Сегодня исполняется 100-летие со дня рождения актера, переигравшего на экране множество человеческих пороков - трусость, хитрость, глупость и прежде всего алкоголизм во всех его видах, и это при том, что в жизни он был почти праведником - Георгия Михайловича Вицина, скромного и незаметного (в жизни) человека, чьим кредо было «Жизнь надо прожить тихо», гениального исполнителя незадачливых и неудачливых персонажей - Труса, Мишеньки Бальзаминова, пана Цыпы в «Кабачке «13 стульев», Хмыря в «Джентльменах удачи»...
Георгий Вицин родился в финском селении Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга) 5 (18) апреля 1917 года, крещен был, согласно записи в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия. Но официально днём его рождения стало 23 апреля 1918 года. Принято считать, что изменения в документы в 1920-х годах внесла его мать, чтобы отправить болезненного ребенка (Гоша был настолько слаб и болезнен, что врачи пугали родителей: «Ваш сын вряд ли когда-нибудь будет ходить») в оздоровительную "лесную школу", где имелось место исключительно в младшей группе. (Еще она переправила место рождения - с города Териоки на Петроград. Говорят, когда Вицин в 80-е поехал в Финляндию, сниматься у Гайдая в фильме "За спичками, радовался, что попал на родину.) По другим данным, свою дату рождения знаменитый артист исправил сам, чтобы раньше поступить в актёрскую студию. Путаница произошла и с фамилией будущего актёра: первоначально фамилия выглядела иначе — «Вицын», но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».
Лесная школа, судя по всему, не только позволила ему поправить здоровье, но и на всю жизнь привила любовь к здоровому образу жизни. Так, как Вицин, изо всех советских актеров следил за своим здоровьем, может быть, только Савелий Крамаров, с которым они дружили. Вицин увлекался йогой и каждый день старался по десять минут стоять на голове; предпочитал избегать мясо и сливочное масло...
Родители были родом из российских областей: мать Мария Матвеевна — из Пензы, отец Михаил Егорович — из владимирских краёв; с искусством оба никак не были связаны. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком — он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетершей в Колонный зал Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.
В 1926—1933 годах Вицин учился в Московской школе-семилетке № 26. «Я рос очень застенчивым ребенком, - вспоминал Георгий Вицин.- И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами — устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…». По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности, как правило, в амплуа отрицательных героев. Однажды, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил заняться театром.
После окончания школы Георгий Вицин поступил в Театральное училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина). Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу», хотя на самом деле Вицин не посещал политинформации (ему это было неинтересно). Осенью 1934 года Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа—2 — и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище имени Вахтангова студии МХАТ—2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г.Бирман, А.И.Благонравова и В.Н.Татаринова.
В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного, и Сталин тут же «подарил» братской республике МХАТ—2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда—то «эмигрант—отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.
Поэтому с 1936 года Вицин служил в Московском драматическом Театре им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия, и где с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента Морозо в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».
В Ермоловском театре его запросто звали Гоша, невзирая на возраст и звания. У него было много знакомых, но дружил он аккуратно. Несмотря на блестящее чувство юмора и легкость в общении, он был закрытый человек. На гастролях держался в стороне от шумных компаний, избегал застолий. В свободное время надевал темные очки, надвигал на нос кепку, чтобы не узнали, и отправлялся в книжные магазины. Он был очень начитан и сам пробовал писать. В концертных программах он читал Зощенко. Эти номера имели большой успех. Но мало кто догадывался, что Вицин сам переписывал тексты, сохраняя стилистику Зощенко, менял то, что у писателя устарело.
По воспоминаниям коллег, в театре он играл любые роли. Суставы у него были словно на шарнирах, как у Чарли Чаплина. Он был музыкален, с репертуаром не было проблем, при том, что никогда не просил у режиссеров роли.
Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактёр», считал он. Есть АКТЁР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.
сэр Эндр, «Двенадцатая ночь» "Я тоже знаю, что вредит моему уму. Я слишком много ем говядины!" |
О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.
ИВАН ГРОЗНЫЙ (1944,1945) (Вицин предположительно справа) |
"Здравствуй, Москва!" (1945) |
"Белинский" (1951) |
"Композитор Глинка" (1952) |
"Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1959) |
«Василий Суриков» (1959) |
«Запасной игрок» (1954)" Я согласен на ничью!" |
"Она Вас любит" (1956) Константин Петрович Канарейкин (главная роль) "Когда знаешь, что тебя любят, очень радостно грустить". |
Тот самый лев Вася |
дед Мусий, "Максим Перепелица" (1955) |
В 1957 году Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света», где Вицин сыграл главная роль - управделами КУКУ Пётра Петровича Фикусова: "Мы провожаем сегодня в последний путь лучшего из нас. Но не будем, товарищи, останавливаться на достигнутом. Ещё три дня назад он жил среди нас. А сейчас наш Семён Данилыч лежит перед нами в виде дорогого нам праха". Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной...
"Пес Барбос и необычный кросс" |
«Пёс Барбос...» был всего одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьёзно», на который «Мосфильм» даже не возлагал особых надежд. Но эксцентрическая короткометражка о рыбалке с динамитом, снятая по произведению Степана Олейника, и её забавные герои очень полюбились зрителям, а в Каннах советскую ленту номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм. И это при том, что кинорежиссер Григорий Козинцев, который о Вицине был очень высокого мнения, увидев «Пса Барбоса», искренне огорчился: «Зачем Гоша снимается в такой муре?!»
песня самогонщиков из одноименного фильма |
Вообще Г. Вицину часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. Как вспоминал Владимир Цукерман: «за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей. Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».
авантюрист Сэм в "Деловых людях" («Вождь краснокожих»), 1962 |
"Дайте жалобную книгу" (1965) |
Актёры Е. А. Моргунов, Ю. В. Никулин, Г. М. Вицин обедают в перерыве съёмок (и никакого самогона!) |
Так оно и было на самом деле. Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.
— Жить, как говорится, хорошо. — А хорошо жить еще лучше! |
Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине: «Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из—за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во—первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой—то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось — соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек — с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».
Вицин признавался, что любил петь, хотя роли с вокалом ему не предлагали. «Когда Нина в «Кавказской пленнице» идет и песенку поет «Где-то на белом свете», а я вступаю тоненьким голоском «ля-ля-ля» - помните? Этим самым голоском я пою в концертах частушки. Так вот однажды мы выступали в воинской части, я стоял за кулисами, и ко мне подошла молодая артистка - худ-дая! худее Гурченки - и так скромно говорит: «Я тоже стараюсь так петь, как и вы, актерски». Она пела тогда только одну песенку - «Все могут короли». Я ее слова принял совершенно серьезно. Правильно, думаю, рассуждает начинающая артистка. Потом, когда она стала ПУГАЧЕВОЙ, я хохотал, вспоминая этот случай. После него я всем говорю: это моя ученица».
Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин на съемках фильма «Кавказская пленница», СССР, 1966 |
"Семь стариков и одна девушка" |
Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»: «Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена—перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый — Евгений Моргунов — есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес — Юрий Никулин — воплощенный здравый смысл. Что Трус — Георгий Вицин — мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», — стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя — свобода. Они появились на экране в начале 60—х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом — молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего — в комедиях Гайдая, где тройка Никулин—Вицин—Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех — вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».
В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой — Арчилом Гомиашвили (Остап Бендер) и Сергеем Филипповым (Киса Воробьянинов). Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что—нибудь» так и не смогла...
Георгий Вицин в образе Бальзаминова Зеленогорский парк культуры и отдыха открыт 26 июля 2008 |
с Нонной Мордюковой в "Женитьбе Бальзаминова" (1964) |
На съемках фильма «Женитьба Бальзаминова», где с ним снимались десять популярных актрис: Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Надежда Румянцева и др., шутницы налили Вицину коньяка. Георгий Михайлович махом опрокинул рюмку... Прополоскал коньяком рот и выплюнул. «Жора, ну что ты за мужик - не пьешь, не куришь, - в сердцах вскинулась Нонна Викторовна. - Ты - труп».
Кстати, сама Мордюкова во время дублей поцелуя начала от себя добавлять реплики (не по сценарию):
- Как ты мне нравишься!
- Вижу, что нравится, - отреагировал режиссер.
«Джентльмены удачи», 1971 |
Ереван (Армения). возле одноименного ресторана (ул. Амирян, 4/6) третий слева - Хмырь |
На съемках «Джентльменов удачи», когда актерам пришлось лезть в цистерну с «цементом», Вицин остался сидеть там уже после съемок сцены — потому что узнал, что липкий и противный состав, изображавший цемент, включает в себя 23 вида лекарственных трав, продлевающих молодость на 15 лет.
Была в «Джентльменах удачи» и импровизация, когда актеры сговорились вопреки решению режиссера делать зарядку на морозной улице все же в фуфайках, а Муратов (Василий Алибабаевич) по команде мотор разделся. Тогда разделись все, но Крамаров отомстил ему, начав натирать снегом прямо перед камерой. Тут уже и Вицин подключился, натирая снегом самого Крамарова. Сцена получилась такой веселой, что ее было решено оставить...
«Утром деньги — вечером стулья!» (с) Человек, измученный нарзаном - монтёр Мечников. Кадр из фильма «12 стульев» (1971). |
гробовых дел мастер Безенчук Кадр из фильма «12 стульев» (1976) |
«Неисправимый лгун» (1973) с Эдитой Пьехой |
“Земля Санникова” (1973) |
Джейн Фонда в роли Ночи и Георгий Вицин на съемках фильма «Синяя птица», 1975 год |
Актёр обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук—музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия в фильме «Чародеи». Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Артист был ужасно расстроен. Но не только котов озвучивал Вицин, оставаясь за кадром. Так, в фильме «Весёлые ребята» 1934 года (в восстановленной редакции 1978 года) он подарил свой голос факельщику, с которым Утёсов и Орлова отплясывали втроём и пели свой бессмертный хит «Тюх-тюх-тюх!».
Этот шарж на Юрия Никулина Вицин рисовал на съемках «Кавказской пленницы» |
"- Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...
- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?
- У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.
Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.
Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне." (Из интервью дочери Геогрия Вицина Натальи Дмитрию Гордону)
Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких концертов, выходя со сцены, он столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.
кукольный мастер Генрих Янович — последняя роль Георгия Вицина. "Хаги-Траггер" (1994) |
До последних своих дней играл в Театре киноактёра. Последние годы жил очень скромно - по булгаковскому принципу «никогда никого ни о чем не проси». От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!» Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, перебрался в «хрущёвку» в Староконюшенном переулке. Практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей и бездомных собак, которых подкармливал до самого конца, причем тратил деньги, не жалея, - на хорошую колбасу.
Вицин любил животных до слез. Даже тараканов не уничтожал (примите сочувствие соседи актера) — считал, что если насыпать им еду в одном месте, они не будут бегать по всему дому. Его знакомые вспоминают, что у него была лучшая голубятня в Москве. И каждая голубка на Арбате, где жил актер, знала Вицина в лицо. Стоило ему выйти из подъезда, вокруг, как облако, появлялась стая птиц. Был случай, когда Георгий Михайлович в течение нескольких лет выхаживал божью коровку и даже зимой добывал для нее тлю. «Утром просыпаешься, еще глазки не открыл и говоришь себе: я спокоен, весел, счастлив», - советовал всем талантливый мудрец Георгий Вицин. Он говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…». Писатель Лев Лайнер, автор книги "Веселая троица. Вицин, Моргунов, Никулин", взял у него интервью и спросил: какие у вас любимые афоризмы? Он ответил: "Целых два. "Проживи незаметно". И второй: "Все проходит".
Вицин на балконе своей квартиры занимается йогой. На фото актеру 70 |
6 сентября 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину за два часа до начала и попросили заменить заболевшего артиста. Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего условие — выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. На следующий день артисту стало лучше, и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.
О.Алексеева в газете «Жизнь» писала: «Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого—нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре — книги и миска с едой для Мальчика. В комнате — старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды. «Это не то, что несправедливо, это бесчеловечно, — говорит Тамара Федоровна. — Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю, может — письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания...»
Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо из-за приступа стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России. Когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий — шансов у актера не было. И он сам это прекрасно понимал. В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.
22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала, и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 Георгий Вицин скончался. «Он не понадобился времени, — говорил Леонид Куравлев. — Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа». Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»
Памятник на могиле Г. М. Вицина на Ваганьковском кладбище |
Вицин обладал незаурядным даром драматического артиста и за свою творческую жизнь снялся более чем в 80 абсолютно разноплановых фильмах, но кинематограф его времени не способствовал полному раскрытию этих талантов. В истории он остался одним из выдающихся комиков XX века, в одном ряду с Чаплиным, Китоном и Ильинским.
Проект памятника, который собирались установить на Арбате, у дома, где жил артист |
Георгий Вицин, автопртрет |
Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее, отбоя от поклонниц не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником мимолетных связей. Тем не менее, в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича. В личной жизни у него все было просто и сложно одновременно.
Скульптурный портрет Дины Тополевой, выполненный Георгием Вициным |
Скульптурный портрет Николая Хмелева, автор - Георгий Вицин |
Георгий Вицин с женой Тамарой |
С дочерью Наташей в Ялте. «Я росла в сказке и этим счастьем обязана папе» |
Дочка актера Наташа Вицина родилась, когда Георгию Михайловичу было уже под сорок. Он гордился ее способностями к рисованию. Талант к изящным искусствам у Вициных наследственный. Сам Георгий Михайлович неплохо рисовал, а его двоюродный брат Михаил был учеником знаменитой Веры Мухиной. Наташа Вицина стала художником-графиком. Когда еще ребенком она ездила с отцом на море, папа заводил ее в прохладную воду (видимо, с целью закаливания), и Наташа, к умилению окружающих, его просила: «Папа, подлей горяченькой». Он безумно любил дочь и, когда она выросла и стала жить отдельно от родителей, приносил ей из дома обеды. Уложит кастрюльку с супом в... портфель и идет к дочке.
Тамара Федоровна в итоге пережила мужа на восемь с лишним лет. Но вскоре после смерти Вицина у нее случился инсульт, и она стала лежачей больной...
Эту историю писатель Федор Раззаков рассказывает немного по другому: "В артистической богеме ходили разговоры о том, что Вицин был сексуально неотразим. Он реально был хорош собой, следил за своей внешностью, фигурой. И в молодости выглядел как франт. Вицин, молодой еще актер, увел жену у знаменитого артиста - руководителя своего театра Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Жену звали Дина Тополева, она тоже работала актрисой и была на несколько лет старше Вицина. Но спустя несколько лет супруги расстались. А после женитьбы на своей Тамаре Георгий Михайлович стал примерным семьянином".
"В артистической среде не было семьи скромнее, чем семья Вициных, - считает Федор Раззаков. - У них никогда не было атрибутов звездной жизни - ни машины, ни дачи. Вицин терпеть не мог кого-то просить, поэтому долгое время его семья обитала в коммуналке. Наконец в конце 50-х они переехали в отдельную квартиру, но слишком маленькую для троих. В 60-е годы стали строить себе кооператив, положили на это 18 лет жизни, но в итоге остались ни с чем: более пробивной актер (кстати, очень известный) отнял у них очередь. Так и остались Вицины в своей маленькой квартирке".
Георгий Михайлович давал своим молодым коллегам бесценный совет – «Уходя со сцены, не забудь выйти из образа". Путать сцену и реальность – это, товарищи, уже шизофрения!
В честь близящегося 100-летия со дня рождения Георгия Вицина в оборот была запущена новая почтовая карточка. Открытки с марками поступят в реализацию в отделения Почты РФ. К столетнему юбилею актера театра и кино, народного артиста СССР Георгия Вицина выпущено 12 тыс. открыток с кадром из кинофильма «Женитьба Бальзаминова», где актер снялся в основной роли. Об этом передает pr-служба Почты РФ. Как отмечает pr-служба Почты, марки и карточки, погашенные в день их выпуска, приобретают дополнительную ценность среди коллекционеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий