воскресенье, 14 мая 2017 г.

14 мая. Тамароба (день царицы Тамары) в Грузии

Фреска из монастыря Вардзиа,
изображающая царицу Тамару
14 мая 2017 года, исполняется 100 лет, как отмечается (с 1917 года, после восстановления автокефалии церкви Грузии) национальный грузинский праздник - День памяти святой благоверной царицы Тамары - Тамароба. Обычно главные события, посвященные этому празднику, проходят в Тбилиси — в церкви, носящей ее имя, в храме Рождества Пресвятой Божией Матери и в Ахалцихе (Южной Грузии). Также торжественные молебны проходят в этот день почти во всех православных храмах страны.

Монастырь-крепость Вардзиа
Более восьми веков миновало с начала правления легендарной царицы, прозванной Великой, но и сегодня трепетом отзывается ее имя в благодарной памяти потомков. Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы, дворцы, крепости, украшающие Грузию, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них — роскошный дворец Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев. Любой кавказец с гордостью скажет, что все победы над врагами, принесшие стране славу и силу, тоже одержаны ею. Между тем путь одной из мудрейших правительниц мира никогда не был усыпан розами. О ней летописцем сказаны замечательные слова: «Три вещи отрицательно действуют на человека: высокая должность, богатство и красота. Всем этим обладала царица Тамара, и всё равно она осталась святой».

Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления царицы Тамары на престол. Во всемирной истории эпоха Тамар – это время, когда над миром занимается кровавая заря: на Востоке, в степях Монголии, Темучин замышляет свою будущую империю, став уже Чингисханом. На Западе бушует третий крестовый поход, и грозный Саладин, разбив у Тивериадского озера рыцарей Европы, вступает в Иерусалим. На Севере, в приднепровских степях, новгород-северский князь только что совершил свой злосчастный поход, и кто-то из его гениальных современников сложил о том «Слово о полку Игореве»; Русь раздроблена, и через полвека станет легкой добычей Батыевой рати. Тогда как в Грузии – «золотой век». Государство сильно и могущественно. На протяжении почти 20 лет царица ведет успешные войны с крупными и мелкими противниками: с атабеком Иранского Азербайджана Абубекром, с Византией, с турками, с правителями Армении, с населением непокорных горных провинций собственной страны и сопредельных территорий. В результате такой активной внешней политики в разной степени зависимости от Грузии XII века находились Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Южный Азербайджан, Армения, южное побережье Черного моря...


Тамара Багратиони, жившая на стыке XII—XIII веков, была первой женщиной в истории Грузии, вступившей на престол (что произошло в 1184 году, после смерти ее отца Георгия III, которому Бог не дал наследников мужского пола; впрочем по другой версии, всё началось с того, что царь Грузии Георгий III принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар, причем еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей...) и ставшей единоличной правительницей...

Царица Тамара происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери царя Алании Худана. Она родилась между 1160 и 1169 годами. По случаю рождения дочери царь построил храм Рождества Богородицы, известный впоследствии как церковь Дидубийской Богоматери. О детстве её мало известно — в основном слащавые рассказы, повествующие о богопослушности и святости. Например, как ткала бедная отроковица, не покладая рук, плащаницы для христианских храмов или как последней корочкой делилась с нищими. Однажды царь охотился в долине реки Куры возле старых пещер и вдруг обнаружил пропажу дочери, игравшей недалеко. После долгих поисках в пещерах он наконец услышал: «Ак вар, дзиа!»(«Я здесь!»). Обрадованный царь приказал назвать это место «Вардзиа» и позднее оно станет крупнейшим пещерным монастырем-крепостью.

Доподлинно известно лишь, что девочка рано потеряла мать, которая происходила из осетинского княжеского рода, и отец, занятый «своими разборками», препоручил Тамару родственнице Русудан. Эта Русудан выплывает из исторического тумана тоже весьма расплывчатым пятном: то ли она тётка Тамары, то ли ещё кто, то ли она была замужем за султаном, то ли за русским князем, то ли она вдова, то ли «разведёнка» (тогда такое тоже случалось). Но кем бы ни являлась воспитательница будущей царицы, женщиной она была незаурядной — сумела таки отшлифовать алмаз, который подарила ей судьба. Тамара получила прекрасное образование, да и характер, по видимому, у неё был подходящий — даже в самые тяжёлые минуты душевное самообладание и выдержка никогда не подводили правительницу.

Это хронологически первое изображение царицы, 1180
В один из дней 1178 года государственный совет – Дарбази – гудел, как растревоженный улей. И вправду, неслыханное творилось дело: грузинский царь Георгий III вознамерился сделать соправительницей свою единственную четырнадцатилетнюю дочь Тамару. «Как, - бушевали гордые дидебулы (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), - царевна станет повелевать нами и поведет нас в бой на врага? Еще никогда славный трон Багратидов, ведущих начало от самого Иесе [Христос], не занимала слабая женщина! Тут под сводами дворца раздался громовой голос главы церкви католикоса Николая. «Как вы думаете, почему именно женщину выбрал и явил нам Господь?» – невозмутимо вопросил он. Знатные феодалы разом притихли. Действительно, предания гласили, что в стародавние времена их страна, древняя Иверия, слыла уделом Богоматери. Она повелела обратить в христианскую веру ее жителей посланнице своей Нине. Нет у грузин более высокочтимой святой, заступницы небесной. Так царевну венчали на царство. Как повествует уже упоминавшаяся древняя хроника, «царь Георгий посадил Тамар одесную… и возложил на голову ей венец из чистого золота, украшенного яхонтами, смирной и смарагдами». Так в первый раз в пещерном городе Уплисцихе (უფლისციხე) была официально коронована Тамара в качестве соправительницы своего отца. Само воцарение Тамары было предсказано свыше: её матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной, и наказала ей: «Побеждай сердца кротостью, ум - мудростью, взор - красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края.»


Отныне царевна набиралась разумения, верша государственные дела рядом с отцом. Но затишье, наступившее в государстве, было мнимым. Всего лишь год назад здесь разыгралась кровавая драма, запавшая в память всем царедворцам. И тлевший в их душах огонь недовольства в любую секунду мог полыхнуть вновь. Дело в том, что законным наследником престола был Демна (Дмитрий), сын Давида, старшего брата Георгия. Но царь внезапно умер, оставив малолетнего царевича на попечение брата-регента. Трактовка дальнейших событий, как и даты, в разных хрониках расходится. Примем ту, по которой царь Георгий отдал Демну на воспитание в знатный род Орбелиани, базировавшийся тогда в крепости Лори, пообещав в день совершеннолетия вручить тому бразды правления. Демна уже достиг 18 лет, когда прошел слух о том, что царь Георгий не намерен уступать власть. Он понимал, что проще всего продолжить династию Багратидов с помощью брака дочери и племянника. Но тогда на престоле сразу оказались бы 4 человека, включая его любимую супругу Бурдухан. К тому же, в этом случае Тамара осталась бы лишь женой царя, удел которой – рожать детей, да проводить время в дворцовых интригах и сплетнях. Но, как единодушно отмечают хронисты, царевна с юности проявляла интерес к управлению государством и не желала довольствоваться вторыми ролями. Видимо, поддавшись уговорам дочери, царь стал готовить почву к ее коронации. Прослышав об этом, разгневанные сторонники царевича во главе с Иванэ Орбелиани двинули войска на Тбилиси. Георгий III сумел отразить натиск и беспощадно наказал заговорщиков (сам Иванэ погиб, а клан Орбели был изгнан), взяв племянника к себе. А потом Демна вдруг таинственно погиб (по некоторым данным он был повешен, по другим ослеплён, изувечен и изгнан из страны). Грузинские книгочеи к этому факту относятся со здоровым историческим цинизмом. Дескать, туда ему и дорога. Некоторые, правда, пытаются подвести научную базу — отсталый был человек этот Дмитрий, ретроград, прогресс и смел его с лица истории, ничего не поделаешь. Существует и забавная альтернативная версия событий, согласно которой Демна выжил, скрылся, влюбился в Тамару, назвал себя Шота из Рустави (Руставели) и посвятил Тамаре известную свою поэму…

Царевна, смышленая от природы, прекрасно понимала политику своего отца, полагающего все силы на объединение и во славу государства. Под неодобрительный ропот придворных он методично расставлял на ключевые посты преданных и знающих, но часто незнатных людей. Иное дело – чванливые и корыстолюбивые дидебулы, ради денег и призрачной власти готовые ввергнуть страну в междоусобную рознь. И училась терпению, смирению, выдержке, столь нужных любому правителю.


Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, учтати высокообразованной, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати. Молодая царица мгновенно почувствовала перемену в окружающих. Не успела она достойно оплакать отца, как в ее дворец Исани явились представители церкви и знати и нижайше попросили принять власть из их рук, точно она ее не имела. Тамаре ясно дали понять: она будет править тогда, когда они, дидебулы, того пожелают.

Став царицей, Тамара немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Ценой тяжелых уступок – пришлось отослать верных трону людей и ублажать корыстолюбивых церковников — ее короновали на царство вторично. Новый католикос Микаэл, вытребовавший себе за поддержку царицы должность первого визиря государства, постоянно ставил палки в колеса, лишая возможности принимать самостоятельные решения. Вдобавок со двора удалили любимого, царевича Давида Сослани, единственного оставшегося в живых представителя Багратидов, из осетинской ветви.

Царица Тамара - не только мудрый правитель,
но и талантливый полководец.
И вдруг очередной удар — феодалы решили, что пора царице идти под венец. Войны в ту пору велись постоянно, и женщина во главе войска – это несерьезно. Нужен царь, сильный, родовитый. На Дарбази решали вопрос о выборе мужа для царицы Тамары. По словам летописца, перебрали они заморских султанов, византийских царевичей да персидских шахов, искавших её руки, и нашли достойным лишь князя Юрия Русского, живущего с небольшой дружиной и верными слугами в степях северного Кавказа у кочевников кипчаков на берегу Понта (Чёрного моря) сына (что вообще-то не доказано: хотя, Юрий однозначно был русский и православный, и его пригласили в Грузию в 1185 году – в том самом году, когда князь Игорь ходил на половцев) Великого князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского, который окончил жизнь под ножом собственных подданных не без помощи молодой жёнки еще в 1174 году. После смерти отца он покинул родную землю и с тех пор обретался с дружиной в Византии. Напрасно Тамара горестно взывала к феодалам: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его». Ей все же пришлось уступить решению Дарбази.

Дидебулы отправили к Юрию посла, и вскоре тот привез мужчину статного и сильного. Когда его увидели, всем он понравился, и царице пришлось делить ложе с навязанным супругом. Но знать сильно заблуждалась, полагая, что в благодарность за трон Юрий, прозванный грузинами Георгием Руси, станет пешкой в их руках. Русский князь оказался крепким орешком. Правда, войска он водил и победы одерживал, однако пил, ругался (мог даже руку поднять на Тамар), да своевольничал 2 с лишним года так, что у всех лопнуло терпение. Юрия, помимо пьянства и разгула, поразил ещё и грех содомии, что вынудило Тамару пойти на разрыв с незадачливым супругом. «Я не должна отдыхать под тенью осквернённого дерева», — заявила Тамара. Насыпали ему полную меру золота да отправили по-царски назад, в Византию. Между прочим, развод в то время был шагом совсем крайним. Интересно, что инициатором развода была царица Русудан, которая в своё время поддержала кандидатуру Юрия.

"Царица Тамара и царь Давид"
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕЛИКИШВИЛИ
Через год, в 1188 Тамара вторично вышла замуж за Давида Сослана из рода Багратионов, воспитанного при грузинском дворе теткой царицы Тамары — Русудан, которая, кстати, воспитала и саму царицу. Местом венчания отчего-то было выбрано Дидубе, церемония проходила в том самом храме, который Гиоргий III построил в честь рождения дочери. Дидубийская церковь не сохранилась, но в XIX веке на её месте построили новую, и её сейчас можно найти в Тбилиси на проспекте Церетели. Некоторые хроники упоминают еще и Дидубийский дворец. Из Дидубе они переехали в Тбилиси.

Происхождение Давида - вопрос интересный. Если усомниться в его багратионовском происхождении, то из этого следует вывод, что с 1213 года в Грузии правила осетинская династия. Однако, в грузинской традиции он считается потомком царя Гиоргия I. Второй женой царя Гиоргия была Алде из Алании, у них был сын Дмитрий, у Дмитрия сын - Давид, у Давида сын - Атон, у Атона - Джандерон. Этот Джандерон и был отцом Давида Сослана. Алания того времени была большим православным государством, имевшим хорошие отношения с Грузией.

Некоторые источники даже считают Давида сыном Русудан. Другие утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно ясно точно – их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С ним Тамар познала радость материнства, у них родились сын Георгий и дочь Русудан. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Впрочем, как распределялась власть между мужем и женой – не очень понятно. Во всяком случае, власть Тамары была первична. Даже её титул звучал как мепе (царь), хотя по правилам того времени ее правильно было бы звать дедопали.

Между тем, Георгий Руси, не смирившись со своей участью, дважды пытался вернуться в Грузию, собрав из греков огромную рать. Часть крупных феодалов (имеретинцы и сваны) поддержала Юрия и в 1191 году восстала против Тамары. В такой крайне тяжелый момент царица сумела сплотить вокруг себя своих сторонников и с их помощью разгромила восставших. Тамара сама повела войска и, проявив недюжинный талант полководца, разбила супруга на подступах к Тбилиси. Единомышленники Юрия были смещены с высоких постов и лишены имений. В 1193 году Георгий Руси еще раз попытался вернуться в Грузию, но, не найдя поддержки, потерпел окончательное поражение. Юрий бежал обратно в Византию и с тех пор его имя теряется в исторических дебрях. Возможно, он таки надоел своей глупостью и назойливостью Тамаре и она нашла способ расправиться с ним.


Победа над взбунтовавшимся супругом сильно укрепила положение молодой властительницы. Но еще больше возрос ее авторитет после того, как она продемонстрировала редкостное умение решать серьезные конфликты нестандартным путем. Едва ей минул 21 год, как министр финансов Кутлу-Арсан встал во главе заговора и предъявил ультиматум. Суть его заключалась в следующем. Ранее царь собирал дарбази, когда полагал нужным, выслушивал мнения придворных, однако решения принимал единолично. А здесь заговорщики предложили ограничить власть царицы, поставив рядом с дворцом Исани «карави» – палатку, где специально избранные люди решали бы государственные вопросы. Царицу лишали права присутствовать на заседании. Ей предписывалось сидеть и ждать решения «карави», а потом исполнять их. Через тридцать лет королю Англии Иоанну Безземельному недовольные бароны предъявят те же самые требования, зафиксированные в знаменитой Великой Хартии вольности. Тамара, возмутившись от неслыханной наглости, велела бросить министра в тюрьму. Но заговорщики не испугались. Они собрали войска и грозили разнести Исани на камни. Что оставалось делать властительнице? Отпустить министра на волю? Дидебулы и так считают, что скипетр находится в слабых руках, а потому сочтут это за очередную уступку. Пойти на них войной? Но будет ли она успешной при таком сопротивлении церкви и знати? Долго размышляла Тамара, а потом приняла решение, изумившее всю страну. Царица пригласила к себе двух уважаемых женщин из самых знатных семейств и поставила перед ними задачу любой ценой уговорить заговорщиков отказаться от своих требований. Что они с блеском и сделали. Теперь у царицы были развязаны руки. Недостойные архиереи были отрешены от кафедры, злоупотреблявшие своей властью правители были смещены, церкви были освобождены от повинностей, участь крестьян была облегчена, был водворен внутренний мир.

Медная монета с грузинскими и арабскими надписями с изображением монограммы Тамар (1200).
Уладив внутриполитическую ситуацию, царица занялась внешними делами. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим. В 1195 году грузины нанесли поражение правителю Азербайджана атабаг Абу-Бекр, присоединили к своему царству значительные армянские города — Двин и Ани, одержали победу над Румским султаном.

Царица Тамара и Шота Руставели.
Картины Нико Пиросмани.
Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов. Эта уникальная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно назвать «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе царицы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее с соперничеством лучших поэтов. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Современные царице поэты восхваляли её ум, красоту и прочие достоинства, не скупясь на эпитеты. «Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом». Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён.

Шота Руставели преподносит свою поэму
«Вепхис ткаосани» царице Тамаре
Михай Зичи, 1880 г.
Секретарём царица взяла себе выдающегося стихотворца Саргиса Тмогвели, во всех военных походах Тамару сопровождал монах поэт Шавтели. Но лучшей жемчужиной в этом ожерелье был, конечно, гениальный Шота Руставели. Историки до сих пор спорят о том, что связывало царицу Тамар и поэта Руставели. Их отношения были овеяны романтическим флером, Тамар благоволила талантливому поэту и пожаловала ему место казнохранителя при дворе. Он же воспел свою возлюбленную в бессмертной поэме «Витязь в тигровой шкуре», сделав прообразом главной героини мудрую царицу. Согласно сюжету поэмы, царь Аравии Ростеван принимает решение, что на престол должна войти его дочь Тинатина, поскольку сыновей у него нет. В предисловии Шота Руставели указывает, что его литературное творение – гимн в честь царицы Тамары:

«…Лев, служа Тамар-царице, держит меч её и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?
Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.
Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата…

Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней.
Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей…»


Шота Руставели искренне восторгается Тамар: он описывает ее красоту, а после – личные качества и заслуги на престоле. Поэт утверждает равенство мужчины и женщины, Тамар прекрасно справляется с управлением государства, именно поэтому и возглавляет его. Руставели иносказательно описывает в поэме поведение Тамар в день восшествия на престол: следуя заветам отца быть щедрой и мудрой правительницей, она раздает драгоценности и лучших лошадей гостям, присутствующим во время пира. Меж тем, видя семейное счастье Тамар, Шота Руставели уезжает из Грузии, он принимает решение постричься в монахи в Палестине. Прижизненных встреч Тамар и Шота больше не было. Однако после своей смерти царица оставила загадку для историков: она распорядилась скрыть место захоронения ее праха. По одной из версий, из фамильного склепа Гелати ее прах был тайно перенесен в Палестину, в тот самый монастырь Святого Креста, где доживал свою жизнь Шота Руставели. Свидетельства этого якобы сохранились в летописях, которые хранятся в Ватикане. Кто знает, быть может, после смерти великая царица хотела остаться рядом с воспевшим ее поэтом.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.
Но клянусь! — на возвышенный голос любви
Звезды будут лучами играть.
И пустыня, как нежная мать,
Мне откроет объятья свои!
Удаляюсь — прости!
Без обидных наград
Довершу я созданье моё:
Но его затвердят
Внуки наших внучат —
Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.


Грузия же усиливала свои позиции. Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Грузинское войско заняло приморские города, образовав Трапизонскую империю, которая оказалась в сфере влияния Грузии.

Изображение царицы Тамары
кисти современной российской художницы
Надежды Антипиной
В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эн-Дин (Нукардин) прислал царице Тамаре грозное письмо, в котором сообщал, что возьмет царицу в жены, если она (ну и, конечно, вся Грузия) откажется от христианства и примет ислам. А нет, – сделает своей наложницей. От такой наглости выхватили горячие дидебулы кинжалы. Но царица, смирив их взглядом, спокойно велела послу продолжить чтение, а потом дала наглецу достойный ответ. Разъяренный властитель Алеппо вывел на поле боя неслыханную рать: считается, что у султана было около 250000 (а по некоторым данным, вообще 400000) воинов. Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана – 90000. Но святая уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, до городских предместий сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем поспешила в храм Метехи и обратилась с молитвой к Богородице: «Матерь Божия! Грузия - Твой жребий. Ты - Владычица, а я - только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!» Молитва её была услышана. Состоялась знаменитая битва при Басиани.

Рукн эд-Дин был опытным воином, но никак не подозревал, что эта война закончится первым же сражением. Лишь только он выслушал доклад гонца, отвозившего письмо Тамаре, как ему сообщили, что к лагерю приближается грузинское войско. «Не может одиннокий орел напасть на стаю волков» — произнес удивленный султан, — «впрочем, хорошо, что сами пришли — не придется разыскивать из в горах. Седлайте моего боевого коня, а на смену ему лучшего арабского скакуна!». Много сражений видел султан на своем веку и почти всегда мог предсказать результат, но возле Вардзийского монастыря его могучая армия неожиданно была разбита наголову. Если бы не арабский скакун, не миновал бы султан плена. Когда Рукн эд-дин спасался от погони на своем быстроногом коне, остатки его армии сдавались в плен. Погибших врагов грузины погребли с почестями. Есть легенда, что султана взяли в плен и Тамара продала его подданым за старую подкову от мула.

Воинственные грузины потеряли 2-5 тысяч человек, турецкая – вроде бы 180000. Но все это очень приблизительно. Впрочем, детали этой битвы неизвестны. Даже неизвестно, когда она произошла – в 1201 или 1204. Один исламский хронист относит ее к 598 году хиджры, который кончился в октябре 1202 года. Тем не менее, это была победа немыслимых масштабов, во многом напоминающая Дидгорскую битву. Героями дня стали три человека: Давид Сослан и братья Мхаргрдзели (Захария и Иван), настоящая фамилия которых была Закаряны (т.е. армяне). Мхаргрдзели воспользовались ситуацией и в 1206 отвоевали важный стратегический город-крепость Карс.

Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ
В то же самое время возникла идея похода на Византию. После свержения династии Комниных Алексей и Давид Комнины бежали в окрестности Трапезунда, где находились родовые земли Комниных. Оба они приходились племянниками царице Тамаре (младшая сестра Тамары по имени Русудан была выдана за Мунуила Комнина в 1180) и к 1204 году уже достигли возраста лет двадцати. Как раз в это время Константинополь осадили крестоносцы и решено было помочь Комнинам в борьбе с Ангелами. Грузинская армия вместе с Давидом Комниным вошла в пределы Византии и завоевала бывшие византийские провинции Лазона и Париадрия, которые с 1205 году образовали Трапезундскую империю, которая стала другом и союзником Грузии до самого 1461 года, а императором был коронован Алексей I Великий Комнин. Кстати, после захвата Константинополя крестоносцами Грузия стала сильнейшим христианским государством во всём Восточном Причерноморье.

В 1206 (или 1207) году скончался (по некоторым источникам, был убит) Давид Сослан. В том же году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу (в переводе с абхазского «Лаша» означает «светоч», «светлый»). В 1210 году был совершён поход в северную Персию (современный Иран). Поход оказался особенно успешным: грузинская армия взяла много городов (Меренд, Ардебиль, Тебриз, Зенджан, Казвин...) и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад. Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии. В этот момент Грузия достигла самого большого размера за всю свою историю. Официальный титул царицы Тамары звучал как «Царица абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян, шахиня Ширвана и шахиншахиня, суверен Востока и Запада».

Последние годы жизни Тамар провела в пещерном монастыре Вардзиа. Царица имела келию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. С кончиной Тамары все изменилось - она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей Родины. Одни считают годом её преставления 1212 год, указывая и число - 18 января, другие - 1213 год, существуют и версии, указывающие года 1207 и 1210. В 2015 году академик Академии экологических наук Грузии, врач-гомеопат Каха Сабахтаришвили в ходе исследования исторических источников обнаружил причину смерти царицы Тамары: "Гипотеза о смерти святой царицы Тамары от злокачественной опухоли бытовала испокон веков, но доказательства приводились чисто умозрительные. Исторические хроники отмечают, что в последний период жизни царица Тамара испытывала слабость, щёки её осунулись, она значительно потеряла в весе, а вокруг глаз появились чёрные круги. Исходя из этих симптомов, я прихожу к выводу, что причиной смерти царицы Тамары было именно онкологическое заболевание. Оппоненты возражают, утверждая, что во времена царицы Тамары онкология не была распространённым в Грузии заболеванием. Но в действительности это не так. Я уже 30 лет исследую вопросы древнегрузинской медицины и могу с уверенностью сказать, что в старину тема онкологических заболеваний была в Грузии достаточно актуальной. Более того, я обнаружил в древнегрузинских документах описание метода лечения злокачественных опухолей, который, как я считаю, применялся по отношению у царице Тамаре. В источнике описывается популярный рецепт изготовления лекарства против злокачественных опухолей (эту болезнь в те времена называли «кирчхиби» (географическим термином - тропик Рака). Он упоминается в уникальном труде – лечебнике X в. Возможно, нынешнее его общеупотребительное название берёт начало именно от этого документа. Вот по какому рецепту XII века, предположительно, проводили лечение святой царицы Тамары:
«25 раков хорошо промыть в проточной воде, и поместить в глиняный (трёхлитровый) сосуд. Залить водкой и настаивать в течение 30 дней. По истечении этого срока перелить водку в другой сосуд, раков размельчить, раздробить и приготовить из них муку. Затем добавлять по одной (чайной) ложке в (меру) водки». В рецепте не указано, сколько раз в день следовало принимать это снадобье, но факт, что указанный рецепт часто применялся при лечении злокачественных опухолей.

Преставилась святая Тамара мирно, в крепости Табахмела близ Тбилиси. Отпевание шло в древней столице Грузии Мцхете, в старинном солнечном храме Светицховели, посвященном зороастрийскому богу Ахурамазде. Весь день заседал синодальный совет, решая, как уберечь гроб повелительницы от возможного разграбления. А ночью, как повествуют легенды, из ворот собора Светицховели («Живоносный столб») вынесли одинаковые золотые гробы, украшенные драгоценными камнями. По одной из версий, их было 12, по другой — 9, но скорее всего их было 7. Это число на Кавказе считается сакральным, а ту, которая лежала в одном из гробов называли «семикратно сияющей». Да и страна состояла из семи княжеств и каждое из них желало, чтобы ее захоронили именно в их земле. Это была великая и любимая народом царица — царица Тамара. По сведению летописца эпохи Тамары, местом захоронения считается царская усыпальница в Гелати, но истины пока не знает никто. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь.

Однако, точное место захоронения неизвестно, и археологические изыскания (предпринимались в 1920) не помогли. Ни легенды, ни исторические свидетельства не могут помочь найти его, и поэтому народная память хранит предание о бессмертии Тамар. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» зафиксировано народное поверье, согласно которому великая царица не умерла, а «спит в золотой колыбели; и когда наступят тяжелые для ее земли времена, и переполнится чаша людского горя, когда дойдет до неё голос людской скорби, она проснется и вновь воцарится [и поможет своему народу]», поверье поддерживалось отсутствием точных указаний на местонахождение её могилы. И опять, как в стародавние времена, зальет страну благодать. Ведь, после смерти Тамары, Грузия начала стремительно сдавать свои позиции на международной арене и терять прежний авторитет. Эпоха Золотого века для этой страны окончилась.

Святая благоверная царица Тамара в иконографии
Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

К лику святых Тамар была причислена и горцами Восточной Грузии – пшавами, - воспринимавшими ее как святую целительницу. У нее родители выкупали своих новорожденных детей, принося жертвы: за мальчика – быка, за девочку – барана. «Пшавец уверен, – писал автор начала XX в., – что св. царица Тамара по ночам... невидимо сходит с неба к больным и лечит их от всех недугов».

Святая благоверная царица Тамара (в центре),
ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III.
фреска монастыря Бетания
Тамар была единственным лицом из числа всех грузинских царей, которому нашлось место, причем почетное, в народных сказаниях сванов: «Она знаменитейшая из жен после Божьей Матери. Она была женщина знаменитейшей красоты, и многие искали ее руки... Царица Тамара бессмертна...» В этих сказаниях Тамар тяготеет к исполнению функций Творца – она много созидает и дарит людям. Вместе с сыном Георгием Лашой Тамар обретала черты Богоматери с Младенцем. Местные священнослужители, совершая моления о ниспослании божественной благодати смертным, адресовали их св. Георгию и Тамар.

Среди населения соседних с Грузией земель Тамар осталась в памяти в первую очередь просветительницей. «Как в Осетии, так и во всей горной полосе Чечни „эльгыцы“ (святилища) построены, говорят... во времена Тамары... До Тамары чеченцы не знали ни Бога, ни „ццу“ (божеств) и жили как животные в потемках».


Молитва святой благоверной царице Тамаре 
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь
Вышния красоты желая, нижния сласти далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
"Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим".

Многие сказания изображают Тамару воительницей во главе войска амазонок: на голове шлем, в ушах серьги, глаза яхонтовые, зубы жемчужные, лицо с блеском золота, на шее у неё яшма; одета в кольчугу, закована в латы и сидит не коне песочного цвета с золотым седлом и золотой уздой. По долине реки Риони от городе Кутаиси до Чёрного моря примерно через равные расстояния в 6-10 км расположены загадочные земляные холмы высотой до 6 м. Об их происхождении и предназначении строились различные догадки. В частности, предполагалось, что они были сооружены в древнейшие времена и служили указателями караванного пути. По народным преданиям, холмы образовались от того, что женщины-воины из войска Тамары, совершая поход в дождливое время года, на привалах очищали от грязи свои сандалии.

Кладбищенская часовня Благоверной Тамары
в деревне Аносино (Московская обл., Россия)
В русских летописях сохранились сведения о том, что через 4 века после ее смерти ратными подвигами «мужеумной царицы Иверской» Тамар (на Руси ее еще называли Динарой) Иван Грозный воодушевлял своих воинов перед взятием Казани. Легенда говорит, что царица сама в военных доспехах сама шла впереди войска.

Ахалцихе - памятник царице Тамаре.
В Ахалцихе (Южная Грузия) открыт первый в стране памятник великой царице Тамаре Багратиони.


В конце декабря 2011 года года появился страшноватого вида памятник в Местии, примерно столь же неуместный, как и местийский Макдональдс. Не смотря на то, что по данным телекомпании"Имеди", памятник был создан по древним эскизам, по мнению самих местийцев, этот памятник - не что иное, как оскорбление святой царицы и всей Сванетии, и он должен быть вывезен с территории «городских врат».

М.А. Врубель. Тамара и Демон
Но мы-то знаем совсем другой образ Тамар! И именно он всплывает в памяти русскоязычного читателя, как только упоминается ее имя. Помните?

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла...


Лермонтов, проведя некоторое время на Кавказе, имел возможность познакомиться с местными легендами, и он не выдумал свою Тамару, а просто запечатлел некоторые народные предания. А в этих преданиях царица жестока и коварна с мужчинами, пытающимися завоевать ее расположение. Она губит того, кто оказывает ей услугу, за которую была обещана любая награда. Она отказывает всем искателям ее руки, мечтая остаться безбрачной...

Создается впечатление, что мы имеем дело с вполне для нас привычным раздвоением «официальной» и «народной» истории. Конечно же, наш человек, воспитанный на острых ощущениях, более охотно принимает «демоническую» версию, чем «ангельскую». Откуда такое противоречие образов?

Есть легенды, в которых говорится о двух сестрах, носивших имя Тамар, – одной благочестивой, а другой беспутной, да еще и волшебнице. Еще в одном варианте речь идет о Тамар и ее дочери... Чтобы не интриговать читателя слишком долго, скажу, что нечто похожее на то, что описывают легенды, действительно происходило, но не с самой Тамар и не с ее дочерью Русудан, которая после смерти матери и брата Георгия Лаши стала второй (и последней) царицей на грузинском престоле. Речь идет о младшей сестре царицы, тезке ее тетки и дочери. Но произошла замена – и не случайно.

Дарьяльское ущелье с замком Тамары
(рисунок М. Ю. Лермонтова)
В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жана Шардена (1643-1713), который, тем не менее, никаких любовников Тамары не знает. Нет этой темы и у Пушкина. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихотворении "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Упоминается — без каких-либо уточнений — некая «царица Тамара», когда-то будто бы жившая в башне на берегу Терека, в Дарьяльском ущелье. Имеется объяснение, согласно которому Лермонтов отразил грузинскую легенду о коварной княжне Дарье, которой якобы принадлежал Дарьяльский замок, имя же мифической княжны отразило название ущелья: Дарьял — Дарья. Легенду, сюжетно совпадающую со стихотворением, привёл в своей книге «Voyage dans la Russie meridional…» французский путешественник Ж.-Ф. Гамба (книга упоминается Лермонтовым в «Герое нашего времени»). Имеется также предположение, что этот сюжет — переиначенная история, связанная с Тамарой Имеретинской, женой картлийского царя Луарсаба I, известной своим плохим характером. Она жила в XVII веке и соединяла в себе редкую красоту и вероломство. Впоследствии этот миф растиражировал Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).


По стихотворению М. Ю. Лермонтова (1882) была создана симфоническая поэма М. А. Балакирева «Тамара». А на музыку М. А. Балакирева — одноактная «хореографическая драма» «Тамара» - балет М. М. Фокина , с либретто и оформлением Л. Н. Бакста («Русский балет» Дягилева, Париж, 1912). Роль Тамары исполняла звезда балета того времени Тамара Карсавина.

Грузия - 1919/20г. - Царица Тамара

В честь царицы Тамары назван астероид (326) Тамара, открытый в 1892 году.



Чем же отметить такой день? Конечно же, вином. Я не знаю, есть ли в Грузии вино Tamariani, или это просто авторский проект, но это было бы замечательне вино.

И само собой первый тост, пусть он и псевдо-грузинский:

Царица Тамара объявила, что выйдет замуж за того джигита, который на полном скаку разрубит яблоко её груди, при этом, не поранив её прекрасного тела.
И побежали слуги знаменитого Колхидского царства по разным частям света созывать желающих попытать счастья. Были наслышаны принцы о неземной красоте этой царицы. И не смогли они усидеть на месте. Поехали они завоёвывать любовь колхидской царицы.
И вот, первый джигит на полном скаку взмахнул саблей над головой и со свистом опустил её вниз, но в последний момент испугался и не разрубил яблоко до конца.
- В пропасть его - сказала царица Тамара и бедного джигита выбросили в пропасть, в пучину морскую.
Второй джигит был краше первого, усы крученные, сабля точенная, горячий как солнце полуденное. Разрубил он яблоко, но поранил грудь великолепной царицы. Правда, только одна капелька крови появилась.
- В пропасть его - сказала царица Тамара и бедного джигита выбросили в пропасть, в пучину морскую.
Третий джигит был юн и весел. Понравился он царице Тамар. Но испытание есть испытание. Взмахнул он саблей и разрубил яблоко, не поранив тела царицы.
Задумалась Тамара, а потом и говорит: - Киньте его тоже в море.
- За, что, - закричал молодой джигит, - я же выполнил условие.
- А, так, за компанию, - ответила ему жестокая красавица.
Так выпьем же за нашу, мужскую, компанию.

можно и коньяк. тем более, армянский
Вариант:

Когда-то давным давно жила царица Тамара. И решила она выбрать себе мужа. 
Много претендентов искало ее расположения, но она выбрала только троих: 
«Тот из вас, кто попадет из лука в жемчужное ожерелье и не поранит шею, когда я буду стоять на вершине самой высокой горы — тот и будет моим мужем» — сказала им царица. 
Выстрелил первый претендент и не попал. 
«Скинуть его в пропасть» — сказала царица.
Выстрелил второй - ожерелье упало, но по шее покатилась капелька крови …
«В пропасть» — сказала царица.
Выстрелил третий - ожерелье упало к ногам царицы и на шее не было раны !!!
«В пропасть» — сказала царица.
«За что ?» — спросил ее народ.
«За компанию!» - ответила царица.
Так выпьем же за нашу компанию!
Еще вариант эпохи СССР: "Так выпьем за нашего дорогого товарища Хрущева [Брежнева, ...], при котором невозможны такие грузинские феодальные безобразия, какие себе позволяла царица Тамара!"

агентство :OTVETDESIGN
а вот второй тост.

Царица Грузии, Тамара,
Однажды издала указ.
Для всех мужчин своего царства,
Для всех достойных ее глаз.

В указе вот, что говорилось:
«Мужчина, тот, кто сможет дать
Двенадцать раз ей насладиться,-
Получит царство тот и власть.

-А кто не сможет дать ей это -
Своей заплатит головой!
Жестокой смертью, будет смелость.
И все же был такой герой.

Мужчин же многих погубили,-
Величие и пыл крови.
И все они одним платили,
И знали все цену любви.

Но как-то раз, в ее покои,
Завел, дыханье притая,
Монаха, с дальней к ней дороги,
Евнух, с печалью на глазах.

Монах не глупым оказался
И после каждого ей "рая"
Он возле ложа на стене 
Черту писал едва вздыхая.

Но отдыхая после пыла,
Царица хитро отвлекла
Мужчину нежностью и мило
Одну из черток убрала!

Когда двенадцать "раз" прекрасных
Уж минули давным-давно
Монах одной не досчитался
Из черток тех, что ставил он

Тогда царицы взгляд простой
Сказал ему довольно мило:
-Ну что? Не можешь, дорогой!
А говорил, что все под силу!

Монах простить себе б не смог,
Коль не добился бы «желанной»!
И потому он чертки стер
И предложил начать с начала…

Так выпьем же за тех мужчин,
Кто, несмотря на все страданья,
Найдет не мало в себе сил,
Назначить заново свиданье!

© Юлия Гладкая, 2009

voxdesign
и третий тост

Однажды царица Тамара объявила, что выйдет замуж за самого храброго джигита. Ее суженый должен был преодолеть на коне крутой горный склон и бурлящий Терек. Много отважных джигитов погибло, пытаясь добиться руки и сердца прекраснейшей из женщин. И вот одному отважному горцу удалось преодолеть непреодолимое препятствие. Гордый, он подъехал к Тамаре и склонился к ее ногам.
- Я не пойду за него замуж! - заявила царица. - Просто он мне не нравится!
Так осушим же наши бокалы ЗА НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ, которая не ждет подвигов, а сама готова совершать их ради любимого человека.

я не знаю, та ли это песня. но называется она "Tamar Dedpal", т.е. "Царица Тамара"
Последний тост, возможно возник на основе одной грузинской песне, в которой поётся о том, что во время праздничной охоты у царицы улетел любимый ястреб. Он сел на крутой горе за рекой Лиахвой. Сразу все князья, паши и баки — спутники Тамары — поскакали к берегу. Но от дождей Лиахва разлилась широко и бурно, и никто из знатных охотников не решился вступить в воду. Царица посмеялась над ними и пообещала дать любую награду тому, кто припасёт ей любимого ястреба. Один юный смельчак вызвался вернуть ей непослушную птицу. Он переплыл бурную реку, поимел не высокой горе ястреба и вот уже плывёт с ним обратно... В зто время от тревожной мысли сжалось сердце Тамары: что, если смельчак захочет в награду её сердце, её любовь? Стала просить она Божью Матерь Гвлатскую защитить её, если юноша и правда задумал именно это. В ответ на её молитву поднялась буря, волны Лиехвы захлестнули молодого храбреца и унесли его в Куру. Тогда Тамара снова стала молиться. О чём она молилась, не узнал никто. А князьям она пообещала, что выстроит на горе, где сидел ястреб, крепость в память о бедном юноше, который утонул ради спасания её души.


А на закуску, думаю, подойдет  салат изумительной вкусноты - остренький и пикантный - "Царица Тамара".
300 г цветной капусты, 1-2 зубчика чеснока, 100 г сыра, 1/3 ст. грецких орехов, зелень петрушки или укропа, майонез.
Опционально: сухарики из белого хлеба
Свежую цветную капусту натереть на самой мелкой терке, зелень мелко нарезать, грецкие орехи размолоть, чеснок продавить через пресс, сыр натереть. Все смешать и заправить майонезом. При желании - немного подсолить.
Капусту можно предварительно ошпарить кипятком.
А если натертую капусту сбрызнуть соком лимона, то будет вкуснее и не будет горчить!


Или вот такой:
Салат "Царица Тамара"
0.5 кг куриных грудок;
1 банка консервированной кукурузы;
1 банка зеленого горошка;
1 луковица;
1 гранат;
майонез для заправки.
Куриные грудки сварить до готовности. Остудить, измельчить.
Гранат очистить от кожуры, разобрать на зернышки.
В миску добавить кукурузу, зерна граната и консервированный горошек.
Лук измельчить, обдать кипятком, отжать и добавить в салат.
Заправить майонезом, перемешать и салат готов!
Украсить блюдо листьями петрушки и зернышками граната.


Бонус. Замок царицы Тамар


Над Алазанской долиной, на неприступной скале, поросшей дремучим лесом, высятся руины древнего замка, находящегося под охраной государства. Когда-то замок имел огромное стратегическое значение, так как был почти неприступным. В средневековье в Кахетии существовала целая цепь подобных крепостей. Они были расположены вдоль Алазанской долины и служили надежной защитой. Этот же замок охранял вход в Алазанскую долину, первым вставал на пути неприятеля.

Народная молва упорно связывает этот замок с именем царицы Тамар. Грузинские археологи определили, что здесь существовал древний укрепленный город, основанный, как полагают, еще в конце I тысячелетия до нашей эры, — на отрогах «замковой скалы» и соседних вершин до сих пор виднеются остатки древних строений. Основание стен выложено камнями, скрепленными раствором, перемешанным с известняковой крошкой. «Возрастным пределом» такого раствора считается V—VII века нашей эры. Камни, лежащие выше основания, связаны раствором извести, смешанным уже с серым речным песком. Таким раствором местные строители пользовались в VIII—IX столетиях. А еще выше белый камень сменяется красным кирпичом. Это уже X—XV века. Тысячелетие охватывает эта строгая и немногословная строительная летопись. Над башней теперь нет крыши. По рассказам стариков, каменный свод разрушился примерно лет пятьдесят назад.

Чуть правее башни, в скале, темнеет широкий колодец. Вспоминаются рассказы о том, что от колодца у стен замка идет подземный ход в тайник, где царица Тамар хранила свои сокровища. Отыскать их пытались многие, роясь в бесконечных горных пещерах. О том, что в этом замке существовали подземные ходы, пробитые сквозь толщу скал на многие километры, местные жители не сомневаются и сейчас. Потайных ходов, пещерных тайников в окрестностях замка немало. Конечно, сказать о любом из ходов, что он ведет к замку, невозможно. Но только «по науке». По преданиям же, все они ведут к замку. Их надо лишь раскопать.

Кстати, легенды о подземных ходах имеют, видимо, какую-то связь с вполне научными данными о существовании в замке подземного водопровода. Рассказывают, будто бы этот замок был излюбленным местом летнего отдыха царицы Тамар, что именно там она проводила свой досуг с мужем, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского. И для того чтобы в самые знойные дни в замке была свежая вода, царица повелела на вершине скалы вырубить каменный мешок, от которого тянулись керамические трубы. В это хранилище набивали снег, он постепенно таял, и вода шла в трубопроводы. К сожалению, в настоящее время пока никому не удалось отыскать подвал для хранения снега и изучить систему водоснабжения замка. Однако осколки и небольшие куски керамических труб диаметром 10—15 сантиметров попадаются на вершине замковой скалы очень часто.

С замком связана и такая легенда. Один персидский шах, несмотря на то, что Тамар была помолвлена, пренебрегая всеми правилами и обычаями, захотел жениться на ней. Но, убедившись, что он никогда не сумеет овладеть сердцем прославленной царицы, дал клятву овладеть ее прахом, чтобы душа этой женщины осталась навечно в его власти. Зная об этом, Тамар перед смертью приказала своим приближенным приготовить для себя двенадцать совершенно одинаковых саркофагов и захоронить их всё тайно в различных местах Грузии. А чтобы недруги не узнали тайны настоящей могилы и не покушались бы на ее прах, повелела тем, кто будет хоронить ее, убить и себя... Как рассказывают во многих местах Кахетии, гроб с телом Тамар был похоронен именно в окрестностях этого замка. Многие люди на протяжении столетии пытались отыскать могилу царицы, но пока что попытки не увенчались успехом. Да и исторические хроники не сохранили об этом никаких сведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий