Существует мнение, что домовый воробей как один из самых ближайших пернатых соседей человека может выступать в роли «биологического индикатора», и по состоянию популяции этого вида можно судить об изменениях в окружающей среде. К началу XXI века общеевропейская популяция домового воробья значительно сократилась, а в ряде стран этот вид оказался на грани исчезновения. Так, с середины 80-х годов популяция воробьёв в Чехии уменьшилась на 75 %, в Великобритании — на 68 %, причём в крупных городах Британии они практически исчезли. В качестве причин называются уменьшение насекомых во время их периода размножения, болезни, вызванные высоким содержанием пестицидов в злаках, исчезновение мест гнездования в городах из-за их реконструкции, уменьшение зеленых городских зон и уничтожение деревьев, что опять-таки ведёт к гибели насекомых, необходимых для выкармливания птенцов. Начиная с 2010 года индийские и британские орнитологи предложили отмечать 20 марта как Всемирный день воробья (worldsparrowday.org). Это напоминание о птицах, которым еще не угрожает уничтожение или исчезновение, но которые, несмотря на свое широкое распространение и многочисленность, вполне могут оказаться у роковой черты. Во многих странах Западной Европы произошло снижение их численности. Несколько лет назад многие западные и наши СМИ задавались вопросом – куда исчезли воробьи? В уменьшении их численности винили и вышки сотовой связи, и стрижку газонов, и отсутствие насекомых в городах, и новые способы хранения и утилизации отходов. Но, воробьи, несмотря ни на что, выжили (а в Австралии численность завезённых из Старого Света воробьёв постоянно растёт, что грозит серьёзно нарушить экологический баланс на континенте, в связи с чем в этой стране практикуется отстрел диких воробьёв, но особого успеха он не приносит) и заданный газетами вопрос остался без ответа.
Некоторые утверждают, что воробей получил своё название из-за вороватого характера. Действительно, благодаря давнему тесному сосуществованию с воробьями, в частности, с воробьем обыкновенным, люди хорошо знают характер этой птицы – назойливый, вороватый, а также хитрый и смелый. За хитрость и изворотливость воробьёв называют жидами птичьего мира. Недаром, Александр Галич писал в своей песне про евреев: "Даже птичка воробей по повадкам как еврей". Поэтому и существует версия, что название птицы произошло от словосочетания «вора бей!». Но это предположение не имеет под собой научной основы, общий корень в названии этой птицы указывает на другое происхождение «воробья». Действительно, на Украине воробья зовут – горобець, в Белоруссии – верабей, в Болгарии - врабче, в Чехии – врабец, а на польском он будет назваться wróbel (вробель). Шанский считает, что воробей, это исконно русское слово, но в основе его лежит общая основа, как, например в польском «wrobel». Русские присоединили суффикс -ИЙ-, который трансформировался со временем в -ЕЙ-. А сама основа слова, как это часто бывает, образовалась как звукоподражание. Действительно, «воробушек» или «воробка» созвучны слову «ворковать», именно из-за воркования, чирикания птица получила своё теперешнее имя. А основой для «воркования» стало слово «ворк» – от которого произошло и «ворчание». Славяне издревле так именовали птицу за её постоянное, не умолкающее ни на минуту, чириканье (воркование). Что касается происхождения словосочетания "стреляный воробей", то о нем можно почитать здесь.
Насколько некоторым воробей с первого взгляда может показаться глуповатым, настолько на самом деле он богато одарен. Будучи очень понятливым, он мало-помалу настолько ознакомляется с человеком и его привычками, что возбуждает удивление каждого и способен развеселить более тонкого наблюдателя. Везде и при всяких условиях он в поведении своем самым точным образом подстраивается к нравам своего хозяина и потому в городе держит себя совершенно иначе, чем в деревне; он доверчив и даже назойлив там, где его щадят, чрезвычайно осторожен и пуглив в тех местах, где ему приходилось терпеть преследования, и всегда хитер. От его острого взора не скроется ничего, что могло бы принести ему пользу или повредить; опытность его увеличивается из года в год, так что благодаря ей между старыми и молодыми воробьями можно заметить такое же различие, как между мудрецами и глупцами. Подобно тому как с человеком он вступает в более или менее дружественные отношения, он так же держится и с другими существами: относится доверчиво или недоверчиво к собаке, очень надоедает лошадям, предупреждает себе подобных и других птиц о присутствии кошки, крадет у кур зерна из-под клюва, не обращая внимания на угрожающие движения, и ест с различного рода животными из одной чашки, если только те ему позволяют это. Несмотря на свою общительность, он все-таки постоянно находится в ссоре с другими воробьями, и когда им овладевает любовь, достигающая у него величайшей страстности, то он дерется со своими соперниками с таким ожесточением, что кажется, будто происходит бой не на жизнь, а на смерть, хотя на поле битвы остается самое большее несколько перьев. Только в одном отношении эта привлекательная птица не может пленять собой. Дело в том, что воробей -- почти ни минуты не молчит.
На территории России встречается 7 видов воробьев. В Курской области обитают два: домовый воробей (Passer domesticus) и полевой воробей (Passer montanus). У первого вида самец и самка различаются по окраске оперения, у второго – различий нет. Самец отличается от самки большим чёрным пятном, которое охватывает зоб, горло, подбородок и верхнюю часть груди. Ещё одно отличие, это тёмно-серый верх головы. Соответственно своим названиям - в городе преобладают домовые воробьи, в сельской местности – полевые. Несмотря, на казалось бы, беззаботную жизнь (говорят, даже, что благодаря строению глаз, воробьи видят мир в розовом (вернее, розоватом) свете) у воробьев хватает проблем – гибнут они и от морозов, и от бескормицы, домашние кошки и ястреб-перепелятник тоже собирают свою дань, молодые птицы часто оказываются под колесами проезжающих автомобилей, а недавно появилась новая беда – в городах воробьи склевывают жевательную резинку, которую люди выплевывают на тротуары, а растворяясь в желудке она вызывает мучительную гибель птиц.
Воробей - однолюб, птицы в паре верны друг другу годами. Тот у кого с осени не сложилась семья или за зиму погибла самка, обречен следующий сезон провести холостяком. Конечно такой самец будет использовать любую возможность склонить к совместной жизни одинокую самку. Однако это непросто т.к. к началу сезона размножения самцов значительно больше чем самок (на 100 воробьих приходится 150 воробьев). Гнездятся воробьи как отдельными парами, так и колониями. Гнезда птицы размещают в самых разнообразных местах — в щелях различных строений, в норах глинистых и меловых оврагов, в дуплах деревьев, занимает скворечники и т.д. Гнезда воробьи строят из любого имеющегося материала соломинок, сухих травинок, перышек. В постройке гнезда участвуют оба пола.
яйца воробья |
Воробьи очень любят купаться, причем не важно в воде, песке или снегу. Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки.
Неволю взрослые пойманные воробьи переносят на удивление плохо. Вероятно, этим подвижным птицам трудно приспособиться к ограниченному пространству клетки. Зато искусственно выкормленные птенцы приручаются хорошо.
Соседство с человеком позволило воробьям продвинуться далеко за пределы первичного ареала, расселившийся по всем континентам и даже за Полярным кругом. Впрочем, в Средней Азии он держится обычно подальше от человека. По всему земному шару живёт около 1 миллиарда особей. Это примерно по одному воробушку на каждые восемь человек. Воробей — оседлая птица, однако из самых северных частей обитания на зиму он откочевывает к югу.
Отношение у человека к воробьям, способным приносить как пользу, так и вред, варьирует соответственно от весьма позитивного до негативного.
Во многих регионах России (Подмосковье, Кубань и др.) сохранились предания о том, почему воробей передвигается скачками, а не ходит, как голуби и вороны. Согласно поверьям, воробей своим чириканьем выдал сокрытого от преследователей Иисуса Христа, затем приносил гвозди, которыми распинали Христа, затем язвительно чирикал "терпи, терпи!" или "жив, жив", подавая знак, что Христос ещё жив и можно продолжать мучения. За это Господь проклял воробья, и с тех пор истребление воробьев не считается грехом. В наказание воробей стал серым и маленьким. Лапки у него как будто связаны невидимыми веревочками, потому воробей не ходит, а скачет. Другая легенда гласит, что это птицы заковали лапки воробья в оковы в наказание за воровство или связали их за провинность во время выборов птичьего царя. На самом деле большинство воробьев передвигается по земле прыжками из-за своих коротких ножек.
У славян существовали поверья о том, что в одну из летних ночей воробьи исчезают с полей и слетаются все в то место, где черт меряет их огромной меркой. Воробьев, которые переполняют эту мерку, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся в мерке оставляет себе, ссыпает чертям в пекло или же убивает. На Киевщине такую ночь называли "воробьиной" и считали, что она бывает в ночь на 1 сентября. Вообще, у славян Воробьиной, или Рябиновой, ночью называли ночь с сильной грозой или с зарницами и верили, что это время разгула нечистой силы. Воробьиной ночью называли осеннее равноденствие (10 сентября). "Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь", (И. С. Тургенев. "Первая любовь").
Иногда воробьи могут являться переносчиками различных вредителей и возбудителей некоторых заболеваний. Перелетая с одного элеватора на другой, они могут переносить на своём оперении опасных вредителей зерна — амбарных клещей. Кроме того, воробьи распространяют оспу, дифтерию и некоторые другие болезни домашних птиц. В Китае в 2004 году, когда вирус птичьего гриппа H5N1 был впервые обнаружен в стране, были протестированы 38 воробьёв, и в некоторых образцах был найден опасный вирус.
В летнее время местами, особенно на юге, где воробьи многочисленны, они могут приносить ощутимый вред созревающим зерновым культурам (хлеба, горох), а также ягодам (вишни, виноград), подсолнечнику и конопле. В советское время в Средней Азии злостным вредителем зерновых являлся индийский воробей, подвид домового, и с ним велась борьба отравленными приманками. В остальные сезоны вред от них незначителен. Во время выведения птенцов воробьи приносят несомненную пользу, истребляя множество вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц. Истребление воробья в какой-либо местности всегда сопровождается чрезвычайно сильным размножением вредных насекомых.
В следующем году исполняется 60 лет с того времени, как в Китае случилась крупнейшая во всей воробьиной истории катастрофа – подсчитав сколько зерен потребляет каждая птица в течение года и помножив на их общее количество, тогдашним китайским руководством воробьи были объявлены главными вредителями сельского хозяйства и приговорены к тотальному уничтожению. Особенно не повезло им в городах, люди не давали птицам сесть на деревья или крыши домов и воробьи просто падали на землю от усталости и изнеможения, где их добивали палками. Убитых воробьев вывозили грузовиками. В крупных городах и на приморском побережье Китая под видом воробьев были истреблены практически все мелкие птицы. Почти два миллиарда — столько за год, согласовано статистике было уничтожено воробьёв. После этих действий урожай был лучше, но его очень сильно поели саранча и гусеницы, численность которых регулировали воробьи. Спустя год разразился голод и воробьев стали завозить из соседних стран, в основном из СССР.
К слову, воробьиное мясо безвкусно и твёрдо, поэтому оно очень редко употребляется в пищу. Пережевать его волокна под силу далеко не каждому, так что можно смело утверждать – поедание воробьев удовольствие из разряда сомнительных. К тому же, 1 воробей весит всего лишь 20-35 граммов.
Впрочем, на Дальнем Востоке на этот вопрос смотрят по другому. Так, китайские врачеватели древности считали, что оно способствует улучшению качества мужского семени. Кроме того, бульоны, приготовленные из тушек этих пернатых, часто включали в рацион раненных или страдающих кожными заболеваниями в виде различных язв. У жителей Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии имеется свой взгляд на то, можно ли есть мясо воробьев. В их народной медицине существует целый раздел, посвященный лечению задержек речевого развития у маленьких детей. Считается, что воробьиное мясо помогает решать подобные проблемы – при регулярном употреблении дети начинают говорить уверенно и быстро. Что достоверно известно, так это факт использования воробьиного мяса в традиционной японской кухне. Там существует весьма оригинальное блюдо, название которого на японском звучит как «Фушими-Инари Сузумэ-но якитори» (伏見稲荷 すずめの焼き鳥), а по сути это шашлык из воробьев. Рецепт его прост, ощипанные, обезглавленные и замаринованные в особых специях воробьиные тушки нанизывают на небольшую палочку и запекают на углях, точно так же, как классический шашлык из баранины. По легенде данному рецепту более тысячи лет и появился он в древней столице страны самураев – Киото. Придание гласит, что такое блюдо готовили служители храма Фушими-Инари. Однако, исследователи японской культуры утверждают, что традиция готовить шашлык из воробьев появилась в этих местах не более ста лет назад. А виной всему стал тяжелый и затяжной кризис, связанный с окончанием Первой Мировой войны и всякими реформами правительства Тайшё, подкосивший экономику Японии в начале ХХ века. По свидетельствам историков в этот период население островного государства обнищало настолько, что ело не только воробьев – в пищу шло все, что могло хоть как-то удовлетворить чувство голод. В наше время осталось всего две лавочки около храма Фушими-Инари, где вы можете попробовать это блюдо. Но воробьев там подают преимущественно китайских. Мороженые тушки поставляют из Китая конкретно в эти две лавочки. Есть и местные воробьи, но их немного и ловят их, конечно, не в полуторамиллионном Киото, а в более экологически спокойных сельских районах. Таким образом, если рассматривать вопрос о том, можно ли есть воробьев, объективно и беспристрастно, то получается, что пойти на такой шаг допустимо только в крайнем случае, что называется, если нужда заставит. В иной же ситуации поедание подобных блюд вряд ли принесет большое эстетическое удовольствие.
Ели воробьев и славяне. До принятия христианства, в день весеннего равноденствия, который отмечали празднованием языческой Комоедицы, а после внедрения христианства на Руси, "сдвинутый" церковниками на 1 день, чтобы совпадал с христианским праздником сорока мучеников, отмечаемый 22 марта, народ праздновал Жаворонков. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В деревнях, а иногда и в городах, в это время исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из кислого теста из разной муки птичек, называемых «жаворонками» (кое-где «куликами», «воробушками» или «орешками») с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках, круглые пряники и колобки ("яички"). Затем делали из соломы (или так же пекли из теста) маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. В некоторых местностях дополнительно пекли еще 40 жаворонков, которые надо было раздать прохожим людям, в честь сорока мучеников севастийских, потому этот праздник назывался еще Сороки. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С "куликами" кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!». Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
А.В. Гура утверждает, что "У юж. славян был обычай разговляться на Рождество печеными или вялеными воробьями (реже синицей, голубем, дроздом, куропаткой). Воробьев нередко запекали внутрь рождественского поросенка (серб., босн.). Разговлялись ими, чтобы не нападала чесотка (босн.), но чаще — для приобретения воробьиного проворства в новом году (серб., косов., макед., с.з.болг., с.в.болг.). Напр., македонцы на Рождество съедают воробья с возгласом пр, пр. пр! и бегут, чтобы весь год быть легкими и летать, как воробей; в селах Подримы и Косова Поля, перед тем как сьесть воробья, прикасаются им к рогатому скоту, чтобы и скот, и те, кто совершает обряд, были такими же легкими и проворными, как воробьи.
Единичное соответствие этому южнославянскому рождественскому обычаю, с той же мотивировкой ("весь год бытъ здоровыми, легкими и порхать, как воробьи"), отмечено у русских (у тамбовских переселенцев в Оренбурга кой губ.). В брестском Полесье накануне Нового года ловили воробья и готовили из них жаркое. Мотив печеного воробья встречается в хорватских и украинских шуточных и свадебных песнях. Связь с южнославянским обычаем печь воробья прослеживается в обычаях на западе восточнославянской зоны (Волынь, зап. Полесье, Гродненская, Виленская, Витебская губернии), где под Новый год ловили воробьев, пекли и варили их, сжигали, бросали живьем в печь, грозили припечь воробьиный клюв. Делали это чаще всего для того, чтобы летом воробьи не ели в поле жита, конопли и т. п.
В Гродненской губ. девушки под Новый год гадали о замужестве, бросая воробья в печь: если он вылетит из огня, то и девушка "вылеціць з хаты". Чтобы поймать воробья, нужно знать тайную минуту в новогоднюю ночь, когда воробьи глухи и слепы; выведать ее можно, зарывшись в хлевном навозе и подслушав разговор скота в эту ночь (витеб.). В пародийном виде мотив ловли воробья отражен в кашубской забаве, устраиваемой во время ритуальных бесчинств в новогоднюю ночь: какого-нибудь простака с мешком в руках ставят под крышу, а остальные обещают нагонять ему с крыши воробьев, вместо этого его с крыши обливают водой.
Название новогодней кашубской забавы находит соответствие в западнополесском святочном обычае "гоняты воробухы": во время ужина с кутьей все члены семьи закрывали глаза, а кто-нибудь один ударял ложкой по лбу одного из сидящих, который должен был угадать, кто его ударил; делалось это для того, чтобы летом воробьи не объедали ячменя в поле. Так же сандомирские поляки в Сочельник оберегали поля от птиц, ударяя соседа за столом ложкой по лбу. Ср. рождественский обычай из центр. Боснии: разговляясь воробьями, домашние ели их по очереди одной ложкой, чтобы летом воробьи не ели жита. На западе восточнославянской зоны накануне Нового года воробьев сжигали или сушили в печи и толкли, а весной их пепел или порошок смешивали с зерном и использовали при первом севе, чтобы обезопасить посевы от воробьев. Иногда с той же целью в предновогодний вечер пойманных воробьев пекли и варили (житомир.). В западнобелорусском Полесье щедровальники во время обхода домов пускают в хату ворорбья со словами: "Шчодрый вэчор, добрый вэчор, прынэсли вам птуху, прыпэчемо (варианты: одрижымо, обрубаемы) носа, коб на ели вам проса.
Многие магические приемы используют мотивы слепоты, ночной темноты, сокрытия, забвения, тишины, молчания и т. п., рассчитанные на то, чтобы воробьи не видели, не заметали посевов, не слышали и не знали о них. На Рождество воробьев называют слепцами (витеб.); топят печи до зари, чтобы воробьи не видели дыма (вилен.); сеют молча до рассвета (житомир.) или после захода солнца (з.волын.); обегают голыми с хлебом, который забыли вынуть из печи, грядки подсолнухов, говори: "Як не може по світу голе ходити, щоб так не могли горобци соняшников пити!" (укр., Ефим.СМЗ:44); сеют пшеницу до рассвета, положив пять—семь зерен в рот и ни с кем не говоря, сеют в полдень в Страстную (Тихую) пятницу, добавив в семена песок из-под бузины (в.луж.). Усмирению воробьев должны способствовать предметы, бывшие в контакте с мертвым: окуривают поле стружками от старого гроба (пол. серадз.), при севе добавляют в семена песок, взятый в полночь со свежей могилы (в.луж.), землю с могилы (словац.), обегают скинутую с себя сорочку и крестообразно сыплют на нее землю, взятую с могилы на заходе солнца, приговаривая: "А гу, горобець, и я. молодець!" (укр.). Под Новый год девушки объезжают верхом на метле вокруг своих усадеб (витеб.), на Рождество не выкидывают на мусорную кучу старый веник (вилен.), в рождественский Сочельник первую ложку крупы (каши) кладут воробьям на углы дома (з.бескид.), в день св. Валентина (Валента, 14.II) перед восходом и заходом солнца обсевают поле золой, чтобы св. Валент отгонял воробьев (мазовец.), сеют в день недели, на который пришелся день св. Валента (жешов.), сеют, смазав руки заячьим салом (гроднен.) или салом, освященным на Пасху (чернигов.), добавляют в семена тертую корку от рождественской кутьи (волын. ), просыпают зерно для сева в отверстие ступицы колеса (подляс.), убивают воробьев со словами: "Так вас всіх буду драти, як будете на просо літати!" (укр.)".
В традиционной чешской кухне существует блюдо, называемое "Moravský vrabec", т.е. моравский воробей, которого обычно подают с картофельным кнедликом и различными соусами (чаще всего из шпината). Можно, конечно, подать и более привычно для нас, т.е. с картофельным пюре и кислой капустой, или с картофелем, варенным в мундире, тем более, что врабец этот делается из свинины.
Мясо
Лук репчатый — 1 шт
Чеснок — 4 дол.
Свинина (свинная лопатка или ошеек, и еще очень хорошо 50% мяса и 50% мясного хорошего почеревка) — 900 г
Тмин — 1 ч. л.
Бульон (овощной) — 200 мл
Соль
Перец черный
Соус
Шпинат (мороженый) — 400 г
Чеснок — 2 дол.
Сметана — 200 мл
Кнедлик
Картофель — 800 г
Мука пшеничная (грубого помола) — 400 г
Яйцо куриное — 2 шт
Соль — 1 ч. л.
Мясо нарезать на кусочки величиной примерно 3Х3 см или крупные полоски. Мясо разложить на лук с чесноком, посыпать толченым тмином, солью и перцем, слегка перемешать. и оставить 4-6 часов постоять (хотя некоторые не маринуют).
Перекладываем мясо в посуду для запекания. Даем снизу чуть припечься (если мясо не жирное покладите на дно посуды 1 ст.л. жира или налейте немного растительного масла). Затем добавляем крупную порезаную довольно крупно луковицу и чеснок, нарезанный на пластинки.
Вылить бульон. Если нет под рукой овощного бульона, растворите овощной кубик в стакане воды. Естественно, можно использовать и мясной бульон и просто воду.
Духовку разогреть до 230 градусов и запекать мясо примерно 20 минут. Следите, чтобы мясо сверху не подгорело. Через 20 минут температуру снизить до 180 градусов, закрыть форму крышкой, если она есть, или обернуть сверху фольгой и тушить примерно 50 минут до готовности мяса. В процессе тушения пару раз заглянуть под крышку, полить мясо жидкостью, в которой оно тушится или, в случае надобности, добавить воды. Получается нежное мясо с запеченной корочкой сверху.
Для соуса шпинат разморозить на сковородке (если брать шпинат свежий - ошпариваем его кипятком.), добавить продавленный через чеснокодавку чеснок, посолить и поперчить по вкусу. Поварить буквально пару минут. Добавить сметану, размешать, прокипятить еще две минуты. Если будете использовать листовой шпинат, то соус нужно пробить в блендере до однородной массы. Соус готов.
Теперь кнедлики. Если вы решитесь их готовить (Вы их оцените по достоинству, когда обмакнете кусочек в соус и отправите в рот вслед за кусочком мяса. Это очень вкусно. Остывшие кнедлики нагреваются на пару в нарезанном виде), то нужно заранее сварить картошку в мундире, очистить и остудить ее. Cами кнедлики преспокойно сделаете в то время, пока мясо тушится в духовке. Картошку натереть на мелкой терке. Добавить яйца, соль и муку. Если нет муки грубого помола, можно использовать и обычную, в этом случае, возможно, ее понадобится немного больше.
Вымесить тесто, разделить его на 4 части, сделать валики диаметром 4-5 см, длина их не должна превышать ширину вашей кастрюли. В широкой кастрюле закипятить воду, добавить соль и варить кнедлики 15-20 минут, как только они всплывут, значит, уже готовы. Кнедлики можно сделать в форме шариков, это удобнее, если нет большой широкой кастрюли. Кнедлики нарезать на пластины шириной примерно 1-1,5 см, разложить по краю тарелки. Добавить мясо и соус.
Блюдо сытное и "солидное", для полной гармонии рекомендую открыть бутылочку предварительно охлажденного пива. Поверьте мне, чехи знают толк в еде!
Как бы там ни было, воробей довольно часто встречается в мировой культуре, начиная с античных времен.
- Египет отдавал должное скорости полета птицы, и здесь считалось, что она отвечает за душу, которую она переносит на суд к Амону-Ра, а он вынесет справедливое решение относительно той или иной души;
- в Китае птица обозначала, прежде всего, мужскую потенцию и силу, которая проявится в нужный момент;
- в Индии это символ богатства и процветания, а также удачи для всякого, кто увидит ее в нужный момент;
- у североамериканских индейцев это образ, обозначающий самую непотребную низость, жадность, непостоянство и вздорность (в этом индейцы Северной Америки отличаются от остальных, воспринимая эту птицу, как персонаж отрицательный).
Джон Уильям Годвард. «Лесбия с воробушком» | Эдуард Джон Пойнтер. «Лесбия и её воробушек» |
Дж. Р. Веджелайн. «Лесбия» | Лоуренс Альма-Тадема. «Лесбия и мёртвый воробей» |
Кем именно была женщина, к которой были обращены одновременно любовь и ненависть поэта, могло бы навсегда остаться неизвестным и вызывать вопросы и предположения исследователей. Современный писатель В. Отрошенко так характеризовал образ Лесбии, сложившийся в стихах: "Обстоятельства могли бы сложиться так, что исследователи никогда бы не установили, кем была героиня этой истории. По стихам Катулла, где в образе Лесбии сосредоточены одновременно вся волшебная красота небесных богинь и все буйное блядство кабаков и переулков Рима, её можно было бы представлять кем угодно — потаскушкой с улицы Субура, какой-нибудь вольноотпущенницей, римской гетерой или некой лесбосской девушкой (жительницей острова Лесбос) — таков точный смысл псевдонима Lesbia, который Катулл дал возлюбленной". Кстати, древнегреческая поэтесса Сапфо, родившаяся на острове Лесбос в Митилене, в своем стихотворении «Гимн Афродите» описывает колесницу богини любви, как запряженную воробьями.
В стихотворении № 2 поэт просто завидует воробью, который волен в любой момент порхать по телу его любимой. Стихотворение № 3 представляет собой стихотворный некролог на смерть птички. В нём Катулл «пародирует поминальный плач и надгробные речи, внося те же сетования на краткость жизни, те же повторы, те же ласкательные и уменьшительные существительные и т. д., но все эти средства художественного выражения даны в шутливо-ласковом тоне». Воробей был посвящён Венере (в частности, на колеснице, запряжённой воробьями, богиня является в гимне Сапфо) и особенно годился в герои любовного стихотворения. «Воробышек» было ласкательным словом у влюбленных ещё в комедиях Плавта.
№3 (Lvgete, o Veneres Cupidinesque)
Лейте слезы, Венеры и Амуры,
Лейте слезы, поклонники Венеры!
Воробьишка моей подружки умер,
А она пуще глаз его любила:
Он такой был прелестный и веселый,
Он всегда к ней выпархивал навстречу,
Сладко-сладко клевал её повсюду,
Не слезая с неё ни на минуту,
Пел ей нежно «пи-пи», смешил и тешил –
А теперь он идет по той дороге,
По которой, увы, нельзя вернуться,
В край безмолвия, ужаса и мрака.
Будьте прокляты, духи подземелья,
Пожиратели юных и прекрасных!
Вы похитили у меня такую
Ненаглядную, милую пичужку!
О жестокость судьбы! О бедный птенчик!
Безутешно хозяюшка рыдает —
У неё даже глазки покраснели.
Современная переводчица Рахель Торпусман в своих комментариях к этому стихотворению повторяет курьезное мнение Анджело Полициано, согласно которому, «в этих фривольных стихотворениях Катулл, пародируя торжественные гимны в честь богов, под именем „воробьишки“ изображает одну из частей собственного тела. Однако эффект двойной интерпретации нередко вводил читателей в заблуждение, и эти стихи воспринимались только как обращение к реальной птице». Некоторые исследователи полагают, что, учитывая то, что поэзия Катулла полна фривольностей и двусмысленностей, данная версия имеет право на существование, но большинство авторитетных комментаторов Катулла (В. Кролль, Р. Эллис и др.) считают её абсурдной и не считают нужным обсуждать.
Поминальный плач по воробьишке был чрезвычайно популярен не только в римскую эпоху, но и позже, и вызвал подражания, в частности:
Овидий, элегия «На смерть попугая» своей возлюбленной Коринны.
Джон Скелтон, стихотворение «Phyllyp Sparowe» на смерть воробья Джейн Скроуп (1505)
Дельвиг, «На смерть собачки Амики» (1821).
А. Востоков, «На смерть воробья» (Дашеньки)
Чернохвостая лесбия — вид колибри |
«Воробьиная месса» (Die Spatzenmesse) KV 220 написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1775 или 1776 году в Зальцбурге.
Воробышком звали и великую парижскую шансоньетку, Эдит Пиаф. Вернее, Пиаф (La Môme Piaf, прозвище, придуманное Лепле) на парижском арго и значит «воробушек» (рост у девушки был всего 142 сантиметра).
Талисман Чемпионата Мира по легкой атлетике |
На денежной купюре Дании |
На гербах:
Воробьёвского района (Воронежская обл. РФ) | Бирского района (респ. Башкортостан, РФ) | коммуны Добин-ам-Зе (Германия) |
Павлова Мария. Тыква и воробьи |
Петербург, Чижик-Пыжик |
Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. По широко распространённому мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа (да-да, чижи тоже относятся к воробьиному роду), студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
Памятник является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота — 11 см, вес — около 5 кг. За время существования памятника его несколько раз похищали, но каждый раз скульптура усилиями граждан и правоохранительных органов возвращалась на место. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.
В 2010 году на Невском проспекте, во дворе дома №11 был создан «Птичий дворик». Angry Birds здесь ни при чем. С Невского проспекта во двор не попасть заходить следует с Малой Морской улицы, напротив вестибюля станции метро Адмиралтейская. Во втором колодце спряталось все орнитологическое разнообразие.
Беларусь. Барановичи. |
31 марта 2003 года в почтовое обращение вводится марка из серии "Птица года", посвященная домовому воробью. Марка выпущена под эгидой международной организации по охране птиц "BirdLife International" и белорусской организиции "Ахова птушак Беларусi".
г.Ульм. Германия. |
Символ города Ульма, воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города. Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства? Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек. Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен! В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города. На улицах города, на стенах его домов множество самых разных воробьев из камня и металла, порой весьма удивительных и забавных.
Минск. Лошадь и воробей (фрагмент) |
г.Минск. Беларусь |
г.Кемерово, Россия |
Нижний Новгород |
г. Токио |
Сингапур |
Киев |
Фото «Символ города - воробей Гоча» из фотогалереи «Врнячка Баня» Сербия |
г. Ишим |
где-то в Испании |
Похоже, что первый памятник воробью был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. Кстати, о появления европейцев на американском континенте воробьи там не водились. Их завезли из Англии в 1860 г. специально для борьбы с гусеницами. Воробьи буквально спасли бостонцев от голода, когда на полях появились гусеницы невиданного доселе насекомого, которым пришлись очень по вкусу культурные растения. Их было так много, что казалось, земля шевелится. Обжоры съели траву, листья на деревьях и добрались до садов. Ловкие же птички в два счета расправились с вредителями и спасли сады и посевы хлебов. Скромные птахи с честью справились с возложенной на них миссией, да так и остались жить на новом месте. В честь этого события местные жители и установили памятник этой маленькой птахе (впрочем, фото его в сети, к сожалению, нет)
"Памятник — это замечательно, однако воробьи предпочли бы более скромные знаки внимания (причем желательно при жизни). В качестве таковых вполне подошли бы крошки хлеба. Но только ни в коем случае не черного!" (КОАПП - «Комитет охраны авторских прав природы»).
Очень обстоятельно! Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьзаходите еще
Удалить