вторник, 8 мая 2018 г.

8 мая Международный день Красного Креста и Полумесяца

Жан Анри Дюнан
День Красного Креста и Красного полумесяца учрежден в честь родившегося в этот день ровно 190 лет назад швейцарского гуманиста, предпринимателя и общественного деятеля Жана Анри Дюнана, который основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все...

родители
Жан Анри Дюнан (фр. Jean Henri Dunant) родился 8 мая 1828 года в Женеве, Швейцария, в протестантской купеческой семье. Его отец, Жан Жак Дюнан, входил в правящий совет города. С ранней юности он вступал в контакт с человеческими страданиями, сопровождая свою мать, Антуанетту Дюнан-Колладон (кстати, сестру физика, профессора механики в École Centrale Paris, Жана-Даниэля Колладона, получившего в 1826 году ежегодную награду французской академии наук за опыт по измерению скорости распространения звука в воде, а позже занимавшегося организацией уличного газового освещения в Женеве и Неаполе), посещавшую самых бедных жителей Женевы - больных, инвалидов и умирающих. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекался экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учился экономике, а по вечерам посещал бедняков и больных (тогда же Дюнан присоединился к евангелистской организации «Пробуждение»). С 20 лет по воскресеньям он посещал узников городской тюрьмы, общаясь с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступил стажером в банк, одновременно занимаясь различными социальными мероприятиями, в том числе и помогая заключенным. Являясь представителем христианской молодежной молодежной ассоциации (YMCA), он посетил Бельгию, Нидерланды и Францию. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриэ Бичер-Стоу, Дюнан начал борьбу с рабством, опубликовав в 1863 г. работу «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки».

Collège Calvin (около 1810)
В 26 лет Дюнан перехал в Алжир, где работал в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решил открыть собственное предприятие и создал акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого пригласил друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов оставалось получить землю. Но здесь Дюнан столкнулся с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он в июне 1859 года отправился в Париж, где Безрезультатно обивал пороги различных ведомств. Однако, Дюнан не опустил руки, а с присущим ему упорством и целеустремленностью решил обратиться к последней инстанции — французскому императору. Наполеон III находился в то время в Сольферино во главе французской армии, где объединив силы c войсками Пьемонта и Сардинии, намеревался отразить вторжение австрийских войск.

Виктор Эммануил при Сольферино.
Единственный вклад итальянцев в дело своей независимости
Во время деловой поездки в Италию Дюнан стал свидетелем ужасных последствий одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века — битвы между армиями Франции и Австрии при Сольферино в Ломбардии 24 июня 1859 г. — когда 9 тысяч человек, больных и раненых, остались умирать на поле боя. «25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, — напишет впоследствии в своей книге Дюнан. — Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими. <...> Лошади растаптывают своими подкованными копытами мертвых и раненых. Одному раненному оторвало челюсть, второму разбили голову, третьему, которого можно было спасти, продавили грудную клетку. <...> Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах. <...> Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

Анри Дюнан в битве при Сольферино.
художник Пэт Николь, 1981 г.
Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные — погибли от голода и истощения!»

Сольферино, Наполеон
Потрясенный увиденным, Дюнан спонтанно пытался помочь раненым, привлекая местных жителей. Швейцарец немедленно послал своего кучера в ближайший крупный город за водой, материалами для перевязок, фруктами, сигарами… И организовал госпиталь. Это было удивительное место. Здесь не было ни одного врача, а помощь оказывали два английских туриста, два французских журналиста, местный кюре и несколько местных женщин. У Дюнана не было никаких медицинских знаний, но он как умел накладывал повязки, приносил еду, воду, табак. Даже просто разговаривал с ранеными, многие из которых находились в очень подавленном состоянии, в отсутствии элементарной помощи. Дюнан помогал всем — и своим, и солдатам противника — и убеждал в таком же подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. В то же время его ужасала беспомощность медиков. В Кастильоне было всего 6 врачей, да и те были французами и потому помогали только французским солдатам. Всего же на 30000 раненых и больных приходилось всего 140 врачей…

.

В эти страшные дни у Дюнана родилась идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны: «Разве во время затишья и мирного сосуществования нет средств для создания организации помощи, которая бы при участии вдохновленных, бескорыстных добровольцев заботилась о раненных на войне? Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями... Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»


Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвратился в Женеву и написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описал всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить, и высказал свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым. Книга, опубликованная в 1862 году за собственный счет, оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей, ставш предпосылкой для создания Международного комитета Красного Креста. Со всех концов Европы к Дюнану начали поступать письма. Его идеи начали воплощаться в жизнь. Дюнан решил создать Общество помощи раненым.


Совместно с Гюставом Муанье, юристом-банкиром, возглавлявшим женевское Общество поощрения общественного блага, и еще тремя уроженцами Женевы – двумя врачами и генералом – в феврале 1863 года Дюнан организовал небольшой "Международный комитет помощи раненым", целью которого было создание таких добровольных обществ. Дюнан, будучи секретарем организационного комитета, рассылал письма государям и правителям Европы, излагая свои идеи, лично встречался со многими из них, приглашая прислать представителей своих стран на международную гуманитарную конференцию, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.


И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 26 октября 1863 года 39 делегатов из 14 стран и 4 благотворительных организаций встретились в Женеве. Было принято решение о создании в каждом из государств-участников добровольных организаций помощи раненым и пострадавшим. В случае войны обязанностью этих людей должна была быть помощь вооруженным силам своего государства в развертывании помещений для ухода за ранеными и предоставлении обученного персонала для помощи военным врачам. Тогда же для этих людей был введен особый опознавательный знак — красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг — как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). Дата подписания этого решения, 29 октября 1863 года, считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через 2 месяца открылось первое Общество помощи в Вюртенберге. В течение следующего года открылись еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.


А 8 августа 1864 года в Женеве собиралась Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым, на которой эмблема Красного Креста обрела особый статус: она стала гарантией неприкосновенности тем, кто оказывал помощь: людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Что было узаконено межправительственным соглашением, подписанным 22 августа 1864 года — «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», базировавшейся на идеалах, изложенных в книге Дюнана. Эта конвенция, без всякого преувеличения, ознаменовала новый этап в истории человечества. Она стала первым актом, формализующим правила ведения военных действий, до этого определявшихся не законами, а «понятиями», весьма субъективными и сильно зависящими от доброй (или недоброй) воли того или иного командира или военачальника. Новая организация все сильнее обретала популярность в постоянно воюющей Европе. Царствующие особы и руководители государств (а более всего — их супруги) считали за честь быть членами общества Красного Креста и собственноручно ухаживать за ранеными. Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!


Основополагающие принципы Движения Красного Креста
  1. Гуманность. Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.
  2. Беспристрастность. Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.
  3. Нейтральность. Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
  4. Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.
  5. Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.
  6. Единство. В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.
  7. Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
Марка в честь Анри Дюнана, выпущенная в Конго
Но беда подкралась оттуда, откуда Дюнан ее никак не ожидал. Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе — они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствовал этому образу. Он посвятил 4 года исключительно организации работы общества Красного Креста, при чем из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и оставался его секретарем до 1867 года, дальше продолжал действовать практически в одиночку. Он выступал также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте, в 1871 г. основав общество для защиты военнопленных, гарантируя им такую же неприкосновенность как больным и раненным. В 1872 г. общество, к которому присоединилось много европейских стран, получило название "Всемирного порядка и цивилизации".

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он взялся за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявил о себе, выступая инициатором компании против работорговли. Дюнан выступал и в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. основал Международное общество возрождения Востока, а в 1874 г. — Общество сирийской и палестинской колонизации.

Между тем, акционерное общество, организованное им прежде в Алжире, то самое, ради которого он собирался встретиться с императором Наполеоном III в Сольферино, но которому он уже давно не уделял внимания, пришло в упадок. Дюнан разорился: на нем числился почти миллионный долг. В 1868 году Женевский суд объявил его банкротом и Дюнан подвергся резкому осуждению со стороны женевской общественности. Возвратиться в Женеву из-за своего банкротства Анри Дюнан не мог: его сразу же посадили бы в тюрьму. И Дюнан остался в Париже, голодая и совершенно обнищав. Но главное, из-за своего банкротства его исключили из комитета Красного Креста, созданного его же усилиями. Из швейцарской организации YMCA его тоже исключили. Несмотря на это, в том же году его объявили почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден был подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставку прияли. Забытый почти всеми, Дюнан погрузился в безысходную нищету. В течение последующих 12 лет он вел фактически жизнь бродяги, странствуя пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова стал помогать раненым, посещая раненых в больницах Парижа, активно участвуя в снаряжении медицинских лазаретов, отправляемых на фронт французским Обществом помощи раненым. Именно по предложению Дюнана ввели в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Во время выступления в Плимуте в 1872г. он упал в обморок обессиленный голодом. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле. В 1882 году, году когда Красный Крест признал и сенат США, он поселился в маленькой деревушке Хайден (кантон Аппенцелль-Аусерроден, Швейцария), забытый, казалось бы, всеми за исключением нескольких друзей, В 1892 г. он, благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, перебрался в Хайденский приют, где и провел остаток своей жизни. Страдал ли он, лишившись всего — состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто — милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

В 1895 году, когда деятельность Красного Креста (существовавшего уже в 37 странах мира), в нескольких войнах, прошедших за 20 лет, реально спасла сотни тысяч жизней раненых солдат, а Женевская конвенция об обращении с ранеными была подписана 42 государствами, мир снова вспомнил об организаторе Красного Креста. Сначала появилось несколько статей в швейцарских и немецких газетах. Молодому сельскому учителю Вильгельму Зондреггеру удалось отыскать Дюнана и взять у него интервью, которое стало сенсацией, - "Основатель Красного Креста жив!" В сентябре 1895 года главный редактор сан-галльской газеты «Die Ostschweiz» Георг Баумберг написал статью о основателе Красного Креста, с которым он встречался и беседовал во время прогулки в Хайден месяцем ранее, которая была перепечатана ведущими газетами мира. В 1897 году Рудольф Мюллер, работавший учителем в Штутгарте, написал книгу о происхождении Красного Креста, изменив официальную историю, чтобы подчеркнуть роль Дюнанта. Книга также содержала текст «Памяти Сольферино». Имя Анри Дюнана снова обретало известность. Дюнан начал переписываться с австрийской писательницей-пацифисткой Бертой фон Зуттнер, а так же написал многочисленные статьи и писания. Особенно активно он писал о правах женщин, а в 1897 году способствовал созданию женской организации «Зеленый крест», единственная секция которой была недолго активна в Брюсселе.

Здание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста,
Санкт-Петербург, Российская Империя
справа: портрет великой княгини Елены Павловны
(принцессы Фредерики Шарлотты Марии Вюртембергской), Карл Брюллов. 1829.
Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста
Узнав о бедственном положении Дюнана, вдовствующая российская императрица Мария Федоровна даже назначила ему денежную пенсию. Впрочем, Дюнан не притронулся к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям от различных филантропических организаций: он переводил практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь. Кстати, в 1896 году Анри Дюнан писал Российскому Обществу Красного Креста: "…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Её Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…"

Дюнан в 1901 году
В 1901 году Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира «За вклад в мирное сотрудничество народов», разделив ее с французским политическим деятелем и экономистом, миротворцем, основавшим в 1868 году «Международную Лигу мира» (которой и руководил первым) Фредериком Пасси. В приветствии Международного Нобелевского комитета отмечалось, что без Дюнана движение Красного Креста, высшее гуманитарное достижение XIX века, не могло бы осуществиться. Но что было пророку, сказавшему своё слово, до мирской суеты? На вручение Нобелевской премии Дюнан не поехал — не позволило здоровье; по крайней мере, таким был его ответ. Тем не менее, эта награда не только поправила финансовые дела Анри, но и восстановила его репутацию в глазах мирового сообщества. Однако, Дюнан при жизни не воспользовался деньгами, полученными от Нобелевского комитета. Большая часть этих денег по завещанию Дюнана была потрачена на выплату задолженности кредиторам. Эта задолженность не давала Анри покоя до самой смерти и привела к развитию у него мании преследования. Остальное он передал на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

И все же его и по сей день считают чудаком, который сам свихнулся на своем стремлении сохранять гуманность во время войны. На закате своей жизни он, как убежденный пацифист, боролся с любыми проявлениями насилия в мире. Кстати, уже первое награждение Нобелевской премией мира вызвало споры. Многие критики считали, что деятельность Красного Креста и Женевская конвенция были вредны, поскольку, уменьшая страдания, причиняемые войной, они способствовали героизации войны и делали ее в целом более привлекательной. Награждение непримиримых пацифистов они полагали более соответствующим воле Альфреда Нобеля: вручать премию физическим лицам, добившимся максимальных успехов в деле достижения международного братства, уничтожения или сокращения армий и проведении конгрессов в защиту мира. Их оппоненты считали, что Анри Дюнан Нобелевской премии достоин, поскольку его деятельность по созданию Красного Креста способствовала снижению взаимной ненависти между людьми, а значит, соответствовала достижению международного братства. Поэтому первая Нобелевская премия мира была поделена между А. Дюнаном и Ф. Пасси. Поэтому же, кстати, в 1901 году премию не получила организация — собственно Международное движение Красного Креста. Как бы там ни было, маленькая Швейцария подарила миру не только сыр, шоколад и армейский универсальный нож и еще много полезных вещей и изобретений. Ее гражданин стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

Могила Анри Дюнана
Скончался Дюнан в Хайденском приюте 30 октября 1910 года. И по его желанию был похоронен, „как собака", без погребальной службы и похоронного шествия. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату. По другим данным, прах его, согласно завещанию, был развеян в неизвестном месте. По своему желанию он пожертвовал средства для обеспечения «бесплатной кровати» в доме престарелых в Хайдене, которая была бы доступна бедному гражданину региона. Остается добавить, что историк масонства Р. Денслоу считает Дюнана масоном.

Памятник Дюнану в Швейцарии
Бюст Анри Дюнану в Женеве
Бюст Анри Дюнану в Минске
Памятник Генри Дюнану в Вагга-Вагге, Австралия
Во многих городах мира установлены памятники Анри Дюнану в знак признательности этому человеку за проявленные им высочайший гуманизм, сострадание и милосердие.


А в бывшем доме престарелых в Хайдене сейчас находится Музей Анри Дюнанта.

5 франков 1978 Швейцария

Его жизнь с некоторыми вымышленными элементами изображена в швейцарском историческом фильме-драме французского кинорежиссёра Кристиана-Жака «D'hommomma hommes» («Мужчина для мужчин») (1948), в главных ролях Жан-Луи Барро, Бернар Блие и Хелена Пердрир.


В 2006 году об Анри Дюнане был снят телевизионный художественный фильм «Henry Dunant: Du rouge sur la croix» (Анри Дюнант: Красный крест), в главных ролях Thomas Jouannet и Emilie Dequenne.

В 2010 году Takarazuka Revue поставил мюзикл, основанный на его времени в Сольферино и основании Красного Креста под названием «Рассвет в Сольферино, или Куда ушло человечество?»

Международное движение Красного Креста на сегодняшний день:
  • Международный Комитет Красного Креста (МККК), созданный в 1863 году, — основатель движения Красного Креста. Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.
  • Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП). Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.
  • Национальные общества Красного Креста. Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане — общества Красного Полумесяца, в Иране — Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.
  • По собственным данным организация является единственным западным обществом, которое в настоящее время имеет мандат на предоставление гуманитарной помощи в Ираке. После первых поставок медикаментов, одеял и воды в больницы Басры Красный Крест помогает сейчас тысячам иракцев установить контакт с родственниками во всем мире. Снова и снова воюющие стороны настойчиво призываются к соблюдению гуманитарного международного права в соответствии с Женевскими конвенциями.
Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества. Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:
  • умышленное убийство;
  • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
  • умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое судопроизводство;
  • незаконная депортация или перемещение;
  • незаконное лишение свободы;
  • взятие заложников.
Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности. С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.


Красный крест является защитной эмблемой и зарегистрированным знаком Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, поэтому использование этой символики другими организациями запрещено международным законодательством. Женевская конвенция 1949 года. закрепила правовой статус МККК, поэтому знак Красного Креста (и Красного Полумесяца) охраняется во всем мире.


Кстати, как уже говорилось выше, первая эмблема МККК – красный крест на белом фоне изначально не имела религиозного смысла, представляя собой инверсию швейцарского флага. Однако во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив ее красным полумесяцем, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами. В 1929 году Женевская конвенция признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы. В Индонезии национальное общество использует эмблему красного креста, а не красного полумесяца, чем подтверждается ее религиозно нейтральный статус.


В Иране до 1980 года в качестве символа организации использовался знак Красного Льва и Солнца. В 1980 был принят новый герб Ирана, и использование знака прекратилось в пользу полумесяца. Но знак всё ещё признаётся Женевской конвенцией наравне с крестом и полумесяцем. Многие страны так же стали предлагать свои эмблемы (Красное Колесо в Индии, Красный Ягнёнок в Конго, Красная Звезда в Зимбабве, Красный Кедр в Ливии, Красный Носорог в Судане, Красная Пальма в Сирии и т. д.). В итоге все осознали, что не стоит плодить сущностей, а комитет запретил использовать что-то отличное от креста и полумесяца.


В 2005 году Комитет заменил свою эмблему на религиозно-нейтральную – Красный кристалл. Но так как все национальные общества Красного креста и Красного полумесяца независимы друг от друга, Красный кристалл еще не стал повсеместно узнаваемым символом. Тем не менее, Красный Ромб тем и хорош, что это просто красный ромб.

Эмблема МДА
Красный щит Давида был создан в 1930 году, эмблема используется с 1935. Израиль отказался использовать крест и полумесяц, и настаивал на том, что бы щит Давида (он же звезда Давида) стал ещё одним символом Организации. В результате чего Красный щит Давида стал членом Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца только в 2006 году (!), а у Движения появился третий символ, но не щит Давида, а Красный Кристалл.

В июне 2006 года состоялась XXIX конференция Международного движения Красного Креста и Полумесяца, главным событием которой стало принятие решения о присоединении к Движению национальных обществ Палестины и Израиля. Теперь деятельность израильских добровольцев из общества «Маген Давид Адом» за пределами страны будет защищаться нормами международного права. Участники конференции также договорились о третьей, нейтральной эмблеме Движения — Красном Кристалле. Приём национального общества Красного Щита Давида откладывался почти 60 лет из-за спора вокруг символики организации, поскольку иудеи отказывались признавать и христианский крест, и мусульманский полумесяц. Согласно декларации, принятой на конференции, в Израиле в качестве эмблемы будет использоваться красный кристалл — красный четырёхугольник на белом фоне. Одновременно было решено, что израильская организация «Красный щит Давида», или «Маген Давид Адом» (МДА) — может продолжать использовать на территории Израиля свой прежний символ (красную шестиконечную звезду — «щит Давида», окружённую красным ромбом). Представители мусульманских государств выступали против принятия Израиля — в частности, Сирия требовала от Израиля вначале допустить сирийское общество Красного Полумесяца на территории Голанских высот, аннексированных Израилем в 1981 году.


С началом XX в. красный крест стал всеобщим обозначением милосердия, самопожертвования и помощи страждущим. Все чаще его стали размещать на вывесках медпунктов и больниц, над входом в аптеки. Однако в 1913 г. вышел закон, запрещающий использование эмблемы Красного Креста в коммерческих целях. По мнению МККК, этот логотип должен был оставаться исключительно символом спасения во время боевых действий и чрезвычайных происшествий. Французские фармацевты, не желающие терять ставший привычным аптечный атрибут, предложили перекрасить красный крест в зеленый цвет, ассоциирующийся с лекарственными растениями. Таким образом зеленый крест (не путать с Международным Зелёным Крестом — международной экологической организацией, основанной Михаилом Горбачёвым в 1993 году после конференции Earth Summit в Рио-де-Жанейро, Бразилия) стал знаком Ассоциации французских фармацевтов, а в 1984 г. он был зарегистрирован как символ французского Национального совета Ордена фармацевтов. И сегодня эмблема зеленого креста размещается над входом большинства аптек Франции. Этот же символ служит аптечной вывеской и во многих других странах Европы, в том числе и в России.

Французской моде не стали подражать лишь консервативные немцы и австрийцы, где традиционным опознавательным знаком аптек с XIII в. служит красно-белая буква «А» — от немецкого слова «Apotheke». Иногда к ней прибавляется какое-нибудь дополнительное слово, например, имя аптекаря-основателя или название населенного пункта.

Интересно, что единого международного символа фармацевтов нет. В разных странах можно увидеть аптеки с самой различной символикой. Например, в Нидерландах, Дании и Бельгии над входами старинных аптек нередко встречаются «зевающие» скульптуры — гаперы (от голландского слова «gaper» — зевун). Гаперы изображают персонажей, которые когда-то разыгрывали для прохожих настоящие театральные представления, рекламируя новую микстуру или иное снадобье. В этой роли выступали или восточные торговцы в тюрбане на голове, или шут и римский воин, или больной в ночном колпаке с повязкой на лице и таблеткой во рту.

Очень часто вывески аптек украшает изображение чаши со змеей. Несмотря на повсеместное распространение этого символа, истинное его значение остается спорным. Впервые ее изображения стали появляться примерно в 800-600 годах до н.э. Изначально чаша и змея были атрибутами Гигеи – дочери Эскулапа, которая держала их в разных руках. В последующем эта эмблема была забыта на долгое время. И лишь в XVI веке, по предложению Парацельса, чаша со змеей стала медицинским символом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что змея символизирует мудрость, знание, бессмертие и все добрые начала, а также хорошо известны целебные свойства ее яда, с древних времен широко использовавшегося для приготовления лекарств, а чаша олицетворяет собой сосуд для их хранения. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет - медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак.

Еще один хорошо узнаваемый аптечный знак — ступка и пестик. Их нередко рисовали над входом в аптеку, чтобы неграмотные горожане и путешественники могли без труда найти лавку с лекарственными средствами. Позже этот символ стали использовать на своих гербах университеты, где проходили обучение фармацевты. И до сих пор ступка и пестик часто встречаются на логотипах аптек.


Так же хорошо известен Синий Крест, используемый в ветеринарии, и берущий свое начало от британского благотворительного фондо защиты животных «Синий крест» или «Голубой крест» (англ. The Blue Cross), основанного 10 мая 1897 года в Лондоне как «Our Dumb Friends League», «Общество поощрения доброты к животным»; первая больница для животных была открыта 15 мая 1906 года.


Этот медицинский символ, последнее время заменивший символ Красного Креста на каретах скорой помощи в Украине, называется "Звезда жизни". Эмблема «Звезда жизни» была создана и запатентована в США в 1967 году. Её разработал шеф отдела экстренной медицинской помощи Национального управления безопасности движения на дорогах (NHTSA) Лео Р. Шварц. Мера была вынужденной — Американский Красный Крест запретил использовать применявшийся ранее NHTSA ярко-оранжевый крест (англ. safety orange) на белом фоне (эта эмблема определяла их как подразделения экстренной помощи), считая его имитацией эмблемы Красного Креста. Шесть лучей звезды, в центре которой обычно изображают посох Асклепия, символизируют шесть основных задач, которые решают спасатели в цепи действий при чрезвычайных ситуациях:
  1. Обнаружение
  2. Оповещение
  3. Ответная реакция
  4. Помощь на месте
  5. Помощь во время транспортировки
  6. Передача в специализированный центр помощи

Комментариев нет:

Отправить комментарий