"Никогда не говори «никогда». По крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь не спросит тебя: «Когда вас лучше всего стукнуть по лицу мокрой камбалой?»" |
точно такую же униформу носил и отец ЛЕсли |
Джин Хершолт - дядя Лесли |
Лесли рос парнем хоть куда и часто шел на крайние меры, что привлечь внимание местных ледяных красоток. «Я развозил газеты на велике в 50-градусный мороз. Мне хотелось нравиться девчонкам, поэтому приходилось прибегать к хитростям. Тогда в моде был кок. И, чтобы «пустить волну» по волосам, я мочил их, пускал волну ко лбу и выходил на две секунды на мороз. Прическа тут же с характерным хрустом затвердевала». Вследствие этих опасных экспериментов над своим здоровьем или благодаря врожденному дефекту, но Нильсен с детства страдал глухотой и всю жизнь носил слуховой аппарат. Это, кстати, не помешало 17-летнему юнцу сбежать из дома в армию. На дворе стоял 1945 год, но парню не хотелось на войну, у него была другая причина покинуть родные пенаты: суровый папаша Ингвард, воспитывая детей в строгих, пуританских правилах, имел скверную привычку мутузить жену и отпрысков. К актерскому увлечению сына отец относился скептически и отрицательно, поэтому Лесли был вынужден изворачиваться и врать, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом и избежать наказания. По словам актера, именно хитрости и уловки, применяемые для сокрытия от отца своего увлечения, развили в нем недюжинные актерские способности, за что он отцу безмерно благодарен. «Прошло много времени, прежде чем я осознал, что вырос в не шибко счастливой семье», — признавался актер.
Лесли Нильсен был принят в Королевские военно-воздушные силы Канады, где прошёл необходимую подготовку на бойца противовоздушного взвода по специальности «пулеметчик», но так и не был отправлен в места военных действий из-за юного возраста и плохого слуха, да к тому же и Вторая мировая подошла к концу. Отслужив в армии, Лесли устроился на работу в местное радио, диктором. Уже там он начал проявлять способности к импровизации в прямом эфире. Параллельно с работой на радио Лесли продолжал образование – его выбор остановился на Академии Радио Лорна Грина в Торонто.
Кадр из сериала "Сказки завтрашнего дня" |
Нильсен в Фильме «Запретная планета» |
"Тэмми и холостяк" ("Tammy and the Bachelor") (1957) |
в сериале "Коломбо" |
Первая действительно серьезная роль Нильсену досталась только в 1977 году. Актер снялся в главной роли в «Дне животных», триллере, снятом режиссером Уильямом Гирдлером. Компанию Нильсену составила великолепная пара Кристофера и Линды Дэй Джорджей. Фильм принес Нильсену большой успех. Однако следующие картины, в которые Лесли был приглашен – «Остров фантазий» и «Вегас» (обе картины – режиссерская работа Амира Надери) – вновь представили актера зрителю лишь в эпизодах. В 1979 году Нильсен снялся в «Маленьком бродяге» и фильме-катастрофе «Город в огне». Оба фильма стали провальными и не принесли сборов создателям, ни признательности актерам.
В начале восьмидесятых Лесли Нильсен не без помощи комедиографов братьев Цукер и Джима Абрахамса неожиданно и кардинально меняет свое амплуа. «Работа с Цукерами и Джимом Абрахамсом — лучшее, что было в моей карьере. До встречи с ними я часто смотрел собственные фильмы и смеялся над их глупостью. Все персонажи были так серьезны, а ситуации, в которые они попадали, были чудовищно, запредельно глупыми. Из этого сочетания юмор рождался сам по себе, без дополнительных усилий», - говорил он впоследствии. Трудно сказать, что сподвигло маэстро эпизодических, но серьезных ролей кардинально сменить свое актерское амплуа – может, полный провал «Города в огне», а быть может, какие-то внутренние переживания. Однако с начала восьмидесятых зритель с удивлением открыл для себя нового Лесли Нильсена – на смену серьёзному флегматичному герою приходит маска неугомонного и туповатого плейбоя пенсионного возраста, созданная в противовес тем ролям, которые Нильсен играл в молодости — пародия на бесконечных детективов, шпионов, полицейских инспекторов, вояк, политиков, космонавтов и ковбоев. Как же, наверное, осточертели ему за первые 30 лет карьеры все эти врачи-спасители, космические первопроходцы с бластерами и офицеры с морщинками у глаз, что на пороге 60-летия Нильсен радикально сменил амплуа и закопал их всех в веселой братской могиле своих пародий. И только тогда обрел собственное лицо, которое весь мир принимал за маску. Мужественный поступок, достойный военного летчика, и высший актерский пилотаж.
Кадр из фильма "Аэроплан" (1980) |
Впрочем Нильсен и братья Цукеры, а также примкнувший к ним Джим Абрахамс ко времени работы над эпохальным «Аэропланом» уже встречались на одной съемочной площадке. Было это за три года до «Аэроплана». Фильм назывался "The Kentucky Fried Movie", режиссером был Джон Лэндис (ему было суждено уже буквально через год прославиться нестареющим «Зверинцем»), а сценарий писала как раз веселая троица: Цукер — Абрахамс — Цукер. То был их кинодебют, а Нильсен сыграл крошечную закадровую роль в одном из скетчей фильма-солянки. Когда через три года троица готовилась к съемкам своего фильма-прорыва, весельчаки вспомнили про матерого ветерана полицейских драм и городских триллеров со смешным бюджетом и кровавым концом. И вспомнили неспроста. «Мы искали актеров, которые никогда до этого не снимались в комедиях, — вспоминает Дэвид Цукер. — Нильсен, Ллойд Бриджес, Роберт Стэк, Питер Грейвс — все они собаку съели на телефильмах и кино серии B. Для зрителя, который шел в кинотеатр, картина должна была иметь вывеску типичного жанрового фильма. В этом был весь фокус. Нильсен стал самой неожиданной удачей: оказалось, что он может выглядеть естественно внутри самых идиотских обстоятельств, как будто все именно так и должно быть. Он всегда смешной, потому что никогда не старается быть смешным. Другой актер на его месте выглядел бы напыщенным уродом, а в Лесли есть невинность кристально честного идиота. Мы могли набрать в фильм банду комиков, которые бы превратили «Аэроплан» в фестиваль ужимок и подмигиваний. Но хотели мы другого — прожженных ветеранов «серьезного» кино в самых дурацких обстоятельствах».
"Школьный бал", ака "Выпускной" (1980) |
Кадр из "Полицейского отряда!" |
Кадр из фильма "Голый пистолет" (1988) |
Принято считать, что популярность сериала среди продвинутых групп населения быстро перевесила первоначальный провал и тут же привела к появлению киноверсии похождений Дребина — голой пистолетной трилогии. Но это совсем не так: потребовались долгие пять лет повторных показов и накопления критической массы фанатского энтузиазма, чтобы проект «Голого пистолета» двинулся в сторону больших экранов. За годы, прошедшие между теле- и кинопоявлениями детектива Дребина, Нильсен успел вернуться на круги своя — снялся в полутора десятках отстойных фильмов и парочке пристойных (вроде легендарного «Крип-шоу» Джорджа Ромеро). В известной драме «Сумасшедшая» Лесли сыграл свою последнюю «серьезную» роль — подонка, сраженного насмерть заглавной героиней, проституткой в пафосном исполнении Барбры Стрейзанд. Дело было в 1987 году, а уже в 1988-м на больших американских экранах (и в телеящиках отечественных видеосалонов) появилась первая серия «Голого пистолета», навсегда взявшая в плен сердца целого поколения. Еще бы! Человеку, смахнувшему с лысины Михаила Сергеевича Горбачева злополучное родимое пятно, можно было простить все. Даже эпическое мочеиспускание с невыключенным микрофоном. «Цукеры и Абрахамс первыми разглядели во мне мою врожденную глупость и смогли направить ее в русло новой для меня карьеры. Это было великолепно!» Как любой большой артист, Нильсен вложил в своего любимого героя щепотку персональных наблюдений: Дребин напоминал Нильсену тупоголовых чиновников его родной Канады. Для всего остального человечества Нильсен стал тождествен Дребину: нешуточные 78 миллионов кассовых сборов привели к появлению вполне удачного сиквела и чуть менее успешной, но тоже не противной третьей серии. На волне успеха похождений Дребина актер даже умудрился издать пародийную автобиографию «Голая правда», в которой потешно переписал историю Голливуда под знаком величия Лесли Нильсена: «Я должен всегда следить за собой, чтобы, не дай бог, не пропустить, когда изреку что-нибудь необычайно значительное».
Последовали два удачных продолжения фильма — «Голый пистолет 2½: Запах страха» (1991), «Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад» (1994). Лесли Нильсен говорил, что работа с Цукерами и Джимом Абрахамсом для него была большой удачей.
"Мистер Магу" |
"Супергеройское кино" |
В 1996 году Лесли Нильсен дебютировал в качестве исполнительного продюсера фильма "Spy Hard".
90-е навсегда останутся декадой дистилляции жанра «фильм с Лесли Нильсеном», выпущенного на волю гениальным прозрением Цукеров и в итоге выродившегося в нечто, что можно назвать пародией на пародию. Сам Лесли выдоил из своего золотого десятилетия все, что мог, — пробовал сниматься в детском кино (с катастрофическими последствиями) и презентовал инструктажные видео по гольфу: «В гольфе у меня нет никаких амбиций и целей. Единственное, чего я желаю всей душой, — это сниматься столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать свой какой-никакой звездный статус. И все для того, чтобы меня продолжали на халяву приглашать на турниры по гольфу. В гольф играют не для того, чтобы опозориться. Но даже когда ты позорно играешь в гольф, чувствуешь себя прекрасно!» Он даже запродал свою физиономию в проморолик математической интеллектуальной игры «Уравнения»! Тогда же, в 90-е, Лесли для поддержания имиджа принялся ходить на ток-шоу с подушкой-пердушкой за пазухой. С ней, любимой, он пришел даже на шоу Дэвида Леттермана. Подушка-пердушка была личным талисманом Нильсена: именно ее он притащил на прослушивание, когда получил роль в «Аэроплане». Кроме того, талисман Лесли часто выполнял куда более высокое социально-нравственное предназначение: подушка-пердушка не только веселила людей, но и заставляла их мириться с существованием друг друга. «Свою подушку я ношу с собой всегда, и вот почему. Однажды я пил в баре и, направляясь в туалет, увидел, что два мужика вот-вот начнут драться. Ну, я втиснулся между ними, изобразил пук-пук и спросил с невинным выражением лица: «А где тут тубзик?» Парни сперва посмотрели друг на друга, потом на меня и тут же легли под стол от смеха. Драку пришлось отменить». Прискорбно, но доброта, с которой Нильсен относился к людям, часто выходила ему боком. В последние годы над ставшим совсем тугим на ухо актером часто по-хамски потешались ведущие жлобских радиошоу. Насмешек становилось все больше еще и потому, что фильмы с Нильсеном в 2000-х (за исключением, может быть, «Американской сказки») снимались где-то явно за гранью добра и зла. И юмора.
В начале нового тысячелетия к Лесли Нильсену пришла наконец-то слава, которой он заслуживал. Главная роль в «Шестом элементе» Стивена Спилберга, роли в «Каникулах Санта-Клауса», «Камуфляже» и «Парнях с метлами» принесли актеру мировую славу, которая затем была закреплена ролями в третьей, четвертой и пятой частях «Очень страшного кино», картине «Супергеройское кино». Своего пика слава Нильсена достигла после выхода великолепной пародии Дэвида Цукера «Американская сказка», в которой Лесли сыграл самого себя. К 2010 году Нильсен по праву стал в Голливуде звездой первой величины. После «Американской сказки» на счету актера «Очень испанское кино» (2009), «Кино Стэн Хельсинг» (2009), «Старьё» (2010). Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, актёр продолжал много сниматься и в последние годы своей жизни. «Надеюсь, я смогу работать до смерти. Я не представляю себя без дела. У меня нет ощущения, что я вкалываю до седьмого пота. Я получаю удовольствие от работы. Мне нравится сниматься именно в комедиях. Комедия пришла в мою жизнь довольно поздно и, надеюсь, останется со мной до конца!» - говорил он. Последний фильм с участием Лесли «Очень страшное кино 5» вышел в прокат уже после его смерти, в 2011 году.
«Хорошую роль трудно найти в любом возрасте, а под мой типаж особенно. Но как только берешься за новую работу, все сразу идет как по маслу. Главная удача, которая может случиться в жизни комедийного актера,— это встретить людей, которые бы разделяли твои взгляды на работу. Мне в этом смысле дико повезло» (Лесли Нельсен)
Среди прочих многочисленных наград, в 1995 году Лесли Нильсен получил премию Джека Бенни Калифорнийского университета за комедийные роли. В 1988 году он стал 1884-м человеком, получившим звезду на Аллее славы в Голливуде. В 2001 году он был введён в Канадскую Аллею славы. В следующем году он стал офицером Ордена Канады, хотя он уже был натурализованным гражданином США. 20 февраля 2002 года Нильсен был назван почётным гражданином Западной Вирджинии и «Послом доброй воли Западной Вирджинии». Нильсен посещал штат много раз, для общения и наставничества друзей. В 2003 году Альянс канадского кино, телевидения и радио наградил его премией «ACTRA Excellence».
Кстати! Лесли был одним из 10 (за всю историю журнала!) мужчин, удостоившихся появления на обложке PLAYBOY. вот эта фотосессия за февраль 1996. (18+)
кадр из "голого пистолета" |
Надгробие Нильсена в Форт-Лодердейл |
"Единственное, чего не может человек, смеющийся над тобой, — это ударить тебя" (с) |
Нильсен был женат 4 раза, в последний раз он женился в 2001, когда узаконил длившиеся с 1983 года отношения с Барбарой Эрл. У него две дочери от второго брака (от Сэнди Улльман).
"Он много чего не успел сделать: «У меня так и не получилось сняться в ремейке какого-нибудь фильма Фреда Астера или Джина Келли. Видимо, уже не доживу и до своего дебюта в «Ла Скала». Кроме того, мне жаль, что я уже не влезаю в штаны, которые носил, когда мне было тридцать пять. Тем не менее моя жизнь удалась: я зарабатывал достаточно и даже пару десятилетий жил без забот. Что тоже неплохо. Еще я люблю арахисовое масло, желе и когда мне неожиданно приходят чеки по почте». И главное, он оставил после себя образ, автоматически вызывающий улыбку у всех, кого посещает мысль о Лесли Нильсене, не говоря уж о тех, кого угораздит в сто первый раз пересмотреть одну из серий «Голого пистолета». «Везде, где бы я ни появился, люди приветствовали меня большим пальцем вверх. Они понимают, что Дребин совсем неопасен. Он просто идиот. И поэтому всем нравится. А это ведь самое главное, не правда ли?»" (журнал "Maxim")
И как сказал один из много численных поклонников актера: "Может, я повзрослел, может, в детстве всё ярче воспринималось, но, честное слово, комедии, где снимался Нильсен, жутко глупые. НО! Именно Лесли Нильсен делал их такими незабываемыми, что я скачал все фильмы с ним, чтобы показать моей доче, а если повезёт, то и внукам! Лесли! Спасибо тебе огромное! Ты неповторим!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий