понедельник, 29 февраля 2016 г.

29 февраля День Кащея Чернобога

Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С. Пушкин, "Руслан и Людмила"


29 февраля чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.



Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Чернобог у славян известен как бог холода, уничтожения, зла, смерти. Поэтому к високосному году издревле люди относились с опаской, считая год олицетворением всего плохого и злого, воплощением тьмы.


На самом деле - этот день является всего лишь указанием на год завершающий, когда каждый сталкивается с кармическими долгами. Время, когда приходится платить по счетам за содеянное (как хорошее, так и плохое) в предыдущие 3 года. С астрологической точки зрения этот день тоже будет очень напряженным, особенно в эмоциональной сфере. Четыре знака прочувствуют это наиболее ярко - львы, овны, скорпионы и рыбы. Именно представителям этих знаков нужно очень тщательно продумывать все активные действия, которые они желают совершить на этой неделе и по возможности, даже перенести их на следующую неделю. Будьте внимательны к партнерским отношениям 28-29 февраля. Может чувствоваться недостаток теплоты в отношениях, дефицит любви и гармонии. Старайтесь не выяснять отношения, не ссориться, не пытаться что-то насильно доказать друг другу. Чем проще и спокойней вы проведете эти два дня - тем больше ошибок и сложностей Вы сможете избежать в совместной жизни. При всей своей негативности, Кащей божество справедливое. И наказывает только тех, кто это заслужил. Тех, кто за предыдущие 3 года не нашел времени пересмотреть свои ошибки, не изъявил желания вернуть долги (как материального, так и личностно-эмоционального плана), не простил своих обидчиков. Люди, которые утонули в собственных негативных эмоциях, в високосный год страдают больше всего. Чтобы воздаяние Кащея не коснулось Вас - проведите в эти два дня работу над ошибками. Над ошибками собственной Жизни. Отпустите все ненужное и негативное, все, что отжило свое. Освободитесь от эмоций, которые Вас разрушают - обиды, уныние, ненависть, бессмысленные страхи и опасения, притензии к другим людям. Пожертвуйте хоть какую-то часть позитива другим людям - неважно будут ли это деньги, или Ваше свободное время, или положительные эмоции, подаренные от чистого сердца.

Аид и Персефона
Александр Афанасьев еще в XIX веке высказал «погодно-климатическую» гипотезу, утверждая, что сказка о Кощее — всего лишь наш вариант древнегреческого мифа о боге подземного царства Аиде и Персефоне — дочери богини плодородия, которую он похитил и утащил в свою преисподнюю. Персефона была дочерью богини зерна Деметры. Бог смерти Аид увидел ее, когда она собирала с подругами ирисы, розы, фиалки и гиацинты на лугу. Он тут же влюбился в нее и угнал на колеснице в подземное царство. А там сделал своей женой. Но так как на земле наступила вечная зима, остальные боги упросили Аида отпускать Персефону на весну, лето и осень из преисподней. С той поры две трети года она проводит в царстве живых, а треть — в царстве мертвых, символизируя вечно возвращающуюся весну. Согласно другой теории - Кощей - бог плодородия. В сказке "Марья-Моревна" это хорошо видно. Мора - смерть загоняла Кощея в подземелье на полгода, а весной солнце, растопив снега, поило его влагой и он, образно говоря выходил из подземелья. Яйцо Рода у него было, как впрочем и у Осириса, который подобно Кощею охранял его на священном дереве. Прочтите сказку и обратите внимание на слова коня Кощея: «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогон ехать и то поспеем» - явное доказательство принадлежности Кощея к божествам плодородия. Интересен еще один факт, о нем написал Баландинский Б.Б. в книге "Языческие шифры русских мифов". Вот, что написано в «Египетской книги мертвых»: «Хвала тебе, дерево сикомор богини Нут! Даруй мне от воды и от воздуха, что пребывают в тебе. Я занимаю трон, что в Гермополисе, и сторожу и оберегаю яйцо Великой Курицы. Оно растет, я расту; оно живет, я живу; оно вдыхает воздух, я вдыхаю воздух: Я Осирис…». Параллель с Кощеем очевидна.

Готский вождь вызывает гуннов на бой
(полотно П. Н. Арбо, 1886)
Считается также, что это была вполне реально существовавшая историческая личность. Русские народные сказки – отражение реальных исторических событий. Кощей, он же Вострогот, он же Германарих, – это король восточных готов, который совершал опустошительные походы на наших предков. Он был убит в 375 году нашей эры на 110-м году жизни. Так что для нескольких поколений славян он действительно казался бессмертным.

Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Кстати, как правильно писать имя сказочного персонажа, Кащей или Кощей?

Для начала вспомним, как водится, историю с биографией: «Кащей или Кощей Бессмертный, в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. В русских сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище, та выпытывает, где скрыта его смерть; передаёт тайну своему герою-избавителю, который добывает смерть, и Кощей погибает».


У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – Кащей: “...Там царь Кащей над златом чахнет...”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.

История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.

"Вий" (1967)
По одной гипотезе, писать следует Кощей – от кошт, кость, “костлявый”. Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий». Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec). Этнографы зафиксировали один обряд, по которому в кощеев день женщины варили и съедали курицу, кости которой собирали и закапывали, чтобы на следующий год выросли из них цыплята. Обычай очень похож на тот, что описан в индейской легенде о Кролике и Бобре, или на восточную историю о старике, который съел рыбу. В двух случаях живое существо возрождается из костей.

Драгоманов сочетал с ним образ «шелудивого Буняка (Буйняка, Буняки) [Боняк — половецкий хан прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Киевскую Русь, возможно, имя Боняк было "переделано" в Буняка по созвучию с глаголом "бунить", то есть реветь или мычать]», фантастический образ смерти, бестелесного скелета, связался, пожалуй, по этимологии слова (кощей - кости - скелет), который стал прообразом гоголевского Вия (впрочем, Вий, как утверждают легенды, - сын Черного Бога). В некоторых поздних трактовках грозный хан Буняк уничтожает целые города своим ужасным взглядом (приведено по Т. Жебровскому).


Есть в славянском фольклоре и другие схожие персонажи, например... святой Касьян, то есть Иоанн Кассиан! Он в некоторых поверьях имеет веки и ресницы до земли и тот же губительный взгляд. Ничего себе святой! Между тем с ним связана любопытная история. Дело в том, что Касьянов день - 29 февраля, "добавочный" день високосного года, который всегда считался несчастливым. Негативное отношение перешло и к святому. Считалось, что он был в юности украден и воспитан нечистью. Позже Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал способен сжигать приближающихся к нему демонов (не эта ли черта потом стала губительным взором?). Несмотря на это, воспитание сказывается и Касьяна звали Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным - считалось что Бог лишил его ежегодных именин за черствость к бедным (любопытная перестановка причины и следствия, лишний день високосного года сделан таким за провинности святого!). По другой легенде Касьян вообще павший ангел, провинившийся менее прочих (он "всего лишь" разболтал бесам о намерении Господа изгнать с небес всех павших ангелов). После раскаялся и был приговорен к такому наказанию: посланный ангел три года стучит беднягу по лбу молотом, а потом дает отдохнуть. По другой легенде Касьян стоит на страже у ворот ада и только раз в году (или даже только в Касьянов день) имеет право оставить их и явиться на землю. Все это вконец испортило характер ангела и в результате: "«Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет. На народ взглянет — народу тяжело". В некоторых трактовках перед этим нечисть поднимает ему веки. Возможно, тут сыграло роль и созвучие со словом "косой", бытовала такая поговорка: "Касьян всё косой косит". А косоглазие считалось бесовской чертой, признаком дурного глаза. В свой праздник Касьян якобы и развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей – будет мор, на скот – падеж, на поля – неурожай. Кроме того считалось, что Касьяну подвластны все ветры. Рассказывали, что «он держит их на цепях, на краю света», и когда отпускает буйные ветры, то на земле бушуют ураганы, а на море – бури. Согласно вологодской легенде, Касьяну подчинены духи ветров, которых он держит «за двенадцатью замками на двенадцати цепях», в его власти спустить их и наслать на людей и скот моровые поветрия. Народ по-своему пытался объяснить, отчего у Касьяна праздник лишь раз в четыре года. В одной из народных легенд рассказывается, как шли однажды по святой Руси Касьян и Николай Угодник. На дороге они увидели мужика, который пытался вытащить завязший в грязи воз. Мужик обратился к ним за помощью. Касьян отказался, сказав: «Не могу. А то в грязи свою ризу замараю, как же мне тогда на глаза Господу Богу показаться?». Николай же Угодник, засучив рукава, принялся помогать мужику и поставил воз на сухое место. Пришли Николай Угодник и Касьян на небо. Увидел Бог, что риза Николая Угодника испачкана и спрашивает: «Где это ты, Микола, так выпачкался?». «Я, – говорит Николай Угодник, – помогал мужику воз из грязи вытаскивать». «А у тебя отчего риза чистая?», – спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу выпачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он постановил, что именины у Касьяна будут лишь раз в четыре года, а у Николая Угодника – два раза в год. Интересно, что эту легенду любили в дореволюционном Ельце и часто рассказывали в назидание молодым, обычно начиная так: «Вот раз в Ельце шли около тюрьмы Николай Угодник да святой Касьян…» Впрочем, народ знал средства, как защититься от Касьяна. Для этого в Касьянов день перед его образом устраивали молебен. Кроме того, рекомендовалось в этот день не выходить на улицу лишний раз, без особой нужды, и отказаться от тех работ, которые могут подождать. Ный (зап.-слав) (Вий - в славянской мифологии) в православии - св. Касьян - бог навьего подземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса: "KH.I. ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и происли у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест." Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет: "Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. "


Другой схожий персонаж - отец трех чудовищ чудо-юдо в сказке "Иван Быкович", по сборнику А. Н. Афанасьева, который, кстати, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
— Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей?
Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами; старик взглянул:
— Ай да молодец Ванюша! Дак это ты взял смелость с моими детьми управиться! Что ж мне с тобою делать?
— Твоя воля, что хочешь, то и делай, я на все готов.
— Ну да что много толковать, ведь детей не поднять; сослужи-ка мне лучше службу: съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу — золотые кудри, я хочу на ней жениться."

"Фоморы", Джон Дункан (1912)
Есть подобный персонаж и в Ирландии. Это Балор (Бэлор) Губительный Глаз, один из вождей чудовищных фоморов, детей Бездны - самых древних, коренных жителей Ирландии. Юношей Балор заглянул в котел с ядовитым зельем и с тех пор его глаз видел только врагов на поле брани. Умирающих врагов. Потому что вся сила мрачного зелья перешла в его взгляд. Балор был ужасен – у него был только одна рука, одна нога и один глаз (не знаю, было ли это уродство врожденным или это – результат действия зелья). Веко Балора его не слушалось и его поднимали специальные слуги (очень похоже на предводителя виевичей - Вия!). Балор был неодолим в бою, точнее, он был не воином, а скорее "оружием массового поражения", его глаз уничтожал врагов десятками. От этого взгляда не было спасения "ни богам, ни гигантам", и поэтому боги сохранили Балору жизнь лишь при условии, что его смертоносный глаз не будет никому причинять вреда. Вот что говорится о глазе Балора в саге "Битва при Маг Туиред": "Губительный глаз был у него. Этот глаз открывался только лишь на поле битвы. Четыре человека были нужны для того, чтобы поднять веко его глаза четырьмя полированными палками, пропущенными через веки. Войско, которое взглянет в этот глаз, не смогло бы устоять, даже если бы было числом во много тысяч". Но он пал от руки собственного внука, Луга, наполовину фомора, наполовину Туата да Данаан. Луг не питал к деду никаких чувств: напуганный пророчеством о том, что его повергнет внук, Балор пытался уничтожить юного бога. В саге "Разрушение дома Да Дерга" фигурирует другой фомор - свинопас Бадб из Сида на равнине Фемен, который имеет сходные черты с Балором: "косой [на левый глаз] с губительным глазом".


Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают, в сказке «Иван Соснович» он превращает в камень даже целое царство. Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить". До крещения Руси у восточнославянских волхвов, баянов песни на духовную тему назывались кощунами, еще в XI-XII вв. книжники переводили греческое слово греч. Μύθος (миф) славянским словом «Кощуна». Кощуны выполнялись и как стенания на тризнах, и как космогонические мифы, и как священные тексты. Поэтому путешествующих песенников и называли волхвами-кощунниками. Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебником: «Ни черов внемли, ни кощюньных вълшеб». Оттуда и пошло слово "кощунствовать". Эти произведения христианские служители считали крамольными, запрещенными, в результате чего в христианскую эру это слово приобрело отрицательное значение - «осквернять святыню». Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения: «Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь». Вероятно, Кощей Бессмертный, на самом деле так же был кощуном-песенником. Возможно, что это была реальная личность, некий конкретный язычник, который с помощью магии довольно долго жил. Позже волхвы якобы трансформировались в кобзарей.

Впрочем считают так же, что наоборот, название «кощуна» эпический жанр получил от имени главного антигероя песен - Вострогота (см. выше) под своей поздней кличкой Кощей - с которым шла война у славян. Впоследствии появились другие эпические сюжеты, но по традиции они также назывались кощунами, а их сказители – кощунниками. Значительно позже, уже в сильно христианизированном виде, эти эпические песни стали называться старинами (былинами).

При определении первоначальной этимологии слова «кощуна», очевидно, следует принять допущение двойственной основы его; первая половина (кош-) прямо сказана с понятием судьбы, жребия, а вторая — более многообразным набором значений. Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - "случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз - уражая нет, вверх - будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность. Воплощением же ночного КОШ-МАРа в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше считались Мары, или Моры (Зморы), основным признаком которых были "длинные брови до носа".

Чернобог. Валерий Семочкин
Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи (kоšči) — "пленник", "невольник", в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — «стан, обоз»; в украинском языке «кіш» означает «стан, поселение», а «кошевой» — «старшина, начальник коша», и соответственно — хранитель общей казны коша. В белорусском языке «кашеваць» означало «раскинуть стан»). Слово «кощей», в значении "раб" или "пленник", можно встретить в летописях XI–XII веков. В «Слове о полку Игореве» древнерусское «кощей» упомянуто трижды: князь Игорь Святославич, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то «чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы)»; также сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем». В этом же значении «кощей» фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка «Кощей» (также «Кошькей», с диалектным новгородским чтением -«щ»- как -«шьк»-) встречается как личное имя. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира». Она же самая загадочная. Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны (или Смерти Смертной, т.е. Кощей - еще большая смерть - стагнация, смерть без возрождения), но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Кстати, причиной его пленения является незадачливое сватовство к героине — будущей жене главного героя. Героиня-невеста оказывается сильнее Кощея Бессмертного, что подтверждает и ее необычное происхождение. Она засаживает Кощея в погреба «за приступки»-ухаживание или за то, что тот сшил ей башмаки меньше, чем нужно. В темнице он много лет (тридцать шесть) висит на двенадцати цепях, стоит на огненной доске, горит в огне или сидит в кипящем котле и не получает никакой пищи. О мифологической природе Кощея свидетельствует то, что он, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает: ведь он бессмертный. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Правда, она возвращается к нему, стоит лишь ему напиться воды. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Кстати, "краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет" (Википедия).


Впрочем, дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.


А.И. Соболевский предлагал славянскую этимологию – от костить – бранить. Сейчас мы употребляем однокоренной с этим словом глагол – костерить. Исследователи объединяют слово кощей со словом кощун (насмешник, ругатель), отсюда кощунство, кощунствовать. Академик В.В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах костить – не только хулить, поносить, но и портить, наносить вред: пакость – причиненный кому-либо умышленный вред. Связь с этим древним корнем высвечивает внутреннюю суть Кощея – он костит – делает пакости положительным героям сказки, утверждает В.М. Мокиенко. Последняя точка зрения кажется нам более верной, потому что обычно в русских сказках герои носят «говорящие» имена, а кость говорит только о внешнем виде, не раскрывая внутреннюю суть персонажа. Согласно же словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость, мерзость, скверна (впрочем, у того же Даля: “Кощейничать” означает скряжничать, жидомордничать”). Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?

Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.
Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой. К этому материалу следует добавить "Кощьное" — «сиречь тьма кромешная», «преисподняя».

Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа - "Ка”, означающая "собирание внутрь себя, союз, объединение”.

Еще одна версия. КОЩЕЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ – высоконравственный человек, вегетарианец, питающийся «кашей и щами». Славяне так и говорят: «Щи да каша – пища наша».


В народной речи Кащей означает изможденного, непомерно тощего старика. В сказках Кащей всегда сопровождается эпитетом "бессмертный", имеет различные формы: человека-чародея, великана, фантастического существа, летающего по Руси, уносящего женщин. Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Не менее интересны и значимы эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его неотъемлемая часть. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный». Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать Кощея как существо, принадлежащее «иному» сказочному миру. Эпитет «поганый» указывает на противопоставление Кощея миру «святому», христианскому, которое отражает элементы традиционного мировосприятия, касающиеся религиозной сферы на определенном этапе исторической действительности. В эпической же реальности, где воспроизводятся архаичные представления о «своем» и «чужом», он является признаком, характеризующим персонажей «чужого» мира. Определения «бездушный» и «бессмертный» называют отличительные признаки Кощея, которые отражают мифологическую природу его образа и — более узко — его потустороннее происхождение. «Кащей на что ни взглянет - все вянет». «Кащей на скот - скот дохнет, Кащей на траву - трава сохнет».

На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.


Принадлежность Кощея к «иному» миру прослеживается в черте, сближающей его с образом Бабы-Яги. Как и Баба-Яга, он обнаруживает присутствие человека в своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют одни и те же формулы: «Фу-фу-фу, что-то в горнице русским духом пахнет» — или: «Фу-фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла». Как и в случае с Бабой-Ягой, свойственное русской сказке выражение «русская коска» означает человека вообще как представителя чужого эпического племени.

Утверждается, что он бездетен. Но в сказке про Царевну-лягушку он превратил свою дочь в это земноводное. В одной из сказок он едет к своему брату Кошу – значит, имеет кровных родственников: дочь и брата.

Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий. В текстах обычно нет полного портрета этого персонажа, а встречаются лишь отдельные характеристики, в основном явно указывающие на мифологическую природу образа. Один из наиболее часто упоминаемых признаков — возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек». Нередко есть указание на то, что у него длинная борода, — в традиционном сознании тоже показатель старости. Иногда в сказках длина бороды Кощея превосходит его рост, при этом сам он оказывается невероятно маленьким: «сам с кокоток, борода с локоток». Следует упомянуть, что в сказках существует самостоятельный персонаж, для описания внешности которого характерна та же формула. Обычно его, «старичка с ноготок, борода с локоток», роль в сюжете состоит в задержании и заточении братьев главного героя, которые не могут справиться с предложенными им испытаниями. Этого маленького, но обладающего магической силой старичка, как и Кощея Бессмертного, удается побороть только настоящему герою. К мифологическим характеристикам Кощея можно отнести и черты, свойственные животным: у него «клыки, как у борова». Образ Кощея Бессмертного наделяется еще одним значимым с точки зрения мифологического мышления признаком. Это — слепота, являющаяся в мифопоэтических текстах знаком принадлежности персонажа к потустороннему миру. В одной из сибирских сказок Кощей говорит своим помощникам: «Семерные дети! Принесите мне семерные вилы, поднимите мои тяжелые брови. Посмотрю я, далеко ли едет Неугомон-царевич». Это описание, несомненно, напоминает образ Вия из одноименной повести Н. B. Гоголя. Известно, что писатель, создавая свое произведение, использовал традиционные представления о слепом и всемогущем демоне тьмы. Посмотрим на другие характеристики персонажа, восходящие к древним мифологическим представлениям. Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит». Причем нередко передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в природном пространстве: «листья с деревьев полетели, ветер ужасный <…> Кащей летит».

Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать. В некоторых сюжетах он, как и Баба-Яга, из спин сильных богатырей вырезает полосы-«рем-ни». Вместе с тем сила Кощея небеспредельна. Более того, как видно из сказок, и его сила, и он сам при определенных обстоятельствах могут быть уничтожены. В некоторых сказках Кощей появляется в повествовании как пленник.

Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Он, например, съедает обед, приготовленный на трех героев-богатырей, разом может выпить ведро и даже бочку воды или вина, съесть полбыка. Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.


Как сказочный персонаж, принадлежащий «иному» миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость.

Кроме «материальных» ценностей и волшебных предметов, Кощей Бессмертный обладает властью над жизнью и смертью людей, что сближает его с образом персонифицированной смерти. Так, он с помощью магического воздействия может превращать все живое в камень. В сказках, где он появляется как пленник, главный герой обычно нарушает запрет заходить в темницу, и Кощей за утоление жажды и голода обещает спасти его от трех смертей. В одном из вариантов сказки Кощей, обращаясь к герою за помощью, говорит: «Если, молодец, ты меня спустишь с доски, я тебе два века ешо прибавлю!» Освободившись из заточения, Кощей соблюдает свое обещание до тех пор, пока герой в третий раз не пытается освободить от него свою жену или невесту.

Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила) материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Она находится в яйце, которое спрятано в определенном месте. Это место в мифопоэтических представлениях осмысляется как потустороннее пространство, принадлежащее к «иным» мирам — верхнему или нижнему: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо». Иногда в сказках говорится, что ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб — на горе или в поле, и «то дерево Кащей как свой глаз бережет». Кощеева смерть находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его неуязвимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою. И то, как известно из сказок, ему обычно помогают волшебные животные, которых он в свое время пощадил. В мифологическом сознании эти животные, как правило, соответствуют трем зонам вертикального членения мирового пространства: небу, земле и воде, то есть подземному миру. Чаще всего это: орел, ястреб, ворон; медведь, собака, лиса; щука или просто рыба, рак, селезень.

По поводу его смерти тоже есть несколько точек зрения:
  1. Иван Царевич раздавил яйцо, которое было в утке.
  2. Иван Царевич разломал иглу, которая была в яйце.
  3. Конь Ивана Царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич добил Кощея палицей.
  4. Кощей Бессмертный вернулся домой, обнаружил, что сбежала Марья Моревна, и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохнулся в полете. Упал в волны синего моря и утонул. Может, плавать не умеет, может, обессилел...
По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Считается, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет. Вплоть до XV века Россия праздновала Новый год 1 марта. Кащей был главным на этом пиршестве, он уносил с собой холода и смерть, злой старикашка с посохом в руке делал одолжение всему честному люду, и ему стоило быть благодарными. Что-то вроде Необходимого атрибута Нового года в наши времена—деда Мороза. Ну вот, еще один вариант многоликого дедушки Кащея, или Кощея…


Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок. Древность этого мотива подтверждается его наличием в русских заговорах и хеттских обрядовых текстах. Исследователи соотносят сказочный образ Кощеевой смерти в яйце с комплексом архаичных представлений о так называемом мировом яйце, или космическом яйце. В мифопоэтических традициях многих народов образ космического яйца выступает как символ источника творческой силы и связан с идеей творения в широком смысле, в том числе и мирового пространства. Не случайно в фольклорных текстах нередко именно через него изображаются пространственные и временные структуры. Примером возникновения пространства из яйца и заключения его в этот предмет может служить сказочный сюжет о трех царствах: медном, серебряном и золотом, которые сворачиваются их хозяйками-царевнами соответственно в медное, серебряное и золотое яйцо, а когда нужно — разворачиваются. Обозначение времени и его членения с помощью этого образа присутствует в текстах загадок: «Лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят» (отгадка — год, месяцы, недели, дни). Начало творения в мифологиях некоторых народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, взрывается. Иногда из него рождаются разнообразные воплощения злой силы, например — смерти. Существует сказочный образ Смерти, которую солдат запирает в орешке, а потом выпускает. Образ Кощеевой смерти, находящейся в яйце, исследователи ставят в один типологический ряд с приведенными примерами. Идея творения, инициирования жизни в определенном смысле соотносима также с мотивом разрушения смерти Кощея, заключающейся в яйце. Извлечение ее из яйца и тем самым уничтожение Кощея оказывается разрушением препятствия для соединения героя и героини. Только после смерти Кощея испытание героя считается пройденным, а заклятие героини-невесты — снятым. С этого момента они оба вступают в новый этап жизни — брак, целью которого, согласно традиционным представлениям, является продолжение рода, то есть жизни. Эта идея соотносится с устойчиво сохранявшимися вплоть до конца XIX — начала ХХ века свадебными обрядами в русской и многих других культурных традициях западноевропейских народов. Так, например, в Ярославской губернии при встрече молодоженов после венчания им подавали разрезанное пополам яйцо, и это было их первым совместным вкушением пищи. В Угорской Руси первая пища, которую ели новобрачные, состояла из яиц и кипяченого молока. В Орловской губернии при отправлении к венцу брали с собой каравай, в который клали пару яиц. У болгар перед отъездом брачащихся в церковь мать для обеспечения плодовитости молодой и легких родов клала невесте за пазуху сырое яйцо, которое разбивали на пороге. В некоторых районах Румынии невеста, выходя из родного дома, наступала на яйцо; считалось, что это и облегчит роды, и принесет здоровье ребенку.


Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце...


Карачун - славянский (или праславянский) мифологический персонаж, статус которого вызывает споры исследователей. По мнению некоторых славяноведов - подземный бог, повелитель мороза, хозяин тьмы, холода и смерти. Некоторые его называют одной из ипостасей Чернобога или Перуна, а то и Велеса, а другие - самостоятельным персонажем, который проводит лето в Подземном Мире, а зимой выходит на поверхность или подаёт команды из-под земли. Иногда называют его мужем богини ночи и смерти Морены и сыном Велеса (или богом из его свиты). Некоторые считают, что в позднеславянский период считался богом падежа скота. Впрочем, как уверяют сотрудники Первого музея славянской мифологии (город Томск) на обзорных экскурсиях, родственные и прочие связи славянских божеств до прихода христианства не оформились окончательно и, из-за дальнейшего гонения на язычество, остались неопределёнными. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog, причем первым в этом пантеоне - противник Черного бога - Свентовит.


«…Даждьбог порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились… Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею… Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи… Но расплатилась Мидгард за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом… Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и с ратью Сварожичей в Мидгард спустилась…” («Славяно-Арийские Веды» “Саньтии Веды Перуна”). В память о спасении от Потопа и Великом Переселении Родов Расы Великой в 16-й год появился своеобразный обряд – Пасхет с глубоким внутренним смыслом, совершаемый всеми Православными людьми. Этот обряд всем хорошо знаком. На Пасхет крашенные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо называли яйцом Кощеев (отдавали его собакам), т. е. разрушенной Луной Лелей с базами Чузеземцев, а целое яйцо называли Силой Тарха Даждьбога (ели сами). А чтобы очищенное яйцо отличалось от неочищенного их и красили. В обиходе также появилась сказка о Кощее Бессмертном, чья смерть была в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (на мировом дереве, т. е. фактически в небесах). Как бы кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши Предки четко определили, что кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении - без смертный. А уже потом господин Луначарский бесовщину развел: он вообще ввел слово бессмертный. Хотя в русском языке были понятия и “бес смертный”, что значит: бес, который рано или поздно всё равно умрет, и “без смертный”, что значит, вечный. Вот в чем различие. И заметьте, в любой сказке добро всегда побеждает, и любое действие всегда имеет законченную образную форму. Кащей всегда был в определенных доспехах т.е. в защитных одеяниях. Злые всегда любили защиту себе устраивать. И простое оружие ,как в сказках: и калена стрела его не берет, т.е. закаленное, и меч на травах закаленный, его не сечет, а берет его только меч какой? Кладинец. А чем отличался от закаленного меча меч кладинец? А тем, что это не просто меч, а это мощное информационное оружие, почему? А потому, что по мечу шла руновязь т.е. определенные заклинания по клинку шли. И даже на рукояти иногда. А еще руновязь создавала как бы особую энергетическую структуру – силу вокруг меча. Т.е. кладинец – оружие как бы магического воздействия, или как бы сказали, волшебный меч. И он любую эту отрицательную энергетическую защиту всё равно пробивал. Потому что мощнее славянскиx рун ничего нет. (с)


Еще любопытнее образ Кащея выглядит в ракурсе тех легенд, которые именуют его «владыкой Черного Солнца». Ведь Черное Солнце было сакральным символом наших предков, олицетворявшим мощь всей расы и каждого ее представителя в отдельности. Между тем, та же Мара успешно одурманила Кощея и заковала его в его же собственном дворце, построенном из драгоценных камней. Позже Кощей, конечно, освободился, правда, не без помощи счастливой случайности в виде приключившегося рядом Дажьбога (по другой легенда – Ивана-царевича). Хотя некоторые легенды поясняют, что это была вовсе не случайность, а грамотно спланированный Марой тактический ход. Кстати, быть может, именно отсюда проистекает второе значение древнеславянского слова кощей – «пленник». Первое значение – «очень худой человек». Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кащей не имел никакого отношения. Он повелевал мертвецами, да, но ни в коей мере не был богом смерти. Богиней смерти была Мара и, в некоторой степени, Макошь.

Наши предки изображали Чернобога огромным василиском – чудовищным черным змеем с человеческим торсом, руками и лицом. При этом мифы приписывают этому существу выдающиеся оборотнические способности. То есть Чернобог в разное время может быть как черным вороном, так и древним седым стариком или молодым лучезарным молодцем. Но в любом обличие Чернобог ненавидит свет Ярилы-Солнца, это единственное его слабое место. В остальном он фактически не уступает ни одному из Вышних богов. Недаром во время Изначальной Битвы Чернобога удалось победить лишь совместными силами Сварожичей – Семаргла, Стрибога. и Даждьбога.


День Чернобогапонедельник (первенец, злодень, злыдень), когда не рекомендуется начинать никаких новых дел. Во многих местах ранее в этот день не рекомендовалось даже приступать к работе в утренние часы, ибо предшествующий день, насыщенный отдыхом и весельем, настолько расслабляет человека, что отрицательно сказывается на его работе. Понедельник служил и днём публичной расправы за всякого рода преступления.
Общий символ Чернобога – череп человека или животного. Ранее считалось, что если человек поклянётся на черепе и нарушит клятву, то он непременно скоро умрёт. Символом Кощея так же был череп, а так же полутораручный клыковидный меч, расположенный острием к земле. Эмблемой этого бога мог выступать черный круг или, возможно, Черное Солнце.
Дыхание Чернобога – это холодный, северный ветер.
Сакральное оружие – обоюдоострый меч и копьё.
Сакральные животные – тигр, вороные кони, козёл и баран.
Сакральные птицы – орел, ястреб и коршун.
Сакральные деревья – орех и бук.
Цифра Чернобога – «1», единица, руна-кол, на который сажали жертвы для Чернобога и которым закрывали чёрные Души усопших.


Рождество Чернобога – 24 июня. В ночь на Рождество Чернобога празднуется Купала, после чего начинаются «купальские святки» – праздничные дни на две седмицы.

Планета Чернобога в солнечной системе – Студинец (Сатурн), который, небезопасен для Земли, потому как студит, морит все живое. Современные ученые подтверждают, что Сатурн и его кольца играют роль гигантского космического синхрофазотрона, который разгоняет ионы газов до скоростей, близких к космическим, и бомбардирует ими окружающее пространство. Эти ионы достигают не только Земли, но и самых отдаленных планет. Когда же это воздействие усиливается, на Земле происходят различные катаклизмы: вспышки эпидемий и ранее неизвестных болезней, психическая дискомфортность и общее ухудшение здоровья у людей и животных.



Храмы Чернобогу строились из чёрного камня, а перед Его железным кумиром стоял жертвенник, нередко обагрённый кровью животных, а порою и людей. Человекоподобный кумир Чернобога окрашивался в чёрный цвет, и лишь его пышные усы оставались посеребрёнными и мрачно поблёскивали в бликах капищного костра.

Капища Чернобога обносились по кругу кольями, на которых водружались черепа поверженных врагов и жертвенных животных. Аль-Масуди в десятом веке дает описание святилища некоего бога на черной горе: "... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)".


На празднествах и пирах, обнося круговую чашу, славяне всегда возглашали над ней слова славы во имя Белбога и Чернобога. И если от Белбога ожидали счастливой доли в повседневной жизни, то от Чернобога ждали, что он сможет отвратить войны и всяческие бедствия от родной земли. Гельмольд («Славянская хроника», I-52) описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения (впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания): "Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия (заклинания), от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом, то есть черным богом". Наши предки ведали, что Белбог добр, но вовсе не всемогущ, а Чернобог, в отличие от библейского Сатаны, – не провокатор и палач на служении у Всевышнего, а родной брат Белбога. Петр Альбин в "Миснейской хронике" говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда". По мифу, приведённому Срезневским, Сатана (т.е. языческий Чернобог) поганит душу человека, созданного Богом, собственно и по христианским догматам это так. По другому мифу, приведённому Афанасьевым Сатана (Чернобог) создал человека из пота Бога. Похожий миф есть в Лаврентьевской летописи. Чернобог - сотворец Мира.

По преданиям, когда чаша людских пороков на Земле переполниться, по воле Чернобога вырастет ядовитая чёрная трава – чернобыль.

В родовых летописаниях Чернобог иногда представлен как родоначальник и защитник чёрной расы людей (Расы Мрака), который именуется Темновитом (Тёмным Витязем) и который борется со Световитом (Светлым Витязем), защитником белой расы людей (Расы Света). Во многих источниках, выясняется, что Велес - это Чернобог, оборотень-бог, проверяющий богатырей на силу в сказках (серый волк и пр.), поддерживающий и Правь, и Явь. Трехликий, ибо принадлежат ему Золотое, Серебряное и Медное царства (согласно русским сказкам все они лежат в Нижнем мире и в каждом по пряхе-норне (бабе Яге), Чернобог - навий ("злой") бог и противопоставлен Световиту - Белобогу и главе пантеона. Если Световит - Белобог - бог Яви и Прави, то Велес - как Чернобог - бог Нави и Прави. В Прави они едины - как имена Рода.

древо генеалогическое
С наступлением на Земле Ночи Сварога, совмещенной с холодной эрой Рыб, культ Чернобога в форме христианства разросся до небывалых размеров. На то, что культ христианства, это есть подлинное служение Чернобогу, указывают все религиозные христианские таинства и обряды:
  1. множественные изображения человеческих черепов и могил на иконах и одеяниях, поклонение мощам умерших с ритуальным целованием оных и ритуальное трупопоедание (принятие плоти и крови Христовой), принятие в качестве религиозного священного символа орудие убийства (распятие), а также использование в практике исключительно только мёртвой крещенской святой воды;
  2. страх перед Богом, грехом, мирским соблазном, Божьим Судом и усопшими предками как средство достижения духовности, вместо любви к богу, к предкам и к познанию мира;
  3. возможность искупления преступного греха через покаяние и за деньги, нетерпимость к другим вероисповеданиям и религиозный дуализм – разделение Единого и Многоликого только на Чёрное и Белое, Доброе и Злое, что породило сатанизм и обряды чёрной магии.
«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».

Репродукция картины «Кащей Бессмертный»
работы художника Виктора Васнецова.
Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Ученые - биологи и инженеры - задались вопросом "Что мы знаем о Кощее?"

Ну конечно, что он бессмертный. Правда, бессмертие его уязвимое, и злодея уничтожают разнообразными способами. Иногда достаточно переломить иглу, а в некоторых сказках («Марья Моревна») приходится прибегать к алгоритмам посложнее: сначала давить его копытом волшебного коня, потом охаживать палицей и, наконец, сжечь — для надежности. Возникает вопрос: не разные ли это Кощеи? Но кое-что во всех сказках совпадает: герой не стареет и практически неуязвим (пока на Ивана не нарвется). Обычно Кощей хорошо технически оснащен — меч у него волшебный, гусли-самогуды, обширные золотые запасы на черный день… А вот внешность Кощеева в сказках точно не описана, однако о том, что он вынослив и силой обладает огромной (особенно если три ведра воды выпьет!), хорошо известно. Весьма необычные навыки для антропоморфного существа. Правда, к человеческим самкам он явно испытывает интерес, но до подробностей в сказках никогда не доходит — постоянно на сцене появляется главный герой и все портит.

Илл. Владимир Капустин
Внешне похож на человека. Вероятно, относится к позвоночным, впрочем, необязательно к млекопитающим. Способен переносить долгую малоподвижность (хотя бы провисеть много лет закованным в цепях), что позволяет предположить замедленный метаболизм и пойкилотермию (холоднокровность). При этом в нужный момент герой способен к решительному броску и битве. Не напоминает ли это охоту крокодилов? Кощей вполне может быть не человеком, а… рептилией! Допустим, Кощей не человек. Почему же он проявляет интерес к женщинам? Ведь каноны красоты у неродственных видов непохожи. Возможно, для «кощееобразных» важна коммуникация с помощью феромонов (вспомним сказочное «Чую, русским духом пахнет!»). Да вот беда: поблизости родственных самок нет, система опознания может сработать и от запаха посторонних существ. Современные программисты называют это недокументированной возможностью. Например, несколько лет назад в Университете Дьюка провели исследование по восприятию людьми запаха андростерона: оказалось, что 50% его не чувствуют, для 30% он имел запах мочи, оставшиеся описывали его как цветочный аромат с мускатными нотами. Стоит ли удивляться, что Кощей ошибается при выборе невесты по запаху?

Что касается обязательной решающей битвы, то положительному герою сказки (который в курсе способности злодея застывать неподвижно) сложно понять: добил он супостата или тот просто притворяется? Отсюда все дополнительные манипуляции. И под конец, как в «Марье Моревне», сжечь, это уж наверняка.

Илл. Владимир Капустин
А почему мы вообще решили, что Кощей позвоночный? В любой сказке подробно говорится о его доспехах. Но с тем же успехом это может быть… внешний скелет. В таком случае Кощей с большой долей вероятности относится к членистоногим!

Внешне герой вполне может напоминать известного нам Чужого/Ксеноморфа во взрослом состоянии. Экзоскелет сохраняет внешнюю форму тела, сам же Кощей — внутри, и в неблагоприятных условиях превращается в цисту (твердую сухую оболочку, защищающую уменьшившееся пересохшее тело), которая способна храниться, пока не настанут времена, благоприятные для его функционирования. Одним из указаний на такое строение организма служит как раз упоминаемые в сказках три ведра воды (литров 30–40) — они нужны Кощею, чтобы обрести полную силу. Подобным свойством, например, обладают тихоходки — микроскопические беспозвоночные, близкие к членистоногим. Эти чемпионы-экстремалы способны выдержать и нагрев, и заморозку, и радиацию, и полное высушивание, в сухом виде они могут пролежать годами и ожить от воды. Так что именно с помощью криптобиоза (высушивания) и достигал Кощей своего бессмертия, а с помощью замачивания — оживления.

Яйцо в утке рассказчики придумали для красного словца, убивать этот вариант Кощея все равно приходилось обычным мечом с контрольным сжиганием. Но само яйцо в сказке появилось не просто так — яйцом Кощей мог очень дорожить. Что самое ценное для любого существа? Потомство. Похищенной девице была уготована роль вкусной гусеницы для будущей личинки. Так что такой Кощей ко всему еще и… самка!

Чтобы обеспечить личинок пищей, осы парализуют гусениц. Так ведь и в сказках Кощей умеет наводить волшебный сон на жертв. Возможно, его великое чародейство сводилось к тому, что он умел обездвижить жертву. Ну и еще летать. Перелетел на остров, вырыл норку, как оса-аммофила, чтобы складировать туда «живые консервы»… Такой Кощей при встрече наведет больший ужас, чем просто худой мужчина в доспехах.

У Кащея Бессмертного бой с Ильей Муромцем.
Илья уже выдохся, драка вялая.
Кащей орет:
— Ты меня все равно не забьешь, моя смерть в яйце!
Удар...
— Уууу, да не в этом же...
Инженерное решение, или Где же у него кнопка?
А откуда, собственно, сведения о том, что Кощей — живое существо? Силища неимоверная, доспехи, сложное оборудование — похоже и на робота. Возможно, этот механизм заброшен к нам для сбора земных образцов. Обитает Кощей на подземной базе. Там он хранит образец человека, отобранный для коллекции, — похищенную девицу. А то, что она еще и красавица, неудивительно: в качестве образца робот, конечно, выберет стандартного представителя вида, а красота и есть набор стандартов для конкретной эпохи и местности. Так становится понятным существование спрятанного дистанционного пульта (игла в яйце), способного запустить программу самоликвидации...

вот до чего может довести курение!
Лич (англ. lich или lych ([ˈlɪtʃ]), производное от немецкого Leiche — «труп» или от староанглийского lic (произносится так же, как и lich) — в современном фэнтези маг-некромант, ставший нежитью, по одним версиям — после смерти, по другим — вместо смерти. Также есть такое понятие как «Ритуал вечной ночи», в ходе которого маг (чаще всего — некромант) приносит человеческую жертву (или несколько, в зависимости от сил мага), заключает свою душу в филактерию, после чего умирает и возрождается уже полноценным личем. Процесс превращения в лича схож с процессом мумификации, с отличием в том, что на скелете практически не остается кожи и плоти, а внутренние органы помещаются в филактерию (phylactery — в Dungeons & Dragons) либо в сосуд лича (англ. lich jar) в Might and Magic. Лича очень трудно уничтожить, потому что после того, как будет разрушена его физическая сущность, он может возродиться при помощи филактерии. Пример филактерии — сундук Кащея, в котором заключена кащеева смерть. Сам Кощей Бессмертный при этом является ярчайшим мифологическим прообразом лича. Слово Lich упоминается в англо-русском словаре Мюллера в словосочетании lich-gate — «вход на кладбище». В игровой мифологии Dungeons & Dragons лич — маг, силой чёрной магии превративший себя в нежить и посвятивший себя служению злу.

Рик Дженест (Зомби Бой).
Современный Кащей?
А вот еще одна забавная характеристика от Алзима
"...постараемся составить словесный портрет подозреваемого.
Имя: Кащей. Фамилия: Бессмертный. Пол: мужской. Год рождения: между I в. до н.э. и IV в. н.э. Место рождения: юго-восточные провинции Римской Империи. Место жительства: юго-восточные провинции Римской Империи [Живёт он в некоем “тридевятом царстве, подсолнечном государстве”. Это уже хорошо, выходит, Кащей не бомж. Какое же “подсолнечное царство” имеется в виду? Южнее Славянских земель было лишь одно царство — Восточная Римская Империя. Царство находится за “тридевять морей”, что может означать южные провинции Византии. Они хотя бы находятся за тремя морями: Чёрным, Мраморным, Средиземным, - там же]. Гражданство: подданный Римской Империи. Профессия: БОМР (без определённого места работы). Внешний облик: худощавый, болезненного вида мужчина средних лет; на руках и ногах следы от оков [Марья-Моревна, имевшая какие-то отношения с Кащеем, в конце концов обманом завлекает его в западню. Кащей оказывается привязанным к столбу (или стене) цепями (оковами), откуда его освобождает Иван-царевич. Часто именно с момента освобождения начинаются сказки про Кащея. Казнь (привязывание к столбу или стене) и освобождение описаны достаточно подробно: Иван подходит к месту казни; Кащей просит пить; Иван подаёт распятому Кащею воды; собираются тучи и гремит гром; Кащей освобождается (“страшным вихрем вылетел”) и неожиданно появляется, как снег на голову, перед Марьей-Моревной, слугами и народом. Вот такой сюжет. Впоследствии влияние Кащея и его слуг распространяется на соседние государства: “я все царства побью, попленю, шаром покачу”, - там же].

Состав преступления: убийство; похищение человека (красавиц); незаконное лишение свободы; вынуждение к действиям сексуального характера; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (“над златом чахнет”); уклонение от уплаты налогов; терроризм; захват заложника; организация незаконного вооружённого формирования; бандитизм; вандализм; незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений (яблоня с “сонными яблоками”); присвоение полномочий должностного лица (царского звания); побег из мест лишения свободы; порча земли; жестокое обращение с животными (с конём); утрата военного имущества (меч-кладенец); планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (“я всё царство побью...”); геноцид. Вот краткое описание подозреваемого. Позволю себе высказать кощунственную мысль, что Кащей это не кто иной, как... а, впрочем, вы и сами догадались. В розыск!"

Сегодня Кощей безвреден, и бессилен. Он, скорее, персонаж комический и несчастный. Скучает в одиночку у себя в заброшенном царстве, крадет девиц время от времени, жену себе ищет. Не по наивности, наверное, а так – по привычке. И ему бы поменять сферу деятельности, ведь мир то совсем иной стал. Тогда, глядишь, развернется его сила по-новому, наворотит он каких-нибудь креативных дел. Ведь в его природе по славянским поверьям – сотворение мира и всего живого. Кто знает, может, мы еще встретимся с ним, в новом образе?

Кощей. И. Головин. Эскиз костюма
к опере Н. А. Римского-Корсакова «Млада» (1924)
Евгений Лебедев «Римский-Корсаков» (1952)
Кащей Бессмертный в эпизоде из оперы
Кадр из фильма «Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
Режиссер Александр Роу
Николай Боярский, Новогодние приключения Маши и Вити (1975)
Александр Филиппенко "Там, на неведомых дорожках" (1982)
Олег Табаков «После дождичка в четверг» (1985)
Виктор Сергачёв "На златом крыльце сидели" (1986)
Игорь Ясулович «Лиловый шар» (1987)
директор цирка Константин Бессмертных
Нодар Мгалоблишвили, "Чудеса в Решетове" (2004)
Алексей Петренко "Легенда о Кащее,
или В поисках тридесятого царства" (2004)
Гоша Куценко «Книга мастеров» (2009)
олигарх Борис Кащеев
Леонид Ярмольник «Реальная сказка» (2011)
Приключения в Тридесятом царстве (2010) (Евгений Щетинин)
Чернобог появлялся в различных произведениях искусства. Образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману (1800—1870) — не только чрезвычайно плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты, академику. Он, сын шведского посланника, стал истинным знатоком и любителем русской старины, что отразилось, в частности, в его романе «Кощей Бессмертный», написанном в 1833 году. Морской офицер и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». Ну и, конечно же, надо вспомнить удивительные фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу (1906—1973). Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993).

Сергей Малютин, Кощей (1904)
  • Под именем Чернобога он появился в мультфильме Фантазия, в эпизоде «Ночь на лысой горе/Аве Мария», как гигантский черный демон, который призывает призраков и демонов.
  • Также этот вариант был адаптирован к видеоигре Kingdom Hearts, в которой Чернобог появляется как босс на Лысой горе, и является одним из самых сильных диснеевских злодеев в игре, по силе уступая только Малефисенте, которая командует всеми войсками ада.
  • в фантастико-юмористической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965) «содержался он [Кощей Бессмертный] в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях»
  • персонаж книги Нила Геймана «Американские боги»
  • Кощей - персонаж новелл Джона Ч. Райта «Война мечтаний»
  • Появляется в четвертом сезоне сериала "Однажды в сказке"
  • один из демонов в серии «Megami Tensei»
  • у рок-группы «Климбатика» существует песня «Чернобог»
  • Чернобог упоминается в ряде песен блэк метал-группы «Волколак»
  • Czarnobog (Чернобог) российско-немецкая группа с одним участником, играющая атмосферный языческий блэк метал; есть две российских группы с таким названием
  • в компьютерной инди-игре «Strange Adventures in Infinite Space» одна из чёрных дыр на карте галактики называется «Chernobog».
  • в компьютерных играх «Златогорье 2» и «Blood» Чернобог является финальным боссом.
  • Чернобог присутствует в крупнейшей неофициальной модификации для игры Doom под названием "PsychoPhobia"
  • В многопользовательской ролевой игре «LifeWeb - Theatre of Pain» присутствует культ, именуемый "Танати", поклоняющийся Чернобогу
  • Также Чернобог появляется в видеоигре «Blood», причем не как персоналия, а как эссенция, сдерживающая реальности вместе.
Есть и памятники (а так же садовые скульптуры) Кащею

Евпатория (Крым)
Саки (Крым)

Новосибирск, Россия (фонтан)
Кунгур (Россия)
«Изгнание пороков из России» (фрагмент), Тюмень (Россия)
В Старице (Тверская область) открывается туристический маршрут с посещением пещеры Кощея Бессмертного, а сам город с лета 2006 года называет себя родиной Кощея.


Стоит еще добавить, что Жива Божеславна разработала систему гадальных Кощунов (карт, соответствующих Старшим и Малым Арканам Таро), в книге "Кощуны, правду глаголящие". Вот как мифологически толковуется в ней карта "Кащей". "Черный в славянской мифологии – цвет Нави. Потому и цвет Кощея. Его зовут еще и Чернобогом. Многочисленные сказания о Кощее, или Кощее Трипетовиче, как он именуется в книге «Язычество древней Руси» Б. А. Рыбакова, иллюстрирует извечную борьбу жизненного и мертвящего начала в природе, и прежде всего в растительном мире. В эпоху Святослава миф существовал в более целостном виде, чем он дошел до нас в фольклорных записях XIX – XX вв. В нем было единое повествование в поиске Кощеевой смерти и о самой смерти Кощея. В фольклоре оно расчленилось на волшебные сказки о поиске Кощеевой смерти, осложненные множеством вариантов о благодарных животных; Кощеева смерть в сказках упрятана в значительно более сложную систему (море, остров, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, иногда – игла). В черниговском мифе смерть Кощея спрятана только в зайце. Противостоящего Кощею героя в древнем «кощуне» еще нет. Однако именно этот миф породил образ героя Ивана-царевича, освобождающего прекрасную королевну Анастасию либо Марью Моревну. Миф приурочен к празднику Купалы, время превращения старых колосьев в молодые зерна. В эпоху возникновения былинного эпоса, в X в., вещая сила, противостоящая Кощею, стала персонифицироваться в виде богатыря Ивана Годиновича, т.е. Ивана Жизненного, Ивана Удачливого, который позже стал в народных сказках Иваном-царевичем".


Так или иначе, но Чернобог – это явная аллегоризация темной стороны личности каждого из нас. Она невероятно сильна, она практически непобедима, она ведет к разрушению. Именно к разрушению, а не к хаосу, так как хаос нашим предкам представлялся категорией несколько иного порядка. А разрушение – это регресс, увядание, застой, кризис. На этот счет у славян была руна Вий (или Вия), руна Нужда и руна Исток (в темном аспекте). В совокупности они символизируют основную характерную особенность Черного Змея – его стремление к абсолютному разложению Вселенной.


С другой стороны среди славянских рун можно найти руну Чернобог, которая в своем значении не имеет ни капли негатива. Эта руна в раскладе говорит о выходе из замкнутого (возможно, магического) круга, о разрушении морока и о разрыве любых роковых цепочек. Если гадатель увидел в раскладе эту руну, то можно говорить об однозначно удачном разрешении проблемы.

Таким образом, Чернобог при всем своем негативе имеет еще один неоднозначный аспект. Ведь и разрушение порой может пойти на пользу. К тому же тень, как известно, обязательная составляющая мира. Это во-первых. А во-вторых, тени нет когда нет света, то есть ночью все предметы обретают свой естественный, первоначальный облик. Именно поэтому Чернобога называли владыкой теней, но никак не повелителем ночи или чего-то подобного. Его сила не вырастала при Луне, как гласит расхожая байка. Ведь лунный свет – это отраженный солнечный, так ненавидимый Чернобогом.

И, тем не менее, без зла существование мира невозможно. Его полярность, его двузначность – это основа гармонии Вселенной. Именно поэтому Чернобог непобедим. Именно поэтому он, как Род, живет в каждом из нас.



От всей души желаю Вам, чтобы високосный год забрал у Вас только то, что Вам самим уже не нужно и семена нового, посеянные в этом году уже в следующем превратились в яркие цветы Вашей реальности.

Кстати, поисковая система Яндекс сегодня отмечает нулевое марта.

Источники
Н. Новиков, «Образы восточнославянской волшебной сказки».
Вокруг Света

4 комментария:

  1. .... 29 февраля чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного... Не соглашусь. Если Тьма - это плохо, то по логике вещей Свет - это хорошо? Хорошо, а попробуте посидеть в жаркий день на солнце не заходя в тень (ну тень это же плохо по Вашей логике), сравните где качественнее сон в тёмное время суток или днём. Волк убивающий и сжирающий диких животных это проявление зла? Свет - есть электромагнитное излучение, способное убивать - это добро? Могу ответить так, что для каждого существа есть своя МЕРА уравновешивающая баланс "темного" и "светлого" и если баланс нарушается - то это зло! А в норме - и тьма и свет благо. В нужное время мы призываем тёмных Богов для того что бы провести "санитарную обработку" нужного процесса, вещи, или явления. Так же и со светлыми! Се наши Боги которых нужно знать, понимать их дела в нашей жизни и чтить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "На самом деле - этот день является всего лишь указанием на год завершающий, когда каждый сталкивается с кармическими долгами". т.е. не все так просто в этом Кащее...

      Удалить
  2. День ЧЕРНОБОГА - большой кологодный праздник и он издревле чтится (не празднуется!) не 29 февраля, а в ночь с 21 на 22 декабря и называется он КАРАЧУН - это самая длинная ночь в году! Чтится он особым жреческим сословием - колдунами да ведьмами, да людьми выбравшими шуйный путь. Считается что в эту ночь навьи врата распахнуты и тёмная сила разгуливает по земле. Простым людям надобно на кануне праздника тёмным силам принести угощения. Это могут быть конфеты, пряники и другие угощения которые нужно повесить на ёлку в виде украшений или положить в виде подарка под ёлку, а в саму ночь двери и окна поплотнее закрыть, и никуда не ходить до рассвета. С наступающим всех Карачуном!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо за дополнение и поздравление.
      и Вас с наступающим

      Удалить