях, получив тяжелый перелом ноги во время тренировки сцены с лошадью. Погони на лошадях — настоящая страсть Дружининой, они есть почти во всех ее картинах. После этих фильмов Дружинину назовут последним романтиком отечественного кино. "... им далеко до славы Гардемаринов, за которых накануне любых праздников телеканалы ведут битву не на живот, а на смерть. Этим сериалом С. Д. попала в десятку, здесь сошлись звезды: в небе над головой режиссера и — в изобилии — на съемочной площадке (Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Александр Абдулов, Михаил Боярский, Владислав Стржельчик, Евгений Евстигнеев, Кристина Орбакайте). Кроме того, сюжет — авантюрный (политические и любовные интриги екатерининского двора), песни — натурально, шлягеры («Не вешать нос, гардемарины!»). Питомцам С. Д. не дано было повторить ее успех: спродюсированная Жигуновым Королева Марго, где одну из главных ролей сыграл другой экс-гардемарин Харатьян, всего лишь безжизненный слепок, уступающий оригиналу по всем статьям." (ТКАЧЕНКО Инна. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, «Сеанс», 2001)


"01.01.1988 На ЦТ — премьера фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!». Это начало трилогии о русских мушкетерах, романтических героях кануна дворцовых переворотов. Ей суждено стать последним хитом «старого» советского кино.
Как водится, на труд и на подвиги великороссов вдохновил триумф заграницы — незадолго до того прошедшая по ТВ французская Графиня де Монсоро, а жанровые заготовки были уж тут как тут. Гардемарины, вперед! унаследовали от Мушкетеров… не только душку Михаила Боярского, пышку Елену Цыплакову и ловкого сочинителя французско-нижегородских шлягеров Юрия Ряшенцева, но и постановщика фехтования Владимира Балона. Режиссер-постановщик Светлана Дружинина царице-матушкиным жестом произвела в гвардию и благословила на геройство «Ласковый май» советского телеэкрана, трех молочных недорослей, прославленных подростковым кино, — Дмитрия Харатьяна (Розыгрыш), Сергея Жигунова (Право любить) и Владимира Шевелькова (В моей смерти прошу винить Клаву К.). Страна ищет опоры в старине глубокой России молодой — судьбу с Родиной женит многомудрый знаток пикантных страниц галантного века Юрий Нагибин. Страна хочет юности честного зерцала — об руку с гвардией распевают вакхические гимны представленные ко двору чудо-старлетки Ольга Машная и Татьяна Лютаева. Страна боится потерять альбомный идеал — Боярский вкушает аромат батистовых платков и поет «Лонфрен-лонфра-лан-та-ти-та». Фильм станет обязателен для показа по ТВ в праздники, известное узкому кругу слово «гардемарин» войдет в язык на равных с «фазендой», а малютки-медовары превратятся в олицетворение русской доблести и славы задолго до «Он русский, это многое объясняет». Школьные ансамбли вслед за Харатьяном заведут «Пусть голову сам за это отдам, рыдать о цене — не по мне, любимая».
Впоследствии, когда мода на инфантильную красоту схлынет, проявится исходная ошибка авторов: внедрять вымышленных хулиганов в реальную дворцовую интригу можно лишь с изрядной долей юмора, который никак не вяжется с там и сям прокламируемыми идеалами государственности и патриотизма
". (Денис ГОРЕЛОВ, Ольга ВАСИЛЬЕВА. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002)

с Димой Биланом (кинопробы на роль капитана Де Ломбарди)
У Светланы Дружининой часто спрашивают: почему Дружинина-режиссер никогда не снимает в своих фильмах Дружинину-актрису? Это принципиальное разделение профессий или просто Дружининой-актрисы уже больше нет? «У кого-то получается совмещать эти профессии, а у меня – нет, – говорит Светлана Сергеевна. – Всякий раз в сценарии пишу для себя небольшие роли. Репетирую, на меня шьют костюмы, но потом отказываюсь от этой идеи. Вот, к примеру, роль Анны Бестужевой в фильме “Гардемарины, вперед!” я писала для себя. Но за неделю до съемок в Юсуповском дворце надоело в длинном платье и гриме бегать из кадра и смотреть в объектив, цепляясь приклеенными ресницами... Вот и отдала свою роль без проб Нелли Пшенной, которая подошла картине идеально. Как и шитые на меня костюмы, кстати. Это был последний опыт “посниматься”. Но у хорошего режиссера я бы снялась. Да».

На съемочной площадке "Тайн дворцовых переворотов"
Еще в процессе работы над "Гардемаринами..." к Светлане Сергеевне пришла идея нового фильма. На съемках "Гардемаринов..." Дружинина сломала ногу, и какое-то время ей пришлось лежать, бездействовать. Тогда-то она и решила вновь обратиться к истории XVIII века. Но если гардемарины были героями вымышленными, то герои этой картины стали лицами сплошь историческими: женщины - императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. Есть и другая версия причины запуска проекта, о которой сама Дружинина говорит так: "В начале 90-х, когда не снималось кино. В то время я была единственной кормилицей в семье. Тогда на экраны хлынуло огромное количество дерьма из-за рубежа. Но я ведь умею работать на дубляже. Вот меня и приглашали это все дублировать, монтировать, вырезать, подрезать, переписывать. И вот я приходила с работы и видела каждый вечер одну и ту же картину. Сидят Лешечка Коренев и Мукасей. Пьют, курят, доедают винегрет и какие-то корки. Сигаретный смог хоть топор вешай. И я за мужа испугалась. Ведь я часто наблюдала, как люди в самом расцвете сил, оказавшись не у дел, деградировали. Они погибали в прямом смысле от инфарктов, инсультов. И тогда я взяла бумагу с ручкой и очень быстро придумала проект, а потом и сценарий написала Тайны дворцовых переворотов. Все сама. От безвыходности. Чтобы дать своему мужу работу".

С 1994 года и по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом - 25-серийной историко-приключенческой эпопеей "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров - Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершила работу над первыми шестью фильмами кинопроекта: "Завещание императора", "Завещание императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа", "Вторая невеста императора", "Смерть юного императора". Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге. "В самые трудные «нулевые, 90-е» я написала и сняла шесть сложных игровых исторических фильмов из проекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» со звездами отечественного кино и театра... Век реформаторский Великого Петра невероятно напоминал всем зрителям век настоящий... Век перемен — век великих испытаний! Об этом и повествуют десять фильмов данного проекта, отснятых на сегодняшний день!" - заявила Дружинина.

Ко многим своим картинам Светлана Дружинина сама пишет сценарии, а за камерой, как правило, стоит ее муж – знаменитый оператор Анатолий Мукасей. За время работы на "Мосфильме" помимо художественных фильмов ими снято много документальных лент. Их сын, оператор и клипмейкер Михаил Мукасей. Эти трое со своим директором объединились в фирму "Саггиттариус" при фонде Ролана Быкова. Снимают рекламные ролики, видеоклипы, прокатывают мексиканские сериалы. Зря что ли Дружинина училась во ВГИКе с мексиканцем Гонсало Мартинесом? Он стал режиссером и снял многие сериалы с Вероникой Кастро. Кстати, Дружинина знакома и с этой мексиканской звездой. И, может быть, как знать, сделает какой-нибудь фильм и с ней, Вероникой Кастро! Была у Дружининой и такая задумка. А почему бы и нет?!

Светлана Дружинина в процессе изготовления личных духов
Латвия, Рига 2011 год. По приглашению директора знаменитого латвийского предприятия «Дзинтарс» Ильи Герчикова Светлана Дружинина и представители медиа-клуба побывали на производстве – осмотрели цеха, где делают духи и косметику, известную своим качеством на всем постсоветском пространстве. Дружинина, пришедшая в восторг от новейших разработок, поступивших на косметический рынок, – уникальных кремов с эффектом пластической операции, новых линий помады, декоративной косметики и духов Be trendy, под руководством технологов «Дзинтарса» из предоставленных ингредиентов (вытяжек из натуральных растений и масел) лично составила духи – со свежим цветочным ароматом. Эти духи «Дзинтарс» обещал выпустить в свет. А назвали духи, естественно, «Светлана».

С 2014 года Светлана Дружинина организовала фестиваль исторического кино «Угра» в Калуге. Город был выбран потому, что именно здесь больше пяти веков назад Русь дала отпор Золотой Орде и отказалась платить дань. Цель фестиваля Дружининой — поощрять исторические картины и восстанавливать связь времен. Первый фестиваль был презентационным, а последующие планируется сделать международными.

С. С. Дружинина - народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства, кавалер орденов Почета и Дружбы, лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства. Дружинина постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа, нередко выступает как автор и соавтор сценариев своих фильмов. "Когда выпадает свободное время, - признается она, - я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе." Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде стройна, элегантна, держит форму, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, на худой конец зовет старых друзей по училищу...


11 марта 2014 года Дружинина подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по Украине и Крыму. "Да! России нужна сильная рука. Мы слишком огромная, многонациональная, многоконфессиональная страна. В большой семье на Руси всегда во главе стола сидел отец с ложкой. Если кто-то раньше него лез в щи и вытаскивал мясо, он лупил этой ложкой по лбу. (Замахивается в воздухе и «бьёт» с размаха.) И тогда у него в доме был порядок и семья была крепкой. И потом­ство было большое. Это может нравиться или не нравиться, вы можете меня критиковать сколько угодно. Но вот мы - такие", - из интервью С.С.Дружининой (Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 16/12/2015)

Источники:
  • Светлана Дружинина. Биография // Новая энциклопедия кино - http://www.kino-x.ru
  • Светлана Дружинина. Биография // Гильдия кинорежиссёров - http://www.kinogildia.ru
  • Ликинская И. Светлана Дружинина: "Историей я просто очарована" // Златоустовский рабочий, октябрь 2001 г. - http://www.chelcom.ru
  • Фурманская Э. Деревня Клинково и её обитатели // ТВ-парк (Украина), № 43, 2002. – С. 15
  • Светлана Дружинина. Биография // Сайт фильма „Гардемарины, вперёд!” - http://marik182.narod.ru
  • Светлана Дружинина. Биография // Советский экран - http://kino.kulichki.com
  • Дни рождения знаменитых людей: Светлана Дружинина // http://www.admmegion.ru
  • Светлана Дружинина: «Тайны дворцовых переворотов» - национальный проект!» // www.ohrana.ru
  • Сухин Г. Многоликая // Алфавит - http://www.alphabet.ru
  • Коктейль синема: Светлана Дружинина. – Эра, №13, 1999 // www.era.ru
  • Медведев Ф. Что взамен? Инт. с Ю. Нагибиным
  • Огонек. 1986. № 36 (о ф. Гардемарины, вперед!); Дружинина С. Гардемарины, вперед! Лит. запись Э. Аскерова
  • СЭ. 1988. № 6; Мамаев М. Виват, гардемарины!
  • Огонек. 1991. № 13; Смелков Ю. Наследство Дон Кихота
  • Телерадиоэфир. 1991. № 6 (о ф. Дульсинея Тобосская); Ревич В. Новые приключения неуловимых гардемаринов
  • ЭиС. 1991. 5 дек. (о ф. Виват, гардемарины!); Лаврентьев С. Не Коппола
  • Столица. 1992. № 3 (о ф. Виват, гардемарины!); Богатырева М. Гардемарины в третий раз спасли Отечество
  • Столица. 1993. № 52 (о ф. Гардемарины-III); Самородская Т. Стоп-кадр: Гардемарины-III
  • СПб. ведомости. 1994. 11 марта; Пинский Б. Тайны дворцовых переворотов. Семейный альбом Светланы Дружининой. Инт. с С. Д.
  • Экран. 1996. № 1; Дружинина С.: "Мой новый проект — противовес "мыльным операм". Инт. Л. Крымовой
  • Культура. 1996. 13 апр.; Кошевой В. Интриги галантного века
  • Premiere. 1998. № 1; Дружинина С: "Без кинематографа я заболею". Инт. Г. Сухина
  • ЭиС. 1999. № 42. Дружинина С.: Гардемарины! Сценарии. — М., Искусство, 1992 (в соавт. с Ю. Нагибиным, Н. Соротокиной).
  • Эратова М. «С. Дружинина: Любовь для меня не слова, а дела» // Сельская жизнь. - № 3, 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий