вторник, 17 мая 2016 г.

17 мая - 55 лет Кельтской фее Энии Бреннан


Знаменитая певица и композитор Эния Бреннан сегодня отмечает 55 лет. Имя этой загадочной ирландки хорошо известно всем любителям малострессовой музыки как в Европе, так и в Америке. Она выступала для Папы римского, Короля Швеции и Королевы Англии. Эния Бреннан, выпустила за свою достаточно долгую музыкальную карьеру всего 7 альбомов, но это не помешало ей вписать золотыми буквами своё имя в историю современной музыки. И причина оригинальности её композиций не наркотики, которыми, как утверждают, она пользовалась, как и причина ее огромной популярности не в прекрасно организованной рекламной компании. "Виной" всему талант и невероятное упорство, с которым Эния записывает свои альбомы. Если Эния что-то делает, то это должно звучать, как минимум, интересно. Смесь кельтской культуры с необычными оркестровками превратила её в самый известный музыкальный продукт Ирландии после, конечно же, рок-мастодонтов U2. Особо не заботясь о промоушене, Эния делает то, что у нее получается лучше всего, а именно - искусно сплетенные музыкальные волокна с нежнейшими мелодиями и заоблачным вокалом. Этими сказочными эпосами она, без преувеличения, завораживает слушателей по всему миру.

После успеха Clannad и Enya эта таверна -
своеобразное место паломничества фанатов
Эния (Энья Патриша Ни Бреннан, ирл. Eithne Pádraigín Ní Bhraonáin) родилась 17 мая 1961 года в небольшой деревушке Гвидор (ирл. Gaoth Dobhair), что в графстве Донегол, расположенном в северо–западной части республики Ирландия, где сохранился и старинный гэльский язык, и древние кельтские напевы.

О своём имени и о своём происхождении Эния говорит так: "Это Гэльский язык. "Ni Brennan" означает "дочь Brennan'ов". Энья (Eithne) же в Ирландской мифологии - это богиня, которая, повинуясь своему отцу, никогда не должна была выходить замуж из-за пророчества: отец должен был погибнуть от рук её мужа. Поэтому отец заточил свою дочь на далёком острове, где Энья влюбляется в пастуха, и они тайно женятся. Несколькими годами позже пастух убивает её отца в ссоре...

Фото семьи Бреннан.
Маленькая Эния в центре, с кубком в руках.
В большой семье Лео Бреннана, владельца местного паба "Таверна Лео", открытого в 1950-х, было 9 детей: Maire (д), Ciaran (м), Pol (м), Deirdre (д), Leon (м), Eithne (д), Bartley(м), Olive (д), и Bridin (д). Она была средним ребёнком — у неё четверо братьев и четыре сестры. "Мои родители были музыкантами. Папа, когда ему было 14, стал заниматься церковной музыкой, а потом и сам взялся за сочинение кельтских баллад. Мама была учительницей музыки в моей школе ["Gweedore Comprehensive School"], и я росла в атмосфере, когда тебя окружает только прекрасная музыка. И я слушала музыку, любые направления традиционной кельтской музыки". Детей поощряли, если они занимались музыкой. Эния следовала по стопам своей матери - брала уроки фортепиано и изучать классическую музыку. Кстати Leo Brennan когда-то создал собственную группу, которая называлась "Slieve Foy Dance", а мама, Baba Brennan, играла на органе в церкви.


Вся эта дружная семья очень любила музыку, поэтому в 1968 году Бреннаны, точнее дяди (Патрик и Нуэль О'Дюгганы) и старшие братья (Кайерон и Поль) Энии, создали семейную группу, исполнявшую традиционную ирландскую музыку на фестивалях и пользующуюся большой популярностью вначале среди местных жителей, а впоследствии ставшей широко известной не только в Ирландии, но и по всей Европе. Первоначально группа называлась «An Clann As Dobhar», что по–гэльски и означает "клан", "семья из Гвидора". В 1973 название группы сократилось до "Clannad" (отброшены некоторые буквы) и в состав группы вошла сестра Энии - Maire (Мэри). После окончания школы в 1980 году по совету менеджера Clannad Фахтна О’Келли Эния присоединилась к группе и сразу же приняла участие в записи двух альбомов:  "Crann Ull" (играла на клавишных, бэквокал, и главная партия вместе со своей сестрой Maire в треке "Gathering Mushrooms") и "Fuaim" (опять же играла на клавишных, была главная партия в "An Tull" и соло в "Mhorag 'S Na Horo Gheallaidh"). Кроме вокала, она играла на клавишных: сначала на электропианино "Wurlitzer", а затем на мощном синтезаторе "Prophet 5".

Кстати, и сегодня Бреннанов называют "самым музыкальным семейством Ирландии": старшая сестра Энии,  Мэри Бреннан - бывшая вокалистка группы Clannad, а ныне известная фолк-певица. Карьеру в поп-музыке пыталась делать и младшая сестра Олив, живущая в Австралии.

В то время в городке Артоне, что к северу от Дублина, жили–были муж и жена Ники и Рома Райаны, участвовавшие в работе с "CLANNAD". Эта семья и сыграла впоследствии огромнейшую роль в судьбе Энии. Но обо всем по порядку. Сначала Ники Райан работал звукооператором группы "PLANXTY", а потом занялся продюссированием CLANNAD. Когда в 1980 году менеджер "Clannad" Фахтна О’Келли стал работать с группой "THE BOOMTOWN RATS", все тот же Ники Райан стал и менеджером "клана".


Карьера Энии в семейном кругу была недолгой: роль клавишницы, пусть даже в довольно популярном коллективе, ее не устраивала, так как была эпизодической. В 1982 году, после европейского турне, группу покидает менеджер и продюсер Ники Райан. Эния, вероятно, расстроенная этим, а также из-за чувства недооценённости (её не устраивало то, что к ней относились лишь как к младшей сестре), переезжает в Дублин, чтобы начать сольную карьеру. Ники Райан становится её менеджером. В доме Ники и Ромы размещалась студия звукозаписи "Aigle". Там записывала свой альбом "Ordinary Man" Кристи Мур. Эния участвовала в записи трех композиций с этого альбома — таким было начало ее самостоятельной карьеры. Первые же плоды этого сотрудничества появились, когда кинопродюсер Дэвид Патнэм прослушал демо-кассеты с записями Энии. Он попросил её написать музыку к полнометражному фильму «The Frog Prince» (1984). В распоряжении девушки была целая студия, и Эния не упустила шанса поэкспериментировать с новым музыкальным оборудованием: она не только записывала вокальные партии, но и экспериментировала с синтезаторами "Roland Juno 60" и немецкой моделью "Kurzweil" и играла на пианино. Звукорежиссёром записи был Ники Райан. Позднее он же помог Энии получить новый заказ. Правда, в результате применение нашли только два её сочинения, которые были обработаны и исполнены другими людьми. В титрах было указано только имя автора музыки - Enya Ni Bhraonain. Впервые имя Eithne было переведено как Enya.

Почему выбрала артистическое имя "Enya"?: Эния хотела выступать под настоящим именем, но решила избежать трудностей с произношением (в принципе, действительно, для людей, которые не имеют никакого отношения к Инландии, что Гаэлик, что китайский язык - ну кто знает произношение?... А тут легко и понятно - на английском-то). Причем, это не псевдоним: Enya фонетически и орфографически - с ирландского на английский - то же самое, что и Eithne. Единственный же, кто звал ее Eithne: ее дедушка. Что говорит по этому поводу Эния: "Я поняла, что Eithne сложно для понимания. Люди произносили мое имя на английском как Enya, что правильно, так как th в гаэлике не произносится. На ирландском мое имя звучит не так, но оно трудно для восприятия. Вторая часть имени еще труднее - "Ni Bhraonain". Я решила сократить его, называться просто Enya. Каждый, кто произносит Enya может считать, что он чуть-чуть знает гаэлик".


Позднее Патнэм помог Энии получить заказ от BBC на создание музыкального сопровождения для большого документального сериала о кельтах, этой древней цивилизации, жившей на территории не только современной Ирландии, но и всей Северной Европы несколько тысяч лет тому назад. Сериал так и назывался "The Celts" ("Кельты"). Работа над музыкой к фильму заняла 10 месяцев. Диск был записан в 1986 году, но не издавался до 1987, пока шёл премьерный показ серий The Celts. Музыка настолько понравилась телезрителям, что BBC решила издать самостоятельный альбом с избранными композициями. Альбом был назван просто и незатейливо - «Enya» (другие музыканты, участвовавшие вместе с Энией в записи, не упоминались там вовсе). С этого началось её завоевание мира. Дебютный альбом Энии был под первым номером в ирландских хит–парадах, принеся исполнительнице хороший коммерческий успех. Сначала альбом был выпущен BBC в Великобритании под её собственным лейблом, затем в Северной Америке под лейблом Atlantic Records. В 1992 улучшенная и переработанная версия альбома была выпущена Warner Music под именем The Celts. Альбом в его оригинальном издании — Enya — больше не производился. Но надо отметить, что в остальном мире в то время этот альбом в значительной степени остался незамеченным.


Поистине большой прорыв для Энии начался в 1987 году, когда она подписана контракт с Робом Дикинсом, главой Warner Music UK, после того, как он услышал и был очарован альбомом "Enya". Известный как один из наиболее высокомерных людей в бизнесе, Дикинс имел талант к продвижению "трудных" художников, независимо от того, как долго на это требовалось времени. Благодаря его поддержке в 1988 году выходит альбом «Watermark» ("Прибрежная полоса"), ещё больше расширивший круг поклонников Энии. Хотя первоначально выпуск синглов не был запланирован, сингл "Orinoco Flow" всё же был выпущен, сразу же став британским хитом и в течение всей осени 1988 года оставался бестселлером. Строки с именем Энии взлетели на первые места в музыкальных чартах многих стран. С "Watermark" связана нашумевшая история о том, что во время последней стадии записи этого альбома Эния, которой в то время было 26 лет, принимала наркотики (точнее, это были сильнодействующие медицинские препараты). "Сразу после того, как мы прибыли в Лондон для микширования, я поскользнулась и сильно поцарапала колено, — рассказывала она. — Пришлось работать, принимая сильные болеутоляющие средства, сидя за столом в студии и положив больную ногу на подушки...". По мнению критиков, это может служить некоторым объяснением абстрактной формы законченного альбома. А "мерцание" хора, причудливое, переливающееся многоголосье, заставило критиков внести в свой лексикон необычные термины — призрачный, эфирный, мистический. К их сожалению, для объяснения следующего альбома у критиков не нашлось столь веских оснований: физические травмы, как и чудесное исцеление с помощью медицины, больше не случались с Энией. После появления альбома "Watermark" исполнительница потратила целый год, летая и рекламируя его по всему миру. После ее возвращения, хотя она и получила звание певицы номер один в ирландском хит–параде, Энии никогда не приходило в голову устраивать какие–то концерты в клубах Дублина: "К сожалению, я не люблю шум. Я имею в виду, что он завораживает меня, но не нравится мне". Поэтому Эния вернулась к пианино в домашней студии Райанов, и с тех пор в течение примерно двадцати месяцев ее жизнь представляла собой долгие периоды работы в студии. "Со мной трудно работать,– говорит о себе Эния. — Я это хорошо знаю. Во мне есть строгость, которую я не могу с себя стряхнуть, как, например, я не могу идти по улице и есть, потому что в детстве воспитательницы учили меня, что это неприлично для леди. До сих пор я не стану есть на улице шоколадку". Столь интенсивная работа в студии была связана с упрямством и нерешительностью личной музы Энии и отчасти — с методами тщательного наложения голосов и звуков в студии. "Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую ты пишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, — рассказывала она.– Я просто не могу прекратить, остановить все, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой или сделать что–то еще". Альбом «Watermark» достиг платинового статуса в 14 странах мира; на сегодняшний день он продан тиражом более 10 миллионов экземпляров. После года рекламной кампании альбома Эния возвращается домой и принимается за работу. Как и прежде, ей помогают супруги Ники (продюсер) и Рома (автор текстов) Райаны, о которых Эния впоследствии отзывается, как о людях, на две трети ответственных за ее успех, называя "Энию" коллективным творением, как будто бы этот персонаж — нечто отличающееся от нее, нечто вне ее, что, впрочем, вполне в ее стиле. "Музыка должна была полностью захватить мою жизнь, потому что кто была Эния несколько лет назад? — утверждает исполнительница. — У Ники, Ромы и меня была идея, мы хотели ее реализовать, и чтобы осуществить становление Энии, потребовалось много времени. К счастью, много людей вокруг меня понимали это".


Поддержка фирмы WEA сделала возможной запись альбома "Watermark", который был выпущен в 1988. Он тут же стал главным британским хитом. Альбом принёс Энии мировую известность и закончился неожиданным взлётом на первое место в музыкальных чартах многих стран.


Новый диск — «Shepherd Moons» ("Пастушьи Луны") — выходит лишь через 20 месяцев, в 1991 году. Столь длительный перерыв Эния сама объясняет так: "Я трачу часы на обдумывание: я не могу остановить всё, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой. Во мне есть строгость, которую я не смогу с себя стряхнуть. Со мной трудно работать, я хорошо это знаю". В отличие от большинства музыкантов, которые могут себе позволить записать целый ряд песен и выбрать лучшие из них, для этого альбома было написано только 12 композиций, ровно столько, сколько их в альбоме. С первой же небольшой композиции слушатель может легко узнать знакомые черты "небесной" музыки Энии. Присутствуют все особенности ее стиля: мягкий, переливающийся звук пианино, настойчивая мелодия, исполняемая на синтезаторе, и тысячи призрачных потусторонних голосов, создающих завораживающий мистический мир Энии.


Композиция "Caribean Blue" ("Карибская синева") исполнена нежности. Везде на "Shepherd Moons" используется так много музыкальных инструментов, как позволяет технология на уровне высокого искусства.


В композиции "Euacule" остро звучат рожки, в "Book Of Days" ("Книге дней") слышно пение виолончелей, бубенцов и кастаньет,


а "Lothlorien" (Лотлориен — название места из трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец") насыщена странными, шаткими звуками.


Композиция "How Can I Keep From Singing ?" ("Как я могу не петь?") более традиционна: она напоминает те песни, которые обычно исполняли молодые девушки на старых гитарах с нейлоновыми струнами где–нибудь в молодежном церковном клубе.


Такова же и композиция "Angeles" ("Ангельский"), имеющая много общего с


"On Your Shore" ("На твоем берегу") с альбома "Watermark". Слова песен просты, исполнение очень сердечно. Эффект "Shepherd Moons" в том, что при прослушивании композиции альбома начинают сливаться одна с другой, как если бы Эния повторяла одну прекрасную фразу снова и снова. "Мне пришлось прослушать композиции "Caribean Blue" и "How Can I Keep From Singing ?", так как по ним снимались видеоклипы,– рассказывала она о работе над "Shepherd Moons".– Но я никогда не прослушивала весь альбом со времени той ночи, когда проводилось окончательное микширование. Я находила себе любое оправдание, чтобы не делать этого. А если честно, я никогда не чувствовала себя такой несчастной, как тогда, когда заканчивалась работа над этим альбомом. Это страх, что все твои чувства и все твои эмоции ушли в запись, и когда ты слушаешь, то не можешь жить в соответствии с настроениями этого альбома". Критики назвали этот альбом продолжением, второй частью предыдущего «Watermark». «Shepherd Moons» достиг 1 номера в британских чартах и оставался в хит-параде Billboard 199 недель (почти 4 года).

После выхода «Shepherd Moons» наступил длительный четырёхлетний период молчания, во время которого в 1992 году появился переизданный альбом-саундтрек о кельтах - сборник лучших композиций Энии, представляющий собой объединение причудливо "надерганных" кусков со всех выпущенных ею дисков. Его так и назвали — «The Celts».


И вот наконец–то спустя четыре года в 1995–м Эния выпустила новый альбом с красивым названием "The Memory Of Trees" ("Память деревьев"). Ее долгое отсутствие могло вызвать подозрения, что слушатели больше вообще ничего нового в ее исполнении не услышат, хотя, если вспомнить, как тяжело дается Энии запись новых дисков, с какой тщательностью она выверяет каждый мельчайший фрагмент, особым образом накладывая звуки и создавая неповторимые многоголосья, этот период молчания не будет казаться столь уж странным. Если критики назвали ее предыдущий альбом "Shepherd Moons" продолжением и по существу вторым томом дебютного "Watermark", то "Память деревьев" — это очередное продолжение, образующее вместе с вышеупомянутыми уже трилогию. Как по звучанию, так и, по построению, альбом похож на предыдущий. В обоих после нежного электронного вступления следует красивый хит: на "Пастушьих лунах" это была "Caribean Blue" ("Карибская синева"), здесь — "Anywhere Is" ("Где бы то ни было"). Вообще, как и на прочих альбомах, на "Памяти деревьев" можно услышать множество голосов, называемых критиками эфирными, мистическими и потусторонними. Особенно загадочно звучат


композиции "Pax Deorum"


и "Athair Ar Neamh",


теплы и сердечны "China Roses" ("Китайские розы"),


нежна "On My Way Home" ("На пути домой"). Эния продолжила удивлять своим "неискоренимым" романтизмом и какой–то тотальной, околдовываюшей женственностью.

Эния была номинирована на 4 премии Grammy Awards и получила две награды в номинации «Лучший New Age Альбом» за «Shepherd Moons» в 1992 году и за «The Memory of Trees» в 1997 году. 20 июня 1996 астероид, прежде обозначенный как 6433-й, был назван "Enya" в честь певицы


Все эти годы Эния не бросала работу на кинопоприще: её музыка использована в фильмах «Green Card» (1990), «L.A. Story» (1991), «Far And Away» (1992), «Sleepwalkers» (1992), «Toys» (1992), «Age Of Innocence» (1993), «Cry The Beloved Country» (1995). Также в 1995 году, наконец, увидел свет саундтрек к «The Frog Prince».

В 1997 году был выпущен сборник лучших произведений Энии — «Paint the Sky with Stars», а в 2000 году — «A Day Without Rain».



В 2001 году Эния приняла участие в записи саундтрека к фильму «Братство кольца». Она исполнила песни «May It Be» и «Aniron», написанные в соавторстве с кинокомпозитором Говардом Шором. За «May It Be» Эния в 2002 году получает «Золотой глобус» и номинируется на «Оскар» в номинации «Лучшая оригинальная песня». В том же году она выигрывает 3 World Music Award в номинациях «Самая продаваемая певица», «Самый продаваемый артист New Age», «Самый продаваемый Ирландский артист» и выигрывает награду «Лучший поп-рок сингл» за «Only Time» в Echo Awards.


В ноябре 2005 года Эния вновь порадовала своих поклонников новым альбомом «Amarantine».

На награждении докторской степенью
В июле 2007 года получила почётную докторскую степень в университете Ольстера.



10 ноября 2008 года вышел новый студийный альбом Энии «And Winter Came» и одновременно с ним — сингл «Trains and Winter Rains». Также в альбом вошли: «And Winter Came», «One Toy Soldier», «White Is in the Winter Night» и другие рождественские хиты жанра Celtic и New Age. Сама Эния призналась, что первоначально этот альбом задумывала как собрание всех ранее написанных рождественских песен, но передумала и написала новый альбом.

23 ноября 2009 года, спустя 20 лет после выхода "Watermark", Эния и Райаны выпускают сборник лучших композиций "The Very Best Of Enya"  в двух версиях - "стандартной" и Deluxe Edition. Вторая версия включала еще и DVD-диск с 13 видеоклипами и 3 короткими документальными фильмами.


И снова наступил период молчания. В том ключе, в котором работает Эния, трудно, наверно, почти невозможно будет создать что–то новое. Но даже если Эния сподвигнется выпустить всего лишь продолжение "сериала", можно не сомневаться: это будет как всегда интересно.


Сейчас Эния записывает новый альбом ("Dark Island Sky"), и, по слухам, рассматривает возможность даже дать несколько небольших концертов по случаю его выхода. Чем то еще порадует нас эта удивительная "ирландская фея"?

Замок Мандерли в Killiney (дом, в котором живет Эния)
О сегодняшней личной жизни Энии мало что известно. Она живет в личном замке Ayesha castle, ни разу не была замужем ("Когда я подросла у меня было несколько подружек, но у меня не было парней-бойфрендов. Музыка появилась в моей жизни раньше") и не имеет детей, не любит публичные места и шумные компании… Наверное, только так, в отречении от суеты мира, можно создавать подобную музыку. Можно надеяться, что эта удивительная и красивая женщина и дальше будет радовать поклонников своим творчеством. Что еще можно сказать про Энию? Любит кошек, вино, рестораны, салат сендвичи, кино, искусство, медидировать, читать, красиво одеваться, гулять по берегу океана. В свободное время любит послушать классическую музыку, предпочитает ходить в оперу. Одна из опер: Madame Butterfly. Бывая у себя дома, в Донегале, Эния любит бродить по рельсам неиспользуемой железной дороги…

5 комментариев:

  1. Совершенно неожиданно для себя вышла именно на эту статью и получила огромное удовольствие! Люблю Энью, очень люблю, её музыка раскрывает способности души. которые присущи нам изначально. Присущи всем, кто этого хочет. Её музыка может влиять и на закрытых от света людей - я это видела лично! Энья - талантлива и светла. Счастья ей и многих лет жизни в творчестве и лучах Божества. Искренне, Л.

    ОтветитьУдалить
  2. душевная. сказочная но в то же время- какая-то воздушная и космическая музыка...

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью и подборку произведений. Музыка и голос этой удивительной Женщины просто изумительны, сказочны. Какая кристальная чистота!

    ОтветитьУдалить