пятница, 19 января 2018 г.

19 января. Турицы Зимние


6 (19) января (сеченя) славяне празднуют Турицы Зимние. Этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных - Туру, воплощению союза Велеса и Перуна. Тур является сыном Велеса и Макоши и покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному.

Культ быка, "буй-тура", "яр-тура" был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщённые известным исследователем "нечистой силы" С.В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ.

Примерно такие "турицы" и изображаются на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и "девичьим переполохом" одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, которыми завершались зимние святки и их последний цикл "Велесовы дни" (с 1 по 6 января). "На тых же своих законопротивных соборищах, - говорится в одном из поучений против язычества, - и некоего Тура-сатану ...воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую, по образу и по подобию сотворённую, некими харями или страшилами (масками) закрывают".

У белорусов и южных славян известен старинный обряд "турицы". С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г.Р. Державин: "Танцуем... танцуем и бычка". У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX века сохранялся девичий головной убор с большими "турьими" рогами из соломы и ткани. Священники не пускали таких "рогатых" невест в церковь. Этнографический материал по культу быка-тура огромен. В Киеве существовала "Турова божница". Во многих местах южной части лесной зоны есть сёла с названием "Туровичи". Турьи рога, насколько нам известно, были у славян священным ритуальным сосудом.

Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Турицы ещё и пастуший праздник, ибо в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община кушанья, и праздником отмечают свой сговор (договор). С этого момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в февраля к отёлу коров от всяких напастей и болезней.


Турицы приходятся на 12-й день Больших Велесовых Святок и завершают их. В этот день, вечером или ночью, гадают на весь будущий год. Молодые девушки гадали на суженых, семейные люди проводили обряды, увеличивающие урожай будущего года. В этот день так же собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

В этот день славяне проводили древнейший обряд посвящения юноши в мужчину, когда, воплощаясь волком (надевая на себя волчью личину - т.е. шкуру и маску), юноша должен был проявить охотничьи способности и волчью отвагу и завалить своего первого тура. Дикие туры служили нашим пращурам как символ чести и храбрости, они брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо (свой РОД). Славяне старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость и храбрость, умение объединяться для отпора врагам и находить слабое место у противника.

"Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка "убивают": один из парней бьёт поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят".

Маска быка или тура - обязательная принадлежность как святочного, так и масленичного гулянья ряженых. У южных славян "турицами" называют весенний карнавал на Масленицу, а у западных "турицы" отмечаются около Троицына дня.


Ещё одно название этого дня - Водокрес. И.П. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа» ещё в XIX в. писал: «Водокрещи — слово старое, осталось только между поселянами Московской, Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают: 1) Время. "От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет семь недель с половиной". 2) Праздник — когда совершается на реках св. водосвящение». Ср. также укр. Водохрищі, Водосвяття. Тот же Сахаров приводит старинную украинскую поговорку о «трескучих» Крещенских морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

Сей день завершает святочные БЕСчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, нечистая сила уже не так досаждает славянам, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Кузни Семаргла Сварожича падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Ещё верят, будто бы в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям «здраву» - благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Отсюда – распространенная на Руси забава и одновременно здравица – купание в проруби. Православные же христиане, заменив обряды этого дня, как почти все обряды славянских праздников, своими обрядами, отмечали в этот день Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), якобы, вспоминая о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан (отсюда, якобы, и пошло название «проруби», в которых купались на Богоявление – «иордани» ) в Палестине.

Однако древнерусское слово «Крес» (отсюда и свастический равносторонний «Крест») означало «Огонь», а вовсе не христианский крест распятия, как сейчас считают многие. А «Крещением» первоначально называлось «Посвящение Огнём». С водою же были связаны другие очистительные обряды, которые назывались иначе – «водокресами». И если «крещение» было прерогативой воинов, мужчин, то «водокрес» был доступен всем славянам, начиная с самого факта рождения. Рождение славянина проходило в освященной волхвами домашней родовой купели.


Именно благодаря этому празднику в настоящее время бытует обычай ставить свечи на торт именинника - аналогично тому, как устанавливается свеча, символизирующая рождение Нового Года - на Сочельник (обрядовую лепёшку на Водокрес и второе название этого Праздника).

Водокрес-водокрес упал с небес и воскрес,
Огонь-бытюшко, Вода-матушка,
Семаргл — месяц ясный, Купальница — волшебница,
Да подружки-русалочки, да всяк звери да птицы,
Рады праздничку кресному, да чудесному.
Вы же, дети Сварожьи, вы же, дети Дажьбожьи,
Вы ж, Перуновы воины, да девы Ладины,
Становитесь-ка в круг, да в звездный круг,
Что рассыпался вкруг небесных чертогов.
Подарите ж Боги светлые вашим детушкам,
Широту небес, да звезды ясные,
Чтоб очаг родной и во тьме не гас,
Чтоб дороженьки в терема, да сады вели,
Чтоб красны девицы, да молодцы друг друга нашли,
Чтобы наши детушки, да стариньки в тепле, да добре жили.
Водокрес-водекрес, упал с небес и воскрес.
Огонь-батюшко, Земля-матушка,
Велес – отец наш, Макошь – судьба наша,
Боги Сварожьи, внуки Дажьбоговы,
Собирались в круг, что рассыпался вокруг,
В эту звездную ночь, в ночь волшебную.


Числа 6 и 12 посвящены Велесу.

А на Святках ВелЕсовых в каждом дому
На Руси жарко топятся печи.
Тают звёзды полночные в сизом дыму,
На окошках заснеженных свечи

Огоньками горят. Белой кошкой метель
Спит у месяца между рогами.
Я надену венец, и очелья капель
На висках зазвенит жемчугами.

Выйду Из дому, выведу гордых коней -
Молодых скакунов белогривых.
Скрипнет снег под полозьями дивных саней,
Зазвенят бубенцов переливы.

Гой, метели! Несите вы тройку мою
В край, где ветры студёные дуют.
Сколько песен заветных ещё я спою,
Про Рассвет и про Русь молодую!

Там, где Ладога синяя спит подо льдом,
Я Богов древних вижу воочью.
Моя белая крепость, волшебный мой дом,
Ждёт меня этой сказочной ночью.

Там играет Садко - звука гусельных струн
Нет на свете родней и чудесней.
Там с утра златокрылый поёт Гамаюн
Зоревые, рассветные песни.

И я слышу, как дышит под снегом трава,
Вижу пар над уснувшей Землёю,
И зовёт меня глас : «Волхова! Волхова!»
Разбуди нас Сварожьей Зарёю!

А пока до весны спит заснеженный лес
Под чудесную песню метели,
Я встречаю волшебный, святой Водокрес
В ледяной, серебристой купели.

© Марина Царь Волкова, 2011


Вода всегда считалась самым сложным и в тоже время самым простым веществом на планете. До сих пор она считается до конца не изученной. Понимали это и древние славяне. Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию и передавать ее на большие расстояния. Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить биополе человека, либо наоборот разрушить его.  Славяне вообще много внимание уделяли поклонению воде. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий славян было: «Будь здрав как вода». Славяне верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша.

У Макоши, богини Судьбы — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 января. Собирают снег для отбеливания холстины, т.к. Макошь также покровительница ткачества и рукоделия. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год. Мокошь еще и покровительница святых колодцев и источников.


В этот день на Родноверческих Капищах, а также на берегах водоёмов, у специально прорубленных во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников совершают обряд Водосвятия. Раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу.

Капля живая к капле стекается, в ручьи собирается,
Звенит, переливается,
Сквозь землю ключами пробивается,
рекою горною меж скал течет,
Силой да мощью от ручьев наполняется,
в реку собирается, силою полнится
Рекою чистою, неудержимою течет, по земле разливается,
ручьями-косами землю оплетает, силой своею ее наполняет
На солнце каплями переливается,
росами на травах сверкает,
жизнью нивы наполняет,
из реки капли в тучи собираются,
на землю дождем вода проливается ,
да снова в ручьи да реки стекается.
Лунными ночами, солнечными днями
изо дня в день, из года в год
Вода по кругу идет, силу да жизнь несет.
Я к воде той прикасаюсь, силою ее наполняюсь.
Ты, вода -сестрица, силу свою по телу моему разливаешь,
да меня силой своею питаешь, наполняешь.
я силу водную природную в себя принимаю,
с силою моею силу стихийную водную сплетаю.
Как круговорот воды в природе никто не прервет,
так силу мою силой воды напоенную, никто не отберет. Быть.

Ангел.ина ©

Выполнять ритуал у источника воды (лучше, чтоб можно было искупаться и «впитать» силу воды всей поверхностью тела), можно в дождь. Если нет возможности искупаться, намочить лицо, руки либо подставить руки, лицо струям воды. Читать 3 раза. Кто умеет, выполняет ритуал работая со стихией воды, хорошо проводить в круге.

После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окруте (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время Велесовых Святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых.

По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной.

В народе так же верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. Существует легенда, что о сию пору Сам Чернобог, обернувшись Нищим Странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет Ему ковшик — вместе с водой отдаст Ему свою Долю...


Ровно 19 января, после пяти часов пополудни, вся вода в открытых источниках приобретет следующие свойства: станет бесцветной, приобретет сладковатый вкус, кислотность изменится и станет в пределах 8, 4 – 10, 5 мВ. Вот заключение врачей: "Вода, собранная 19 января из открытых источников, является биостимулятором, благотворно влияющим на иммунную систему, оказывает антиоксидантную защиту. Эта вода улучшает обмен веществ, повышает кровяное давление, благотворно влияет на аппетит и самочувствие. Ведет к заживлению ожогов, язв и пролежней". Что же это, братья славяне? Да просто – это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. Во всех открытых водоемах. Также проявляется это свойство в снеге, если его собрать и растопить в этот день. Только представьте, какое реальное, доказанное учеными чудо свершается прямо у нас на глазах! И, кстати, Живая Вода появляется настолько давным–давно, что всем уже привычными стали сказки о воскрешении с помощью «мертвой» и «живой» воды. А в северных деревнях это «привычное чудо» использовали так: в этот день молодые шли купаться в прорубях для здоровья и веселья, набирали воду для больных и просто «про запас», хозяйственные мужики засыпали домашние колодцы чистым снегом, чтобы до весны вода оставалась чистой и свежей, а самые домовитые жонки вымачивали холсты на чистом снеге – станут они белые да крепкие после этого.

Уголья же от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.

Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова:

Велес и Макошь со мной,
Несут чару с водой;
Если пожару быть —
Станут пожар тушить:
Не гори — раз!
Не гори — два!
Не гори — три!

Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор:

Духи Предков стоят —
Дом от пожара хранят!
Слово моё крепко да лепко! Гой!

Человек, прошедший на Водокрес обряд очищения (в том числе и «раскрещивания»), может навсегда избавиться от всякой скверны, сбросить с души тягостный «груз» и открыть для себя в жизни новый Путь, ведущий к Мудрости, Силе и Здравию, который завещали нам Предки...


Радение

1. Пламени Сварожьему паче огней земных в Ночи Года — славу речём!
2. Искрой Кузни Небесной, снизошедшей в Предвечные Воды, пламенная стрела Сознания пронзает тьму Неизведанного — Меч Истинного Ведания закаляется в мглистых водах Владычицы Зимних Стуж...
3. Ледяная вода обжигает хладом лицо и тело творящего мовь (омовение). Синие Очи Владыки — что проруби в небесах, затянутых хмарью зимы... Жидкое золото Солнца блещет в серебряной тьме. Волохатый Бог нисходит во Тьму...
4. Силу Вещего понеси, река! Мудрость Вещего сохрани, вода! Здраву Вещего подари людям!..
5. Ледяная вода обжигает мои ладони. Серебряная Звезда Владыки блещет в глубинах вод. Совершая семичастную мовь, радарь Вещего речёт в Сердце своём:
Сущему в Образе Родового Звия (Змея) в зароде — слава!
Сущему в Образе Владыки Живой и Мёртвой воды в животе — слава!
Сущему в Образе Лютого Зверя в ярле — слава!
Сущему в Образе Солнца красного в сердце — слава!
Сущему в Образе Повелителя Ветров в горле — слава!
Сущему в Образе Вещего Ока во челе — слава!
Сущему в Образе паче всякого образа в роднике-колороде — слава!
6. Вдох — возвращает мне Силу, выдох — дарит Силу миру. Холодные капли стекают по внутренним сводам небес — внутри моей головы, ставшей небесным сводом, орошают чело — становятся Самосиянным Светом, в Котором тонут это небо и эта земля...
7. Я прорастаю Тобой...


И да будет здоровье нам! Мир да лад в семью! И достаток в дом!
Ума-разума дочерям, сынам! А беда и грусть да сгорит огнём!
Дай нам Бог уважать себя! Но изжить из душ черноту и спесь!
Быть любимыми, жить, любя! Славься, Русь моя!
Славься, Водокрес!

Комментариев нет:

Отправить комментарий