понедельник, 15 мая 2017 г.

15 мая. День рождения черного тюльпана

Лепесточки черного тюльпана
приложу к своим открытым ранам,
Пусть окрасятся они в алый цвет,
И укроют в моем сердце длинный след...
380 лет назад, 15 мая 1637 г., в Голландии пышно отметили рождение черного тюльпана.

Асфодел - дикий тюльпан
Обычно тюльпаны ассоциируются с Голландией, однако на самом деле родина тюльпанов – Греция. Асфодель - легендарный цветок, ставший известным благодаря выдающемуся историку-летописцу Гомеру и его произведению Одиссее. Со времен Древней Греции асфодель получила печальную славу. Полевое растение со звучным названием асфодель семейства лилейных, распространенное на юге Европы, по преданию, росло в царстве мертвых Аид. Название растения Asphodelus обозначает «ничто его не превосходит» и образовано от греческого a — частица отрицания и sphallo - «я превзойду». Труды Гомера свидетельствуют также, что растение применялось в пищу бедными жителями древнегреческого города Аркадии. Первоначально основным питанием населения Аркадии являлись желуди, а корни и семена асфодели приносились в жертву умершим душам, а в последствии появились и в рационе живых, их употребляли до тех пор, пока греки не открыли новые злаковые культуры. Вареные или жареные на углях корни асфодели употребляли в пищу, а из очищенных растений даже готовили ритуальный напиток, об этом рассказывает в своей книге «Экзотические растения» Патрик Милуан. Как оказалось, в корневище асфодели содержится крахмал. В подземном царстве асфодели устилали луг, по которому гуляли души умерших. Судя по легендам, Древние Греки сажали этот цветок на могилах умерших с верой в то, что они тоже нуждаются в пище...

Роберт Грейвс, английский историк и литератор, в своем труде "Мифы Древней Греции" описывает царство мертвых, ссылаясь на древние письмена - Иллиаду и Одиссею Гомера, труды Платона и Павсания, Метаморфозы Овидия и других греческих летописцев. Попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса (Аида) и жены его Персефоны — дочери Зевса и Деметры. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших. Если души были признаны богами, и прошли инициацию, они боялись пить воду из Леты: рядом протекала река Памяти. Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из нее. Во всех греческих мифах прослеживается вера и надежда на возрождение после смерти, у греков считалось, что даже богиня Персефона - царица подземного царства, может быть доброй и милостливой, и подарить душам усопших то, что они пожелают.

От Асфоделивого луга идет распутье трех дорог, на котором сидят боги Радамант, Эак и Минос, встречают тени мертвых и судят их души. Радамант судит азиатов, Эак - европейцев, а Минос участвует во всех судах и помогает выносить верный приговор. Греки верили, что после суда на распутьи тени отправятся по одной из трех дорог. Вершением суда человека, который жил праведной жизнью, боги преисподней направляли в город Элисиум, где царит вечный праздник, льются музык и песни. Греки верили, что в загробном мире есть счстливая обетованная земля, где никогда не заходит солнце, и эта земля уготована только праведникам. Если душа человека была отягощена тяжкими преступлениями и жизнь неправедной, боги преисподней отправляли душу тени в поле мук по второй дороге. А если умершая душа во время суда не была признана праведной, но боги не смогли доказать ее неправедность, эти тени отправлялись по третьему пути - обратно в Асфоделивые луга, бесцельно блуждая среди толп себе подобных.

Согласно мифам заполучить Персефону в жены Аиду помогла богиня земли Гея. Она вырастила в долине, где любила гулять Персефона, волшебный цветок - асфодель. Как только девушка сорвала его, перед ней разверзлась земля, и оттуда вылетела колесница, запряженная черными конями мрака. Правящий ею Аид схватил Персефону и скрылся под землей, сделав своей женой.

С тех пор за цветами асфодели сложилась траурная репутация, этот цветок избегают высаживать в своих садах. Печальный и бледный образ Асфодели стал цветком-символом, вдохновляющим людей культуры и искусства, которые, как те самые неприкаянные души, находятся в постоянном творческом поиске. Поэт Фрэнсис Джеймс назвал асфодель «свечой солнца». На языке цветов асфодель означает бессмертие, сожаление и надежду.



Хотя ученые считают, что центр происхождения и наибольшего разнообразия видов дикорастущих тюльпанов находится в горах Северного Ирана, Памира, Тянь-Шаня. Самые ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии VI—VII веков. Здесь цветок был известен как «дульбаш», или «тюрбан», – чалма. По мнению Сольмса-Лаубаха еще одно название тюльпана “долбенд” — “это персидское слово, означающее головной платок, подобный тому, который носят турки”. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что название головного убора, похожего на бутон тюльпана, было использовано для обозначения этого цветка значительно позже и не турками, а европейцами.

Сохранились описания тюльпана персидским поэтом Хазифом: «С его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза!». В одной старинной рукописи сказано: “Этот цветок не имеет запаха, как красивый павлин - песен. Зато тюльпан прославился красочными лепестками, а важный павлин - необычным опереньем”.


На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому тоже предшествует легенда о персидском царе Фархаде. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, отныне символ страстной любви - тюльпаны.

Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Р. Рождественский


Из Персии тюльпан попал в Турцию, где быстро завоевал сердца. При Ахмеде III (султан Османской империи с 1703 по 1730) было выведено уже более 1000 сортов. Этот период в истории Турции стал "Лале (Лейла) Деври" – "Эрой тюльпанов" (с тех пор Лале или Лейла является очень популярным женским именем во многих странах Востока). Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах. В сералях ежегодно справляли волшебный праздник тюльпанов, выращенных женами и наложницами султана. Лучшей повелитель дарил ночь любви…


Тюльпан для Турции не просто красивый цветок – это символ страны, составляющая ее культуры. Так в Стамбуле был выведен особый сорт тюльпана, алого, с заостренными лепестками. Именно этот сорт стал считаться священным, а его форма наиболее правильной для изображения тюльпана в орнаменте. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. Тюльпан был символом простоты, гармонии и изящества. В Турции существует легенда, что на дне тюльпана спрятано счастье. Именно поэтому турки так берегут этот цветок и считают, что в тюльпан, как в красивую женщину, увидев один раз, влюбляешься навсегда.

Что еще символизирует тюльпан в Турции и исламском мире? Согласно одним источникам, красный тюльпан - цветок крови или цветок страдания - был символом души, ищущей Бога, согласно другим, тюльпан - символ изобилия и потакания своим капризам.

Между прочим. С 2005 г. Стамбул решил возродить былую славу города тюльпанов. И хотя древние сорта османских тюльпанов утеряны, селекционеры все же сумели вывести некоторые виды этого прекрасного цветка. Ежегодно в парке Эмирган проходит фестиваль тюльпанов, где цветут настоящие тюльпанные поля. Тюльпан - так же национальный цветок Таджикистана, занимающий особое место в народной культуре: в честь тюльпана ежегодно даже проводится национальный праздник «сайри-лола»...

Ogier Gisleen van Busbeke
(лат. Augerius Gislenius Busbequius)
В 1554 или 1555 году посланник австрийского императора Фердинанда I (из династии Габсбургов), а по совместительству учёный-энциклопедист и писатель, Ожье Гислен де Бусбек, с дипломатическим изяществом, нисколько не краснея, совавший свой нос, куда следовало и не следовало, увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. В своих путевых заметках, написанных на латыни, он отметил: «Проскучав день в Адрианополе, мы двинулись дальше, чтобы добраться до уже близкого Константинополя. В пути нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов и цветов, которые турки называют „тулипам“. Мы очень удивлялись этому, так как была середина зимы – время года неблагоприятное для цветов. В Турции цветут в изобилии нарциссы и гиацинты, их прекрасный аромат настолько силен, что с непривычки начинает болеть голова. Тюльпан же совсем не пахнет или издает очень слабый аромат. Турки тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчетливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок». Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену.

Существует интересная легенда об этом, рассказанная Натальей и Валентином Крапивами: "Сунув кой-кому взятку (боже, как это звучит грубо, все же турки умеют выражаться изящнее, говоря бакшиш), посол сумел заглянуть за стены сераля. Честно говоря, его ждало большое человеческое разочарование. В саду сераля султановы жены ухаживали за какими-то миленькими, но неизвестными Бусбеку цветами. Но не это было главное. Впервые увидев турецкую женщину с открытым лицом, без паранджи, граф вдруг осознал, почему турецкие мужчины такие отчаянные смельчаки. А ничего другого и нельзя ждать от человека, который ежедневно видит лицо турецкой женщины. В общем, цветы, росшие в саду гарема, не шли ни в какое сравнение с теми, кто их поливал. Тем не менее, султан узнал о проступке посла и попросил палача назавтра получше заточить меч, чтобы посол великой дружественной страны не испытал, боже упаси, каких-либо неудобств при казни. Но Бусбек действительно был опытным дипломатом. Потому пал в ноги владыке и признался, что он страстный ботаник, а временами просто безудержный естествоиспытатель. Короче, как только он прослышал о неизвестном цветке, растущем за стенами сераля, понял, что погибнет, если его не увидит. Не будет ли султан так любезен, хотя бы перед казнью, сказать, как тот цветок называется. Султан почесал тюрбан на своей голове и признался, что, насколько помнится, великий поэт Хафиз именно так цветок и называл: то ли «тюрбан», то ли «тюльпан». Действительно, цветок был похож на головной убор турок. Более того, поскольку всплыли новые обстоятельства(оказывается, посла интересовали в гареме не жены, а тюльпаны), султан его проступок прощает и дарит великому немецкому собрату, т.е. германскому королю, дюжину тюльпанных луковиц".

Впрочем, считается, что первые тюльпаны в Западной Европе высадили еще в 1530 году, в Португалии.

Carolus Clusius
Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник (причем, не просто ботаник, а "один из важнейших европейских ботаников XVI века[7], считающийся главным ботаником своего времени[8], центральная фигура в обширной европейской сети обменов растениями[7], основоположник голландской индустрии луковичных растений[9], профессор ботаники[5], миколог[2], «отец микологии»[10], врач[1][5][8], натуралист (естествоиспытатель)[1] и гуманист[7][8][11]" [Википедия]), садовод Шарль де л'Еклюз (Charles de l’Écluse), более известный под именем Карл Клузиус (лат. Carolus Clusius или нидерл. Karl Clusius). Кстати, он способствовал введению культуры картофеля в Европе (впрочем, это совсем другая история). Вскоре слава Клузиуса привлекла внимание Лейденского университета в Нидерландах, и его уговорили стать куратором университетского ботанического сада. В октябре 1593 года, с «тайным запасом луковиц тюльпанов», Клузиус приехал в Лейден. Несколько месяцев спустя, весной 1594 года, новый сад Клузиуса стал местом самого первого тюльпана, зацветшего в Нидерландах. Так тюльпаны попали в Голландию, где им было суждено обрести громкую славу.

К слову, в 1571 году швейцарский ботаник К.Геснер сделал первое описание садовых тюльпанов. А уже в 1773 году известный шведский ботаник Карл Линней при создании своей системы ввел садовые тюльпаны и назвал их в честь Геснера — Tulipa gesneriana.

"Вице-король"Акварельное изображение
"Semper Augustus" XVII в.
В этой стране увлечение цветком достигло таких размеров, что превратилось в тюльпаноманию. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения. За одну луковицу, например, сорта «Semper Augustus» было заплачено 13000 гульденов (английский журналист Чарльз Маккей пишет, что в определенный момент за Semper Augustus предлагалось 12 акров земли), за луковицу сорта «Адмирал Энквицен» — 6000 флоринов (флорин — золотая монета весом около 3,5 граммов)... На некоторые же сорта заключались запродажи, и в истории этой удивительной биржевой* игры сохранилось даже несколько документов, в одном из которых значится, что за луковицу сорта «Vice-roi» было заплачено: 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок. И такого рода сделки не были редкостью. Например, один из предлагаемых в каталоге видов тюльпанов назывался "Вице-король", его цена колебалась от 3000 до 4200 гульденов в зависимости от величины луковицы. Опытный ремесленник получал в то время около 300 гульденов в год. Девушка, приданное которой состояло из одной луковицы тюльпана, считалась выгодной невестой.

*По преданию слово «биржа» образовалось от знатного фламандского рода Ван-дер-Бёрзе. Дело в том, что эти дворяне отдали свое помещение под торговлю между продавцами и покупателями тюльпанов в городе Брюгге. К слову по-немецки биржа звучит, как – Borse. Что является дополнительным аргументом данной версии.


Цветок Голландии я, молодой тюльпан,
И так прекрасен я, что даст фламандский скряга
За пару луковиц весь блеск архипелага,
Всю Яву, если свеж и горделив мой стан.

Теофиль Готье

В 1634 году в Амстердаме на улице Гоора за три тюльпанные луковицы редкого сорта было заплачено двумя каменными домами. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите, которая в настоящее время хранится в музее. Один из городов пустил в оборот тюльпаны общей стоимостью в 10 миллионов гульденов. В такую же сумму на бирже оценивалась вся движимость и недвижимость Ост-Индской компании — самой мощной колониальной монополии того времени. Немецкий исследователь П. Н. Мартин в книге “Борьба за “быстрые деньги” очень верно определяет сложившуюся в то время ситуацию в Голландии: Голландия сорвалась с цепи. В водовороте спекуляции каждый преследовал только одну цель: охоту за прибылью. Деревенские постоялые дворы превратились в набитые тюльпанами биржи. Н. Ф. Золотницкий отмечает, что, кроме этого, в своего рода миниатюрные биржи были превращены все трактиры, кабаки и пивные, а в пригородах Харлема и бордели, а любители азартных игр из игроков в карты и в кости превратились в игроков в тюльпанные луковицы. Каждая выгодная сделка заканчивалась пирушкой. Кстати, история вспоминает, что за одну луковицу тюльпана сорта «Тюлип Брассери» была отдана процветающая пивоварня.


Вскоре до тюльпанов добрались юристы, создавшие наспех правила и законы торговли цветами. Появились пронырливые адвокаты, толковавшие эти правила и законы. Целая армия таких специалистов и писцов занималась оформлением многочисленных сделок. События развивались стремительно. Вскоре появилось нечто вроде цветочного биржевого бюллетеня. Такие сорта, как “Адмирал ван Эйк” и “Адмирал Лифкен” были признаны лучшими для капиталовложений, но доступны были лишь богатым. Люди победнее довольствовались менее известными сортами. Вскоре дело дошло до азартной биржевой игры: вместо луковиц новых сортов стали выдавать расписки в том, что их владельцы имеют право на приобретение этого нового сорта. Эти расписки перепродавали по более высокой цене другим, другие — по еще более высокой цене следующим, и так далее. В результате этих цепочек перепродаж цены на запроданные сорта доходили до невероятных размеров. Игру подогревали счастливые случайности: за недорогую расписку кто-то действительно получал редкостные сорта, которые затем удачно продавал. Игра вовлекала все новых и новых простаков и достигла огромных масштабов: в то время по руками обывателей, желавших попытать свое счастье, гуляло более 10 миллионов таких тюльпанных расписок. Оформление крупных торговых контрактов сопровождалось пышными приемами с обилием яств.

Не обходилось и без курьезов. Анекдотичное происшествие приключилось с одним боцманом, который в разгар тюльпанного бума был за какие-то услуги приглашен в дом к богатому купцу на обед. Вернувшись из долгого дальнего плаванья и, ничего не зная о спекуляциях луковицами тюльпанов, вместе с селедкой и кружкой пива он откушал один особо дорогой экземпляр, незадолго до этого приобретенный хозяином на аукционе. Чем закончилась эта история неизвестно, но, чтобы как-то компенсировать горькую потерю, потерпевшие требовали или тюремного заключение или штрафа до 4 000 гульденов.

Интересный факт. Засахаренный тюльпан – это редкий деликатес, который был доступен только богатым людям. И это не легенда о тюльпане, а проверенный гурманами рецепт.

Были и печальные истории, когда некоторые коллекционеры, одержимые желанием обладать единственным в мире экземпляром какого-нибудь сорта, приобретали за огромнейшую сумму второй экземпляр, а потом уничтожали его. Но хроники повествуют и о благородных поступках: отцы города Алькмара устроили в пользу сиротского дома распродажу на аукционе 120 луковиц тюльпанов. Спекулянты заплатили за них 90 тысяч гульденов. Финансовая игра на тюльпанах все больше подчиняла себе остальные дела страны. Купцы за бесценок сбывали свои товары, чтобы за вырученные деньги купить луковицы тюльпанов. Даже беднейшие из бедных объединялись в клубы для участия своими скромными средствами в покупке луковиц. Оптимизм в стране не знал границ, и каждый держался за свои тюльпаны в надежде вскоре получить за них огромное состояние. И вдруг так же неожиданно, как пришла эта спекулятивная лихорадка, последовал и ее крах. Он начался с того, считает П. Н. Мартин, что некоторые купцы стали делать попытки превратить свои тюльпаны в золото. Торговые сделки стали проходить не так гладко, как раньше. Предложение резко превысило спрос, и беспокойство молниеносно охватило биржи. Особенно скверно пришлось тем, кто спекулировал в кредит: цены на луковицы постоянно падали, а они должны были платить долги и проценты. Разразилась паника: никто не хотел покупать тюльпаны, несмотря на большие рекламные собрания, организованные профессиональными торговцами, на которых они убедительно доказывали, какой высокой ценностью обладают тюльпаны.

"Женщина с тюльпаном"
Антонис Ван Дейк (Фламандия, 1599-1641)
В феврале 1637 года число продающих превысило число покупающих и произошло неожиданное падение цен — за самые дорогие луковицы давали не более 300 флоринов. Началась биржевая паника; всего за одну ночь тысячи голландцев были разорены. К концу года цены упали в среднем в 100 раз. Это был крах целой отрасли торговли. Маккей утверждал, что после завершения тюльпаномании экономика Голландии оказалась в кризисном состоянии, что оспаривается некоторыми современными учеными. Согласно Бернстайну, для сделок использовались также опционы (покупатель получал право на покупку или продажу луковиц по заранее определенной цене в будущем). Именно использование опционов явилось одним из причин образования «мыльного пузыря» и его спада. Опционы, по-видимому, дали многим новичкам возможность выйти на рынок, который ранее был для них закрыт.

Наконец голландское правительство положило конец опасной спекуляции, достигшей колоссальных размеров. Голландские генеральные штаты, собравшись 27 апреля 1637 года в Харлеме, издали закон, по которому всякие сделки по луковицам тюльпанов были признаны вредными и всякая спекуляция по ним отныне строго каралась законом. Тюльпаны вновь стали тем, чем они были — обычными садовыми цветами, служа лишь для услаждения взора. Отрезвленная от тюльпанового угара Голландия долго переживала его последствия. Оптимизм многих коммерсантов сняло, как рукой, а многие бедняки стали еще беднее, чем были. Так закончилась эта не имеющая аналогов в истории цветоводства биржевая игра на цветах.

это платье тоже
называется "тюльпан"
Но вы будете поражены: разорились не все. Потому что тюльпан, который заменил деньги, акции, акцизы, о такой высокой, уготованной ему метаморфозе не знал, и оставался цветком, который многие века радовал женщин и вдохновлял поэтов. Вот и в Голландии те, кто любили деньги, проиграли, а кто любил тюльпаны, только выиграли. Утратив всякое значение для спекулянтов и любителей легкой наживы, тюльпан продолжал играть важную роль в эстетике. Сотни новых сортов украсили сады, подоконники, балконы, клумбы. Тюльпаны и по сей день радуют глаз. Жаль только глаз — ведь тюльпаны не пахнут. Но, говорят, после того голландского бума и прижилось выражение «Деньги не пахнут!». Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах. Важную роль сыграл тюльпан в голландской живописи: он привлекал внимание выдающихся художников того времени и послужил толчком для образования целых школ рисования цветов.

Жан-Леон Жером - The Tulip Folly, 1882
Жером иллюстрирует инцидент во время тюльпаномании - повального увлечения тюльпанами - явления, которое охватило Нидерланды и многие страны Европы в XVII веке.Тюльпаны, импортированные из Турции в XVI веке, становились все более ценным товаром. В 1636-37 гг. тюльпаномания достигла своего пика, и, когда рынок рухнул, спекулянтам остались лишь 5 % от их первоначальных инвестиций. На картине дворянин охраняет редкую луковицу тюльпана, в то время как солдаты топчут клумбы в тщетной попытке стабилизировать рынок тюльпанов за счет ограничения предложения.

Hendrik Pot - Повозка Флоры, ок. 1640
Это - аллегория тюльпаномании. На повозке едет Флора, в руках у нее тюльпаны. Такие же цветы на флаге. Рядом с ней фигуры мужчин и женщин. Это аллегории - Ничтожества, Жадности, Пьянства (мужчины), Напрасных Надежд и Бедности (женщины). Обратите внимание на головы мужчин - это тюльпаны наставили им рога (!!!). За повозкой бегут люди и как бы кричат: "Мы тоже хотим разбогатеть". А сама повозка отправляется в никуда... Она исчезнет в море.

Jan, the Younger Brueghel - An Allegory Of The Tulipmania, с. 1640
Обезьяны в голландских платьях XVII века вовлечены в водоворот тюльпаномании. Слева, одна из обезьян указывает на цветущие тюльпаны, а другая держит тюльпан и денежный мешок. Обезьяны взвешивают луковицы, считают деньги, наслаждаются роскошным обедом, заказанным на вырученные деньги. Обезьяна в центре читает каталог редких тюльпанов, наличие меча у другой обозначает принадлежность к знати. В глубине картины обезьяны сидят, как дворяне, верхом на лошадях. Брейгель не только высмеивает спекулянтов, изображая их как безмозглых обезьян, его работа - это урок недальновидности и глупости. Справа обезьяна мочится на ненужные тюльпаны, один из влезших в долги спекулянтов предстает перед судьей. Расстроенный покупатель размахивает кулаками, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.


А вокруг истории рождения черного тюльпана бушевали поистине «африканские» страсти. Негры города Харлема захотели иметь свой черный тюльпан и обратились ко всем ботаникам мира с просьбой выполнить их заказ. Этот тюльпан должен был рассказать миру, что черный цвет не менее прекрасен в сравнении с другими признанными цветами. И к тому же он явился бы символом, олицетворяющим красоту людей черной кожи. Муниципалитет Харлема объявил премию в размере 100000 гульденов золотом автору черного тюльпана. В то время за эту сумму можно было купить несколько домов.

Le temple de la flore de Robert Thornton en 1807
Так житель Харлема один, закрывши дверь,
Без сна и отдыха, по суткам, как влюбленный,
Ждет с трепетом, когда распустятся бутоны;
Он караулит сад, как падишах - гарем;
Делиться красотой не хочет он ни с кем;
Стараясь выведать соперников секреты,
Готов не пожалеть любой цены за это,
И, как скупец свой клад, бессменно, круглый год,
Изысканный тюльпан ревниво бережет.

Жак Делиль

Долго бились ботаники над харлемским заказом, и наконец один из них вырастил черный, как южная ночь, тюльпан. Сделать это удалось известному натуралисту доктору Ван Берле. Полюбоваться на его редкий цветок, который он назвал "Розой Берле" (по имени своей жены), приходили и приезжали сотни людей. Однако, это был все же не совсем черный тюльпан. Как свидетельствовали специалисты того времени, цветок Берле имел очень темный — почти черный — лиловый цвет (многие и сейчас считают, что вырастить абсолютно черный цветок вообще невозможно).


В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года был объявлен грандиозный праздник. На торжества приглашались все ведущие ботаники и садоводы мира. В празднестве этом принимал участие сам принц Вильгельм Оранский. «Рано утром в Гаарлеме собрались на это торжество все гаарлемские общества садоводства, все садоводы и почти все население города. Погода была великолепная. Солнце сияло, как в июле. При торжественных звуках музыки шествие двинулось по направлению к площади ратуши. Впереди всех шел президент гаарлемского общества садоводства М. ван-Систенс, одетый весь в черно-фиолетовый бархат и шелк (под цвет тюльпана), с громадным букетом; за ним двигались члены учебных обществ, магистрата города, высшие военные чины, дворянство и почетные граждане. Народ стоял по бокам шпалерами. Среди кортежа на роскошных носилках, покрытых белым бархатом, с широким золотым позументом четыре почетных члена садоводства несли виновника торжества — тюльпан, красовавшийся в великолепной хрустальной вазе. За ним гордо выступал выведший это чудо садовод, а направо от него несли громадный замшевый кошель, вмещавший в себе назначенную за выведение этого тюльпана премию города — 100.000 гульденов золотом. Дойдя до площади ратуши, где была устроена грандиозная эстрада, вся убранная гирляндами цветов, тропическими растениями и хвалебными надписями, шествие остановилось. Музыка заиграла торжественный гимн, и двенадцать молодых одетых в белое гаарлемских девушек перенесли тюльпан на высокий постамент, поставленный рядом с троном штадтгальтера. В то же время раздались громкие крики народа, возвещавшие о прибытии принца Оранского. Взойдя в сопровождении блестящей свиты на эстраду, принц Оранский обратился к присутствующим с речью о том, какой интерес представляет для садоводства получение тюльпана столь редкой и своеобразной окраски, и, провозгласив имя отличившегося садовода, вручил ему пергаментный свиток, на котором было начертано его имя и заслуга, и крупную сумму, подаренную ему городом. Восторгам народа не было конца, и счастливца понесли в триумфе по улицам. Празднество закончилось грандиозным пиршеством, устроенным лауреатом своим друзьям и садоводам Гаарлема»...


Об этой странице в истории Голландии поведал исторический роман Александра Дюма-отца (1850), посвящённый драматическим событиям 1672 года, вошедшего в голландскую историю как «год бедствий». Обладатель невиданного цветка стал владельцем целого состояния, но черный тюльпан так и остался недостижимой мечтой. И этот, и последующие сорта черного тюльпана либо оказывались недостаточно устойчивыми, либо в чем-то не соответствовали цветовому стандарту. При ближайшем рассмотрении их цвет оказывался не черным, а скорее очень темным оттенком фиолетового или бордового цветов.


В 1964 по очень отдалённым мотивам одноимённого романа Александра Дюма-отца был снят французский приключенческий кинофильм «Чёрный тюльпан» (фр. La tulipe noire), не претендующий на историческую достоверность, а скорее являющийся романтической комедией, в которой помимо деятельности полностью вымышленных главного героя и его друзей, будто бы обеспечившей успех революции, есть и иные несоответствия, например, должность префекта во Франции была введена уже после революции, при Наполеоне.

Шерри Вольф "Натюрморт"
Тюльпаномания поражала и другие страны Европы, но не в такой степени, как Голландию. Например, Александр Дюма в романе «Виконт де Бражелон» описывает как Людовик XIV преподнес своей фаворитке «гарлемский тюльпан с серовато-фиолетовыми лепестками, стоивший садовнику пяти лет трудов, а королю — пяти тысяч ливров». В 1800 году луковица тюльпана в Англии стоила 15 гиней — это достаточно солидная по тем временам сумма. Страстное увлечение тюльпанами пережило последствия тюльпаномании, и отрасль разведения луковиц тюльпанов вновь стала процветать. И действительно, к XVIII веку голландские тюльпаны стали так знамениты, что турецкий султан Ахмед III импортировал из Голландии тысячи тюльпанов. Так после долгого путешествия голландский потомок турецких тюльпанов вернулся к своим «корням».

"Титулярник" ("Большая государственная книга")
из фондов РГАДА (ссылка), 1672 г.
На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии. В России страстными любителями и коллекционерами цветов были князь Вяземский, графиня Зубова, П. А. Демидов, граф Разумовский. Луковицы тюльпанов в то время стоили дорого, поскольку завозились из-за границы вплоть до конца XIX века и выращивались в усадьбах только состоятельных людей.


С конца XIX века было организовано их промышленное производство непосредственно в России, на побережье Кавказа, в Сухуми. Однако их культура в России не получила такого большого развития, как в странах Западной Европы.


Какие гости в комнате моей!
Узбекские, туркменские тюльпаны.
Они пришли в одежде пестротканой
К нам из садов, из парков, из степей.
Вот розовый с каемкою узорной.
Вот золотой - шесть языков огня.
А есть цветок почти как уголь черный,
Лоснистый, точно кожа у коня.
В диковинных цветах земли восточной
Я удалое племя узнаю.
Поддерживает чашу стебель прочный,
Пробившийся на свет в степном краю.
В кувшине на столе прожив неделю,
Земли, корней лишенные цветы
Не съежились ничуть, не побледнели
И сохранили свежесть красоты.
Вот первый лепесток пропал без вести,
За ним другому отлететь пришлось.
Но братья-лепестки не вянут вместе,
Живут в семье, а умирают врозь.

Самуил Маршак


Следующие удачные попытки создания черного тюльпана относятся уже к XIX веку. Селекционер Крелаг (Krelage) представил в 1891 году на суд зрителей новый сорт тюльпана с названием La Tulipe Noire. Но и это тюльпан, по правде сказать, был больше фиолетовый, чем черный. За ним, буквально в течении нескольких лет были созданы такие широко известные сейчас сорта черного тюльпана, как Black Parrot, Black Beauty и Black Pearl. А в 1895, селекционер Груллеманс (Grullemans) создал самый популярный на сегодняшний день черный тюльпан Queen of Night. Все эти сорта были, безусловно, чернее всех предыдущих, но все же, говоря по правде, ни один из этих сортов истинно черным не является. После этого на протяжении 50 лет наступило затишье, т. к. селекционеры «опустили руки» решив, что более черного тюльпана создать уже невозможно.


Фактическое появление тюльпана чёрного цвета можно отнести к февралю 1986 года, когда директор национального института флористики Нидерландов Хенк ван Дам заявил на пресс-конференции, что в лаборатории института выращены первые образцы абсолютно чёрных тюльпанов. 29 марта того же года стало известно, что тюльпан выведен 29-летним датским селекционером Гертом Яном Хагеманом (Geert Jan Hageman). Исследования по селекции были начаты в 1979 году, материалом для скрещивания послужили два сорта тюльпанов — ‘Queen of the Night’ и ‘Wiener Weld’. Хотя цветок кажется чёрным фактически на любом фоне, на самом деле он также очень тёмного фиолетового цвета. Стоимость выведения составила 400 тысяч долларов. Между первыми упоминаниями и признанием существования прошло без малого 350 лет.

Нана Нариманбейли "Черные тюльпаны"
Валентина Ильющенко "Черный тюльпан"
Джон Баллох Соутер (John Bulloch Souter) "Натюрморт"
"Натюрморт с золотыми рыбками, розами и тюльпаном"
Джузеппе Джусти, 1883
Как он красив - тот пламенный цветок!
На длинном стебле горд и одинок.
Прекрасны лепестки закрытого бутона.
Четыре века мир в него влюбленный...

Что в сердце нераскрытого тюльпана?
В чём чудо красоты его, в чём тайна?
Так хочется поверить... посмотри -
Прелестная Дюймовочка внутри...



Впрочем, не все так ярко и сказочно в истории черного тюльпана. В годы Афганской войны (1979—1989) чёрным тюльпаном называли самолёт-катафалк Ан-12 , увозивший тела погибших солдатов (так называемый «груз 200»), а красным тюльпаном — мучительную казнь...


Памятник «Чёрный тюльпан» открыт 8 мая 1998 года на площади Героев в приднестровском городе Бендеры в память о 15-ти бендерчанах, погибших в Афганистане при исполнении интернационального долга в ходе афганской войны.


Чёрный тюльпан — мемориал уральским воинам интернационалистам погибшим в Афганистане и воинам погибшим в Чечне. Находится на площади Советской Армии в Екатеринбурге. Открыт 5 августа 1995 года.


Мемориал в городе Норильск посвящён норильчанам, участвовавшим и погибшим в боевых действиях в Афганистане, Чечне, других локальных конфликтах. Памятник должен был появиться в Норильске в 2003 г. Однако из-за проблем с проектом, финансированием работы по строительству неоднократно переносились либо прекращались. Строящийся памятник регулярно подвергался набегам вандалов, которые портили недостроенный объект, похищали стройматериалы и инструменты. Представители норильского отделения Союза афганцев приняли решение о регулярном патрулировании памятника.


Мемориал «Чёрный тюльпан» открыт в 1992 году в память о воинах, погибших в Афганистане. Расположен в историческом районе города Петрозаводск, на берегу реки Неглинки. 2 августа 2016 г. у мемориального комплекса «Черный тюльпан» был установлен бюст командующему ВДВ СССР Василию Маргелову.


Памятник «Чёрный тюльпан» открыт 2 августа 2012 года на Аллее памяти в сквере около Лазаревской церкви городе Пятигорске. Посвящён жителям города, погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане и других «горячих точках». В Афганистане служили 330 пятигорчан, в Чечне — 1500. 21 из них погиб.


Монумент «Черный тюльпан» расположен около южного входа на хабаровский стадион им. В.И. Ленина. Посвящен он памяти российских воинов, павших при исполнении интернационального долга.


Памятник "Черный тюльпан" в Туапсе, установленный в память воинов-интернационалистов, расположен на Приморье, возле Театра юного зрителя. Каждый год в феврале возле памятника проходит митинг, посвященный памяти погибших в Афганистане и других горячих точках планеты.


7 сентября 2010 в Куйбышевском районе Донецка в сквере возле дома культуры им. Куйбышева (проспект Панфилова, 124 – сквер напротив) открыт памятник Герою Советского Союза, участнику войны в Республике Афганистан рядовому Арсенову Валерию Викторовичу.


Светлой Памяти Чёрный Тюльпан

...Там, где вечный покой, вырос чёрный тюльпан –
Светлой грусти скользящая тень...
Странной дымкой надежд сотворил слёз туман...
И приблизил к опасной черте...

Он – сын солнца! Тепла! А что сер – не беда...
Ведь душа – белоснежно-светла!!!
Просто в тёмную ночь в нём проснулась звезда
И столь жгучей тоской обожгла!!!

...Поклонюсь я земле, что твой пепел хранит...
И зеркально-холодный бутон
Поцелуем согреть попытаюсь... А ты
Приходи хоть тюльпаном в мой сон!!!

Ты сойди с облаков... И в ночной тишине
Нам для встречи минутку найди...
Улыбнись... Обними... Приоткрой в полусне
В царство чёрных тюльпанов пути...

...Ты дыханьем своим мой цветок напои
И слезою хрустальной умой...
Память чуть всколыхни... И любви нашей нить
Мне оставь незабвенной мечтой...

Взгляд твоих нежных глаз дай с волненьем поймать...
Дум встревоженных страсть уловить...
В лёгкой дрожи цветка мне позволь распознать
Столь обманчивый призрак любви...

...Ночь лаская, коснись счастья давнего дней...
В сердце любящем боль успокой...
Воспарить дай душе... Не позволь сожалеть
О мгновениях, данных судьбой...

Вновь весна за окном... Снова птицы поют...
Вновь ласкает цветы солнца луч...
Не жалей для меня счастья райских минут...
От любви миражей дай мне ключ!!!

...Слёзы... Память... Любовь... Мрачно-чёрный тюльпан...
Благодарность... Смущение... Скорбь...
Пряный воздух весны... Ах, о чём это я???
От волненья... опять... не о том...

Очень близко рассвет... И твой образ исчез...
Лишь пылает тюльпан поутру...
С новой силой костёр раздувает... Зачем?!
Спи спокойно, любимый мой друг...

© Елена Буторина, 2010


Впрочем. довольно о грустном. Ведь как говорится в стихотворении одного неизвестного автора:

Тюльпаном чёрным выйду в свет, 
Что лишь недавно был не в радость. 
И хоть с горчинкой эта сладость, 
В нём чёрный не оставлю след. 
Цветок – сын солнца и тепла, 
И не беда, что колер тёмен. 
Он чернотой своею скромен, 
Ну а душа его светла.

Отпразднуем и мы этот праздник. А для этого испечем кексы "Черный тюльпан"


1 стакан сметаны, 1 чайная ложка соды, 2 яйца, 1 стакан сахара, 25 г сливочного масла, 1-1,5 стакана муки (если добавлять 1 стакан муки, то получается нежнее), 50 г какао "Золотой ярлык"

Взбить сметану с содой до увеличения в объеме примерно в 2 раза. (Сметану лучше брать 20-30%)
Яйца взбить с сахаром до густой однородной массы.
Соединить сметану с яично-сахарной массой. Еще раз взбить.
Добавить растопленное масло, муку, какао.
Выпекать при 200 °С.

или вот такой рецепт:

Яйцо – 4 шт., сахар – ¾ стакана, растительное масло – 5 ст.л., молоко – 1/3 стакана, какао – 3 ст.л., ягоды – можно любые – 1 стакан, разрыхлитель – 2 ч.л.

Этот легкий, воздушный кекс, помимо своего чрезвычайно эффектного внешнего вида и отменного вкуса, может «похвастаться» отсутствием в своей рецептуре маргарина или сливочного масла. Соответственно, налицо польза для фигуры и здоровья.
Яйца растереть с сахаром до однородной, пышной массы. Добавить масло, муку, смешанную с разрыхлителем, вымешать. Тесто должно быть, как густая сметана. Форму для кекса (кирпичиком) смазать маслом, присыпать мукой. Выложить в форму половину теста, разровнять. На тесто разложить ягоды. В оставшуюся половину теста влить молоко, всыпать какао, перемешать до однородности. Выложить тесто поверх ягод, аккуратно разровнять. Поставить форму с кексом в умеренно нагретую духовку (170 °С), выпекать в течение 40-50 минут. Готовый кекс можно полить глазурью или посыпать сахарной пудрой.


А еще можно сделать тюльпаны в технике оригами.

А. Антонов "Черный тюльпан"

Комментариев нет:

Отправить комментарий