Датой начала существования построенного, согласно указа Петра I от 29 февраля 1708 г., Бикатунского острога у истоков реки Оби, в стрелке между Бией и Катунью, принято считать 18 июня 1709 г. (эта дата записана в первом списке поселенцев крепости). Укрепление должно было защищать юго-восточные границы Российского государства и торговые пути, ведущие в Китай и Монголию.
Точное местонахождение острога не установлено, вероятнее всего, он находился на правом (северном) берегу реки Бии в месте слияния её с Катунью либо немного выше по течению, контролируя традиционное место переправы. В то время Верхнее Приобье (в том числе местность, выбранная для строительства острога), было населено предками современных кумандинцев и телеутов. Острог был вооружён несколькими пушками. Летом 1710 г. направлявшаяся к Кузнецкой крепости армия джунгар не смогла преодолеть Бию, перекрытую теперь пушками острога, и вынуждена была задержаться для переправы в другом месте. Благодаря этому была потеряна внезапность нападения. Отступив от Кузнецкой крепости, джунгары осадили и сожгли Бикатунский острог.
Памятник Петру I |
Дореволюционный город. Вид с Успенского собора |
17 декабря 1917 г. в Бийске была установлена власть Советов, первым председателем Совета депутатов стал З.Я. Двойных. Бийские красногвардейцы в июне 1918 г. приняли участие в сражениях против белочехов. Однако 19 июня 1918 г. город перешёл под контроль войск Временного Сибирского правительства, а затем Верховного правителя России и Верховного же главнокомандующего Русской армией, а так же учёного-океанографа и полярного исследователя адмирала А.В. Колчака. Весной 1919 г. в городе действовала, готовя вооружённое восстание, подпольная большевистская группа под руководством П.Н. Мерлина, устранённая в июне 1919 г. Советская власть была вновь установлена 9 декабря 1919 г.
И. С. Проханов и его спутники высадили саженцы на месте, где предполагался Евангельск |
Во время Великой Отечественной войны на фронт ушло 26456 бийчан, из которых погибло и не вернулось 9772 человека. В Бийск был эвакуирован ряд крупных промышленных предприятий (котельный завод, завод «Молмаш», завод «Продмаш», завод «Электропечь», спичечная фабрика, обувная фабрика) и в глубоком тылу продолжался выпуск необходимой стране продукции. Кроме того, в Бийске размещалось 23 госпиталя, в которых восстановили своё здоровье более 200 тысяч раненых. В Бийск в октябре 1941 г. было эвакуровано Мичуринское военное инженерное училище.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1975 г. город был разделён на два района — Приобский и Восточный, в 2002 году районное деление было отменено.
Официальная символика
Герб уездному городу Бийску был пожалован именным указом императора Александра I 20 марта 1804 г. Его верхняя часть представляет собой герб губернского города Томска: на «щите, имеющем зелёное поле, изображён серебряный конь, бегущий в правую сторону». Поскольку в то время Бийск был уездным городом, относящимся к Колывано-Воскресенскому горному округу, на гербе появилось изображение шахты. 28 марта 2008 г. городская Дума утвердила положение о гербе муниципального образования Бийск, в котором сказано: «Герб города Бийска имеет форму французского щита без короны и ленты. Щит разделён на две равные части по горизонтали. В верхней части расположен Томский (губернского города), или наместнический, герб: на зелёном поле изображена белая скачущая в правую сторону лошадь. В нижней части герба на голубом фоне на золотой горе — горная шахта».
Гимн города был утверждён Думой города 23 октября 2008 г., его текст написал известный поэт, заслуженный работник культуры РФ Сергей Алексеевич Иноземцев.
Славься, наш город
Мы песней на счастье поделимся с вами,
Пусть каждый подтянет в любом далеке.
Давайте сегодня все вместе восславим
Любимый наш город на Бии-реке.
Под звон колокольный небесною синью
Плывет ослепительный солнечный диск,
Приветствуя сына державной России
С таким поэтическим именем — Бийск.
А Бийск устремляется в высь этажами,
И дремлют на крышах столетий ветра.
Он нравится нынешним всем горожанам,
Поставленный здесь по указу Петра.
Мы Бийск на Алтае орленком растили,
С надеждой его провожая в полет,
Во славу Сибири,
Во славу России,
Во славу твою, наш великий народ!
Конкурс по разработке эскиза флага не состоялся.
Расположен Бийск в континентальной области северного умеренного климатического пояса Земли. Город находится на юго-востоке Западно-Сибирской равнины на южном краю Бийско-Чумышской возвышенности в зоне лесостепи с достаточным увлажнением и характеризуется холодной зимой и жарким летом. Так в холодное время года климат Бийска мало отличается от других территорий юга Западной Сибири, однако холодный воздух Сибирского антициклона может несколько дольше застаивается, чем в Барнауле или Новокузнецке, так как Бийск более прикрыт горными системами от ветров. Бийск и южная часть Бийского района характеризуются наименьшей среднегодовой скоростью ветра в Алтайском крае и одним из самых низких значений этого показателя в России (ниже среднегодовая скорость ветра только в межгорных котловинах). В конце декабря-январе в Бийске какой-либо ветер может отсутствовать по несколько дней подряд. Такая штилевая погода может существенно ухудшать состояние атмосферы города. Однако близость города к горным системам Алтая и Салаирского кряжа летом смягчает климат по сравнению с климатом других городов Западной Сибири, формируя летом более комфортную погоду, похожую на погоду городов умеренно-континентального климата европейской части России, например, Ижевска. Стоит отметить, что среднемесячные летние температуры в Бийске несколько ниже, чем в расположенных севернее, но дальше от гор Абакане, Барнауле и даже Омске. Однако пиковые летние максимумы температуры в Бийске выше. Вместе с тем осадков, особенно в летний период здесь выпадает больше. Кроме того, распределение осадков по месяцам в Бийске равномернее, чем в Барнауле, Кемерово и Новосибирске.
В Бийске находится один из трёх в России (ещё есть в Минусинске и Рыбинске) памятников Ленину в шапке-ушанке |
Полёт ракеты-носителя «Союз» над Бийском |
Полёт ракеты-носителя «Протон» над Бийском |
Бонус. БИЙСКИЙ ПОГРОМ: 25 ИЮНЯ 1961 Г.
Об этом событии пока мне удалось собрать несколько свидетельств, - пишет автор материала в газете "Алтайская правда" Анатолий Муравлев, - упоминания в книгах Владимира Козлова, Николая Зеньковича и Виталия Сорокина, архивные документы, воспоминания родственников некоторых участников погрома и тех, кто противостоял толпе. По архивным данным и публикации Владимира Козлова в книге "Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе", версия бийского погрома выглядит так. Николай Трубников, 38-летний плотник, с женой-домохозяйкой Марией и зятем Анатолием Прилепских (правильно - Прилепский), проживавшие в селе Первомайское Бийского района, приехали в тот злополучный день на базар города Бийска с намерением купить подержанную автомашину или мотоцикл. Они имели на руках 2580 "новых" рублей, обмененных накануне по хрущевской денежной реформе. Покупка не удалась. Мужчины решили выпить, а Мария Трубникова отлучилась в торговые ряды базара. В этот момент к выпивавшим подошел милицейский наряд в составе участкового уполномоченного Зосима, рядового Лейзерзона и бригадмильца Огнева, потребовавший прекратить распитие спиртных напитков в общественном месте. Мужчины начали громко ругаться. Шумные препирания привлекли внимание завсегдатаев базара. Однако Лейзерзону и Огневу все же удалось препроводить Прилепского в комнату милиции. Трубников тем временем затеял драку с Зосимом, порвал на нем рубашку. Щуплый милиционер в борьбе с крупным и сильным сельским жителем вынужден был сначала воспользоваться свистком, а затем выстрелить из пистолета вверх. Эти сцены буквально притянули к себе базарных зевак, собралась толпа. Подоспевшие на помощь милиционеры посадили Трубникова в милицейскую машину. Тем временем Мария Трубникова, обнаружив исчезновение мужчин вместе с деньгами, начала громко кричать о том, что милиционеры украли деньги. Возбужденная толпа перевернула милицейскую машину. Вскоре в эпицентре событий вновь оказался отпущенный милицией перебинтованный Николай Трубников, кричавший, что его избили "гады менты" и отняли 30 тысяч рублей.
ПОДСТРЕКАТЕЛИ
Как это нередко бывает в ходе массовых волнений, в толпе, сменяя друг друга, появляются лидеры. Так происходило и в этот раз на базаре города Бийска. 37-летний Виталий Лисин, одноногий инвалид войны, нигде не работавший, отец троих детей, размахивая костылем, призывал "убить работников милиции". Еще одним подстрекателем явился Иван Ляхов, обиженный на жизнь и на милицию. Сам он в насилиях и избиениях почти не участвовал, но всячески воодушевлял толпу на новые подвиги, подсказывал погромщикам, что делать. В аналогичной роли выступал и 45-летний внештатный заготовитель заготконторы райпотребсоюза из Горно-Алтайской автономной области Байрам Кукоев. Он без устали, в течение нескольких часов подогревал толпу выкриками: "Убивать их надо", "Давно бы им надо это устроить", "Бейте их, ребята". Среди тех, кто воспользовался ситуацией, чтобы свести старые счеты с Зосимом и Лейзерзоном, был Михаил Мельников, завсегдатай базара, инвалид второй группы. Его не раз задерживала милиция за мелкое хулиганство, а также перепрод ажу вещей, что по законам того времени считалось спекуляцией. Мельников кричал, обращаясь к Зосиму: "Попался гад, бейте его, чтобы он не мешал жить нашему брату". Активными участниками конфликта были пьяные молодые люди: водитель Станислав Косых, слесарь Николай Ченцов, дорожный рабочий Михаил Филатов и другие. Кричали, кидали камни, били, плевались. А 20-летний Николай Ченцов догадался залезть под капот милицейского автомобиля и оборвать провода, чтобы не дать ему уехать.
ПОДМОГА
Пока возбужденная толпа пыталась вытащить Зосима из перевернутой машины для расправы, а волнения еще не набрали полной силы, представители властей пытались договориться с базарным скопищем похорошему. На рынок прибыли сначала заместитель начальника городского отдела милиции с подчиненными, затем его руководитель Овчинников и председатель горисполкома Гаркавый. Последний попробовал выступить перед толпой, но его освистали и согнали с перевернутой машины, превращенной в трибуну. Толпа уже достигла того уровня погромной истерики, когда слушают и слышат только "своих" и только то, что ей хотелось бы слышать.
Также сорвалась попытка разогнать собравшихся с помощью пожарных брандспойтов. Участники событий просто порезали пожарные рукава, и команда огнеборцев бесславно убралась с территории базара. Представители власти вызвали на подмогу солдат. Однако до прибытия военных жизнь участкового уполномоченного Зосима буквально висела на волоске. Он находился в салоне перевернутого толпой милицейского автомобиля. Там его не раз доставали кулаками и палками. Наконец пьяный Михаил Панькин сумел выкрутить руку Зосима, в которой был пистолет, а другой рукой сдавить его горло. Раздался непроизвольный выстрел, потом другой. Панькин с захваченным пистолетом выбрался из машины. Но начальник милиции Овчинников, к счастью, мгновенно вырвал у него оружие.
Первым выстрелом был легко ранен Михаил Панькин, а вторым - Захар Соколов, забравшийся вслед за Панькиным в машину. Тяжело раненный Соколов позже умер в больнице, не приходя в сознание. Толпа окончательно озверела. Ей наконец удалось вытащить Зосима из машины. Назревал кровавый самосуд. В этот момент на рынке появились солдаты. Они вместе с милиционерами сумели отбить милиционера у толпы, при этом многие участники волнений отчаянно сопротивлялись. В конце концов избитого Зосима перенесли в санитарную машину. Но снова вмешался Виталий Лисин. Он не давал "скорой помощи" уехать, милиционера выбросили на землю и вновь принялись избивать. Наступил момент, когда Лисин решил, что Зосим мертв. Он дал команду: "Ну, теперь хватит. Уже готов". Толпа расступилась. Через пять часов после начала конфликта погром был прекращен совместными усилиями милиции и военных.
СЛЕДСТВИЕ И СУД
10 июля, через 20 дней после волнений, в Бийск из прокуратуры СССР поступило распоряжение "всемерно ускорить следствие с тем, чтобы дело было заслушано в суде в самое ближайшее время". Подсудимых разделили на две группы. В первом процессе судили семь человек: Трубниковых, Панькина, Ченцова, Лукьянова, Филатова и Охотникова. Следователи очень спешили и не очень заботились о качестве расследования. Например, в суде так и осталась невыясненной судьба денег Трубниковых. Первый процесс продолжался три дня - с 5 по 7 сентября. Через месяц, с 3 по 6 октября, проходил второй акт судебного действа над другой группой обвиняемых: Лисиным, Кукоевым, Мельниковым, Косых, Ляховым и Чернышевым.
Исследователь Владимир Козлов утверждает, что всего по обоим процессам три человека были приговорены к смертной казни (впоследствии мера наказания снижена), остальные - к длительным срокам заключения, в основном от 12 до 15 лет лишения свободы.
Однако один из родственников осужденных, пожелавший, чтобы его имя не упоминалось в публикации, твердо утверждает, что Николай Михайлович Трубников был расстрелян. А его жена Мария Петровна отсидела в тюрьме 10 лет. Во время беспорядков никто из представителей власти или работников милиции не был убит.
Местные начальники отделались легким испугом. В большинстве случаев дело ограничилось партийными выговорами. И только заместитель начальника городского отдела милиции Клягин (или Флагин) был снят с работы "за проявленную нерешительность в ликвидации беспорядков и за необеспечение борьбы с нарушителями порядка".
Впрочем, еще один известный документалист - Николай Зенькович, также утверждавший, что знаком с документами о народных волнениях в СССР, представленными КГБ Михаилу Горбачеву, вообще указывает иную дату бийского погрома - 21 июня. Вот его трактовка событий, опубликованная в книге "Тайны уходящего века": "... 21 июня в городе Бийске Алтайского края в массовых беспорядках участвовали 500 человек. Они заступились за пьяного, которого милиция хотела арестовать на центральном рынке. Выпивший гражданин под арест идти не желал и при задержании оказал сопротивление сотрудникам охраны общественного порядка. Возникла потасовка с применением оружия. Один человек был убит, один ранен. 15 особо отличившихся в драке привлечены к уголовной ответственности".
СТРЕЛЬБА
Безусловно интересны и воспоминания участника подавления бийского погрома Евгения Дорохова, работавшего в ту пору заместителем начальника комитета госбезопасности по Алтаю - позже он был начальником УВД края, ныне проживает в Москве, где я в апреле 2002 года записал на диктофон его воспоминания об этом событии.
По мнению Дорохова, милиционеры при задержании мужчин на базаре переусердствовали. Кроме ругани внимание толпы привлекли звуки милицейского свистка и первого выстрела из пистолета. Сильно "завел" толпу такой инцидент. Один бродяга купил или украл на рынке субпродукты (печень, сердце, легкие), "обмыл" приобретение и, размахивая окровавленным свертком, что-то тоже кричал в толпе. В этот момент цыганка, потерявшая в толпе ребенка, подняла крик на весь базар. Ей показалось, что бродяга убил ее цыганенка, недаром же он машет окровавленным свертком. Словом, в толпе распространялись самые невероятные слухи.
По словам Дорохова, к тому времени из Барнаула в Бийск на самолете АН-12 прибыло немало руководителей силовых структур, в том числе и он. Было принято решение ввести в Бийск танковое соединение. Вид вышедших на улицы танков еще сильнее обозлил людей. Как утверждает Дорохов, танки стояли у текстильной фабрики и даже стреляли "маленько". Я пытался уточнить детали:
- А какими снарядами стреляли? Холостыми или боевыми?
- Всяко было. Там была опасность: толпа уже подходила к винзаводу. Если б люди ворвались на винзавод - весь город разнесли бы. Это на улице Кирова - где горисполком старый находился. Да и отдел милиции рядом, а в нем хранится оружие. Стрельба действительно была. Сначала холостыми, потом -зарядами.
- Кто принимал решение об этом?
- Я этого не помню.
- Кто был арестован?
- Арестовали около 20 человек. Молодежь в основном. Среди них были и уголовники. Взяли трех глухонемых ребят. Они не понимали, что происходит, но участвовали в потасовке. Кажется, их тоже приговорили к расстрелу. Толпа бесчинствовала, крушила все.
ПОХОРОНЫ
Виталий Сорокин в книге "Последний в когорте железных вождей" констатирует, что "несколько человек со стороны митингующих погибли". На похоронах люди несли лозунги: "Их убили блюстители порядка", "Моя милиция меня бережет". Когда процессия шла мимо одного из опорных пунктов, группа людей ворвалась в помещение пункта, разбила стекла, сорвала дверь, поломала мебель, но завладеть оружием нападавшие не смогли.
Однако другие источники утверждают: погиб лишь один человек - Захар Соколов (вернее, умер через сутки после ранения). Больше жертв не было. Зверски избитый милиционер Зосим и легко раненный Панькин выжили, несколько человек, включая милиционеров, получили травмы. Родственник 45-летнего работника "Заготзерно" Захара Соколова, с которым я беседовал, утверждает, что похороны прошли тихо, без эксцессов.
Между прочим, бийский погром произошел раньше, чем подобные события в городах Владимирской области Муроме (30 июня 1961 года), Александрове (23 июля 1961 года) и Новочеркасске Ростовской области (1-3 июня 1962 года), где власть также подавляла взбунтовавшихся жителей силой оружия (Впрочем украинцы и здесь опередили: Одесса (18 декабря 1960 г.) и Кривой Рог (26 марта 1961 г.)). Поводы восстаний были разными (в основном антимилицейские), а причины - повышение цен на товары массового спроса, жесткий дефицит товаров и продовольствия, резкий рост производственных норм выработки и снижение расценок. До политических требований дело не дошло.
Анатолий МУРАВЛЕВ, "Алтайская правда", 23.06.2006
Комментариев нет:
Отправить комментарий