среда, 7 июня 2017 г.

7 июня. Мавзолей Тадж-Махал - символ вечной любви

Мавзолей Тадж-Махал
О чем чаще всего вспоминают люди, мечтающие посетить Индию? Что является неофициальным, но самым популярным в мире символом этой страны? Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана Бахадура ("Повелителя Вселенной", так переводится его имя) к жене, Мумтаз Махал - Тадж Махал (хинди ताज महल, урду تاج محل, англ. Taj Mahal), строительство которого началось ровно 385 лет назад, 7 июня 1632 года. Каких только возвышенных фраз не написано о дворце Тадж Махал: "мечта в мраморе", "венец дворцов", "мраморная симфония". Это подлинный образец совершенной красоты, полной гармонии. "Слеза на прекрасном теле вечности" - так Рабиндратнат Тагор назвал это творение рук человеческих. А ведь на самом деле дворец Тадж Махал - это усыпальница, где похоронена любимая жена шаха Джахана - прекрасная Мумтаз Махал.

Своё имя Мумтаз Махал получила во время свадебной церемонии. В переводе имя означает "украшение дворца Моголов" - так окрестил Арджуманад Бано Бегум (так звали вторую жену принца Гурама, в честь которой в дальнейшем был возведен Тадж-Махал) - ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Сложны семейные отношения. Молодая жена приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан
Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам (Гурам) встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела (по другой версии, это принц посмотрел в ее глаза и сразу же влюбился в красавицу), что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.


Мумтаз-Махал и Шах-Джахан
Влюбленные супруги совершенно не были похожи на традиционные восточные пары. Как правило все восточные правители имели четырех разрешенных Кораном жен и ещё большой гарем в придачу. Шах Джахан, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, так любил свою красавицу-жену Мумтаз Махал, что отказался посещать свой большой гарем, который полагался такому высокому правителю. Для него не существовало ни одной женщины, кроме жены. Супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии 12 лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Чувства были взаимны настолько, что супруги никогда не разлучались. Мумтаз Махал следовала за мужем во всех поездках и даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы пути. Шах всецело доверял своей жене (единственный человек, которому он полностью доверял) и даже прислушивался к её мнению и советовался с ней, что немыслимо для исламского вероисповедания не только в те времена, но и сегодня.

Шах Джахан с сыновьями
Дара Шукохом, Шах Шуджой и Аурангзебом
и его тесть Асаф-хан (справа)
За 17 лет благополучной семейной жизни у пары родилось 13 детей (по другой легенде - 9, но всё равно много): 7 сыновей и 6 дочерей. Это было воистину счастливое и полное взаимопонимания и любви супружество. И вот, всего год спустя, в 1629 году (некоторые, правда, утверждают, что случилось это в 1631, а то и вовсе в 1636, но тогда время начала постройки Тадж Махала было бы позже) его настигло горе: прекрасная Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Джахана, который возвращался из победоносного карательного похода против восставшего Декана. Там же хотели похоронить и Мумтаз Махал. Джахан хотел совершить самоубийство, однако придворные успели спасти безутешного правителя. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели. Горе шаха было настолько велико, что он объявил по всей стране траур на 2 года. Были отменены все развлечения - праздники, танцы, музыка.


Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы их чувств. В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

Вид с реки Джамна
Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна (Ямунь) здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Что побудило Шах-Джахана создать именно такой мавзолей? Предание гласит, что во время игры в шахматы, сделав ход, любимая жена почувствовала себя плохо. Ощущая близкую смерть, Мумтаз-Махал попросила мужа построить ей усыпальницу, свидетельствующую о силе их любви, а сам император хотел передать неповторимость любимой жены и тем самым подчеркнуть боль утраты.

Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876).
Василий Васильевич Верещагин
Государственный центральный музей
музыкальной культуры им. М.И.Глинки
Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876).
Василий Васильевич Верещагин
Государственная Третьяковская галерея
Тадж-Махал. Вечер (1874-1876).
Василий Васильевич Верещагин
продана за £2281250, 6 июня 2011, Sotheby's
Тадж-Махал (некоторое время его еще называли Тадж Биби-как-Рауза или "местом погребения царицы сердца") был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде, Шах-Джахан огласил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.


Строительство здания было начато 7 июня 1632 года (по другим данным - в декабре 1631 года). Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. Весь комплекс строился 22 года, однако постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году (по другим данным в 1643), а спустя 5 лет закончили строительство и остальных сооружений. Весь комплекс состоит из пяти отдельных строений:
  1. дарваза (главные ворота к святыне);
  2. багееча (сад вокруг построек);
  3. мастжид (мечеть);
  4. наккар зана (дом отдыха);
  5. рауза (здание мавзолея, где расположены саркофаги с мощами шаха и его супруги, а также некоторых других родственников и членов семьи).

  1. Главный вход
  2. Цветочный орнамент, выложенный мозаикой из цветных камней
  3. Цитаты из Корана были выложены мозаикой из чёрного камня
  4. Малые купола на крыше - чхатри - пропускали внутрь свет
  5. Балкон
  6. Купол в форме луковицы был построен из кирпича и щебня и облицован мрамором
  7. Подкупольное пространство
  8. Полумесяц
  9. Внутренняя поверхность кирпичного купола была украшена изображением солнца
  10. Мраморная облицовка крепилась с помощью металлических скоб
  11. Декоративные шпили - гулдаста
  12. В центре зала находилась поминальная комната
  13. Проём со стрельчатой аркой - айван
  14. Квадратный портал со стрельчатой нишей пештак
  15. Цоколь - нижняя часть стен Тадж-Махала был украшен резьбой и драгоценными камнями
  16. Ложные гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джаха на находились на возвышении в центре главного зала и были огорожены мраморной решёткой - «джали» с тончайшей сквозной резьбой
  17. Настоящие гробницы с телами Мумтаз-Махал и Шах-Джахана находились в крипте под главным залом
  18. Лестница к крипте
  19. Лестница, ведущая в сад
  20. Кирпичный цоколь был облицован белым мрамором
  21. Цокольный этаж из кирпича и щебня «поднял» Тадж-Махал над садами
  22. Минарет
  23. Винтовая лестница
Устад Ахмад Лахаури
На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад (что означает «мастер») Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был ширазский турок персидский архитектор Устад Иса (Исмаил) Мухаммед Эфенди (он же, Иса Кхан (Хан)), ученик Синана, получивший неограниченные полномочия, которые он и оправдал. На строительство было приглашено более 22 тысяч ремесленников и мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественных образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:
  • Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
  • Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
  • Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
  • Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
  • Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.
Существует легенда, зачастую передаваемая с кровавыми подробностями, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестко убиты и расчленены. Однако, нет никаких доказательств, которые бы подтверждали её. Существуют так же байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Впрочем, подобные басни существуют относительно многих известных сооружений.

Фрагмент стены Тадж-Махала:
здание украшено флоральным орнаментом и горельефами.
Фото (Creative Commons license): Marc Shandro
Тадж-Махал. Декорация стены
Тадж-Махал. Каменная инкрустация
листы с орнаментами, из Британской библиотеки
Тадж-Махал драгоценен в буквальном смысле слова (оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности, приблизительная же общая стоимость строительства по тем временам составила около 32 миллионов рупий, что на сегодня составляет примерно $827000000). Стены Тадж Махала, выложенные из полированного полупрозрачного мрамора, покрыты искуснейшими орнаментами. Плиты вырезаны мягкими рельефами тонкого флорального орнамента: цветами, ветвями, листьями, а в вырезанные углубления вставлены цветные полудрагоценные камни — бирюза, яшма, хризолит, сердолик, агат, ляпис-лазурь. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Фотографировать Тадж-Махал категорически запрещается, но полицейские снаружи не особо усердствуют по части надзора за туристами. Но внутри Мавзолея стены несравнимо прекраснее и тоньше украшены, вот там за вами следят очень пристально, увы.

Месторасположение Тадж-Махала (Агра)
и расположение мест, откуда доставлялись
некоторые из материалов,
использовавшиеся при строительстве
Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Бирюза транспортировалась из Тибета, ляпис-лазурь — из Афганистана, яшма - из Пенджаба, жад (нефрит) и горный хрусталь - из Китая, сапфиры — с острова Шри-Ланка, карнеол — из Аравии, а малахит — из России. В целом, 28 типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в полупрозрачный белый мрамор, который привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни в местности Макрана штата Раджастхан. 30 быков тащили блок за блоком мрамор и прочие материалы по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли на специальных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 км. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Маски из глины накладывались на стены Тадж-Махала не раз
А чудо-раствор, которым скрепляли постройку?! Его делали только вручную, долго вымешивая как сдобное тесто. Да и состав у него почти как у теста: мука смешивалась с сахарной водой, добавлялась мраморная пыль, известь, и фруктовый сок. Такой раствор крепит на века! Среди гидов ходит легенда об одном мастере, который очень долго колдовал над раствором, тщательно его мешая, и своей медлительностью задерживая строительство. Рабочие пожаловались на него старшему надзирателю. Получив взбучку, мастер со всего размаха влепил раствор в стену. До сих пор раствор отодрать не могут. Теперь многие экскурсоводы показывают то место туристам. Вот такое качество работ тогда было!

схема XVIII в. Тадж-Махал
с садом Лунного света.
Сад Чар-Багх (четыре сада)
перед Тадж-Махалом
«Мавзолей Тадж Махал со стороны сада», 1883
Эдвин Лорд Викз (Edwin Lord Weeks, США)
Художественный музей Уолтерс
В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал, Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в XVII веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы. По другой легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас. Возможно, их вклад - это роскошный парк, который ведет к мавзолею. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 (!) куполов, по бокам - две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею. Чар-Багх (четыре сада) — неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны), сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

Отражение в бассейне
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Пожалуй, это самые ухоженные парк и газон в стране. Там стоит задержаться и погулять после осмотра мавзолея. Индийцы приходят сюда целыми семьями, на экскурсии или отметить какое-нибудь торжественное событие.


Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров, при высоте самой мечети 74 метра. А ещё 25 метров - стены мечети, возведённые в форме восьмигранника. Шпиль главного купола устремлен к Полярной звезде. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в XIX веке его заменили бронзовой копией. Ходят легенды, что когда-то он был украшен легендарным бриллиантом Кох-и-Нор (Кохинур, перс. کوہ نور‎, урду کوہ نور, хинди कोहिनूर — «Гора Света» — алмаз и бриллиант 105 карат), который, как говорят, был найден около 5000 лет назад в Южной Индии, в знаменитых копях Голконды, а его первым владельцем был один из легендарных героев Индии Карна, упомянутый в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Сегодня эта драгоценность хранится среди сокровищ Британской короны. В начале декабря 2015 стало известно, что группа индийских граждан собирается подать иск к Великобритании о возвращении алмаза «Кохинур», который украшает корону Елизаветы II. По их мнению, драгоценный камень был незаконно вывезен британцами из Индии. Ранее с требованием вернуть алмаз выступал пакистанский адвокат Джавад Икбал Джафри, который подал в суд на британскую королеву Елизавету II и власти Пакистана. Однако суд города Лахор отклонил его иск.


Согласно другой легенде, это был алмаз "Шах" (88,7 карата), который Джахан-Шах, сочетавший царственное величие с профессией мастера-гранильщика, собственноручно отполировал, чтобы увеличить прозрачность и увидеть воду камня (вода камня — качественный показатель чистоты и прозрачности алмазов; Камень чистой воды — это камень совершенно прозрачный, без замутнений, включений, трещин и других дефектов). Он же повелел вырезать на грани алмаза вторую надпись. Транскрипированная русскими буквами надпись читается так: "Ибн Джхангир шах Джхан шах 1051", что в переводе означает: "Сын Джихангир-Шаха Джихан-Шах, 1051" (то есть 1641 год). Неведомый мастер в полной мере использовал орнаментальные свойства арабской графики. Надпись ритмично повторяет себя и производит полное впечатление прихотливого и витиеватого узора, а не прозаического текста. В 1829 году, после резни в русском посольстве в Тегеране, в которой был убит представитель России писатель и посол А. С. Грибоедов, возникла угроза конфликта между Персией и Россией. Во избежание дипломатических затруднений в Петербург был отправлен сын наследника персидского престола, который в знак примирения передал императору Николаю I богатые дары; в их числе был и знаменитый крупный алмаз с искусной гравировкой на трёх гранях.

Вершина Тадж Махала
Особенно прекрасен мавзолей в раннее летнее утро. В это время он кажется таким легким, ажурным, что создается впечатление, будто дворец взмывает в воздух. Возможно, воздушность мавзолея создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.

Nautch Girls emerging from the Taj Mahal
(индийские танцовщицы выходят из Тадж Махала)
Edwin Lord Weeks
К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором.

Главные ворота
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. 14 сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены. На воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены 4 заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Фото (Creative Commons license): ben dalton
Существует неподтверждённая легенда, восходящая к несколько фантастическим запискам европейского путешественника Жана-Батиста Тавернье, который посетил Агру в 1665 году. Когда строительство подошло к концу стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению на другом берегу реки второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Между двумя усыпальницами планировали возвести мост из серого мрамора, чтобы соединить души умерших. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. У Джахан-Шаха было четыре сына: Дара, Аламгир, Суджа и Мурад. Каждый из них хотел стать новым "властителем Вселенной". Началась резня, победителем из которой вышел Аламгир, обагривший руки кровью братьев. Он принял имя Ауранг-Зеба ("Украшение трона"), и в 1658 году сверг Шаха Джахана, заодно прекратив строительство второго мавзолея. Отца же Аурангзеб заточил в Мусамман-бурдже — восьмиугольной башне Красного Форта в Агре, из которой хорошо виден Тадж-Махал на другой стороне реки. Там и провел Джахан-Шах оставшиеся 9 (или 8) лет, до последнего дня любуясь усыпальницей любимой жены.

Туманным утром
Вид на Тадж Махал из Красного Форта Агры
С высокого балкона дворца он ежедневно наблюдал издалека Тадж-Махал в дрожащем мареве жарких месяцев сквозь кисею муссонного дождя. "Одинокий и изнуренный, больной и преждевременно поседевший, бывший всемогущий повелитель больше не имел ничего, кроме тюремного окошка. Оно было под самым потолком, и из него не было видно ни деревца, ни солнечного света. Это окошко открывало Джахану вид на самое прекрасное, что он имел на закате лет усыпальницу его возлюбленной. Подобно белому лебедю дворец вздымался в небеса и навевал шаху воспоминания о счастливых годах рядом с любимой красавицой-женой". Подобные истории рассказываются во многих туристических путеводителях. Обычно в них упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.


Тадж-Махал. Гробницы
Только после смерти (в 1666 г.) он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. На его гробнице есть стихи: «Строитель не был простым смертным, Ибо план сооружения был дан ему небесами». Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года". Здесь же были похоронены и многие другие жены Шаха Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные.


Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду. Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора» на самом деле являются почерневшим белым мрамором. Более основательную базу под источник мифа про чёрный мавзолей подвели археологи в 2006 году, когда ими была реконструирована часть пруда в Лунном саду. Обнаружилось, что чёрное отражение Тадж-Махала в воде пруда отчётливо видно, что ещё раз подтвердило одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновало место расположения самого пруда. Что, точно известно: чтобы ничто не заслоняло красоту самого прекрасного мавзолея в мире, в радиусе трех километров от него никогда не строились дома выше четырех этажей.

Биби-Ка-Макбара
Потом случилось то, о чем не хочется и упоминать. Последний Могол Аурангзеб больше разрушал, чем создавал, мечтая об уничтожении всей индусской скульптуры. Биби-Ка-Макбара - мавзолей, возведённый между 1651 и 1661 годами его жене Раби’а-уд-Даурани в Аурангабаде, — грубая аллея тяжелых минаретов, идущих вдоль канала, слабая потуга сотворить нечто похожее на Тадж-Махал. Известен как «Тадж-Махал для бедных», поскольку уступает по размеру и пышности Тадж-Махалу, по образцу которого был построен.

Сафдар-Джанг в Новом Дели
Был еще и Сафдар Джанг, мавзолей, поставленный в середине XVIII века в Дели видному царедворцу, неинтересная копия старых образцов...


Гробница Итимад-Уд-Даула (хинди एतमाद-उद-दौला का मक़बरा, урду اعتماد الدولہ کا مقبرہ), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра на берегу реки Ямуна. Местные жители называют этот исторический комплекс, состоящий из четырёх сооружений из красного песчаника, размещенных по сторонам света, соединенных крепостными стенами, центрального сооружения мавзолея с четырьмя минаретами из белого мрамора и парковой зоны, «Маленьким Таджем». Мавзолей был спроектирован и построен в 1622-28 годах по заказу Нур-Джахан, главной жены могольского падишаха Джахангира, для упокоения праха её отца Мирзы Гийас-Бега (отца Нур-Джахан и Асаф-хана и деда Мумтаз-Махал), имевшего мансаб Итимад ад-Даула («Опора государства»). В оформлении здания, как внутри так и снаружи, использованы драгоценные камни и золото. Отличительной особенностью этого архитектурного комплекса было использование в строительстве основного сооружения мавзолея белого мрамора вместе с традиционным использованием красного песчаника для сопутствующих зданий.


В Дели находится гробница Хумаюна, которая очень похожа по внешнему виду на Тадж-Махал. Усыпальница была построена в 1570 году (на 83 года раньше Тадж-Махала) в знак большой любви — только на сей раз жены (Хамиды Бану Бегум) к мужу (императору Моголии Хумаюну). При строительстве Тадж-Махала, Шах-Джахан ориентировался именно на эту малоизвестную гробницу.


Сейчас мавзолей - одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самим индусами. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире». В 2007 году, с помощью интернет и sms голосования, Тадж-Махал был включен в список «Семи новых чудес света». В голосовании за новые чудеса света приняло участие около 90 млн. человек по всему миру.

Сегодня Тадж-Махал выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В конце XIX века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах. Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов, запретив проезд неподалеку от Тадж Махала: в пределах нескольких сотен метров разрешен только экологически чистый транспорт. Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник, строение начало несколько клониться в сторону русла. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница могла рухнуть в течение пяти лет. Археологи и эксперты Индии провели масштабные работы и опровергли эти данные, указав, что колебания высоты здания незначительны, а каких-либо изменений структуры почвы под мавзолеем не установлено.

Охрану Тадж-Махала усиливали несколько раз после угроз исламистов, AFP
В 2015 году после сообщений о том, что "Аль-Каида" угрожает совершить нападение на мавзолей, охрана Тадж-Махала была усилена. Впрочем, исламисты тогда заявили, что они не собирались нападать на Тадж-Махал, слухи об этом - попытка правительства их дискредитировать, сказали боевики.


Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И кстати над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.

Обратная сторона Тадж Махала (со стороны реки Джамна)
Если подумать, то тут найдёшь не только оптический, но и другие фокусы. Ведь многие посетители до сих пор не знают, что заходят они на территорию комплекса Тадж-Махала с обратной стороны и видят совсем не главный его фасад. Центральный императорский вход раньше располагался в северной части комплекса со стороны реки Ямуны. Фронтальный фасад блистал роскошным убранством из базальтовых листов, инкрустированных драгоценными камнями. Через шикарную террасу император входил в мавзолей, приплывая на своих кораблях по реке. Вся красота императорского входа предназначалась только для его глаз, и иногда только для глаз высоких гостей. Но прошли года, Шах-Джахан умер. Главный фасад обеднел (постарались колонизаторы, захватившие эти территории) Ходит легенда о том, что лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии в 1830-х, планировал разрушить Тадж-Махал и распродать его мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла из действительного случая продажи Бентинком мрамора из конструкций форта Агры. Террасу поглотила вода, а посетители входят на территорию комплекса уже с другой стороны, со стороны Больших ворот.

принцесса Диана, 1992

Кстати, мавзолей Тадж Махал овеян интересной легендой и сегодня. Считается, что если супруги проведут ночь во дворце, то ровно через 9 месяцев в семье обязательно появится прекрасный младенец. Причем, это будет обязательно мальчик. Сомневаетесь?! Зря: принц Чарльз и принцесса Диана в своё время дважды встретили рассвет в Тадж Махале. И что же произошло через положенный срок? Думаю, догадаться несложно.

Также существует теория о том, что нынешний мавзолей – это не дань памяти Мумтаз Махал, а настоящий храм Шивы, что был воздвигнут в XII веке. Уже после он принял в себя тело супруги Шаха Джахана. Данная теория принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку, который в доказательство своих слов просил открыть подвальные комнаты строения, но в 2000 году Верховный суд страны отверг его прошение. Этот человек также заявляет о том, что Кааба, Стоунхендж и папство также имеют индуистское происхождение.

самая красивая известная индианка Айшвария Рай на фоне мраморного чуда Индии.
Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам "на фоне" можно только с одной точки - от входа.


Здесь течет река Джамна. И совсем недалеко расположена набережная, специально оборудованная для того, чтобы можно было совершить омовение в этой священной реке. Наверное, это правильно, ведь туда приходишь, чтобы наслаждаться зрелищем, а не думать о том, как это будет выглядеть в семейном альбоме. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел. На надгробиях всегда живые цветы. Не мертвым людям - вечно живой Любви!

Тадж-Махал со стороны реки Самуэль Борн в 1860-м гТадж-Махал. 1890 год, OldIndianPhotos
Тадж-Махал. Раджи Рай, Magnum PhotosТадж-Махал. Раджи Рай, Magnum Photos
Отражение Тадж-Махала. Steve McCurry / Magnum PhotosПаровоз. Steve McCurry / Magnum Photos
Steve McCurry / Magnum PhotosТадж-Махал. Burt Glinn / Magnum Photos
Женщины в красном. Yaman Ibrahim / 500pxСобака на фоне Тадж-Махала. Yaman Ibrahim / 500px
Загипнотизированные красотой. Amir Ghasemi / 500pxДух Тадж-Махала. Amir Ghasemi / 500px
Тадж-Махал. Carl De Keyzer / Magnum PhotosТадж-Махал. David Greyo / 500px
Тадж-Махал в раннем утреннем тумане. Ilse Koning / FlickrНа берегу Джамны. Ran Chakrabarti / Flickr
Туманный Тадж-Махал. Daniel Cheong / 500pxВорота в Рай. Piet Flour / 500px
Верблюд и его владелец Himanshu Khagta / FlickrВолшебный Тадж-Махал в цветах и листьях.
Soumya Bandyopadhyay / Flickr
Мавзолей потрясает воображение фантастическими произведениями искусства в интерьере и экстерьере. Тадж-Махал вдохновлял и вдохновляет многих известнейших поэтов, художников и фотографов. Это потрясающее архитектурное сооружение считается символом любви. Многочисленные фотографы и туристы, посещающие Агру в Индии, должно быть, сфотографировали этот шедевр со всех возможных точек обозрения...

В феврале 2012 г. Арни Шварценеггера не захотели пускать в Тадж-Махал (поскольку мавзолей-мечеть оказался закрыт на мусульманскую молитву (дело было в пятницу)), но он пообещал вернуться, повторив знаменитую фразу своего героя-"Терминатора": "I'll be back"
Тадж-Махал в кино
  1. «Армагеддон» (американский фантастический фильм 1998 г. Майкла Бэя) — Тадж-Махал показан на фоне взрывающегося в небе метеорита.
  2. «Жизнь после людей» (научно-популярный фильм, снятый для канала History Channel, 2009-2011) — Тадж-Махал показан через 1000 лет без людей — землетрясения опрокинут все минареты, а затем рухнет сам мавзолей.
  3. «Марс атакует!» (научно-фантастический фильм с элементами чёрного юмора и политической сатиры 1996 г. Тима Бёртона) — инопланетяне позируют на фоне взрывающегося мавзолея.
  4. «Пока не сыграл в ящик» (трагикомедия 2007 г. режиссёра Роба Райнера, по сценарию Джастина Зэкхама).
  5. «Последний танец» (кинофильм Брюса Бересфорда, 1995 г.) — главная героиня фильма, осуждённая к смертной казни, мечтает посетить Тадж-Махал. Влюблённый в неё, но не сумевший спасти её от приговора адвокат посещает мавзолей уже после её казни.
  6. «Побег» (американский драматический телесериал Пола Шойринга, с 2005 по 2009) — главный герой помогает директору тюрьмы строить макет Тадж-Махала.
  7. «Огонь» (1996) — драма, первая часть трилогии канадского режиссёра и сценариста Дипы Мехты, которая родилась в Индии.
  8. «Миллионер из трущоб» (криминальная мелодрама 2008 г. режиссёров Дэнни Бойла и Лавлин Тандан по сценарию Саймона Бьюфоя) — главный герой фильма вспоминает, как они с братом зарабатывали деньги на нелегальных экскурсиях для туристов.
  9. «Невеста моего брата» (2011, реж. Али Аббас Зафар) — фильм, брат главной героини просит чтобы её свадьба была проведена в Тадж-Махале, в самом красивом месте на Земле.
  10. «Запределье» (фэнтези Тарсема Сингха 2006 г.).
  11. «Пиксели» (американская фантастическая комедия Криса Коламбуса по сценарию Тимоти Даулинга и Тима Херлихи; премьера в США 24 июля 2015 года) — возле Тадж-Махала парень делает девушке предложение, но являются пришельцы, и парня разрывает на пиксели.

Российская супермодель, актриса и филантроп Наталья Водянова в образе индийской принцессы Мумтаз-Махал в рекламе новой версии аромата La Legende de Shalimar модного дома Guerlain, 2013 год.

Как нарисовать Тадж-Махал


Шаг 1. Сначала нарисуйте основу Тадж-Махала. Для этого нарисуйте руководящие линии и формы замка и впереди линии для реки.


Шаг 2. Детализируйте теперь столбы замка и сам замок.


Шаг 3. Далее нанесите детали здания и линии для реки.


Шаг 4. Нарисуйте теперь кусты и линия земли и травы.


Шаг 5. Детализируйте немного крышу Тадж-Махала.


Шаг 6. Вот так вот легко все получилось, осталось зарисовать ваш рисунок.


Монеты и марки, посвященные Тадж-Махалу (навалом).

А это один из бурундуков в Красном форте Агры. фото Yuliniasianna

Комментариев нет:

Отправить комментарий