вторник, 18 апреля 2017 г.

18 апреля. 100 лет народному артисту СССР Георгию Вицину


Сегодня исполняется 100-летие со дня рождения актера, переигравшего на экране множество человеческих пороков - трусость, хитрость, глупость и прежде всего алкоголизм во всех его видах, и это при том, что в жизни он был почти праведником - Георгия Михайловича Вицина, скромного и незаметного (в жизни) человека, чьим кредо было «Жизнь надо прожить тихо», гениального исполнителя незадачливых и неудачливых персонажей - Труса, Мишеньки Бальзаминова, пана Цыпы в «Кабачке «13 стульев», Хмыря в «Джентльменах удачи»...

Георгий Вицин родился в финском селении Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга) 5 (18) апреля 1917 года, крещен был, согласно записи в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия. Но официально днём его рождения стало 23 апреля 1918 года. Принято считать, что изменения в документы в 1920-х годах внесла его мать, чтобы отправить болезненного ребенка (Гоша был настолько слаб и болезнен, что врачи пугали родителей: «Ваш сын вряд ли когда-нибудь будет ходить») в оздоровительную "лесную школу", где имелось место исключительно в младшей группе. (Еще она переправила место рождения - с города Териоки на Петроград. Говорят, когда Вицин в 80-е поехал в Финляндию, сниматься у Гайдая в фильме "За спичками, радовался, что попал на родину.) По другим данным, свою дату рождения знаменитый артист исправил сам, чтобы раньше поступить в актёрскую студию. Путаница произошла и с фамилией будущего актёра: первоначально фамилия выглядела иначе — «Вицын», но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».

Лесная школа, судя по всему, не только позволила ему поправить здоровье, но и на всю жизнь привила любовь к здоровому образу жизни. Так, как Вицин, изо всех советских актеров следил за своим здоровьем, может быть, только Савелий Крамаров, с которым они дружили. Вицин увлекался йогой и каждый день старался по десять минут стоять на голове; предпочитал избегать мясо и сливочное масло...

Родители были родом из российских областей: мать Мария Матвеевна — из Пензы, отец Михаил Егорович — из владимирских краёв; с искусством оба никак не были связаны. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком — он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетершей в Колонный зал Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.


В 1926—1933 годах Вицин учился в Московской школе-семилетке № 26. «Я рос очень застенчивым ребенком, - вспоминал Георгий Вицин.- И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами — устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…». По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности, как правило, в амплуа отрицательных героев. Однажды, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в Театральное училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина). Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу», хотя на самом деле Вицин не посещал политинформации (ему это было неинтересно). Осенью 1934 года Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа—2 — и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище имени Вахтангова студии МХАТ—2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г.Бирман, А.И.Благонравова и В.Н.Татаринова.
В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного, и Сталин тут же «подарил» братской республике МХАТ—2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда—то «эмигрант—отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.
Поэтому с 1936 года Вицин служил в Московском драматическом Театре им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия, и где с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента Морозо в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».
В Ермоловском театре его запросто звали Гоша, невзирая на возраст и звания. У него было много знакомых, но дружил он аккуратно. Несмотря на блестящее чувство юмора и легкость в общении, он был закрытый человек. На гастролях держался в стороне от шумных компаний, избегал застолий. В свободное время надевал темные очки, надвигал на нос кепку, чтобы не узнали, и отправлялся в книжные магазины. Он был очень начитан и сам пробовал писать. В концертных программах он читал Зощенко. Эти номера имели большой успех. Но мало кто догадывался, что Вицин сам переписывал тексты, сохраняя стилистику Зощенко, менял то, что у писателя устарело.
По воспоминаниям коллег, в театре он играл любые роли. Суставы у него были словно на шарнирах, как у Чарли Чаплина. Он был музыкален, с репертуаром не было проблем, при том, что никогда не просил у режиссеров роли.
Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактёр», считал он. Есть АКТЁР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.


сэр Эндр, «Двенадцатая ночь»
"Я тоже знаю, что вредит моему уму. Я слишком много ем говядины!"
В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь» (1955). Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би—би—си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

ИВАН ГРОЗНЫЙ (1944,1945)
(Вицин предположительно справа)
Кинодебют актёра состоялся, как считалось, в эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна (1944).

"Здравствуй, Москва!" (1945)
Однако, по словам В. Цукермана, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Г. Вицина, актёр как-то признался ему, что С. М. Эйзенштейна он «в глаза не видел», а дебютировал в 1945 году в фильме С. И. Юткевича «Здравствуй, Москва!» в роли железнодорожника на станции Дольск.

"Белинский" (1951)
В 1951 году кинематографическая карьера Георгия Вицина продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский». Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

"Композитор Глинка" (1952)
Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя — в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

"Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1959)
Кроме того он сыграл Гоголя в фильме "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1959), а так же в Ералаше. Даже в комедии «Весна» он сыграл артиста, репетирующего роль писателя.

«Василий Суриков» (1959)
А вот в «Василии Сурикове» (1959) он сыграл художника Репина.

«Запасной игрок» (1954)"
Я согласен на ничью!"
Однако, известность пришла к актёру после комедии Семена Тимошенко «Запасной игрок» (1954), в котором он исполнил роль обаятельного 18-летнего футболиста Васи Веснушкина, безответно влюблённого в красавицу-гимнастку (Татьяна Конюхова). На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера, которые оказались неудачными: на роль был утвержден Олег Стриженов. Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, Вицина сразу утвердили на роль. Не секрет, что для общих планов футбольной комедии режиссёр использовал кадры с настоящего четвертьфинального матча Кубка СССР 1954 года, но актёрам тоже пришлось побегать по полю. Чтобы справиться с ролью спортсмена и быть в спортивной форме, Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал актёра Павла Кадочникова, который много лет профессионально занимался боксом, и потому среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем. Позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37.

"Она Вас любит" (1956)
Константин Петрович Канарейкин (главная роль)
"Когда знаешь, что тебя любят, очень радостно грустить".
По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит!" (1956). Застенчивые, но болеющие за свое дело, способные совершить благородный поступок герои Г. Вицина приглянулись зрителю. Говорят, в этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".

Тот самый лев Вася
Одну из сцен фильма снимали в Киевском зоопарке. Готовили эпизод, в котором из клетки выходил лев и подходил к Вицину. Операторы сидели в специальной клетке, весь участок был огражден железными решетками, за которыми прятались режиссер Суслович и актерская группа. Лев (Вася) в сопровождении дрессировщика Бориса Эдера (его не было видно в кадре) шел по дорожке… Вдруг решетка неожиданно упала, и лев подошел вплотную к автору сценария Владимиру Полякову. Все закричали, кинулись врассыпную. Сам Поляков замер. Позже он признался, что от страха не мог сдвинуться с места. «Не бойтесь, — сказал Вицин, — львы смелых людей не трогают». И как будто даже погладил животное по шерсти… Лев постоял минуту, зевнул. В этот момент подбежал дрессировщик и увел животное подальше от испуганных людей.

дед Мусий, "Максим Перепелица" (1955)
Несмотря на то, что в этих картинах Г. Вицин исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за 30. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40 лет, когда он с одинаковой убедительностью играл 70—летнего старика в ленте Анатолия Граника «Максим Перепелица» и 17—летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в 8 лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить. Но самое главное — он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять—пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться». Его дочь Наталья рассказывала в интервью "КП": "Для Крамарова йога - следование правилам. А для папы - умение силой мысли изменять действительность и условия. Умение сопротивляться. Савелий очень щепетильно относился к своему здоровью. Порой это даже переходило разумные границы. Бывает, спрашиваешь: "Савелий, хочешь чаю?" А он: "У вас вода из-под крана? Тогда я лучше кефир. А кефир у вас с рынка? Нет? Тогда я лучше сока бы выпил. А сок у вас свежевыжатый? Нет? Ладно, я, если честно, вообще пить не хочу". Папа на это отвечал: "Савелий, любую бяку можно нейтрализовать силой мысли. Йоги пьют воду из реки, в которой стоят!"


В 1957 году Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света», где Вицин сыграл главная роль - управделами КУКУ Пётра Петровича Фикусова: "Мы провожаем сегодня в последний путь лучшего из нас. Но не будем, товарищи, останавливаться на достигнутом. Ещё три дня назад он жил среди нас. А сейчас наш Семён Данилыч лежит перед нами в виде дорогого нам праха". Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной...


"Пес Барбос и необычный кросс"
Образ Труса, воплощённый им в комедиях Л. И. Гайдая («Пёс Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1961), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)) принёс актёру широкую известность. «Пёс Барбос и необычный кросс» стал первым фильмом, в котором зрители познакомились с харизматичной бандой жуликов, впоследствии ставшей самой известной кинотроицей Советского Союза: Трусом, Балбесом и Бывалым. Есть легенда о том, что Леонид Гайдай задумал воплотить в кино собирательные образы общественных пороков, прочитав в газете «Правда» стихотворный фельетон про браконьеров. Режиссёр сразу придумал три характера—маски: на роль Труса выбрал Вицина, с которым уже работал над лентой «Жених с того света». Вицин, в свою очередь, предложил Юрия Никулина, работавшего в цирке, на роль Балбеса. А бывший директор «Мосфильма» Иван Пырьев нашёл Бывалого: актёра Евгения Моргунова. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пёс Барбос...» был всего одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьёзно», на который «Мосфильм» даже не возлагал особых надежд. Но эксцентрическая короткометражка о рыбалке с динамитом, снятая по произведению Степана Олейника, и её забавные герои очень полюбились зрителям, а в Каннах советскую ленту номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» как лучший короткометражный фильм. И это при том, что кинорежиссер Григорий Козинцев, который о Вицине был очень высокого мнения, увидев «Пса Барбоса», искренне огорчился: «Зачем Гоша снимается в такой муре?!»

песня самогонщиков из одноименного фильма
Зрителю понравилось все — трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Вообще Г. Вицину часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. Как вспоминал Владимир Цукерман: «за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей. Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».

авантюрист Сэм в "Деловых людях" («Вождь краснокожих»), 1962
Операция "Ы"...
"Граждане новосёлы! Внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Спасает стены от сырости, вас – от ревматизма! Налетай, торопись, покупай живопИсь! Никакого модернизма! Никакого абстракционизма!"
Вицин, Никулин и Моргунов, Василий Федоров
Фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» с участием Труса, Балбеса и Бывалого в 1965 году стал абсолютным лидером кинопроката в СССР. К этому времени зрители уже воспринимали троицу как неразделимое актёрское трио и даже придумали ему имя: ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Однако именно во время работы над «Операцией „Ы“...» сам Гайдай заявил, что «тройка» себя изживает, да и Никулин вспоминал: «К сожалению, „тройка“ стала действительно до приторности популярной. Нас приглашали выступать на телевизионных „огоньках“, рисовали карикатуры в журналах. Николай Озеров во время хоккейных репортажей тоже вспоминал о нас. Это был период нашего взлёта и одновременно конец нашего совместного выступления на экране». К тому же режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» (1962) по рассказам О.Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли.

"Дайте жалобную книгу" (1965)
Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!» Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Актёры Е. А. Моргунов, Ю. В. Никулин, Г. М. Вицин
обедают в перерыве съёмок (и никакого самогона!)
Тем не менее после «Операции „Ы“» последовал ещё один кинохит: «Кавказская пленница», где Трус, Балбес и Бывалый снялись вместе в последний раз. Однако, когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского. Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. Причём Никулин и Моргунов продолжали утверждать, что «Вицин чертовски талантлив» и они оба «не стоят его ногтя».


Так оно и было на самом деле. Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.


— Жить, как говорится, хорошо.
— А хорошо жить еще лучше!
В «Кавказской пленнице» актёру всё-таки пришлось выпить настоящего пива. Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто—то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены—то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку. Кстати, говорят, что когда Леонид Гайдай предложил ему дорогой коньяк, Вицин прополоскал им рот, чтобы почувствовать вкус, и сплюнул.



Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине: «Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из—за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во—первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой—то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось — соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек — с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».


Вицин признавался, что любил петь, хотя роли с вокалом ему не предлагали. «Когда Нина в «Кавказской пленнице» идет и песенку поет «Где-то на белом свете», а я вступаю тоненьким голоском «ля-ля-ля» - помните? Этим самым голоском я пою в концертах частушки. Так вот однажды мы выступали в воинской части, я стоял за кулисами, и ко мне подошла молодая артистка - худ-дая! худее Гурченки - и так скромно говорит: «Я тоже стараюсь так петь, как и вы, актерски». Она пела тогда только одну песенку - «Все могут короли». Я ее слова принял совершенно серьезно. Правильно, думаю, рассуждает начинающая артистка. Потом, когда она стала ПУГАЧЕВОЙ, я хохотал, вспоминая этот случай. После него я всем говорю: это моя ученица».

Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин
на съемках фильма «Кавказская пленница», СССР, 1966
«Кавказская пленница» - фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. К сожалению, апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении стайки поклонниц и, рисуясь, принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов закусил удила. Гайдай тоже психанул и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

"Семь стариков и одна девушка"
Еще только раз встретились Вицин, Никулин и Моргунов на экране, но уже не у Гайдая, а в снятой в 1968 году комедии Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», где, кстати, знаменитая троица снова пила пиво.

Балбес, Бывалый и Трус в Хабаровске
Ереван (Армения). возле одноименного ресторана (ул. Амирян, 4/6)
Пермь, перед кинотеатром (Комсомольский проспект, 53,)
открыт в 2010 г.
Иркутск, в центре города
Ресторан, адрес: Проспект Мира, 36, Москва.
Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты». Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио. Клоун от Бога, человек—праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.


Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»: «Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена—перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый — Евгений Моргунов — есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес — Юрий Никулин — воплощенный здравый смысл. Что Трус — Георгий Вицин — мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», — стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя — свобода. Они появились на экране в начале 60—х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом — молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего — в комедиях Гайдая, где тройка Никулин—Вицин—Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех — вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».


В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой — Арчилом Гомиашвили (Остап Бендер) и Сергеем Филипповым (Киса Воробьянинов). Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что—нибудь» так и не смогла...

Георгий Вицин в образе Бальзаминова
Зеленогорский парк культуры и отдыха
открыт 26 июля 2008
Параллельно, с приключениями троицы Вицин снимался и в других фильмах. Как ни странно, в юности Вицину часто проходилось исполнять роли стариков, а в зрелом возрасте — юношей: в 48 снимался в роли недоросля Миши Бальзаминова. Известно, что сценарий «Женитьбы Бальзаминова» по мотивам пьес Островского режиссёр Константин Воинов написал специально под своего давнего друга и коллегу по совместной работе в театре—студии Хмелёва, Геогрия Вицина, ещё в 1954 году, но съёмки откладывались почти 10 лет, так как руководство «Мосфильма» боялось слишком вольного обращения с классикой. За это время главный актёр успел изрядно постареть и наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п». И чтобы соответствовать возрасту своего персонажа, Вицин пошёл на хитрость: «Я сам себя загримировал. Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо „похудело“. Воинов посмотрел на мои художества и твёрдо сказал: „Буду снимать!“» Из-за сложного грима сам Вицин в шутку называл комедию «Женитьбой Бальзамированного».


с Нонной Мордюковой в "Женитьбе Бальзаминова" (1964)
Зацикленность Вицина на здоровом образе жизни раздражала некоторых актрис. Например, его партнершу по фильму «Женитьба Бальзаминова» Нонну Мордюкову. Эпизод, когда героиня Мордюковой купчиха Белотелова целует взасос Бальзаминова - Вицина, один из самых сильных в картине. Сам Вицин вспоминал об этом эпизоде так: «Напрасно волнуются мужья и жены артистов по поводу любовных и эротических сцен. Там переживаний никаких. Мордюкова даже сказала мне после съемок: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты труп!». Она ведь любит, чтоб сесть, выпить и у-ух! А я такой хватки и бешеного темперамента боюсь». Говорят, актер тогда отшутился: «Нет, я не труп, я - йог».

На съемках фильма «Женитьба Бальзаминова», где с ним снимались десять популярных актрис: Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Надежда Румянцева и др., шутницы налили Вицину коньяка. Георгий Михайлович махом опрокинул рюмку... Прополоскал коньяком рот и выплюнул. «Жора, ну что ты за мужик - не пьешь, не куришь, - в сердцах вскинулась Нонна Викторовна. - Ты - труп».

Кстати, сама Мордюкова во время дублей поцелуя начала от себя добавлять реплики (не по сценарию):
- Как ты мне нравишься!
- Вижу, что нравится, - отреагировал режиссер.

«Джентльмены удачи», 1971
Ереван (Армения). возле одноименного ресторана (ул. Амирян, 4/6)
третий слева - Хмырь
Сценарии фильмов, в которых снимался Вицин, менялись, но образ простачка и выпивохи оставался неизменным. 13 декабря 1971 года состоялась премьера криминальной комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». В этой ленте актёр исполнил роль Гаврилы Петровича (больше известного как Хмырь). Фильм зрители моментально «разобрали» на цитаты, а роль подельника Доцента ещё больше закрепила за Вициным славу пьяницы и хулигана. «Джентльмены удачи» стали очередным хитом кинопроката, несмотря на то, что руководство «Мосфильма» долгое время опасалось выхода комедии на экраны из-за обилия тюремного жаргона и героев-бандитов. Перед выходом ленты на большой экран, она прошла жесткий контроль. Сперва готовый фильм лично посмотрел глава МВД Николай Щёлоков. По воспоминаниям съемочной группы, он так громко смеялся, что заглушал даже диалоги актеров. Одним из первых критиков работы бывшего уголовника (ранее режиссёр был осуждён на 6 лет за драку) стал также и Леонид Ильич Брежнев, который дал добро, несмотря на то, что некоторых настораживало обилие тюремного жаргона в картине. Евгений Леонов позже вспоминал: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится — там, дескать, с эстетикой не всё ладно — так тебя же ещё и побьют за это».



На съемках «Джентльменов удачи», когда актерам пришлось лезть в цистерну с «цементом», Вицин остался сидеть там уже после съемок сцены — потому что узнал, что липкий и противный состав, изображавший цемент, включает в себя 23 вида лекарственных трав, продлевающих молодость на 15 лет.


Была в «Джентльменах удачи» и импровизация, когда актеры сговорились вопреки решению режиссера делать зарядку на морозной улице все же в фуфайках, а Муратов (Василий Алибабаевич) по команде мотор разделся. Тогда разделись все, но Крамаров отомстил ему, начав натирать снегом прямо перед камерой. Тут уже и Вицин подключился, натирая снегом самого Крамарова. Сцена получилась такой веселой, что ее было решено оставить...

«Утром деньги — вечером стулья!»
(с) Человек, измученный нарзаном - монтёр Мечников.
Кадр из фильма «12 стульев» (1971).
В комедии, снятой по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Георгий Вицин сыграл роль пьяненького монтёра Мечникова. Несмотря на то, что роль была небольшая, все же она стала заметным украшением в коллекции киноролей любимого актера.

гробовых дел мастер Безенчук
Кадр из фильма «12 стульев» (1976)
Когда Марк Захаров решил снять телеверсию «12 стульев», то он пригласил к работе над картиной девять актеров, снявшихся в первой экранизации романа. Среди них был и Вицин.

«Неисправимый лгун» (1973)
с Эдитой Пьехой
В комедии режиссёра Виллена Азарова «Неисправимый лгун» (1973) Георгий Вицин исполнил роль мастера-парикмахера Алексея Тютюрина, который постоянно попадал в удивительные ситуации. Рассказ об этих приключениях заставлял слушателей усомниться в их правдоподобности. В итоге добродушный герой прослыл лгуном, о котором говорит начальник, что тот «во-первых, врёт, а во-вторых, не умеет врать».


“Земля Санникова” (1973)
На съемочной площадке “Земли Санникова” кипели настоящие бои. Атмосфера была напряженная. Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов не понимали друг друга. А именитые артисты ни в грош не ставили самих постановщиков, считая их дилетантами. Не желая участвовать в «дешевке с песнями, плясками и пальбой», актеры отправили телеграмму на «Мосфильм» с требованием поменять режиссеров. Депеша заканчивалась стихами: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Конфликт дошел до начальства. Съемочную группу отозвали в Москву. Троих актеров уговорили продолжить работать на картине. Непреклонным остался один Сергей Шакуров. Он поставил ультиматум: «Или режиссеры уйдут, или я». В результате со строгим выговором вылетел Шакуров. Роль каторжанина Губина отдали Юрию Назарову...

Джейн Фонда в роли Ночи и Георгий Вицин на съемках фильма «Синяя птица», 1975 год
Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?» Он надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!» Вицину была не нужна слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. Когда, в 1974, открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал.



Актёр обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук—музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия в фильме «Чародеи». Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Артист был ужасно расстроен. Но не только котов озвучивал Вицин, оставаясь за кадром. Так, в фильме «Весёлые ребята» 1934 года (в восстановленной редакции 1978 года) он подарил свой голос факельщику, с которым Утёсов и Орлова отплясывали втроём и пели свой бессмертный хит «Тюх-тюх-тюх!».

Этот шарж на Юрия Никулина Вицин
рисовал на съемках «Кавказской пленницы»
Был художником — рисовал карикатуры на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона на Арбате в телескоп. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки.


"- Я уже лет пять, наверное, пытаюсь привести в порядок его библиотеку, но это очень непростое дело - во-первых, сами по себе тома очень тяжелые, а во-вторых, трудно решить, что именно оставить, а что - отдать. Да и вообще книги очень сложно разбирать: каждую из них раскрываешь, начинаешь читать, увлекаешься...

- Как он умудрялся приобретать их во времена тотального дефицита?

- У него был своеобразный ритуал: каждый день он должен был пройтись по книжным магазинам, везде у него были знакомые продавцы, оставлявшие ему все, что он просил, а сверх того - еще и новинки. Если отца не было дома, я всегда знала, где его найти, - в одном из крупных книжных магазинов: либо на улице Горького, либо на Калининском проспекте.

Учитывая этот его интерес, папу избрали членом Общества книголюбов. От покупки книг он удержаться не мог, его ограничивали только размеры нашей квартиры, которая была буквально забита томами. Из-за этого буквально выли не только мы с мамой, но и наша собака - у нее в прихожей был только узкий проход, где ей было не развернуться. Наверное, поэтому псина начала понемногу подгрызать книги, лежавшие внизу.

Но папа все равно почти каждый день приносил домой все новые и новые фолианты. Донести все, что купил, за один раз было тяжело, и он оставлял их где-нибудь по дороге - например, в продовольственном магазине на кассе. Когда отец в очередной раз вваливался в квартиру с полным портфелем и пакетом, мы с мамой с ужасом спрашивали: «Ты не надорвался?». Он виновато отвечал: «Это еще не все, выйду ненадолго за остальным». Время от времени мамино терпение лопалось, она начинала ругаться, и папа клятвенно заверял: «Сейчас начну выбрасывать ненужные!». Но так ни разу ни одной и не выбросил, теперь это придется делать мне." (Из интервью дочери Геогрия Вицина Натальи Дмитрию Гордону)

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких концертов, выходя со сцены, он столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

кукольный мастер Генрих Янович —
последняя роль Георгия Вицина. "Хаги-Траггер" (1994)
С наступлением 1990-х годов Г. Вицин, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. Вицин внимательно относился к питанию. Считал, что в орехах - секрет долголетия. «Я съем несколько орешков - и уже сыт, а сколько в них пользы», - говорил он и всегда носил с собой кулечек с орешками. Коллеги рассказывают, что на гастролях Вицин каждое утро набирал в рот холодной воды и пропускал ее через нос. Это было закаливание по системе йогов, и после выполнял комплекс дыхательных упражнений.


До последних своих дней играл в Театре киноактёра. Последние годы жил очень скромно - по булгаковскому принципу «никогда никого ни о чем не проси». От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!» Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, перебрался в «хрущёвку» в Староконюшенном переулке. Практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей и бездомных собак, которых подкармливал до самого конца, причем тратил деньги, не жалея, - на хорошую колбасу.


Вицин любил животных до слез. Даже тараканов не уничтожал (примите сочувствие соседи актера) — считал, что если насыпать им еду в одном месте, они не будут бегать по всему дому. Его знакомые вспоминают, что у него была лучшая голубятня в Москве. И каждая голубка на Арбате, где жил актер, знала Вицина в лицо. Стоило ему выйти из подъезда, вокруг, как облако, появлялась стая птиц. Был случай, когда Георгий Михайлович в течение нескольких лет выхаживал божью коровку и даже зимой добывал для нее тлю. «Утром просыпаешься, еще глазки не открыл и говоришь себе: я спокоен, весел, счастлив», - советовал всем талантливый мудрец Георгий Вицин. Он говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…». Писатель Лев Лайнер, автор книги "Веселая троица. Вицин, Моргунов, Никулин", взял у него интервью и спросил: какие у вас любимые афоризмы? Он ответил: "Целых два. "Проживи незаметно". И второй: "Все проходит".

Вицин на балконе своей квартиры занимается йогой.
На фото актеру 70
В поликлиники Вицин принципиально не ходил. «А то найдут чего-нибудь, вот и начнёшь думать о своих болячках». На все издержки возраста он смотрел со свойственным ему юмором: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые». Несмотря на то, что Георгий Вицин постоянно болел, он периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь. Вицин жил с женой, которая из-за болезни не работала, и дочерью—художницей, зарплата которой тоже была небольшой.

6 сентября 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину за два часа до начала и попросили заменить заболевшего артиста. Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего условие — выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. На следующий день артисту стало лучше, и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.

О.Алексеева в газете «Жизнь» писала: «Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого—нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре — книги и миска с едой для Мальчика. В комнате — старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды. «Это не то, что несправедливо, это бесчеловечно, — говорит Тамара Федоровна. — Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю, может — письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания...»

Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо из-за приступа стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России. Когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий — шансов у актера не было. И он сам это прекрасно понимал. В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала, и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 Георгий Вицин скончался. «Он не понадобился времени, — говорил Леонид Куравлев. — Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа». Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»

Памятник на могиле Г. М. Вицина на Ваганьковском кладбище
Георгий Михайлович Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам — 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актёра стали хронические заболевания печени и сердца. По мнению врачей на здоровье актера отразилось его чрезмерное увлечение йогой: врачи стали пичкать его лекарствами, которые он много лет не принимал, и организм такого удара не выдержал... Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Говорят, на его похороны принесли клетки с 12 голубями. И когда гроб выносили из подъезда, птиц выпустили. Но один голубь упал замертво…

Вицин обладал незаурядным даром драматического артиста и за свою творческую жизнь снялся более чем в 80 абсолютно разноплановых фильмах, но кинематограф его времени не способствовал полному раскрытию этих талантов. В истории он остался одним из выдающихся комиков XX века, в одном ряду с Чаплиным, Китоном и Ильинским.

Проект памятника, который собирались
установить на Арбате, у дома, где жил артист
Народный памятник народному артисту планировали установить еще 5 лет назад. И место давно определено - около детской площадки в Староконюшенном переулке, рядом с домом, где жил актер. Было несколько проектов, масса эскизов: Вицин, кормящий голубей, Вицин - в белой косоворотке и в соломенной шляпе. Известный скульптор Александр Рукавишников предложил сделать композицию, перекликающуюся с памятником Никулину на Цветном бульваре. В этом варианте ключевой элемент не только фигура артиста, но и автомобиль. Нашелся даже бизнесмен, готовый оплатить бронзовое литье. Но сперва реализация проекта уперлась в решение дочери актера - Натальи Георгиевны, которая хотела сделать памятник по собственным эскизам. Она наследница и правообладательница образа. Без нее согласия монумент поставить невозможно. Потом куда-то пропал спонсор и, соотвественно, - деньги. Варианты памятника могут быть разными. Можно воплотить в скульптуре кинообразы актера, можно - его характер и любовь к животным. Каждая идея имеет право на существование. И, наверное, уже пора хотя бы одну из них реализовать. (Татьяна ЗИМНЯЯ)

Георгий Вицин, автопртрет
Личная жизнь великого Актера.

Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее, отбоя от поклонниц не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником мимолетных связей. Тем не менее, в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича. В личной жизни у него все было просто и сложно одновременно.

Скульптурный портрет Дины Тополевой, выполненный Георгием Вициным
В 18 лет Вицин влюбился в актрису театра им. Ермоловой Надежду или, как ее еще называли, Дину Тополеву. "Ты для меня загадка, над которой я ломаю – пустяки, если бы только голову, – свое сердце", – писал он ей. Она была на 16 лет старше его, и к тому же замужем за художественным руководителем театра, народным артистом СССР Николаем Хмелевым, к которому Вицин относился как к учителю. Тем не менее, она ушла от супруга к юному актеру (кому-то покажется поразительным, но Хмелев после этого продолжал давать ему роли, а Вицин с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру).

Скульптурный портрет Николая Хмелева,
автор - Георгий Вицин
Кстати, вскоре Хмелев увел жену у Михаила Яншина - актрису театра "Ромэн" цыганку Лялю Черную. Ляля родила Хмелеву сына, а Яншин стал его крестным отцом. Кода же Хмелев скоропостижно скончался, и Ляля осталась с двухлетним ребенком на руках, Яншин продолжал опекать ее и помогать, чем мог.

Георгий Вицин с женой Тамарой
Вицин 20 лет прожил с Тополевой в гражданском браке - оформлять отношения она не хотела. А потом, в конце 40-х, встретил 23-летнюю Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина, работавшую в театре художницей и бутафором. Она вспоминала, что заинтересовалась им по фотографии, висевшей в фойе театра, когда пришла устраиваться на работу декоратором. Казалось бы, ничем не примечательная внешность. Но глаза! Их взгляд она надолго запомнила - ее поразил его взгляд. «Я его не выбирала. Меня выбрал он, - вспоминала Тамара. - А я лишь ждала, когда это случится. Он был, как говорится, не от мира сего. Репетировал, играл, суток не различал. Но главное, у него была любимая женщина. А в ту весну, на Пасху, в 23 года, пришла я из своей бутафорской в театр. Подружки там мои собрались с куличами и пасхой. Вдруг открывается дверь и входит он с крашеным яйцом в руке. Говорит: «Девочки, я пришел похристосоваться». Вот мы трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза и познакомились. Главное произошло. А в двадцать девять я уже родила дочь Наташку».

С дочерью Наташей в Ялте.
«Я росла в сказке и этим счастьем обязана папе»
Но, официально оформив брак с Тамарой, он не разорвал отношения с первой женой. Во всяком случае, когда Тополева осталась одна и сильно болела, помогал ей финансово (приносил продукты, покупал лекарства), общался с ней. И Тамара Федоровна поддерживала мужа в этом. Две его жены, бывшая и нынешняя, были в хороших отношениях. И дочь Вицина, Наталья, когда выросла, подружилась с Диной Тополевой, и по ее же воспоминаниям, доверяла все свои девичьи секреты именно Дине, а не родителям.

Дочка актера Наташа Вицина родилась, когда Георгию Михайловичу было уже под сорок. Он гордился ее способностями к рисованию. Талант к изящным искусствам у Вициных наследственный. Сам Георгий Михайлович неплохо рисовал, а его двоюродный брат Михаил был учеником знаменитой Веры Мухиной. Наташа Вицина стала художником-графиком. Когда еще ребенком она ездила с отцом на море, папа заводил ее в прохладную воду (видимо, с целью закаливания), и Наташа, к умилению окружающих, его просила: «Папа, подлей горяченькой». Он безумно любил дочь и, когда она выросла и стала жить отдельно от родителей, приносил ей из дома обеды. Уложит кастрюльку с супом в... портфель и идет к дочке.

Тамара Федоровна в итоге пережила мужа на восемь с лишним лет. Но вскоре после смерти Вицина у нее случился инсульт, и она стала лежачей больной...

Эту историю писатель Федор Раззаков рассказывает немного по другому: "В артистической богеме ходили разговоры о том, что Вицин был сексуально неотразим. Он реально был хорош собой, следил за своей внешностью, фигурой. И в молодости выглядел как франт. Вицин, молодой еще актер, увел жену у знаменитого артиста - руководителя своего театра Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Жену звали Дина Тополева, она тоже работала актрисой и была на несколько лет старше Вицина. Но спустя несколько лет супруги расстались. А после женитьбы на своей Тамаре Георгий Михайлович стал примерным семьянином".

"В артистической среде не было семьи скромнее, чем семья Вициных, - считает Федор Раззаков. - У них никогда не было атрибутов звездной жизни - ни машины, ни дачи. Вицин терпеть не мог кого-то просить, поэтому долгое время его семья обитала в коммуналке. Наконец в конце 50-х они переехали в отдельную квартиру, но слишком маленькую для троих. В 60-е годы стали строить себе кооператив, положили на это 18 лет жизни, но в итоге остались ни с чем: более пробивной актер (кстати, очень известный) отнял у них очередь. Так и остались Вицины в своей маленькой квартирке".


Георгий Михайлович давал своим молодым коллегам бесценный совет – «Уходя со сцены, не забудь выйти из образа". Путать сцену и реальность – это, товарищи, уже шизофрения!


В честь близящегося 100-летия со дня рождения Георгия Вицина в оборот была запущена новая почтовая карточка. Открытки с марками поступят в реализацию в отделения Почты РФ. К столетнему юбилею актера театра и кино, народного артиста СССР Георгия Вицина выпущено 12 тыс. открыток с кадром из кинофильма «Женитьба Бальзаминова», где актер снялся в основной роли. Об этом передает pr-служба Почты РФ. Как отмечает pr-служба Почты, марки и карточки, погашенные в день их выпуска, приобретают дополнительную ценность среди коллекционеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий