четверг, 11 февраля 2016 г.

Актер, который играл самого себя: Лесли Нильсену - 90

"Никогда не говори «никогда».
По крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь не спросит тебя:
«Когда вас лучше всего стукнуть по лицу мокрой камбалой?»"
Сегодня, ровно 90 лет назад, родился Лесли Нильсен — неповторимый комедийный актёр, снявшийся во множестве замечательных фильмов. Лесли Нильсен снялся в более чем 100 фильмах и полутора тысячах телепередачах. Его исключительное трудолюбие (ежегодно актер снимался в нескольких картинах), универсальность его таланта (актеру была подвластна любая роль), ум, магическое обаяние и верность себе сделали актера звездой первой величины в Голливуде. В нашей стране он известен по фильмам «Аэроплан», «Голый пистолет», «Без вины виноватый». Его герой — Фрэнк Дребен — один из самых лучших его персонажей, понравившийся многим зрителям. И сегодня, пересматривая его картины, становится грустно, что сегодня Нильсена нет с нами...

точно такую же униформу носил и отец ЛЕсли
Лесли Уильям Нильсен родился 11 февраля 1926 года в столице канадской провинции Саскачеван – городке Реджайна, небольшом местечке в южной части провинции неподалеку от американской границы. Его мать, Мэйбл Элизабет (урождённая Дэвис), эмигрировала из Великобритании в Канаду, где познакомилась с его будущим отцом — датчанином Ингвардом Эверсеном Нильсеном — констеблем Королевской канадской конной полиции. Семья Нильсена гордилась своим королевским происхождением. Лесли был младшим ребёнком в семье, где росло еще 2 сына; его старший брат — Эрик Нильсен (1924—2008) в 1980-е годы занимал пост вице-премьер-министра Канады.

Джин Хершолт - дядя Лесли
Его дядя — Джин Хершолт — также известный киноактёр, обладатель двух почётных премий «Оскар». Будущему актеру пришлось провести детство в двухстах километрах от полярного круга, в душевном местечке под названием Форт-Норман, куда поставки продовольствия были лишь два месяца в году. «В нашей деревне было пятнадцать человек, включая пятерых нас — родителей и меня с братьями, — с нескрываемой ностальгией вспоминал Нильсен. — Если отцу случалось кого-то арестовать по зиме, то приходилось ждать весенней оттепели, чтобы сдать преступника окружным властям». Затем семья переехала на юг, в город Эдмонтон, где мальчики посещали школу.

Лесли рос парнем хоть куда и часто шел на крайние меры, что привлечь внимание местных ледяных красоток. «Я развозил газеты на велике в 50-градусный мороз. Мне хотелось нравиться девчонкам, поэтому приходилось прибегать к хитростям. Тогда в моде был кок. И, чтобы «пустить волну» по волосам, я мочил их, пускал волну ко лбу и выходил на две секунды на мороз. Прическа тут же с характерным хрустом затвердевала». Вследствие этих опасных экспериментов над своим здоровьем или благодаря врожденному дефекту, но Нильсен с детства страдал глухотой и всю жизнь носил слуховой аппарат. Это, кстати, не помешало 17-летнему юнцу сбежать из дома в армию. На дворе стоял 1945 год, но парню не хотелось на войну, у него была другая причина покинуть родные пенаты: суровый папаша Ингвард, воспитывая детей в строгих, пуританских правилах, имел скверную привычку мутузить жену и отпрысков. К актерскому увлечению сына отец относился скептически и отрицательно, поэтому Лесли был вынужден изворачиваться и врать, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом и избежать наказания. По словам актера, именно хитрости и уловки, применяемые для сокрытия от отца своего увлечения, развили в нем недюжинные актерские способности, за что он отцу безмерно благодарен. «Прошло много времени, прежде чем я осознал, что вырос в не шибко счастливой семье», — признавался актер.

Лесли Нильсен был принят в Королевские военно-воздушные силы Канады, где прошёл необходимую подготовку на бойца противовоздушного взвода по специальности «пулеметчик», но так и не был отправлен в места военных действий из-за юного возраста и плохого слуха, да к тому же и Вторая мировая подошла к концу. Отслужив в армии, Лесли устроился на работу в местное радио, диктором. Уже там он начал проявлять способности к импровизации в прямом эфире. Параллельно с работой на радио Лесли продолжал образование – его выбор остановился на Академии Радио Лорна Грина в Торонто.

Кадр из сериала "Сказки завтрашнего дня"
Тогда же Лесли увлекся театром и актерским ремеслом. Окончив академию, он перебрался в Нью-Йорк, где поступил в престижную театральную школу «Neighborhood Playhouse», где учился у таких знаменитых мастеров, как Сэнфорд Мейснер и Марта Грэхэм, параллельно играя в этом же театре и пытаясь пробиться на телевидение. «Получив предложение стать стипендиатом в Нью-Йорке, я не имел права отказаться. Хотя было боязно: ощущал я себя конченым провинциалом. Мне казалось, что я притащил на Манхэттен все наши канадские сугробы и вязаные свитеры, не говоря об акценте. Все время моего обучения я на полном серьезе ждал, что меня вот-вот вызовут в кабинет директора и скажут: «Ладно, бездарь, ты и так у нас отнял слишком много времени. Отправляем тебя обратно в Канаду». Но ничего, пронесло. В 1949 году, после окончания театральной школы, вместе с другой признанной звездой эпохи Чарлтоном Хестоном, с которым будущий комик находился в приятельских отношениях, он получил свою первую телевизионную роль в «Battleship Bismarck». Актер дебютировал на съемочной площадке эпизодическими ролями в теледрамах «Зал славы», «Первая студия», «Кульминация». В течение нескольких лет Лесли Нильсен играл в различных телевизионных драмах, включая «Сказки завтрашнего дня» (1951-53). Стоит заметить, что телевидение в те годы было исключительно «живым»: все постановки и фильмы разыгрывались в прямом эфире. Это был настоящий, плохо отрепетированный телетеатр! Нильсен быстро освоился в этой шебутной стихии: только 1950 году он засветился в пятидесяти «живых» телепостановках. По признанию самого актёра, он сам не помнит, в скольких эпизодах различных телесериалов он участвовал — то ли в тысяче, то ли в полутора тысячах. Однако, «золотой век телевидения приносил мне не очень много золота», — иронизировал годы спустя актер, получавший за свои роли от 75 до 100 долларов.

Нильсен в Фильме «Запретная планета»
В середине пятидесятых Лесли Нильсен перебрался в Голливуд, где заключил контракт с MGM и впервые снялся в кино, дебютировав в "Короле бродяг" (1956), а первыми его хитами стали «Выкуп» и «Запретная планета» (1956) Фреда Уилкокса. Фантастическая лента «Запретная планета» по мотивам драмы У. Шекспира «Буря», в которой Нильсен сыграл главную роль — героического капитана Адамса, командира космического корабля — стала культовой, принеся Нильсену первую известность в США, и на десятилетие определила основные пути развития космической фантастики и повлияла, например, на создателей «Звездного пути». «Все, что мне нужно было делать, — это с достоинством носить узкую униформу и строить глазки моей партнерше Энн Фрэнсис», — объяснял свою актерскую сверхзадачу Нильсен. Впрочем, лента была успешной, кинокритика положительно отзывалась как о картине, так и об актере. Однако, связанный контрактом с MGM, в 1950—1960-е годы в кино актёр получал, в основном, незначительные, эпизодические роли в бесконечной череде кинопроизведений не самого высшего сорта. «Мне пришлось переиграть массу всяких лидеров и руководителей. Дело, видимо, в моем властном канадском акценте». По его собственному признанию, Нильсен, будучи актером-контрактником на большой студии, пробовался во все большие постановки MGM того времени вроде «Бен-Гура», но всегда пропускал вперед своих более удачливых и талантливых коллег. В итоге актер ушел со студии на вольные хлеба, прежде всего — телевизионные. Здесь он снимался в частности в культовых сериалах «Альфред Хичкок представляет», «Диснейленд», «Дымок из ствола», «Сыромятная плеть», «Неприкасаемые» и др. Насчет MGM Нильсен говорил, что эта кинокомпания как «Салон Тиффани, в котором забыли, зачем им серебро», имея в виду, что многие талантливые и перспективные актёры, в том числе он сам, не получали должного внимания и применения, вынужденные играть многочисленные второплановые роли без права выбора.

"Тэмми и холостяк" ("Tammy and the Bachelor") (1957)
Шестидесятые не принесли успеха. Актер продолжал играть незначительные роли, хотя их количество уже зашкаливало – в те годы, пожалуй, ни один актер Голливуда не мог похвастаться столь обширной фильмографией. Однако в общей сложности количество времени, проведенного на экране, было просто смехотворным. За Нильсеном в Голливуде прочно закрепилась слава маэстро эпизодических ролей. Среди хоть сколь-нибудь значительных появлений Нильсена в кино тех лет отметим «Доктора Килдэра», «Час Альфреда Хичкока», «Беглеца». Единственная крупная работа шестидесятых – роль летчика Хауарда Хьюза в картине «Харлоу» (1965). Через 2 года Нильсена пригласили на незначительную роль в исторической ленте «Кодовое имя: Гераклитус». Затем следуют «Компаньоны по кошмару», «Имя для игры», «Отдел 5-O». За этот период Лесли Нильсен снялся почти в 20 фильмах, включая относительно известные «Пастух» (1958), «Харлоу» (1965), «Житель равнин» (1966), «Красавчик Жест» (1966), постепенно приобретя статус крепкого профессионала для разноплановых ролей в жанровых фильмах.

в сериале "Коломбо"
В 1970-е Нильсен работает, в основном, на телевидении, снимаясь в эпизодах таких знаменитых сериалов. В начале семидесятых актер «засветился» в одной из серий легендарного «Коломбо», в 1972 году принял участие в съемках сериала «1983 МЭШ» по мотивам книги «МЭШ: Роман о трех армейских докторах». Фильм снял режиссер Лари Гелберт. Мелькал актер и в кадрах сериалов «Улицы Сан-Франциско», «Новобранцы», «Кунг-фу», играя, в основном, отрицательные роли харизматичных шпионов, военных и политиков. Единственная вылазка в «большое кино» в этот период — эпохальный фильм-катастрофа Рональда Нима «Приключения Посейдона» (1972), ставший большим хитом. Нильсен и здесь сыграл роль второго плана — капитана терпящего бедствие лайнера. Небольшая роль досталась Нильсену в сериале «Офицер полиции», над которым актер работал с 1973 по 1978 год. Эпизод достался ему и в ленте Дэрила Дьюка «Возвращение Чарли Чана». Позже Лесли побывал в эпизодах еще одной серии о непревзойденном лейтенанте Коломбо, снялся в незначительной картине «Генерал» (1976) и сериале «Лодка любви».

Первая действительно серьезная роль Нильсену досталась только в 1977 году. Актер снялся в главной роли в «Дне животных», триллере, снятом режиссером Уильямом Гирдлером. Компанию Нильсену составила великолепная пара Кристофера и Линды Дэй Джорджей. Фильм принес Нильсену большой успех. Однако следующие картины, в которые Лесли был приглашен – «Остров фантазий» и «Вегас» (обе картины – режиссерская работа Амира Надери) – вновь представили актера зрителю лишь в эпизодах. В 1979 году Нильсен снялся в «Маленьком бродяге» и фильме-катастрофе «Город в огне». Оба фильма стали провальными и не принесли сборов создателям, ни признательности актерам.


В начале восьмидесятых Лесли Нильсен не без помощи комедиографов братьев Цукер и Джима Абрахамса неожиданно и кардинально меняет свое амплуа. «Работа с Цукерами и Джимом Абрахамсом — лучшее, что было в моей карьере. До встречи с ними я часто смотрел собственные фильмы и смеялся над их глупостью. Все персонажи были так серьезны, а ситуации, в которые они попадали, были чудовищно, запредельно глупыми. Из этого сочетания юмор рождался сам по себе, без дополнительных усилий», - говорил он впоследствии. Трудно сказать, что сподвигло маэстро эпизодических, но серьезных ролей кардинально сменить свое актерское амплуа – может, полный провал «Города в огне», а быть может, какие-то внутренние переживания. Однако с начала восьмидесятых зритель с удивлением открыл для себя нового Лесли Нильсена – на смену серьёзному флегматичному герою приходит маска неугомонного и туповатого плейбоя пенсионного возраста, созданная в противовес тем ролям, которые Нильсен играл в молодости — пародия на бесконечных детективов, шпионов, полицейских инспекторов, вояк, политиков, космонавтов и ковбоев. Как же, наверное, осточертели ему за первые 30 лет карьеры все эти врачи-спасители, космические первопроходцы с бластерами и офицеры с морщинками у глаз, что на пороге 60-летия Нильсен радикально сменил амплуа и закопал их всех в веселой братской могиле своих пародий. И только тогда обрел собственное лицо, которое весь мир принимал за маску. Мужественный поступок, достойный военного летчика, и высший актерский пилотаж.

Кадр из фильма "Аэроплан" (1980)
Дебютом для Нильсена-комика и поворотной точкой в карьере актера стала грандиозно сыгранная роль доброго доктора Румака, раздающего пощечины пассажиркам-истеричкам и постоянно изрекающего в ответ на вопрос «Surely you can't be serious?» историческое «I am serious. And don't call me Shirley» - лучшей пародиии на приевшиеся образы шпионских и полицейских фильмов - в пародийной комедии «Аэроплан!» (1980), снятой Дэвидом и Абрахамом Цукерами. Цитата сия со временем заняла почетное место в топ-листе «Сотни самых великих цитат американского кино» и, увы, так ни разу адекватно не переведенная на русский. Даже лучшие народные субтитры отделываются ремаркой «игра слов». «До сих пор вздрагиваю, когда люди спрашивают меня на улице: «Surely you can't be serious?» — делился впечатлениями актер незадолго до смерти. Что касается самой роли, то считается, что Цукеры и Абрахамс пошли «против типажа», взяв меня на роль. А я считаю, что меня до «Аэроплана» использовали «против типажа». Я всегда любил придуриваться, но делал это между дублями. И вот наконец получил возможность превратить комедию в свое ремесло. На самом деле я всегда только об этом и мечтал».



Впрочем Нильсен и брать­я Цукеры, а также примкнувший к ним Джим Абрахамс ко времени работы над эпохальным «Аэропланом» уже встречались на одной съемочной площадке. Было это за три года до «Аэроплана». Фильм назывался "The Kentucky Fried Movie", режиссером был Джон Лэндис (ему было суждено уже буквально через год прославиться нестареющим «Зверинцем»), а сценарий писала как раз веселая троица: Цукер — Абрахамс — Цукер. То был их кинодебют, а Нильсен сыграл крошечную закадровую роль в одном из скетчей фильма-солянки. Когда через три года троица готовилась к съемкам своего фильма-прорыва, весельчаки вспомнили про матерого ветерана полицейских драм и городских триллеров со смешным бюджетом и кровавым концом. И вспомнили неспроста. «Мы искали актеров, которые никогда до этого не снимались в комедиях, — вспоминает Дэвид Цукер. — Нильсен, Ллойд Бриджес, Роберт Стэк, Питер Грейвс — все они собаку съели на телефильмах и кино серии B. Для зрителя, который шел в кинотеатр, картина должна была иметь вывеску типичного жанрового фильма. В этом был весь фокус. Нильсен стал самой неожиданной удачей: оказалось, что он может выглядеть естественно внутри самых идиотских обстоятельств, как будто все именно так и должно быть. Он всегда смешной, потому что никогда не старается быть смешным. Другой актер на его месте выглядел бы напыщенным уродом, а в Лесли есть невинность кристально честного идиота. Мы могли набрать в фильм банду комиков, которые бы превратили «Аэроплан» в фестиваль ужимок и подмигиваний. Но хотели мы другого — прожженных ветеранов «серьезного» кино в самых дурацких обстоятельствах».

"Школьный бал", ака "Выпускной" (1980)
Следующая роль – Реймонд Хаммод в «Школьном бале» (1980) - упрочили славу нового амплуа Нильсена. С тех пор предложения съемок в комедиях посыпались на актера как из рога изобилия: «Аэроплан-2», «Неправый прав», «Сумеречный театр», «Отель», «Голый космос» - и это только в 1982 году. К Нильсену приходит настоящая слава.

Кадр из "Полицейского отряда!"
В 1982 году Лесли Нильсен играет главную роль в мини-сериале «Полицейском отряде!» (1982), играя патриотичного и непроходимо тупого детектива Фрэнка Дребина. Этот проект Цукеры построили целиком вокруг Нильсена. Показательно, что, получив карт-бланш после убойного кассового успеха «Аэроплана» (80 миллионов долларов сборов против 3 миллионов бюджета), Цукер — Абрахамс — Цукер решили осуществить следующий замысел на телевидении — казалось бы, в более свободном по духу и пригодном для беспредельничанья формате. Но «Полицейский отряд» не нашел своей аудитории и сошел на нет после шести эпизодов. Вполне вероятно, телеаудитория, куда более консервативная, чем кинозрительская, оказалась просто не готова к пародийно-абсурдным подвигам детектива Фрэнка Дребина и его команды. У Нильсена было свое объяснение фиаско: «Такому типу юмора было не место на телевидении: он требовал пристального внимания». Ну и правда, большой процент телеаудитории имел все шансы упустить самый цимес сериала. Например, шикарные «эпилоги», которыми завершались все серии: пародируя типичный финальный стоп-кадр рядового сериала, Дребин и капитан полиции замирали в дурацких позах, в то время как вокруг них начинало твориться черт-те что: в офисе рушились стены и потолок, по столам принималась прыгать мартышка с полицейским значком и т. п. А роскошные камео «гостевых звезд», которые погибали самым идиотским образом через секунду после появления титра, представлявшего их!

Кадр из фильма "Голый пистолет" (1988)
Далее последовали крупные работы в сериалах «Она написала убийство» и «Театр Рэя Брэдбери», с которыми Нильсен сотрудничал до 1992 года. Не забывал при этом актер и полнометражное кино: «Канадский заговор», «Свой в доску», «Патриот», «Чокнутая» и многие другие успешные ленты. Лучшей лентой с участием Нильсена, снятой в конце восьмидесятых, стало продолжание «Полицейского отряда!» - «Голый пистолет: из архивов полиции» (1988) под режиссурой знаменитой троицы Цукер-Абрахамс-Цукер. Фрэнк Дребин, роль которого снова сыграл Нильсен, по праву считается одной из лучших ролей Лесли. Картина принесла актеру славу за пределами Голливуда. Особенно оценили актерский талант Нильсена зрители СССР.


Принято считать, что популярность сериала среди продвинутых групп населения быстро перевесила первоначальный провал и тут же привела к появлению киноверсии похождений Дребина — голой пистолетной трилогии. Но это совсем не так: потребовались долгие пять лет повторных показов и накопления критической массы фанатского энтузиазма, чтобы проект «Голого пистолета» двинулся в сторону больших экранов. За годы, прошедшие между теле- и кинопоявлениями детектива Дребина, Нильсен успел вернуться на круги своя — снялся в полутора десятках отстойных фильмов и парочке пристойных (вроде легендарного «Крип-шоу» Джорджа Ромеро). В известной драме «Сумасшедшая» Лесли сыграл свою последнюю «серьезную» роль — подонка, сраженного насмерть заглавной героиней, проституткой в пафосном исполнении Барб­ры Стрейзанд. Дело было в 1987 году, а уже в 1988-м на больших американских экранах (и в телеящиках отечественных видеосалонов) появилась первая серия «Голого пистолета», навсегда взявшая в плен сердца целого поколения. Еще бы! Человеку, смахнувшему с лысины Михаила Сергеевича Горбачева злополучное родимое пятно, можно было простить все. Даже эпическое мочеиспускание с невыключенным микрофоном. «Цукеры и Абрахамс первыми разглядели во мне мою врожденную глупость и смогли направить ее в русло новой для меня карьеры. Это было великолепно!» Как любой большой артист, Нильсен вложил в своего любимого героя щепотку персональных наблюдений: Дребин напоминал Нильсену тупоголовых чиновников его родной Канады. Для всего остального человечества Нильсен стал тождествен Дребину: нешуточные 78 миллионов кассовых сборов привели к появлению вполне удачного сиквела и чуть менее успешной, но тоже не противной третьей серии. На волне успеха похождений Дребина актер даже умудрился издать пародийную автобиографию «Голая правда», в которой потешно переписал историю Голливуда под знаком величия Лесли Нильсена: «Я должен всегда следить за собой, чтобы, не дай бог, не пропустить, когда изреку что-нибудь необычайно значительное».


Последовали два удачных продолжения фильма — «Голый пистолет 2½: Запах страха» (1991), «Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад» (1994). Лесли Нильсен говорил, что работа с Цукерами и Джимом Абрахамсом для него была большой удачей.

"Мистер Магу"
"Супергеройское кино"
Несмотря на популярность Лесли Нильсена как актера и большое количество фильмов с его участием, большинство картин, выходящих в прокат, оказывались не очень успешными, а порой и вовсе провальными. Завершением серой полосы в актерской карьере Нильсена стала кинопародия «Рецидив». Звездный состав картины – помимо Лесли, в фильме снялись Линда Блэр, Энтони Старк и Лана Шваб. Лента получила положительные отзывы как у зрителей, так и у критиков. В 1991 году актер появился в двух частях эпопеи «Голый пистолет». Продолжением серии более-менее удачных работ Нильсена стали сериал «Строго на Юг», комедия «Возьми ребенка напрокат», «Изгоняющий заново» (1990), пародия «Дракула: Мертвый и довольный» (1995) Мела Брукса, «Неистребимый шпион» (1996), «Мистер Магу» (1997), «Без вины виноватый» (1998), «Шестой элемент» (2000), «Очень страшное кино 3» (2003), «Очень страшное кино-4» (2006), «Супергеройское кино» (2008) (пародия на фильм "Человек-Паук") где актёр культивирует полюбившийся зрителям пародийный образ, схожий с образом Дребина. Параллельно с этим он участвует в семейных фильмах, на роли в которых соглашался, по его словам, потому что очень любил возиться с детьми. Наиболее успешные из этих лент: «Все, что я хочу на Рождество» (1991), «Возьми ребенка напрокат» (1995), «Семейный план» (1997), «Каникулы Санта Клауса» (2000). В то же время Лесли Нильсен вернулся и на телевидение, снимаясь в различных телешоу и сериалах, имеющих большой успех, среди которых особенно большую известность получил сериал «Докторология».


В 1996 году Лесли Нильсен дебютировал в качестве исполнительного продюсера фильма "Spy Hard".


90-е навсегда останутся декадой дистилляции жанра «фильм с Лесли Нильсеном», выпущенного на волю гениальным прозрением Цукеров и в итоге выродившегося в нечто, что можно назвать пародией на пародию. Сам Лесли выдоил из своего золотого десятилетия все, что мог, — пробовал сниматься в детском кино (с катастрофическими последствиями) и презентовал инструктажные видео по гольфу: «В гольфе у меня нет никаких амбиций и целей. Единственное, чего я желаю всей душой, — это сниматься столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать свой какой-никакой звездный статус. И все для того, чтобы меня продолжали на халяву приглашать на турниры по гольфу. В гольф играют не для того, чтобы опозориться. Но даже когда ты позорно играешь в гольф, чувствуешь себя прекрасно!» Он даже запродал свою физиономию в проморолик математической интеллектуальной игры «Уравнения»! Тогда же, в 90-е, Лесли для поддержания имиджа принялся ходить на ток-шоу с подушкой-пердушкой за пазухой. С ней, любимой, он пришел даже на шоу Дэвида Леттермана. Подушка-пердушка была личным талисманом Нильсена: именно ее он притащил на прослушивание, когда получил роль в «Аэроплане». Кроме того, талисман Лесли часто выполнял куда более высокое социально-нравственное предназначение: подушка-пердушка не только веселила людей, но и заставляла их мириться с существованием друг друга. «Свою подушку я ношу с собой всегда, и вот почему. Однажды я пил в баре и, направляясь в туалет, увидел, что два мужика вот-вот начнут драться. Ну, я втиснулся между ними, изобразил пук-пук и спросил с невинным выражением лица: «А где тут тубзик?» Парни сперва посмотрели друг на друга, потом на меня и тут же легли под стол от смеха. Драку пришлось отменить». Прискорбно, но доброта, с которой Нильсен относился к людям, часто выходила ему боком. В последние годы над ставшим совсем тугим на ухо актером часто по-хамски потешались ведущие жлобских радиошоу. Насмешек становилось все больше еще и потому, что фильмы с Нильсеном в 2000-х (за исключением, может быть, «Американской сказки») снимались где-то явно за гранью добра и зла. И юмора.


В начале нового тысячелетия к Лесли Нильсену пришла наконец-то слава, которой он заслуживал. Главная роль в «Шестом элементе» Стивена Спилберга, роли в «Каникулах Санта-Клауса», «Камуфляже» и «Парнях с метлами» принесли актеру мировую славу, которая затем была закреплена ролями в третьей, четвертой и пятой частях «Очень страшного кино», картине «Супергеройское кино». Своего пика слава Нильсена достигла после выхода великолепной пародии Дэвида Цукера «Американская сказка», в которой Лесли сыграл самого себя. К 2010 году Нильсен по праву стал в Голливуде звездой первой величины. После «Американской сказки» на счету актера «Очень испанское кино» (2009), «Кино Стэн Хельсинг» (2009), «Старьё» (2010). Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, актёр продолжал много сниматься и в последние годы своей жизни. «Надеюсь, я смогу работать до смерти. Я не представляю себя без дела. У меня нет ощущения, что я вкалываю до седьмого пота. Я получаю удовольствие от работы. Мне нравится сниматься именно в комедиях. Комедия пришла в мою жизнь довольно поздно и, надеюсь, останется со мной до конца!» - говорил он. Последний фильм с участием Лесли «Очень страшное кино 5» вышел в прокат уже после его смерти, в 2011 году.


«Хорошую роль трудно найти в любом возрасте, а под мой типаж особенно. Но как только берешься за новую работу, все сразу идет как по маслу. Главная удача, которая может случиться в жизни комедийного актера,— это встретить людей, которые бы разделяли твои взгляды на работу. Мне в этом смысле дико повезло» (Лесли Нельсен)


Среди прочих многочисленных наград, в 1995 году Лесли Нильсен получил премию Джека Бенни Калифорнийского университета за комедийные роли. В 1988 году он стал 1884-м человеком, получившим звезду на Аллее славы в Голливуде. В 2001 году он был введён в Канадскую Аллею славы. В следующем году он стал офицером Ордена Канады, хотя он уже был натурализованным гражданином США. 20 февраля 2002 года Нильсен был назван почётным гражданином Западной Вирджинии и «Послом доброй воли Западной Вирджинии». Нильсен посещал штат много раз, для общения и наставничества друзей. В 2003 году Альянс канадского кино, телевидения и радио наградил его премией «ACTRA Excellence».

Кстати! Лесли был одним из 10 (за всю историю журнала!) мужчин, удостоившихся появления на обложке PLAYBOY. вот эта фотосессия за февраль 1996. (18+)


кадр из "голого пистолета"
Настоящую славу комику принесла роль лейтенанта Фрэнка Дрэбина в комедии «Голый пистолет» и двух ее сиквелах. Именно по этим фильмам Лесли и сегодня знают во всем мире, хотя в целом за карьеру он сыграл 239 ролей! Причем, 87 раз Нильсен появлялся на экране в качестве самого себя.

Надгробие Нильсена в Форт-Лодердейл
Преисполненный творческих планов и идей, Лесли Нильсен скончался на 85-м году жизни, 28 ноября 2010 года, во сне от последствий пневмонии в больнице, расположенной неподалеку от своего дома в городе Форт-Лодердейл (Флорида, США). Его семья и друзья были возле него до момента смерти. 7 декабря 2010 года состоялись частные похороны Лесли Нильсена в Форт-Лодердейл, штат Флорида, где присутствовали только близкие родственники и друзья. Лесли любил забавлять людей - поэтому он продолжает делать это и после своей смерти - на его могиле установлен не надгробный камень, а мраморная скамейка с высеченной надписью : "Sit down. Whenever you can." - "Как только представится возможность – сразу садись". После смерти актера его товарищ и коллега по комическому ремеслу Рассел Бренд написал отличный пост в своем Twitter’е: «Покойся с миром, Лесли Нильсен. Ширли [Shirley], нам будет тебя недоставать», обыграв ту самую знаменитую фразу.

"Единственное, чего не может человек,
смеющийся над тобой, — это ударить тебя" (с)

Нильсен был женат 4 раза, в последний раз он женился в 2001, когда узаконил длившиеся с 1983 года отношения с Барбарой Эрл. У него две дочери от второго брака (от Сэнди Улльман).


"Он много чего не успел сделать: «У меня так и не получилось сняться в ремейке какого-нибудь фильма Фреда Астера или Джина Келли. Видимо, уже не доживу и до своего дебюта в «Ла Скала». Кроме того, мне жаль, что я уже не влезаю в штаны, которые носил, когда мне было тридцать пять. Тем не менее моя жизнь удалась: я зарабатывал достаточно и даже пару десятилетий жил без забот. Что тоже неплохо. Еще я люблю арахисовое масло, желе и когда мне неожиданно приходят чеки по почте». И главное, он оставил после себя образ, автоматически вызывающий улыбку у всех, кого посещает мысль о Лесли Нильсене, не говоря уж о тех, кого угораздит в сто первый раз пересмотреть одну из серий «Голого пистолета». «Везде, где бы я ни появился, люди приветствовали меня большим пальцем вверх. Они понимают, что Дребин совсем неопасен. Он просто идиот. И поэтому всем нравится. А это ведь самое главное, не правда ли?»" (журнал "Maxim")


И как сказал один из много численных поклонников актера: "Может, я повзрослел, может, в детстве всё ярче воспринималось, но, честное слово, комедии, где снимался Нильсен, жутко глупые. НО! Именно Лесли Нильсен делал их такими незабываемыми, что я скачал все фильмы с ним, чтобы показать моей доче, а если повезёт, то и внукам! Лесли! Спасибо тебе огромное! Ты неповторим!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий