Ефремова Елена (Zzorik) |
Нет, я вам не скажу :) Нарисуйте и увидите сами, что он притягивает.
Катерина Овчарова (Caramelina)
Рисунок на асфальте
На асфальте я мелками,
Разноцветными рисую,
Солнце, небо с облаками,
Дом и радугу большую.
Речку, в лодках рыбаков,
Лес, и в нём деревьев много,
Птиц, летящих высоко,
И за речкой – вдаль дорогу.
Рядом с речкой луг с травою,
И пасущихся овец,
Посмотрели брат с сестрою,
И сказали: «Молодец!».
Когда хвалят, всем приятно,
Дети, вам хочу сказать:
Чтоб рисунок был понятный,
Все учитесь рисовать!
© Сергей Кашлев, 2011
А чтобы у Вас усилилось желание самим рисовать, давайте полюбуемся удивительными 3D рисунками на асфальте, представив себя среди непосредственных наблюдателей Street Painting.
Хотя чаще на асфальте пишут...
Впрочем, можно просто расчертить асфальт и поиграть в классики
Мазки на асфальте придумали взрослые.
Тёти и дяди, большие и рослые.
Дети не пачкают мелом асфальт.
Только из клеточек делают ряд.
Прыгают ловко и строят квартиры.
Им не нужны на асфальте картины.
Владимир Грикс 05.06.2013
Разные дети бывают, друг мой!
Кто-то рисует бабочек рой,
Кто-то рисует маленький домик,
Кому-то по нраву маленький гномик.
А если малыш любит кубиков ряд,
Папа считает, что ЭТО талант!
Татьяна Дюльгер 05.06.2013
"Классики — детская игра, чрезвычайно популярная в советские времена, но утратившая свою популярность в настоящее время. Происходила, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкали биту (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в последующий квадрат, стараясь не попасть на черту. " (С) Википедия
Считается что родина классиков Англия, хотя аналогия с графикой прослеживается на каббалистическом древе Сефирот (Сфирот), известном еще в древние времена.
Т.Э. Дюверже, «Классики», написана не позже 1886, частная коллекция Art Renewal Center, США |
Изначально игра, судя по упоминаниям в литературе, была мальчишеской, в конце XIX века, как минимум в США и Дании, в ней стали участвовать и девочки (впрочем, конкретные правила и названия игры были несколько различны у мальчиков и девочек). Уже в начале XX века во всём мире игра стала преимущественно девичьей, в ряде стран участие мальчиков в игре стало зазорным.
Аналогичное смещение произошло в России. Игра попала в Россию, видимо, в XIX веке и к концу века распространилась очень широко: так, она была зафиксирована на Кавказе (где была известна как «классы» или «царь» и имела разные схемы расчерчивания), в Белоруссии. Девочки начали играть в классы к 1910-м годам. Мальчики продолжали участвовать в игре в 1930-е годы, согласно утверждениям фольклориста В. Г. Смолицкого. По мнению культурного антрополога доц. С. Б. Борисова, такая ситуация продолжалась и в 1940-е годы. С 1950-х годов игра стала преимущественно девичьей.
Любопытный анекдот: в Дании Евросоюз попытался запретить производство стеклянных бит для этой игры. Однако запрет был отменён силами датчан.
Три девочки лет двенадцати, поочередно прыгая на одной ножке, играли в старинную ордусскую игру - классики.
"Счастливые, - подумал Богдан, - Прыг-скок - и дела им нет до взрослых проблем! Последние минуты, наверное, остались, уже темнеет, скоро домой, а там, в уютных теплых комнатах родители поставят перед ними сладкий чай с маньтоу или ватрушками... и кто бы из них ни выиграл, и кто бы ни проиграл сейчас - все у всех станет совсем хорошо.
И еще несколько долгих, безмятежных лет быть им детьми. Шу-шу-шу про мальчиков. Шу-шу-шу про платья. Прыг-скок по тротуару...
Да, жизнь.
И отпускать нельзя, и удерживать нельзя. Отпустить - равнодушие. Не отпустить - насилие. Или все наоборот: отпустить - уважение, не отпустить - любовь... Любовь. Любовь одновременно и исключает насилие, и дает право на него.
Когда любовь, никогда не поймешь, как поступить лучше - девчатам все эти муки долго еще будет неведомы. Счастливые!"
Профессор Кова-Леви, терпеливо ожидая у своей повозки, тоже смотрел на девочек.
"Тоталитарное, иерархизированное сознание пропитало насквозь все ордусское общество, - думал он, - Вот, например, эти несчастные дети.
Сами того не ведая, они играют в свою будущую жизнь.
Эти судорожные прыжки из одной клеточки в другую несомненно отражают безнадежные, истерические попытки взрослых вдвинуться по ступеням жестко стратифицированной бюрократической лестницы.
И ведь прыгать надо именно на одной ножке, в неудобной позе, максимально затрудняющей движения!
Это, конечно же, выражает предощущение имперского гнета, безнадежно уродующего души людей и все их побуждения, чего стоит надпись в одной из ячеек прямо на пути: "Костер"! Это же олицетворение постоянного, неизбывного ужаса жителей чудовищной страны перед ежеминутно грозящим ни за что ни про что страшным наказанием...
Пожалуй, можно сделать об этом доклад на осенней сессии. Например, такой: "Символика детских игр в идеократическом обществе".
Хольм ван Зайчик. "Дело незалежных дервишей"
Моя внучка увидела в каком-то художественном фильме взрослую тетю, которая в ностальгическом порыве скачет по клеточкам - и не поняла, что это значит.
Она не знает, что такое - классики!
Лет десять или пятнадцать назад ее сверстницы прыгали через резиночку, цепляя ее носками ног и рисуя таким образом замысловатые резиночные узоры, а вот классиков я не видел уже почти полвека.
А ведь раньше все тротуары были расчерчены квадратиками.
О, классики!
- Мелом расчерчен асфальт на квадратики,
- Танечка с Манечкой прыгают тут.
- Где это видано, где это слыхано?
- В классы играют, а в класс не идут!
Драгунский Виктор Юзефович
Но если приходили приятели из других дворов, то "свои" мальчики стыдливо делали вид, что они прыгают только от скуки, поскольку заняться больше нечем.
В то же время фантики, круговая лапта и "штандр" были играми общими.
А "ножички" и казаки-разбойники - преимущественно мальчишескими.
Классики были двух видов: прямоугольные и решетчатые. Они отличались только рисунком и техникой прыжков.
В прямоугольных классиках прыгали только на одной ноге, а в решетчатых - одна, одна, две, одна, две, одна, две, поворот и обратно.
Поля для прыжков рисовались прутиком на земле, а на асфальте - мелом или куском кирпича. Размеры были довольно произвольными.
Правила были строгими.
Нужно было аккуратно встать правой ногой в зону броска ("Земля") и кинуть биток в клеточку 1. Вторая нога при броске могла стоять на земле.
Если биток попадал на черту, бросок не защитывался, и "к снаряду" подходил следующий игрок.
Если же биток падал правильно, левая нога поднималась, и игрок на одной ноге впрыгивал в первую клеточку. Потом, слегка подпрыгивая, биток надо было перетолкнуть ногой в следующий квадрат, и перепрыгнуть вслед за ним. И последним прыжком вытолкнуть биток за пределы поля.
Если все проходило нормально, биток бросался в клетку 2, и так далее.
Попытка не защитывалась при попадании в любом месте битка на черту, наступании на черту самим игроком или потере им равновесия.
Если биток залетал в "котел" (у ван Зайчика "костер") или в "воду", все попытки сгорали, и предписывалось начинать с броска в первый квадрат.
Был и второй вариант (а при решетчатой схеме единственный), когда биток не переталкивался ногой, а просто поднимался с земли, что тоже было непросто сделать, стоя на одной ноге.
Битком мог служить любой плоский камешек, но потом кто-то догадался насыпать песком баночки из-под ваксы, и каждая прыгунья всегда играла своим "инструментом".
коврик для тех, у кого нет мелков |
Что развивает игра в классики?
Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.
Что нужно для игры в классики:
- Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
- Мел, чтобы нарисовать фигуры.
- Плоская тяжелая шайбу. Ей может быть плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом). Иногда в магазинах продаются готовые тяжелые металлические шайбы для игры в классики. Они очень удобны, но, к сожалению, их сейчас трудно найти в продаже
Самый простой вид игры во дворе – это классики. А самый простой вид классиков – это улитка. В классики «улитка» можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке – кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.
1.Классики «Улитка»
Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.
Правила игры в классики «Улитка»
- В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
- В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
- Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
- Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.
Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.
Улитка может быть как очень короткой – счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).
Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.
Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.
Тот, кто будет играть первым, начинает.
- Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
- Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
- Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.
Вы спросите – а что делать, если я гуляю во дворе одна со своим ребенком, и других детей нет. Как что? Играть вместе с ним! Стать партнером по игре. И для здоровья полезно! И малыш получит несравненное удовольствие! Я до сих пор благодарна моей маме, бабушке, дедушке за то, с каким удовольствием и с каким творчеством они играли со мной в моем детстве! В том числе во дворе и даже в классики!
2. Более сложные классики для игр детей во дворе.
Варианты классиков представлены на рисунках. Их очень много! В них можно начать играть, когда «улитка» уже освоена.
Общие правила игры в эти классики такие. На асфальте во дворе чертят фигуру. Можно начертить фигуру палочкой на земле, но в этом случае линии будут стираться при заступах, и их придется постоянно обновлять. Каждое отделение в этой фигуре – это класс. Все по очереди пытаются пройти все классы (как в школе, только очень быстро).
Как играть в классики с дошкольниками:
Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.
Что делает игрок:
- Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
- Игрок впрыгивает в первый класс, стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию – то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий – можно продолжать дальше.
- Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное – снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка – то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
- Далее игрок проходит второй класс. Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
- Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
- Также проходится третий класс.
- А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс. Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
- В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг – место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть –чуть отдохнуть.
- Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
- Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.
Правила игры в классики:
В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
Ошибкой считается:
- попадание шайбы не в тот класс,
- заступ ногой на любую линию фигуры классиков,
- попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.
- Игроки не выбивают шайбу за пределы классиков, а ведут ее последовательно от класса к классу (как это делается в классиках «улитка»).
- В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу. В дом можно попасть, перепрыгнув через огонь.
- Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «огонь», то ему придется пройти дополнительный экзамен. Какой будет этот «экзамен» в игре – решают сами игроки. Варианты экзамена – пропрыгать (без камешка) на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат – корчат рожицы, поют смешные песенки. Или зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, пропрыгать все классы (без шайбы) на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.
А потом классики постепенно куда-то исчезли...
Трудно сказать, использовал ли ван Зайчик для романа свои наблюдения за игрой в классики последних лет или ностальгически вспоминал далекие годы своего детства, но дело не в этом.
Неугомонный ван Зайчик мимоходом покусился на один из главных материалистических тезисов - "бытие определяет сознание".
Собирательный образ западного профессора Кова-Леви ясно показывает, как "западное сознание" стремится приписать нам несуществующее "осознание" нашего привычного бытия.
Несть числа таким "теоретикам" смотрящих на нас через призму своих "демократических" предрассудков, будь то парламентские дебаты или детские игры.
Все на свете преходяще - и теория классовой борьбы, и игра в классики.
Но европейско-самодовольное стремление поучать всех - неизменно.
А Смирнов ©1999-2005
Скульптура девочки, играющей в классики. Баку (Азербайджан) |
"Я представляю человека в виде амебы, которая выбрасывает ложноножки и захватывает пищу. Ложноножки бывают длинные и короткие, они шевелятся, совершают круговые движения. В один прекрасный день порядок их движений закрепляется (это и есть зрелость, что называется сложившийся человек). С одной стороны, он достает далеко, а с другой - не видит лампы у себя под носом. И тут уж ничего не поделаешь, одному, как говорят преступники, в этом пофартит, а другому - в том. И человек живет в полной уверенности, что ничего интересного не ускользает от него, пока внезапный рывок в сторону не обнаружит на миг, к несчастью такой короткий, что не успеваешь понять, что именно - обнаружит его ущербность, его ненормальные ложноножки ..."
28 мая 2016 г. 155 человек одновременно сыграли в классики в рамках открытия фестиваля «БелМелФест». На площадке перед кинотеатром «Русич» рекорд зафиксировали представители книги рекордов планеты.
симулятор жизни "The Sims" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий